УДК 797.122.3:796.02
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА ТРЕНАЖЁРА ДЛЯ КАНОЭ И ЭФФЕКТЫ ПРИ ЕГО ПРИМЕНЕНИИ
Л. А. Зеленин - кандидат педагогических наук, доцент Пермский государственный университет Пермь
В. Д. Медведков - доктор педагогических наук, профессор
Чайковский государственный институт физической культуры
Чайковский
FEATURES OF THE DEVICE SIMULATOR FOR CANOE AND
EFFECTS IN ITS USE
L.A. Zelenin - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor
Perm state university Perm
V.D. Medvedkov - Doctor of Education, Professor Tchaikovsky State Institute of Physical Culture Tchaikovsky
e-mail: [email protected]; [email protected]
Ключевые слова: гребной спорт, специфическое равновесие, каноист, статическая выносливость равновесия, тренажерное устройство.
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы ускоренного формирования специфического равновесия в гребле на байдарках и каноэ с помощью разработанного и апробированного авторами каноэ-тренажёра для развития равновесия.
Key words: rowing, specific balance, canoeist, static endurance of balance, training device.
Summary. In this paper, the accelerated formation of the specific balance in the rowing and canoeing by means of a canoe simulator for the balance development developed and validated by the authors is considered.
ВВЕДЕНИЕ
Спортивные лодки каноэ (как, впрочем, байдарки и академические суда) представляют собой крайне неустойчивый объект. Вытягивание прямых рук с веслом и выполнение небольшого наклона туловища гребца вперёд в стремлении растянуться, принятие положения наклона параллельно к оси лодки неминуемо ведёт к мгновенному её опрокидыванию [1-8, 12-13]. Наша 40-летняя педагогическая практика убедительно свидетельствует о том, что особенно важным является научить начинающих гребцов удерживать специфическое (водное) равновесие в лодке ещё на суше, до перехода к тренировкам на воде [8, 12-13]. В гребном спорте на начальном этапе специализации подготовительный период является основополагающим и длится с октября по март и считается ведущим в заложении фундамента общей физической подготовки, которая стимулирует формирование специфического равновесия в сопряженном овладении техникой гребковых движений [8, 12-13]. В этот сложный (зимний) период нет зимнего гребного
бассейна, открытой воды и возможности полноценно учить молодое поколение будущих гребцов. Решить задачу технической подготовки гребцов в сопряженном освоении специфического (водного) равновесия можно на современном уровне требований только на методологической основе научных данных в области управлении движениями (Н.А. Бернштейн, 1947); теоретической и методологической концепции «искусственная управляющая среда» как фактор совершенствования (И.П. Ратов, 1984); теории функциональных систем (П.К. Анохин, 1966).
На этой основе мы разработали динамический «Тренажер-каноэ», который рассматривается нами как биомеханическая система, активно решающая задачу освоения развития направленной физической подготовки с ускоренным усвоением техники гребли на каноэ и одновременным формированием специфического равновесия (рис. 1-3).
Конструкция тренажёра. Представляем динамический, скользящий (зимний) вариант «Тренажёр-каноэ», не имеющий аналогов в мировом тренажёростроении [12-13]. Он обладает следующими составляющими параметрами (рис. 1-3).
^-6 4
Рис. 1. Тренажёр для каноэ, формирующий специфическое равновесие, вид сбоку
И
Рис. 2. Тренажёр для каноэ в перевернутом виде, вид снизу
1. Длина тренажёра - 2090 мм. 2. Ширина тренажёра - 450 мм. 3. Высота тренажёра - 180 мм. 4. Полик (слань) тренажёра - 1775 мм. 5. Толщина полика (слани) - 0,1 мм. 6. Подушка под колено. 7. Весло-каноэ. 8. Ручка-каноэ.
9. Цевьё.
10. Четыре вилообразных зуба, заострённых на концах и вонзающихся в плотные слои снега или льда.
11. К верхней части полуопор прикреплены дюралевые трубы 0 28 мм, являющиеся при гребле правым и левым бортом.
12. Основные скользящие опорные полозья, состоящие из стальных труб 0 32 мм с расстоянием между ними 80 - 100 мм.
13. Передняя и задняя части тренажёра, состоящие из двух скользящих труб 0 32 мм, и расположенных на 30 мм выше основной скользящей поверхности опоры тренажёра. При наклоне на правый или левый бок они принимают участие в удержании равновесия.
14. Четыре вогнутые полуопоры шириной 25-30 мм, толщиной 2,5 мм в виде пластин, на которые приварены основные скользящие полозья.
15. К верхней части полозьев кормы тренажёра приварена железная пластина длиной 320 мм, в которой с правой и левой стороны просверлены по 8 отверстий 0 6 мм и к ним на болтах на равном расстоянии прикручены мини-лыжи, состоящие из трубок длиной 140 мм, 0 28 мм, и вогнутые спереди вверх и создающие опорное скольжение.
Вес «Тренажёр-каноэ» 16 кг.
Рис. 1. Тренажёр для гребли на каноэ, скользящий (динамический) по снегу
В научно-методической литературе и в практике нет подобных тренажёров.
Скользящий (зимний) динамический тренажер для каноэ работает на основе обратных связей и принципах самоуправления. Функционирование тренажера подчинено общим законам управления движениями и функциональных систем. Проблема развития кондиционных качеств гребцов, особенно начинающих - одна из актуальнейших, так как на сегодня значительно увеличились тренировочные и соревновательные нагрузки. Процесс воспитания кондиционных качеств гребцов - сложный процесс, так как при этом происходит явления взаимодействия, а также наблюдается конкуренция в развитии физических качеств.
«Тренажер-каноэ» активно стимулирует тренировочный процесс в подготовительном периоде, способствует повышению уровня кондиционных качеств гребцов, позволяет максимально приблизить техническую подготовку гребли с формированием водного равновесия на суше к реалиям координационной деятельности лодке на воде. Тренажер для каноэ максимально соответствует повышению степени взаимодействия каноистов с водой. Применение системного подхода в тренировочном процессе с использованием тренажера для каноэ способствует целенаправленному накоплению опыта гребли для более эффективного выполнения тактических и стратегических задач, а также более эффективному контролю за процессом тренировки.
На этапе начального обучения юных каноистов тренажёрное устройство активно и эффективно в сопряжённом воздействии закладывает основы формирования системы специфического равновесия с одновременным овладением техникой двигательных действий, гребковых движений [8, 12-13].
Поставленная задача решается путём применения устройства в зимних условиях на снегу для тренировок функции равновесия начинающих каноистов с одновременным освоением техники гребли. Особенностью сконструированного тренажёра является то, что он в условиях зимы скользит по асфальтовой пешеходной снеговой дорожке или лыжероллерной трассе, имеющей неровности в виде небольших впадин и возвышенностей, бугорков и ямок, которые активно и постоянно во время тренировки стимулируют формирование специфического равновесия гребли на каноэ. При этом тренажёр развивает координационные и двигательные качества каноистов и эффективно совершенствуют сенсорные системы организма [12-13].
Ежедневные тренировки в условиях зимы на начальном этапе подготовки психологически формируют у каноистов морально-волевой настрой победителя. Это придаёт уверенность в своих силах при освоении техники гребли в сопряжённом формировании специфического равновесия [1-8].
Тренажёр для каноэ активно стимулирует развитие двигательных способностей и не препятствует всестороннему развитию физических качеств детей, подростков и юношей. Всё это позволяет эффективно строить необходимый фундамент, на базе которого в дальнейшем можно достигнуть высоких спортивных достижений. К главным особенностям тренажёра относятся также обеспечение развития и совершенствование конкретной стороны подготовленности занимающихся, а также создание возможных сопряжённых воздействий [5-8, 12-13].
Скользящее тренажёрное устройство не формирует отрицательные структуры движения (ошибки). При реализации двигательного действия тренажёрное средство формирует нужные навыки, соответствующие требованиям реальной специализации. При этом тренер по гребле находит правильные решения, которые создают наилучший эффект усвоения изучаемого упражнения. Тренажёр способствует устранению ошибок движений новичков-каноистов [1-8, 12-13]. На этапе многолетней подготовки созданное нами техническое спортивное средство для гребли по своей направленности может способствовать решению задач каждого этапа подготовки. На этапе начальной спортивной специализации необходимо отдавать предпочтение тренажёру для каноэ, который способствует целенаправленному обучению рациональной спортивной технике двигательных действий. На этапе углублённой спортивной тренировки его следует использовать как техническое средство сопряжённого воздействия. Здесь тренажёр для каноэ обеспечивает развитие физической подготовленности спортсмена с сопряжённым воздействием совершенствования спортивной техники двигательных действий и способности к координации движений. На этапе спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства необходимо также отдавать предпочтение тренажёру для каноэ, который стимулирует дальнейшее развитие специальных двигательных способностей, а также наиболее важных в координационном отношении мышечных групп для гребли на каноэ. Средства срочной информации должны присутствовать и находить широкое применение на всех этапах спортивной тренировки [1-8, 12-13].
Тренажёр для каноэ с первой тренировки формирует, развивает умения и совершенствует соответствующие навыки и качества каноистов. При целенаправленном формировании длительного по времени удержания равновесия на ногах в стойке каноиста соответствует статическому равновесию, которое связано с многочисленными и разнообразными заданиями по характеру двигательной координации, а также сопряжены с большими мышечными напряжениями, связанные перераспределением мышечных усилий и требуют воспитания специфической выносливости равновесия, а верхняя часть тела -туловище, руки, голова выполняют движения, в связи с этим. В связи с этим мы ввели научно-теоретическое понятие - статическая выносливость равновесия [9-13]. Удержание равновесия в «стойке каноиста» при движении в лодке имеет свои особенности. Данный вид деятельности (гребля на каноэ) предъявляет высокие требования к сенсорным системам, а
непривычные условия выполнения координационного задания вызывают существенный тремор всех мышечных групп ног, что затрудняет управление движениями. Разработанная система специальных физических упражнений в сопряжённом воздействии сконструированного скользящего на полозьях тренажёра по снегу проявляют колебательные движения в горизонтальной плоскости с сохранением длительного равновесия в статическом положении в (позе каноиста), и одновременным выполнением модуляции техники гребли в полной координации, что позволяет активно и эффективно улучшать равновесие гребца. Специфическое статическое равновесие развивает и совершенствует технику гребковых движений в полной координации [9-13].
Тренажёрное средство не развивает вредные для спортивной деятельности умения и навыки, формирует движения без ошибок, позволяет находить такие решения, которые создали бы наилучший эффект при реализации тренировки. Тренеру необходимо контролировать, чтобы техническое спортивное средство способствовало формированию у новичков такой структуры двигательно-координационных навыков в режиме будущей соревновательной деятельности, которое характерно для спортсменов высокого класса [4-7, 12-13].
Тренажёр для каноэ в большей степени ограничивает естественную деятельность юного каноиста. Соблюдение этого принципа в спорте востребовано для активного обучения и тренировки начинающих гребцов. Тренажёрное устройство доступно по стоимости, объёму и весу, малогабаритно. «Тренажёр-каноэ» портативен и отвечает всем требованиям установления в необходимое место спортивного зала и быстрого свёртывания после тренировки. Он прост и надёжен в обращении, безотказен в работе, имеет возможность дозировать нагрузку, по антропометрическим и функциональным возможностям, соответствует особенностям занимающихся; тренируемые каноистами двигательно-координационные связи соответствуют биомеханической структуре соревновательного упражнения; имеет тренировочные программы занятий [1, 6-7, 12-13].
На начальном этапе специализации и на этапе углублённой тренировки на тренажёре целесообразно использовать физические упражнения общего и регионального воздействия. На этапе спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства необходимо больше уделять внимание упражнениям локального характера, которые избирательно воздействуют на соответствующие группы мышц [1, 2, 3, 6].
Тренажёр для каноэ имеет обратную связь, которая позволяет получать количественную информацию о структуре движений юного спортсмена, а также информацию другого вида о качестве выполнения спортивного действия, о параметрах внешнего воздействия сразу же после его окончания. Тренажёрная подготовка стимулирует повышение качества учебно-тренировочного процесса и способствует активности в получении начинающим спортсменом знаний модельных и эталонных характеристик, к которым ему следует стремиться [3, 5-7, 12-13].
Тренажёр для каноэ лёгкий в освоении и в управлении, на практике используется многократное количество раз и позволяет получать необходимую информацию о том, в каком звене появилась неисправность, что срочно принять меры по их устранению [1, 3, 6-7].
В ходе учебно-тренировочной, соревновательной, а также в исследовательской деятельности тренажёр для каноэ позволяет моделировать различные по сложности ситуации выполнения технических элементов гребли на байдарках и каноэ. Тренировочная и соревновательная деятельность на тренажёре всегда проводится на фоне высоких физических и психологических воздействий на организм занимающихся.
На начальном этапе спортивной специализации количественное выполнение специфических двигательных действий на тренажёрном устройстве является определением ориентировочной основы осваиваемого физического упражнения до того момента, пока не появится автоматизация движения [1, 3, 6-7, 12-13].
Литература
1. Гаврилов, В.Н. Гребля на байдарках и каноэ / В.Н. Гаврилов, Н.В. Жмарёв. - Харьков : Изд-во ХГУ, 1964. - 173 с.
2. Гаврилов, В.Н. Гребля на байдарках и каноэ / В.Н. Гаврилов. - Харьков : Виша школа, 1980. - 192 с.
3. Емчук, И.Ф. Школа гребли / И.Ф. Емчук, Н.В. Жмарёв. - М. : Физкультура и спорт, 1969. - 176 с.
4. Емчук, И.Ф. Управление специальной подготовкой гребца / И.Ф. Емчук, Н.В. Жмарёв. - М. : Физкультура и спорт, 1970. - 93 с.
5. Емчук, И.Ф. Гребной спорт / И.Ф. Емчук. - М. : Физкультура и спорт, 1976. - 245 с.
6. Жмарёв, Н.В. Секция гребного спорта / Н.В. Жмарёв. - М. : Физкультура и спорт, 1971. - 150 с.
7. Жмарёв, Н.В. Тренировка гребцов / Н.В. Жмарёв. - М. : Физкультура и спорт, 1981. - 111 с.
8. Зеленин, Л.А. Повышение равновесия каноистов-новичков с использованием специальных физических упражнений и тренажёра : дис. ... канд. пед. наук / Л.А. Зеленин. - Чайковский, 2004. - 198 с.
9. Зеленин, Л.А. Научно-теоретическое понятие - статическая выносливость равновесия / Л.А. Зеленин. - Нижний Новгород, 2006. - С. 42-44.
10. Зеленин, Л.А. Система координационных упражнений, направленная на статическую выносливость равновесия, является связующим звеном между лыжной, силовой, беговой, игровой и скоростно-силовыми видами подготовки / Л.А. Зеленин, М.Н. Лобанов. - Нижний Новгород, 2007. - С. 32-34.
11. Зеленин, Л.А. Система стимулируемого развития специфического равновесия в исходных положениях / Л.А. Зеленин // Вестник Пермского университета. - 2007. - Вып. 6(11). - С. 204-210.
12. Зеленин, Л.А. Технические средства обучения (ТСО) в воспитании техники гребли с одновременным формированием специфического равновесия начинающих каноистов / Л.А. Зеленин // Физическая культура и спорт в образовательных учреждениях : проблемы и пути их решения. - Чайковский, 2007. - С. 162-164.
13. Зеленин, Л.А. Устройство, использование, расчёты динамического гребного «Тренажёр-каноэ» [Электронный ресурс] / Л.А. Зеленин, С.П. Катаев, В.Д. Медведков // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2010. - № 3(16). - Режим доступа : http://www.kamgifk.ru/magazin/3_10/3_ 2010_06.pdf.
Literature
1. Gavrilov, V.N. Rowing on kayaks and a canoe / V.N. Gavrilov, N.V. Zhmaryov. - Kharkov : Publishing house KhSU, 1964. - 173 p.
2. Gavrilov, V.N. Rowing on kayaks and a canoe / V.N. Gavrilov. - Kharkov : Visha School, 1980. - 192 p.
3. Emchuk, I.F. School of rowing / I.F. Emchuk, N.V. Zhmaryov. - M. : Physical Culture and Sport, 1969. -
176 p.
4. Emchuk, I.F. Management of the rower's special training / I.F. Emchuk, N.V. Zhmaryov. - M. : Physical Culture and Sport, 1970. - 93 p.
5. Emchuk, I.F. Rowing / I.F. Emchuk. - M. : Physical Culture and Sport, 1976. - 245 p.
6. Zhmaryov, N.V. Section of rowing / N.V. Zhmaryov. - M. : Physical Culture and Sport, 1971. - 150 p.
7. Zhmaryov, N.V. Training of rowers / N.V. Zhmaryov. - M. : Physical Culture and Sport, 1981. - 111 p.
8. Zelenin, L.A. Balance improving of canoeists-beginners using special physical exercises and training device : dis. ... Candidate of Pedagogical Sciences / L.A. Zelenin. - Tchaikovsky, 2004. - 198 p.
9. Zelenin, L.A. Scientific theoretical concept - the static endurance of equilibrium / L.A. Zelenin. - Nizhny Novgorod, 2006. - P. 42-44.
10. Zelenin, L.A. The system of coordination exercises, aimed at a static equilibrium's endurance, is the link between skiing, power, running, gaming and speed-power types of training / L.A. Zelenin, M.N. Lobanov. - Nizhny Novgorod, 2007. - P. 32-34.
11. Zelenin, L.A. System of the stimulated development of a specific equilibrium in the initial position / L.A. Zelenin // Vestnik of Perm State University. - 2007. - Vol. 6(11). - P. 204-210.
12. Zelenin, L.A. Technical means of training in the education of rowing technique with simultaneous formation of a specific equilibrium of canoeists-beginners / L.A. Zelenin // Physical Education and sport in educational institutions : problems and its solutions. - Tchaikovsky, 2007. - P. 162-164.
13. Zelenin, L.A. The device, use, calculations of the dynamic rowing "Simulator-canoe" [Electronic resource] / L.A. Zelenin, S.P. Katayev, V.D. Medvedkov // Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport. - 2010. - No. 3(16). - Mode of access : http://www.kamgifk.ru/magazin/3_10/3_ 2010_06.pdf.
Статья поступила в редакцию 29.07.2011 г.