Экономика
N.S. MATVEEVA*
ORGANIZATION AND METHODS OF WORK DONE BY PRISONERS IN THE PENAL SYSTEM OF RUSSIA
УДК 65s ББК 65.292.9-S0 М33
Аннотация: в статье дана социально-экономическая характеристика лиц, осужденныхк лишению свободы, рассмотрены особенности применения в качестве рабочей силы лиц, осужденных к лишению свободы, выделены характерные признаки производственных подразделений использующихтруд осужденных для выпуска товаров, оказания услуг выполнения работ.
Ключевые слова: уголовно-исполнительнаясисте-ма России, рабочая сила, лица, осужденные к лишению свободы, производственные подразделенияУИС.
НАДЕЖДА
СЕРГЕЕВНА
МАТВЕЕВА*
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА В УГОЛОВНОИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ
Annotation: the article deals with the social and economic characteristic of prisoners, purpose of requiring prisoners to work, prison labor and workplaces for prisoners in industrial prison units.
Key words: the penal system of Russia, labor, prisoners, industrial prison units.
Снижение уровня преступности в стране в течение последних 5 лет не привело к сокращению численности лиц, осужденных к лишению свободы. К 2010 г. их число увеличилось более чем на 115 тыс. человек, то есть на 18,6 %, не улучшился и их качественный состав1.
За несколько лет вдвое возросло количество осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления и к 2010 г. достигло 80 % общей численности осужденных к лишению свободы. Более четверти осужденных приговорены к длительным срокам лишения свободы, почти половина -отбывает наказание второй раз и более, что приводит к увеличению удельного веса социально деградировавших граждан.
При поступлении в учреждения уголовно-исполнительной системы (УИС) более 80 % осужденных не имели профессиональных и трудовых навыков либо утратили их, а около 50 тыс. осужденных нуждаются в получении обязательного основного общего образования.
На 1 января 2010 г. более 90 % (около800 тыс.) осужденных и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, состояли на диспансерном учете по поводу различных заболеваний, 433,7 тыс. -больны социально значимыми заболеваниями, в том числе 72,46 тыс. - психическими расстройствами, 40,77 тыс. - активным туберкулезом, 55,96 тыс. - ВИЧ-инфекцией, 42,47 тыс. -вирусным гепатитом, 62,04 тыс. - наркоманией, 26,32 тыс. - алкоголизмом Более 25 тыс. осужденных являются инвалидами2.
Следовательно, вполне обоснованным стало определение государством в качестве одной из важнейших целей совершенствования функ-
ционирования УИС на период до 2020 г. сниже-
* Кандидат экономическихнаук, доцент; доцент кафедры общегуманитарных и социально-экономическихдисциплин (Кировский филиал Академии ФСИН России).
Е-шаЛ: ша^ееуа [email protected].
ние уровня рецидива преступлений, совершаемых лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в исправительных учреждениях (ИУ). Достижение цели обеспечивается решением вполне конкретных задач по изменению идеологии применения основных средств исправления осужденных в местах лишения свободы с усилением психолого-педагогической работы с личностью и подготовке ее к жизни в обществе; разработке форм проведения воспитательной работы, организации образовательного процесса и трудовой занятости осужденных в новых условиях отбывания наказания; повышению эффективности управления уголовно-исполнительной системой с учетом ее новой структуры и др.
В этом контексте особое значение придается трудовой деятельности осужденных и профессиональной подготовке которые осуществляются в рамках обеспечения международных стандартов обращения с осужденными в местах лишения свободы и лицами, содержащимися под стражей, по следующим направлениям:
- создание условий для трудовой занятости осужденных в зависимости от вида ИУ, совершенствование производственно-хозяйственной деятельности УИС и повышение экономической эффективности труда осужденных;
- широкое использование в качестве одного из основных способов ресоциализации вовлечения в трудовую деятельность осужденных, отбывающих наказание в колониях-поселениях;
- разработка новых принципов привлечения к труду осужденных в условиях тюремного содержания и строгой дифференциации их содержания, создание небольших рабочих камер -мастерских и внедрение индивидуальных форм занятости;
- проработка вопроса об установлении для учреждений, в которых отбывают наказание несовершеннолетние, специального налогового режима с целью направления доходов от труда осужденных на улучшениеусловий их содержания;
- создание дополнительных рабочих мест и развитие производственной и социальной сферы УИС;
- активное привлечение коммерческихорга-низаций к созданию производственных участков в колониях-поселениях;
- расширение производства сельскохозяйственной продукции и стимулирование создания колоний-поселений с сельскохозяйственным производством в зонах с благоприятными климатическими условиями;
- разработка наиболее перспективных направлений производственной деятельности учреждений УИС в целях приоритетного обеспечения их нужд за счет собственного производства и выпуска конкурентоспособнойпродукции;
- обновление производственной базы учреждений УИС с учетомсформулированных направлений и приоритетов производственной деятельности;
- оптимизация системы оплаты труда осужденных в целях расширения возможностей компенсации ущерба потерпевшим от преступлений и государству, обеспечение работающим осужденным гарантий, связанных с их трудовой деятельностью;
- определение прогнозных потребностей в рабочих специальностях и специалистах по отраслям и регионам по укрупненным группам профессий, востребованных на рынке труда;
- совершенствование и развитие системы начального профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных;
- осуществление профессионального обучения и профессиональной подготовки осужденных с учетом результатов мониторинга прогнозных потребностей в рабочих кадрах учреждений УИС и региональных рынков труда;
- участие учреждений и органов УИС в региональных целевых программах занятости населения и развитии системы социального партнерства в сфере подготовки рабочих кадров из числа осужденных и т. д.3
Организация трудовой деятельности осужденных в ИУ предполагает обязательный учет их социально-криминалистической характеристики. Среди наиболее значимых особенностей процесса привлечения в качестве рабочей силы лиц, содержащихся в ИУ и подлежащих обязательному трудоустройству, можно назвать:
- выполнение осужденными определенной работы при отсутствии трудовых договоров4, так как отношения, складывающиеся в процессе привлечения осужденных к труду, не являются трудовыми по причине отсутствия свободного волеизъявления осужденного и в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации (УИК РФ) определяются как «обязанность трудиться», то есть «в данных трудовых отношениях отсутствуют стороны трудовых отношений - работник и работодатель»5;
- рассмотрение трудовой деятельности в качестве одного из средств, обеспечивающих исправление осужденных (ч. 2 ст. 9 УИК РФ), и появление у них возможности быстрой трудовой адаптации после освобождения из мест лишения свободы;
Экономика
Экономика
- создание и сохранение достаточно большого количества рабочих мест (не всегда экономически обоснованного) для обеспечения трудом максимально возможного числа осужденных с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и специальности;
- наличие у указанной категории рабочей силы (осужденных) отрицательной социальнопсихологической характеристики;
- наличие низкой профессиональной квали-
фикации осужденных, а в ряде случаев - отсутствие трудовых навыков;
- отсутствие трудовой мотивации у осужденных или крайне низкий ее уровень;
- наличие высокой текучести кадров из числа осужденных (в ИУ общего режима текучесть кадров составляет 100 %);
- отсутствие возможности регулировать качественный состав рабочей силы по профессиям, специальностям, квалификации и т. д.
Использование в производственных подразделениях УИС России в качестве основного трудового ресурса лиц, осужденных к лишению свободы, определило комплекс задач, на которые ориентируется деятельность этих подразделений (табл.).
Можно выделить специфику субъектовпред-принимательства УИС, которая проявляется в следующем
1) невозможно рассматривать прибыль, полученную хозяйствующими субъектами УИС,
осуществляющими предпринимательскую деятельность, в качестве основной цели их деятельности, так как «интересы исправления осужденных не должны подчиняться цели получения прибыли от их труда»7;
2) необходимо обязательно привлекать в качестве основного трудового ресурса лиц, осужденных к лишению свободы, что соответствует ч. 3 ст. 13 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, испол-
Комплекс задач, решаемых производственными подразделениями УИС России, при осуществлении выпуска продукции с привлечением осужденных к труду
Задачи Результат
Организационно- правовые Обеспечение исполнения пенитенциарного законодательства6
Экономические Достижение, как минимум, безубыточной работы; как максимум, получение прибыли, обеспечивающей производственное и социальное развитие и материальное поощрение работающих; - появление у осужденных возможности компенсировать расходы по своему содержанию, улучшать условия своего проживания и питания, исполнять наложенные судом иски и выплачивать алименты; - обеспечение выполнения задач, поставленных перед исправительными учреждениями, но финансово не подкрепленных лимитами бюджетных обязательств
Социальные Получение профессиональных знаний осужденными и привитие им трудовых и профессиональных навыков; - трудовая деятельность как источник развития личности; - сохранение и развитие ранее имевшихся профессиональных навыков и умений; - обеспечение сохранения социальных связей путем помощи семьям; - повышение социальной защищенности (поддержание уверенности в будущем за счет приобретения рабочих профессий и трудовых навыков, позволяющих найти работу после освобождения из мест лишения свободы); - привлечение в сферу общественного производства экономически активного населения
Педагогические Обучение; - формирование чувства коллективизма, сопричастности, ответственности; - формирование положительного отношения к труду; - воспитание гордости за результаты своего труда
няющих уголовные наказания в виде лишения свободы»;
3) следует обеспечивать изоляцию осужденных при осуществлении ими трудовой деятельности в связи с их опасностью для общества (их криминальной характеристикой) и требованиями законодательства;
4) необходимо проводить профессиональное и трудовое обучение осужденных в связи с ухудшением социально-психологическойхарактери-стики граждан, поступающих в места лишения свободы, снижением их образовательного и профессионального уровня. «Увеличился поток лиц не только с низким образовательным уровнем, но и вовсе неграмотных, не имеющих трудовых навыков. Около 40 % приговоренных составляют лица до 25 лет, которые, как правило, нигде не работали и не учились. Ежегодно в исправительные учреждения поступает свыше 100 тыс. человек, не имеющих рабочих специальностей»8;
5) участие в производственном процессе разных категорий персонала, имеющих специфическую трудовую мотивацию и требующих применения определенных стимулов: вольнонаемного персонала (присутствует в основном экономическое принуждение к труду), ориентированного на материальное поощрение; аттестованных сотрудников ориентированных на нематериальное (карьерный рост, получение следующего специального звания, увеличение выслуги лет) и материальное стимулирование^ большей степени как следствие нематериального стимулирования); лиц, осужденных к лишению свободы (определенное в соответствии со ст. 103 УИК РФ административное принуждение к труду), ориентированных на нематериальное стимулирование (получение условно-досрочного освобождения, улучшение условий содержания и др.) и в незначительной степени материальное (как условие для приобретения продуктов в магазине и помощи семье)9;
6) выполнение сотрудниками производственных подразделений ИУ разнообразных функций, связанных как с осуществлением основной профессиональной деятельности по организации производства, реализации продукции, так и с решением задач по обеспечению соблюдения режимных требований, выполнением надзорных функций, организации и проведения специальных и профилактических мероприятий, участием
в ликвидации чрезвычайных происшествий на производственных объектах;
7) законодательное установление формы собственности на имущество хозяйствующих субъектов - государственная (федеральная) собственность и порядка его закрепления собственником за хозяйствующими субъектами УИС: право полного хозяйственного ведения либо оперативное управление10;
8) обеспечение пространственного и функционального единства имущественного комплексаИУ, включающего в себя имущество производственной и жилой зон исправительных учреждений;
9) сохранение практики отвлечения доходов и прибыли, полученных производственными структурами УИС после уплаты налогов в бюджеты соответствующегоуровня и внебюджетные фонды, для удовлетворения потребностей бюджетного сектора ИУ при недостаточности бюджетного финансирования;
10) отсутствие у производственных подразделений УИС финансовых возможностей по использованию внутренних источников для обновления основных средств при их значительном износе11;
11) невозможность получения бюджетными учреждениями (с 1 января 2011 г. - казенными учреждениями) кредитов (займов)12 для развития производственной базы;
12) ограничение материальной ответственности учреждений, исполняющих наказания, по своим обязательствам, связанным с осуществлением ими собственной производственной деятельности, размером денежных средств, находящихся в их распоряжении, и недопущения обращения взыскания на имущество учреждений, исполняющих наказания, и территориальных органов УИС13;
13) соблюдение и обеспечение при организации производственной деятельности установленного для конкретного ИУ режима отбывания наказания осужденными (ст. 89 УИК РФ);
14) ограничение доступа к производственным объектам и складам, расположенным на территории ИУ, лицам, не являющимся сотрудниками УИС.
Таким образом, лишь полный учет особенностей организации производства при привлечении к труду лиц, осужденных к лишению свободы, сможет обеспечить успешное совершенствование и развитие уголовно-исполнительной системы России.
1 См.: Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 14 октября 2010 г. N° 1772-р // СПС «КонсультантПлюо.
2 См.: Там же.
Экономика
Экономика
3 См.: Там же.
4 См.: Разъяснение Рострудаот 24 сентября2008 г. № 2128-6-1.
5 Концепция обеспеченияустойчивой работы производственного сектора уголовно-исполнительной системы и повышения экономическойэффективноститрудалиц, отбывающихуголовныенаказания в виде лишения свободы проект; М., 2009. С. 3.
6 См.: Об учреждениях и органах, исполняющихуголовные наказания в виде лишения свободы Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1. Ст. 13, 17 // СПС «КонсультантПлюо.
7 Там же. Ст. 1.
8 Васильева А. Через развитие производства- к ресоциализации осужденных// Преступление и наказание. 2007. № 7. С. 12.
9 См.:ДолженковаГ.Д. Социальное обеспечениекак один из факторов, влияющих на социальную адаптацию осужденныхк лишению свободы монография. М., 2004. С. 104.
10 См.: Об учреждениях и органах, исполняющихуголовные наказания в виде лишения свободы Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1. Ст. 11.
11 См.: Там же. Ст. 9.
12 См.: Бюджетный кодексРФ от 31 июля 1998 г. Ст. 161. Ч. 4 // СПС «КонсультантПлюо.
13 См.: Об учреждениях и органах, исполняющихуголовные наказания в виде лишения свободы Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1. Ст. 11.