УДК 378.1
М. А. Валеева
ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ СТУДЕНТА
Одной ведущих проблем высшего профессионального образования является создание образовательной среды вуза, оптимальным образом учитывающей особенности и закономерности личностного развития студента, его профессионального становления.
Создание в вузе образовательной среды является одной из составляющих учебно-воспитательного процесса, важным фактором формирования образовательной и профессиональной направленности личности студента, его социальной позиции и нравственных ориентиров, неотъемлемой частью качественной подготовки специалиста.
Теоретические аспекты проблемы связаны с изучением образовательной среды как социокультурного, психологического и педагогического феномена.
Современная наука позволяет выделить различные подходы к определению понятия «среда».
В философской трактовке понятие «среда» раскрывается как совокупность природных и социальных условий, в которых протекает жизнедеятельность человека [19].
Социолог В. А. Лекторский рассматривает среду как совокупность условий и влияний, окружающих человека, социально-бытовые условия, обстановку, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий [13].
По мнению Г. М. Коджаспировой, среда является одним из значимых факторов образования и воспитания. Правильно организованная среда способствует индивидуальному и личностному развитию человека [15].
В отечественной педагогике и психологии термин «среда» появился в 20-е гг., когда достаточно часто употреблялись понятия «педагогика среды» (С. Т. Шацкий), «общественная среда ребенка» (П. П. Блонский), «окружающая среда» (А. С. Макаренко).
На уровне ключевых слов содержание понятия «среда» может быть представлено следующим образом: поле, место, пространство, обстановка, условия, окружение, простор, общение, пласт, отражение, совокупность, факторы, сфера, атмосфера.
К ним относятся не только окружающие человека материальные и духовные условия его существования, но и совокупность людей, деятельностей, связанных общностью этих условий.
Проблема роли среды в воспитании исследуется с разных точек зрения. Нам близка позиция А. А. Ергазиной, основанная на идее гуманизма: чем шире доступ, обеспечиваемый средой, к общекультурному достоянию, чем больше возможностей она предоставляет для саморазвития человека, тем более эта среда удовлетворяет условиям, необходимым для формирования опыта деятельности [6].
Мы согласны с мнением И. Г. Шендрика, что среда, в которой находится человек, должна рассматриваться как основа для его изменения, обеспечивая его как инвариантными условиями относительно константного существования, так и средствами их преобразования.
Применительно к образовательной среде подобное утверждение связано с поиском элементов ее составляющих, благодаря которым может проявиться специфически человеческая часть среды обитания субъекта [20].
Н. М. Борытко считает, что в общем случае под средой в педагогике понимается совокупность окружающих человека общественных, материальных и духовных условий его существования и деятельности. Педагог, знающий о роли среды в воспитании, придает наиважнейшее значение усилению ее воспитывающего влияния. Путь через влияние среды с позиции социального воспитания, по мнению исследователя, - это путь опосредованного управления процессом профессионально-личностного становления студента [4].
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что среда может рассматриваться как важное условие развертывания различных сфер человеческой жизнедеятельности, как фактор изменения и развития субъекта.
В современных педагогических исследованиях встречаются также понятия: «информационно-образовательная среда», «вероятностная», «гуманитарная образовательная среда» и др. Остановимся на некоторых из них.
Так, по мнению М. И. Мазур, среда представляет собой совокупность существующих и специально созданных условий, имеющих сложную структуру, внешних по отношению к человеку, воздействующих на него и активизирующих его деятельность. Образовательную среду автор относит к искусственным и социокультурным средам [10].
А. В. Баликоев предлагает использовать понятие структурированной учебной среды. По его мнению, учебная среда есть целенаправленно формируемая организация источников информации, взаимодействуя с которыми конкретный индивид совершенствует функцию выработки оптимального поведения в проблемной ситуации.
А. Ф. Арбузов использует понятие «профессионально-образовательная среда», которая представляет собой многомерную систему влияний, усло-
внй и факторов для становления и развития личности под воздействием пространственно-духовного и предметно-культурного окружения.
Автор утверждает, что, профессионально- образовательная среда, являясь сложной системой, представляет собой социокультурный феномен, суть которого в том, что социум и культура выступают самостоятельными элементами влияния на вариативном поле развития данной среды.
Системообразующие связи внутри профессионально-образовательной среды обеспечивают соединение разных элементов в систему. Внутри социума она выступает главным условием, способствующим развитию личности и профессиональному становлению студентов [1].
Ю. Т. Русаков предлагает термин «развивающая образовательная среда», которая представляет совокупность материальных факторов образовательного процесса и меж человеческих отношений, устанавливаемых субъектами образования в процессе взаимодействия [18].
Под воспитывающей средой В. Г. Рындак понимает природную, географическую, национальную, социальную среду, окружающую человека ежедневно и на протяжении всей его жизни.
В 90-е годы в педагогике появился термин «воспитательное пространство». Это освоенная среда (природная, культурная, социальная, информационная), приспособленная для решения воспитательных задач (И. Д. Демакова) [15].
В последнее десятилетие при обсуждении и изучении проблем образования широко используется, понятие «образовательная среда», которое, однако, содержательно не устоялось и разнообразно трактуется.
По мнению А. Г. Асмолова, понятие образовательной среды является одним из ключевых психологических и педагогических понятий. Она выступает как часть социокультурного пространства, как зона взаимодействия субъектов образовательного процесса. С одной стороны, образовательная среда «задана» и потому выступает как объективная предпосылка развития личности. С другой, она создаётся индивидом, поскольку каждый развивается сообразно своим индивидуальным особенностям и создаёт собственное пространство вхождения в культуру, своё видение ценностей и приоритетов познания. Поскольку всякое знание личностно, образовательная среда, в конечном счёте, особое личностное пространство познания и развития [2].
О. Ю. Мондонен рассматривает образовательную среду как многомерное социально-педагогическое явление, связанное в единое целое различными коммуникативными механизмами и оказывающее ситуативное влияние на развитие ценностных ориентаций личности, отношений и способов поведения, актуализирующихся в процессах их освоения, потребления и распространения [14].
А, В, Иванов выдвигает положение о том, что образовательная среда является сферой не только педагогического влияния, но и областью самостоятельного выбора способов и средств собственного развития.
Если образование является производной культуры и фактором ее развития. то образовательная среда определяется культурной средой и влияет на процесс развития новых культурных образований.
Культурная среда образовательного учреждения, по определению автора, это совокупность разнообразных условий (базовых: инноваций, традиций, поддержки и саморазвития; функционально-образующих: информационных, коммуникативных, интерактивных, духовно-нравственных и предметно-практических: материальных, символических, организационно-унрав-ленческих, психолого-педагогических), созданных педагогами и родителями учащихся, влияющих на процесс культурного развития и саморазвития детей и взрослых в пространстве образовательного учреждения.
Автор акцентирует внимание на том, что важно учитывать и субкультурную среду личности, являющейся непосредственным пространством индивида, в которой он определяет круг своего общения, интересы, ценности, предметное окружение и т. д., в соответствии со своими культурными представлениями.
Важнейшим механизмом развития культурной педагогической среды является активная позиция ее субъектов [7].
Н. А. Кобиашвили отмечает, что для проблемы управления процессом становления образовательной среды важно то, что она может создаваться индивидом - каждый развивается сообразно своим индивидуальным особенностям, творя собственное образовательное пространство как средство вхождения в культуру [8].
По определению Е. А. Марковской, образовательная среда представляет личностное пространство познания и развития, выступает как объективная предпосылка развития личности и в то же время создается индивидом. Как часть социокультурной среды образовательная среда представляет совокупность всех образовательных и социальных институтов. Поэтому в профессиональном становлении проявляются не только индивидуальные особенности субъекта, но и особенности конкретной группы, социального окружения, социокультурной среды [12].
Мы придерживаемся мнения Т. В. Менга, что образовательная среда вуза является таким окружением или «осубъекпшрованным пространством», в котором создаются условия для формирования личности, в частности профессионального становления студента.
Образовательная среда должна содействовать раскрытию еще не проявившихся интересов и способностей, развитию уже проявившихся способностей и личности обучающегося, всех сфер психики (физической, эмоциональ-
ной, познавательной, личностной, духовно-нравственной) в соответствии с индивидуальными особенностями.
Вызывают интерес различные мнения исследователей относительно структуры образовательной среды.
Так, Е. А. Марковская считает, что образовательная среда включает в себя следующие элементы: совокупность образовательных технологий, управление учебно-воспитательным процессом, взаимодействие с внешними образовательными и социальными институтами, эмоциональный климат, личностное благополучие, особенности микрокультуры, качество УВП и т. д. [12].
М. Р. Катунова выделяет такие компоненты образовательной среды, как: предметно-материальный, субъективный, духовный (совокупность традиций, норм, правил).
Г. А. Ковалев, рассматривая «сферу школьной среды» выделил три области: физическое окружение, человеческие факторы и программу обучения.
Ю. С. Мануйлов рассматривает среду как динамическую систему, которая включает следующие компоненты:
1) «ниши» - более или менее однородные в «питательном» отношении части среды, представляющие собой пространство возможностей;
2) «стихии» - властвующие над индивидом мощные силы, которые охватывают, увлекают, обогащают, изменяют и т. п. [11].
П. Ф. Каптерев выделяет такие компоненты, как: ценности общества, средства массовой информации, морально-психологическая атмосфера, формы педагогического взаимодействия, система отношений, требования и эталоны поведения, контакты с субъектами своего и других социумов.
О. Ю. Мондонен выделяет информационный, социальный и технологический компоненты, содержание которых, по мнению автора, обусловлено особенностями образовательных учреждений [14].
В. А. Ясвин определяет образовательную среду как систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственном предметном окружении.
Автор выделяет следующие компоненты вузовской образовательной среды, оказывающие воспитательное воздействие на личность студентов: пространственно-архитектурный, социальный и психодидактический.
Социально-контактная часть среды представляет собой личный пример преподавателей, студентов, их культурный опыт, образ жизни, деятельность, поведение, взаимоотношения и учреждения, организации, группы и их представителей, с которыми студенту приходится взаимодействовать [21].
А. В. Вишнякова выделяет три базовых структурных компонента образовательной среды: пространственно-предметный, социальный и психодидактический.
Автор представляет и характеристические свойства образовательной среды: векторность, интерактивность, целостность, многоаспектность, универсальность, открытость, обширность.
Нам импонируют сформулированные исследователем общие принципы организации образовательной среды в личностно-ориентированном направлении, а именно:
- природосообразность: учет закономерностей природного развития детей, укрепление их физического и психического здоровья;
- культуросообразность: обучение, воспитание и организация жизни детей в контексте культуры;
- жизнетворчество: включение детей в решение реальных проблем их коллективной и личной жизни, обучение технологиям построения собственной жизни в изменяющихся экономических и социокультурных условиях;
- индивидуально-творческий подход: удовлетворение интересов и потребностей в разнообразных видах творческой деятельности;
- сотрудничество, объединение целей детей и взрослых, общая деятельность и согласованность действий, общение и взаимопонимание, общая устремлённость в будущее и взаимная поддержка.
Мы согласны с автором, что состояние образовательной среды предопределяется набором следующих факторов: времени, показателей образовательной среды, показателей внешней среды, случайных факторов. В каждый конкретный временной интервал состояние характеризуется соответствующими свойствами. Множество «значений», описывающих состояние образовательной среды в конкретный временной интервал образует траекторию развития образовательной среды [5].
Н. М. Борытко отмечает, что созидательный воспитывающий потенциал среды привлекает педагогов-практиков и ученых. Воспитательную среду вуза можно представить как совокупность предметно-пространственного, поведенческого, событийного и информационного культурных окружений.
Автор замечает, что в последнее время в отечественном образовании упрочивается понятие «атмосфера» образовательного учреждения как устойчивый эмоционально-психологический настрой в нем, тем самым отражая включенность самого обучающегося как равноправного субъекта [4].
По мнению А. А. Ергазиной, специально организованная пол и культурная образовательная среда включает в себя такие характеристики, как ценностно-смысловая целостность, эмоциональный климат, личностная значимость интеркультурной деятельности и др.
Автор приходит к выводу, что образовательная среда, являясь системообразующим началом, становится полифункциональным элементом, выполняя в вузе разнообразные функции: образовательную, развивающую, деятельностную, гуманистическую и др. [6].
Важно обратить внимание на то, что существенным является не только выделение компонентов образовательной среды, но и их взаимосвязи и взаимообусловленность. Каждый субъект осуществляет свою деятельность, используя пространственно-предметные элементы этой среды в контексте сложившихся в ней социальных отношений.
В педагогической науке и практике, наряду с понятием «образовательная среда», оперируют сегодня и понятием «образовательное пространство». Следует подчеркнуть, что они не идентичны.
Б. К. Коломеец считает образовательной средой часть социокультурного пространства, зону взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов.
О. Е. Лебедев отмечает, что в научной литературе образовательная среда рассматривается как часть социокультурной среды. Под образовательным пространством обычно понимают осваиваемую учащимся окружающую среду для достижения им целей образования. Образовательное пространство человека - это не просто его окружение, а то окружение, которое он воспринимает, на которое реагирует, с которым вступает в контакт, взаимодействует в процессе образовательной деятельности [17].
В. А. Козырев под образовательным пространством понимает набор определенным образом связанных, «расположенных» друг относительно друга факторов (условий), которые могут оказывать влияние на образование человека.
При этом по смыслу в самом понятии образовательного пространства не подразумевается включенность в него обучающегося. Образовательное пространство, по мнению автора, может существовать и независимо от обучающегося.
Понятие образовательная среда также обусловлено взаимосвязанными факторами (условиями), обеспечивающими образование человека. Однако в этом случае предполагается включенность обучающегося в образовательное пространство. Здесь обучающийся не может занимать позицию внешнего независимого наблюдателя. Он занимает внутреннюю позицию [9].
По мнению В. И. Богословского, любое образовательное пространство вмещает в себя различные подпространства, «элементарным» из которых является внутренне формируемое отдельной личностью индивидуальное образовательное пространство.
Суть образовательного пространства составляют такие образовательные процессы, как процессы личностных изменений людей (их групп, общностей) под воздействием обучения и воспитания, смысл которых заключается в создании условий для саморазвития личности в новом понимании образованности - «не как многознания и владения набором профессиональных навыков, а как развитости разнообразных способностей системного характера и высокой степени их продуктивности» [3].
Подобно образовательному пространству образовательная среда, представляя собой часть социокультурного пространства, может иметь различные уровни - от федерального и регионального до уровня конкретного образовательного учреждения и даже личности.
Функционирование образовательной среды невозможно без формирования образовательного пространства в соответствии с целями и задачами, которые задаются соответствующей образовательной системой [16].
В настоящее время можно говорить о том, что человек существует одновременно в различных образовательных пространствах, некоторые из которых взаимосвязаны и взаимодополнительны, но другие - слабо связаны между собой или же практически автономны.
В плоскости пересечения всех образовательных пространств и сред формируется личностное образовательное пространство человека, его индивидуальное образовательное пространство [13].
Осуществленный анализ содержания понятия «образовательная среда» показал многообразие его толкования.
Формирующее влияние образовательной среды на профессиональное становление студента осуществляется посредством его образовательного окружения, в котором необходимо выделить содержание и практику образования.
Достижение большего соответствия образовательной среды и образовательного окружения будет способствовать преодолению кризиса современного образования.
Погружение в образовательную среду призвано способствовать осознанию студентами своей неповторимости, оригинальности, непохожести на других, раскрытию и признанию творческих способностей, саморазвитию, профессиональному становлению.
Библиографический список
1. Арбузов, А. Ф. Профессионально-образовательная среда вуза как фактор воспитания экологической культуры студентов [Текст] /
А. Ф. Арбузов // Высокие технологии в педагогическом процессе. Тезисы докладов V!. Международной научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых и специалистов. - Н. Новгород: ВГИПА, 2005. Том 1. - С. 210-211.
2. Асмолов, А. Г. Психология личности [Текст] / А. Г. Асмолов. - М., 1990.-367 с.
3. Богословский, В. И., Извозчиков В. А. и др. Наука в педагогическом университете [Текст] / В. И. Богословский, В. А. Извозчиков, М. Н. Потемкин. - СПб.: СПбГУ, 2000. - 230 с.
4. Борытко, Н. М. Система профессионального воспитания в вузе: Учеб — метод, пособие [Текст] / Под ред. Н. К. Сергеева / Н. М, Борытко. - М.: АПК и ППРО, 2005.- 120 с.
5. Вишнякова, А. В. Образовательная среда как условие формирования информационно-коммуникативной компетентности учащихся [Текст] /
A. В. Вишнякова: Дисс. ...канд. пед. наук. - Оренбург, 2002. - 173 с.
6. Ергазнна, А. А. Формирование опыта интеркультурной деятельности студента в образовательной среде вуза [Текст] / А. А. Ергазина: Дисс. ...канд. пед. наук. - Оренбург, 2003. - 183 с,
7. Иванов, А. В. Детско-взрослое сообщество культурной среды общеобразовательной школы: Монография [Текст] / И. В. Иванов. - М.:АПК и ППРО.
2005. - 252с.
8. Кобпашвили, Н. А. Образовательная среда вуза как объект управления. // Высокие технологии в педагогическом процессе. Тезисы докладов VI. Международной научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых и специалистов [Текст] / Н. А, Кобиашвили. - Н. Новгород: ВГИПА, 2005. Том 1. -
С. 111-112.
9. Козырев, В. А. Гуманитарная образовательная среда педагогического университета [Текст] / В. А. Козырев. - СПб.: СПбГУ, 1999. - 58 с.
10.Мазур, М. И. Образовательная среда школы как средство реализации интеллектуального потенциала учащихся [Текст] / М. И,. Мазур: Дисс. ...канд. пед. наук. - Новосибирск, 2006. - 201 с.
11. Мануйлов, Ю. С. Средовой подход в воспитании [Текст] / Ю. С. Мануйлов: Дисс. ...д-ра пед. наук. - М., 1996.
12. Марковская, Е. А. Комфортная образовательная среда района как условие развития профессионализма педагогов [Текст] / Е. А, Марковская: Дисс. ...канд. пед. наук. - СПб, 2004. - 159 с.
13. Мастерова, В. А. Воспитательно-образовательная среда вуза как средство развития творческой личности будущего государственного служащего [Текст] /
B. А. Мастерова: Дисс. ...канд. пед. наук. - Саратов, 2003.
М.Мондонен, О. Ю. Образовательная среда педагогического колледжа как фактор профессионального самоопределения студентов [Текст] / О. Ю. Мондонен: Дисс. ...канд. пед. наук. - СПб, 2006. - 330 с.
15. Педагоги ка: Учеб. пособие / В. Г, Рындак, Н. В. Алехина, И. В. Власюк и др.; Под ред. проф. В. Г. Рындак. - М.: Высшая школа,
2006.-495 с.
16. Писарева, С. А. Образовательная среда профильного обучения: Учебно-методическое пособие для учителей [Текст] / Под ред. А. П. Трепициной / С .А. Писарева. - СПб.: КАРО, 2006. - 96 с.
17. Расширение образовательного пространства //Петербургская школа: образовательные программы / Под ред. О. Е. Лебедева. - СПб.: Специальная литература, 1999. - С. 50—60.
18. Русаков, Ю. П. Развивающая образовательная среда колледжа как фактор формирования готовности студентов к профессиональной деятельности [Текст] / Ю. П, Русаков: Дисс. ...канд. пед. наук. — Магнитогорск, 2006. - 175 с.;
19.Словарь-справочник «Человек и общество». - Ростов/нД.: Феникс, 1996.-С. 431.
20.Шендрик, И. Г. Образовательное пространство субъекта и его проектирование [Текст] / И. Г. Шендрик. - М.: АПК и ПРО, 2003. - 156 с.
21. Ясвин, В. А. Образовательная среда [Текст] //Библиотека директора школы / В. А. Ясвин. - М., 2000. - 46 с.
УДК 371.3
Н. Б. Шмелева, Р. В. Сурков
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ СРЕДУ В УСЛОВИЯХ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Главным приоритетом социальной работы в современных условиях развития и реформирования социальной действительности является создание благоприятных условий для качественной жизни, где обеспечение прав человека и социальной справедливости служит основным мотивом и полем деятельности социальных работников. Из солидарности со «слабыми» социальными слоями эта благородная профессия старается минимизировать бедность, освободить социально уязвимых и угнетенных людей, одновременно активизируя их функционирование как полноценных членов общества. Социальный работник в современных условиях должен обладать перспективным видением всех аспектов социальной политики, что, безусловно, позволяет не только расставить верные ориентиры в ее проведении, но и своевременно выявить и скорректировать слабые и «узкие» места в различных сферах жизнедеятельности и, прежде всего, в социальной сфере общества. В тоже время следует подчеркнуть, что специалист социальной работы не сможет достигнуть указанных выше целей, если он профессионально некомпетентен.
Изучению профессиональной компетентности посвящены работы различного круга ученых, в том числе педагогов, психологов, социологов. К примеру, И. А. Зимняя определяет «компетентность» как основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека [1]. А. В. Хуторской рассматривает понятие «компетенция» как совокупность качеств, которые требуются для функционирования в конкретной области деятельности. Компетентность - «уже состоявшееся личностное качество (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере», т. е. владение «учеником соответствующей компетенцией» [2, с. 102-105]. Е. Н. Огарев утверждает, что компетентность - это категория оценочная, она характеризует человека как субъекта специализированной деятель-