FEATURES OF MANAGEMENT OF PRODUCTION UNITS OF THE PENITENTIARY SYSTEM Shukaeva A.V. (Russian Federation) Email: [email protected]
Shukaeva Anna Vyacheslavovna - Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF ACCOUNTING, ANALYSIS, FINANCE AND TAXATION, ACADEMY OF FEDERAL SERVICE OF PENALTY EXECUTION, RYAZAN
Abstract: this article reveals the specificity of the productive sector of the penal system. The purpose of operational activities of divisions ofpenal system, is, on the one hand, obtaining a positive financial result and on the other- the acquisition of prisoners of the labor skills needed after release. The functions of the production units of the penal system, related to the resocialization of convicts, as well as the problem of low production standards, requiring comprehensive solutions in modern conditions.
Keywords: penal system, production culture, social problem, the centers of labour adaptation.
ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ УЧРЕЖДЕНИЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Шукаева А.В. (Российская Федерация)
Шукаева Анна Вячеславовна - кандидат социологических наук, доцент, кафедра бухгалтерского учета, анализа, финансов и налогообложения, Академия Федеральной службы исполнения наказаний, г. Рязань
Аннотация: в данной статье раскрыта специфика управления производственным сектором пенитенциарной системы. Целью производственной деятельности подразделений УИС является, с одной стороны, получение положительного финансового результата, а с другой - приобретение осужденными трудовых навыков, необходимых после освобождения. Рассмотрены функции производственных подразделений УИС, связанные с ресоциализацией осужденных, а также проблемы низкой культуры производства: инженерно-техническое обеспечение, охрана труда, профессиональная подготовка персонала, требующие комплексного решения в современных условиях.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, культура производства, социальные задачи, центры трудовой адаптации.
К началу 90-х годов прошлого века в России сформировалась производственно-техническая база исправительных учреждений в форме четко регламентированной системы организации труда осужденных, игравшая важную роль в промышленности страны.
Становление рыночной экономики отразилось на всех элементах экономической сферы, в том числе и на формах привлечения к труду в местах лишения свободы. Государственные унитарные предприятия, функционирующие на территории исправительных учреждений, встали перед необходимостью самостоятельного поиска каналов сбыта выпускаемой продукции. Стали актуальными и другие формы организации производственной деятельности - работа по контрагентским договорам, работа на «давальческом сырье» и пр.
В начале 2000-х годов в производственных подразделениях (далее - УИС) завершили процесс трансформации государственные унитарные предприятия были
трансформированы в центры трудовой адаптации осужденных (ЦТАО). Целью подобных преобразований была переориентация производственного потенциала УИС на первоочередное решение социальных задач: восстановление и закрепление у осужденных профессиональных и трудовых навыков, необходимых для их последующей скорейшей адаптации в обществе. На базе имущественного комплекса этих предприятий были созданы центры трудовой адаптации и учебно--производственные мастерские, основное назначение которых - трудовое воспитание осужденных.
Приказом Минюста России от 01.04.2008 № 80 «Об утверждении примерного положения о центре трудовой адаптации осужденных или учебно-производственной (трудовой) мастерской» центр трудовой адаптации осужденных определяется как структурное подразделение исправительного учреждения, реализующее требования уголовно-исполнительного законодательства РФ в части организации профессиональной подготовки осужденных, привлечения их к труду и привития им трудовых навыков.
В этой формулировке следует отметить то, что Центр, в отличие от ГУП, является лишь структурным подразделением федерального казенного учреждения. В свою очередь, в соответствии со ст. 120 Гражданского кодекса РФ, учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
Система законодательных актов, регламентирующих правовой статус федеральных казенных учреждений, в которых осуществляется производственная деятельность в УИС, представлена на рис. 1.
Определение правового положения казенного учреждения УИС регламентировано:
Бюджетным Кодексом РФ ст. 161
Ст. 103 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ
Рис. 1. Законодательные акты, определяющие правовой статус федеральных казенных
учреждений УИС
В составе целей функционирования ЦТАО на первый план выступают вопросы обеспечения занятости спецконтингента общественно полезным трудом, организации их профессиональной подготовки и повышения квалификации. Однако с другой стороны, являясь основным подразделением исправительного учреждения, приносящим доход от своей деятельности, функционирование центра трудовой адаптации подразумевает получение положительного финансового результата, необходимого для решения задач, связанных с жизнедеятельностью и развитием учреждения. Поэтому на практике над формально главенствующими целями довлеет получение экономического результата.
На сегодняшний день промышленный сектор уголовно-исполнительной системы представлен 574 центрами трудовой адаптации, 69 лечебно-производственными и учебно-производственными мастерскими, в которых занято более 200 тыс.
Ст. 14 Законаот21 июля 1093 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы
осужденных (более 65% от среднесписочной численности), получающих таким образом возможность профессионального и социального роста [1].
Среди задач, стоящих в настоящее время перед производственными подразделениями УИС, преобладают задачи производственно-хозяйственной направленности - выполнение плана производства товарной продукции, загрузка производственных мощностей и снижение себестоимости. При этом, что характерно для подразделений с низким уровнем культуры производства, из поля зрения зачастую выпадают следующие направления:
• инженерно-техническое:
- обеспечение эффективной работы основного оборудования путем реализации системы планово-предупредительных ремонтов;
- конструкторская и технологическая подготовка производства, разработка специальных приспособлений и оснастки, повышающих эффективность производства;
- реализация эффективных методов технического контроля качества выпускаемой продукции, профилактика брака, метрологическое обеспечение;
• направление охраны труда:
- аттестация рабочих мест по условиям труда;
- реализация мероприятий по охране труда, обеспечения спецодеждой, спецобувью и средствами индивидуальной защиты;
• профессиональное обучение, переподготовка и повышение квалификации:
- повышение квалификации инженерного и управленческого звена;
- организация системы профессионального обучения;
- повышение эффективности системы начального профессионального образования.
Результатом деятельности по реализации этих направлений должно стать
возвращение в общество лиц, отбывающих наказание, полностью ресоциализованными, получившими определенные навыки в современных востребованных профессиях.
Список литературы /References
1. О результатах и основных направлениях деятельности Федеральной службы
исполнения наказаний: доклад. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
Шр://фсин.рф/ (дата обращения: 30.10.2017).