Научная статья на тему 'Особенности ведения предпринимательства в условиях закрытого административно-территориального образования'

Особенности ведения предпринимательства в условиях закрытого административно-территориального образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
406
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / РЫНОЧНАЯ СРЕДА / ДЕЛОВАЯ СРЕДА / ЗАКРЫТОЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (ЗАТО). / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА / СФЕРА УСЛУГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стоюшко Наталья Юрьевна

Рассмотрены отличительные характеристики услуги. Определены особенности составляющих предпринимательской среды в условиях закрытого территориального образования. Предложена классификация предпринимательской среды в сфере услуг

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Distinctive characteristics of service were examined. Features of components of the enterprise environment in conditions of the closed formation are determined. Classification of the enterprise environment in sphere of services is offered

Текст научной работы на тему «Особенности ведения предпринимательства в условиях закрытого административно-территориального образования»

этапе (2007-2010 гг.) предусматривается переход к формированию в сельских муниципальных образованиях условий, обеспечивающих более высокий жизненный стандарт, соответствующий новым требованиям к качеству рабочей силы и интенсивности труда, создание предпосылок устойчивого развития сельских территорий [7].

Не смотря на это, мы согласны с мнением Калиничевой В. о необходимости объединения хозяйств населения в рамках потребительских кооперативов, преимуществами которых является гарантированный сбыт созданного прибавочного продукта, способность решения финансовых проблем [1]. Их число за 2006 год возросло в 3,32 раза и составило 3028. Использование кооперативных принципов в организации сельскохозяйственного производства является мировой тенденцией для большинства стран, не зависимо от уровня ее развития. Это могут быть чисто закупочные или многопрофильные кооперативы. Учредителями могут быть только владельцы личных подсобных хозяйств или владельцы личных подсобных хозяйств совместно с главами крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственными предприятиями и другими юридическими лицами. Кооперативы могут быть созданы путем выделения из существующих сельскохозяйственных производственных предприятий инициативных

работников на основе имущественных паев. Первым наиболее распространенным вариантом отношений личных подсобных хозяйств с сельскохозяйственными предприятиями является предоставление услуг владельцам ЛПХ в виде натурального кредита (бартера) в счет зарплаты. Второй вариант предоставления товарного кредита предполагает использование в расчетах гибкого ценового механизма на продукцию личных подсобных хозяйств, сдаваемую по договору, и равные затраты на производство продукции [4]. Сельскохозяйственное предприятие получает льготные кредиты на корма, аккумулирует средства на техническое вооружение и племенную работу. Работники же, включая ЛПХ, в свою очередь, получают льготный кредит от сельскохозяйственного предприятия на основные условия производства (корма, молодняк скота и птицы), получают возможность гарантированного сбыта своей продукции на месте, реализуя, по существу, свое право на оплату труда.

Таким образом, развитие малых форм хозяйствования на селе возможно только при условии обновления материально-технической базы на основе лизинга и субсидирования части затрат по инвестиционным кредитам, расширения доступа к кредитным ресурсам, ипотеки, развития сферы услуг.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Калиничева В. Хозяйства населения в экономике Брянской области // АПК: экономика, управление. 2006. № 12. С. 26.

2. Киселев С.В. Государственное регулирование экономики // www.econ.msu.ru.

3. Киселев С.В., Ромашкин Р.А. Потребительские расходы и агропродовольственный рынок России // www.econ.msu.ru.

4. Роль молодых ученых в реализации национального проекта «Развитие АПК» // Сб. материалов Международной конф. М.: ФГОУ ВПО МГАУ, 2007.

5. Трейси М Сельское хозяйство и продовольствие в экономике развитых стран. СПб., 1995. С. 78.

6. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2006года №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» .

7. Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года».

Стоюшко Н.Ю.

особенности ведения предпринимательства в условиях закрытого административно-территориального образования

Управленческие проблемы развития городов актуальны в сегодняшних условиях. Научные разработки исследователей в сфере формирования рациональной организации хозяйствующих субъ-

ектов в определенных социально-экономических условиях - региона, края, города и т. д., выявляют ряд существующих особенностей жизнедеятельности территорий. Так как террритории неравноз-

начны по многим признакам их классификации, соответственно, до сих пор остается до конца неизученным вопрос о хозяйствовании (ведении бизнеса) в условиях закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) [4].

Исследованиями экономической природы и содержания предпринимательства занимались многие ученые ХУ1И-ХХ вв. (А. Смит, Р. Кантильон, К Бодо, Ф. Уокер, М. Вебер, Й. Шумпетер, Ф. Найт и др.). В экономической литературе сегодня представлена информация практически обо всех особенностях развития российского и зарубежного предпринимательства - характеристика видов и форм, объектов и субъектов предпринимательской деятельности, предпринимательской среды, предпринимательских решений и т. д. Однако эта характеристика не является исчерпывающей, так как существуют определенные различия ведения деятельности предпринимательских структур в сфере услуг.

Сфера услуг - особый вид предпринимательской деятельности, включающий воспроизводство разнообразных видов услуг, оказываемых предприятиями, организациями, а также физическими лицами, и имеет ряд специфических особенностей по сравнению с материальным производством. Во-первых, в отличие от товаров, услуги производятся и потребляются в основном одновременно, не подлежат хранению. Это порождает проблему регулирования спроса и предложения услуг. Во-вторых, услуги часто противопоставляются продукции, хотя и в промышленности увеличивается роль обслуживания, которое может включать ремонт оборудования, после продажное обслуживание и другие услуги, связанные с продажей товаров. Можно сказать, что во многих случаях в услуге присутствует элемент продукции, точно так же, как при продаже продукции присутствует элемент услуги. Тесное переплетение продажи товаров и предоставления услуг затрудняет выделение и учет услуг. В-третьих, сфера услуг обычно больше защищается государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства. Более того, во многих странах транспорт и связь, финансовые и страховые услуги, наука, образование, здравоохранение, коммунальные услуги традиционно находятся в полной или частичной собственности государства или же строго контролируются и регламентируются государством. Импорт услуг, по мнению правительств многих стран, может представлять угрозу национальной безопасности и суверенитету, поэтому он регламентируется более жестко по сравнению с торговлей товарами.

К услугам часто относят все виды полезной деятельности, не создающей материальных ценностей, т. е. главным критерием отнесения той или иной деятельности к сфере услуг служит неосязаемый характер производимого в данной сфере продукта.

Неосязаемость является важной характеристикой услуг и сжато описывает их уникальность - услугу невозможно попробовать, продемонстрировать, увидеть до момента ее получения. Неосязаемость вызывает проблемы, как у покупателя, так и у продавца услуги. Покупателю трудно разобраться и оценить, что продается до момента приобретения, а иногда даже и после. Покупатель вынужден верить. Например, ремонтируя свой автомобиль, клиент часто не только не видит самого ремонта, но и не в состоянии оценить, что сделано. Клиент вынужден верить на слово мастеру.

Установить эту характеристику порой не так просто, так как некоторые услуги сочетают неосязаемый конечный продукт с материальным продуктом.

Сегодня известны и широко применяются и другие характеристики услуг как товара. Неотъемлемой частью услуг в качестве производителей и потребителей являются люди. Процессы производства, доставки и потребления происходят одновременно. Услуга неотделима от своего источника, тогда как товар в материальном виде существует независимо от присутствия его источника. Оказать услугу можно только тогда, когда наступает заказ или появляется клиент. Некоторые специалисты считают, что это самый главный фактор, который делает услугу действительно услугой и отличает ее от товара.

Неразрывность потребления и производства услуг создает особую форму «потребительного производства». При этом потребитель заранее оплачивает стоимость услуги, прежде чем получает возможность для оценки уровня удовлетворения своей потребности. Это вызывает необходимость укрепления доверия потребителей к производителю услуг.

Невозможность потребления услуги без производителя накладывает ограничения на развитие сбытовой деятельности. Сбытовые подразделения в сфере услуг на практике смыкаются с отделами рекламы и пропаганды, а их функции сводятся к стимулированию сбыта услуг в различных потребительских сегментах.

Включение покупателя в процесс произ -водства услуги означает, что продавец должен проявить заботу о том, что производить и как.

Последняя задача особенно важна. То, как банковские служащие, страховые агенты, адвокаты, доктора и парикмахеры поведут себя, продавая свои услуги, будет зависеть вероятность того, что клиент вернется еще не раз. Поэтому очень важен правильный отбор и обучение персонала.

Непостоянство качества в исполнении работы людьми, оказывающими услуги, а также различия в восприятии покупателей создают значительные проблемы для менеджеров, работающих в сфере услуг. Изменчивость исполнения услуг является неизбежным последствием одновременности производства и потребления услуг, а также того, что составным элементом услуги являются люди. Даже если один и тот же человек оказывает услугу нескольким покупателям абсолютно одним и тем же способом, у разных покупателей может быть разное восприятие того, что они получили, т.е. будут испытывать разные чувства по поводу удовлетворения своей потребности. Кроме того, человек, оказывая одну и ту же услугу, может варьировать свои действия при каждом отдельном исполнении. Важную роль в этом играет его психофизическое состояние, которое непостоянно во времени. Для уменьшения изменчивости услуг необходимо выявить причины этого явления. Чаще всего это связано с квалификацией работника, слабой тренировкой и обучением персонала, отсутствием конкуренции в данной сфере, недостатком информации и коммуникации. Другой очень важный источник изменчивости услуг — это, конечно, сам покупатель, его уникальность. Это объясняет степень индивидуализации услуги в соответствии с требованиями покупателя. Для уменьшения изменчивости услуг компании, давно работающие в сфере услуг, разрабатывают и стараются соблюдать стандарт обслуживания.

Важная отличительная черта услуг — это их сиюминутность. Услуги не могут быть сохранены для дальнейшей продажи. Не проданные авиабилеты на рейс пропадут. И если предложение по услугам превосходят спрос на них, то теряется доход или стоимость услуг. Если спрос превышает предложение, то услуги, как физические товары, невозможно взять со склада. Колебания спроса присущи всем видам услуг. Он может меняться в зависимости от времени года, от дней недели. Неспособность услуг к хранению требует разработки стратегии, обеспечивающей согласование спроса и предложения на услуги. Устанавливая дифференцированные цены, скидки, используя другие стимулы, можно сместить часть спроса с пикового периода на период затишья. Увеличение

скорости обслуживания, в том числе за счет автоматизации, позволяет работать с большим числом клиентов. Введение в периоды пикового спроса, в качестве альтернативы, дополнительных услуг (кофе, журналы и т. д.) помогут облегчить время ожидания основной услуги. Для обслуживания дополнительного потока клиентов рекомендуется обучать персонал совмещению функций, а также нанимать временных сотрудников. Приведенные основные характеристики услуг, отличающие их от произведенных товаров — неосязаемость, неотделимость от источника, несохраняемость, непостоянство качества — являются определяющими особенностями деятельности в сфере услуг

[2, 5].

Рынок услуг существует в единстве с товарным рынком и является одной из его разновидностей, развивающейся в рамках общих законов рыночной экономики. Вместе с тем рынок услуг имеет ряд специфических особенностей, обусловливающих особый подход к предпринимательской деятельности. Основные особенности сферы услуг:

высокая степень неопределенности оценки качества услуг со стороны потребителя; она ставит покупателя в неуверенное положение, так как часто предоставление услуг требует особых, специальных знаний и мастерства, которые покупателю неизвестны;

невозможность сравнения двух конкурирующих предложений из-за совместного процесса производства и потребления услуги. Можно сравнить только ожидаемые выгоды и полученные;

инерция покупателя — главный фактор в обеспечении повторяемости покупки услуги;

высокая чувствительность к изменениям рыночной конъюнктуры. Она обусловлена невозможностью хранения и транспортировки услуги. Это свойство услуг создает трудности в предпринимательской деятельности, так как обусловливает повышенные требования к точности анализа и прогноза спроса на услуги;

специфика организации производства услуг. Производителями услуг являются в основном малые и средние предприятия различного профиля. Обладая большей мобильностью, они имеют широкие возможности для гибкого реагирования на изменения рыночной конъюнктуры и они более эффективны в условиях локального рынка;

специфика процесса оказания услуги. Эта специфика обусловлена обязательным личным контактом продавца и покупателя, что увеличивает требования к профессиональным качествам, этике и культуре производителя.

Любая предпринимательская деятельность функционирует в рамках определенной рыночной среды. Рыночная среда - это система отношений, а также личная свобода предпринимателя. Формируется рыночная (предпринимательская) среда, прежде всего, под воздействием внешних факторов, качественные характеристики которых зависят от условий конкретных территорий. Эта определенная территориальная и содержательная целостность, т.е. деловая среда, может либо благоприятствовать, либо препятствовать развитию предпринимательской деятельности [1].

Предпринимательская среда в условиях «закрытой территории» имеет свои особенности, которые недостаточно изучены. Возможно по причине скрытности (засекреченности) информации о жизнедеятельности таковых территорий ранее.

Подробное рассмотрение подсистем внешней предпринимательской среды определяет компоненты, влияние которых имеет характерное отличие в условиях закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО) от деятельности предпринимательских организаций в условиях других городов и городских поселений [4]. Таковыми являются подсистемы: социально-экономическая обстановка, связанная с уровнем платежеспособного спроса населения, уровень безработицы;

культурная среда, которая зависит от уровня образования населения и обеспечивает возможность заниматься определенными видами бизнеса;

научно-техническая, технологическая среда; институционально-организационная среда. Отличительными особенностями влияния указанных подсистем в условиях ЗАТО является то, что:

социально-экономическая обстановка (положение) в городских поселениях «закрытого типа» зависима от экономического состояния градообразующих предприятий, иначе — наличия государственных заказов военно-промышленный комплекс (ВПК); т. е. величина доходов населения зависит от состояния градообразующих предприятий;

культурная среда в условиях ЗАТО имеет свои преимущества, но вместе с тем «закрытость» территориального пространства и сравнительная немногочисленность населения ограничивает развитие такого рода предпринимательских структур;

научно-техническая и технологическая среда в основном подчинена градообразующим предприятиям;

институционально-организационная среда характеризуется отсутствием специализированных организаций по предоставлению таких профессиональных услуг, как консалтинг, аудит, защита интересов предпринимателей и компаний по изучению рынка, проведению специализированных маркетинговых исследований и т. п.; т.е. отсутствие предприятий инфраструктуры как наследие централизованно плановой экономики [3].

Микросреда в условиях закрытой территории еще более отлична от рыночной среды других территориальных образований:

во-первых, организационно-правовой статус территории оказывает негативное влияние на процесс сбыта произведенной продукции, так как ограничен доступ к ее использованию населением близлежащих территорий;

во-вторых, именно доходы и потребительские предпочтения населения закрытой территории формируют спрос на товары и услуги практически в течение всего года (в летний период проявляется дополнительный спрос благодаря клиентам рекреационной сферы);

в-третьих, требуется оформление дополнительной документации поставщикам сырья и материалов для непосредственного въезда на территорию ЗАТО;

в-четвертых, платежеспособность населения ограничивает развитие сети предприятий, предоставляющих товары и услуги роскоши, тем самым препятствует удовлетворению таковых потребностей части населения, способной к оплате;

в-пятых, слабая конкурентная среда в отдельных видах экономической деятельности диктует вынужденные правила для потребителей товаров и услуг по ценовым и прочим качественным характеристикам.

В этой связи автором предлагается классификация предпринимательской среды следующим образом:

внешняя предпринимательская среда — совокупность внешних условий, влияющих на деятельность хозяйствующих субъектов (независимая);

внутренняя предпринимательская среда — совокупность внутренних условий функционирования субъекта экономики, которая напрямую зависит от самого предпринимателя;

смешанная предпринимательская среда — совокупность условий функционирования предпринимательской организации, создаваемых взаимопроникновением систем внутренней и внешней сред. В результате чего происходит взаимодействие:

социальное. Контакт, при котором происходит очевидное взаимодействие покупателей и сервисных служащих в процессе оказания услуг;

экономическое. Обмен ресурсами между покупателями и сервисной организацией;

процессное. В процессе оказания услуг ресурсы сервисной организации (труд, технология, информация и средства обслуживания) конвертируются в удовлетворение и выгоду для покупателя;

трудовое. Некоторые услуги требуют активного участия покупателя в создании услуги, т. е.

в некоторых случаях покупатель вкладывает свой труд, например в приготовлении себе салата за стойкой салат-бара в ресторане.

Таким образом, закрытое административно-территориальное образование, с одной стороны, определяет преимущества для развития предпринимательских структур сферы услуг в аспекте глобализации социального процесса, с другой - диктует предприятиям бизнеса особенные условия существования, формируемые под воздействием неконтролируемых процессов макро и микросреды.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Денисова Н.И., Диянова С.Н., Штессель Э.М.

Организация предпринимательства в сфере коммерции: Учеб. пособие. М.: Магистр, 2008. С.154.

2. Жильцов Е.Н., Казаков В.Н. Экономика социальных отраслей сферы услуг: Учеб. пособие. М.: Экономический факультет МГУ; ТЭИС, 2007. С. 32-42.

3. Стоюшко Н.Ю. Теоретические положения формирования предпринимательской среды в условиях

ЗАТО // Малые города Дальнего Востока: проблемы и перспективы развития: материалы научн.-практич. конф. / Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2007. С.22-27.

4. ФЗ «О закрытых административно-территориальных образованиях» от 14.07.92 г., № 3297-1-ФЗ.

5. Хаксевер К., Рендер Б., Рассел Р., Мердик Р. Управление и организация в сфере услуг. СПб.: Питер, 2002.

Азимов П.Х., Бабкин А.В.

Основные направления повышения конкурентоспособности предприятий автомобильного транспорта

Переход транспортных предприятий на рыночные экономические условия привели к появлению трех секторов транспорта, находящихся в частной, муниципальной и государственной собственности. Развитие предпринимательства и конкуренции приводят к новым постановкам задач в управлении предприятиями транспорта и организации их работы. Транспортные предприятия становятся объектами товарно-денежных отношений. Обладая самостоятельностью, транспортная предприятия полностью отвечает за результатами своей хозяйственной деятельности, поэтому предприятие должно сформировать систему управления, которая обеспечила бы ему высокую эффективность работы, конкурентоспособность и устойчивость положения на рынке транспортных услуг. Рынок транспортных услуг - это прежде всего развитие здоровой конкуренции, постоянный рост качества обслуживания.

Для решения задач развития транспортных предприятий необходимо исследование их по-

тенциальных возможностей при взаимодействии с внешней средой с целью прогнозирования и оценки их конкурентоспособности на конкретном рынке. Они стремятся выступать на наиболее выгодных рынках, используя устойчивые конкурентные преимущества и учитывая такие рыночные силы, которые связаны с временными фактором, т. е. с потребителями, поставщиками, существующими и потенциальными конкурентами [1].

Основными задачами в сфере транспорта становятся создание конкурентных преимуществ и повышение конкурентоспособности, создание стабильной клиентуры через умения найти своего клиента, поиск и создание новых путей развития, постоянное обновление собственной политики с учетом динамично развивающегося рынка транспортных услуг.

Конкуренция в современных условиях является одной из ключевых категорий рыночной экономики, без которой нельзя дать адекватную оценку состояния отрасли, любой сферы экономи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.