Новикова С. В., Никифорова Н. А.
ГБОУ СОШ № 191 с углубленным изучением
иностранных языков
ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ
И РАЗРАБОТКИ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В представленной статье раскрываются различные аспекты, влияющие на психическое и физическое здоровье детей, которые используют в повседневной жизни Интернет и различные электронные гаджеты. Так же описана структура мультимедиа-программ, раскрыты некоторые нюансы и показаны трудности, с которыми сталкивается педагог при создании мультимедиа курсов.
Ключевые слова: мультимедиа-программы, Интернет, компьютер, информационная среда, гипертекст, педагог, учебный материал, учащиеся
В настоящее время школа и Интернет взаимосвязаны. Поскольку сейчас сложно найти ребенка, не использующего компьютер, дети очень быстро овладевают информационными технологиями. Как все новое, Интернет и компьютер создают и проблемы. Отсюда можно обозначить положительные и отрицательные аспекты взаимодействия Человека и Компьютера, и Интернета в частности. Эта глобальная тема будет актуальна еще очень долгое время. Ведь от того, умеет ли ребенок пользоваться компьютером, зависит его дальнейшее будущее, так как основной объем информации современный человек получает именно от компьютера, от обычных новостей до блогов и постов в соцсетях, а обладание актуальными знаниями - это путь к успешной карьере. Поэтому сейчас трудно найти родителя, которого не волновала бы излишняя увлеченность ребенка компьютером и Интернетом.
Какие же положительные и отрицательные моменты мы может выделить? Итак, плюсы: а) поиск большого количества справочной информации и простой доступ к ней; б) возмож-
ность подбора темы для реферативных и исследовательских работ; в) проведение олимпиад (в том числе и дистанционных), а также возможность для учащегося пройти интересующие задания и определить уровень своих знаний; г) помощь педагогам в создании занимательных занятий, способных заинтересовать учащихся в преподаваемом предмете; д) собрание мультфильмов и обучающих игр для учащихся начальной школы; е) формирование умения работать с информацией: анализировать и загружать ее, обрабатывать, применять; ж) обеспечение досуга ребенка.
Как у медали две стороны, так и данная проблема обладает отрицательной стороной: а) последствия длительного времяпровождения за компьютером, приводящего к различным проблемам со здоровьем, как с физической точки зрения (нарушается осанка, ухудшается зрение и т.п.), так и с психологической (умственные и эмоциональные нарушения и др.); б) потеря интереса к печатным изданиям, поскольку в Интернете возможно отыскать нужную книгу в сокращении или просто посмотреть фильм; в) получение и распространение ложных данных, возникновение неверных представлений об объектах, процессах и явлениях; г) наличие «опасной» для подрастающего поколения информации: религиозные секты, асоциальные сайты, тайные сообщества (самоубийцы, фанаты и др.), экстремистские сайты (представители молодежной субкультуры, как правило, агрессивно настроенные, неонацисты и др.), реклама насилия, порнографические сайты, нецензурная лексика, психологическое давление, мошенники и маньяки [1].
Можно ли решить эту проблему: запретить или разрешить контакт с «цифровым другом»? Компьютер органично вписался в школьную жизнь и стал эффективным инструментом, благодаря которому можно очень разнообразить процесс обучения. Урок, в котором задействован компьютер, вызывает у учащихся эмоциональный подъем, даже «слабые» дети хорошо владеют компьютером, а неверные решения в связи с отсутствием соответствующих знаний стимулируют их
спрашивать у учителя или самим находить нужную информацию во время процесса обучения [3].
Получение новых знаний привлекает и учителей: они гораздо точнее смогут выявить уровень знаний ребенка и его способности, понять его, что стимулирует открывать иные, нетривиальные формы и методы обучения. Это огромная область для развития и проявления креативности как преподавателей, методистов, психологов, так и тех людей, которые умеют и желают работать и развиваться, стремиться понять интересы и запросы современных детей, а также тех, кто любит детей и отдает им частичку себя.
Можно еще долго дискутировать на данную тему, выискивать положительные и отрицательные стороны влияния Интернета и компьютера на обучающихся, рассматривать степень их влияния, рассуждать, превалируют ли плюсы над минусами и т.д., но однозначно можно сказать одно: компьютер - враг тогда, когда он единственный друг...
Соответственно и учитель тоже должен идти в ногу со временем - должен стать мобильным и способным быстро овладеть новыми технологиями, а не находиться в плену стереотипного, шаблонного мышления. Если молодого специалиста обучают по новым технологиям и на современном оборудовании, то как же тяжело перестроиться и научиться работать по-новому педагогам старшего поколения, которых этому не учили, ведь компьютеров тогда не было! Да, для учителей есть большое количество курсов, семинаров и т.д., где они могут повысить свое мастерство, научиться чему-то новому, но в большинстве своем они подразумевают владение компьютером на минимальном уровне «пользователь», что опытным педагогам дается крайне трудно. Но компьютер - это мощный дидактический инструмент в обучении школьников, а значит, нужно учиться. Люди, эффективно и умело пользующиеся компьютерными технологиями и информацией, имеют совершенно иной, отличный от других людей стиль мышления, они по-другому оценивают возникающие проблемы и ищут пути их преодоления, по-другому организуют свою деятельность.
В 2001 г. принята федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды», которая демонстрирует важность использования в образовании телекоммуникационных и компьютерных технологий, а также необходимость возможности доступа к уже имеющимся электронным образовательным порталам и ресурсам и планомерного создания новых. Педагог принимает активное участие в создании электронных учебных пособий, а они освобождают его от скучной и однообразной работы на уроке.
Сейчас технические средства обучения, применяемые в процессе обучения, являются на уроке лишь вспомогательным инструментом. Основная роль в обучении принадлежит, как и прежде, учителю - интерпретатору знаний. Диалог педагога с ребенком в классе является главным каналом передачи знаний. Введение компьютеров в процесс обучения способствует созданию обширной базы справочного и иллюстративного материала, представленного различным образом: в виде текста, графики, анимации, звуковых или видеофрагментов. Компьютер выступает не только лишь проводником, обеспечивающим общение между учеником и педагогом, но и непосредственным участником учебного процесса (при наличии соответствующего программного обеспечения - мультиме-диапрограммы). В младшем школьном возрасте преобладает наглядно-образное мышление, а значит, без помощи мультимедийных программ сложно привлечь внимание ребенка. Поскольку компьютер имеет возможность хранить и представлять мультимедиаинформацию, то можно реализовать дистанционное обучение. Интерактивные мультиме-диапрограммы задействуют нужные виды деятельности ребенка: умственную и физическую, речевую и перцептивную, а это позволяет ускорить процесс усвоения учебного материала, дает возможность учащимся получить практические навыки, а учителю - проверить уровень и качество знаний. Дистанционное обучение, предполагающее обучение на расстоянии с применением мультимедиапрограмм, уже практически зарекомендовало себя как перспективная форма обучения [4].
Создание электронного учебника является основным этапом при проектировании мультимедиапрограммы. Подготовленную разработчиком начальную учебную информацию (графика, текст, мультимедиа) нужно перевести в электронный вид и разместить на необходимых для этого носителях. Материал, используемый в интерактивной части, следует скомпоновать в соответствии с идеей автора в интерактивные кадры таким образом, чтобы учащийся сам мог выбирать темп и, в определенных рамках, последовательность изучения материала, причем с другой стороны - процесс обучения должен оставаться управляемым. В результате использования соответствующего инструментального средства (системы программирования или программы-конструктора) для объединения материала и пользовательского интерфейса появляются соответствующие модули, с которыми и работает обучаемый. Продуманный пользовательский интерфейс значительно упрощает работу с программой, а применение стандартов позволяет пользователю не тратить все свое свободное время на его освоение. Современные, обновленные программы используют графический интерфейс, который построен достаточно универсально, что сильно упрощает работу с различными программами. Знание разработчиком различных интерфейсных решений позволяет ему создать мультимедиапрограммы, в которых наиболее эффективно собрана учебная информация и задействованы все каналы восприятия информации.
Текст - наиболее традиционная форма подачи учебной информации, и компьютер позволяет организовать интерактивную работу с текстом. Осуществить это можно как через механизм гипертекста (переход от одного документа к другому по ключевым словам), так и через изменение его визуальных параметров - цвета, начертания и т.п. Это придает тексту новое дидактическое качество. Для превращения обычного текста в интерактивный иерархический гипертекст требуется выполнить ряд дополнительных действий. Соответственно, необходимо [2]:
1. Провести структурирование текста: во-первых, разбить его на отдельные смысловые модули по содержанию, и,
во-вторых, разбить информацию в каждом модуле по уровню важности (основной текст, комментарии, дополнительные сведения и т.д.), превращая экранный кадр в многослойную иерархическую структуру, навигация по которой осуществляется при помощи гиперссылок, в них могут использоваться выделенные элементы текста (ключевые слова), рисунки или их фрагменты, а также элементы стандартного графического интерфейса (кнопки, переключатели и т.п.).
2. Организовать общую систему навигации по курсу и продумать возможные связи между модулями, позволяющие (там, где это педагогически обосновано) обеспечить легкий переход от одного модуля к другому.
Кроме того, оформление текста может быть не статическим, а динамическим, меняясь в зависимости от действий пользователя. При выводе текстовой информации на экран важно учитывать, что восприятие человеком информации, выведенной на экран монитора, существенно отличается от восприятия той же информации, напечатанной на листе бумаги (даже при сохранении цветового и шрифтового оформления). Человек, читающий книгу, более свободен в выборе позы, чем человек, читающий текст с экрана (при работе с компьютером необходимо манипулировать клавиатурой или мышью). Дополнительный психологический дискомфорт может быть вызван неправильным выбором цветовой гаммы или злоупотреблением различными гарнитурами шрифтов. Эти моменты необходимо учитывать при подготовке текстовой составляющей мультимедиапрограммы.
Иллюстративный материал, такой как рисунки, схемы, карты, репродукции и другое, может существенно облегчить восприятие школьной программы. В печатном издании иллюстрации должны присутствовать всегда одновременно с текстом, а в компьютерной версии они могут вызываться по мере необходимости, с помощью соответствующих элементов пользовательского интерфейса. Компьютерную иллюстрацию, так же как и текст, можно сделать интерактивной. Подбирая иллюстративный материал, важно следовать единому стилю подачи видеоряда (особенно если вы используете видео из
разных источников) и избегать раздражающей пестроты. Особое внимание следует обратить на подбор иллюстраций в высоком качестве.
Отдельные фрагменты лучше всего сделать в мультимедийном формате. При этом нужно стараться органично вписать их в структуру курса, чтобы не возникало ощущения лишнего элемента, вставленного «для красоты». Их нужно использовать там, где наличие данных фрагментов будет наиболее актуально для получения наибольшего дидактического эффекта, раскрывающего содержание учебного материала.
Под мультимедиаинформацией обычно понимается анимация, слайд-шоу, аудио- и видеозаписи. Особенность этих средств, задействованных в обучающих программах, заключается в том, что все они даны в цифровом виде и, значит, не требуют разнообразных носителей и аппаратуры. Все возможности мультимедиа интегрированы в одном устройстве - компьютере. При использовании аудио- и видеофрагментов стоит учитывать, что компьютерный мультимедиакурс интерактивен по определению и применение длинных монологов при статическом экране (а также длинных видеофильмов) в нем противоестественно - для их прослушивания (просмотра) лучше воспользоваться аудио- или видеоплейером.
Включение аудиоподдержки является необязательным для мультимедиапрограмм, однако наличие звука может дать положительный эффект. Аудиокомментарии разработчика помогут придать материалу эмоциональную окраску, а зачастую (при необходимости) и повторить еще раз текст, подчеркивая его важность. Эффективным средством подачи учебной информации служит слайд-шоу - видеоряд с синхронным звуковым сопровождением [2].
При изучении динамических процессов очень важно использовать зрительные образы. Стоит отметить, что анимация, при всех ее достоинствах, имеет существенный недостаток - отсутствие интерактивности. Иногда ее можно имитировать, предварительно подготовив несколько анимационных версий, соответствующих различным действиям обучаемого, однако существуют ситуации, когда изменения на
экране должны соответствовать действиям ученика в режиме реального времени.
Таким образом, резюмируя сказанное, мы понимаем, что педагогу необходимы не только профессиональные знания, но и знания в области компьютерных технологий, дизайна, сценарного и актерского искусства и еще многие другие знания и навыки. Нужна группа единомышленников и необходимое оборудование с программным обеспечением. Поэтому создание эффективных мультимедиапрограмм - достаточно сложная и трудоемкая работа, а их создание только силами автора, без привлечения специалистов по мультимедиатехнологиям, практически невозможно. Но готовый продукт приносит удовлетворение не только учащимся, но и педагогам-создателям.
Список использованной литературы
1. Никифорова Н.А., Терентьева С.В. Влияние информационных технологий на здоровье школьника / / Материалы V Международного конгресса «Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья» / Под ред. А.А. Северного, Ю.С. Шевченко. - М.: ONEBOOK.RU,
2013. - C. 26.
2. Центр дистанционного образования «Прояви себя» / [Электронный ресурс] - http://www.cdops.ru.
3. Андреев И.Л., Березанцев А.Ю., Назарова Л.Н. Новые технологии - новые патологии: Интернет и здоровье человека // Человек и его будущее. - М., 2012. - С. 432-440; Кара-Мурза С.Г. Кризисное обществоведение. - М., 2011. - С. 112.
4. Бучкова А. Современные гаджеты, девайсы и интернет. Как воспитывать детей в таких условиях? / А. Бучкова // Дошкольное воспитание. - 2017. - № 1. - С. 67-73: цв. ил. - ISSN 0012-561X. Вред и польза раннего приобщения ребенка к де-вайсам и интернету. Рекомендации по подбору и использованию игровых программ.
5. Давыдов А.А Социология изучает блогосферу / / Социологические исследования. - 2008. - № 11. - С. 92-101.
© Новикова С. В., Никифорова Н. А., 2017