ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ
УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
Э.С. Алиев, студент
Санкт-Петербургский государственный университет (Россия, г. Санкт-Петербург)
DOI: 10.24411/2411-0450-2019-10558
Аннотация. В статье рассматривается специфика управления финансами в государственных унитарных предприятиях. Автором были выявлены и структурированы причины неэффективного использования государственного имущества, была определена специфика финансов в ГУПах, был изучен финансовый механизм данных предприятий в целом, а также были разработаны практические рекомендации в сфере управления финансами в государственных унитарных предприятиях на основе анализа отечественной и мировой практики.
Ключевые слова: управление финансами, государственные унитарные предприятия, финансы, ГУП, финансовый механизм.
В настоящее время политика Правительства Российской Федерации направлена на повышение эффективности деятельности государственных унитарных предприятий в связи с более жёстким контролем за управлением государственным имуществом и финансами. Полнота и своевременность финансирования ГУПов определяет результаты их деятельности и, в конечном итоге, удовлетворенность граждан количеством и качеством государственных услуг, комфортность проживания на территории конкретного муниципального образования или государства в целом.
ГУПы базируются на коммерческом плане счетов и коммерческом законодательстве. Прибыль, возникающая в процессе деятельности, направлена в пользу собственника имущества, т.е. муниципального образования или государства. Кроме всего прочего, она также может служить источником покрытия собственных расходов. Отметим, что главной целью работы унитарного предприятия служит удовлетворение общественных нужд.
Именно поэтому необходимо разработать практические рекомендации в сфере управления финансами в ГУПах на основе анализа отечественной и мировой практики.
В Российской Федерации прослеживается тенденция неэффективного использования государственного имущества на фе-
деральном и муниципальном уровнях. Происходит это из-за ряда трудностей, с которыми сталкиваются унитарные предприятия.
Первой причиной неэффективного использования государственного имущества может стать отсутствие должного контроля со стороны собственника, результатом которого становятся неверные управленческие решения в отношении государственной собственности. Впоследствии этого повышаются издержки производства и снижаются цены на продукцию или услуги, что приводит к безвозмездному использованию федерального имущества и субсидированию непроизводственных затрат.
Еще одной потенциальной проблемой в сфере принятия управленческих решений является обратная к предыдущей причина - отсутствие достаточных полномочий непосредственно у руководства предприятием. По причине недостатка доверия руководству со стороны собственника существует угроза некачественного анализа конкуренции предприятий, так как собственник в большинстве случаев не может оперативно реагировать на смену внешних факторов.
Основной проблемой государственных унитарных предприятий является все же то, что несмотря на наличие спроса, предприятия продолжают быть убыточными.
Именно по этой причине собственник в лице государства заинтересован не только в сокращении издержек, но и в получении прибыли от использования имущества.
Определение финансовых результатов ГУПов имеет особое значение. Стоит отметить, что государство в своих интересах может регулировать массу прибыли и ее динамику в целом, так как унитарные предприятия функционируют в условиях рыночных отношений.
Финансовый механизм государственных унитарных предприятий включает в себя различные формы, методы, инструменты и рычаги воздействия государственной власти на формирование и использование денежных фондов предприятия. Неполный перечень элементов, которые входят в данный механизм, представлен в таблице 1.
Таблица 1. Элементы финансового механизма [1]
Элемент Проявление
Финансовые рычаги Цены, тарифы
Финансовые методы Планирование, бюджетирование, кредитование, финансовая аренда
Организационно-правовое обеспечение Законы, указы, постановления
Нормативное обеспечение Нормы, нормативы, методические рекомендации и указания
Безусловно финансы унитарных предприятий имеют определенную специфику. К основным особенностям можно отнести следующие:
1. Слабая зависимость спроса на производимую продукцию или оказываемую услугу и финансовых показателей.
2. Влияние наличия различных отраслей с определенной спецификой, многоотраслевой характер финансов.
3. Взаимосвязь разноуравневых бюджетов с финансами унитарных предприятий.
Управление финансовыми результатами ГУПов предполагает разработку конкретной стратегии на основе анализа деятельности предприятий, прогнозирование финансовых последствий и планируемый уровень экономических показателей с учетом вышеуказанной специфики. Управление финансами в государственных унитарных предприятиях включает в себя оценку активов и пассивов, соответствие состава активов составу источников финансирования и, конечно же, управление издержками и прибылью.
Однако процесс бюджетного управления является отнюдь не простым. При его постановке у руководства часто возникают организационные и технические проблемы. Определение правил разработки бюджетов с целью усовершенствования управ-
ленческих функций является одним из способов решения данных проблем.
Для того, чтобы обеспечить наиболее эффективное управление финансами на государственных унитарных предприятиях, необходимо руководствоваться рядом рекомендаций. Таковыми являются:
1. Взаимодействие собственника и руководства предприятия должно происходить наиболее мобильно и организованно.
2. Формирование бюджета необходимо начинать с разработки операционных бюджетов, затем переходить на составление бюджета денежных средств и завершать бюджетом доходов и расходов и бюджетом по балансовому отчёту. Составление данных бюджетов является окончательным результатом процесса бюджетирования, что позволит повысить эффективность управления финансовыми результатами в государственных унитарных предприятиях.
3. Процесс бюджетирования должен иметь организационное, информационное и кадровое обеспечения, а также возможность быстрого проведения аналитических процедур.
4. Необходим постоянный мониторинг фактических издержек и выручки.
5. Обязателен анализ специфики отрасли и его учет.
На сегодняшний день государственные унитарные предприятия обретают все большую свободу и становятся похожи на остальные коммерческие организации. Ис-
ных механизмов управления финансовыми показателями деятельности ГУПов позволит сделать управление финансовыми показателями наиболее эффективным.
ключительно создание усовершенствован-
Библиографический список
1. Арефьев А.В. Управление финансовыми результатами государственных унитарных предприятий (на примере коммунального хозяйства) [Текст]: автореф. дис на соиск. учен. степ. канд. экон. наук (08.00.10) / Арефьев Алексей Валерьевич; СПбГЭУ. - СПб, 2004. -12 с. - Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/upravlenie-finansovymi-rezultatami-gosudarstvennykh-unitamykh-predpriyatii-na-primere-kommu/read (Дата обращения: 01.04.2019).
2. Йескоб Э.Р. Принципы проектного финансирования. - М.: Альпина Паблишер, 2015.
3. Ковалев В.В. Управление денежными потоками, прибылью и рентабельностью: учеб-но-практ. пособие. М.: Проспект, 2015. - 336 с.
4. Вишнев С.Е. Проблемы финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных унитарных предприятий МВД России в современных условиях // Вестник Московского университета МВД России. - 2009. - №9.
FEATURES OF FINANCE MANAGEMENT IN STATE UNITARY ENTERPRISES
E.S. Aliyev, student
St. Petersburg state university
(Russia, St. Petersburg)
Abstract. The article deals with the specifics of financial management in state unitary enterprises. The author identified and structured the causes of inefficient use of state property, determined the specifics of finance in SUEs, studied the financial mechanism of these enterprises as a whole, and also developed practical recommendations in the field of financial management in state unitary enterprises based on the analysis of domestic and international practice.
Keywords: financial management, state unitary enterprises, finance, financial mechanism.