Научная статья на тему 'Особенности вестибулярной устойчивости у агрессивных и неагрессивных студенток гуманитарного вуза'

Особенности вестибулярной устойчивости у агрессивных и неагрессивных студенток гуманитарного вуза Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
160
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИВНОСТЬ / КРОВООБРАЩЕНИЕ / УГЛОВЫЕ УСКОРЕНИЯ / АГРЕСИВНіСТЬ / КРОВООБіГ / КУТОВі ПРИСКОРЕННЯ / AGGRESSION / BLOOD CIRCULATION / THE ANGULAR ACCELERATION

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Романенко Валерий Александрович, Приходько Владимир Михайлович, Соколова Виктория Юрьевна, Иванова Светлана Дмитриевна

Излагаются результаты определения устойчивости организма студенток с полярными уровнями агрессивности на вестибулярные пробы с угловыми ускорениями. В эксперименте принимали участие 168 студенток. Показано, что у агрессивных студенток устойчивость понижена на 29,3%. Это связано с недостаточно экономичным функционированием системы кровообращения в базальных условиях. Установлено, что определенное напряжение сердечно-сосудистой системы является неотъемлемым элементом их генетической агрессивности и отражает готовность к действию. Показано, что агрессивность (как черту характера) следует рассматривать в качестве детерминанты пониженной устойчивости индивида к угловым ускорениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Романенко Валерий Александрович, Приходько Владимир Михайлович, Соколова Виктория Юрьевна, Иванова Светлана Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of vestibular resistance in aggressive and nonaggressive students of humanitarian university

Present the results of determining the stability of the organism levels of students with polar aggressiveness on the vestibular tests with angular accelerations. It is shown that the stability of aggressive students is reduced by 29.3%. This is due to insufficient cost-effective functioning of the circulatory system in basal conditions. It is established that a certain strain the cardiovascular system is an integral part of their genetic aggressiveness and reflects the willingness to act. It is shown that aggressiveness (as a character trait) should be considered as a determinant of reduced stability of the individual to angular accelerations.

Текст научной работы на тему «Особенности вестибулярной устойчивости у агрессивных и неагрессивных студенток гуманитарного вуза»

э

2011

ш

Особенности вестибулярной устойчивости у агрессивных и неагрессивных студенток гуманитарного вуза

Романенко В.А., Приходько В.М., Соколова В.Ю., Иванова С.В.

Донецкий национальный университет Горловский государственный педагогический институт иностранных языков

Аннотации:

Излагаются результаты определения устойчивости организма студенток с полярными уровнями агрессивности на вестибулярные пробы с угловыми ускорениями. В эксперименте принимали участие 168 студенток. Показано, что у агрессивных студенток устойчивость понижена на 29,3%. Это связано с недостаточно экономичным функционированием системы кровообращения в базальных условиях. Установлено, что определенное напряжение сердечно-сосудистой системы является неотъемлемым элементом их генетической агрессивности и отражает готовность к действию. Показано, что агрессивность (как черту характера) следует рассматривать в качестве детерминанты пониженной устойчивости индивида к угловым ускорениям.

Ключевые слова:

агрессивность, кровообращение, угловые ускорения.

Романенко В.О., Приходько В.М., Соколова В.Ю., Іванова С.В. Особливості вестибулярної стійкості у агресивних і неагресивних студенток гуманітарного ВНЗ. Викладаються результати визначення стійкості організму студенток з полярними рівнями агресивності на вестибулярні проби з кутовими прискореннями. Показано, що в агресивних студенток стійкість знижена на 29,3%. Це пов'язано з недостатньо економічним функціонуванням системи кровообігу в базальних умовах. Встановлено, що певна напруга серцево-судинної системи є невід'ємним елементом їх генетичної агресивності і відбиває готовність до дії. Показано, що агресивність( як рису характеру) слід розглядати як детермінанту зниженої стійкості індивіда до кутових прискорень.

агресивність, кровообіг, кутові прискорення.

Romanenko V.A., Prikhodko V.M., Sokolova V.Yu., Ivanova S.V. Features of vestibular resistance in aggressive and nonaggressive students of humanitarian university. Present the results of determining the stability of the organism levels of students with polar aggressiveness on the vestibular tests with angular accelerations. It is shown that the stability of aggressive students is reduced by 29.3%. This is due to insufficient cost-effective functioning of the circulatory system in basal conditions. It is established that a certain strain the cardiovascular system is an integral part of their genetic aggressiveness and reflects the willingness to act. It is shown that aggressiveness (as a character trait) should be considered as a determinant of reduced stability of the individual to angular accelerations.

aggression, blood circulation, the angular acceleration.

Введение.

Зависимости между показателями вестибулярной устойчивости и личностными характеристиками индивида показаны в ряде исследований [2]. В частности установлено, что женщины с невротическим складом характера отличаются худшей вестибулярной устойчивостью в сравнении с эмоционально стабильными личностями [5], экстраверты более устойчивы к укачиванию, чем интроверты.

Вместе с тем, для получения более полных сведений, имеет вполне определенный смысл в более подробном изучении проблемы определения устойчивости организма студенток с полярными уровнями агрессивности на вестибулярные пробы с угловыми ускорениями.

Работа выполнена по плану НИР Донецкого национального университета.

Цель, задачи работы, материал и методы.

Цель исследований заключалась в определении особенностей вегетативного реагирования агрессивных и неагрессивных студенток на вестибулярные пробы с угловыми ускорениями.

Для достижения цели решали следующие задачи:

1. Измеряли агрессивность у студенток 19-23 лет.

2. Устанавливали зависимости между агрессивностью и показателями функционального состояния системы кровообращения в базальных условиях.

3. Определяли изменение гомеостатических констант этой системы в ответ на функциональные пробы с угловыми ускорениями.

Для достижения цели исследований у 19-20летних 168 студенток гуманитарного ВУЗа определя-

© Романенко В.А., Приходько В.М., Соколова В.Ю.,

Иванова С.В., 2011

ли уровень агрессивности и устойчивость к угловым ускорениям. На основании эмпирических данных рассчитывали пульсовое давление (ПД), ударный (УОС) и минутный (МОК) объемы крови, коэффициент экономичности кровообращения (КЭК), «двойное произведение» (ДП) и вегетативный индекс Кердо (ВиК). Интегральный показатель вестибулярной устойчивости (ИПВУ) рассчитывали из уравнения: ИПВУ = N (КЭК/100) , где N - количество вращений за время пробы, об.

Результаты исследований и их обсуждение.

Для решения первой задачи из общего контингента студенток были выделены группы с низкой и высокой агрессивностью. Ранее [6] нами было показано, что у молодых агрессивных женщин понижены абсолютные и терминальные пороги ощущений в слуховом, зрительном и кожном анализаторах, и наоборот, повышены дифференциальные в двигательном. Эти зависимости экстраполируются и на вестибулярную устойчивость. Анализ корреляций между агрессивностью и показателями реактивности организма студенток на пробы с угловыми ускорениями показал, что характер и уровень связей у полярных по этому свойству студенток неодинаков (табл. 1).

В частности, в группе агрессивных студенток число корреляций высокого и среднего уровня в два раза превышает их количество у неагрессивных (табл. 1), у агрессивных студенток больше «жестких» связей показателей кровообращения с изучаемым конституциональным признаком. Существенные различия в функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы у полярных по агрессивности групп студенток проявляются уже в базальных условиях (табл. 2). У

І ПЕДАГОГІКА І та медик°-біол°гічні

ийЬвввна^ проблеми фізичного виховання і спорту

Таблица 1.

Количество, характер и уровень связей агрессивности с показателями вестибулярной устойчивости

у полярных групп студенток

Агрессивные Неагрессивные

Низкие 1 Средние I Высокие Низкие 1 Средние I Высокие

Положительные связи

4 1 2 | 6 7 1 0 | 2

Отрицательные связи

2 1 4 | 3 7 1 3 | 2

агрессивных студенток выше значения пульса (5,4%) и ниже диастолическое давление (6,9%). Индекс Робинсона превышает таковой у их антиподов на 4,6%, а КЭК - на 6,0 %. У них доминирует симпатическая регуляция, в то время как у неагрессивных - парасимпатическая (табл. 2). Идентичные закономерности, с несущественными вариациями установлены и при обследовании функционального состояния сердечнососудистой системы перед пробой Барани (табл.3).

Значение пульса, артериального давления и ВиК связаны с показателем агрессивности у полярных групп по-разному: у агрессивных студенток пульс и значение ВиК находятся в прямой зависимости, в то время как у неагрессивных - в обратной. Более жесткие связи между значениями артериального давления, механизмами его регуляции и агрессивностью (табл. 4) подтверждают существенную генетическую составляющую в детерминированности их аппарата кровообращения.

Пониженная экономичность и эффективность функционирования системы кровообращения у агрессивных студенток в состоянии покоя проявляется и в их реакциях на вестибулярные пробы. В ответ на пробу Яроцкого нарушение гомеостатических констант их сердечно-сосудистой системы выражается в приросте систолического давления (4,6 %), индекса Робинсона (4,1%) с одновременным снижением (38,2 %) значений ВиК (табл. 2). Сдвиг нервной регуляции в сторону снижения симпатических влияний на фоне некоторого повышения систолического давления и более напряженной работы миокарда приводит к несущественной интенсификации кровообращения, о чем можно судить по значениям коэффициента экономичности кровообращения. У неагрессивных студенток наблюдается усиление вагусной регуляции (5,8 %). Это приводит к существенному (26,6 %) снижению пульсового давления и как следствие - более экономной реакции системы кровообращения на пробу Яроцкого (табл. 2).

Идентичные закономерности установлены и при изучении реакции этих групп на пробу Барани (табл. 3). У агрессивных студенток спектр измененных констант кровообращения намного шире: прирост пульса составил 7,0%, систолического давления - 5,6%, индекса Робинсона - 13,0%, пульсового давления - 22,7%, вегетативного индекса Кердо - 37,7%, коэффициента экономичности кровообращения - 30,9%. У неагрессивных студенток изменялись показатели нервной регуляции -ВиК (+314,3 %) и экономичности кровообращения

(КЭК = +14,9 %). Большая экономичность реакции сердечно-сосудистой системы у неагрессивных девушек на пробу обусловлена меньшим влиянием симпатической регуляции на систему кровообращения. Абсолютные значения ВиК у этих студенток почти в 10 раз меньше (табл. 3).

Сравнительный анализ абсолютных значений показателей реактивности организма студенток на пробы выявил те же закономерности. В частности, сердечно-сосудистая система агрессивных студенток реагирует на пробу Яроцкого более существенным снижением (8,8%) диастолического и повышением (7,8%) систолического давления, что естественно приводит к большему в сравнении с неагрессивными личностями, пульсовому давлению (58,5%), более напряженной (11,9%) работе сердца и меньшей (64,5%) экономичности кровообращения. Со стороны нервной регуляции у агрессивных женщин наблюдается снижение (38,2%) симпатической регуляции, в то время как у неагрессивных, наоборот, происходит усиление вагусных влияний. У неагрессивных студенток нарастание парасимпатической активности в регуляции вегетативной сферы может быть объяснено усилением связи вестибулярных ядер с ядром блуждающего нерва [2]. У агрессивных студенток такие связи отсутствуют в базальных условиях, и не формируются при воздействии кратковременных угловых ускорений. Неодинаковое участие нервных механизмов в регуляции системы кровообращения и детерминирует различия в реакции студенток обеих групп на пробу Яроц-кого. Исходя из значений интегрального показателя (табл. 2), вестибулярная устойчивость у агрессивных студенток на пробу Яроцкого ниже на 31,0 %.

Реакция организма студенток на пробу Барани практически идентична предшествующей пробе. Сдвиги у агрессивных студенток выражаются в большей частоте пульса (24,4%), повышенном систолическом (7,5%) и пульсовом (42,1%) давлении, в более напряженной (33,8%) работе сердца, меньшей экономичности кровообращения (76,3%) и более существенном (почти в 10 раз) доминировании механизмов симпатической регуляции. Их вестибулярная устойчивость на пробу Барани понижена на 27,5 % (табл. 4).

В среднем по результатам двух проб, эта разница составляет 29,3 % в пользу неагрессивных студенток. Подобная реакция на угловые ускорения обусловлена пониженной экономичностью функционирования механизмов кардиогемодинамики в состоянии покоя у агрессивных студенток. По видимому, определенное напряжение сердечно-сосудистой системы в базаль-

32011

і!

Таблица 2.

Реакция организма агрессивных и неагрессивных студенток на пробу Яроцкого (X ±ш)

Показатели Агрессивные (п=29) Неагрессивные (п=30)

Время пробы Яроцкого, с 34,8±11,08 37,3±11,92

Темп вращения головой, об/с 1,1±0,07 0,9±0,10

Общее количество вращений, об. 38,3±2,89 33,6±3,01

Интегральный показатель вестибулярной устойчивости, ед * 1,13±0,15 1,63±0,11

Пульс, уд/мин до* 79,8±1,32 75,7±1,23

после 79,4±2,57 76,5±3,10

АД систолическое, мм.рт.ст. до 112,3±1,17 113,2±2,96

после* 117,5±1,14 109,0±2,03

АД диастолическое, мм.рт.ст. до* 72,3±1,70 77,7±0,76

после* 75,0±2,70 82,2±1,70

Вегетативный индекс Кердо, ед до* 8,9±1,12 -2,6±0,93

после* 5,5±1,09 -7,5±1,11

Пульсовое давление, мм.рт.ст. до* 40,0±1,85 36,0±1,43

после* 42,5±1,15 26,8±1,84

Индекс Робинсона, ед. до* 89,6±0,85 85,7±1,05

после* 93,3±0,94 83,4±1,80

Коэффициент экономичности кровообращения, ед. до* 3192±111,0 2752±88,0

после* 3375±95,0 2052±91,0

* здесь и далее достоверность различий между группами 0,05<р<0,01

_Таблица 3.

Реакция организма агрессивных и неагрессивных студенток на вестибулярную пробу Барани (X ±ш)

Показатели Агрессивные (п = 28) Неагрессивные (п = 29)

Время выполнения пробы, с 126,9 ± 15,4 113 ± 20,5

Темп вращения кресла, об/с 0,9 ± 0,01 0,9 ± 0,04

Общее количество вращений, об. 114,2 ± 6,13 100,2 ±7,01

Интегральный показатель вестибулярной устойчивости, ед* 2,82 ± 0,31 3,89 ± 0,29

Пульс, уд/мин до* 92,8 ± 2,12 76,8 ± 3,29

после* 99.3 ± 2.06 79,8 ± 2,27

АД систолическое, мм. рт. ст. до* 111,7 ± 1,19 105,5±1,43

после* 118,0 ± 2,17 109,8± 2,47

АД диастолическое, мм. рт. ст. до* 74,3 ± 2,29 76,3 ± 2,75

после* 72,1 ± 3,81 77,5 ± 1,92

Вегетативный индекс Кердо, ед. до* 19,9 ± 1,88 0,7 ± 0,20

после* 27,4 ± 1,45 2,9 ± 0,41

Пульсовое давление, мм. рт. ст. до* 37,4 ± 1,44 29,2 ± 1,50

после* 45,9 ± 1,83 32,6 ± 1,86

Индекс Робинсона, ед. до* 103,7 ± 3,01 81,0 ± 2,03

после* 117,2 ± 2,89 87,6 ± 3,30

КЭК, ед. до* 3471 ± 101,0 2243± 89,0

после* 4544±113,0 2578±120,0

Таблица 4.

Связь показателей вестибулярной устойчивости с агрессивностью у студенток с полярными уровнями этого свойства*

Показатели Проба Яроцкого Проба Барани

Агрессивные | Неагрессивные Агрессивные | Неагрессивные

Исходные значения показателей

Пульс, уд/мин 49 -53 80 -50

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Систолическое давление, мм.рт.ст 80 30 78 30

Диастолическое давление, мм.рт.ст 78 72 50 44

Вегетативный индекс Кердо, ед 39 -46 80 -79

Реакция на пробы

Время выполнения пробы, с -64 -40 -83 -32

Темп вращения, об/с -60 -51 -34 -70

Изменение пульса за время пробы, % 81 72 -60 35

Изменение СД за время пробы, % -80 -43 -33 30

Изменение СД за время пробы, % 63 38 38 31

Изменение ВиК,% -79 -39 -60 -38

* нули и запятые опущены

І ПЕДАГОГІКА І та медико-біологічні

проблеми фізичного виховання і спорту

ных условиях является неотъемлемым элементом их генетической агрессивности и отражает готовность к действию. Результаты исследований позволяют сформулировать определенные выводы.

Выводы.

1. Кратковременные (35 - 37 с) угловые ускорения в виде вращения головой и более длительные (111 -127 с) вращения на кресле вызывают у агрессивных и неагрессивных студенток однонаправленные изменения гомеостатических констант системы кровообращения.

2. Степень выраженности реакции этой системы на пробы определяется ее резервными возможностями, детерминированными нервными механизмами регуляции гомеостатических констант органзма. Влияние симпатической регуляции на параметры кровообращения наиболее выражено у агрессивных

студенток, что существенно снижает их резервные возможности при действии угловых ускорений.

3. Достаточно жесткие связи параметров гемодинамики и нервных механизмов ее регуляции с агрессивностью подтверждают генетическую детерминированность аппарата кровообращения в обеспечении жизнедеятельности человека.

4. Агрессивность следует рассматривать в качестве предиктора пониженной устойчивости организма молодых женщин к действию угловых ускорений различной модальности. Очевидно, адаптивные возможности индивида зависят от конституциональных факторов.

Перспективы дальнейших исследований предполагают изучение зависимостей между темпераменталь-ными свойствами личности и действием стрессоров различной модальности.

ПСИХОЛОГІЯ

Литература

1. Данилова Н.Н. Функциональные состояния: механизмы и диагностика / Данилова Н.Н. - М.: Мир, 1985. - 287с.

2. Корнилова Л.Н. Влияние характера вегетативного реагирования и эмоционально - личностных особенностей человека на реакцию вестибулярной системы / Корнилова Л.Н., Соловьева А.Д., Окнин В.Ю., Арлашенко Н.И. // Физиология человека. - 1990. - Т.25, №5. - С.57-63.

3. Романенко В.А. Диагностика двигательных способностей / Романенко В.А. -Донецк: изд-во ДонНУ, 2005. - 290с.

4. Романенко В.А. Нейродинамические и сенсорные корреляты агрессивности / Романенко В.А., Кочура Д.А. // Вісник Донецького університету. - 2006. - Вип.2. - С.290-292.

5. Романенко В.А. Вестибулярная устойчивость у женщин с различными уровнями эмоциональной устойчивости / Романенко В.А., Кочура Д.А. // Зб. наук. праць «Актуальні питання біології та медицини». - Луганськ: Альма-матер, 2009. - С.61.

6. Романенко В.А. Психофизиология агрессивностии / Романенко В.А. - Донецк, изд-во ДонНУ, 2010. - 140с.

Информация об авторах: Романенко Валерий Александрович

д.б.н., проф. [email protected] Донецкий национальный университет ул. Щорса 46, г.Донецк, 83055, Украина.

Приходько Владимир Михайлович [email protected] Горловский государственный педагогический институт иностранных языков ул. Рудакова 25, г. Горловка, Донецкая область, 84600, Украина.

Соколова Виктория Юрьевна [email protected] Горловский государственный педагогический институт иностранных языков ул. Рудакова 25, г. Горловка, Донецкая область, 84600, Украина.

Иванова Светлана Дмитриевна [email protected] Горловский государственный педагогический институт иностранных языков ул. Рудакова 25, г. Горловка, Донецкая область, 84600, Украина.

Поступила в редакцию 22.10.2011г.

References:

1. Danilova N.N. Funkcional'nye sostoianiia: mekhanizmy i diagnostika [Functional states: mechanisms and diagnosis], Moscow, World, 1985, 287 p.

2. Kornilova L.N., Solov’eva A.D., Oknin V.IU., Arlashenko N.I. Fiziologiia cheloveka [Human Physiology], 1990, T.25, vol.5, pp. 5763.

3. Romanenko V.A. Diagnostika dvigatel’nykh sposobnostej [Diagnosis of motor abilities], Donetsk, DNU Publ., 2005, 290 p.

4. Romanenko V.A., Kochura D.A. Visnik Donec’kogo universitetu [Bulletin of the Donetsk University], 2006, vol.2, pp. 290-292.

5. Romanenko V.A., Kochura D.A. Aktual’ni pitannia biologiyi ta medicini [Current issues of biology and medicine], Lugansk, Alma Mater, 2009, p. 61.

6. Romanenko V.A. Psikhofiziologiia agressivnostii [Psychophysiology of aggression], Donetsk, DNU Publ., 2010, 140 p.

Information about the authors: Romanenko Valerij Aleksandrovich

[email protected] Donetsk National University Shchorsa str. 46, Donetsk, 83055, Ukraine.

Prikhodko Vladimir Mikhajlovich [email protected] Gorlovka State Pedagogical Institute of Foreign Languages Rudakova str. 25, Gorlovka, Donetsk region, 84600, Ukraine.

Sokolova Viktoriia Yur’evna [email protected] Gorlovka State Pedagogical Institute of Foreign Languages Rudakova str. 25, Gorlovka, Donetsk region, 84600, Ukraine.

Ivanova Svetlana Dmitrievna [email protected] Gorlovka State Pedagogical Institute of Foreign Languages Rudakova str. 25, Gorlovka, Donetsk region, 84600, Ukraine.

Came to edition 22.10.2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.