Научная статья на тему 'Особенности устройства детей-сирот в семью'

Особенности устройства детей-сирот в семью Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1608
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-СИРОТЫ / ПАТРОНАТНАЯ СЕМЬЯ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ-СИРОТ В СЕМЬЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Литвак Римма Алексеевна

В статье анализируются типы социально-педагогической поддержки детей-сирот: опека (попечительство), приемная семья, патронатная семья; представлены основные направления социальнопедагогической поддержки детей-сирот в семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности устройства детей-сирот в семью»

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 14 (152).

Специальный выпуск. С. 63-65.

Р. А. Литвак

ОСОБЕННОСТИ уСТРОйСТВА ДЕТЕй-СИРОТ В СЕмью

В статье анализируются типы социально-педагогической поддержки детей-сирот: опека (попечительство), приемная семья, патронатная семья; представлены основные направления социальнопедагогической поддержки детей-сирот в семье.

Ключевые слова: дети-сироты, патронатная семья, социально-педагогическая поддержка детей-сирот в семье.

На современном этапе развития общества, с одной стороны, происходит изменение парадигмы отношений семьи, школы, государства, где главным в воспитании выступает семья, а государство и школа призваны помогать ей воспитывать ребенка, гуманизировать стратегию воспитания. С другой стороны, изменения в социальноэкономической и общественной жизни российского общества привели к искажению духовных ценностей, к обнищанию семьи, что повлекло за собой изменение отношения к детям, а порой и вытеснение их из семьи или отказ родителей от своего ребенка.

В современный период в теории и практике социально-педагогической поддержки детей-сирот существует несколько типов такой поддержки.

Опека (попечительство) — принятие в семью ребенка на правах воспитуемого. Согласно ст. 145 Семейного кодекса РФ, опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечительство — над детьми в возрасте от 14 до 18 лет. Ребенок сохраняет свои фамилию, имя, отчество, а кровные родители не освобождаются от обязанностей по содержанию ребенка. Соответственно, не существует тайны передачи ребенка под опеку, и контакты с кровными родственниками возможны. Опека устанавливается решением главы местного самоуправления, не требует суда и, соответственно, оформляется быстрее, чем усыновление. Опекун обладает практически всеми правами родителя по вопросам воспитания, обучения, содержания ребенка. Тем не менее органы опеки осуществляют регулярный контроль за условиями содержания, воспитания, образования ребенка. Опекаемому ребенку полагается ежемесячное пособие, опекуну оказывается содействие в организации обучения, отдыха и лечении опекаемого. К кандидату в опекуны предъявляются менее жесткие требования по части дохода, жилищных условий, а также не требуются справки об отсутствии су-

димости. Опека может быть назначена на определенный срок или без срока. Оптимально, если опека используется как предварительная стадия к усыновлению, поскольку ребенок, имея статус воспитуемого в семье опекуна, в старшем возрасте может ощущать свою неполную к ней принадлежность.

Приемная семья — форма воспитания ребенка (детей) в семье на дому у «приемного родителя» — воспитателя [2. С. 13]. Обычно в приемную семью передают детей, которых невозможно передать на усыновление или опеку, в связи с отсутствием необходимого для этого у ребенка юридического статуса или не удается найти ему усыновителей или опекунов. Такая семья заменяет пребывание ребенка в детском доме или приюте на домашнее воспитание и создается на основе договора между приемным родителем и органами опеки. Срок помещения в такую семью может быть разным и определяется условиями договора. В приемных семьях может воспитываться от 1 до 8 детей. Приемный родитель получает заработную плату. По отношению к ребенку приемные родители являются его опекунами. На ребенка выплачивается ежемесячное пособие, приемным родителям оказывается содействие в организации обучения, отдыха и лечении ребенка. По исполнении ребенку 18 лет ему выделяется жилье. Осуществляется постоянный контроль и отчетность перед органами опеки за воспитание и расходование средств.

Патронатная семья предусматривает создание института профессиональных воспитателей, которые замещают семьи на определенное время [1. С. 61]. Закон вводит понятие патронатного воспитания ребенка, когда ответственность по защите его прав и законных интересов разграничивается между патронатным воспитателем, учрежденном, организующим патронатное воспитание, и органом опеки и попечительства. При этом па-тронатный воспитатель — совершеннолетний дееспособный гражданин Российской Федерации,

осуществляющий воспитание и защиту прав и законных интересов ребенка на основании договора с учреждением и органом опеки и попечительства о передаче ребенка на патронатное воспитание.

Патронатное воспитание является более гибким по сравнению с вышеназванными формами семейного устройства несовершеннолетних разных категорий, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях.

Основное отличие такой формы устройства заключается в том, что ребенок, помещенный в па-тронатную семью, формально остается воспитанником детского учреждения, а воспитатель является сотрудником данного учреждения. В приемной, опекунской, семье взрослые несут полную ответственность за ребенка как опекуны. При патронате ответственность распределяется между учреждением (оно выделяет средства на содержание ребенка, помогает при возникновении проблем, контролирует, как осуществляется развитие и воспитание ребенка) и патронатным воспитателем, который осуществляет всю работу по воспитанию и обеспечению нужд и потребностей ребенка.

Таким образом, ответственность по защите прав и законных интересов ребенка в патронат-ной семье возлагается на его законного представителя (учреждение образования, здравоохранения или социальной защиты населения), на па-тронатного воспитателя и на орган опеки и попечительства по месту проживания несовершеннолетнего, между которыми заключается трехсторонний договор.

При этом в учреждении из числа работающих специалистов создается центр социальнопсихологической службы, который осуществляет подбор, обучение патронатных воспитателей, устройство воспитанников на патронатное воспитание, а также профессиональное сопровождение семьи и детей, переданных на воспитание в семью.

Создание такой системы работы по устройству детей на патронатное воспитание и по возвращению их в кровные семьи позволит в итоге сократить число несовершеннолетних детей, находящихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Патронатное воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получило распространение в таких регионах Российской Федерации, как Московская, Орен-

бургская, Пермская, Калининградская области, Красноярский край, а также в городах Москва, Нижний Новгород, Калининград, где данная форма семейного воспитания имеет законодательную и административную поддержку и от 30 до 40 % воспитанников детских домов были переданы в семьи граждан.

Итак, патронат является новой формой семейного устройства детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Основной целью патронатного воспитания является социализация ребенка, получение им необходимого опыта жизни в семье, замена его пребывания в приюте или детском доме. Патронат часто используется как переходная форма к опеке (попечительству) или усыновлению. Срок помещения под патронат может быть разным и зависит от ситуации. На содержание ребенка регулярно выплачиваются средства согласно установленному нормативу. Патронатному воспитателю выплачивается заработная плата и засчитывается трудовой стаж.

Основные направления социально-педагогической поддержки детей-сирот в семье

- Организация проживания ребенком положительных, эмоционально окрашенных ситуаций образцов поведения в общении и деятельности. Ситуация-образец понимается нами как совместная деятельность педагога и воспитанника, в ходе которой педагог целенаправленно демонстрирует определенные образцы поведения и алгоритм действий, стимулируя детей к воспроизведению данных ситуаций. В них участники включаются не только в деятельность, моделирующую отношения и проблемы семьи, но и в саму реальность [3].

- Адаптация к условиям проживания в семье — предполагает социальную диагностику уровня комфортности ребенка в приемной семье, степени и причин нарушения комфортности, уровня его адаптации к условиям семьи. Этот период длится один месяц, на протяжении которого диагностируются также уровни здоровья, интересов, целей, появившихся при обретении семьи; происходит обеспечение ребенка информацией о правилах поведения и выдвигаются требования к детям, происходит предъявление ситуаций-образцов. В этот период разрушаются прежние представления ребенка о семье, и он строит новую модель семейных отношений.

Особенно важно помочь родителям не создавать иллюзий у ребенка, а обеспечить ему постоянный контакт с общими друзьями семьи, основывающийся на положительных эмоциях.

- Восстановление утерянных ценностей семьи — предполагает включение ребенка в жизнь семьи, создание и апробирование ребенком ситуаций-образцов в практической деятельности, организацию переноса приобретенного опыта в новую социальную ситуацию. Этот этап является самым длительным периодом, продолжается от 2 месяцев до 1,5 лет. Он характеризуется снижением интенсивности деятельности, ритм жизни становится более размеренным. Отношения между педагогом, родителями и воспитанником строятся на взаимоуважении, взаимопонимании, и основой для их сотрудничества является поддержка достижений ребенка, его положительного опыта поведения.

Педагог в ходе совместной деятельности с родителями выстраивает траекторию дальнейшего развития ребенка в семье и социуме. Основными механизмами процесса социальнопедагогической поддержки на данном этапе является компенсация и восстановление недоразвитых или нарушенных социальных функций ребенка и формирование норм, моделей поведения в семье и опыта их реализации.

Организация рефлексивно -деятельностного опосредованного поведения заключается в педагогическом стимулировании деятельности ребенка. Совместное с попечителями решение школьных, семейных и других проблем, кон-

фликтов; совместный поиск путей их разрешения; осуществление внешней оценки, «экспертиза» своего поведения ребенком, стремление сохранить устоявшееся положение в семье, формирование уровня объективной оценки детей.

Переход с этапа на этап обеспечивается совместной деятельностью родителей, педагогов-патронов и детей. Службами социальнопедагогической поддержки проводится постоянная диагностика эмоционального состояния ребенка, используются методики цветописи; диагностики личностного состояния; дневники радости; индивидуальные и групповые консультации детей и родителей; организуется работа тренинговых групп, создаются условия для обеспечения психологической поддержки детей и взрослых.

Список литературы

1. Бережная, О. В. Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот как средство их социализации : автореф. ... канд. пед. наук. М., 2006. 21 с.

2. Семенкова, Т. Н. Проблема социализации детей-сирот и пути ее решения на региональном уровне // Психолого-педагогическая и социальная поддержка детей и молодежи «группы риска»: состояние, проблемы, перспективы. Кемерово : КРИМК и ПРО, 2006. С. 48-59.

3. Современное сиротство: социокультурный портрет : материалы науч.-практ. конф. Челябинск, май 2008 г. / под науч. ред. А. Н. Анисимовой ; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. Челябинск, 2007. 339 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.