УДК 330.322.14
Подосинников Евгений Юрьевич, кандидат политических наук, доцент, доцент кафедры управления и связей с общественность Курского института менеджмента, экономики и бизнеса, руководитель Курского регионального отделения Российского общества политологов
e-mail: [email protected]
Мутылина Кристина Олеговна, студент 3 курса факультета экономики и менеджмента Курского государственного университета
e-mail: [email protected]
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЗАКУПКИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ЗАКАЗА РОССИИ
Аннотация: в статье затрагиваются актуальные вопросы государственных закупок для муниципальных нужд на современном этапе развития. Государственные закупки производятся на всех уровнях бюджета (федеральном, региональном и муниципальном), при этом количество участников бюджетного процесса на каждом уровне различно. Приводятся актуальные данные - фактологические и статистические - отражающие состояние проблемы. В статье используются ведомственные данные официальные данные Единой информационной системы в сфере закупок, подтверждающие тезис о доле муниципального заказа в системе государственных закупок России.
Ключевые слова: государственные и муниципальные нужды, госзакупки, Федеральная контрактная система, Закон № 44-ФЗ.
Рodosinnikov Evgeny Yuryevich, the candidate of political sciences, the associate professor, the associate professor of management and communications
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 5 (10) 2017 about the public of the Kursk institute of management, economy and business, the head of the Kursk regional office of the Russian society of political scientists e-mail: [email protected]
Mutylina Christina Olegovna, student 3 courses of faculty of economy and management of the Kursk state university e-mail: [email protected]
MUNICIPAL PURCHASES IN SYSTEM OF THE STATE AND MUNICIPAL
ZAKAZ RUSSIA
Summary: in article topical issues of government procurement for municipal needs at the present stage of development are raised. Government procurement are made at all levels of the budget (federal, regional and municipal), at the same time the number of participants of the budgetary process at each level variously. Urgent data -factual and statistical - the problems reflecting a state are provided. In article the departmental these official data of the Unified information system in the sphere of purchases confirming the thesis about a share of the municipal order in system of government procurement of Russia are used.
Keywords: state and municipal needs, state procurements, Federal contract system, Law No. 44-FZ.
Система государственных закупок имеет решающее значение для экономики страны, только в странах Евросоюза система госзаказа составляет около 25-30 % ВВП [4]. Объем российского рынка государственного заказа в среднем составляет около 13 % ВВП (рис. 1).
Рисунок 1 - Доля государственных закупок РФ в ВВП страны (2013-2015 гг.) По данным Министерства финансов Российской Федерации объем ВВП России за 2016 г. составил в текущих ценах 86 трлн. 43,6 млрд. рублей, а объем государственного заказа - 6406,3979 млрд. руб. (рис. 2). Индекс физического объема ВВП относительно 2015 г. - 106,4 % [8].
Рисунок 2 - Объем государственного заказа РФ, млрд. руб. (2014-2016 гг.) В настоящее время закупочная деятельность регламентируется Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 5 (10) 2017 № 44-ФЗ (по состоянию на 04.06.2017 внесено 38 редакций) [9]. В соответствии с ним рынок государственных закупок состоит из трех уровней (рис. 3): федерального, регионального, муниципального (ч. 7 ст. 4), что обусловлено необходимостью обеспечения не только федеральных нужд, но и нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в продукции, работах и услугах [5].
Закупки для федеральных нужд Закупки для нужд субъектов
Рисунок 3 - Рынок государственных закупок Российской Федерации Общие цели (обеспечение нужд административных органов и населения в определенного рода товарах, работах, услугах), задачи (рациональное использование бюджетных средств) и способ размещения посредством преимущественно открытых торгов делают закупки для муниципальных нужд разновидностью государственных закупок [6].
Стоит отметить, что доля муниципальных закупок в системе государственного и муниципального заказа продолжает увеличиваться (табл. 1).
Таблица 1 - Динамика распределения контрактов по уровням заказчиков (2014-
2016 гг.)
Уровень заказчика 2014 год 2015 год 2016 год
Федеральный уровень 2331310,39 млн. руб. (43,30%) 1999154,00 млн. руб. (37,56%) 1485271,90 млн. руб. (34,13%)
Уровень субъекта РФ 2092646,55 млн. руб. (38,87%) 2347447,59 млн. руб. (44,10%) 2020205,91 млн. руб. (46,42%)
Уровень заказчика 2014 год 2015 год 2016 год
Муниципальный уровень 960337,05 млн. 976560,82 млн. руб. 846700,70 млн.
руб. (17,84%) (18,35%) руб. (19,45%)
Источник*:построено автором на основе [8].
Для того чтобы наиболее полно определить понятие «муниципальный заказ», необходимо обратиться к понятию «муниципальные нужды». Законодательно закреплено следующее: обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков [9].
Отсюда «закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - это совокупность действий, осуществляемых в установленном Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд» [5].
Подчеркнем, что с точки зрения теории муниципальный заказ также входит в понятие государственного заказа. Подобный подход обусловлен тем, что муниципальные закупки это то же самое, что закупки государственные: и те, и другие осуществляются за счет общественных средств; и те, и другие направлены на удовлетворение общественных потребностей [9]. В тоже время мы понимаем, что муниципальные заказы не являются государственными, поскольку муниципальные образования представляют собой форму местного самоуправления, а не государственную власть.
Таблица 2 - Подходы к определению понятия «муниципальный заказ»
Автор (источник) Трактовка
А.Б. Барахин [1, с.48] Способ прямого регулирования хозяйственных связей
Автор (источник) Трактовка
Ю.Ю. Павленко [3, с. 228] Выдаваемый органами местного самоуправления и оплачиваемый из средств местного бюджета и внебюджетных фондов заказ на изготовление продукции, выпуск товаров, проведение работ, в которых заинтересован муниципалитет
К.В. Кичик [2, с.10] Реализуемый в целях обеспечения муниципальных нужд сложный и непрерывный процесс, состоящий из ряда последовательных этапов, в т. ч. прогнозирования, планирования, формирования, размещения, исполнения и контроля
Гражданский кодекс Российской Федерации[9] По государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (государственный или муниципальный заказ) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров
44-ФЗ [9] Совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд
Источник*: составлено автором.
Основанием разграничения государственного и муниципального заказа
выступают одноименные формы собственности (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ) [9]. В литературе в связи с этим появилось понятие публичной собственности, являющееся общим как для государственной, так и для муниципальной форм собственности.
Обобщая определения, приведенные в таблице 2, сформулируем определение понятия «муниципальный заказ»: это выдаваемый органами местного самоуправления и оплачиваемый из средств местного бюджета и внебюджетных фондов заказ на изготовление продукции, выпуск товаров, проведение работ, оказание услуг, в которых заинтересован муниципалитет. На практике муниципальным заказом называют конкретный перечень товаров, работ и услуг, которые закупаются муниципальными заказчиками.
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 5 (10) 2017
Муниципальными заказчиками являются органы местного самоуправления, все муниципальные учреждения и иные получатели средств из бюджета муниципального образования.
Интересен подход, рассматривающий муниципальный заказ не только как обеспечение муниципальных нужд, но и как важный инструмент поддержки депрессивных отраслей экономики, способствующий развитию конкуренции. Кроме того, муниципальный заказ обеспечивает высокую стабильность, гарантирует сбыт продукции, может являться важным элементом антикризисной политики государства [7].
Муниципальный заказ является «способом прямого регулирования хозяйственных связей» [6]. В экономической деятельности муниципального образования муниципальный заказ выполняет ряд важнейших функций:
- воспроизводственная функция;
- функция ценового регулирования;
- стимулирующая функция;
- социальная функция;
- инновационная функция.
Воспроизводственная функция муниципального заказа заключается в удовлетворении нужд муниципалитета в товарах, работах и услугах, необходимых для своевременного выполнения возложенных на органы местного самоуправления функций.
Функция ценового регулирования заключается в том, что муниципальный заказ позволяет оказывать косвенное воздействие на динамику цен по определенным видам товаров, работ и услуг.
Стимулирующая функция муниципального заказа заключается в обеспечении расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов. Увеличение перечня видов муниципальных закупок активизирует рост совокупного спроса для поддержкиместных производителей, регулирования отраслевой и региональной структуры экономики. Используя муниципальный заказ как инструмент
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 5 (10) 2017 регулирования и программирования экономики, науки и техники, государство привлекает и потенциал частного предпринимательства к обеспечению устойчивости экономического развития, решению актуальных социально-экономических задач. В этом случае в процессе воздействия системы муниципальных заказов на экономику наряду со стимулирующим возникает и синергетический эффект.
Социальная функция муниципального заказа базируется на том, что он способствует реализации социально-экономической политики государства, в том числе вовлечению социально уязвимых групп населения в трудовой процесс. В соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок» [9] преимущества при осуществлении закупок предоставляются учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов, субъектам малого и среднего предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям (СОНКО).
Муниципальные заказчики в процессе планирования и осуществления муниципальных закупок должны отдавать приоритет принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товарам, работам, услугам). В этом и заключается инновационная функция муниципального заказа [4].
Основным документом, регулирующим экономические, правовые и организационно-технические отношения товаропроизводителя (поставщика) и потребителя (покупателя), является муниципальный контракт.
В соответствии с нормативно-правовыми актами Министерства экономического развития Российской Федерации (уполномоченный орган, осуществляющий нормативное регулирование в сфере размещения публичных заказов) «закупками товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» зачастую именуется размещение государственных и муниципальных заказов. Применение подобной терминологии предполагает покупку или приобретение товаров, работ, услуг за счет бюджетных и
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 5 (10) 2017 внебюджетных источников финансирования независимо от того, кто их осуществляет: главные распорядители или получатели бюджетных средств [9].
Таким образом, муниципальный заказ реализуется через муниципальные закупки. Муниципальные закупки - это процесс непосредственного осуществления муниципального заказа органами местного самоуправления на конкурентном рынке. Актуальность закупочной деятельности на местном уровне обусловлена ежегодным динамическим увеличением доли муниципальных закупок на рынке государственного и муниципального заказа.
Список литературы:
1. Барихин, А.Б. Большой юридический энциклопедический словарь [Текст] / А.Б. Барихин. - М.: Книжный мир, 2012. - 720 с.
2. Кичик, К.В. Государственный (муниципальный) заказ России. Правовые проблемы формирования, размещения и исполнения [Текст] / К.В. Кичик. - М.: Юстицинформ, 2012. - 260 с.
3. Павленко, Ю.Ю. Муниципальный заказ и муниципальные закупки, понятия и взаимосвязь [Текст] / Ю.Ю. Павленко. // Студенческая наука XXI века. -2016. - № 1-2 (8). - С. 228-231.
4. Подосинников, Е.Ю. Особенности управления размещением заказов для муниципальных нужд Курской области как важнейшего элемента государственного регулирования расходования бюджетных средств (научная статья в рецензируемом издании, перечень ВАК № 1850) [Текст] / Е.Ю. Подосинников // Среднерусский вестник общественных наук. 2014. № 6 (36). С. 69-73. ISSN 2071-2367. - URL: http://oreLranepa.ru/the-structure-of-the-academy/j ournal. html
5. Подосинников, Е.Ю. Федеральная контрактная система: региональные аспекты внедрения (в условиях Курской области) (научная статья) [Текст] / Е.Ю. Подосинников, А.А. Власов, Л.В. Голощапова // Auditorium. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 2 (6). С. 55-59. - ISSN: 2312-4180. - URL: http://auditorium.kursksu.ru
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 5 (10) 2017
6. Подосинников, Е.Ю. Экономическая эффективность регионов через сравнительный анализ реализации Федеральной контрактной системы в ЦФО (научная статья) [Текст] / Е.Ю. Подосинников // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. 2015. № 2 (5). С. 1014.- ISSN: 2312-0460. - URL:http://роснаука.орг.
7. Подосинников, Е.Ю. Совершенствование деятельности контролирующих органов в сфере государственных закупок (на примере деятельности Курского Управления Федеральной антимонопольной службы России) (научная статья) [Текст] / Е.Ю. Подосинников, С.С. Железняков // Электронный научный журнал «Политика, экономика и инновации». - 2015. № 1 (1). ISSN 2414-0309. URL: http://pei-journal.ru
8. Официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок [Электронный ресурс] URL: http://www.zakupki.gov.ru (дата обращения: 05.05.2017 г.).
9. Правовая система «Консультант плюс» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.04.2017 г.).