physical culture and sports, No. 1, pp. 22-28.
8. Ozolin, E.S. (2010), Sprinting, Man, Moscow.
9. Piskunov, I.V., Moiseyev, S.A. and Gorodnichev, R.M. (2017), "Electromyographic study of the regulation of arbitrary rapid cyclic movements of the legs during a sprint run along a straight line and a turn", Journal ofMedical and Biological Research, Vol. 5, No. 2, pp. 5-12.
10. Sheleshnev, L.M. (1987), Thinking trainer, Physical training and sports, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 30.01.2018
УДК 796.011
ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕКРЕАЦИИ НА ПОДДЕРЖАНИЯ ТЕЛЕСНОГО ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА
Юрий Владимирович Яковлев, кандидат педагогических наук, преподаватель, Военная академия связи им Маршала Советского Союза С.М. Буденного,
Санкт-Петербург, Павел Константинович Кузнецов, кандидат социологических наук, Северо-Западный Институт Управления РАНХ и ГС, Санкт-Петербург
Аннотация
Физическая рекреация как социальное явление и научная дисциплина в нашей стране еще не получила всеобщего признания, но к знаниям о ней в различных вариациях часто обращаются представители разных преимущественно биологических (медицинских) и педагогических наук. В статье сделана попытка осмыслить взаимосвязь с другими научными дисциплинами общественного и гуманитарного циклов и влияние на телесное здоровье человека.
Ключевые слова: физическая рекреация, физическая культура, телесное здоровье человека, рекреационная физическая культура, психофизическая рекреация.
FEATURES OF INFLUENCE OF PHYSICAL RECREATION ON MAINTENANCE OF
HUMAN PHYSICAL HEALTH
Yury Vladimirovich Yakovlev, the candidate of pedagogical sciences, teacher, Military Academy of Communications, St. Petersburg, Pavel Konstantinovich Kuznetsov, the candidate of sociological sciences, North-West Institute of Management, Russian Academy of Sciences and Civil Engineering,
St. Petersburg
Annotation
Physical recreation, as a social phenomenon and scientific discipline in our country, has not yet received the universal recognition, but representatives of the various and predominantly biological (medical) and pedagogical sciences often refer to knowledge about it in various forms. The article attempts to comprehend the correlation with other scientific disciplines of the social and humanitarian cycles and the impact on the bodily health of the person.
Keywords: physical recreation, physical culture, bodily health of person, recreational physical culture, psychophysical recreation.
ВВЕДЕНИЕ
Целевая предназначенность физической рекреации рассматривается в соответствии с предметом конкретных научных дисциплин и традиционно считается одним из способов восстановления психофизического здоровья индивида после профессионального труда. При этом недостаточно учитывается ее исторический смысл, взаимосвязь с другими научными дисциплинами общественного и гуманитарного циклов. В настоящее время происходит не только дифференциация научных дисциплин, изучающих физическую рекреацию, но и размывание границ между ними, что затрудняет выделение её специфического
предмета, закономерностей, функций в современном обществе. Но фундаментальных исследований физической рекреации, как области научного знания, разработка её научных теорий, основополагающих понятий, принципов, закономерностей функционирования по настоящее время в отечественной науке практически не проводилось.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Наиболее распространенной теорией физической рекреации служит ее признание междисциплинарной областью научных знаний физической культуры и рекреации, что нашло свое отражение в самом словосочетании - «физическая рекреация». Использование данного словосочетания говорит о том, что в системе научного знания физическая рекреация возникла на стыке двух близких, но не тождественных наук - физической культуры и общей рекреации. В рамках первой дисциплины физическая рекреация рассматривается как способ решения педагогических задач, второй - способ решения социальных задач, социализации и интеграции индивида в социокультурное сообщество. Каждая из этих научных дисциплин имеет собственное представление о познаваемом феномене, его предмете, использует свой понятийно-категориальный аппарат, свойственный конкретной науке, свой исследовательский инструментарий.
Чрезвычайно важной задачей рассматриваемой проблемы физической рекреации служит задача изучения ее связи с человеком, на какие функции человеческого организма оказывают влияние занятия физической рекреацией, в какой мере и какой достигаемый эффект. Признавая физическую рекреацию видом физической культуры, как процесса и результата человеческой деятельности, средства и способа преобразования его природной (биологической) и социальной сущности, в тоже время следует отметить, что в обыденном сознании и большинстве прикладных исследованиях физическая рекреация традиционно ассоциируется с физическим телом человека, его физическим здоровьем. Но задача укрепления физического здоровья может быть решена не только за счет физической рекреации. Она может быть успешно решена за счет использования гигиенических факторов, сбалансированного питания, отказа от вредных привычек и других факторов.
В настоящее время ключевым моментом анализа содержания физической рекреации выступают не столько двигательная деятельность и не физические качества индивида, а формируемая посредством различных социально-ориентируемых практик телесность человека. В данной концепции тело предстает не только как орудие движений человека, инструмент действий и свершений, а в большей степени как социокультурная ценность [1].
Ни одна научная дисциплина не существует в готовой, замкнутой и неизменной форме, позволяющей охватить ее точной дефиницией, она всегда является изменяющейся системой взглядов, теорий, гипотез, ракурсов изучения. Научно-исторический анализ физической рекреации показывает, что изменение социально-экономических условий, повышение требований к здоровью человека, привносят в понятийный аппарат физической рекреации все новые ее дефиниции, новые ориентиры. Разнообразие взглядов, скрывающихся за понятием «физическая рекреация» необходимо различать еще и потому, что каждое её понятие может функционировать по собственным законам. Биологический, психологический, социологический и культурологический подходы к исследованию физической рекреации представляют собой разные предметные области в едином для них объекте исследования - физической рекреации.
Коренному изменению подвержено само понятие «здоровье». В современных научных исследованиях данное понятие трактуется чрезвычайно широко и неоднозначно, так как является предметом разных научных дисциплин. В обобщенном виде его можно обозначить как объективное состояние и субъективное чувство полного физического, психического и социального комфорта. В научных исследованиях физической рекреации все больше и больше укрепляется мысль, что физическую рекреацию, анализ ее влияния на человека невозможно всесторонне исследовать без широкого привлечения социально-
психологических и культурологических знаний. В рамках психологической науки, в частности, физическую рекреацию интересует не то, что делает личность, а почему она это делает и именно таким образом. Психологию интересует уровень и качество рекреационной деятельности личности, какое влияние она оказывает на тело человека.
Здоровье человека, разумеется, зависит от состояния его тела. Под понятием «тело» как в научной, так и в обыденной лексике традиционно обозначается материальный объект, обладающий определенными биологическими и физическими свойствами и качествами, т.е. тело представляет собой физический объект, не отражающий его субъективности, духовности [2].
В настоящее время уже ни у кого не вызывает сомнение, что сущность физической рекреации не может быть понята и ограничена лишь процессом восстановления физического здоровья индивида. Современные представления физической рекреации связаны с возрастанием ее значимости как социально-психологического и социокультурного явления. В этом смысле физическая рекреация уже не может полностью входить в цикл биологических и педагогических наук и вряд ли может быть описательной, эмпирической и еще меньше точной наукой из-за неуловимости и многообразия самого её предмета.
В социокультурном развитии человека предъявляются все более высокие требования к способности познания и преобразования действительности и самого человека, разработки современной методики использования в этих целях возможностей физической рекреации, её взаимосвязь и взаимовлияние на телесную организацию человека [3].
Под термином «телесность» подразумевается не физическое тело человека, а его преобразованное «благородное» состояние, которое, однако, возникает не взамен естественно-природного, а в дополнение к нему, следствие общественного и социокультурного бытия человека. Человеческая телесность не имеет ничего общего с физическим телом человека, она выражает культурную, индивидуально-психологическую и смысловую составляющие уникального человеческого существа и результат её функционирования во внешней среде выражается в формировании телесного здоровья человека.
Не отрицая влияние биологического субстрата на телесное здоровье, в то же время следует отметить, что оно в больше степени зависит от социокультурной детерминации, влияния социокультурных факторов и выражается в гармонии поведении человека с социокультурной средой. Культурой определяются и условия формирования телесного здоровья, условия его поддержания и сохранения, и причины, приводящие к его нарушениям, и пути их преодоления. К сожалению, какой-либо целостной концепции телесного здоровья не существует. Создать ее довольно сложно в силу многомерности, многообразия признаков самого познаваемого явления.
В результате контент-анализа немногочисленных работ, посвященных телесному здоровью человека, роли физической рекреации в его формировании, можно выделить некоторые его основные признаки.
• Телесное здоровье способствует адаптации индивида к внешней природной и социокультурной среде.
• Согласованность мотивов, ценностей, целей с требованиями социокультурной среды и. внутренними возможностями самого человека, а также согласие человека с самим собой является важнейшим коррелятом (условием проявления) его телесного и душевного здоровья - достижения внутренней гармонии.
• Телесное здоровье способствует достижению состояния удовлетворенности, комфорта, субъективного благополучия, оптимального психофизического и социального самочувствия.
На основании выделенных признаков телесного здоровья, предлагается его рабочее определение. Телесное здоровье - относительно устойчивая характеристика личности как биопсихосоциокультурного существа, которое отражает способность личности объективировать свое тело в социокультурном пространстве, согласую свою индивидуальную
социокультурную деятельность с культурологическими особенностями и требованиями социокультурной среды.
Ключевым моментом содержания физической рекреации будут выступать не физические свойства и качества индивида, а формируемая посредством социально ориентируемых практик телесность, в которой тело предстает не столько как орудие деятельности, инструмент действий и свершений, а в большей степени как ценность. Телесность в отличие от физического тела содержит социокультурный смысл. Такой подход к физической рекреации коренным образом меняет основную цель её функционирования в обществе -формирование рекреационной физической культуры личности, как элемента общей её культуры. Она в наибольшей степени формируется в самостоятельных рекреационных формах занятий в свободное время, сфере досуга, когда индивид может проявить свою индивидуальность, удовлетворить свои индивидуальные потребности и интересы.
Выделяя проблему телесности как способа выражения социокультурного смысла человеческого тела, следует коснуться взаимоотношений тела, телесности и духовности человека. Понятие духа в истории философской мысли служило для обозначения целостной активности человеческой психики в её социально-культурной детерминации и содержательности. Аристотель - подлинный отец материалистической психологии - подчеркивал тесную связь между телесными и духовными проявлениями человека. Взаимоотношение тела, телесности и духовности - это предмет философского и социокультурного знания. К сожалению, при всей кажущейся очевидности и тривиальности сделанного вывода, взаимосвязь телесного и духовного еще не получило должного отражения в современных научных исследованиях.
ВЫВОДЫ
Не все положения, выдвинутые в работе, представляются бесспорными и в равной мере строго аргументированными. Но, по-видимому, неизбежно на современном этапе стимулирование дальнейших научных дискуссий и экспериментальных исследований. Не претендуя на формирование бесспорных истин, в ряде случаев, полемизируя с коллегами, приглашаем их к совместному осмыслению одной из сложных и слабо разработанных проблем физической рекреации, ее места и значения в современном обществе, как вида физической культуры и общей рекреации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ариарский, М.А. Прикладная культурология / М.А. Ариарский. -СПб. : Изд-во «Эго», 2001. - 288 с.
2. Евстафьев, Б.В. Анализ основных понятий теории физической культуры / Б.В. Евстафьев ; Военный институт физической культуры. - Л. : [б.и.], 1985. - 117 с.
3. Эльмурзаев, М.А. Введение в теорию физической рекреации / М.А. Эльмурзаев. - СПб. : Изд.-во Политехнического университета, 2015. - 249 с.
REFERENCES
1. Ariarsky, M.A. (2001), Applied Culturology, publishing house "Ego", St. Petersburg.
2. Evstafiev, B.V. (1985), Analysis of the basic concepts of the theory ofphysical culture, Military institute of physical culture, St. Petersburg.
3. Elmurzaev, M.A. (2015), Introduction to the theory of physical recreation, publishing house Polytechnical University, St. Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.01.2018