Научная статья на тему 'Особенности управления процессами этнокультурного взаимодействия в региональной полиэтнической среде'

Особенности управления процессами этнокультурного взаимодействия в региональной полиэтнической среде Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
107
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ СРЕДА / РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ / ETHNO-CULTURAL INTERACTION / MULTIETHNIC ENVIRONMENT / MANAGEMENT OF THE REGION / INTERETHNIC TENSION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Криворотова Татьяна Анатольевна

Статья посвящена проблеме построения эффективной модели управления регионом с неоднородной этнической структурой. По мнению автора, главный фокус управленческой деятельности должен быть сосредоточен на создании условий для расширения возможностей этнокультурного взаимодействия между представителями различных этнических групп с учетом пространственно-средовых и культурообразующих факторов развития социального пространства региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF MANAGEMENT OF PROCESSES OF ETHNO-CULTURAL INTERACTION IN THE REGIONAL MULTIETHNIC ENVIRONMENT

The paper is devoted to a problem of creation of effective model of management of the region with non-uniform ethnic structure. According to the author, the main focus of administrative activity has to be concentrated on creation of conditions for expansion of opportunities of ethnocultural interaction between representatives of various ethnic groups taking into account spatial and environmental and the initial cultural of factors of development of social space of the region.

Текст научной работы на тему «Особенности управления процессами этнокультурного взаимодействия в региональной полиэтнической среде»

УДК 316

Криворотова Т.А.1

особенности управления процессами этнокультурного взаимодействия в региональной полиэтнической среде

Аннотация. Статья посвящена проблеме построения эффективной модели управления регионом с неоднородной этнической структурой. По мнению автора, главный фокус управленческой деятельности должен быть сосредоточен на создании условий для расширения возможностей этнокультурного взаимодействия между представителями различных этнических групп с учетом пространственно-средовых и культурообразующих факторов развития социального пространства региона.

Ключевые слова: этнокультурное взаимодействие, полиэтническая среда, региональное управление, межэтническая напряженность.

Krivorotova T.A.

FEATURES OF MANAGEMENT OF PROCESSES OF ETHNO-CULTURAL INTERACTION IN THE REGIONAL MULTIETHNIC ENVIRONMENT

Abstract. The paper is devoted to a problem of creation of effective model of management of the region with non-uniform ethnic structure. According to the author, the main focus of administrative activity has to be concentrated on creation of conditions for expansion of opportunities of ethno-cultural interaction between representatives of various ethnic groups taking into account spatial and environmental and the initial cultural of factors of development of social space of the region.

Keywords: ethno-cultural interaction, multiethnic environment, management of the region, interethnic tension

Одним из аспектов этнокультурного развития региона является взаимодействие различных этнических общностей в социальном пространстве территории. Внутрирегиональная среда представляет собой живой социальный организм, где с различной силой проявляется потребность в коммуникации носителей различных этнокультурных установок и традиций. В этом смысле суть межэтнического этнокультурного взаимодействия, прежде всего, выражается в разнообразных контактах между этносами, которые ведут к изменению индивидуальных и социальных характеристик каждой из взаимодействующих этничес-

ких групп и их отдельных представителей, а также к интеграции их определенных качеств и свойств.

Общий контекст взаимодействия между представителями различных этнических групп обнаруживается как в непосредственном общении, так и опосредованном, то есть, в ходе трудовой или торговой деятельности, а также в непроизводственной сфере: в бытовых и семейных отношениях, досуге, дружеских и соседских связях, качественная характеристика которых определяется системой факторов влияния, детерминированных социально-структурными особенностями территории.

1 Криворотова Татьяна Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социологии и психологии, Нижегородский институт управления - филиал РАНХиГС, г. Нижний Новгород, e-mail: krivorotova2018tatyana@ yandex.ru, т. (831)412-02-36

Tatyana Krivorotova, Ph.D. in Pedagogy, Associate Professor, Department of Sociology and Psychology, Nizhny Novgorod Institute of Management, Branch of RANEPA, Nizhny Novgorod, e-mail: krivorotova2018tatyana@yandex. ru, tel.: (831)412-02-36

По информационным данным, размещенным на сайте Министерства внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области, исключительное влияние на национальный состав населения области оказывают миграционные процессы. Наблюдается увеличение численности представителей народов Кавказа и Средней Азии: численность армянского населения против данных переписи 1989 года увеличилось в 6 раз, численность азербайджанского населения увеличилась в 2,6 раза, таджиков - в 2 раза, грузин - в 1,8 раза. Вместе с тем сохраняется тенденция уменьшения численности коренных народов, традиционно проживающих на территории Нижегородской области. В результате по численному составу население армян и азербайджанцев превысило численность марийцев, белорусов и евреев и занимает 5 и 7 место соответственно из 10 наиболее многочисленных национальностей, проживающих на территории Нижегородской области, что позволяет констатировать факт формирования армянской и азербайджанской диаспор. Данные группы имеют традиционно более высокий уровень рождаемости, чем коренные народы области, что может в перспективе сделать их еще более заметными в структуре населения [5].

Изменения в этносоциальном составе региона и появление «новых игроков» требует от представителей власти системного подхода в прогнозировании этнокультурного развития и управления процессом межэтнического взаимодействия. Главную координационную функцию по управлению процессами межэтнического характера в регионе осуществляет Министерство внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области. Позволим проанализировать ключевые позиции в деятельности Министерства.

Следует отметить, что управленческая деятельность ведется в рамках обозначенного нормативно-правового поля, а именно в соответствии со Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 19 декабря 2012 года и

Стратегией развития Нижегородской области до 2035 года. Постановлением Правительства Нижегородской области от 10.11. 2017 года № 797 утверждена Государственная программа «Реализация государственной национальной политики на территории Нижегородской области», нацеленная в том числе на этнокультурное развитие народов, проживающих в области [5].

Одним из значимых направлений деятельности Министерства является мониторинг межнациональных отношений. В представленном на сайте материале имеется единственный документ, датируемый 2015 г., суть исследования которого, к сожалению, не полностью отражает специфику, динамику и характер межэтнических отношений. Тематика ответов, представленных в информационно-аналитической записке, касается российской идентичности, отношения к мигрантам, наличия противоречий и оценки прогнозируемых событий в регионе. Пожалуй, привлекает внимание оценка факторов, вызывающих ухудшение отношений между представителями этнических групп и предлагаемый список направлений деятельности по предотвращению межэтнических конфликтов.

Прежде всего, население региона называет плохое знание русского языка мигрантами (27%, см. Рис. 1) и их готовность перевезти в Россию всю свою многочисленную семью (24%). Некоторым не нравится демонстрация приезжими своих религиозных и культурных обычаев, которые могут быть не привычными или не характерными для Нижегородской области (18%), может раздражать также манера поведения и общения мигрантов (14%). Такие причины, как сплоченность диаспор, особенности трудовых отношений или внешний вид уже будут не столь значимы. Таким образом, основной причиной для формирования межэтнической напряженности является разница в культурных традициях, поведенческих практиках. Активная демонстрация своей культурной инаковости мигрантами, представителями некоренных национальностей воспринимается местным населением как неготовность уважать местную культуру, местные правила и нормы поведения.

Рисунок 1 — Совокупность негативных факторов в системе межэтнических отношений по мнению жителей Нижегородской области

Стратегия, направленная на предотвращение конфликтов на национальной почве, по мнению представителей Министерства [6], должна основываться на соблюдении принципа равенства всех перед законом. Именно это, по мнению населения Нижегородской области, следует делать в первую очередь для решения проблемных ситуаций (Рис. 2). В то же время, говоря о политике предотвращения национальных конфликтов, многие жители области проявляют определенные латентные страхи в отношении мигрантов и ориентируются на политику запретительных мер и жесткого ограничения миграции. Хотя и нужно отметить, что непосредственно на выселении всех мигрантов настаивают только 6%. Эффективными, по мнению населения, будут меры, направленные на снижение числа приезжих: это может быть как повышение уровня жизни в регионах, чтобы не было причин эмиграции (24%), так и ужесточение миграционной политики (19%). Ужесточение наказания работодателей, за использование труда нелегальных мигрантов, также может улучшить ситуацию (15%).

Меры образовательного характера, налаживания межкультурного взаимодействия в

восприятии населения несколько отходят на второй план. О необходимости повышения уровня образования говорит 18% жителей области, 17% - об освещении межэтнических проблем в СМИ (17%). Только 10% называют действенными меры, направленные на повышение общего уровня культуры и толерантного отношения к представителям других национальностей. Таким образом, для жителей области раздражающими факторами являются культурная инаковость мигрантов, их неготовность следовать местным нормам и правилам поведения. В тоже время. представители коренного населения Нижегородского региона крайне сдержанно настроены по отношению к идее расширения межкультурных связей, а скорее желали бы сократить присутствие представителей иных этнических групп на своей территории.

Учитывая данные опроса, деятельность Министерства была определена в рамках следующих направлений:

1. Оказание правовой и координационно-методической поддержки общественным организациям

2. Содействие общественным объединени-

ям во взаимодеиствии с органами власти по планированию, организации и проведению социально-значимых и культурно-просветительских проектов посредством проведения экспертных оценок,

координации в вопросах бюджетного финансирования и поддержки гражданских инициатив 3. Информационное сопровождение социально-значимых программ и проектов [7].

Рисунок 2 — Результаты шкалирования действий необходимых, по мнению населения Нижегородской области, для предотвращения столкновений на межэтнической почве

Реализация указанных направлении предполагает создание функциональнои системы взаимодействия, позволяющей концентрировать усилия на создании благоприятных пространственно-средовых условий для расширения спектра взаимодействия субъектов полиэтнической среды.

Принимая во внимание особую роль взаимодействия в этнокультурном развитии региона, следует подчеркнуть некое несовершенство современных моделей управления, используемых региональной властью как оптимальный вариант целенаправленного воздействия на ситуацию. Эффективность управления всецело зависит от ориентации на

целевые группы (как то этнические общности) со свойственными им количественными и качественными характеристиками; потребност-но-мотивационными особенностями, а также четкого представления о месте, которое они занимают в данной социальной системе. Координация взаимодействия в полиэтническом пространстве определяется знанием факторной доминанты как вектора ключевого влияния на развитие этносоциального пространства. Исходные позиции модели управления базируются на качественном сравнительном мониторинге, который позволяет выбрать адекватную целям и конкретной социальной ситуации модель управления.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1) Ибрашева Л.Р., Шогина Ю.А. Социология межэтнических отношений: учебное пособие. Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2007. 138 с.

2) Зайнетдинова Л.Ф. Этносоциальная стратификация российского общества в условиях реформ (Региональный аспект; на примере Республики Башкортостан): Дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04: Пермь, 2003. 178 с.

3) Криворотова Т.А. Этносоциальная стратификация в постиндустриальную эпоху: структурные особенности и векторы статусных позиций // Гуманитарии в XXI веке / Под ред. проф. З.-Х. Саралиевой: в 2-х тт. Т.1. Н. Новгород: НИСОЦ, 2013. С. 126-130.

4) Edwards L. Four dimensions in political stereotypes // Journal of Abnormal and Social Psychology, 1940. vol. 35. pp. 566-572.

5) Информация о национальной ситуации в Нижегородской области [Электронный ресурс] Министерство внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области: [сайт]. URL: http://mvp.government-nnov.ru/?id=98573 (дата обращения: 28.05.2017 г.).

6) Мониторинг межнациональных и межконфессиональных отношений в Нижегородской области [Электронный ресурс] Министерство внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области: [сайт]. URL: http://mvp.government-nnov.ru/?id=98573 (дата обращения: 28.05.2017 г.).

7) Кедяркин С.Н., Макарова Л.С. Нижегородская ЭТНОпанорама и этнокультурная жизнь в Нижегородском регионе [Электронный ресурс] Медиаскоп: [сайт]. [2017]. URL: http://me-diascope7.mediascope.ru (дата обращения: 21.02.2018 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.