Научная статья на тему 'Особенности влияния художественной литературы на развитие личности ребёнка дошкольного возраста'

Особенности влияния художественной литературы на развитие личности ребёнка дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2189
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КНИГА / ЧТЕНИЕ / РЕБЁНОК / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ЛИТЕРАТУРА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Голубь М. С., Карпенко А. С.

В данной статье рассматривается вопрос роли и значимости литературы в жизни дошкольника, описываются особенности влияния чтения и выделяются основные рекомендации для родителей и педагогов, повышающие интерес к книгам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности влияния художественной литературы на развитие личности ребёнка дошкольного возраста»

УДК 373.2

М.С. Голубь

канд. пед. наук, доцент КубГУ, г. Краснодар, РФ E-mail: [email protected] А.С. Карпенко Студент 2 курса КубГУ, г.Краснодар, РФ E-mail: karpenkonastya78 @gmail. com

ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация

В данной статье рассматривается вопрос роли и значимости литературы в жизни дошкольника, описываются особенности влияния чтения и выделяются основные рекомендации для родителей и педагогов, повышающие интерес к книгам.

Ключевые слова:

Книга, чтение, ребёнок, дошкольный возраст, литература

В наше время развитие высоких информационных технологий достигло большого уровня. Данный факт обусловлен тенденцией компьютеризации - расширенным применением компьютерной техники и технологий во всех сферах жизнедеятельности человека. Происходит усложнение в системах, нарастает скорость динамики общественных процессов. Несмотря на то, что информация стала движущей силой, следует отметить снижение роли книги и литературы в целом в процессе воспитания личности.

На наш взгляд, этот актуальный вопрос необходим в более подробном изучении, углублении и рассмотрении. Чтение книг должно быть неотъемлемой частью жизни человека. В свои первые годы ребёнок заинтересован окружающей его действительностью, он стремится познать мир только с помощью пока свойственных его возрасту психических процессов: ощущения, восприятия, внимания. Дети очень любят, когда им читают книги вслух взрослые. Благодаря этому малыш развивается: улучшается память, воображение, слух. Ребёнок может вдохновиться прочитанным рассказом или сказкой и приступить к собственному творчеству, сочиняя приключенческие истории. А также в этом процессе важен контакт с родителями. Ведь такие драгоценные минуты, проведенные вместе и наедине с ребенком, окажутся самыми важными и плодотворными, так как взаимоотношения и связь между родителями и ребенком станут еще крепче. Дети очень дорожат такими моментами, потому что чтение интересных и любимых книг у них ассоциируется с общением со взрослыми.

Обращаясь к истории детской литературы необходимо обозначить, что она зарождалась постепенно, основываясь на народной литературе X-XI вв., которая, в свою очередь, включала в себя басни, былины, сказки, легенды, песни. На протяжении дошкольного возраста дети знакомятся с жанрами фольклора: с колыбельными песнями, считалками, пословицами, сказками и так далее. Вместе с тем, они также могут знакомиться с произведениями С.Я.Маршака, К.И.Чуковского, А.С.Пушкина, братьев Гримм, Х.К.Андерсена, Ш.Перро и других писателей. Для младших дошкольников важны иллюстрации к тексту, которые помогают понять содержание и осознать прочитанное.С книгами мы сталкиваемся с самого раннего детства и их значение очень велико в развитии ребёнка. Они расширяют кругозор, знакомят с ранее неизвестными явлениями, учат новому, помогают, воспитывают, формируют первые общественные навыки, передают знания и опыт предшествующих поколений. Благодаря чтению книг закладываются нравственность, человечность и моральные качества. Современные исследователи выявили снижение

интереса к книге и к чтению у детей, так как они проводят всё больше времени, играя в компьютерные игры, смотря телевизор, тем самым занимая свободное время занятиями, отчасти идущими на пользу. Зная, что в детстве дети подражают своим родителям, следует демонстрировать правильный личный пример и самим интересоваться книгами, писателями и их произведениями, понимать важнуюроль книги для воспитания. Обсуждая и анализируя содержание произведения, мы воспитываем, во-первых, личность, во-вторых, читателя в ребёнке.

О роли детской литературы в воспитании ребёнка рассуждали писатели XIX века, такие как В.Ф. Одоевский и Н.Г. Чернышевский. Владимир Фёдорович полагал, что, прежде всего, в детях необходимо воспитывать человека и гуманиста. Он говорил, что именно литература способна пробудить ум и сердце ребенка. В свою очередь, Николай Гаврилович отмечал, что детская литература воспитывает в ребёнке черты характера. Он боролся за то, чтобы в круг детского чтения включали талантливые произведения, которые развивали бы и воспитывали личность. Роль литературного чтения как средства нравственного становления и умственного развития подрастающего поколения была освещена в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. Данные научные деятели говорили о том, что познание жизни литературными средствамизаключается не в ознакомлении с её явлениями, а в их полноценном переживании.

Одна из самых главных задач, стоящих перед родителями и воспитателем, - научить ребёнка любить литературу. Необходимо, чтобы малыш понимал значимость и ценность книги, знал её место, умел с ней правильно и бережно обращаться. Потому что книга вводит подрастающую личность во взрослый мир, наполненный многогранными чувствами, отношениями, мыслями и поступками; помогает понять самого человека и его сущность, разобраться в непростых жизненных ситуациях. Объясняет мир природы, обогащает внутренний мир ребенка, его эмоции и впечатления, развивает восприятие, воображение и фантазию, а также формирует культуру поведения и богатую, красивую русскую речь. Необходимо опираться на лучшие образцы детской литературы, которые передают всё разнообразие нашего мира.

Мы выделяем основные рекомендации для родителей и педагогов, способствующие повышению интереса дошкольников к книгам и художественной литературе: увеличить мотивацию детейк чтению литературы с помощью: художественности и эмоциональности в речи воспитателя или учителя, положительного отношения ребёнка к книгам, заинтересованности конкретными книгами (прежде всего, чтение должно ассоциироваться с получением удовольствия);создание книжного уголка, в котором ребенок может побыть наедине с интересной ему книгой, свободно выбрать её и полистать; привлечение к участию в чтении ребёнкародителей; следует уделять чтению не менее 30 минут в день; личный пример педагогов и родителей (демонстрация положительного отношения к книге, передача читательских привычек);организация и проведение литературных игр(конкурс чтецов, викторины, фестивали) и т.д.

Таким образом, формирование потребности в чтении книг у детей служит фундаментом успешного развития личности. Положительное отношение к книге, к процессу чтения поможет в дальнейшем становлении нравственных и моральных качеств ребёнка. Впоследствии именно книга станет помощником, верным другом и советчиком личности.

Список использованной литературы:

1.Гурович М. М. Ребенок и книга./ М. М. Гурович - Детство-пресс, 2004.

2.Синицына Е. И. Умные сказки./ Е. И. Синицына - М.: Лист, 1999.

3.Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте./ Л. С. Выготский - Санкт-Петербург,1997

© Голубь М.С., Карпенко А.С., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.