<<шушетим~^©и©мак>>#ш43)),2©1]9 / economics
УДК 33
Рахимов А.Р.
Генеральный директор группы компаний «Ак Буре Групп» (Казань)
DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10627 СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТНЫХ
УСЛУГ
Rakhimov A. R.
Groups of the Ak Bure Group Company (Kazan)
THE ESSENCE OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITY IN THE FIELD OF TRANSPORT SERVICES
Abstract:
In the article, the author conducts a scientific review of the essence of entrepreneurial activity in the field of transport services. The main directions that contribute to determining the essence of entrepreneurial activity in the field of transport services are disclosed. The subjects of entrepreneurial activity in the field of transport services are identified, the main objects of this entrepreneurial activity are also identified. It considers such important components for entrepreneurial activity as "entrepreneurial profit", "entrepreneurial environment". The concept of "Transport services market" is investigated. Considered in comparison of the concept of "product" and "service ". The specifics of the consumption of transport services and the .specifics of the organization of transport production are indicated. Important specific methods for the production of transport services, such as the lack of a specific place of sale, the production of services in time and space, the application of elements of the potential for self-organization (through a variety of conditions for the conclusion and implementation of transactions) are considered. The substantiation of the strategic importance of transport for the economy as a whole is given.
Аннотация.
В статье автор проводит научное рассмотрение вопроса о сущности предпринимательской деятельности в сфере транспортных услуг. Раскрыты основные направления, способствующие определению сущности предпринимательской деятельности в сфере транспортных услуг. Определены субъекты предпринимательской деятельности в сфере транспортных услуг, также определены основные объекты данной предпринимательской деятельности. Рассмотрены такие важные составляющие для предпринимательской деятельности, как, «предпринимательская прибыль», «предпринимательская среда». Исследовано понятие «Рынок транспортных услуг». Рассмотрены в сравнении понятии «товар» и «услуга». Обозначены, специфика потребления транспортных услуг и специфика организации транспортного производства. Рассмотрены важные специфические методы производства транспортных услуг, такие как, отсутствия определённого места продаж, производства услуг во времени и в пространстве, применения элементов потенциала самоорганизации (путём разнообразии условий заключения и реализации сделок). Приведено обоснование стратегической значимости транспорта для экономики в целом.
Ключевые слова: предпринимательская деятельность, рынок транспортных услуг, субъекты транспортных услуг, объекты транспортных услуг, товар, услуга, прибыль, предпринимательская среда.
Key words: entrepreneurial activity, the market of transport services, subjects of transport services, objects of transport services, goods, services, profit, business environment.
В процессе перехода к рыночной экономике возрастает интерес к «сущностному» осмыслению предпринимательства. В различных исследованиях освещаются теоретико-методологические проблемы исследования предпринимательства и его роли в социально-экономической жизни общества.
Основным субъектом предпринимательской деятельности выступает предприниматель. Но предприниматель - не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимодействовать с потребителем как основным его контрагентом, а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника. И потребитель, и государство также
относятся к категории субъектов предпринимательской активности, как и наемный работник (если предприниматель не работает в одиночку), и партнеры по бизнесу (если производство не носит изолированный от общественных связей характер).
Таким образом, к субъектам предпринимательской активности можно отнести:
- предпринимателя;
- потребителя; государство; наемного работника;
- партнеров по бизнесу.
Схематично это выглядит следующим образом (рис. 1):
ECONOMICS / <<шцшетим~^©и©ма1>#19№)),2(1
Рисунок 1. Субъекты предпринимательской активности
При изучении теории и практики предпринимательства важное значение имеет категория «объект предпринимательской деятельности», ведь именно с объектом чаще всего связана предпринимательская идея.
Объектом предпринимательской деятельности выступает товар, продукт, услуга, т.е. то, что может удовлетворить чью-либо потребность и что предлагается на рынке для приобретения, использования и потребления.
Обособленная целостность, которая характеризуется ценой, количеством, внешним видом и т.д. называется товарной единицей. Профессиональный подход предпринимателя к своей деятельности предполагает, прежде всего, внимание к качеству, потребительским свойствам, цене, внешнему виду, упаковке товара и т.д. [1]
Целью предпринимательской активности является производство и предложение рынку такого товара, на который имеется спрос и который приносит предпринимателю прибыль.
Прибыль - это излишек доходов над расходами, получаемый в результате реализации принятого предпринимательского решения по производству и поставке на рынок товара, в отношении которого предпринимателем выявлен неудовлетворительный или скрытый спрос потре-бителя.[2]
Прибыль предпринимателя складывается из двух элементов:
- обычная прибыль делового человека;
- излишек над обычной прибылью делового человека.
Осуществление предпринимательской деятельности на эффективном уровне возможно лишь при наличии определенной общественной ситуации - предпринимательской среды.
Предпринимательская среда - это общественная экономическая ситуация, включающая в себя степень экономической свободы, наличие (или возможность появления) предпринимательского корпуса, доминирование рыночного типа экономиче-
ских связей, возможность формирования предпринимательского капитала и использование необходимых ресурсов.
Формирование предпринимательской среды -процесс управляемый. Методы управления таким процессом, однако, не могут носить административного или директивного характера. В их основе -меры, связанные не с воздействием на субъектов предпринимательской деятельности, а с конструированием благоприятных условий для появления и быстрого становления таких субъектов.
Транспорт охватывает все сферы производства (в том числе, например, внутризаводской транспорт) и личное потребление (автомобили, мотоциклы, велосипеды, катера и т.п.)».[3] Соответственно, развития видов, количества, качества, разнообразия, функциональной направленности транспорта, тянет за собой развития предпринимательства в области транспорта, с использованием транспорта.
К примеру, большой энциклопедический политехнический словарь трактует это понятие в разрезе материального производства: «...(лат. transporto -переношу, перемещаю, перевожу) - отрасль материального производства, осуществляющая перемещение пассажиров и грузов производственного и непроизводственного назначения. Перемещение сырья, топлива, полуфабрикатов и готовой продукции между предприятиями, а также из мест производства в места потребления осуществляется транспортом общего пользования - железнодорожным, речным, морским, автомобильным, воздушным, трубопроводным.
Если в понятиях категории «транспорт» приоритет отдавался, техническим, технологическим, эксплуатационным факторам организации, то введение понятия «рынок» выдвинуло на первый план экономические факторы организации отраслевого управления. При этом в специальной литературе определение понятия «рынок транспортных услуг» (далее - РТУ) до сих пор встречается крайне редко.
В работах В.И. Бутов, В.Н. Гурмак констатируют факт создания рынка транспортных услуг и
<<ШУШетиМ~^©и©Мак>>#Ш43)),2©1]9 / БСОШМГСБ
определяют его как сложную экономическую си-стему[4].
По мнению Е.А. Жукова рынок транспортных услуг как «сложную многофакторную динамическую систему особых экономических отношений обмена»[5].
Разнообразие приводимых толкований определяет вывод: «рынок транспортных услуг», в общем виде, понимается как комплекс рыночных отношений, которые складываются в транспортной отрасли. Однако подобное понимание сущности РТУ является одновременно узким и широким.
Между тем «транспортные услуги», сохраняя общие свойства услуг, принимают специфический вид отношений обмена с учетом особенностей деятельности по перемещению в пространстве и времени грузов и пассажиров, выполнению операций
Ассортимент «транспортных услуг» чрезвычайно широк и растет вместе со спросом и углубляющейся технологической и инновационной революцией отраслевого производства. Однако спрос на услуги во многом определяется свойствами услуги, конъюнктурой рынка, и обусловливает специфические особенности процессов производства и реализации услуг.
Транспортные услуги, как и другие виды услуг, обладают основными свойствами: нематери-
по их подготовке к перемещению и сдаче получателю.
Традиционно товар рассматривается как материальный продукт, который предназначен для обмена и удовлетворения некоторых потребностей и желаний человека или организации, услуга - как процесс удовлетворения некоторых потребностей и желаний с помощью совершения и предоставления чего-либо нематериального, каких-либо действий или видов работ, или как невещественный товар. Известно, что при оказании услуг потребительная стоимость потребляется как таковая, без изменения из формы деятельности в форму вещи, что не меняет характера обмена потребительных стоимо-стей[6]. Отличия товара и услуги очевидны и представлены в таблице 1.
Таблица 1.
альны, неделимы, неодинаковы, непродолжительны во времени и пространстве, неравномерны. Эти свойства подробно обсуждаются многими исследователями^] .
Специфику производства и потребления транспортных услуг коротко можно сформулировать в следующих общих для всех специальных источников положениях, которых представлены в таблице 2.
Сравнение свойств товара и услуги, как материального и нематериального продуктов труда
Товар Услуга
Материален, физически воплощен Нематериальна, но в процессе производства происходит потребление материальных продуктов труда
Права собственности при продаже переходят Права собственности при продаже не переходят
Может быть продемонстрирован до закупки Не может быть продемонстрирована до закупки
Может храниться у покупателя или продавца Не может храниться у покупателя или продавца
Производство и потребление, производство и продажа разделены во времени и пространстве Производство и потребление, производство и продажа пересекаются или совпадают во времени и пространстве
Может быть продан через посредника Может быть продана через посредника
Может быть продан несколько раз Может быть продана только один раз
Покупатель доводит товар до готовности, участвуя в производстве Покупатель прямо участвует в производстве услуги
Можно транспортировать Нельзя транспортировать
Стандартизуем Трудно стандартизуема
EC0N0MICS /
Таблица 2.
Специфика производства и потребления транспортных услуг
1. Труд работников транспортных предприятий является производительным, при этом его результаты не воплощены в вещественной форме, как в случае материальных товаров. Полезный эффект от услуги является потребительской стоимостью транспортной продукции.
2. Транспортная услуга [ТУ] и процесс производства не существуют раздельно, совпадая во времени и пространстве, поэтому ТУ нельзя хранить, складировать, накапливать.
3. При производстве ТУ не используется сырье, а в затратах на производство ТУ велика доля живого труда [заработной платы], допущенный «брак» невозможно исправить.
4. Производство транспортных услуг сильно зависит от внешней среды. Процессы, в которые вовлечен транспорт, динамичны и изменчивы. Полнота, сохранность, своевременность, экономичность, безопасность доставки груза зависят не только от качества планирования доставки, квалификации персонала, организации работы, но в большей степени от реальных условий эксплуатации, дорожной ситуации, климата, географии маршрута, политической и социальной ситуации на территориях через которые доставляется груз и т.д.
Потребительские свойства определяют позицию и требования клиентуры к транспортным услугам. Они могут быть представлены на текущий момент времени как комплекс реальных требований и ожиданий клиента, предъявляемых к транспортировке товаров, уровню развития и использования современных технологий, и т.д.
Для производителя транспортной услуги обеспечение срочности, полноты, сохранности, безопасности и т.д. количественно выражается в уровне затрат.
Следовательно, принимая решение о соотношении цена-качество, производитель соизмеряет возможности и затраты. Если соотношение позволяет выполнить заданный клиентом уровень качества, клиент и производитель в такой ситуации максимально удовлетворены, а сама ситуация может быть признана продуктивной для развития рынка в целом и поддержания благоприятной конъюнк-туры[8]. Так как кроме чистого экономического результата от производства и продажи услуг производитель получает результат в виде укрепления имиджа фирмы, повышения доверия общественности и клиентуры, то с некоторым запаздыванием это определяет рост цены на ТУ и изменение положения предприятия-производителя услуг на рынке.
Акцент внимания на специфическом виде товара - транспортных услугах, и выделение этого вида услуг из общего ассортимента предлагаемых, отличающихся по технологии производства, продвижения, продаж, имеющих ярко выраженную индивидуальность, формирует сущность понятия «рынок транспортных услуг».
Большинство авторов определений «рынка транспортных услуг» склонны представлять его как организационный и/или экономический механизм.
«Рынок транспортных услуг» понимается нами, как большая открытая самоорганизующаяся система, в которой экономические отношения между покупателями, продавцами транспортных услуг и другими участниками рынка формируются свободно и самостоятельно, определяются потребности государства и общества в этих услугах, выделена сфера рыночного и географического пространства продаж транспортных услуг, влияние государства ограничено государственным регулированием.
Возникновение основных предпосылок рыночных отношений означает, что одновременно происходит несколько процессов, взаимосвязанных и определяющих параметры рынка. Как только заключается и исполняется хотя бы одна сделка по продаже транспортных услуг, можно говорить о создании рынка и его форме. Свидетельством функционирования рынка следует считать нестабильность его конъюнктуры и неустойчивость процессов самоорганизации[9].
Функционирование обеспечивает экономический результат при сложившейся форме и определяет: статику рынка, его состояние в момент времени и динамику, изменение состояний и формы за период времени. Как процесс, функционирование сильно зависит от особенностей производства транспортных услуг и начальных условий формирования рыночных отношений.
Функционирование как этап поддержания рыночных отношений опирается на учет специфики не только перечисленных выше свойств транспортной услуги как товара и заданных форм организации рынка, но и специфику организации транспортного производства таблица 3.
/ БC0N0MICS_
Таблица 3.
Специфика организации транспортного производства
1. Отсутствие определенного места продаж и производства услуг во времени и пространстве, где могут заключаться сделки купли-продажи, что обусловлено невещественностью транспортной услуги, особенностями ее потребления во время производства. Хотя для регионального РТУ пространство условно ограничено транспортными сетями региона.
2. Объемы производства [а они всегда равны объемам продаж] услуг не равны объемам производства вещественной продукции, потому что с помощью транспорта происходит перемещение производимой продукции. Это обусловливается повторностью перевозок одних и тех же партий грузов.
3. Оплата выполненной работы предшествует, как правило, получению клиентом выполненных услуг. Эта особенность присуща многим сферам выполнения услуг и не только транспортных. По договоренности с клиентами могут использоваться схемы частичной предварительной оплаты, в условиях нестабильности производитель услуг требует 100%-ной предоплаты, как гарантии оплаты выполнения услуг вообще. Кроме нестабильности требование предоплаты объясняется и необходимостью подготовки транспортного средства к перевозке [покупка топлива, подготовка и техническое обслуживание] и оформления необходимых документов [лицензирование, регистрация деятельности, подготовка товарно-сопроводительной документации, получение разрешений на перемещения и т.д.].
4. Кругооборот средств и денег на РТУ отличается от кругооборота на рынках производственных компонентов, потребительских товаров, финансовых рынках. На РТУ формула кругооборота имеет вид Д - Д/. Для прочих рынков - Д - Т - Д/.
5. Наряду с государственным регулированием на РТУ присутствует развитая конкурентная среда, свободное ценообразование, разнообразие условий заключения и реализации сделок - элементы потенциала самоорганизации. Наличие государственного регулирования данной сферы вызвано стратегической значимостью транспорта для экономики в целом. Свободное же ценообразование является саморегулятором развития. Именно поэтому РТУ представлен смешанными формами рыночных отношений.
6. Зависимость РТУ и условий его развития от состояния и развития товарных рынков от внешней среды. Например, спад объемов товарного производства на 20% в период экономических реформ определил спад объемов перевозки грузов и пассажиров на 30-40 %.
7. Ущерб окружающей среде от транспортной деятельности в несколько раз выше, чем от любого другого вида материального производства, это также определяет необходимость регулирования рынка, количества производителей транспортных услуг, введении стандартов и требований к качеству и условиям деятельности, и других ограничений.
Следовательно, развитие, как этап и процесс будущего, для РТУ имеет принципиально важное значение, т.к. характеризует смену качественных состояний рынка, опирается на анализ тенденций, особенностей, закономерностей и систему прогнозов. Как этап, развитие характеризуется нестабильностью условий и сменой форм рынка транспортных услуг. Как процесс представляет собой накопление потенциала более высокого качества рыночных отношений и имеет некоторую цикличность. Учет этих моментов позволяет правильно определить направления и приоритеты развития, мобилизовать и максимально использовать возможности и ресурсы не только организации, но и самоорганизации, просчитывая эффекты, последствия и результаты принимаемых решений.
Таким образом, можно определить, что предпринимательская деятельность в сфере транспортных услуг это деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от оказания услуг сфере транспортного обслуживания потребителей.
Отметим, что рынок предпринимательской деятельности в сфере транспортных услуг в системе региональной экономики, помимо своей основной внутренней функции - обеспечение потребностей региональной экономики в перевозках грузов и пассажиров, является носителем общесистемной функции - средством осуществления экономических торговых связей международных и межрегиональных в масштабах территории государства.
Список литературы
1. Каминка А.И. Очерки торгового права. -М.: Центр ЮрИнфоР, 2002. С.46.
2. Там же. С.48.
3. Бартенев С.А. Экономические теории и школы (история и современность). -М.: БЕК, 1996. С.68.
4. См.: Бутов В.И., Игнатов В.Т., Кетова Н.П. Основы региональной экономики: Уч. пособие для ВУЗов. Серия: Экономика и управление, 2002. - 448 с.; Гурмак В.Н. Транспортный комплекс региона. -М.: Знание, 1985.
5. Жуков Е.А. Транспортный комплекс в структуре народного хозяйства. - М.: Наука, 1990. С.43-46.
6. Курс переходной экономики. Под ред. акад. Абалкина Л.И. - М.: ЗАО «Финстатинформ», 1997. С.112.
7. См.: Носов Н.П., Ульянов С.А., Методологические аспекты рассмотрения системы управления муниципальным транспортом: Труды Академии промышленности и менеджмента. - М.: МГИУ, 1998; Оптнер С.Д. Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем. - М.: Сов. радио, 1969. - 215 с.; Персианов В.А. Глобализация экономики и транспорт // Бюллетень транспортной информации. 2001. № 2.
8. Клейнер Г.Б. и др. Предприятия в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность. - М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1997. С.99.
9. См.: Олейник А.Н., Институциональная экономика: Уч. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2002. -416 с.