з
2011
ш
Личностная тревожность - детерминанта антропофункционального статуса студенток
Романенко В.А., Крайняя Н.В., Мосенз В.А., Приходько В.М.
Донецкий национальный университет Горловский государственный педагогический институт иностранных языков
Аннотации:
Рассматривается проблема зависимости физического статуса студенток от уровня их личностной (генетической) тревожности. В эксперименте принимали участие 105 студенток в возрасте 19-21 год. Показано, что между генетической тревожностью и показателями антропофункционального статуса студенток существуют неоднозначные зависимости. Эти зависимости детерминированы особенностями соматотипа, кислороднотранспортной системы и механизмов энергетики. Установлено, что для тревожных студенток характерны пониженный уровень физического развития, недостаточный потенциал кардио-респираторной системы. Этому соответствует такой же уровень их физической работоспособности, аэробной производительности и устойчивости к гипоксии. Эти закономерности сохраняются и при оценке мощности и емкости гликолитическо-го механизма энергообеспечения у тревожных и нетревожных студенток.
Ключевые слова:
антропофизиологический статус, генетическая тревожность, кардио-респираторная система.
Романенко В.О., Крайня Н.В., Мосенз В.А., Приходько В.М. Особистісна тривожність - детермінанта антропофункціонального статусу студенток. Розглядається проблема залежності фізичного статусу студенток від рівня їх особистісної (генетичної) тривожності. В експерименті брали участь 105 студенток у віці 19-21 років. Показано, що між генетичної тривожністю і показниками антропофункціонального статусу студенток існують неоднозначні залежності. Ці залежності детерміновані особливостями соматотіпу, киснево-транспортної системи і механізмів енергетики. Встановлено, що для тривожних студенток характерні знижений рівень фізичного розвитку, недостатній потенціал кардіо-респіраторної системи. Цьому відповідає такий же рівень їх фізичної працездатності, аеробної продуктивності і стійкості до гіпоксії. Ці закономірності зберігаються і при оцінці потужності і ємності гліколітичного механізму енергозабезпечення у тривожних і нетревожних студенток.
антропофізіологічний статус, генетична тривожність, кардіо-респіраторна система.
Romanenko V.A., Krainya N.V., Mosenz V.A., Prikhodko V.M. Personal anxiety -the determinant of the anthropometric andfunctional status of female students.
We consider the problem of dependence of the physical status of the students on their level of personal (genetic) anxiety. The experiment involved 105 students aged 19-21 years. It is shown that between anxiety and performance of the genetic status of the students there anthropometric and functional ambiguous dependence. These relationships are determined by the peculiarities of somatotype, the oxygen-transport system and the mechanisms of energy. It is established that anxious students are characterized low level of physical development, insufficient capacity of the cardiorespiratory system. This corresponds to the same level of physical performance, aerobic capacity and resistance to hypoxia. These patterns remain when evaluating the power and capacity of the glycolytic mechanism of energy and non-anxious in anxious students.
anthropometric physical status, genetic anxiety, cardio-respiratory system.
Введение.
Физическое состояние рассматривают как структурированную совокупность взаимосвязанных соматических, функциональных, психофизиологических, а в ряде случаев - и психических признаков [9]. Связи между различными составляющими этого статуса носят неоднозначный характер. В частности, уже в возрасте 6-8 лет у тревожных детей вследствие повышенного уровня неспецифической активации мозга и доминирования симпатической регуляции понижен потенциал аппарата кровообращения [8]. Недостаточность этого потенциала в покое приводит к снижению емкости, мощности и эффективности аэробного механизма энергообеспечения [8, 9]. Эти закономерности, установленные в препубертатный период, нельзя в полной мере экстраполировать на женщин зрелого возраста, так как вклад переменных в формирование физического статуса человека на различных этапах онтогенеза изменяется неоднозначно и гетерохронно [8, 9]. Темпы этих структурно-функциональных преобразований определяются средовыми и генетическими факторами, к которым относится и личностная тревожность.
Таким образом, существует необходимость в рассмотрении проблемы зависимости физического статуса студенток от уровня их личностной (генетической) тревожности.
Работа выполнена по плану НИР Донецкого национального университета.
© Романенко В.А., Крайняя Н.В., Мосенз В.А.,
Приходько В.М., 2011
Цель, задачи работы, материал и методы.
Цель исследований заключалась в определении особенностей антропофункционального статуса у студенток с полярными уровнями личностной тревожности.
Для достижения цели последовательно решали
ряд задач:
1. Дифференцировали студенток по уровню их тревожности.
2. Устанавливали корреляции между показателями антропофункционального статуса и уровнями тревожности у студенток этих групп.
3. Определяли особенности их антропофункционального статуса.
С целью решения поставленных задач у 105 студенток в возрасте 19-21 года с помощью опросника Спилберга, спортивно-педагогических и медикобиологических тестов, функциональных проб, регистрировали показатели антропометрического статуса, функционального состояния системы кровообращения и дыхания, нервной регуляции, механизмов энергообеспечения, а также устойчивости к гипоксии [9]. Фактический материал обрабатывали с помощью программного пакета «ЗТАТШТЖА”.
Результаты исследований.
В аспекте решения первой задачи из общей выборки (п = 105) были выделены полярные по уровням личностной тревожности группы студенток. При их дифференциации за крайние значения изучаемого признака избирали его величины за пределами X ±
І ПЕДАГОГІКА І та медик°-біол°гічні
*----“---------------* проблеми фізичного
виховання і спорту
ПСИХОЛОГІЯ
Таблица 1.
Особенности антропометрического статуса у тревожных и нетревожных студенток (X ±ш) *
Показатели Тревожные Нетревожные д** д%
Масса тела, кг 53,9±1,94 61,7±2,29 7,8 14,5
ОГК, см 75,0±1,29 81,3±0,89 6,3 8,4
Сила спины, кг 60,6±4,47 82,0±3,83 21,4 35,3
Силовой индекс спины 112,9±4,65 138,3±3,65 25,4 22,5
Индекс Кетле, гр/см 324±10,08 368,7±28,36 44,7 13,8
Индекс Эрисмана, см -8,0±1,37 -1,9±0,4 6,1 76,3
Индекс Пинье, ед 37,1±2,74 23,4±2,11 -13,7 -36,9
Индекс развития грудной клетки, % 45,2±0,81 48,9±0,54 3,7 8,19
* Здесь и далее достоверность различий на уровне 0,01 < р < 0,05
** Здесь и далее Д (разница) рассчитывалась относительно группы тревожных студенток.
0,67 с. При таком подходе полярные по тревожности группы составили по 27,5 % обследуемых студенток (п = 29). Корреляционный анализ между параметрами антропометрического статуса и показателем тревожности у этих групп показал, что большее (10) количество связей характерно для тревожных по сравнению с нетревожными студентками (6). У первых антропометрические и силовые характеристики связаны (0,31<г<0,83) с тревожностью положительно, а с индексами физического развития Эрисмана и грудной клетки, наоборот, отрицательно (0,62<г<0,64). У второй группы студенток масса тела, сила спины и индекс Кетле отрицательно коррелируют с тревожностью, в то время как остальные показатели положительно связаны (0,36<г<0,53) с этой темпераментальной характеристикой.
Эти корреляции позволяют предполагать, что тревожные и нетревожные студентки имеют определенные различия в параметрах антропометрического статуса. Так, для тревожных студенток характерны пониженные значения массы тела (14,5%), окружности грудной клетки (8,4%) и силовых характеристик мышц спины (22,5; 35,3%) (табл.1). Судя по значениям индексов Эрисмана, Пинье, развития грудной клетки и стении, их отличает менее оптимальное соотношение массо-длиннотных и обхватных размеров тела, что трактуют как признак недостаточного физического развития [1-4, 7]. Установленные зависимости между личностной тревожностью и антропометрическим статусом хорошо экстраполируется и на показатели функционального состояния сердечно-сосудистой системы студенток.
Так, у тревожных личностей установлены положительные связи для показателей эффективности, экономичности и нервной регуляции кровообращения (0,58 < г < 0,93), в то время как у нетревожных эти зависимости носят обратный характер. Очевидно, с увеличением тревожности потенциал системы кровообращения снижается (табл. 2). У тревожных студенток пониженное артериальное, пульсовое и среднединамическое давление компенсируется повышенной частотой сердечных сокращений, большим ударным и минутным объемом крови за счет существенного доминирования у них симпатической регуляции. Это снижает потенциал их системы кровообращения при
адаптации к действию стрессоров различной модальности [3, 5, 6], и особенно при мышечных нагрузках. На пятиминутную велоэргометрическую нагрузку мощностью 100 Вт (табл. 3) организм нетревожных студенток реагировал меньшим приростом пульса (-5,0%), оптимальным повышением параметров кровяного давления при меньшем (-15,0%) влиянии симпатической регуляции на поддержание системного кровотока.
Кровообращение у нетревожных студенток в ответ на нагрузку было меньшим (-10,8%) в сравнении с их антиподами. Следовательно, у них сохранялся больший потенциал системы кровообращения (табл. 3).
Реакция респираторной системы студенток полярных групп на нагрузку также не была идентичной. Повышенный на 18,8% уровень легочной вентиляции у тревожных студенток поддерживался за счет большего (24,7%) прироста частоты дыхания при меньшем (-12,2%) дыхательном объеме. Следовательно, для организма тревожных студенток характерна неэкономная реакция респираторной системы на стандартную нагрузку (табл. 3). Очевидно, пониженный в покое, у тревожных студенток, потенциал их кислороднотранспортной системы достаточно ярко проявляется в повышенной реактивности этой системы на нагрузку большой мощности. Те же закономерности просматриваются между тревожностью и показателями физического состояния и работоспособности (табл. 4).
У тревожных студенток отрицательные зависимости (-0,54 < г < -0,84) между изучаемым свойством темперамента и показателями ИГСТ, МПК, оценкой физического статуса по системе КОНТРЭКС и Апанасенко Г. А. [2, 4, 9] свидетельствует о том, что с возрастанием личностной тревожности здоровье студенток ухудшается, снижается их физическая работоспособность и аэробная производительность. Обратные зависимости того же уровня характерны для группы нетревожных студенток. Эти зависимости вполне удачно верифицируются абсолютными значениями показателей физического состояния, работоспособности, аэробной производительности и устойчивости к гипоксии у полярных по тревожности студенток. Тревожные девушки несколько уступают нетревожным по уровню физического состояния, существенно (7,5%) по устойчивости к гипоксии, физической ра-
32011
і!
Таблица 2.
Особенности функционального состояния сердечнососудистой системы у студенток с полярными уровнями тревожности (X ±ш)
Показатели Тревожные Нетревожные д д%
Пульс, уд/мин 79,1±1,01 74,8±1,27 -4,3 -5,44
АД сист, мм.рт.ст. 105,9±2,08 115,3±2,23 9,4 8,88
АД диаст, мм.рт.ст. 69,6±1,06 75,9±1,45 6,3 9,05
ПД, мм.рт.ст. 36,6±0,47 39,4±0,48 3,1 8,54
СДД, м.рт.ст. 87,8±1,77 95,6±1,58 7,8 8,88
УОС, мл 64,0±0,31 61,8±0,49 -2,2 -3,45
МОК, л 5,0±0,11 4,6±0,12 -0,4 -8,00
ВиК, ед. 10,0±4,35 -3,1±4,59 13,1 130,96
Таблица 3.
Реакция кардио-респираторной системы у тревожных и нетревожных студенток на пятиминутную велоэргометрическую нагрузку мощностью 100 Вт
Показатели Тревожные Нетревожные д д%
Пульс, уд/мин 151,7±2,58 144,1±1,80 -7,60 -5,0
АД сист, мм.рт.ст. 129,9±1,63 137,5±1,08 7,6 6,0
АД диаст, мм.рт.ст. 72,2±2,06 79,5±2,28 7,3 10,1
СДД, мм.рт.ст 102,3±2,08 108,5±2,00 6,2 6,1
УОС, мл 73,2±0,99 69,0±0,63 -4,2 -5,7
МОК, л 11,1±0,15 9,9±0,27 -1,2 -10,8
КЭК, ед 8753,8±58,1 8358,0±63,3 -395,8 -4,5
ВиК, ед 51,9±2,30 44,2±2,18 -7,7 -14,8
МОД, л 27,6±1,06 22,4±0,72 -5,2 -18,8
ЧД, цикл/мин 25,1±0,13 18,9±0,14 -7,2 -24,7
ДО, л 1,06±0,02 1,19±0,03 -0,13 12,2
Таблица 4.
Характеристика физического состояния и механизмов энергетики у тревожных и нетревожных студенток
Показатели Тревожные Нетревожные д д%
Физическое состояние по системе КОНТРЭКС-1, ед 174,9±1,77 180,7±1,18 5,8 3,3
Индекс Руфье, ед. 1,6±0,27 0,9±0,11 -0,7 -43,8
Задержка дыхания, с на вдохе 53,3±2,05 61,7±2,09 8,4 15,8
на выдохе 24,7±1,66 31,8±1,69 7,1 28,7
Задержка дыхания после вентиляции, с на вдохе 69,5±1,25 74,0±0,99 4,5 16,5
на выдохе 30,4±1,02 36,4±1,73 6,0 19,7
ИГСТ, ед. 55,4±1,22 62,4±1,53 7,0 12,6
МПК, мл/мин/кг 48,8±1,05 52,6±1,08 3,8 7,8
Гликолитический механизм
Поднимание и опускание туловища, количество циклов 34,0±0,78 40,0±0,81 6,0 17,6
Челночный бег 4^30 м, с 28,4±0,20 27,2±0,15 -1,2 -4,2
Бег 100 м, с 17,6±0,16 16,5±0,25 -1,1 -6,2
Бег 500 м, с 135,6±1,23 126,9±1,10 -8,7 -6,4
Аэробный механизм
Бег 2000 м, мин 13,4±0,10 11,9±0,11 -1,5 -11,2
І ПЕДАГОГІКА І та медико-біологічні
проблеми фізичного виховання і спорту
ботоспособности (12,6%), аэробной производительности (13,2%) и адаптивности сердечной мышцы к стандартной мышечной нагрузке (43,8%).
У нетревожных студенток, судя по значениям индекса Гарвардского степ-теста, максимального потребления кислорода и результатам бега на 2000 м, аэробные возможности превышают таковые у тревожных в среднем на 10,5%. Эти закономерности справедливы и при оценке мощности и емкости гликолитического механизма энергообеспечения (табл. 4). Исходя из результатов двигательных тестов, мощность и емкость гликолитического механизма энергообеспечения превышает эти же показатели у тревожных студенток на 8,6%. Результаты исследований позволяют сформулировать определенные выводы.
Выводы.
Между генетической тревожностью и показателями антропофункционального статуса студенток существуют неоднозначные зависимости различного
уровня и направленности, детерминированные конституциональными особенностями их соматотипа, кислородно-транспортной системы и механизмов энергетики.
Для тревожных студенток характерно пониженное физическое состояние и развитие, недостаточный потенциал кардио-респираторной системы, определяющий такой же уровень их физической работоспособности, аэробной производительности и устойчивости к гипоксии.
Эти закономерности относительно справедливы и при оценке мощности и емкости гликолитического механизма энергообеспечения у тревожных и нетревожных студенток.
Перспективы дальнейших исследований связаны с определением параметров физического статуса у различных половозрастных групп в связи с их темпера-ментальными свойствами.
ПСИХОЛОГІЯ
Литература.
1. Агаджанян Н.А. Физиологические механизмы респираторных феноменов при тревожных и депрессивных расстройствах: Обзор / Н.А. Агаджанян, П.И. Терехин // Физиология человека -2002. - Т.28, №3. - С.112-122.
2. Апанасенко ГА. Об оценке состояния здоровья человека / ГА. Апанасенко // Врачебное дело. - 1988. - №5. - С.112-114.
3. Вознесенская Т.Г. Тревожные расстройства / Т.Г. Вознесенская // Репродуктивное здоровье женщины. - 2008. - №3. - С.21-26.
4. Душанин С.А. Бальная система самоконтроля (КОНТРЭКС-1) при занятиях массовыми формами физической культуры / С.А. Душанин // Теор. и практ. физ. культ. - 1978. - № 5. - С.49-52.
5. Еникопов С.Н. Тревожные состояния у больных сердечнососудистыми заболеваниями / С.Н. Еникопов // Атмосфера. Кардиология. - 2006. - № 2. - С.20-24.
6. Данилова Н.Н. Зависимость сердечного цикла от тревожности как устойчивой индивидуальной характеристики / Н.Н. Данилова, С.Г Коршунова, Е.Н. Соколов // Журн. ВНД. - 1995. - Т. 45, В.4. - С.647-660.
7. Каарма Х.Т. Ведущие факторы в системе размеров тела у женщин / Х.Т. Каарма // Арх. анатом., гистол. и эмбриол. - 1986.
- Т.85, В.9. - С.67-70.
8. Криволапчук И.А. Особенности физического состояния детей 6-8 лет с высокой личностной тревожностью / И.А. Криволапчук // Теорь і практ. фізичного виховання. - 2004. - № 2.
- С.128-133.
9. Романенко В.А. Диагностика двигательных способностей / В.А. Романенко - Донецк: Изд-во Донецкого национального университета, 2005. - 290с.
Информация об авторах: Романенко Валерий Александрович
д.б.н., проф. [email protected] Донецкий национальный университет ул. Щорса 46, г.Донецк, 83055, Украина. Крайняя Наталья Владимировна [email protected] Донецкий национальный университет ул. Щорса 46, г.Донецк, 83055, Украина.
Мосенз Валерий Алексеевич [email protected] Горловский государственный педагогический институт иностранных языков ул. Рудакова 25, г. Горловка, Донецкая область, 84600, Украина.
Приходько Владимир Михайлович [email protected] Горловский государственный педагогический институт иностранных языков ул. Рудакова 25, г. Горловка, Донецкая область, 84600, Украина.
Поступила в редакцию 22.10.2011г.
References:
1. Agadzhanian N.A. Fiziologiia cheloveka [Human Physiology], 2002, T.28, vol.3, pp. 112-122.
2. Apanasenko G.A. Vrachebnoe delo [Medical case], 1988, vol.5, pp. 112-114.
3. Voznesenskaia T.G. Reproduktivnoe zdorov’e zhenshchiny [Women’s reproductive health], 2008, vol.3, pp. 21-26.
4. Dushanin S.A. Teoriia i praktika fizicheskoj kultury [Theory and practice of physical culture], 1978, vol.5, pp. 49-52.
5. Enikopov S.N. Atmosfera. Kardiologiia [Atmosphere. Cardiology], 2006, vol.2, pp. 20-24.
6. Danilova N.N.. Korshunova S.G., Sokolov E.N Zhurnal vysshej nervnoj deiatel’nosti [Journal of higher nervous activity], 1995, T.45, vol.4, pp. 647-660.
7. Kaarma KH.T. Arkhiv anatomii, gistologii i embriologii [Archives of anatomy, histology and embryology], 1986, T.85, vol.9, pp. 67-70.
8. Krivolapchuk I.A. Teoriia i praktika fizichnogo vikhovannia [Theory and practice of physical education], 2004, vol.2, pp.128-133.
9. Romanenko V.A. Diagnostika dvigatel’nykh sposobnostej [Diagnosis of motor abilities], Donetsk, DNU Publ., 2005, 290 p.
Information about the authors: Romanenko Valerij Aleksandrovich
[email protected] Donetsk National University Shchorsa str. 46, Donetsk, 83055, Ukraine.
Krainya Natal’ia Vladimirovna [email protected] Donetsk National University Shchorsa str. 46, Donetsk, 83055, Ukraine.
Mosenz Valerij Alekseevich [email protected] Gorlovka State Pedagogical Institute of Foreign Languages Rudakova str. 25, Gorlovka, Donetsk region, 84600, Ukraine.
Prikhodko Vladimir Mikhajlovich [email protected] Gorlovka State Pedagogical Institute of Foreign Languages Rudakova str. 25, Gorlovka, Donetsk region, 84600, Ukraine.
Came to edition 22.10.2011.