Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com
2018, №4, Том 6 / 2018, No 4, Vol 6 https ://mir-nauki. co m/issue-4-2018.html
URL статьи: https ://mir-nauki. co m/PDF/58PDMN418.pdf
Статья поступила в редакцию 13.08.2018; опубликована 01.10.2018
Ссылка для цитирования этой статьи:
Николаева Е.А. Особенности усвоения традиционных написаний младшими школьниками с общим недоразвитием речи, имеющими разные модальности восприятия // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №4, https://mir-nauki.com/PDF/58PDMN418.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Nikolaeva E.A. (2018). Features of mastering traditional spelling by younger schoolchildren with general speech underdevelopment, having different perception modalities. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 4(6). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/58PDMN418.pdf (in Russian)
УДК 376.37 ГРНТИ 14.29.29
Николаева Елена Александровна
ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», Белгород, Россия
Доцент кафедры «Дошкольного и специального (дефектологического) образования»
Кандидат педагогических наук E-mail: [email protected]
Особенности усвоения традиционных написаний младшими школьниками с общим недоразвитием речи, имеющими разные модальности восприятия
Аннотация. Успешное овладение орфографией играет важную роль не только в усвоении программного материала по русскому языку, но и школьной программы в целом. Младшие школьники с общим недоразвитием речи испытывают значительные трудности при овладении орфографией, что может привести к дизорфографии. Дизорфография проявляется в стойком нарушении в усвоении и использовании правил орфографии, подчиняющихся морфологическому и традиционному принципам письма. Одним из направлений совершенствования методики работы с детьми с общим недоразвитием речи по усвоению орфографии является учет таких индивидуальных характеристик детей, как особенности восприятия, переработки и хранения информации.
В статье представлены результаты исследования, в ходе которого установлено распределение доминирующих модальностей восприятия у младших школьников с общим недоразвитием речи (визуалы - 50 %, кинестетики - 30 %, аудиалы - 20 %). Кроме этого, автором выявлена распространенность ошибок в орфограммах, регулируемых традиционным принципом письма, установлена некоторая взаимосвязь между модальностью восприятия и характером дизорфографических ошибок у младших школьников с общим недоразвитием речи. Так, младшие школьники с общим недоразвитием речи, имеющие визуальную модальность восприятия, не испытывают серьезных затруднений в правописании орфограмм традиционного принципа, в то время как преобладающее большинство кинестетиков и аудиалов (77,7 % и 83,3 % соответственно) допустили ошибки при написании словарных слов. По мнению автора, это обстоятельство свидетельствует о необходимости поиска новых, нетрадиционных подходов к обучению орфографии в целом и формированию навыков правописания словарных слов в частности у учеников с общим недоразвитием речи, имеющих преобладающую аудиальную и кинестетическую модальность восприятия.
https://mir-nauki.com
Ключевые слова: младшие школьники; общее недоразвитие речи; орфография; традиционный принцип орфографии; дизорфография; модальность восприятия; аудиалы; визуалы; кинестетики
Успешное овладение орфографией в начальной школе является залогом успешного усвоения программного материала не только по предмету «русский язык», но и всем остальным школьным предметам. К сожалению, учителя начальных классов, учителя-логопеды отмечают неуклонный рост числа обучающихся, которые в письменных работах допускают большое количество орфографических ошибок. Проблема формирования орфографических навыков была и остается одной из актуальных для методики работы с учащимися начальной школы. Еще более остро стоит этот вопрос при обучении младших школьников, имеющих общее недоразвитие речи.
Многие ученые (О.И. Азова, О.Е. Грибова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Л.Г. Парамонова, И.В. Прищепова, А.В. Ястребова и др.) указывают на трудности в овладении орфографией детьми с системным недоразвитием речи, что связано с несформированностью комплекса речевых и неречевых предпосылок формирования навыков правописания. При этом исследователи отмечают стойкость в проявлении орфографических ошибок у младших школьников с нарушениями речевого развития, а также их многообразие [1, 4, 10, 11, 15, 18, 19,
Дети, имеющие трудности в овладении орфографии в последние годы привлекают все больше внимание логопедов, т. к. ошибки, которые они допускают, не случайны, типичны и имеют под собой определенную основу. Эти ошибки можно объединить в группу дизорфографических. Р.И. Лалаева, И.В. Прищепова определяют дизорфографию как стойкое нарушение в овладении орфографическими знаниями, умениями и навыками [10].
Симптоматика данной патологии у обучающихся начальной школы носит полиморфный характер. Ее характерными проявлениями являются: трудности в усвоении учебной терминологии, пролонгированные сроки усвоения правил правописания, неуверенное их применение, что приводит к значительному количеству орфографических ошибок на письме. Наибольшие затруднения при дизорфографии вызывают орфограммы, регулируемые морфологическим и традиционным принципами письма [18].
Одним из направлений совершенствования методики работы с детьми с общим недоразвитием речи по усвоению орфографии является учет таких индивидуальных характеристик обучающихся, как особенности восприятия, переработки и хранения информации. Данный аспект получил отражение в работах Г.А. Ванюхиной, И.Ю. Мурашовой, Е.А. Николаевой, М.Н. Ромусик и др. [3, 13, 14, 20].
Учеными установлено, что при получении человеком информации задействованы все сенсорные каналы, однако у абсолютного большинства людей выявляется канал, который наиболее точно и полно помогает воспринимать данные - доминирующая модальность восприятия [2].
Выделяют три основные репрезентативные системы (модальности восприятия): визуальную, аудиальную и кинестетическую.
В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на три категории:
визуалы - воспринимают основную часть информации с помощью зрения;
аудиалы - получают преобладающее количество информации через слуховой канал;
24].
кинестетики - большую часть информации получают через осязание, с помощью движений [21].
Нами была организована экспериментальная работа, направленная на выявление особенностей усвоения традиционных написаний младшими школьниками с общим недоразвитием речи, имеющими разные модальности восприятия. Экспериментальная работа была направлена на решение следующих задач:
1. Установить доминирующие каналы восприятия у обучающихся начальных классов, имеющих общее недоразвитие речи.
2. Выявить зависимость допускаемых орфографических ошибок от характера восприятия обучающихся.
В экспериментальной работе были задействованы 30 третьеклассников, которые по заключению ПМПК имели заключение нарушение чтения и письма, обусловленное нерезко выраженным общим недоразвитием речи.
Для решения первой задачи экспериментальной работы нами была использована методика «Определение регуляторного профиля сенсорно-перцептивной активности у младших школьников» Е.Н. Дзятковской в модифицированном варианте И.Ю. Мурашовой [7,
13].
В ходе обследования детям последовательно предлагалась информация посредством различных сенсорных каналов: на слух (предложение), зрительно (картинка с яркими красками) и кинестетически (фотография, изображающая действие). В индивидуальном бланке отмечались сенсорные предпочтения ребенка. Ведущая модальность восприятия определяется на основании подсчета наибольшего количества выборов в пользу стимулов, относящихся к тому или иному каналу восприятия.
Результаты этой методики представлены на рисунке 1.
■ визуальная модальность
■ аудиальная модальность
■ кинестетическая модальность
Рисунок 1. Распределение модальностей восприятия у младших школьников с общим недоразвитием речи (составлено автором)
Результаты, полученные нами в ходе экспериментальной работы, свидетельствуют о преобладании у младших школьников с общим недоразвитием речи зрительного канала получения информации. Большинство участвующих в обследовании детей (50 %) продемонстрировали доминирование визуальной модальности восприятия.
Результаты нашей экспериментальной работы подтверждают данные исследований в этой области, проводимые такими учеными как А.Н. Корнев, Е.М. Мастюкова, И.Ю. Мурашова, Л.И. Переслени и др. Авторы отмечали, что ведущим каналом получения информации детьми с общим недоразвитием речи является визуальный [12, 13, 16].
В то время как большинство младших школьников с общим недоразвитием речи демонстрируют преобладание визуальной модальности, ученые отмечают затруднения в
https://mir-nauki.com
зрительном восприятии у детей рассматриваемой категории. А.Н. Корнев выявил недоразвитие зрительно-пространственной ориентировки и зрительно-моторной координации у младших школьников с нарушениями речевого развития [9]. Исследования Л.С. Цветковой свидетельствуют о нарушениях зрительного восприятия и зрительных представлений у детей с речевым недоразвитием. Автор установила зависимость недостатков зрительной памяти у детей с отставанием в развитии речи от состояния их зрительного восприятия: затруднения при узнавании предметов по их частям, смешение букв и цифр, имеющих сходные элементы и т. п.
Доминирование кинестетической модальности восприятия было нами зафиксировано у 30 % детей экспериментальной группы. При этом среди младших школьников без речевой патологии, согласно исследованиям А.А. Плигина, абсолютное большинство составляют именно кинестетики [17].
Наши результаты также не противоречат результатам исследований гностических процессов у детей дошкольного и младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи, которые позволили ученым отметить недостатки тактильно-кинестетического восприятия. Так, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина отмечают трудности в развитии моторной сферы детей, которая выражается в нестабильности, плохой координации при выполнении точных движений, их неуверенность и неловкость [22]. О.А. Денисова описывает проявления предметной агнозии у детей с системным недоразвитием речи. В ходе обследования детей рассматриваемой категории автором были установлены трудности в узнавании предметов на ощупь, которые вызваны неверным опознаванием формы, материала, размера объекта [6].
Самую малочисленную группу (20 %) составили младшие школьники с общим недоразвитием речи, имеющие доминирующую аудиальную модальность восприятия.
Эти результаты также соответствуют данным, представленным в литературе. Практически все ученые, которые занимались исследованием гностических процессов детей с нарушениями речи отмечают трудности в развитии слухового восприятия. Л.И. Переслени непосредственно связывает несовершенство фонематического слуха с системным характером речевого недоразвития [16]. При исследовании детей с нарушениями речи Г.В. Гуровец и С.И. Маевской выявлена недостаточность их процессов восприятия и переработки информации, поступающей посредством слухового канала. При этом, наряду с незрелостью фонематического слуха исследователями отмечается быстрая утомляемость слухового анализатора и низкий уровень развития слуховой памяти у обследуемых детей [5]. В трудах Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной отмечается тесная взаимосвязь уровня развития слухового восприятия и уровня развития речи. Очевидно, что эти процессы являются взаимообусловленными, так как недостаточный уровень развития компонентов речи (в частности, фонетических) приводит к трудностям слухового восприятия, и наоборот, недоразвитие аудиального восприятия является причиной нарушений устной и письменной речи [22].
Таким образом, результаты проведенного нами изучения модальностей восприятия младших школьников с общим недоразвитием речи свидетельствуют о преобладании зрительной и кинестетической модальности восприятия у обследуемых детей и преимущественное игнорирование аудиального сенсорного канала.
Решение второй задачи нашего исследования было направлено на установление зависимости между модальностью восприятия и особенностями усвоения орфограмм, регулируемых традиционным принципом орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи. Для этого нами были проанализированы письменные работы обучающихся (диктант).
[23].
В соответствии с классификацией, разработанной О.Б. Иншаковой и А.А. Назаровой, нами были рассмотрены следующие группы ошибок, регулируемых традиционным принципом правописания: написание жи-ши, ча-ща, чу-щу, написание чк, чн, нщ, ст, зн, сн, правописание словарных слов, удвоенных согласных, предлогов, наречий, написание в соответствии с орфоэпическим произношением [8].
Поскольку в анализируемых нами работах не были представлены слова с удвоенными согласными, а также слова, в которых написание расходится с орфоэпическим произношением, эти орфограммы не были представлены на итоговой схеме. Результаты этого этапа экспериментальной работы представлены на рисунке 2.
100 80 60 40 20 0
жи-ши, ча-ща, чк, чн, ст, зн, сн словарные слова предлог наречие
чу-щу
♦ аудиальная модальность ■ визуальная модальность А кинестетическая модальность
Рисунок 2. Распространенность орфографических ошибок традиционного
принципа у младших школьников с общим недоразвитием речи, имеющих разные модальности восприятия (составлено автором)
У обучающихся, которые продемонстрировали визуальную модальность восприятия все представленные орфограммы вызвали приблизительно одинаковые трудности. Из 15 обучающихся, отнесенных к данной группе, 20 % обследуемых допустили ошибки в написании орфограммы жи-ши, ча-ща, чу-щу; по 13,3 % - в написании наречия и в сочетаниях чк, чн, нш, рщ, ст, зн, сн; наибольшее количество ошибок (по 33,3 %) было допущено при написании словарных слов и предлогов.
По сравнению с группами обучающихся с аудиальной и кинестетической модальностью, ученики-визуалы допустили меньшее количество ошибок при написании рассматриваемых орфограмм. Это связано с тем, что методика работы с традиционными написаниями построена на запоминании зрительного образа слова и его воспроизведения при письме. Опора на зрительную память позволяет младшим школьникам-визуалам, имеющим общее недоразвитие речи быть наиболее успешными при написании слов, регулируемых традиционным принципом орфографии. Трудности, продемонстрированные визуалами при написании предлогов связаны с тем, что правописание данной орфограммы не может опираться только на зрительную память, поскольку для дифференцированного написания предлогов и приставок необходимо владение навыками в области морфологии и морфемики.
В группе учащихся-кинестетиков зафиксированы практически одинаковые результаты по всем группам ошибок: 22,2 % в правописании сочетаний согласных, предлогов и наречий, 33,3 % в написании сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. С наибольшими трудностями дети столкнулись при написании словарных слов. Из 9 обучающихся, составивших группу с доминирующей кинестетической модальностью, 7 детей (77,7 %) допустили ошибки в правописании этих орфограмм. Большое количество ошибок, которое было зафиксировано у младших школьников этой группы связано с недостаточностью зрительного и слухового восприятия и, как следствие, низком уровне развития зрительной и слуховой памяти.
Самую малочисленную группу (6 человек) составили младшие школьники с общим недоразвитием речи, имеющие доминирующую аудиальную модальность. У обследуемых детей с преобладающим слуховым каналом восприятия были выявлены следующие результаты: при написании наречия ошибок допущено не было, сочетания согласных чк, чн, нш, рщ, ст, зн, сн и предлоги вызвали трудности у 16,7 % учеников, 33,3 % обследуемых ошиблись при написании традиционных сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, максимальное количество ошибок (83,3 %) было допущено при написании словарных слов.
Для детей, включенных в эту группу характерны восприятие информации на слух, трудности в зрительном восприятии, низкий уровень зрительной памяти, что, безусловно, приводит к трудностям в усвоении орфографии. Особенно при этом страдает формирование навыков правописания слов, регулируемых традиционным принципом письма.
Данные нашего исследования позволили установить некоторую зависимость орфографических ошибок в написании слов, написание которых регулируется традиционным принципом письма от модальности восприятия. Наибольшие трудности вызвало написание словарных слов. Так, младшие школьники с общим недоразвитием речи, имеющие визуальную модальность восприятия, не испытывают серьезных затруднений в правописании орфограмм традиционного принципа, в то время как преобладающее большинство кинестетиков и аудиалов (77,7 % и 83,3 % соответственно) допустили ошибки при написании словарных слов. Это обстоятельство свидетельствует о необходимости поиска новых, нетрадиционных подходов к обучению орфографии в целом и формированию навыков правописания словарных слов в частности у учеников с общим недоразвитием речи, имеющих преобладающую аудиальную и кинестетическую модальности восприятия.
ЛИТЕРАТУРА
1. Азова, О.И. Диагностика письменной речи у младших школьников [Текст]: О.И. Азова. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 64 с.
2. Бандурка, Т.Н. Полимодальность восприятия в обучении. Как раздвинуть границы познания [Текст]: монография / Т.Н. Бандурка. - Иркутск: Изд-во Оттиск, 2005. - 204 с.
3. Ванюхина, Г.А. Использование полисенсорного восприятия в процессе коррекции связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст]: дис. канд. пед. наук: 13.00.03. / Г.А. Ванюхина - М.: РГБ, 2003. - 203 с.
4. Грибова, О.Е. Психолингвистика и логопедия: вопросы, предположения [Текст] / О.Е. Грибова // Дефектология. - 1999. - № 3. С. 3-11.
5. Гуровец, Г.В. К генезу фонетико-фонематических расстройств [Текст] / Г.В. Гуровец, С.И. Маевская // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. -М., 1982. - С. 75-80.
6. Денисова, О.А. Комплексная оценка психофизического развития детей с ОНР в дошкольном учреждении компенсирующего вида [Текст] / О.А. Денисова, Т.А. Пескишева // Дети с проблемами в развитии. - М, 2005. - № 1. - С. 4-6.
7. Дзятковская, Е.Н. Комплексная диагностика индивидуальных стилей регуляции / Здоровье и образование (теория, диагностика, практика реабилитации) [Текст] / Е.Н. Дзятковская. - Иркутск: изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 1998. - 60 с.
8. Иншакова, О.Б. Методика выявления дизорфографии у младших школьников [Текст] / О.Б. Иншакова, А.А. Назарова. - М.: В. Секачев, 2013. - 72 с.
9. Корнев, А.Н. Состояние сукцессивных функций у детей с нарушениями чтения и письма [Текст] / А.Н. Корнев // Логопатопсихология: учеб. пособие для студентов
/ под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2011. - С. 376-377.
10. Лалаева, Р.И. Выявление дизорфографии у младших школьников [Текст]: Учебное пособие / Р.И. Лалаева, И.В. Прищепова. - СПб.: СПбГУПМ, 1999. -36 с.
11. Левина, Р.Е. Нарушение речи и письма у детей [Текст]: Р.Е. Левина. - М.: Изд-во Просвещение, 2000. - 224 с.
12. Мастюкова, Е.М. Онтогенетический подход к структуре дефекта при моторной алалии [Текст] / Е.М. Мастюкова // Дефектология. - 1981. - № 6. С. 62-65.
13. Мурашова, И.Ю. Сочетание недостатков полимодального восприятия и речи у старших дошкольников с речевым недоразвитием [Текст] / И.Ю. Мурашова // Сибирский педагогический журнал. - 2016. - №2. - С. 106-110.
14. Николаева, Е.А. Учет модальностей восприятия младших школьников с общим недоразвитием речи при организации личностно ориентированного обучения [Текст] / Николаева Е.А. // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2017. - Том 6 № 1 (18). - С. 135-139.
15. Парамонова, Л.Г. Как подготовить дошкольника к овладению грамотным письмом. Профилактика дизорфографии [Текст]: / Л.Г. Парамонова. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. - 224 с.
16. Переслени, Л.И. Психология детей с нарушениями речи [Текст] / Основы специальной психологии // под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: Академия, 2003. - С. 227-267.
17. Плигин, А.А. Исследование закономерностей развития репрезентативных систем школьников [Текст] / А.А. Плигин // НЛП. - 1997. - №1. - С. 16-22.
18. Прищепова, И.В. Дизорфография и ее диагностика у младших школьников с общим недоразвитием речи [Текст]: учеб.-метод. пособие / И.В. Прищепова. - М.: ООО «Издательство Практика». - 2013. -256 с.
19. Прищепова, И.В. Характеристика графической основы орфографической деятельности школьников с дизорфографией [Текст] / Прищепова И.В. // Чтение в цифровую эпоху: сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции Российской ассоциации дислексии. - 2018. - С. 3033.
20. Ромусик, М.Н. Личностно-ориентированный подход в коррекционно-логопедической работе с детьми младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук / М.Н. Ромусик. - М., 2011. - 30 с.
21. Сиротюк, А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии [Текст] / А.Л. Сиротюк. - М.: ТЦ «Сфера», 2000. - 128 с.
22. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: Изд-во Айрис-пресс, 2004.
- 244 с.
23. Цветкова, Л.С. Научные основы нейропсихологии детского возраста [Текст] / Л.С. Цветкова // Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: учебное пособие / под редакцией Л.С. Цветковой. - М. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006. - С. 16-82.
24. Ястребова, А.В. Обучаем читать и писать без ошибок: комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма [Текст] / А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова.
- М.: АРКТИ, 2017. - 360 с.
https://mir-nauki.com
Nikolaeva Elena Aleksandrovna
Belgorod national research university, Belgorod, Russia E-mail: [email protected]
Features of mastering traditional spelling by younger schoolchildren with general speech underdevelopment, having
different perception modalities
Abstract. Successful mastering of spelling plays an important role not only in mastering the program material in Russian, but also in the school curriculum as a whole. Primary school age children with General speech underdevelopment have significant difficulties in mastering a spelling that can lead to dysorthographia. Dysorthographia is manifested in the persistent disturbance in the absorption and use rules of spelling, morphological and subordinate to traditional principles of writing. One of the directions of improving the methods of work with children with General underdevelopment of speech on mastering spelling is to take into account such individual characteristics of children as the peculiarities of perception, processing and storage of information.
The results of the study are presented in the course of which the distribution of the dominant modalities of perception in younger schoolchildren with general speech underdevelopment is established (visuals - 50 %, kinesthetics - 30 %, audials - 20 %). In addition, the author identified the prevalence of errors in orthograms regulated by the traditional principle of writing, established some relationship between the modality of perception and the nature of the dysor- phorphic errors in younger schoolchildren with a general hypoplasia of speech. Thus, junior schoolchildren with general speech underdevelopment who have a visual modality of perception do not experience serious difficulties in spelling the orthograms of the traditional principle, while the prevailing majority of kinesthetics and audials (77.7 % and 83.3 %, respectively) made mistakes in writing vocabulary words. This circumstance testifies to the need to search for new, non-traditional approaches to the teaching of spelling in general and the formation of spelling skills for vocabulary words in particular for students with general speech underdevelopment, who have a predominant auditory and kinesthetic perception modality.
Keywords: younger schoolchildren; general underdevelopment of speech; the traditional principle of spelling; dysorthographia; modality of perception; auditory; visual; kinesthetic
58PDMN418