О. И. Кокорева
Тульский государственный педагогический университет
им. Л. Н. Толстого Ю. М. Васина
Тульский государственный педагогический университет
им. Л. Н. Толстого
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
В статье рассматриваются стадии развития читательского интереса как основы читательской культуры ребенка. Определяется роль библиотек в формировании читательского интереса. Приводятся критерии сформированной читательского интереса и культуры в дошкольном возрасте
Ключевые слова: читательская культура, культура чтения, библиотеки, читательский интерес.
O. I. Kokoreva
Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University
(Tula, Russia) Yu. M. Vasina
Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University
(Tula, Russia)
FORMATION OF READER'S CULTURE BASICS IN PRESCHOOL AGE
The article deals with the stages of development of reader's interest as the basis of the child's reading culture. The role of libraries in the formation of readers' interest is determined. The criteria of the formed reader's interest and culture in preschool age are given.
Keywords: reading culture, culture of reading, libraries, interest in reading.
DOI 10.22405/2304-4772-2018-2-3-164-175
Читательская биография современного ребенка начинается с дошкольного возраста. Этот начальный, подготовительный период имеет большое значение, так как именно в это время формируется интерес к книге, закладываются основы разносторонней читательской деятельности.
Процессы, происходящие в детском чтении в настоящее время, сложны и противоречивы. В последние годы резко увеличился выпуск литературы для детей, расширилась её тематика, привлекательным стало оформление книг. Положительным фактором является издание и вхождение в круг детского чтения «возвращённой» литературы (Л. Чарская, С. Чёрный, Л. Жаколио, Г. Мало). К этой категории можно отнести «Детскую библию», мифы, легенды, эпос, историческую дореволюционную литературу. Появились новые виды и типы изданий детской литературы (буквари, энциклопедии, справочники). Созданы новые серии «Детский детектив», «Фэнтези». Становится более разнообразной и дифференцированной детская периодика (для семейного чтения, досуга, детского творчества).
Вместе с тем наблюдается целый ряд негативных явлений в области детской книги. В связи с бурным развитием средств массовой информации, в целом, снизился интерес к книге, к чтению. В среде юных читателей в свободном чтении заметен повышенный интерес к развлекательным, облегчённым жанрам литературы. Это вызывает тревогу не только у определённых категорий людей: социологов, психологов, педагогов, библиотекарей, но и у родителей, которым еще не безразлично, что читают их дети.
Снижение уровня читательской активности заметно уже в дошкольном детстве, в возрасте «слушателя». М. М. Гурович, А. Л. Венгер, Е. Л. Синицына [3] отмечают, что нынешние дети 5-6 лет хуже, чем их ровесники несколько лет назад, способны понимать художественный текст. Причинами этого является то, что им меньше читают; художественную литературу они воспринимают с экрана нередко в искаженном, переработанном в духе поп-культуры виде. С художественной литературой конкурируют компьютерные игры, «ужастики», боевики и реклама.
Невозможно переоценить роль семьи в приобщении ребенка к книге, формировании у него интереса к чтению. Однако социологические исследования показывают, что недостаток свободного времени у нынешних родителей, их занятость производственными, общественными делами, материальными проблемами, низкий уровень культуры приводят к тому, что взрослые члены семьи не успевают или не считают нужным читать ребенку, а дети не любят читать и не умеют воспринимать книгу.
Во многих случаях родители являются авторитетом для детей в выборе книг, в оценке прочитанного. Но родители зачастую недостаточно информированы о детской литературе, они рекомендуют детям книги только по воспоминаниям собственного детства, без учёта социально-психологических особенностей современного ребёнка.
Поэтому так важна роль детской библиотеки и дошкольной образовательной организации в формировании интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста.
Основой формирования читательской культуры в дошкольном возрасте должна стать диагностика сформированности интереса к художественной литературе у старших дошкольников [2, с. 13].
Программа диагностики должна осуществляться по двум направлениям: выявление особенностей интереса к художественной литературе у старших дошкольников и изучение отношения родителей к проблеме формирования у детей интереса художественной литературе.
Исходя из этого, в ходе диагностики необходимо решить следующие задачи. Во-первых, определить критерии и показатели интереса дошкольников к художественной литературе. Во-вторых, выявить уровни интереса детей к художественной литературе. В-третьих, изучить отношение родителей к выдвигаемой проблеме.
Изучение особенностей интереса детей к художественной литературе и отношения родителей к этой проблеме должно обеспечить в дальнейшем выбор наиболее действенных методов и форм работы.
Помимо специфических библиотечных методов (таких, как анализ читательских формуляров), следует использовать методы, применяемые в педагогических, психолого-педагогических и социологических исследованиях (наблюдение, беседа, опрос, анкетирование) [4].
Метод анализа читательских формуляров используется с целью выявления наиболее читаемой литературы, мотивов чтения, отношения к прочитанному. В процессе анализа читательских формуляров фиксируются общие сведения о читателе, спрос и его причины, отношение к книге.
1. Протокол анализа читательских формуляров оформляется в виде таблицы по следующей схеме (таблица 1).
Таблица 1
Протокол анализа читательских формуляров
№ п/п Фамили я, имя ребёнка Характеристики выбора книг читателем Заметки библиотека ря (спрос)
Спрос читателя Причина спроса Отношен ие к книге
1
2
В графе «Спрос читателя» фиксируются предпочтения и пожелания ребенка при выборе книги, например, «книга с картинками», «что-нибудь смешное», «сказки», «о машинах», «что-нибудь интересное», «книгу с картинками», «о природе, животных», «сказки», «весёлые стихи Барто», «большую, красивую книгу», «что-нибудь смешное», «о войне», «рассказы Н. Носова» и т.п.
В качестве причины спроса могут быть отмечены: личностный интерес, рекомендация родителей, открытый доступ, выставка, обзор, рекомендация библиотекаря, радио, телевидение, беседа, рекомендация педагога.
Отношение к книге может характеризоваться через ее влияние на действия ребенка: рассматривание иллюстраций, пересказ произведения, перенос сюжета в игру, изготовление модели, лепка или рисунок персонажей, заучивание стихов, семейное чтение вслух и т.п.
В графе «Заметки библиотекаря» фиксируется направленность спроса ребенка: определённый или неопределённый, к внешнему виду книги, отражающий настроение, жанровый, тематический.
По результатам анализа читательских формуляров делается вывод о преобладании у детей интереса к тому или иному жанру, о том на что они в
большей степени обращают внимание: на внешнее оформление книги или на её содержание, на чем основан выбор литературы в большинстве случаев, имеется или нет определённый спрос у детей, а также имеется или отсутствует система целенаправленного приобщения детей к различным жанрам художественной литературы со стороны родителей.
Наши исследования, поведенные на базе детской библиотеки, показали, что у детей старшего дошкольного возраста преобладает интерес к жанру сказки, они больше внимания обращают на внешнее оформление книги, чем на её содержание. Регулярно посещает библиотеку лишь небольшая часть детей. Выбор литературы, в большинстве случаев, происходит по рекомендации родителей. Имеется некоторое преобладание определённого спроса, в то же время система целенаправленного приобщения детей к различным жанрам художественной литературы со стороны родителей отсутствует. Следует также констатировать, что при диагностике предпочтений и пожеланий ребенка при выборе книги, выяснилось, что дети редко выбирают рассказы Л. Н. Толстого. Это свидетельствует о недостаточном приобщении их к творчеству нашего великого земляка.
Целью наблюдений за старшими дошкольниками является изучение особенностей проявления интереса к художественной литературе. Наблюдения следует вести по следующей схеме: инициатива в посещении библиотеки или книжного магазина; регулярность посещения; позиция ребёнка при выборе литературы (активная, пассивная); проявление интереса к внешнему оформлению книги, к ее содержанию, к произведениям определенного жанра или тематики.
Анализ полученных данных дает основание говорить о том, что большинство обследованных детей (65%) проявляют инициативу в посещении библиотеки, однако, регулярно посещают библиотеку лишь 45%; пассивны в выборе литературы 75 % дошкольников; у большинства детей интерес проявляется к оформлению книги (70 %); в основном дети проявляют интерес к произведениям определенного жанра или определенной тематики (80 %).
Следующим пунктом в программе диагностики должна быть беседа с детьми, целью которой является выявление уровня интереса к художественной литературе. Вопросы, например, о чём ты любишь слушать книги: о природе, о технике, о труде, о приключениях или о героических подвигах; какие книги тебе больше всего нравятся: сказки, стихи, рассказы, энциклопедии и познавательные книги, позволяют более детально выяснить предпочтения ребенка.
Проведенный в ходе исследования анализ бесед с детьми показал, что половина детей (50%) считает, что книги нужны, чтобы рассматривать в них картинки, 30% дошкольников ответили, что книги нужны для чтения, и только 20% детей считают книгу источником новых знаний.
Оформление книги привлекает внимание 60% старших дошкольников, а её содержание лишь 40% опрошенных. Слушать произведение или рассматривать иллюстрации интересно примерно одинаковому количеству
детей, соответственно 45% и 55%. Более половины детей (60%) считают, что книги вслух им читают редко.
Тематические предпочтения детей разделились следующим образом, больше всего дошкольники любят книги о приключениях - 35% опрошенных, 30% - книги о природе, 20% - книги о технике, и лишь 15% детей ответили, что любят слушать книги о героических подвигах.
В жанровом разнообразии безусловное лидерство принадлежит сказке, ей отдают предпочтение 55% дошкольников, на втором месте стоят рассказы -20% детей, стихи и познавательные книги нравятся соответственно 15% и 10% опрошенных. Любимого героя книги нет у 40%, а любимой книги у 30% детей.
Ответы детей в ходе беседы свидетельствуют о том, что обсуждение прочитанной книги в семье бывает от случая к случаю у 50% детей, а у 20% обсуждение прочитанной книги в семье вообще не заведено. Более половины опрошенных детей - 55% ответили, что книги им читают регулярно и ничего менять не нужно, а 20% считают, что время на чтение книг необходимо сократить, так как им не хватает времени на игру и просмотр телепередач.
С целью выявления знаний детей о содержании художественной литературы различных жанров может быть использован вопросник, составленный по произведениям, рекомендованным для чтения детям старшего дошкольного возраста. Вопросы, такие как, как ты думаешь, почему рассказ М. Пришвина назван «Золотой луг» или для чего Елизавета Антоновна в рассказе Р. Погодина «Жаба» (из книги «Откуда идут тучи») принесла в дом камень, позволяют выявить уровень понимания произведения, будят воображение ребенка, дети учатся сопереживать и сочувствовать героям произведения.
Результаты изучения читательских формуляров старших дошкольников, наблюдений за детьми, индивидуальных бесед позволили выявить читательские предпочтения детей к произведениям художественной литературы различных жанров
Так, жанр познавательного рассказа вызывает устойчивый интерес у 10%, непостоянный интерес - у 30% детей, а у 60% старших дошкольников интерес к этому жанру практически отсутствует. Устойчивый интерес к жанру сказки проявляют 60%, а непостоянный интерес 40% детей. Стихотворный жанр вызывает устойчивый интерес у 10%, непостоянный интерес - у 60% детей. У 30% дошкольников интерес к стихам отсутствует.
Таким образом, обобщение полученных данных дает основание говорить о том, что большинство детей мало интересуется познавательными рассказами, дошкольники отдают предпочтение жанру сказки.
Для выявления отношения родителей и педагогов к проблеме формирования интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста были проведены анкетирование и наблюдение за родителями при посещении библиотеки.
Полный вариант анкеты, включающей вопросы общего характера (образование, профессия, интересы, предпочтения и т.д.) предлагался родителям, а сокращенный - педагогам.
Анкетирование выявило, что степень некомпетентности родителей и педагогов в вопросах детского чтения не зависит, как правило, от профессии и возраста родителей, культурно-бытового уровня жизни семьи. Часто это следствие их слабой информированности о детской литературе. Степень образованности родителей влияет на приобщение ребёнка к книге: чем выше уровень образования родителей, тем больше они стремятся приобщить ребёнка к книге, сформировать у него интерес к художественной литературе, к жанровому и тематическому её многообразию.
Результаты анкетирования позволили заключить, что все родители старших дошкольников и педагоги дошкольных образовательных организаций отмечали важность формирования у детей интереса к художественной литературе. На вопрос: «Считаете ли Вы, что необходимо и актуально формировать читательский интерес у ребёнка? Почему?», респонденты отвечали следующее: «... чтобы вырос хорошим человеком»; «... потому что художественная литература является источником знаний, расширяет кругозор, развивает интеллектуальное мышление, речь, вырабатывает умение грамотно писать»; «. ребёнок формируется как личность, а без потребности к чтению личность не может быть полноценной»; «. для того чтобы правильно сформировать отношение к настоящему искусству»; «. для эрудиции»; «. для общего развития».
Большинство респондентов (80%) считают, что для формирования читательского интереса у детей требуется руководство со стороны взрослых, прежде всего семьи.
При ответе на вопрос: «Какие ценные качества личности можно сформировать с помощью художественной литературы?» родители и педагоги называли «. желание и умение думать, уважать и понимать себя и окружающий мир»; «. умение обобщать, делать выводы, анализировать, соотносить поступки героев со своими». 70% респондентов на первое место выдвинули доброту, взаимопонимание и отзывчивость. 30% опрошенных главное место отвели милосердию. Также были перечислены такие качества, как сострадание, уважение к старшим, чувство справедливости, честности, порядочности, ответственность, целеустремлённость, готовность прийти на помощь близкому человеку.
Практически все опрошенные родители детей ответили, что у них имеется домашняя библиотека, численностью от 50 до 200 книг. В основном преобладает фантастическая и приключенческая литература.
На вопрос «Как Ваша семья проводит свободное время?» родители отвечали, что «свободного времени очень мало, поэтому в основном смотрим вечером телевизор или общаемся с компьютером»; «когда удаётся выкроить свободное время, стараемся выехать на природу или позаниматься спортом»; «свободное время мы проводим, посещая музеи, выставки, иногда ходим в театр»; «после работы, когда есть свободное время мы с детьми любим почитать книгу, или заняться каким-либо творчеством: вышивка, рисунок».
Только 30% опрошенных родителей ответили, что в свободное время они читают книги с детьми, 70% проводят свободное время у телевизора, компьютера, предпочитают активный отдых на природе.
При ответе на вопрос «Литературу, каких жанров предпочитает Ваш ребёнок?» более половины родителей - 55% назвали сказку, 30% - стихи, 15% -рассказы.
На вопрос «Какую книгу Вы читаете сейчас со своим ребёнком?» 40% родителей ответили, что в данный момент ничего не читают. 30% опрошенных назвали книги приключенческого жанра (Дж. Ролинг «Гарри Поттер», А. Н. Толстой «Приключения Буратино», А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»). 20% родителей ответили, что читают стихи А. С. Пушкина, С. Я. Маршака, и только 10% сказали, что в настоящее время читают с детьми познавательную литературу (серию книг из цикла «Детская энциклопедия»).
Дать ответ на вопрос «Как Вы формируете интерес у ребенка к художественной литературе в условиях семьи?» смогли только 30% родителей. Самый распространенный ответ: «Посещаем с ребенком выставки в библиотеке, читаем ему сказки, познавательные рассказы, стихи, ходим на спектакли».
Все родители оказались единодушны в том, что детская библиотека и дошкольная образовательная организация должны оказывать помощь семье в формировании интереса у детей к художественной литературе.
Наблюдение за родителями при посещении библиотеки проводилось по следующей схеме: регулярность посещения библиотеки; эмоциональный настрой при посещении библиотеки; активность позиции взрослого в выборе литературы; предоставление ребёнку возможности самостоятельного выбора книги; обращение внимания ребёнка на оформление или содержание книги; выбор жанра и темы произведения.
Результаты наблюдения, проведенного в рамках нашего исследования, показали, что 45% родителей регулярно посещают библиотеку с ребёнком; ярко выраженный положительный эмоциональный настрой при посещении библиотеки проявляется у 80 % из них.
Активную позицию в выборе литературы занимают 55% родителей; 45% предоставляют ребёнку возможность самостоятельно выбрать книгу. На содержание книги внимание ребёнка обращают 60 % родителей, а на её оформление - 40 %.
Для диагностики интереса детей к художественной литературе были определены и охарактеризованы его уровни. На основании анализа психолого-педагогической литературы (Л. И. Божович, А. А.Люблинская, Г. И. Щукина, А. К. Маркова, Н. А.Бойченко, Н. К.Постникова, О. В. Прозорова, Э. Л. Баранова и др.) [1, с. 3], интерес нами определялся по следующим критериям: содержательность; широта и глубина; устойчивость.
Характеристика уровней в соответствии с выделенными критериями представлена в таблице 2.
Таблица 2
Характеристика уровней сформированности интереса детей к
художественной литературе
Й (и в о Критерии
Содержательность широта и устойчивость
£ глубина
1 2 3 4
Ребенок имеет Ребенок Ребёнок постоянно проявляет навык
точные знания о интересуется сосредоточенного, внимательного,
художественной произведениями длительного слушания произведений,
литературе, ее разных жанров высказывает своё отношение к ним.
жанрах. Хорошо и тематики; Постоянно просит родителей
знает проявляет почитать любимую книгу, долго
содержание пристальный, рассматривает иллюстрации,
познавательных глубокий беседует по книге. Актуализирует
рассказов, интерес к знания о художественной литературе
русских содержанию в разных видах деятельности,
народных произведения, к переносит образы положительных
сказок, стихов, поступкам и литературных героев на себя в
легко переживаниям реальной жизни; проявляет
й и к пересказывает героев; задаёт аккуратное и бережное отношение к
их. Называет вопросы по книгам, проявляет инициативу в
о с авторов, главных содержанию ремонте книг.
ы В героев своих книги.
любимых произведений. Стремится сравнивать новое произведение с ранее известным. Постоянно интересуется книжными выставками в библиотеке, новыми поступлениями; любит рассматривать иллюстрации; с удовольствием участвует в литературных играх.
1 2 3 4
Ребенок Ребенок мало Не всегда внимательно и долго слушает
имеет знания интересуется произведения, высказывает своё отношение
о познавательно к ним, кратко мотивируя или не раскрывая
художественн й его. Обращается к родителям с просьбой
ой литературой. почитать книгу, рассматривает
литературе, Проявляет иллюстрации, отвечает на вопросы по
но не всегда интерес к содержанию книги. Актуализация знаний о
может содержанию художественной литературе
назвать ее книги; прослеживается в игровой деятельности.
жанры. желание вести Иногда переносит образы литературных
Нечетко знает беседу по героев на себя в реальной жизни; не всегда
содержание прослушанно аккуратен в обращении с книгами,
познавательн му участвует в их ремонте.
ых рассказов, произведению
« н й русских . Не всегда
К ч народных обращает
(и Р сказок, внимание на
О С стихов; книжные
неуверенно выставки в
называет библиотеке,
авторов, на новые
главных поступления
героев книг,
произведений журналов.
. Не Любит
стремится рассматривать
сравнивать иллюстрации,
новое принимает
произведение участие в
с ранее литературных
известным. играх.
У ребенка Кроме сказки У ребёнка отсутствуют навыки
мало знаний ребёнок не сосредоточенного и длительного
о интересуется прослушивания произведений, своё
художествен другими отношение к ним он не высказывает.
ной жанрами Обращается к родителям с просьбой о
литературе. художественн чтении книги, вступает в беседу по её
Он ой содержанию крайне редко.
затрудняется литературы. Ребенок иногда отражает знание
в При выборе художественной литературы в игровой
определении книжки деятельности.
жанров; обращает
почти не внимание
« й знает лишь на её
к и содержания оформление.
СО к Я сказок, Не
Н стихов; затрудняется в названии автора, главных героев литературны х произведени й, сравнении двух произведени й. акцентирует внимание на книжных выставках, не проявляет интереса к новым поступлениям, ограничиваетс я просмотром книжных иллюстраций.
1 2 3 4
У ребенка Все жанры Ребёнок не может сосредоточенно слушать
практически художественн произведение, не обращается к родителям с
отсутствуют ой литературы просьбой о чтении книги, не поддерживает
« знания о ребенку беседу по её содержанию. Не отражает
к и художествен неинтересны. знание художественной литературы в
со К ЬН зи ной Он проявляет игровой деятельности.
Рч литературе. безразличие к
Рч р йн Не может книжным
ра определить выставкам,
жанр, назвать автора, героев книг. новым поступлениям.
По результатам проведенного исследования, высокий уровень интереса к художественной литературе был диагностирован у 20% детей старшего
дошкольного возраста, средний и низкий - у 40% детей каждый. Крайне низкого уровня обнаружено не было.
В его ходе было выявлено, что родителями признается необходимость формирования у детей интереса к художественной литературе, но воспитательные возможности различных жанров литературы в полной мере не реализуются.
Проведение диагностики интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста по представленной программе позволило изучить отношение как родителей, так и педагогов к данной проблеме, определить уровни интереса детей на основе выделенных критериев и показателей, дифференцировать дошкольников в соответствии с ними.
В старшем дошкольном возрасте формирование читательской культуры - это сложное комплексное явление, включающее развитие восприятия, мышления, воображения, то есть таких познавательных процессов, которые представляют собой разные проявления ориентации ребенка в окружающем мире, познании самого себя и обуславливают его деятельность.
Книги, которые взрослые выбирают для ребенка, должны гармонично и всесторонне развивать его, воспитывать хороший художественный вкус, чувство прекрасного.
Литература
1. Баранова Э. А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. СПб.: Речь, 2005. 121 с.
2. Новикова Т. А. Воспитание дошкольника как читателя. Дмитров: Вести, 2010. 20 с.
3. Постникова Н. К. Развитие познавательных интересов у старших дошкольников : дис. ... канд. пед. наук. Л.: ЛГПУ им. А. И. Герцена, 1968. 197 с.
4. Тихомирова И. И. Психология детского чтения от «А» до «Я» : метод. словарь-справочник. М.: Шк. библиотека, 2004. 248 с.
References
1. Baranova E. А. Diagnostika poznavatel'nogo interesa u mladshikh shkol'nikov i doshkol'nikov [Diagnosis of cognitive interest in primary school children and preschoolers]. Saint-Petersburg: Rech', 2005. 121 p.
2. Novikova T. А. Vospitaniye doshkol'nika kak chitatelya [Educating a preschooler as a reader]. Dmitrov: Vesti, 2010. 20 p.
3. Postnikova N. K. Razvitiye poznavatel'nykh interesov u starshikh doshkol'nikov [The development of cognitive interests in older preschoolers]: dis. ... kand. ped. nauk [Cand. Thes. ... Cand. Ped. Sciences]. Leningrad: LGPU im. A. I. Gertsena, 1968. 197 p.
4. Tikhomirova I. I. Psikhologiya detskogo chteniya ot «A» do «Ya» [Psychology of children's reading from "A" to "Z"]: method. dictionary and reference. Moscow: Shk. biblioteka, 2004. 248 p.
Статья поступила в редакцию 2.07.2018 Статья допущена к публикации 30.09.2018
The article was received by the editorial staff2.07.2018 The article is approved for publication 30.09.2018