Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ АКТИВАМИ'

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ АКТИВАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Государственные активы / рыночные отношения / государственные предприятия / зарубежный опыт / приватизация / корпоративное управление / наблюдательный совет / State assets / market relations / state-owned enterprises / foreign experience / privatization / corporate governance / supervisory board.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Nuraliev R.T

Учитывая растущую роль и значение в управлении государственными активами, проведена аналитическая работа, показывающую, насколько важным является эффективное управление государственными активами в экономике, были сделаны выводы и предложения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PUBLIC ASSET MANAGEMENT

Given the growing role and importance of public asset management in recent years, we conducted analytical work showing how important public asset management is in the economy of any country, conclusions and suggestions were made

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ АКТИВАМИ»

ARTICLE I

Innovative Academy Research Support Center UIF = 8.1 | SJIF = 7.899 www.in-academy.uz

FEATURES OF PUBLIC ASSET MANAGEMENT Nuraliev R.T.

Ph.D. in Economics, Head of Department, Center for Research on Privatization and Management of State Assets under the Agency for Management of State Assets of the Republic of Uzbekistan, [email protected] (ORCID ID 0000-0002-0824-7695) https://doi.org/10.5281/zenodo.13789264

ABSTRACT

Given the growing role and importance of public asset management in recent years, we conducted analytical work showing how important public asset management is in the economy of any country, conclusions and suggestions were made..

Received: 13th September 2024 Accepted: 18th September 2024 Online: 19th September 2024

KEYWORDS State assets, market relations, state-owned enterprises, foreign experience, privatization,

corporate governance,

supervisory board.

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ АКТИВАМИ

Нуралиев Р.Т.

к.э.н. Заведующий отделом Центра исследований проблем приватизации и управления государственными активами при Агентстве по управлению государственными активами Республики Узбекистан, [email protected] (ORCID ID 0000-0002-08247695)

https://doi.org/10.5281/zenodo.13789264

ARTICLE INFO

ABSTRACT

Received: 13th September 2024 Accepted: 18th September 2024 Online: 19th September 2024

KEYWORDS Государственные активы, рыночные отношения,

государственные предприятия, зарубежный опыт, приватизация,

корпоративное управление, наблюдательный совет.

Учитывая растущую роль и значение в управлении государственными активами, проведена аналитическая работа, показывающую, насколько важным является эффективное управление государственными активами в экономике, были сделаны выводы и предложения.

Вопросы управления государственными активами и пути их дальнейшего совершенствования, методы и принципы преобразования в другие формы собственности рассматриваются в качестве приоритетных для создания рыночных отношений в своих экономиках во всех странах. Однако в каждой отдельной стране

Innovative Academy Research Support Center UIF = 8.1 | SJIF = 7.899 www.in-academy.uz

существуют свои различия и отличительные особенности в управлении государственной собственностью и ее преобразовании.

За последние годы в республике были приняты ряд нормативно-правовых документов, касающихся вопросов управления государственными активами, был принят Закон Республики Узбекистан «Об управлении государственным имуществом» и Закон «О приватизации государственного имущества».

Например, в ст.5 Закона Республики Узбекистан «Об управлении государственным имуществом» от 09.03.2023 г. № ЗРУ-821 говорится что, основными принципами управления государственным имуществом являются [1]: законность; подотчетность; открытость и прозрачность; равенство условий для здоровой конкуренции; обоснованность владения государственным имуществом; эффективность использования государственного имущества; раздельность функций собственника и регулятора; приоритет охраны окружающей среды и природных ресурсов.

В мире есть страны с высокоразвитыми рыночными отношениями, такие как Соединенные Штаты, Великобритания, Япония, Италия, Франция, Германия и Канада, и в этих странах государственный сектор экономики в большей или меньшей степени присутствует в зависимости от необходимости его поддержания.

Сторонники государственного сектора экономики отмечают, что это позволяет создавать естественные монополии (электро-, газо-, водоснабжение и т.д.), обеспечивать национальную безопасность (оборонный сектор), государственные услуги (почтовые, образовательные, научные и т.д.), устранять негативные внешние факторы (экологические и т.д.), способствующий достижению социальной справедливости, проявляющейся в перераспределении национального богатства [2].

Государственные активы играют важную роль в экономике любой страны. Очевидно, что они являются неотъемлемой частью государства, его опорным звеном в системе экономических отношений. У них есть свои особенности, с помощью которых основные социальные потребности удовлетворяются практически бесконечно, а экономика работает в соответствии с национальными экономическими интересами. Именно с их помощью решаются сложные макроэкономические проблемы, реализуются крупные инвестиционные программы, создаются условия для процесса непрерывного воспроизводства национального капитала.

Доля государства в государственных предприятиях зависит от степени важности принимаемых решений в отношении таких предприятий.В целом в зарубежных странах более половины государственных предприятий полностью принадлежат государству, при этом государству принадлежит значительная доля собственности в 20% государственных предприятий [3].

Исследования показывают, что наличие государственных предприятий считается необходимым в следующих случаях:

Innovative Academy Research Support Center UIF = 8.1 | SJIF = 7.899 www.in-academy.uz

* существует необходимость в поддержании предприятий (инфраструктуры, предприятий по охране окружающей среды, определенных типов сетей, требующих знаний, и т.д.) с низким уровнем дохода или капиталоемких, но важных для общества, которые не приносят прибыли производству и частному сектору.

* стремление государства управлять сферами, которые оно считает важными для экономики или обороны страны [4].

В целом в мире организационно-правовая форма акционерного общества признана более эффективной для компаний, работающих в рыночных условиях. Они позволяют государству стать полноценным участником рыночных отношений, сформировать механизм увеличения и использования государственного имущества, получать дополнительный доход от продажи акций. В то же время они сохраняют контроль над предприятием, увеличивают капитал за счет дополнительных эмиссий, расширяют возможности слияний и концентраций, привлекают долговое финансирование без переноса обязательств на другие активы государства, имеют дополнительные механизмы мониторинга и оценки эффективности деятельности [5].

В настоящее время в Республике Узбекистан действуют около 28600 предприятий с государственным участием, из них 252 акционерные общества,.465 государственные предприятия,1407 общества ограниченной ответственности, 26475 государственные учреждения.

Из 662 существующих в республике акционерных обществ 38% (252) имели государственную долю, при этом 87,52% от общего числа акций принадлежали государству, а чуть более 2% населения владели акциями, более 43% (921) предприятий с государственным участием выплачивают дивиденды (за 2023 год-23,8трлн.сум.) в государственный бюджет.

Последние годы (2017-2023) утверждены комплексные меры, направленные на сокращение участия государства в экономике, внедрение современных принципов корпоративного управления на предприятиях с государственным участием, повышение приоритетной роли частной собственности и ее надежной защиты.

В частности, структурные изменения проводятся в гражданской авиации, энергетическом секторе, горнодобывающей и металлургической промышленности, электротехнической промышленности, дорожно-строительном секторе, производстве строительных материалов, сельском хозяйстве и других отраслях экономики.

Состояние и особенности управления государственными активами, положительные и отрицательные последствия приватизации, анализ зарубежного опыта управления государственными активами позволяют сделать следующих основных выводов:

1. Необходимо организовать управление относительно небольшим количеством крупных государственных предприятий, то есть обеспечить государственный контроль за деятельностью крупных предприятий.

2. Уполномоченный государственный орган должен ежегодно осуществлять мониторинг выполнения целей и задач предприятий после приватизации или преобразования, а также контролировать и оценивать достижение этих целей (виды и

é

Ws,

References:

1. Закон Республики Узбекистан «Об управлении государственным имуществом» от 09.03.2023 г. № ЗРУ-821 / www.lex.uz.

2. «Как повысить эффективность управления общественными организациями» М.М. Ковалев, А. А. Авдонин. Белорусский государственный университет, проспект Независимости, 4, 220030, Минск, Беларусь.

3. Сотрудничество России и ИХТТ / / Мировая экономика и международные экономические отношения. Тарлеская Л.-2011. - № 10. - С. 26.

4. Деятельность предприятий государственной и частной собственности / / Таймановские чтения: материалы международной научно-практической конференции ВКГУ. - Уральск, 2013.

5. Мировые тенденции развития государственной собственности на объекты стратегических отраслей экономики в условиях глобализации / / Экономические проблемы вхождения Казахстана в число наиболее конкурентоспособных стран мира: материалы международной научно-практической конференции ЗКГУ. - Уральск, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.