УДК 339.94
АВ. Пасько ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
НА РАЗВИТИЕ МИРОВОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Аннотация. Глобализация мировой экономики подталкивает современные автомобильные ТНК к представлению своей продукции на внешние рынки сбыта. Наиболее сложным выход на внешний рынок является для компаний, которые впервые представляют продукцию на мировом рынке и до этого момента обслуживали внутренний рынок. В статье проанализированы основные аспекты воздействия глобализации мировой экономики на международные каналы сбыта на мировом рынке автомобилей.
Ключевые слова: мировой рынок автомобилей, транснациональные корпорации (ТНК), автомобилестроение, стратегия.
Alexander Pasko FEATURES OF INFLUENCE OF GLOBALIZATION
ON DEVELOPMENT OF THE WORLD AUTOMOTIVE INDUSTRY
Annotation. Globalization of the world economy pushes modern automobile multinational corporations to representation of the production on foreign markets. The exit to the foreign market is the most difficult for the companies which for the first time represent production in the world market and up to this point served domestic market. In the article the main aspects of impact of globalization of the world economy on the international sales channels in the world motor vehicles market are analyzed.
Keywords: world motor vehicles market, multinational corporations, automotive industry, strategy.
Особенностью международного канала сбыта товаров является увеличение его длины. Например, во время транспортировки товар переходит через разные страны, через таможенные посты и различных посредников. К стратегиям выхода на внешний рынок относятся экспорт, лицензирование, франчайзинг, управление по контракту, прямые иностранные инвестиции, подрядное производство, стратегические альянсы, совместные предприятия, зарубежные филиалы и представительства, дочерние предприятия. В зависимости от ситуации на рынке, специфики товара и целей компании возможен выбор любой из перечисленных стратегий или их комбинация.
В современных условиях можно выделить три основных способа проникновения на зарубежные автомобильные рынки:
— создание собственной сбытовой сети. При выборе данного способа проникновения на рынок необходимо обладать полной и достоверной информацией о ситуации на рынке, иметь постоянных представителей, которые хорошо ориентируются в конъюнктуре национального автомобильного рынка. Преимущество данного способа проникновения на рынок заключается в детальной своевременной информации о рынке и возможности оперативно контролировать и оперировать продажами автомобилей;
— использование независимых торговых, сбытовых посредников. Наиболее эффективно можно использовать данный способ при внедрении на новые рынки сбыта в случае, когда своя сеть еще не сформирована или создание ее неэффективно. Особое значение имеет участие независимых посредников в ситуации, когда предприятию необходимо обеспечить потребителя сопутствующими услугами, которые он не в состоянии оказать самостоятельно. Работа через посредников требует от компании производителя тщательной проработки вопроса передачи полномочий по экспорту товара, а также способов вознаграждения ответственности за реализацию товара, что четко фиксируется в договоре. Всех торговых посредников, на которых приходится больше половины международного товарооборота, можно разделить на группы: с переходом права собственности на продаваемый товар
© Пасько А.В., 2014
и без перехода права собственности. При проникновении на зарубежные рынки используются сбытовые сети, основанные на договорах независимых посредников;
— производство продукции полностью или частично в стране, на рынок которой стремится данное предприятие. Такой способ проникновения целесообразен в случае, когда национальный рынок для компании-производителя чрезвычайно перспективен и обладает высокими темпами роста потребления. Кроме того, производство товара на месте может дать компании — производителю конкурентные преимущества: экономию на таможенных пошлинах, транспортных издержках, производственных затратах (сырье, материалы, заработная плата, социальный пакет). Такой способ производства повышает эффективность от внешнеэкономической деятельности и дает возможность использовать преимущества международного разделения труда. Совместное предприятие может быть создано двумя способами: иностранная сторона может инвестировать в уже существующее местное предприятие, или два предприятия могут объединиться вместе, чтобы создать новое совместное предприятие. Примером может служить организация сборочных производств автомобилей в странах БРИКС [3, с. 68].
При организации производства за рубежом необходимо учитывать следующие факторы:
— глобальные: международные политические конфликты, конфликты внутри страны, социальные факторы;
— локальные: изменение условий рынка, нестабильность экономики, инфляция, трения с местными органами самоуправления и т.д.;
— инвестиционные: возможность национализации, возможный ущерб имуществу при высоком уровне преступности, потеря прав на возмещение доходов в страну материнской компании, ускоренный износ оборудования из-за климатических условий и небрежного отношения местного персонала и т.д.;
— управленческие: сложности управления местным персоналом, недостаточный уровень квалификации работников, конфликты с профсоюзами.
На практике возможно комбинирование выше перечисленных способов работы на внешних рынках в зависимости от совокупности факторов. Оптимизация количества торговых посредников напрямую зависит от стратегии сбыта. Существует три вида стратегии сбыта: интенсивный сбыт, исключительный сбыт и селективный сбыт [2, с. 10].
Слияния, поглощения и стратегические альянсы затрагивают не только производственную сферу мирового автомобильного рынка, но и присутствуют в значительной степени в сегменте сбыта и дают определенные конкурентные преимущества дилерам, позволяя придерживаться стратегии мультибрэндового сбыта. Особую актуальность данная тенденция приобретает в период спада продаж на фоне глобального экономического кризиса. Активность автодилеров на рынке слияний и поглощений в 2008 г. была высокой, в дальнейшем тенденция, по мнению автора, не сохранится в виду отсутствия у большинства компаний свободных средств, однако привлекательность активов по низкой цене сохранится [4, с. 29].
Транснациональное сотрудничество — это альтернатива созданию филиала или экспорту. В автомобильном секторе примером такого сотрудничества можно считать сборку автомобилей с поставкой автокомпонентов. Для автомобильных ТНК создание совместных предприятий позволяет решить проблемы барьеров, поскольку законодательство большинства растущих рынков с целью поощрения местных производителей затрудняет импорт или предъявляет требование о том, что 50 % акций предприятия будут принадлежать принимающей стороне. Вертикальные партнерские отношения характерны для компаний, действующих в двух смежных секторах «цепочки производства», таким образом, это отношения поставщика и клиента. Подобные партнерские отношения — очень перспективное направление в качестве альтернативы обыкновенному договору поставки, особенно это
выгодно при покупке комплектующих, поскольку некоторые узлы автомобильной техники требуют целого ряда научно-технических разработок. Межотраслевые соглашения в отличие от предыдущих соглашений заключаются между компаниями, которые относятся к разным секторам экономики и выпускают не связанную «производственной цепочкой» продукцию. Для расширения своей производственной деятельности используются подобного рода союзы [1, с. 4].
На протяжении уже нескольких лет можно выделить следующие тенденции мирового автомобилестроения.
1. Вывод производств в развивающиеся страны. Частичный вывод производств мировыми автопроизводителями в развивающиеся страны обусловлен, с одной стороны, ужесточением конкуренции, ростом экологических требований к производству и автомобилям, слишком медленным, иногда отрицательными темпами роста на основных рынках, а, с другой стороны, ростом спроса, большим потенциалом рынков, относительно низкой стоимостью ресурсов, возможностью получения льготных условий на развивающихся рынках.
2. Консолидация отрасли. Консолидация мировой автомобильной промышленности и создание стратегических концернов выражается в снижении количества независимых автопроизводителей. В 1980-е гг. можно было выделить до 30 независимых крупных компаний, в то время как в 2013 г. их насчитывается 10 и прогнозируется снижение до 6—7 в будущем. Снижение числа независимых компаний является естественным процессом для многих отраслей промышленности с закономерным следствием — постепенной утратой самостоятельности и конкурентоспособности локальных участников рынка.
3. «Стратегия платформ», получившая свое развитие в 1990-е гг. Сущность ее заключается в производстве нескольких моделей на базе единой платформы (сборочной рамы, на которую монтируются все узлы и детали).
4. Появление гибких производств в автомобилестроении. Создание больших автомобильных заводов и достижение классической экономии на масштабе было эффективным решением для рынка США или Европы в прошлом, но изменение потребностей автовладельцев привело к необходимости постоянного обновления модельного ряда. Быстрота обновления стала ключевым фактором успеха на рынке.
5. Модульная сборка. Продолжением «стратегии платформ» конца 1980-х гг. стало развитие модульной сборки. На конвейер поставляются готовые к сборке модули, включающие в себя большое число простых компонентов и деталей. Модульная сборка в автомобилестроении привела к появлению новых организационных принципов.
6. Аутсорсинг производства компонентов. Под аутсорсингом понимается передача разработки, дизайна и сборки компонентов и модулей от производителей автомобилей производителям автокомпонентов. Производитель автомобиля осуществляет разработку автомобиля и формулирует требования по техническим характеристикам. Далее производственный процесс переходит к поставщикам компонентов до стадии сборки автомобиля на конвейере. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), непосредственное производство компонентов, включая отношения с поставщиками деталей, создание, разработка и сборка модулей определяются производителями компонентов первого уровня — наиболее крупными игроками на рынке автокомпонентов. Аутсорсинг позволяет снизить общие издержки, выбрать глобальных поставщиков, обеспечивающих наивысшее качество и минимальные закупочные цены на узлы и модули.
7. Еще одна тенденция современного мирового рынка — возрастающее влияние крупных производителей автокомпонентов и запчастей на мировой автомобильный рынок за счет создания собственных линий окончательной сборки и покупки производственных активов автомобильных компаний.
8. Мировой финансовый кризис затронул все сегменты автомобильного рынка, руководство большинства автомобильных концернов, не дожидаясь обострения ситуации, предприняли меры по сокращению производства автомобилей и созданию экономичного автомобиля. В стремлении увеличения уровня экономии автокомпании и власти рассматривают различные варианты: сокращение выпуска количества моделей, переход на сокращенную рабочую неделю [5].
В связи с вышеизложенным, в течение 5—10 лет в структуре производства будут доминировать менее семи производителей автомобилей, работающих на мировом уровне (минимум 10 % в любом регионе). Слияния ведущих сборщиков легковых автомобилей будут постоянно присутствовать на рынке, в этот процесс будут включены динамичные сети поставщиков, которые перестроятся под уцелевшие мощности предприятий, помогая им обновлять, производить и брендировать свою продукцию и услуги. Процесс поглощения уязвимых предприятий усиливается электронными технологиями. Кроме того, транснационализация автомобильных компаний — это одна из возможностей преодолеть мировой финансовый кризис и остаться на рынке. В настоящее время автомобильные компании создают профильные группы, объединяясь или поглощая другие компании. Важнейшим направлением эффективного функционирования отрасли является курс на сокращение количества моделей и уменьшения числа дилерских центров автомобильных компаний.
Библиографический список
1. Васильев А.С. Проблемы и перспективы развития стратегических альянсов европейских транснациональных корпораций: автореф. дис. ... канд. экон. наук. - М.: МГИМО МИД РФ, 2010.
2. Горемыкин В.А., Суркова Е.А. Планирование внешнеэкономической деятельности предприятия // Справочник экономиста. — 2007. — № 1.
3. Пасько А.В. Современные стратегии транснациональных корпораций на мировом рынке легковых автомобилей (на примере шведской компании Volvo): монография / А.В. Пасько. - М.: Спутник плюс, 2011
4. Смирнов Е.Н. Автомобильные корпорации Германии: современные стратегии развития / Е.Н. Смирнов. — М., 2004. - 141 с.
5. The Global Competitiveness Report. WEF, Geneva: Oxford UniversitvPress, 2010 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www10.iadb.org/intal/intalcdi/PE/2012/12185.pdf