Научная статья на тему 'Особенности управленческой деятельности государственных организаций физкультурно-спортивного профиля'

Особенности управленческой деятельности государственных организаций физкультурно-спортивного профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
479
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаруненко Юрий Михайлович

Подготовка спортсменов высших спортивных достижений требует длительного времени, больших финансовых затрат, постоянного совершенствования материально-технической базы, что приводило к уходу перспективных спортсменов в другие сферы деятельности или более финансово обеспеченные спортивные организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ADMINISTRATIVE ACTIVITY OF PUBLIC ORGANIZATIONS OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS PROFILE

Training athletes of the highest sports achievements require a long time, large financial costs, continuous improvement of material and technical base, which led to the departure of promising athletes in other areas or more financial secured sports organizations

Текст научной работы на тему «Особенности управленческой деятельности государственных организаций физкультурно-спортивного профиля»

ТЕМА 2

СПОРТ. ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В ОБЛАСТИ СПОРТА, ТУРИЗМА И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ. РАБОТА КОМПЛЕКСНЫХ НАУЧНЫХ ГРУПП

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО ПРОФИЛЯ

FEATURES OF ADMINISTRATIVE ACTIVITY OF PUBLIC ORGANIZATIONS OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS PROFILE

Аннотация. Подготовка спортсменов высших спортивных достижений требует длительного времени, больших финансовых затрат, постоянного совершенствования материально-технической базы, что приводило к уходу перспективных спортсменов в другие сферы деятельности или более финансово обеспеченные спортивные организации.

Summary. Training athletes of the highest sports achievements require a long time, large financial costs, continuous improvement of material and technical base, which led to the departure of promising athletes in other areas or more financial secured sports organizations.

Шаруненко Юрий Михайлович кандидат педагогических наук, доцент кафедры

«Туризм, рекреация и спорт» Орловский государственный университет имени И. О. Тургенева, г. Орел, Россия

Sharunenko Yuriy Mihailovich Ph.D., associate professor of the department «Tourism, recreation and sport» Orel State University, Orel, Russia

Трансформация государственной системы управления привела к резкому уменьшению государственного финансирования спорта на всем постсоветском пространстве. Были нарушены налаженные многолетней практикой финансирование, структура, кадровое обеспечение в сфере физической культуры и спорта. С одной стороны, спортивные организации как образовательные учреждения подчинялись управлению образования, с другой, как центры спортивного совершенствования - подчинялись и финансировались областными Комитетами по физической культуре и спорту. В смету бюджета учреждения закладывались расходы, необходимые для обеспечения учебно-тренировочного процесса, проведения учебно-тренировочных сборов, участия спортсменов в соревнованиях, приобретения спортивной формы и обеспечения питания спортсменов, на заработную плату тренерскому и преподавательскому составу, техническому персоналу, совершенствование материально-технической базы и другие нужды организации.

Средства для оплаты участия спортсменов в соревнованиях, их экипировку, проведение учебно-тренировочных сборов централизованно перестали отпускаться. При этом государственные организации спортивного профиля были отнесены к организациям в сфере услуг населению как платных, так и бесплатных. И в этом плане появляется другая сторона ее деятельности: реализация конституционных прав граждан заниматься физическими упражнениями по оказанию разнообразных услуг, используя материально - техническую базу спортивного комплекса.

Это было поддержано законодательными актами и требованиями государственного образовательного стандарта среднего и высшего профессионального образования. Правительством Российской Федерации в 1996 году был принят «Закон об образовании, науке и культуре». В статье 41, п.8 этого Закона определялось: «Образовательные учреждения независимо от организационно-правовой формы вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые, в том числе валютные, средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг...». Благодаря этому закону, образовательные учреждения получили возможность ведения предпринимательской деятельности с целью получения доходов за счет своих, внутренних ресурсов и использования их по своему усмотрению.

В результате ряда преобразований, организации спортивного профиля стали испытывать жесткие методы контроля, а с другой стороны, им предоставлена излишняя самостоятельность, что привело к острой конкуренции вокруг бюджетных средств и самостоятельного извлечения прибыли из имеющихся в их распоряжении ресурсов. Это создало диспропорцию в ранее существовавшей планомерной работе по подготовке спортивных резервов. Были утрачены позиции по финансированию, материально-техническому обеспечению, системе соревнований.

Общественные спортивные организации не смогли самостоятельно осуществить должное финансовое обеспечение сферы физической культуры и спорта. Неизмеримо хуже стала экономическая, финансовая и материально-техническая базы общедоступного спорта. При этом практика показала, что все учреждения различны между собой, и структура, пригодная для одной организации, может быть путем к банкротству другой. Ряд эффективных при социализме

структурных единиц прекратили свое существование (школы-интернаты спортивного профиля, ДЮСШ, многие спортивные базы, оставшиеся на территории сопредельных государств), значительно сузились возможности других (училища олимпийского резерва, ФОКов из-за низкого материального благосостояния населения).

В результате сложившейся системы управления «выброшенные» на улицу юные спортсмены из закрывшихся дЮСш, а также других учреждений дополнительного образования, пополнили группы детей и подростков с девиантным и аддиктивным поведением. Это привело с одной стороны к снижению количества молодых талантливых спортсменов, составляющих резерв сборной страны для получения высоких спортивных результатов. Позиции России на международном уровне в начале столетия пошатнулись. С другой стороны, значительно снизился потенциал физической культуры и спорта в плане воспитательных задач (по сохранению здоровья, подготовке к труду, личностному развитию, патриотическому воспитанию и пр.) В условиях возросшей конкуренции на рынке указанных услуг стал ощущаться дефицит желающих заниматься спортом. Со всей очевидностью стало ясно, что практика управления государственных учреждений и организаций спортивного профиля не способствует созданию высокой и устойчивой мотивации у спортсменов, тренеров и персонала.

Поэтому планирование продуктивной деятельности этих организаций с целью обеспечения своей конкурентной способности на рынке услуг должна быть разнопланова. При этом тенденции развития спорта позволяют утверждать, что специфика деятельности государственных организаций спортивного профиля в первую очередь заключается в том, что их продукцией являются повышение спортивного мастерства спортсменов.

Однако конкретная социальная практика спорта дифференцируется под решающим воздействием реальных потребностей и условий жизнедеятельности в различных сферах существования индивидов и общества (в сферах образования и воспитания, производственно-трудовой деятельности, отдыха и развлечений и т.д.). А это значит, что, несмотря на всю важность олимпийских лозунгов, специфическую направленность и конкретное профилирование содержания социальной практики спорта личностное и социальное значение приобретает проблема верной ориентации спортивной деятельности в пределах различных направлений, разделов и подразделов спортивного движения - с учетом достиженческих и других возможностей индивида, его особенностей и жизненных перспектив. Система, направленная на достижение спортивных результатов любой ценой, просуществовавшая со времен гладиаторских боев, в настоящее время практически исчерпала себя [5].

На протяжении ряда лет наличие значительного образовательного потенциала региональной среды и большая свобода для эффективных действий, не вела к смене стратегии мышления и традиционно решалась в рамках достаточно упрощенные задач, не переводя средовые возможности в ресурсный потенциал собственной системы. Назрела критическая ситуация, связанная также с высоким уровнем бедности россиян, социальной неустроенностью, общим неудовлетворительным положением дел с охраной здоровья, расширением масштабов детской безнадзорности, беспризорности и социального сиротства.

Стало настоятельной необходимостью: заменить старую педагогическую систему, целиком и полностью ориентировавшуюся на достижения, независимо от

того, каким путем это достигается. В условиях современного общества стало необходимым поменять подход к подготовке спортсмена высокой квалификации, работе учреждения по созданию условий продуктивности их спортивной карьеры, социальной защищенности, профессионального будущего.

Стало целесообразным в структуре управления государственным учреждением спортивного профиля уделить особое внимание следующим направлениям деятельности:

- организация работы со спортсменами спорта высших спортивных достижений;

- организация работы технических служащих по поддержанию материально-технической базы центра и обслуживанию граждан, приходящих на занятия физической культурой и спортом;

- поиск новых форм организации работы с гражданами города и организация работы тренерского состава по проведению занятий в сфере «спорт для всех» и оказанию платных услуг;

- поиск постоянных источников внебюджетных средств, обеспечивающих совершенствование материально-технической базы, рост заработной платы персоналу, оплаты участия спортсменов в соревнованиях различного ранга и проведения учебно-тренировочных сборов, приобретение спортивной формы, оплаты проезда спортсменов к месту проведения соревнований и обратно и др.

Такой подход предполагает переориентацию всей деятельности организации спортивного профиля на потребителя, отказ от его диктата в качестве «поставщика» и поиска набора эффективных образовательных услуг, включающих в себя: заботу о создании комфортных условий, способствующих выявлению и развитию разнообразных способностей и задатков детей и подростков с целью отбора и формирования мотивации способных спортсменов к занятиям спортом высших достижений, их профессиональной ориентации, получению профессии в области спорта; обеспечение образовательных потребностей детей и взрослых в соответствии с действующим законодательством и более полно удовлетворяющих запросы и интересы их родителей с целью получения дополнительных финансовых источников и оздоровительных потребностей общества.

Создавшееся положение требовало от руководителей спортивных организаций проявления инициативы и творчества в поисках этих возможностей. Спортивные организации стали создавать учебные группы на платной основе, культивировать занятия физическими упражнениями по интересам граждан, сдавать имеющуюся площадь в аренду различным организациям под офисы, торговые и развлекательные центры. Однако первые два вида предпринимательской деятельности не обеспечивали достаточного поступление средств для эффективного функционирования этих учреждений. В острой конкурентной борьбе для нормального функционирования спортивного учреждения стало целесообразным самостоятельно выявить:

- новые организационные формы, методы и средства управления, изменения структуры регионального учреждения, источники финансирования;

- педагогические условия воздействия на потребностную и мотивационную сферу личности спортсменов, тренерско-педагогического состава, технического персонала учреждения.

Таким образом, трансформация деятельности региональной организации спортивного профиля, адекватной особенностям спортивных и образовательных потребностей и интересов населения и специфике региона представляет шаг вперед в развитии российского спорта. Подготовка, построенная на основе приоритета личностных интересов спортсмена как система, оказывающая услуги конкретному человеку, гибко реагирует на специфические особенности его интересов, уровень спортивной подготовки, социальной защищенности и профессиональной ориентации.

Трансформацию деятельности физкультурно-спортивной организации по подготовке спортсменов высокой квалификации в сложившихся условиях общественно-экономического развития следует также рассматривать с позиций системного подхода, который позволяет: изучать и управлять системой многообразных связей и отношений; определять функции элементов, составляющих сущность учреждения, их место в управлении; выявлять условия эффективного управления и функционирования.

По данным Проекта ФГОС НОО эффективность развития любого образовательного учреждения и гарантии качества в образовании возможно при соблюдении таких мер, как: разработка стратегии по обеспечению качества образования выпускников; мониторинг, периодическое рецензирование образовательных программ; разработка объективных процедур оценки уровня предметных знаний и умений обучающихся и ключевых компетентностей выпускников; обеспечение компетентности педагогического состава; регулярное проведение самообследования по согласованным критериям для оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями; пропаганда своих планов, инноваций и информирование общественности о результатах своей деятельности.

Эффективность функционирования физкультурно-спортивной организации связанная с возрастанием спроса со стороны регионального бизнеса, производства и управления на кадры высшего уровня квалификации; увеличения количества специальностей, востребуемых регионами, в том числе уровня начального и среднего профессионального образования; поддержки своеобразного «образовательного бума» по организации здорового образа жизни, охватившего все ступени образования и значительную часть населения региона, может быть положительно решена при соблюдении ряда условий, внутри которых особая роль отводится мотивационно-ценностной ориентации у людей трех категорий, имеющих непосредственное отношение к учреждению: персонал учреждения, тренеров и преподавателей, спортсменов.

В задачи тренеров и преподавателей входит готовность и мотивация в повышении собственного профессионального мастерства по обеспечению качества учебно-тренировочного процесса спортсменов в целях повышения их спортивного мастерства и непрерывного образовательного процесса в целях их профессиональной подготовки как будущих специалистов, целенаправленное управление познавательной деятельностью спортсменов.

Несмотря на то, что деятельность физкультурно-спортивной организации направлена на сохранение контингента занимающихся физической культурой и спортом, независимо от спортивных достижений каждого, именно слабое чувство ответственности за свое поведение служит основной причиной отсева способных спортсменов благодаря конкурирующим целям других видов деятельности. С

другой стороны, положительная мотивация выбора бывает недостаточной для осуществления действия, например, для получения высшего образования. Только когда мотивация приобретает характер привязки к цели, она становится намерением. В этом плане во всех звеньях непрерывного физкультурно-спортивного образования красной нитью должна проходить идея о ценности здоровья, способах его сохранения, выработка мотивации к определению потенциальных возможностей каждого, роли и значения физической культуры в профессиональной деятельности вообще и в спорте в частности.

Таким образом, проведенный анализ доступной нам литературы по трансформации деятельности физкультурно-спортивной организации дает основание определить следующее:

- аспект управленческой деятельности физкультурно-спортивной организации на современном этапе исследован наименее всего;

- осуществление масштабных преобразований требует больших усилий и согласованных действий многих людей;

- развитие становится единственным способом выживания и эффективного вхождения в новую систему общественных отношений;

- приоритетность применения комбинированных технологий обучения с включением информационных является основополагающим при проектировании образовательного процесса спортсменов, будущих специалистов в области физической культуры и спорта.

Построенное таким образом управление физкультурно-спортивной организацией может обеспечить ее конкурентоспособность с подобными организациями на рынке услуг в сфере физической культуры и спорта.

Список литературы

1. Бауэр В. Г. Социальная значимость физической культуры и спорта в современных условиях развития России / В. Г. Бауэр // Опорт для всех. - 2000. -№ 1. - 56 с.

2. Братановский О. Н. Организационно-правовые проблемы управления физической культурой и спортом в условиях рынка Текст. / О. Н. Братановский // Саратов: Изд-во Оарат. Ун-та, 1996. — 220 с.

3. Губина Е. М. Комплексная методика подготовки будущих менеджеров в вузах физической культуры на основе личностно ориентированного подхода автор дисс. канд. пед. наук.-13.00.04.- 29 апреля 2008 г.

4. Исаев А. А. Спортивная политика России / А. А. Исаев. - Москва: Советский спорт. - 2002. - 512 с.

5. Махов, С. Ю. Национальный социальный проект «(Здоровая Нация» [Текст] / С. Ю. Махов // Физическая культура, спорт и туризм. Интеграционные процессы науки и практики: сборник статей по материалам II международного научного симпозиума. (24 - 25 апреля 2014г., г. Орел) / Под ред. д-ра пед. наук, профессора В.С. Макеевой. - Орел : ФГБОУ ВПО «Госуниверситет - УНПК», Т. 1. - 2014. - С. 66 - 71.

6. Махов, С. Ю. Аналитика безопасности : учеб. пособие [Электронный ресурс] ГЛАВНАЯ АННОТАЦИЯ СОДЕРЖАНИЕ Страница 113

/ С. Ю. Махов. - Орел : МАБИВ, 2013. - Электр. опт. диск (CD-ROM). - № гос. регистрации 0321100091.

7. Махов, С. Ю. Моделирование стратегии личной безопасности [Электронный ресурс] / С. Ю. Махов // Современные научные исследования и инновации. - Январь, 2012. - № 1 (9). - URL: http://web. snauka. ru/issues/2012/01/6165.

8. Махов, С. Ю. Безопасность личности: основы, принципы, методы : монография [Электронный ресурс] / С. Ю. Махов. - Орел: МАБИВ, 2013. - Электр. опт. диск (CD-ROM).

References

1. Bauer V. G. The social importance of physical education and sport in modern conditions of development of Russian text / V. G. Bauer // Sport for All. - 2000. - № 1. - C. 56.

2. Bratanovsky S. N. Organization-legal problems of management of physical culture and sports in the conditions of the market Text. / S. N. Bratanovsky // Saratov, Publishing house Sarat. Univ. - 1996. - 220 p.

3. Gubina E. M. Kompleksnaya method of preparation of the future managers in high schools of physical training on the basis of personality-oriented approach author Diss. cand. ped. nauk.-13.00.04.- April 29, 2008.

4. Isaev A. A. Sport Russian policy text. / A. A Isaev. - Moscow: Soviet Sport. - 2002. -512 p.

5. Makhov, S. Y. National social project «Healthy Nation» [Text] / S. Y. Makhov // Physical culture, sports and tourism. Processes of integration of science and practice: collection of articles on materials of the II international scientific Symposium. (24 - 25 April 2014 Orel) / Under the editorship of Dr. Ped. Sciences, Professor V. S. Makeeva. -Orel: FGBOU VPO «State university-UNPK», Vol. 1. - 2014. - P. 66 - 71.

6. Makhov, S. Y. Security intelligence : proc. Handbook [Electronic resource] / S. Y. Makhov. - Orel : MABIV, 2013. - Electr. opt. disk (CD-ROM). no registration 0321100091.

7. Makhov, S. Y. Modeling the strategies of personal security [Electronic resource] / S. Y. Makhov // Modern scientific research and innovation. - January, 2012. - № 1 (9). -URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/01/6165.

8. Makhov, S. Y. Security: fundamentals, principles, methods : monograph [Electronic resource]/ S. Y. Makhov. - Orel: MABIV, 2013. - Electr. opt. disk (CD-ROM).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.