УДК 379.821
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АКТИВИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВИСТСКОГО САМОООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОГО КЛУБА
© 2019 Э. А. Казарян
аспирант кафедры педагогики и профессионального образования e-mail: [email protected]
Курский государственный униврестит
В статье изучаются педагогические условия активизации коллективистского самоопределения студентов в жизнедеятельности студенческого клуба. Указывается, что студенческий клуб является частью среды учебного заведения. Описываются требования к этой среде и принципы ее организации.
Ключевые слова: самоопределение, коллективистское самоопределение, студенты, студенческий клуб, среда, педагогические условия.
Проблемы, которые связаны с личностным развитием студентов, находятся в центре внимания постоянно. На современном этапе развития общества эти вопросы имеют особую актуальность, поскольку сегодня можно наблюдать достаточно глубокие и быстро протекающие социальные изменения, а также резко возросшее количество различных факторов, оказывающих влияние на психологический облик современных молодых людей. В этой связи проблема самоопределения человека, то есть осознания им своего места в социуме и в жизни в целом, является не только теоретически, но и практически значимой. Остро актуальным в настоящее время становится именно вопрос самоопределения современных молодых людей, самостоятельного выбора ими ценностных ориентиров, обретения ими внутренней целостности, построения модели собственной жизни.
Один из наиболее древних, но в то же время уникальный и стабильный социальный институт культуры - это клуб. Он, начиная еще с древнегреческих гетерий, представляет собой профессиональное объединение, сообщество людей, которые связаны общими интересами и целями. Клуб - это способ самоорганизации групп людей, создаваемый в разных регионах мира с изначально различными целями, но он всегда является эффективным средством организации коммуникативной деятельности, которая направлена на достижение этих целей. В сообществах и клубах для молодых людей, наряду с развлекательными и спортивными мероприятиями, посвящением в ремесло, обучением практическим навыкам, всегда проходила работа по пониманию и осмыслению текущей ситуации и самоопределения, выработке общих целей и ценностей, стратегий, принятию решений [Туев 1998: 73]. Самоопределение являлось одной из основных функций клуба при учебном заведении.
Одним из центральных понятий нашего исследования является понятие самоопределения, под которым А.Н. Леонтьев понимает «глубокое индивидуальное преломление норм и ценностей окружающей действительности, основное следствие которого - избирательное отношение к миру, выбор тех деятельностей, которые личность делает своими» [Леонтьев, Шелобанова 2001: 58].
И.П. Смирнов рассматривал самоопределение как «усвоение, принятие определенного мировоззрения, нахождение баланса между осознанием своих субъективных качеств и общественных требований. В своих работах он характеризует
процесс становления и развития процесса личностного самоопределения, выделяет выбор в качестве механизма данного процесса» [Смирнов 2002: 81].
П.Г. Щедровицкий рассматривает самоопределение как «способность человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, как умение переосмысливать собственную сущность» [Щедровицкий, Шадриков 1990: 36].
Под коллективистским самоопределением мы понимаем избирательное отношение индивидов к воздействиям конкретной социальной общности, при котором они принимают одни из ее влияний и отвергают другие в зависимости от опосредствующих факторов: идеалов, целей деятельности, принятых социальных ценностей, норм и т. п. Коллективистское самоопределение представляет собой альтернативу как конформному, так и неконформному или негативистскому поведению. В развитом коллективе коллективистское самоопределение является одним из коллективообразующих признаков [Краткий психологический словарь 1985: 192].
Стоит отметить, что феномен коллективистского самоопределения возникает тогда, когда поведение личности в условиях специально организованного группового давления определяется не непосредственным влиянием группы и не индивидуальными качествами внушаемости (невнушаемости), а в первую очередь принятыми в группе целями и задачами деятельности, устойчивыми ценностными ориентациями, которые личность защищает даже вопреки давлению. В коллективе, в отличие от диффузной группы, коллективистское самоопределение является преобладающим способом реакции на любое давление извне, в том числе и на давление собственной группы, и потому является формообразующим признаком коллектива.
Студенческий клуб при учебном заведении реализует особые роли и функции. Среди них:
- выстраивание студентом разных траекторий и разных сценариев собственного развития;
- определение своих целей;
- определение шагов, необходимых для достижения своих целей;
- выработка ценностного отношения к жизни в течение процесса образования;
- выстраивание конструктивной коммуникации с преподавателями, наставниками, коллегами.
Некоторые из этих функций способны осуществляться в течение более или менее регламентируемого образовательного процесса. А некоторые могут протекать только в клубной среде, где для их осуществления создано пространство нерегламентируемой коммуникации, свободы входа и выхода, где возможно самоопределение, в том числе и коллективистское.
Рассмотрим этапы самоопределения студентов в процессе их участия в деятельности студенческих клубов.
Первым этапом самоопределения является этап предварительной подготовки, на котором студенты должны овладеть информацией обо всех видах деятельности различных студенческих объединений, имеющихся в учебном заведении. Чрезвычайно важным для данного этапа является предоставить студентам возможность получить всю информацию о способах и методах планирования и организации, деятельности студенческих клубов. Способствовать этому будет активная пропаганда сведений, заключающаяся в рекламе как клубной деятельности в целом, так и отдельных досуговых и культурных мероприятий. Подобная информатизация позволит студенту очертить область деятельности, в которой он испытывает недостаток и в развитии которой он заинтересован.
Вторым этапом самоопределения является этап потребления. На этом этапе студенты являются исключительно зрителями. Чрезвычайно важно, чтобы студент, по
причине недостаточной проработанности содержательных и организационных аспектов деятельности студенческих клубов, на этапе потребления не получил негативную установку как ко всей деятельности объединения, так и к определенному виду деятельности. Только в случае, если организация деятельности студенческого клуба будет соответствовать запросам студентов, у них может возникнуть достаточная мотивация к данной деятельности.
И наконец, третий этап - этап непосредственного выбора вида деятельности и выбора студенческого клуба, который соответствует актуализации интересов студента.
Студенческий клуб является частью среды учебного заведения. С точки зрения философии «среда» представляет собой некоторую совокупность природных и социальных условий, в которых протекает человеческая жизнедеятельность [Словарь-справочник 1996: 431].
С позиции социологии, в частности в понимании В.А. Лекторского, среда - это совокупность влияний и условий, которые окружают человека, обстановка, социально-бытовые условия и, помимо этого, совокупность связанных этими условиями людей (см.: [Мастерова 2003: 38]).
По мысли исследователя Г.М. Коджаспировой, «среда представляет собой один из значимых факторов воспитания и образования. Среда, если она верно организована, в обязательном порядке будет способствовать личностному и индивидуальному развитию человека» (см.: [Педагогика 2006: 126]).
Мы полагаем, что студенческий клуб необходимо рассматривать в качестве основы для изменения человека, в качестве среды, которая обеспечивает его и инвариантными условиями в отношении константного существования, и средствами их преобразования.
Рассмотрим, какой должна быть среда студенческого клуба и какие педагогические условия необходимы для активизации коллективистского самоопределения студентов в жизнедеятельности студенческого клуба.
Важной в этом отношении представляется следующая идея: чем более широкий доступ имеется к общекультурному достоянию, который обеспечивается средой в целом и студенческим клубом в частности, чем они дают больше возможностей для того, чтобы личность саморазвивалась, тем студенческий клуб более удовлетворяет условиям, которые необходимы для активизации коллективистского самоопределения.
В жизнедеятельности студенческого клуба имеется совокупность окружающих человека материальных, общественных, духовных условий его деятельности и существования. Педагог, знающий о роли студенческого клуба в самоопределении, в том числе и коллективистском, придает чрезвычайно важное значение усилению его образовательного и воспитывающего влияния, он выстраивает путь опосредованного управления процессом личностного и профессионального становления студента [Борытко 2005: 32].
Студенческий клуб, как часть образовательной среды, часть социокультурного пространства, представляет собой зону, в рамках которой взаимодействуют все субъекты образовательного процесса, в результате чего происходит активизация коллективистского самоопределения студентов. Эта зона, с одной стороны, «задана» изначально и, как следствие, является объективной предпосылкой личностного развития студента. С другой же стороны, ее создаёт непосредственно и сам индивид, так как каждый человек развивается в соответствии со своими собственными индивидуальными особенностями, он создаёт свое личное пространство вхождения в культуру, у него имеется своё видение приоритетов познания и ценностей [Асмолов 1990: 91].
Студенческий клуб как часть образовательной среды представляет собой такое социально-педагогическое явление, которое в единое целое связано посредством разных коммуникативных механизмов и оказывает ситуативное влияние на то, каким образом у личности будут развиваться ценностные ориентации, способы поведения, отношения, которые актуализируются в процессах их освоения и распространения [Мандонен 2006: 134]. Все это, бесспорно, оказывает влияние на активизацию коллективистского самоопределения студентов.
Поскольку студенческий клуб - это не только сфера педагогического влияния, но и область самостоятельного выбора средств и способов собственного развития, то его жизнедеятельность, с нашей точки зрения, оказывает влияние на коллективистское самоопределение.
Среда образовательного учреждения в целом и студенческий клуб в частности представляют собой совокупность различных условий. Можно выделить следующие условия, которые необходимы для активизации коллективистского самоопределения:
- базовые - традиции, инновации, саморазвитие, поддержка;
- функционально-образующие,, включающие коммуникативные, информационные, духовно-нравственные, интерактивные условия;
- предметно-практические, в частности символические, материальные, психолого-педагогические, организационно-управленческие условия.
Данные условия создаются педагогами, родителями, самими студентами. Они оказывают влияние на процесс саморазвития и культурного развития студентов в пространстве учебного заведения.
Говоря о коллективистском самоопределении, нельзя не учитывать и субкультурную среду личности, являющуюся непосредственным пространством личности. Студент в рамках этой среды определяет свои интересы, круг общения, предметное окружение, ценности и т.п. согласно своим культурным представлениям, что, безусловно, оказывает влияние на активизацию рассматриваемого типа самоопределения, поскольку одним из важнейших механизмов такого самоопределения является, на наш взгляд, активная позиция субъектов этой среды.
Для активизации коллективистского самоопределения в жизнедеятельности студенческого клуба в обязательном порядке должны присутствовать предметно-материальный, субъективный, духовный компоненты, то есть совокупность традиций, правил, ценностей и норм.
Считаем важным отметить, что активизация коллективистского самоопределения будет осуществляться только в том случае, если жизнедеятельность студенческого клуба выстраивается:
- на принципе природосообразности, в соответствии с которым учитываются закономерности природного развития людей, укрепление психического и физического здоровья студентов;
- принципе культуросообразности, то есть ситуация, когда воспитание, обучение, а также организация студенческой жизни осуществляются в контексте культуры;
- принципе жизнетворчества, то есть включении студентов в решение проблем как их личной, так и коллективной жизни, их обучении тому, каким образом выстраивать свою собственную жизнь в социокультурных и экономических условиях, постоянно изменяющихся;
- индивидуально-творческом подходе, то есть удовлетворении потребностей и интересов обучающихся вуза в различных видах творчества;
- принципе сотрудничества, то есть на объединении целей студентов и преподавателей, согласованности действий всех участников учебно-воспитательного
процесса, совместной деятельности педагогов и учащихся, взаимопонимании, коммуникации, взаимной поддержке, а также общей устремлённости в будущее.
Заключение. В коллективистском самоопределении соединяются воедино как индивидуальные особенности субъекта, так и особенности социального окружения в студенческом клубе, определенной группы людей и социокультурной среды. Цель студенческого клуба - содействовать раскрытию способностей и интересов, которые еще не проявились, развитию личности обучающегося и проявившихся способностей, а также всех психических сфер (эмоциональной, физической, личностной, познавательной и духовно-нравственной) согласно индивидуальным особенностям. В студенческом клубе создаются условия как для формирования личности в целом, так и для активизации коллективистского самоопределения.
Библиографический список
Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Наука, 1990. 367 с.
Борытко Н.М. Система профессионального воспитания в вузе. М.: АПК и ППРО, 2005. 120 с.
Краткий психологический словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. 431 с.
Леонтьев Д.А., Шелобанова Е.В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии. 2001. №1. С. 57-65.
Мастерова В.А. Воспитательно-образовательная среда вуза как средство развития творческой личности будущего государственного служащего. Саратов, 2003. 224 с.
Мондонен О.Ю. Образовательная среда педагогического колледжа как фактор профессионального самоопределения студентов. СПб., 2006. 330 с.
Педагогика / под ред. В.Г. Рындак. М.: Высшая школа, 2006. 495 с.
Словарь-справочник «Человек и общество». Ростов н/Д.: Феникс, 1996. С. 431.
Смирнов И.П. Человек - образование - профессия - личность. М.: Граф-Пресс, 2002. 419 с.
Туев В.В. Феномен клуба (историко-педагогический анализ): дис. ... докт. пед. наук. М., 1998. 547 с.
Щедровицкий П.Г., Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1990. 185 с.