Научная статья на тему 'Особенности вербальной креативности детей дошкольного возраста с разными профилями латерализации'

Особенности вербальной креативности детей дошкольного возраста с разными профилями латерализации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
679
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕРБАЛЬНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА / ПРОФИЛЬ ЛАТЕРАЛИЗАЦИИ / VERBAL CREATIVITY / CREATIVE THINKING / FUNCTIONAL ASYMMETRY OF BRAIN / THE PROFILE LATERALIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Белозерова Л. А., Гурылева Л. В., Семенова И. А.

В статье поднимается проблема специфики проявления вербальной креативности у детей с различными профилями сенсомоторной асимметрии. Установлено, что существуют противоречивые данные о роли каждого полушария в реализации творческого мышления и особенностях его проявления у правшей и левшей. Результаты эмпирического исследования свидетельствуют, что у детей с левым профилем латерализации выше показатели беглости и оригинальности вербального творческого мышления по сравнению с испытуемыми, имеющими правый и смешанный профили.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Белозерова Л. А., Гурылева Л. В., Семенова И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features verbal creativity of preschool children with different profiles laterality

The article raises the problem of specificity manifestations verbal creativity at children with different sensomotor profile asymmetry. It is established that there are contradictory evidence on the role of each hemisphere in the realization of creative thinking and feature of its manifestation in right-handers and left-handers. The results of the empirical studies show, that children with left lateralization profile higher indicators fluency and originality of verbal creative thinking compared to examinees that have the right and mixed profiles.

Текст научной работы на тему «Особенности вербальной креативности детей дошкольного возраста с разными профилями латерализации»

ОСОБЕННОСТИ ВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАЗНЫМИ ПРОФИЛЯМИ ЛАТЕРАЛИЗАЦИИ

Белозерова Л.А., Гурылева JI.B., Семенова И.А.

Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова,

г. Ульяновск, Российская Федерация

В статье поднимается проблема специфики проявления вербальной креативности у детей с различными профилями сенсомоторной асимметрии. Установлено, что существуют противоречивые данные о роли каждого полушария в реализации творческого мышления и особенностях его проявления у правшей и левшей. Результаты эмпирического исследования свидетельствуют, что у детей с левым профилем латерализации выше показатели беглости и оригинальности вербального творческого мышления по сравнению с испытуемыми, имеющими правый и смешанный профили.

Ключевые слова: вербальная креативность; творческое мышление; функциональная асимметрия мозга; профиль латерализации.

FEATURES VERBAL CREATIVITY OF PRESCHOOL CHILDREN WITH DIFFERENT PROFILES LATERALITY

Belozerova L.A., Guryleva L. V., Semyonova I.A. Ulyanovsk state pedagogical university named I.N. Ulyanov, Ulyanovsk, Russian Federation

The article raises the problem of specificity manifestations verbal creativity at children with different sensomotor profile asymmetry. It is established that there are contradictory evidence on the role of each hemisphere in the realization of creative thinking and feature of its manifestation in right-handers and left-handers. The results of the empirical studies show, that children with left lateralization profile higher indicators fluency and originality of verbal creative thinking compared to examinees that have the right and mixed profiles.

Keywords: the verbal creativity; the creative thinking; the functional asymmetry of brain; the profile lateralization.

Актуальность изучения природы и условий формирования креативности, определяется активными интеграционными и инновационными процессами, происходящими в социальной,

экономической и культурной сферах современной России. При этом особенно остро встает потребность государства в воспитании творческих людей, открытых новому опыту, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих находить собственное решение и имеющих творческое отношение к действительности [5]. Поэтому модернизация современной системы образования, в которой задача раннего выявления креативных и одаренных детей, их поддержка, создание условий для их развития, является приоритетной [14, 15].

Дошкольный возраст представляет наибольший интерес в исследовании креативности, так как он является наиболее сензитивным для развития творческого мышления, которое, наряду с воображением, можно рассматривать в качестве важнейшего психического новообразования дошкольного детства. Это, может быть объяснено, в определенной степени, более быстрыми темпами созревания правого «творческого» полушария в онтогенезе, и его доминированием в регуляции психических функций в данном возрасте [12].

Рассматривая психофизиологическую основу креативности, в качестве одного из факторов, обеспечивающих индивидуальные и возрастные особенности творческого мышления, можно выделить функциональную асимметрию мозга [4, 12]. Установлено, что психические функции определенным образом распределены между левым и правым полушариями. Оба полушария способны получать и обрабатывать информацию, но каждое из них вносит свой вклад в организацию психической деятельности, обеспечивает свою сторону этой деятельности. Так, правое полушарие отвечает за целостную, синтетическую, дедуктивную, конкретную, симультанную обработку информации. Оно обеспечивает непроизвольное запоминание, интонационную и образную сторону речи, восприятие музыки. В то же время, левая гемисфера обрабатывает информацию аналитически, последовательно, индуктивно, с выявлением причинно-следственных связей. Она обеспечивает сукцессивное восприятие, произвольное запоминание, речевой слух, чтение, письмо. В зависимости от того, какое полушарие доминирует (левое или правое), человеку будет свойственен тот или иной стиль мышления: либо с опорой на формально-логические операции, либо — на пространственные отношения. Установлено, что доминирование образного мышления связано с преимущественной активацией правого полушария, в тоже время, оперирование логико-символическим материалом коррелирует с активностью левой гемисферы [4,12].

Многочисленные эмпирические исследования указывают, что правое полушарие играет особую роль в решении творческих задач [6,11,12,16]. Так «выключение» правой гемисферы, обеспечивающей образное мышление, при сохранной деятельности левого полушария, делает человека не способным к творчеству. Напротив, «выключение» левого полушария, обеспечивает повышение творческих способностей за исключением тех, которые связаны с активной ролью левого полушария (вербальные способности, анализ и критика гипотез, постановка проблем) [12]. Исследования Разумниковой О.М., в которых рассмотрена связь ЭЭГ-показателей с уровнем креативности

испытуемых, подтверждают доминирующую роль правого полушария в творческом мышлении [11]. Базановой О.М. показана роль альфа-ритма в реализации творческой деятельности у высокочастотных и низкочастотных испытуемых, при этом автор отмечает, что невербальное творческое мышление сопровождается увеличением мощности этого ритма и синхронизацией в диапазоне 8-10 Гц в правом полушарии [1]. Автором было установлено, что индивидуальные средние показатели частоты альфа-ритма связаны с беглостью, амплитудные характеристики — с гибкостью, а индивидуальная частота пика альфа-активности связана с оригинальностью прямопропорционально у высокочастотных испытуемых и обратнопропорционально у низкочастотных испытуемых.

Так же существует ряд исследований, в которых обнаружены зоны мозга локализованные преимущественно в левом полушарии, участвующие в обеспечении творческого типа деятельности в сравнении с нетворческой [8].

Согласно другой точке зрения, творчество - постоянное состояние мозга, приводящее к формированию особого креативного личностного типа, либо это результат «выключения» левого полушария и изолированной активности правого [8].

Однако, большинство исследователей в настоящее время склоняются к точке зрения, согласно которой решение любых когнитивных задач, в том числе творческих, обеспечивается взаимодополняющей деятельностью обоих полушарий. Так в исследованиях сотрудников лаборатории Бехтеревой Н.П., посвященных изучению нейрофизиологических коррелят творческого мышления, показано, что сложная вербальная творческая деятельность обеспечивается участием обоих полушарий [3]. Существуют многоуровневые системы обеспечения творческих процессов, включающих интенсивные локальные процессы в лобных и теменных зонах коры больших полушарий и выраженные модификации межполушарных связей [3, 17]. А изучение с помощью ЭЭГ характера межполушарного взаимодействия показало, что оно различается при решении вербальных и невербальных творческих задач у правшей и левшей [6].

В исследованиях с использованием позитронно-эмиссионной томографии были выявлены зоны мозга в правом полушарии, обеспечивающие сложные виды творческой деятельности, активность которых коррелирует с психологическими показателями креативности - беглостью, гибкостью и оригинальностью мышления [17].

По данным Нагорновой Ж.В. [9], напротив, выполнение невербальных творческих заданий сопровождается менее взаимосвязанной и более независимой обработкой образной информации полушариями, так как при этом наблюдается уменьшение внутри- и межполушарной когерентности в высокочастотных диапазонах ЭЭГ.

Согласно исследованиям Свидерской Н.Е. с соавт. фокус активности в полушариях определяется способом анализа информации, а не ее содержанием и качеством. Так сукцессивная переработка информации сопровождается локализацией фокуса межполушарной активности

в передних областях левого полушария, а симультанная — приводит к возникновению фокуса в задних отделах правого полушария [13]. В тоже время исследования Каразаевой А.Ю. и Раз-умниковой О.М. с использованием латерализованного предъявления иерархически организованных букв, свидетельствуют, что природа креативного задания (вербальная или образная) связана с разной степенью вовлечения полушарий в решение проблемы и характером межпо-лушарного взаимодействия у правшей и левшей [6,7].

Таким образом, данные литературы о роли полушарий и межполушарного взаимодействия в обеспечении творческого мышления достаточно противоречивы и данная проблема еще находиться в процессе решения. В настоящее время активно проводятся исследования, направленные на выявление связи между латеральным фенотипом и особенностями протекания творческого мышления, их уровнем развития. Поэтому представляется актуальным исследование показателей креативности у детей с различными индивидуальными профилями асимметрии (присущими данному человеку сочетаниями моторных и сенсорных признаков) [2].

В качестве испытуемых нами были отобраны дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет). С целью определения выраженности показателей функциональной асимметрии полушарий и уровня развития вербального творческого мышления исследование проводилось с использованием комплекса диагностических методик, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Для определения латеральных предпочтений был подобран комплекс методик оценки моторной и сенсорной асимметрии [4], а сочетание сенсомо-торных показателей позволяет определить индивидуальный профиль асимметрии (латеральный фенотип). При этом лица с преимущественным односторонним доминированием правых парных органов обладают правым профилем, левых парных органов - левым профилем, с сочетаниями левых и правых асимметрий - смешанным профилем, а симметрией в сенсорной и моторной сферах - амбидекстральным профилем.

Для диагностики вербальной креативности детей была использована батарея тестов «Творческое мышление» Е.Е. Туник (модификация тестов Гилфорда и Торранса) [18], которая включает четыре вербальных субтеста:

1. Использование предметов (варианты употребления);

2. Заключения;

3. Слова;

4. Словесная ассоциация.

Показатели тестов определяются факторами, установленными в исследованиях Дж. Гилфорда: беглостью (Б), которая отражает легкость и продуктивность творческого мышления и определяется общим числом ответов; гибкостью (Г), характеризующей способность к быстрому переключению, способность видеть множество разнообразных вариантов решения задачи, которая определяется

числом групп ответов данных испытуемым; оригинальностью (Ор), отражающей своеобразие, неповторимость творческого мышления, необычность подхода к проблеме, и определяется числом редко приводимых ответов на всей выборке. Общий бал по тесту вербальной креативности представляет собой сумму показателей беглости, гибкости и оригинальности по каждому из четырех субтестов.

Оценка достоверности различий между группами осуществлялась с помощью критерия Манна-Уитни.

Результаты эмпирического исследования показали, что у 50% детей был выявлен правый профиль функциональной асимметрии, так как они демонстрировали в ходе обследования преимущественно правостороннее предпочтение рук, ног, зрения и слуха. 30% испытуемых имели сочетание правых сенсорных или моторных асимметрий с левыми, то есть для них характерен смешанный профиль асимметрии. В группу детей с левым профилем асимметрии вошли 20% обследованных дошкольников, для них характерны левосторонние сенсорные и моторные асимметрии. Детей с симметричным профилем в нашей выборке выявлено не было. Следовательно, полученные результаты свидетельствуют о том, что у старших дошкольников преобладают правый и смешанный профили асимметрии.

По данным научной литературы в настоящее время нет единого представления о возрасте завершения латерализации. Согласно некоторым источникам индивидуальный профиль асимметрии формируется к семи годам и при этом большая часть детской популяции характеризуется правосторонними латеральными предпочтениями. В тоже время имеются данные исследований, в которых указывается на то, что функциональная межполушараная специализация коры завершается в период полового созревания и в настоящее время у популяции отмечается тенденция к леворукости [10].

Таблица 1.

Показатели вербальной креативности старших дошкольников

Группы Факто )ы вербальной креативности Суммарный показатель

беглость гибкость оригинальность

правый профиль 21,25 18,26 20,84 60,35

левый профиль 25, 87* 17,41 27,73* 71,01

смешанный профиль 19,54' 17,32 18,40' 55,26'

Примечание: * - различия между группами детей с правым и левым профилями достоверны при р<0,05;' - различия между группами детей с левым и смешанным профилями достоверны при р<0,05.

Анализ результатов исследования вербальной креативности (см. таблицу 1) показал, что дошкольники с левым профилем латеральной организации характеризуются достоверно более высоким показателями беглости и оригинальности по сравнению с группами детей, обладающими правым (и=102 и 11=81 при р<0,05) и смешанным профилями асимметрии (11=118 и 11=56 при р<0,05), то есть они выдвигают большее количество оригинальных идей в единицу времени. Интегральный показатель вербальной креативности также оказался наиболее высоким у детей

с левым профилем функциональной асимметрии. Возможно, это связано с тем, что явление ле-ворукости считается сопряженным с доминированием правого полушария, обеспечивающим симультанную стратегию обработки информации. Это позволяет левшам одновременно целостно схватывать свойства и признаки явлений, оперировать одновременно большим количеством элементов, что отражается в более высоких показателях вербальной креативности.

Результаты исследования показали, что группа дошкольников со смешанным профилем функциональной асимметрии обладает более низкими показателями вербальной креативности относительно детей других экспериментальных групп. Можно предположить, что это связано с неоднородностью данной выборки, так как в нее были включены дети с различными сочетаниями левых и правых признаков асимметрии, а также отдельными симметричными сенсомо-торными показателями. При этом парциальные варианты асимметрий могут быть сопряжены с разными стратегиями переработки информации, вариабельностью мышления как по «право-полушарному», так и «левополушарному» типу.

В ходе тестирования вербальной креативности дети с различными профилями латерализа-ции демонстрировали в среднем одинаковую вариативность ответов и способность к переключению, поэтому не выявлено достоверных различий показателей гибкости вербального творческого мышления между экспериментальными группами.

Таким образом, современная тенденция развития системы дошкольного образования определяет приоритетной задачу раннего выявления и развития творческой личности. Возможность ее решения мы видим в построении обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка [15], в том числе индивидуального профиля функциональной асимметрии мозга. Функциональную асимметрию мозга можно рассматривать в качестве биологической основы индивидуально-психологических различий в реализации психических функций, в том числе креативности. Проведенное эмпирическое исследование подтверждает данное положение.

Список литературы

1. Базанова О.М., Афтанас Л.И. Индивидуальные показатели альфа-активности электроэнцефалограммы и невербальная креативность // Рос. физиол. журнал им. И.М. Сеченова. 2007. 93(1). С. 14-26.

2. Белозерова JI.A., Забегалина C.B. Творческое мышление детей с различными латеральными фенотипами // Поволжский педагогический поиск. 2014. № 2 (8). С. 29-31.

3. Бехтерева Н.П., Данько С.Г., Медведев C.B. Нейрофизиологические исследования творческого мышления: пути, результаты, проблемы. Институт мозга человека РАН, 2005. 50 с.

4. Братина H.H., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии человека. М. : Медицина, 1988.240с.

5. Еремина Л.И., Нагорнова А.Ю., Гурылева JI.B. Исследование креативности студентов в аспекте социализации // Прикладная психология и психоанализ. 2013. № 4. С. 9.

6. Каразаева А.Ю. Особенности межполушарного взаимодействия при образной и вербальной креативности в группах абсолютных правшей и левшей // МНКО. 2010. №3. С. 149-150.

7. Каразаева А.Ю., Разумникова О.М. Интерференционные процессы селекции информации при конвергентном/дивергентном мышлении: роль индивидуального профиля полушарной асимметрии // Бюллетень СО РАМН. 2011. №6. С. 31-38.

8. Кирсанов В.М., Шибкова Д.З. Анализ подходов к исследованию психофизиологических особенностей творческой личности // Фундаментальные исследования. 2014. №6. С. 369-374. URL: http ://cyberlernnka.ru/article/n/analiz-podhodov-k-issledovaniyu-psihofiziologicheskih-os-obennostey-tvorcheskoy-lichnosti (дата обращения: 10.07.2015).

9. Нагорнова Ж.В. Динамика мощности ЭЭГ при выполнении заданий на вербальную (образную) креативность // Физиология человека. 2007. Т. 33. №3. С. 26 -34.

10. Поляков В. М., Колесникова JI. И. Популяционные аспекты межполушарной асимметрии (обзор литературы отечественных и зарубежных авторов) // Бюллетень ВСНЦ СО РАМН. 2005. №5. С. 197-205.

11. Разумникова О.М. Индивидуальные особенности полушарной активности, определяющие успешность решения эвристической задачи. URL: http://j-asymmetty.com/2011/12/razum-nikova_l_2009/ (дата обращения: 10.05.2014).

12. Руководство по функциональной межполушарной асимметрии. М.: Научный Мир, 2009. 836 с.

13. Свидерская Н.Е., Королькова Т.А. Пространственная организация электрических процессов мозга: проблемы и решения // Журн. высш. нерв. деят. 1997. Т. 47(5). С. 792-801.

14. Семенова И.А. Психологические аспекты развития творческой личности в современном мире II Социализация. Образование. Развитие. Материалы Международной научно-практической конференции (заочной). Ульяновск. 2009. С. 120-125.

15. Семенова И.А., Белозерова Л.А. Реализация принципа индивидуализации в рамках дея-тельностного подхода при разработке программ практики основной профессиональной образовательной программы педагогической магистратуры по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование (Воспитатель)» II Психолого-педагогическое образование в вузе: прошлое, настоящее, будущее. Ульяновск, 2014. С. 339-346.

16. Серпионова Е.И. Психофизиологические детерминанты вербальной креативности старшеклассников // Известия ВолгГТУ. 2008. №5. С. 87-95. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ psihofiziologicheskie-determinanty-verbalnoy-kreativnosti-starsheklassnikov (дата обращения: 05.06.2015).

17. Старченко М.Г. Психологические аспекты исследования мозговой организации креативности: автореф. дис... к.психол.н. СПб.: 2001. 26 с.

18. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. СПб.: 2002. 44 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.