УДК 376.37
ВЛИЯНИЕ ПРОФИЛЯ ЛАТЕРАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МОЗГА НА УСВОЕНИЕ ОРФОГРАФИИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
© 2017
Николаева Елена Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и специального (дефектологического) образования Белгородский государственный национальный исследовательский университет (308015, Россия, Белгород, ул. Победы, 85, e-mail: [email protected])
Аннотация. Успешное овладение орфографией играет важную роль не только в усвоении программного материала по русскому языку, но и школьной программы в целом. Одним из проявлений школьной неуспеваемости является стойкое нарушение в усвоении и использовании правил орфографии - дизорфография. В последнее время активно изучается вопрос о связи нарушений речи с особенностями профиля латеральной организации в целом, и письменной речи в частности. Однако, анализ литературы позволяет констатировать, что взаимосвязь профилей латеральной организации мозга и дизорфографии остается недостаточно изученным вопросом. В статье представлены результаты проведения исследования, в ходе которого была установлена степень проявления дизорфографии, было выявлено распределение типов профилей латеральной организации мозга, была установлена определенная взаимосвязь между профилем латеральной организации и степенью выраженности дизорфографии и характером дизорфографических ошибок у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Ключевые слова: младшие школьники, общее недоразвитие речи, профиль латеральной организации мозга, орфография, дизорфография.
THE PROFILE OF LATERAL BRAIN ORGANIZATION'S INFLUENCE ON SPELLING ASSIMILATION BY PUPILS WITH THE GENERAL SPEAKING UNDERDEVELOPMENT
© 2017
Nikolaeva Elena Aleksandrovna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department
«Preschool and special (defectological) education» Belgorod National Research University (308015, Russia, Belgorod, Pobedy street 85, e-mail: [email protected])
Abstract. Successful mastering spelling plays an important role not only in digestion of program material on Russian, but also the school program in general. One of manifestations of school poor progress is permanent violation in assimilation and use of rules of spelling - a "dizspelling" (spelling ununderstanding). Recently the question of communication of violations of the speech with features of the profile of the lateral organization in general, and a written language is actively studied, in particular. However, the analysis of literature allows to state that correlation of profiles of the lateral organization of a brain and a dizspelling remains insufficiently studied question. Results of carrying out a research during which extent of manifestation of a dizspelling has been established are presented in article, distribution of profile of the lateral brain organization's types has been revealed, a certain interrelation between a profile of the lateral organization and degree of expressiveness of a dizspelling and pupils with the general speaking underdevelopment's types of spelling errors has been established.
Keywords: pupils, general speaking underdevelopment, profile of the lateral brain's organization, spelling, dizspelling.
Нельзя отрицать тот факт, что овладение орфографическими знаниями, умениями и навыками составляет основу усвоения материала по различным учебным предметам. Успешное овладение орфографией играет важную роль не только в усвоении программного материала и, как следствие, школьной адаптации, но и для приобщения детей к языковой культуре. Однако, следует отметить, что за последние десятилетия заметно увеличилось количество детей, которые испытывают трудности в учении. Одним из проявлений школьной неуспеваемости является стойкое нарушение в усвоении и использовании правил орфографии.
Долгое время работа над орфографическими ошибками полностью ложилась на плечи учителей, поскольку все варианты нарушений орфографии характеризовались как неспецифические и не включались в круг задач учителя-логопеда. В конце 20 века появились исследования, согласно которым стойкие трудности в овладении орфографией рассматривались как проявления системного недоразвития речи. Проблема стойких орфографических ошибок стала объектом изучения логопедов, нейропсихологов. В 90-х гг. 20 века А.Н. Корневым, Р.И. Лалаевой был введен термин «дизорфография», которая понималась как стойкое и специфическое нарушение усвоения орфографических знаний, умений и навыков, обусловленная недоразвитием ряда и речевых психических функций [1, 2].
Исследованием дизорфографии в отечественной науке занимались такие ученые как О.И. Азова [3], Р.И. Лалаева [2], И.В. Прищепова [4], О.Б. Иншакова [5], А.А. Назарова [5], Т.Г. Визель [6] и др.
В то же время на современном этапе развития логопедии активно изучается специфика межполушарного взаимодействия у детей с нарушениями речи, что позволяет прогнозировать особенности дальнейшего развития
письменной речи и определять пути эффективной кор-рекционной помощи.
Вопросы взаимосвязи межполушарной асимметрии с разными сторонами психической деятельности рассматривали в своих работах такие ученые, как Б.Г. Ананьев [7], Н.П. Бехтерева [8], Н.Н. Брагина [9], Т.А. Доброхотова [9], Е.Д. Хомская [10] и др.
По определению В.И. Голод, межполушарная асимметрия мозга - это сложное свойство мозга, отражающее различие в распределении нервно-психических функций между его правым и левым полушариями [11].
Н.П. Бехтерева определяет профиль латеральной организации (ПЛО) как индивидуальное сочетание функциональной асимметрии полушарий, моторной и сенсорной асимметрии [8].
В нашей работе мы придерживались классификации ПЛО Т.А. Доброхотовой и Н.Н. Брагиной, согласно которой можно выделить следующие группы: абсолютные правши (четыре показателя - ведущие рука, нога, глаз, ухо - «правые»); преимущественные правши (три показателя из четырех- «правые»); смешанный профиль (показатели распределены различным образом, например, смешаннорукость сочетается с ведущей правой ногой, симметричным ухом и левым глазом; или 2 правых асимметрии и 2 левых асимметрии); симметричный профиль (все показатели симметричны, функции их равны); преимущественные левши (три из четырех показателей - «левые»); абсолютные левши (все показатели «левые»)
[9].
В последние десятилетия активно изучается вопрос о связи нарушений речи с разной выраженностью латеральных признаков. В том числе, проводятся исследования взаимосвязи нарушений письменной речи и особенностей латеральной организации мозга. Взаимосвязь между особенностями профиля латеральной организа-
ции и нарушениями письменной речи описывают в своих работах М.М. Безруких [12], Г.М. Вартапетова [13], О.Б. Иншакова [5] и др.
Г.М. Вартапетова выявила, что у детей, имеющих затруднения в чтении или письме, выше многообразие вариантов ПЛО с наличием большого числа амбидекстрии по «рукости», слуху или зрению. Также она указывает, что трудности чтения в большой степени связаны с левосторонней асимметрией по зрению, что согласуется с исследованиями О.Б. Иншаковой о нарушении направления слежения взглядом при чтении у неправшей: анализ вариантов профиля латеральной организации этой группы ею не проводился. Трудности письма отмечаются у детей с наличием левосторонних асимметрий или амби-декстрии по руке и слуху, а также с низким показателем коэффициента правой руки [13].
В научных трудах А.Н. Корнева указывается, что часто причиной нарушений чтения и письма выступает трудность становления процесса латерализаци. Несформированная в срок, а также перекрестно сложившаяся латералита обнаруживает, что не установилась доминантная роль одного из больших полушарий головного мозга, что может стать причиной нарушений речевого развития [1].
В научных трудах И.Н. Садовниковой указывается, что часто причиной нарушений чтения и письма выступает трудность становления процесса латерализаци, т.е. функциональной асимметрии деятельности парных сенсомоторных органов. Если латералита не сформировалась в срок или сложилась перекрестно, значит не установилась доминирование одного из полушарий. Все это может стать причиной в нарушений речевого развития. Несформированная в срок, а также перекрестно сложившаяся латералита обнаруживает, что не установилась доминантная роль одного из больших полушарий головного мозга. Это может явиться причиной нарушений речевого развития. В случаях задержки процесса латерализации и при различных формах «конфликта доминирования» затруднен корковый контроль за многими видами деятельности. Так, письмо правой рукой у ребенка-левши может страдать из-за снижения аналити-ко-синтетических способностей подчиненной гемисфе-ры [14].
В то же время анализ литературы позволил нам констатировать, что взаимосвязь профилей латеральной организации мозга и дизорфографии остается недостаточно изученным вопросом. Исходя из этого нами была предпринята попытка установить особенности овладения орфографией младшими школьниками с общим недоразвитием речи, имеющими разные профили латеральной организации мозга.
Целью нашего исследования являлось изучение особенностей овладения орфографией младшими школьниками с общим недоразвитием речи, имеющими разные профили латеральной организации мозга.
В эксперименте приняли участие 40 обучающихся 3-х классов, имеющих заключение ПМПК нарушение чтения и письма, обусловленные нерезко выраженным общим недоразвитием речи.
На первом этапе эксперимента осуществлялось изучение дизорфографических ошибок у младших школьников с ОНР. В ходе исследования нами был проведен анализ диктантов по методике О.Б. Иншаковой, А.А. Назаровой [5].
По результатам исследования на I этапе работы нами было выявлено, что 24 учащихся имеют легкую степень выраженности дизорфографии, 6 детей - среднюю, и 10 учащихся - тяжелую степень.
Наибольшее количество ошибок было допущено на орфограммы, которые обусловлены морфологическим принципом письма, а именно:
- ошибки в написании безударных гласных: наибольшее количество ошибок было допущено в таких словах как «веднелся, вада, лисном, залатой и др.»);_
- ошибки в написании проверяемых парных согласных: «глаткой»;
- ошибки в написании приставок: «разцвели»;
- ошибки, отражающие единообразное написание окончаний: «чудесный-чудесные, темный-темной и др.»;
- ошибки на перенос слов.
Так же были допущены ошибки, обусловленные нарушением формирования традиционного принципа письма:
- неправильное написание традиционных сочетаний
жи-ши;
- ошибки написания словарных слов: «торелки, ка-раблики»;
- ошибки написания удвоенных согласных в слове: «жужат-жужжат»;
- неправильное написание предлогов: «надалеком, надвадой»;
- правописание наречий: «словна-словно»;
- отсутствие заглавной буквы в именах собственных и в начале предложения: дети ставили точку, но с большой буквы не писали.
Группы детей с общим недоразвитием речи с разными степенями выраженности дизорфографии представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Распределение степеней выраженности дизорфографии у младших школьников с ОНР
Таким образом, по результатам исследования нами было выявлено, что у всех детей экспериментальной группы проявляется дизорфография, но преобладает при этом легкая степень выраженности.
На втором этапе эксперимента осуществлялось изучение ПЛО у детей с общим недоразвитием речи. За основу были взяты рекомендации Н.Н. Брагиной и Т.А. Доброхотовой, предлагающих при определении ПЛО использовать четыре показателя - ведущая рука, нога, ухо, глаз [9].
При определении ведущего глаза и уха предлагались тесты: «Моргание одним глазом», «Подзорная труба», «Рассматривание предмета через отверстие в листе бумаги - карта с дырой»; «Телефон», «Сказать шепотом», «Тиканье часов».
Для определения ведущей руки мы пользовались тестами: «Рисование», «Бисер», «Поза Наполеона», «Переплетение пальцев рук».
Для определения ведущей ноги мы использовали пробы: «Прыжки на одной ноге», «Закинь ногу на ногу», «Прыжок в длину, шаг в перед».
Анализ результатов исследования ПЛО младших школьников с общим недоразвитием речи представлен на рисунке 2.
Основную часть (18 человек - 45%) составили дети из группы «смешанный профиль». В данную группу вошли дети, имеющие профили ПЛПЛ и ЛПЛП, из них 2 учащихся переученные правши.
Вторую по численности группу (10 человек - 25%) составили «абсолютные правши», имеющие профиль ПППП.
В группе «преимущественные правши» оказалось 2 человека (5%), «абсолютные левши» - 4 человека (10%),
и в группе «преимущественные левши» оказалось 6 человек (15%). В данной группе двое левшей, имеющие профиль ПЛЛЛ и ЛЛЛП, а также один ребенок-правша, с профилем ЛЛПЛ.
Рисунок 2 - Распределение типов ПЛО у младших школьников с ОНР
Таким образом, анализ проведенного исследования позволяет сделать вывод, что из нашей группы учащихся, большинство детей имеют смешанный профиль латеральной организации мозга (ПЛПЛ и ЛПЛП).
На третьем этапе мы сопоставили полученные результаты в ходе I и II этапов изучения и попытались установить взаимосвязь между ПЛО и степенью выраженности дизорфографии у младших школьников с ОНР, а также между ПЛО и характером дизорфографи-ческих ошибок у младших школьников с ОНР.
Из 40 учащихся, 10 имели смешанный профиль ПЛПЛ, 8 детей со смешанным профилем ЛПЛП, 10 - с профилем ПППП, 4 - с профилем ЛЛЛЛ, и по два ребенка с профилями ПЛЛЛ, ЛЛЛП, ЛЛПЛ и ПППЛ. Поскольку у нас было малое число представителей этих групп, мы не можем говорить о какой-либо закономерности, поэтому не включаем их в анализ по установлению зависимости между типом ПЛО и характером ди-зорфографических ошибок.
Анализ результатов проведенного исследования показал, что наибольшее количество дизорфографических ошибок допускают дети с профилями ПЛПЛ, ЛПЛП и ЛЛЛЛ, а наименьшее с профилем ПППП.
Следует отметить, что у всех обследованных третьеклассников с профилем ПППП на письме имеются ошибки, связанные с правописанием безударной гласной в корне и правописанием словарных слов. У абсолютного большинства детей наблюдались ошибки, отражающие единообразное написание окончаний. Также следует отметить, что у четверых детей помимо вышеперечисленных ошибок на письме проявились ошибки, связанные с написанием в слове проверяемых парных согласных, а также имелись единичные ошибки на непроизносимую согласную и правописание приставок.
Результаты обследования свидетельствуют о том, что у всех детей экспериментальной группы с профилем ПЛПЛ на письме имеются ошибки, связанные с правописанием безударной гласной в корне, неправильное написание предлогов, ошибки с правописанием словарных слов и ошибки в написание традиционных сочетаний жи-ши. Также, восемь из десяти детей допустили ошибки в написании окончаний, в неправильном переносе слов. пятеро учащихся допустили ошибки в таких орфограммах как: написание приставок и написание заглавных букв в именах собственных и в начале предложения. Четверо учащихся допустили ошибки, связанные с написанием в слове проверяемых парных согласных и ошибки написания удвоенных согласных в слове. Два ученика допустил ошибки в написании наречий.
Следует отметить, что у всех обследованных учащихся с профилем ЛПЛП отмечаются ошибки, связанные с правописанием безударной гласной в корне, ошибки в написании слов с удвоенными согласными и ошибки, связанные с написанием словарных слов. У шестерых детей, помимо вышеперечисленных ошибок на письме, допущены ошибки написания в слове проверяемых парных согласных, неправильное написание предлогов со
словами, ошибки при переносе слов, а также отсутствие заглавной буквы в именах собственных или в начале предложения. У двоих учеников дополнительно встречались ошибки на правописание окончаний и ошибки в написание традиционных сочетаний жи-ши.
У учащихся с профилем ЛЛЛЛ были зафиксированы ошибки на правописание безударной гласной в корне, на правописание парной согласной в слове, ошибки при переносе слов, ошибки в написании окончаний, словарных словах, отсутствие заглавных букв, ошибки в написании слов с удвоенными согласными. Также имеются ошибки в написании предлогов со словами.
Однозначную зависимость мы можем констатировать у детей с профилями «абсолютные правши» и у «абсолютные левши». При этом все дети с профилем ПППП
- имеют легкую степень выраженности дизорфографии, а дети с профилем ЛЛЛЛ - тяжелую степень выраженности дизорфографии.
Нами не было выявлено однозначной закономерности в проявлении степени дизорфографии у младших школьников со смешанными профилями латеральной организации мозга.
Таким образом, анализ результатов исследования ди-зорфографических ошибок у учащихся 3 класса с общим недоразвитием показал, что тяжелую степень выраженности дизорфографии мы наблюдаем у детей с профилем абсолютные левши» и детей со смешанным профилем латеральной организации мозга, у третьеклассников, имеющих ПЛО «абсолютные правши» или «преимущественные правши» наблюдается легкая степень выраженности дизорфографии. Исходя из этого, мы можем констатировать, что у детей со смешанным профилем в различной степени страдает усвоение как морфологического, так и традиционного принципа письма.
Дети, с профилем ЛЛЛЛ в основном допускали те же ошибки, что и дети со смешанным профилем латеральной организации мозга. Они делают ошибки на правописание безударной гласной в корне, на правописание парной согласной в слове, ошибки при переносе слов, ошибки в написании окончаний, словарных словах, отсутствие заглавных букв, ошибки в написании слов с удвоенными согласными. Младшие школьники этой группы имеют значительные трудности в формировании навыка правописания орфограмм, регулируемых и морфологическим и традиционным принципом письма.
Результаты нашего исследования не позволили нам выявить строгой корреляции между ПЛО и характером орфографических ошибок, однако позволили наметить некоторые тенденции. Мы предполагаем, что большее количество обследуемых младших школьников с общим недоразвитием речи, позволит более точно установить искомую зависимость.
Результаты нашей работы позволяют сделать выводы о том, что дети с общим недоразвитием речи нуждаются в логопедической работе по профилактике и коррекции дизорфографии с учетом особенностей профиля латеральной организации мозга.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей.
- СПб.: Речь, 2003. - 330 с.
2. Лалаева Р.И. Дисграфия и дизорфография как расстройство формирования языковой способности у детей// Сб. изучение нарушений письма и чтения: Материалы конференции. - М., МСГИ, 2010. - 296 с.
3. Азова, О.И. Система логопедической работы по коррекции дизорфографии у младших школьников: дис. ...кан. пед. наук: 13.00.03. - М., 2006. - 391 с.
4. Прищепова И.В. Дизорфография младших школьников: Учебно-метод. пособие. - СПБ.: КАРО, 2013. 62 с.
5. Иншакова О.Б., Назарова А.А. Методика выявления дизорфографии у младших школьниковков. - М.: В.Секачев, 2013. - 72с.
6. Визель Т.Г. Дизорфография у учащихся средней и старшей школы. // Изучение нарушений письма и чтения.
Итоги и перспективы: материалы 1-й Международной конференции Российской ассоциации дислексии. - М., 2004.
7. Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в овладении детьми чтением и письмом // Учебно-воспитательная работа в первом классе школы и развитие детей. Известия АПН РСФСР, 1955. Вып. 70.
8. Бехтерева Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. - М.-Л: Медицина, 1974. - 152 с.
9. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека: Монография. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 1988. - 240 с.
10. Хомская Е.Д. Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с
11. Голод В.И. Функциональная асимметрия мозга у детей с нарушением речевого развития: дис. ... канд. психол. Наук: 19.00.04 -М., 1984. - 182 с.
12. Безруких М.М. Леворукий ребёнок в школе и дома. - М.: Изд-во «Вентана-Граф», 2005. - 230 с.
13. Вартапетова Г.М. Коррекция нарушений письма у учащихся начальных классов с учетом латеральной организации сенсомоторных функций: автореф. дис. ... канд. пед. наук: Спец. 13.00.03. - Екатеринбург, 2002. -22 с.
14. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М.: Владос, 1997. - 95 с.
Статья поступила в редакцию 18.04.2017.
Статья принята к публикации 22.06.2017.