Научная статья на тему 'Особенности управления денежными потоками малого предприятия в сфере торговли'

Особенности управления денежными потоками малого предприятия в сфере торговли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
663
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕНЬГИ / ПОТОК / УПРАВЛЕНИЕ / СИНХРОНИЗАЦИЯ / ОПТИМИЗАЦИЯ / ПОЛИТИКА / ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / КРЕДИТОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пестрякова Т. П., Куцря А. В.

В статье рассматриваются основные направления оптимизации денежного потока малого торгового предприятия: диверсификация бизнеса; управление кредиторской и дебиторской задолженностью и затратами предприятия; формирование эффективной ценовой, снабженческой, сбытовой и кредитной политики; управление финансированием оборотных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пестрякова Т. П., Куцря А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности управления денежными потоками малого предприятия в сфере торговли»



ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНЫМИ ПОТОКАМИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ

Т. П. ПЕСТРЯКОВЛ,

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит» E-mail:[email protected] Ставропольский государственный университет

А. В. КУДРЯ,

бухгалтер администрации МО Темнолесского сельского совета Шпаковскогорайона Ставропольского края E-mail: [email protected]

В статье рассматриваются основные направления оптимизации денежного потока малого торгового предприятия: диверсификация бизнеса; управление кредиторской и дебиторской задолженностью и затратами предприятия; формирование эффективной ценовой, снабженческой, сбытовой и кредитной политики;управление финансированием оборотных средств.

Ключевые слова: деньги, поток, управление, синхронизация, оптимизация, политика, задолженность, кредитование.

Управление денежными потоками является одним из важнейших элементов финансовой политики малого предприятия, влияющим на оптимизацию структуры и оборачиваемости капитала, платежеспособность, эффективность и сбалансированность реализации его стратегических и тактических задач.

Оптимизация и планирование движения денежных средств включают в себя комплексное решение организационно-производственных и финансово-экономических проблем, связанных с максимизацией их притока и минимизацией оттока (рис. 1).

При разработке политики управления денежными потоками предприятия необходимо учитывать влияние на их формирование внешних (конъюнктура товарных и финансовых рынков,

налоговое законодательство, доступность кредитных ресурсов и др.) и внутренних (жизненный цикл предприятия, длительность производственного цикла, сезонность производства, цели собственников и др.) факторов. Как видно из приведенного перечня, первое место в нем занимают отраслевые особенности бизнеса. Для их характеристики нами выбран индивидуальный предприниматель (ИП) С. М. Магомедова «Шелковый путь» (г. Ставрополь), занимающийся оптово-розничной торговлей. На арендованных площадях предприятия работают 2 чел. В 2007 г. его прибыль от реализации товаров составила 1 070тыс. руб. при уровне рентабельности продаж 39%. Динамика денежных потоков предприятия представлена в табл. 1.

Из данных табл. 1 видно, что величины денежных потоков малого предприятия сферы торговли в большей степени зависят от изменений в его внешней среде, чем от субъективных факторов. Так, появление в 2008 г. на региональном рынке пяти новых конкурирующих фирм повлекло за собой резкое снижение поступления денежных средств на счета ИП С. М. Магомедовой. В результате ухудшилось ее финансовое состояние: прибыль от реализации сократилась с 1,8 до 1,1 тыс. руб., продолжительность оборота запасов увеличилась со 128 до 240 дней.

Динамика денежных средств предприятия, тыс. руб.

Таблица 1

Наименование показателя 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2008г. в%к 2006г.

1. Поступлениеденежныхсредств, всего 4 654 4 710 2 738 58,9

В том числе доход от реализации продукции 4 654 4 710 2 738 58,9

2. Использовано денежных средств, всего 3 190 3 274 1451 45,6

В том числе:

оплата приобретенной продукции 2 818 2 849 1 006 35,7

расходы на закупку продукции 80 100 156 195,0

оплата труда с единым социальным налогом 219 243 197 90,0

арендные платежи 14 14 14 100,0

оплата коммунальных услуг 35 42 50 142,9

единый налог на вмененный доход 24 26 28 116,7

3. Изменение денежных средств + 1464 +1 436 + 1287 87,9

22

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгвРЪЯЪ'НР^'Х'ШЪ'^

Таблица 2

Динамика и структура дохода от реализации продукции предприятия

Наименование показателя 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2008 г.в% к 2006 г.

тыс. руб. уд. вес, % тыс. руб. уд. вес, % тыс. руб. уд. вес, %

Выручка от реализации продукции, всего 4 654 100 4 710 100 2 738 100 58,9

Втом числе: одежда мужская 1495 32,1 1 481 31,4 373 13,6 24,9

одежда детская 1 632 35,1 1 733 36,8 1 300 47,5 79,7

одежда женская 1 387 29,8 1 354 28,7 982 35,9 70,8

обувь 47 1,0 47 1,0 27 1,0 57,4

постельные принадлежности 93 2,0 95 2,1 56 2,0 60,2

Зависимость денежных потоков малого предприятия от негативной динамики конъюнктуры рынка связана, как правило, с его узкоспециализированной направленностью (табл. 2). Поэтому любые изменения в предпочтениях покупателей влекут за собой повышение риска денежных потерь. В связи с этим возрастает значение диверсификации бизнеса в целях максимизации поступления денежных средств. Для ИП С. М. Магомедовой это расширение ассортиментного набора товаров помимо прочего позволит также сгладить сезонность денежных потоков (рис. 2).

В течение большинства месяцев в году на предприятии формируется положительный денежный поток. Однако предприниматель не использует имеющихся свободных средств для расширения своего бизнеса или получения дополнительного дохода от финансовых вложений.

Доход от реализации товаров зачастую является единственной статьей поступления денежных средств малого торгового предприятия (см. табл. 1). Движение денежной наличности по данному направлению связано с оптимизацией его расчетов с покупателями.

В современной коммерческой практике для этого используются следующие виды финансовых инструментов: товарное (коммерческое) кредитование; вексельные взаиморасчеты; факторинговые операции. Для малого торгового предприятия наиболее эффективным является товарное (коммерческое) кредитование. Оно применяется ограниченный временной период, предоставляет возможность выбора условий кредитования, стимулирует долгосрочные партнерские отношения в бизнесе. Однако из-за отсутствия необходимости специального обеспечения оно связано с повышенным кредитным риском, особенно при ухудшении конъюнктуры рынка.

Основным вопросом при использовании в договорных отношениях товарного (коммерческого) кредитования является минимизация его стоимости. При этом расчет ведется по следующей формуле [1,2]:

(ЦС/1 - ЦС) (т/ПО) ^ min, где ЦС — размер предоставляемой ценовой скидки при осуществлении наличного платежа за товар, выраженный десятичной дробью; ПО— период предоставления отсрочки платежа, дней.

Использование матричного метода (табл. 3) позволяет рассмотреть различные финансовые предложения партнеров по бизнесу и выбрать компромиссный вариант для обеих сторон коммерческой сделки. Так, предоставление 3 %-ной скидки к цене реализации возможно практически при любом периоде отсрочки платежа; 5 %-ной скидки — при отсрочке платежа на 30 дней и более; 7 %-ной скидки — при отсрочке на 40 дней и более; 8 %-ной скидки — при отсрочке оплаты на 50 дней и более.

Следует заметить, что расширение практики применения товарного (коммерческого) кредитования приводит к необходимости решения проблемы эффективного управления дебиторской задолженностью хозяйствующего субъекта как динамичного элемента оборотных средств. Она может быть допустимой, обусловленной действующей формой

Поступление денежных средств Использование денежных средств

Месяцы

J*

оу-

JT

Jo<?

Рис. 2. Сезонность движения денежных средств предприятия (2008 г.)

Таблица 3

Минимизация стоимости товарного (коммерческого) кредита для предприятия-покупателя

Ценовая скидка, % Срок предоставления отсрочки платежа, дней

20 30 40 50 60

3 0,56 0,36 0,27 0,22 0,18

5 0,95 0,60 0,45 0,36 0,30

7 1,35 0,90 0,67 0,54 0,45

8 1,47 0,96 0,72 0,58 0,48

9 1,78 1,19 0,89 0,71 0,59

10 2,00 1,33 1,00 0,80 0,67

расчетов, и недопустимой, свидетельствующей о недостатках в управлении финансово-хозяйственной деятельностью и нарушении платежной дисциплины. Для малого торгового предприятия, занимающегося розничными продажами, проблема управления дебиторской задолженностью, как правило, не возникает.

Синхронизация денежных потоков малого торгового предприятия зависит также от условий его сбытовой политики; размера оптовых скидок к ценам реализации и удельного веса оптовых продаж (табл. 4).

На первый взгляд, может показаться, что для ИП С. М. Магомедовой выгоднее перейти полностью на оптовую торговлю товарами легкой промышленности. Однако из-за высокого уровня конкуренции для привлечения оптовых покупателей предпринимателю придется пойти на увеличение ценовой скидки, что приведет к снижению рентабельности продаж. Не следует также забывать о вероятности роста величины дебиторской задолженности, в том числе и просроченной. В результате при ценовой скидке до 3 % целесообразно иметь удельный вес оптовых продаж до 40 %; при диапазоне ценовой скидки от 3 до 5 % — 40 — 60 %. Дальнейшее повышение скидки к цене реализации, по нашим расчетам, является неэффективным.

При организации управления оттоком денежных средств малого торгового предприятия необходимо выделить обязательные расходы, которыми можно маневрировать. К первым относятся арендные платежи и налоговые отчисления. Для ИП С. М. Магомедовой на их долю приходится

до 3 % используемых денежных средств. Сокращение данных платежей автоматически связано с превращением их в просроченную кредиторскую задолженность.

Минимизация оставшейся части денежных расходов возможна путем внедрения режима экономии, оптимизации снабженческих операций, рациональной организации кадровой политики на предприятии.

Поскольку главной статьей расходов малого торгового предприятия является оплата приобретаемых товаров, эффективность использования его денежных средств во многом зависит от снабженческой политики (табл. 5). Выбранный метод закупки товарно-материальных ценностей влияет на минимизацию транспортно-заготовительных расходов, систему торговых скидок, гарантиро-ванность поставки, расходы на хранение, степень риска потери запасов. Среди методов закупок у торговых предприятий наиболее востребованными являются оптовый и мелкооптовый.

Выбранная в договорах система расчетов с поставщиками позволяет замедлить оборачиваемость кредиторской задолженности. Применяемое при этом товарное (коммерческое) кредитование сталкивается с проблемой выбора величины минимально допустимого уровня ценовой скидки (табл. 6). Ее расчет в данном случае ведется по формуле [1]:

^ОП, 360

где ПК — процентная ставка по краткосрочному банковскому кредиту; ОП— число дней отсрочки платежа.

Таблица 4

Зависимость рентабельности продаж от условий сбытовой политики предприятия

Ценовая скидка, % Цельный вес оптовых продаж, %

20 40 60 80 100

3 35,0 36,6 37,2 38,9 39,9

5 34,7 35,9 37,0 38,0 38,5

7 34,5 35,4 36,0 36,6 37,2

10 34,1 34,6 35,2 35,9 36,1

12 33,8 34,0 34,9 35,0 35,2

24

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жг0РЪЯ-Ъ.'НР?4?:Ж'иЪ4

Таблица 5

Элементы снабженческой политики малого торгового предприятия

Наименование этапа Характеристика

1. Определение соответствия между объемом поставки и потребностью в товарно-материальных ценностях 1. Перечень требующихся товарно-материальных ценностей. 2. Количество и качество требующихся товарно-материальных ценностей

2. Определение метода закупоктоварно-материаль-ных ценностей 1. Графикпоставок. 2. Минимизация расходов на поставку. 3. Потребность в складских помещениях. 4. Минимизация расходов на хранение. 5. Минимизация риска поставок

3. Выбор поставщиков товарно-материальных ценностей 1. Анализ регионального рынка. 2. Выбор вида поставщиков. 3. Выбор числа поставщиков. 4. Оценкавыбранныхпоставщиков

4. Организация работы с поставщиками товарно-материальных ценностей 1. Согласование цены и условий поставки. 2. Оформлениедоговоров на поставку. 3. Прием и документальное оформление поставок. 4. Контроль за организацией поставок

Минимально допустимый уровень ценовой скидки для предприятия-покупателя, \

Таблица 6

Срок отсрочки платежа, дней Процентная ставка по краткосрочному банковскому кредиту, %

15 20 25 30 35

20 0,8 1,1 1,4 1,7 1,9

25 1,0 1,4 1,7 2,1 2,4

30 1,2 1,7 2,1 2,5 2,9

35 1,4 1,9 2,4 2,9 3,4

40 1,7 2,2 2,8 3,3 3,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, особенностями управления денежными потоками малого торгового предприятия являются:

1) отсутствие ярко выраженной сезонности в движении денежных потоков, возможность корректировки их количественных и временных характеристик с помощью оптимизации ассортиментного набора товаров и его диверсификации;

2) увеличение притока денежных средств в большей степени зависит от объективных (в частности, конкуренции на рынке) факторов, чем от факторов внутренней среды предприятия (в частности, эффективности использования ресурсного потенциала);

3) ограниченное использование временно свободных денежных средств в инвестиционной и финансовой сферах бизнеса;

4) зависимость уменьшения оттока денежных средств в основном от снабженческой политики предприятия. При этом он носит больше правовой, чем финансовый, характер;

5) наличие постоянных по значениям величин, нерегулируемых статей оттока денежных средств (арендные платежи, единый налог на временный доход), что облегчает процесс финансового планирования на предприятии;

6) ориентация в финансовой деятельности предприятия в основном на собственный капитал и товарное (коммерческое) кредитование;

7) зависимость синхронизации денежных потоков от эффективности управления кредиторской задолженностью. При использовании розничной торговли происходит уменьшение роли дебиторской задолженности в динамике денежных средств.

Список литературы

1. Бланк И. А. Основы финансового менеджмента/ Киев: НИКА-Центр, 2000. 560 с.

2. Пестрякова Т.П., Чувилова О.Н., Григораш А.Г. Механизм формирования финансовой политики предприятия: учеб. пособиедля вузов / под. общ. ред. Т. П. Пестряковой. М.: Колос, 2007. 150 с.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ:

25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.