УДК 373.2
М.С. Голубь
канд. пед. наук, доцент КубГУ, г. Краснодар, РФ E-mail: [email protected] А.С. Карпенко Студент 2 курса КубГУ, г.Краснодар, РФ E-mail: karpenkonastya78 @gmail. com
ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация
В данной статье рассматривается вопрос роли и значимости литературы в жизни дошкольника, описываются особенности влияния чтения и выделяются основные рекомендации для родителей и педагогов, повышающие интерес к книгам.
Ключевые слова:
Книга, чтение, ребёнок, дошкольный возраст, литература
В наше время развитие высоких информационных технологий достигло большого уровня. Данный факт обусловлен тенденцией компьютеризации - расширенным применением компьютерной техники и технологий во всех сферах жизнедеятельности человека. Происходит усложнение в системах, нарастает скорость динамики общественных процессов. Несмотря на то, что информация стала движущей силой, следует отметить снижение роли книги и литературы в целом в процессе воспитания личности.
На наш взгляд, этот актуальный вопрос необходим в более подробном изучении, углублении и рассмотрении. Чтение книг должно быть неотъемлемой частью жизни человека. В свои первые годы ребёнок заинтересован окружающей его действительностью, он стремится познать мир только с помощью пока свойственных его возрасту психических процессов: ощущения, восприятия, внимания. Дети очень любят, когда им читают книги вслух взрослые. Благодаря этому малыш развивается: улучшается память, воображение, слух. Ребёнок может вдохновиться прочитанным рассказом или сказкой и приступить к собственному творчеству, сочиняя приключенческие истории. А также в этом процессе важен контакт с родителями. Ведь такие драгоценные минуты, проведенные вместе и наедине с ребенком, окажутся самыми важными и плодотворными, так как взаимоотношения и связь между родителями и ребенком станут еще крепче. Дети очень дорожат такими моментами, потому что чтение интересных и любимых книг у них ассоциируется с общением со взрослыми.
Обращаясь к истории детской литературы необходимо обозначить, что она зарождалась постепенно, основываясь на народной литературе X-XI вв., которая, в свою очередь, включала в себя басни, былины, сказки, легенды, песни. На протяжении дошкольного возраста дети знакомятся с жанрами фольклора: с колыбельными песнями, считалками, пословицами, сказками и так далее. Вместе с тем, они также могут знакомиться с произведениями С.Я.Маршака, К.И.Чуковского, А.С.Пушкина, братьев Гримм, Х.К.Андерсена, Ш.Перро и других писателей. Для младших дошкольников важны иллюстрации к тексту, которые помогают понять содержание и осознать прочитанное.С книгами мы сталкиваемся с самого раннего детства и их значение очень велико в развитии ребёнка. Они расширяют кругозор, знакомят с ранее неизвестными явлениями, учат новому, помогают, воспитывают, формируют первые общественные навыки, передают знания и опыт предшествующих поколений. Благодаря чтению книг закладываются нравственность, человечность и моральные качества. Современные исследователи выявили снижение
интереса к книге и к чтению у детей, так как они проводят всё больше времени, играя в компьютерные игры, смотря телевизор, тем самым занимая свободное время занятиями, отчасти идущими на пользу. Зная, что в детстве дети подражают своим родителям, следует демонстрировать правильный личный пример и самим интересоваться книгами, писателями и их произведениями, понимать важнуюроль книги для воспитания. Обсуждая и анализируя содержание произведения, мы воспитываем, во-первых, личность, во-вторых, читателя в ребёнке.
О роли детской литературы в воспитании ребёнка рассуждали писатели XIX века, такие как В.Ф. Одоевский и Н.Г. Чернышевский. Владимир Фёдорович полагал, что, прежде всего, в детях необходимо воспитывать человека и гуманиста. Он говорил, что именно литература способна пробудить ум и сердце ребенка. В свою очередь, Николай Гаврилович отмечал, что детская литература воспитывает в ребёнке черты характера. Он боролся за то, чтобы в круг детского чтения включали талантливые произведения, которые развивали бы и воспитывали личность. Роль литературного чтения как средства нравственного становления и умственного развития подрастающего поколения была освещена в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. Данные научные деятели говорили о том, что познание жизни литературными средствамизаключается не в ознакомлении с её явлениями, а в их полноценном переживании.
Одна из самых главных задач, стоящих перед родителями и воспитателем, - научить ребёнка любить литературу. Необходимо, чтобы малыш понимал значимость и ценность книги, знал её место, умел с ней правильно и бережно обращаться. Потому что книга вводит подрастающую личность во взрослый мир, наполненный многогранными чувствами, отношениями, мыслями и поступками; помогает понять самого человека и его сущность, разобраться в непростых жизненных ситуациях. Объясняет мир природы, обогащает внутренний мир ребенка, его эмоции и впечатления, развивает восприятие, воображение и фантазию, а также формирует культуру поведения и богатую, красивую русскую речь. Необходимо опираться на лучшие образцы детской литературы, которые передают всё разнообразие нашего мира.
Мы выделяем основные рекомендации для родителей и педагогов, способствующие повышению интереса дошкольников к книгам и художественной литературе: увеличить мотивацию детейк чтению литературы с помощью: художественности и эмоциональности в речи воспитателя или учителя, положительного отношения ребёнка к книгам, заинтересованности конкретными книгами (прежде всего, чтение должно ассоциироваться с получением удовольствия);создание книжного уголка, в котором ребенок может побыть наедине с интересной ему книгой, свободно выбрать её и полистать; привлечение к участию в чтении ребёнкародителей; следует уделять чтению не менее 30 минут в день; личный пример педагогов и родителей (демонстрация положительного отношения к книге, передача читательских привычек);организация и проведение литературных игр(конкурс чтецов, викторины, фестивали) и т.д.
Таким образом, формирование потребности в чтении книг у детей служит фундаментом успешного развития личности. Положительное отношение к книге, к процессу чтения поможет в дальнейшем становлении нравственных и моральных качеств ребёнка. Впоследствии именно книга станет помощником, верным другом и советчиком личности.
Список использованной литературы:
1.Гурович М. М. Ребенок и книга./ М. М. Гурович - Детство-пресс, 2004.
2.Синицына Е. И. Умные сказки./ Е. И. Синицына - М.: Лист, 1999.
3.Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте./ Л. С. Выготский - Санкт-Петербург,1997
© Голубь М.С., Карпенко А.С., 2019