УДК 797.122.3:796.025.3
БИОМЕХАНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ОПРОКИДЫВАНИЯ КАНОЭ
Л. А. Зеленин - доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры
физической культуры, Пермский национальный исследовательский политехнический университет (ПНИПУ), г. Пермь, Россия
BIOMECHANICAL FOUNDATION OF PREVENTIVE MEASURES OF
CAPSIZING A CANOE
L. A. Zelenin - associate professor, candidate of Pedagogic science, associate professor of Physical Culturedepartment, Perm National Research Polytechnic
University (PNIPU), Perm, Russia
e-mail: zelenindoz48@mail. ru
Аннотация. В статье с позиций биомеханики гребли изложен режим динамики скольжения «Тренажёр-каноэ» с изменением нахождения центра тяжести каноиста. Последний активно влияет на удержание специфического равновесия при наклоне туловища с разворотом на сторону гребли вперёд к носу лодки с вытянутыми в руках веслом-имитатором. Весло выполняет многократные гребковые движения подъёмом спины. Это приводит к изменению силы трения полозьев тренажёра о поверхность уплотнённого снега. Конечным результатом биомеханического анализа является выявление условий опрокидывания «Тренажёр-каноэ» при чрезмерном отклонении туловища гребца от вертикальной плоскости.
Ключевые слова: «Тренажёр-каноэ», скользящий по снегу; специфическое (водное) равновесие каноистов, устойчивость положения тела, техника гребли, система развития равновесия, устойчивость положения тела в пространстве.
Annotation. In the following article the mode of sliding dynamic of the 'canoe-simulator' with displaced center of canoeist's gravity is recounted. A canoeist has an active influence on keeping a specific balance by bending of his body with the turn to the rowing side forward to the boat's bow using the oar-imitator with his arms stretched out. The oar does repeated hoe-type motions by the raised back of a rower. It results changing of the friction force between compacted snow surface and simulator runner. The final result of the biomechanical analysis is the detection of 'canoe-simulator's' overthrow conditions by over-deflection of the rower's body from vertical plane.
Key words: snow-sliding 'canoe-simulator'; specific (water) canoeist's balance, steadiness of the body position, rowing technique, balance development system, static persistence of balance.
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день уж ни у кого не вызывает сомнений в том, что использование спортивных тренажёров в учебно-тренировочном процессе обусловлено прежде всего тем, что их применение вырабатывает у спортсменов способность получать рекордные результаты при оптимальных затратах мышечной энергии [1-9]. Это свидетельствует о том, что тренажёры усиливают антропологический подход, о необходимости использования которого сообщает В.Д. Медведков (2011) [10,11,12].
В работах [1-9,13] показано, что осваивать технику гребли и формировать чувство равновесия на воде необходимо сначала на суше с применением упражнений специальной направленности. При этом не указывается какими упражнениями, методами, средствами, приёмами и подходами это можно сделать. По мнению Н.И. Медведковой (2011) у дошкольников недостаточно развивается при нынешнем дошкольном физвоспитании мозжечок и вестибулярный аппарат, что ведёт к низкому уровню устойчивости и соответственно к частым падениям и опрокидываниям юных каноистов [10,11,12]. Освоение техники гребли и сохранение равновесия с помощью тренажёров до сих пор не получили должного научного обоснования и на сегодня таких исследований в гребном спорте нет. Поэтому решение данной проблемы в научно-практическом плане особенно актуально. В настоящее время закономерности формирования координационных способностей в лодке-каноэ изучены далеко ещё не полностью. В практике работы тренеров по гребле на байдарках и каноэ до настоящего времени отсутствует обоснованная система развития специфического равновесия и совершенствования устойчивости положения тела каноиста, как на суше, так и на воде в лодке с одновременным освоением техники гребли. Отсутствие обоснованной методики использования оригинального «Тренажёра-каноэ» приводит к тому, что для повышения технического мастерства у начинающих гребцов используются недостаточно рациональные методы, методические приёмы, которые в значительной мере снижают эффективность учебно-тренировочного процесса. Всё это послужило основанием для поиска путей целенаправленного подхода к решению задач ускоренного формирования специфического равновесия на суше совместно с освоением отдельных элементов техники гребли с помощью системы «Тренажёр-каноэ» скользящего по снегу.
МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМЫ
Многие технические компоненты гребли помогает развивать «искусственная управляющая среда» [13]. «Тренажёр-каноэ», скользящий по снегу или льду, является механической системой, предназначенной для преобразования усилий гребца в поступательное движение вышеназванного гребного устройства. Следовательно, в основе рациональной техники гребли должны лежать законы биомеханики. Специалисты гребного спорта выражают сущность техники гребли так: «Оптимально грести - это значит максимально использовать вес своего тела». В разработанной системе, гребец и «Тренажер-каноэ» единое целое. Это две постоянно взаимодействующие функциональные части, которые настраивают все естественные движения и искусственные влияния на них таким образом, чтобы при постепенно уменьшающейся искусственности постоянно обеспечивать максимальную реализацию естественных потенциальных возможностей гребцов. При движениях каноиста относительно корпуса тренажёра центр масс (центр тяжести) системы перемещается относительно корпуса тренажёра: при движении тела гребца вперёд центр масс также смещается вперёд, а при движении назад - в обратную сторону. По закону о движении центра масс это приводит к уменьшению скорости движения тренажёра при движении гребца вперёд и к увеличению - при движении назад [6,7]. К тому же при выполнении разворота с наклоном тела гребца вперёд против хода тренажёра происходит гребок. Сила взаимодействия весла-имитатора с неподвижной поверхностью создаёт ускорение тренажёра. Таким образом, при выполнении гребка происходит увеличение скорости тренажёра за счет движения центра масс системы и за счет силы гребка. Кроме того, изменение положения центра масс приводит к перераспределению давлений на опорную поверхность по длине полозьев тренажера, а, следовательно, и к изменению силы трения полозьев о поверхность. Поэтому ясно, что при движении тренажёра его скорость
будет циклически изменяться, и речь может идти лишь о сохранении или увеличении средней скорости тренажёра за цикл «подготовка к гребку-гребок». Для сохранения средней скорости движения тренажёра каноист выполняет движения (прогибы) опорной ноги в тазобедренном суставе, согласованные с разворотом и наклоном туловища вперёд. Эффективность действий гребца по поддержанию или увеличению средней скорости движения тренажёра может быть повышена путём подбора оптимальной длины весла, высоты подушки, находящейся под опорным коленом ноги, и соответствующим расположением ног в тренажёре.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАРАКТЕРА ДВИЖЕНИЯ ТРЕНАЖЁРА
В работе [6, 7] было рассмотрено движение тренажёра с гребцом в предположении, что при движении туловища спортсмена относительно корпуса тренажёра центр масс туловища перемещается параллельно направлению движения. Другими словами, относительная скорость центра масс туловища считается одинаковой со скоростью тренажёра. Однако при подготовке к гребку и при совершении гребка корпус спортсмена сначала выполняет разворот туловища с наклоном вперёд, а затем (при совершении гребка) - в обратную сторону (рис. 1), т.е. можно приближённо считать, что центр масс гребца движется относительно корпуса тренажёра по дуге окружности с центром в точке опоры. При таком предположении может измениться характер движения тренажёра, поскольку в этом случае за счёт относительного движения туловища спортсмена будет изменяться не только скорость тренажёра, но и нормальная реакция поверхности, а, следовательно, - и сила трения полозьев тренажёра.
а б
Рис. 1. Положение тела гребца: а) в начале гребка; б) в конце
Схематически такое движение гребца можно представить так, как это показано на рис. 2, где тело гребца условно заменено системой стержней.
а б
Рис. 2. Схема движения гребца на тренажёре: а) подготовка к гребку; б) его выполнение
Запишем дифференциальное уравнение движения системы «Тренажёр + гребец». Введём следующие обозначения: т = тг + тя - масса всей системы, равная сумме массы тренажёра тг и массы гребца тя (в массу тренажёра включают массы тех элементов тела гребца, которые считаются неподвижными относительно тренажёра); Р = ( тг + т5) £ -сила тяжести системы, О^С - неподвижная система координат, относительно которой
Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта, №2(27) 2013 _ISSN 2070 4 7
рассматривается движение тренажёра (рис. 3, ось OZ перпендикулярна плоскости рисунка); Olxyz - подвижная система координат, связанная с тренажёром (ось Oxz перпендикулярна
плоскости рисунка); L - относительный радиус-вектор центра масс гребца; j - угол, определяющий относительное положение тела гребца и откладываемый от вертикали; Fc -сила трения полозьев тренажёра о поверхность; N - нормальная реакция поверхности (на рисунке не показана); F - сила, с которой гребец толкает тренажёр вперёд («движущая сила», см. рис. 2); V - скорость тренажёра в системе OXhZ; us - относительная скорость центра масс гребца (скорость в системе Oxyz).
Л
Рис. 3. К составлению уравнения движения тренажёра
Запишем теперь дифференциальное уравнение движения центра масс системы
dv
m-
dt
F + F + N + P.
Так как система состоит из тренажера и гребца, то можем записать
тус = т/ + тз (из + V). Подставив (2) в уравнение (1), придём к уравнению
dV r r r гт du
m-= P + F + Fc + N - ms—-
dt dt
(1) (2) (3)
которое можно использовать как в фазе гребка (Р Ф 0 ), так и в фазе подготовки к гребку (
Р = 0).
Найдём относительную скорость и8. Обозначив через I, ], к орты осей х, у, ъ, соответственно, вектор угловой скорости туловища гребца можем представить в виде
О = фк, где точкой обозначена производная по времени X от угла поворота туловища. Поэтому можем записать [ 10]
и3 = О х 1,
и
du dw r r d L r r r r r —- =—x L + wx— = ex L + wxwx L. dt dt dt
(4)
Будем считать, что при движении тренажёр не отрывается от поверхности. Следовательно, ^ = V, Vn = 0 . Подставив равенство (4) в уравнение (3) и обозначая
производные по времени t точками над соответствующими буквами, в проекциях на оси OXh получим следующие уравнения:
V = F - Fc + ms£(jcos ф + ф2 sin ф); (5)
ml
0 = -mg + N -msL(jsin ф-ф2 cos ф). (6)
Из равенства (6) следует, что реакция поверхности N будет переменной величиной
N = mg + ms L (jsin ф-ф2 cos ф) (7)
и будет зависеть от угла ф, угловой скорости ф и углового ускорения £ = ф туловища гребца. Предполагая, что сила трения Fc = fN (силой сопротивления воздуха пренебрегаем, так как скорость движения тренажёра не велика), подставим выражение (7) в уравнение (5) и получим после некоторых преобразований дифференциальное уравнение движения тренажёра: в фазе гребка -
■ F т/У2
V =--fg + -
m m
jsin
V
p 4
+ j cos
У
V
p --j
У.
в фазе подготовки к гребку -
г mljl
-fg + —-
m
V
jsin
p
v 4-j
+ j cos
У
p
7-j
V
У
(8)
(9)
(10)
Из уравнений (8) и (9) следует, что в той и другой фазах закон движения тренажёра зависит от закона j = j(t) движения туловища относительно тренажёра.
Рассмотрим вначале простейший закон движения туловища гребца: вращение туловища с постоянной угловой скоростью ( = const. Тогда при подготовке к гребку и, соответственно, во время гребка будем иметь:
j = j0 +(pt, 0 £ t <t1, j = j + (gt, t1 < t <t + t1, где j0- начальное значение угла для фазы подготовки к гребку и конечное - для фазы гребка, а j- конечное для фазы подготовки к гребку и начальное - для фазы гребка; W, (g
- угловые скорости в фазе подготовки и гребка соответственно; t, t1- длительности фазы подготовки и гребка соответственно.
Следует учесть, что величины t, t1,j0, j могут быть определены экспериментально и, следовательно, должны считаться известными, поэтому из равенств (10) угловые скорости определяются однозначно:
w
_ ji - jo.
w
= jo - ji t
(11)
Так как ясно, что р0 < (р1 (см. рис.1), то из выражений (11) следует Ор > 0, О < 0 .
Используя уравнения (8) и (9) с учётом равенств (10) и (11) произведём расчеты при следующих исходных данных: тг = 36 кг, т5 = 60 кг, / = 0,015, Т= 3,5 с, Т1= 1,5 с,
Р Р
Р0 = _ 20 »—0,157 рад (-9°), ( = 0,785 рад (45°). Силу гребка примем равной Б
=100, 150 и 200 Н и будем считать, что во время гребка она остаётся постоянной. Результаты расчётов представлены на рис. 4.
ей
а
<и 5«
ей
х
<D Н Л
н о о а о и о
А Л'
У ' h
А
I ■ Л ■■■ 1 ■. I ■ J1 Ч'
■ ■ 11 I п I 11.1'
Время, с ера во время
гребка и при подготовке к нему от силы отталкивания Е
Видно, что характер изменения скорости тренажёра отличается от приведённого в работе [6, 7]: в фазе гребка скорость практически линейно возрастает, а в фазе подготовки - линейно убывает. Объясняется это тем, что в данном случае при движении гребца изменяется величина нормальной реакции поверхности N согласно равенству (7), а, следовательно, изменяется сила трения. При выбранных исходных данных и принятом законе движения корпуса гребца изменение реакции приведено на рис. 5. Разрыв в величине реакции в момент перехода от гребка к подготовке объясняется принятым законом движения корпуса гребца: согласно закону (10) в этот момент угловая скорость корпуса гребца мгновенно изменяется, что соответствует бесконечно большому угловому ускорению.
к
К
я
и
ей (U
а
ей X К
К
ч
(U
m
944.8 943.1 941.4" 939.7 938
Время, с
Рис. 5. Реакции поверхности опоры «Тренажёр-каноэ» на снег во время гребка и
подготовки к нему
Как показывают расчёты, применение других законов движения туловища гребца, например, закона
(р0 + j j - (р0 j —_LL + —i-^cos
2
2
p
—t 1, 0 < t <t, \ t )
% +( ( - (0 j _rv-HL - Zl-^cos
2
2
p / \ Чt-t)
t< t <t + t1,
953.3
951.6
949.9
948.2
n
П h
I ?
1 R
1 \
4
f,
i ?
i я
S Л
h
Г ч
\
\ 1 ..V
------ 1 -Pi^Z. 1 1 ,---!''
0 в£= =—Т 1.5 2------2.5 J—.—3.5--- 4 4.5 i
\
\
\
- t,0 ~
Рис. 6. Изменение важных параметров гребков: угла р, угловой скорости (О и ускорения е
не приводит к существенному изменению характера поведения скорости тренажёра. Изменение угла, угловой скорости и ускорения при этом законе движения показаны на рис. 6.
Поведение скорости тренажёра показано на рис. 7.
8
7.2
О 6.4
5 6"
4.8
н и 4
о
О, 3.2
а О 2.4
1.6"
0.8
8
2
4 У
6 У
8 у
4
2 s
4 У У
6
0 0.5 1 1.5 2 2.5 3 3.5 4 4.5 5
X, С
Рис. 7. Поведение скорости V тренажёра: — гребок; — подготовка.
Видно, что характер изменения скорости практически не изменился по сравнению с законом движения с постоянной угловой скоростью.
РАСЧЁТ ТРЕНАЖЁРА НА УСТОЙЧИВОСТЬ
Как при совершении гребка, так и при подготовке к нему, туловище гребца отклоняется от продольной плоскости симметрии тренажёра, поскольку гребок происходит с одной стороны от тренажёра. В результате тренажёр может опрокинуться в ту сторону, в которую смещается туловище гребца. Найдём условия, при которых опрокидывание может произойти. Рассмотрим вид тренажёра с гребцом в поперечной плоскости (рис. 8). На этом рисунке приняты следующие обозначения: Сг, Ся - центры тяжести тренажёра и гребца, соответственно; Рг, Ря - силы тяжести тренажёра и гребца; N1, N,2 - реакции поверхности в точках контакта полозьев тренажёра; 2а - расстояние между полозьями; I - расстояние от точки поворота туловища до центра тяжести гребца; а - угол отклонения отрезка С (ГСЯ от продольной плоскости симметрии тренажёра.
Ясно, что в момент опрокидывания реакция И2 должна обращаться в нуль, поэтому условием не опрокидывания будет Ы2 > 0. Записывая сумму моментов сил относительно точки А (см. рис. 8) и выражая из неё реакцию Ы2, получим условие
N
Из этого условия легко получить
Pa.
tr l
P
sin a —
L
v
> 0.
у
sina<
A p л 1 + tr
P
i У
или, учитывая, что согласно физическому смыслу 0 £ а £ 90°
a < arcsin
P
1 +
P
i у
(12)
(13)
Неравенства (12), (13) ограничивают предельные значения угла отклонения туловища гребца от вертикали для предотвращения опрокидывания. Из выражения (12) видно, что
неравенство ограничивает максимальное значение угла а только, если
P
1 + -trr-P
i У
a < 1,
L
(14)
так как в противном случае неравенство (12) справедливо для всех значений а. Неравенство (14) устанавливает связь между параметрами Р(г, , а, I, при которой вообще можно вести речь об опрокидывании.
Например, при тех значениях параметров, которые были приняты в разделе 3, из (14) легко получить, что опрокидывание тренажёра возможно лишь при а £ 0,25 м, т.е. при расстоянии между полозьями меньшем полуметра. Только в этом случае будет существовать предельное значение угла а. Если, к примеру, принять расстояние между полозьями равным
0,3 м, то а = 0,15 м, и из (13) получим а £ 36°,9 (а £ 0,64 рад) . При превышении этого
угла произойдёт опрокидывание тренажёра.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работе рассмотрен расчет режимов движения «Тренажёра-каноэ» и выявлено условие его опрокидывания при чрезмерном отклонении туловища гребца от вертикальной плоскости симметрии. Установлено, что при учёте наклонов туловища в вертикальной плоскости режим движения гребного устройства изменяется по сравнению с тем, который был получен в случае горизонтального движения центра масс туловища. С учётом наклона туловища при его движении относительно тренажёра изменяется и реакция поверхности
опоры, что приводит к изменению силы трения полозьев о поверхность снега. Этим и объясняется изменение режима движения «Тренажёра-каноэ».
Также получено условие, при соблюдении которого не произойдёт опрокидывания тренажера за счёт отклонения центра масс туловища от вертикальной продольной плоскости симметрии тренажёра. Знание этих параметров поможет в разработке более точной методики освоения техники гребли и более рационального развития специфического (водного) равновесия начинающих гребцов.
Литература
1. Бондарев, Б.М. Развитие навыка равновесия и чувство воды при обучении технике гребли на байдарках и каноэ / Б.М. Бондарев // Гребной спорт. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - С. 60-64.
2. Бухгольц, Н.Н. Основной курс теоретической механики. Ч. I. / Н.Н. Бухгольц. - М. : Наука, 1969. -
468 с.
3. Гаврилов, В.Н. Гребля на байдарках и каноэ / В.Н. Гаврилов. - Харьков : Вища школа. Изд-во при Харьк. ун-те, 1980. - 192 с.
4. Емчук, И.Ф. Гребной спорт / И.Ф Емчук. - М.: Физкультура и спорт, 1976. - 245 с.
5. Жмарёв, В.Н. Тренировка гребцов / В.Н. Жмарёв. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - 111 с.
6. Зеленин, Л. А. Устройство, использование, расчёты динамического гребного «Тренажёр-каноэ» / Л. А. Зеленин, С.П. Катаев, В.Д. Медведков // Педагогические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта: электронный журнал Камской ГАФК. - 2010. - № 3 (16). - С. 1- 10.
7. Зеленин, Л. А. Биомеханические основы важнейших параметров нового тренажёра для гребли / Л. А. Зеленин, С.П. Катаев, В. Д. Медведков // Учёные записки университета им. С.П. Лесгафта. - 2011. - № 6 (76). -С. 54-61.
8. Иссурин, В.Б. Биомеханика гребли на байдарках и каноэ / В.Б. Иссурин // Под ред. В.М. Зациорского.
- М.: Физкультура и спорт, 1986. - 112 с.
9. Кандауров, А.М. Исследование некоторых показателей функции равновесия с целью экспериментального обоснования начального обучения на байдарках : Дис. ...канд. пед. наук / А.М. Кандауров.
- Л., 1978. - 199 с.
10. Медведков, В.Д., Медведкова Н.И., Аширова С.В. Улучшение дыхательной функции крови средствами физической культуры // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы ФК и С: Электронный журнал. - 2010. - № 1 (14). - С.70-74.
11. Медведков, В.Д., Медведкова Н.И., Аширова С.В. Ксенобиотическая разгрузка, улучшение состава крови и функционального состояния детей направленными физическими нагрузками // Адаптивная физическая культура. - 2010. -№ 3 (43).- С. 29-31.
12. Медведков, В.Д., Медведкова Н.И., Аширова С.В. Взаимосвязь между элиминационным эффектом по свинцу и объёмом мышечных нагрузок // Вестник спортивной науки. - 2010. - № 5. - С. 31-34.
13. Ратов, И.П. Методология концепции «искусственная управляющая среда» и перспективы её практической реализации в процессе подготовки спортсменов / И. П. Ратов // Методологические проблемы совершенствования системы спортивной подготовки квалифицированных спортсменов : Сб. трудов / Под ред. В.В. Кузнецова. - М., 1984. - С. 127-145.
Bibliography
1. Bondarev, В.М. Development of the skill of equilibrium and a feeling of water during the training of a technology of paddling a rayak and a canoe. / B.M. Bondarev // Rowing and canoeing. - М.: Physical culture and sport, 1986. - P. 60-64.
2. Buhgolts, N.N. Basic course of theoretical mechanics. P. I. / N.N. Buhgolts. - М. : Science, 1969. - 468 p.
3. Gavrilov, V.N. Paddling a kayak and a canoe / V.N. Gavrilov. - Kharkov : Higher school. Publishing house under the Kharkov University, 1980. - 192 p.
4. Emchuk, I.F. Rowing and canoeing / I.F. Emchuk. - М.: Physical culture and sport, 1976. - 245 p.
5. Zhmaryov, V.N. Training of rowers / V.N. Zhmaryov. - М.: Physical culture and sport, 1981. - 111 p.
6. Zelenin, Ь.А. Structure, usage, computation of dynamic rowing «Canoe-trainer» / L.A.Zelenin, S.P. Kataev, V.D. Medvedkov // Pedagogocs and psychology and medico-biological problems of physical culture and sport: Electronic magazine by Kamskay GAFK. - 2010. - № 3(16). - PP. 1-10.
7. Zelenin, Ь.А. Biomechanical basis of the most important parameters of the new rowing trainer /L.A.Zelenin, S.P.Kataev, V.D.Medvedkod/ Scientific notes of the P.F. Lesgaft's University. 2011. № 6 (76). P. 54-61.
8. Issurin, V.B. Biomechanics of padding / V.B. Issurin // Under edition VM. Zatsiorskiy. - М.: Physical culture and sport, 1986. - 112 p.
9. Kandaurov, А.М. Research on some indices of the function of equilibrium in order to make an experimental proof of the initial training of padding: thesis of a Candidate of pedagogical sciences / А.М. Kandaurov. - L., 1978. -199 p.
10. Medvedkov, V.D., Medvedkova, N.I., Ashirova S.V. Improvement of the respiratory function of blood through means of physical culture // Pedagogics and psychology and physician-biological problems FC and S: Electronic magazine. - 2010. - № 1 (14). - PP.70-74.
Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта, №2(27) 2013 _ISSN 2070 4 7
11. Medvedkov, V.D., Medvedkova, N.I., Ashirova S.V. Ksenobiotichesky unloading, improvement of composition of blood and functional condition of children using the directed physical activities // Adaptive physical culture. - 2010. -№ 3 (43).- PP. 29-31.
12. Medvedkov, V.D., Medvedkova, N.I., Ashirova, S.V. Interrelation between eliminatsionny effect on lead and volume of muscular loadings // Messenger of the sports science. - 2010. - №5. - PP. 31-34.
13. Ratov, I.P. Methodology of concept "an artificial managing environment" and prospects of her practical realization in process preparation of sportsmen / I.P. Ratov // Methodological problems of improvement of system of sports preparation of the qualified sportsmen. Collection of work / Under edition V.V. Kyznecova. - М., 1984.- PP.127145.
Статья поступила в редакцию: 4.06.2013 г.
УДК 797.122.3:159.954
ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА ТЕХНИКИ ГРЕБЛИ НА ТРЕНАЖЁРАХ В СИСТЕМЕ ПСИХИЧЕСКОЙ РЕГУЛЯЦИИ С ПОМОЩЬЮ ПЕРЦЕПТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
Л. А. Зеленин - доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры Пермский национальный исследовательский политехнический университет (ПНИПУ) Пермь
FORMATION OF THE ROWING TECHNIQUE IMAGE ON THE TRAINING SIMULATORS IN THE SYSTEM OF MENTAL REGULATION BY MEANS OF PERCEPTIVE TRAINING
L. A. Zelenin - associate professor, candidate of pedagogics, associate professor of Physical Culture department, Perm National Research Polytechnic University (PNIPU)
Perm
e-mail: panachev@pstu. ru
Ключевые слова: формирование мысленного образа, перцептивная регуляция, спортивная тренировка, специализированные тренажёрные устройства, этап начального обучения, уменьшение числа ошибок.