ТЕМА 2
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Шаруненко Юрий Михайлович кандидат педагогических наук, доцент кафедры
«Туризм, рекреация и спорт» ФГБОУ ВО «<Приокский государственный университет»
г. Орел
THE ESSENCE AND MAIN DIRECTIONS OF ACTIVITY PHYSICAL TRAINING AND SPORTS ORGANIZATIONS
Sharunenko Yuriy Mihailovich Ph.D., associate professor of «Tourism, recreation and sport» Federal public budgetary educational institution of the higher education
«(Prioksky state university», Orel
Аннотация. Международной хартией физического воспитания и спорта, признано, что физическая культура и спорт являются важными компонентами непрерывного образования граждан, особенно подрастающего поколения. При этом физическое воспитание рассматривается как образовательный компонент, базовая составляющая системы и процесса образования, а спорт - как область развития и реализации спортивных (физических, двигательных) способностей и возможностей организма человека. Этот вид деятельности в любом образовательном учреждении тесно связан с педагогикой, психологией, социологией и другими гуманитарными науками.
Summary. The international Charter of physical education and sports, acknowledged that physical culture and sport are important components of continuous education of citizens, especially the younger generation. While physical education is considered as an educational component, a basic component of the system and process of education and sports as an area of development and implementation of sports (physical, physical) abilities of the human body. This type of activity in any educational institution is closely connected with pedagogy, psychology, sociology and other social Sciences.
Само современное образование развивается как система, синтезирующая все положительное классического образования и прогрессивные достижения инновационных педагогических моделей. Практическая деятельность по управлению развитием образования, в целом и образовательным учреждением спортивного профиля, в частности, представляет собой источник развития педагогической теории управления. Педагогическая теория управления, являясь средством познания, изучения и прогнозирования практики, служит в то же время средством обновления процесса управления развитием образования и образовательных учреждений, создает критерии оценки его результативности.
Формирование и развитие современной целостной системы управления образовательным учреждением, разрешается на основе диалектического метода познания и принципа единства теории и практики и реализуется через цели, содержание, методы и формы управления.
В научной литературе управление рассматривается как функция систем, обеспечивающая поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности. Управление учреждением относится к управленческому труду, предметом которого является информация о состоянии объекта управления и о необходимых изменениях в его функционировании и развитии.
Так В.П.Беспалько выделяя сущность управления, определяет: «... управление -это механизм, обеспечивающий такое взаимодействие управляющего и управляемого объектов, при котором первый отслеживает функционирование второго, относительно достижения заранее поставленных диагностичных целей» [4].
А.А. Хохлов дает структурные характеристики управления через ряд последовательных действий субъекта власти: анализ и диагностика кадровой ситуации; выработка и принятие кадровых решений, планирование; организация их выполнения (структуризация субъекта, объекта, механизма их взаимодействия и среды их функционирования); контроль и корректирование исполнения решений; учет и информационное обеспечение этой деятельности, управление определяется как «целенаправленное активное взаимодействие субъектов, направленное на обеспечение оптимального функционирования системы и перевод ее в новое качественное состояние соответствующее социальному заказу общества» [3].
М.К. Бочаров выделяет в управлении цели и факт (результат) его достижения с помощью необходимых и достаточных способов, средств и воздействий» [2].
Процесс управления состоит из взаимосвязанных действий, объединенных в ряд основных взаимосвязанных элементов, которые охватывают весь цикл управления и пронизывают все конкретные действия, выполняемые подразделениями организации, руководителями, специалистами и другими служащими.
Выделены ряд положений общей теории управления, обеспечивающие создание, становление и эффективное функционирование образовательного учреждения: целенаправленная и интегрированная деятельность субъектов педагогического процесса; обязательное развитие образовательного учреждения; применение управленческих действий (анализ, планирование, организация, контроль, регулирование).
Эффективность управления определяется свойствами: целенаправленностью, системностью, прогностичностью, цикличностью, демократичностью и пр. Оно достигает цели, если: его механизм соответствует сложности объекта и возможностям субъекта; имеются резервы вариантов управленческих решений;
используются критерии конечного результата; имеет место хорошо развитая система обратной связи; учтен человеческий фактор и др.
Результатом категории «управление» многочисленные авторы выделяют: упорядочение системы, обеспечение целостности, взаимосвязь компонентов организационных систем; называют условия, касающиеся качества субъектов управления: опыт, сознание, способности, образование, компетентность и др.
При смене социально-экономических формаций идет смена форм управления: трансформация и модернизация деятельности, как государства, так и любого структурного подразделения, учреждения и пр.
Трансформация систем в переходный период предполагает движение к некоторому заданному идеальному образу — модели системы. Неизбежность соответствующих преобразований представляется следствием в результате общих закономерностей развития общества, производства.
Трансформация (в переводе с латинского языка) означает преобразование, превращение, видоизменение. Следовательно, трансформация сопряжена с изменением системы, но таким изменением системы, при котором происходит ее качественное перерождение, развитие. В литературе этот термин часто используют наравне с понятиями: «период реформирования», «переходный период» или как синоним категории «развитие».
Вместе с тем, категории развитие и трансформация — не синонимы и хотя они отражают один процесс, но каждая при этом имеет свое специфическое содержание и выражает конкретное отношение. Все изменения системы можно рассматривать как непрерывный процесс, протекающий в пространстве и во времени. При этом развитие — это периоды ее совершенствования, прогрессивного движения вперед. Развитие связывают с формированием системы, становлением ее положительных свойств, с прогрессом, эволюцией, который может иметь различные формы, например, модернизации.
Трансформация системы происходит в результате внешних и внутренних воздействий, оказываемых на систему, и результаты трансформации имеют многоаспектное значение: экономическое, социальное, техническое, экологическое, этическое и др.
Процесс трансформации — процесс качественного преобразования системы, смены этапов экономического развития стран, стадий развития, симбиоз эволюционного и революционного развития. Можно говорить о различных направлениях трансформации, различных механизмах трансформации (объективном, субъективном), о трансформации отдельно взятой системы и совокупности социально-экономических систем. Такое толкование данного термина не противоречит его смысловым толкованиям во всем историческом периоде формирования теории.
В ряде исследований термин «трансформация» рассматривается как: ^ дискретный процесс качественных преобразований системы [167]; ^ изменение структуры или как смена порядка системы [123, 124]; ^ непрерывности изменения социально-экономических систем или отдельных их блоков по их глубине, интенсивности, охвату элементов системы (общесистемные или отдельных звеньев системы), по характеру (или длительности) (темпы и скорость) и типу процесса (эволюционный или революционный), по соотношению и роли субъективных и объективных факторов [4].
Нами взяты за основу суждения Ю.М. Осипова, который пишет: «Транс — это «через», а «ция» — это движение, делание. Движение от формы к форме через отрицание старой формы и делание новой формы, т.е. через-отрицание-делание, есть трансформация, т.е. переобразование. Никакого другого смысла в явление и понятие трансформации вкладывать, видимо, не следует, — здесь все и так прозрачно ясно». В такой трактовке трансформация — непрерывный процесс, суть которого заключается в качественных преобразованиях, изменении форм способа деятельности [115].
Кардинальные изменения социально-экономических условий, произошедшие в России в результате реформ, начатых в 90-е годы XX века, обозна-чили новые направления развития профессионального образования.
И поэтому проблема устойчивого функционирования и развития образовательной системы учреждений спортивного профиля в результате расширения форм управления спортом стала весьма актуальной.
Для выявления основных направлений трансформации и объективного прогнозирования развития системы управления государственного физкультурно-спортивных организаций по подготовке спортсменов высокой квалификации в новых сложившихся финансово-экономических и социально-политических условиях представляется целесообразным ознакомиться с опытом организации данных учреждений и особенностей управления ими в разные годы.
После октябрьской революции 1917 года с 1918 по 1920 г.г. был образован государственный орган управления советской системой физического воспитания -Главное управление всеобщего военного обучения и формирования резервных частей Красной Армии (Всевобуч). В 1920 году был организован Высший совет физической культуры (ВСФК), который в 1930г. был переименован во Всесоюзный совет физической культуры при Правительстве СССР, а в 1936г. - получил наименование Всесоюзного комитета по делам физической культуры и спорта (ВКФКС). С этого времени структура управления, основанная на принципе вертикальной подчиненности нижестоящих организаций выше стоящим, не менялась до 1991 года.
Основной организационной формой отечественной системы физического воспитания являлись обязательные уроки в учебных заведениях всех типов -детских садах, общеобразовательных школах, средних учебных заведениях, вузах, а также занятия в различных секциях и кружках, построенные на основе добровольного участия. Физическая культура включалась в общий план деятельности профсоюзов, РЛКСМ, Красной Армии, школ, органов здравоохранения, органах Народного комиссариата просвещения. В производственных коллективах и учебных заведениях физкультурно-оздоровительной и спортивно - массовой работой с сотрудниками, учащимися и студентами занимались Советы коллективов физической культуры.
Для подготовки спортивных резервов в стране была создана сеть детско-юношеских спортивных школ, школ-интернатов со спортивной направленностью. Подготовкой спортсменов высокой квалификации занимались школы высшего спортивного мастерства, училища подготовки олимпийского резерва. К спортсменам высокой квалификации относятся спортсмены, имеющие звания кандидат в мастера спорта и выше.
Для их успешной подготовки создавались специальные условия, способствующие повышению уровня спортивного мастерства и получения среднего
(полного) общего и среднего профессионального образования, которое понадобится спортсмену в будущем, после завершения спортивной карьеры. Эти учреждения имели утвержденный администраторский и тренерско-преподавательский штат, фиксированную заработную плату, материально-техническое обеспечение, программы обучения, календарь спортивных соревнований.
Действовала налаженная единая система соревнований. Так, например, раз в четыре года проводились Республиканские и Всесоюзные Спартакиады народов СССР, ежегодно проводились первенства страны по культивируемым в стране видам спорта. Им предшествовали соревнования на местах: внутри производственных и учебных коллективов, городские, областные, краевые первенства. По результатам соревнований формировались сборные команды, которые защищали спортивную честь своего города, области, края, республики, страны на соревнованиях более высокого ранга. Такие меры способствовали плодотворному функционированию системы государственной непрерывной централизованной подготовки спортивного резерва страны и сборных команд по видам спорта. В случае достижения учеником-спортсменом высокого спортивного результата его тренер мог получить в какой-то форме поощрение.
Система подготовки спортсменов высокой квалификации успешно действовала во все годы существования Советской власти и давала настолько положительный результат, что была перенята другими странами, например, Китаем, Германией, Испанией и др.
В связи с тем, что в XXI веке спорт становится важной отраслью экономики многих стран, в него вкладываются значительные финансовые средства, большое количество рабочей силы в мировом спортивном движении к началу нового столетия произошла его довольно глубокая дифференциация. В реальной практике это проявилось отличием видов спорта друг от друга, различием типов спортивной деятельности, в рамках которых ее конкретная направленность, содержание и порядок построения имеют свои существенные особенности. К специфическим признакам подготовки спортсменов высокой квалификации явилось направленность на:
^ усиление состязательно-достиженческих установок личности, что обеспечивается, кроме прочего, специальной системой прогрессирующих поощрений за спортивные достижения;
^ унификацию состава действий, разрешаемых в состязании, условий их выполнения и способов оценки достижений, закрепленных официальными правилами, которые во многих случаях приобрели международный статус;
^ регламентацию поведения соревнующихся по принципам неантагонистической гуманной конкуренции, закрепляемой официальными и неофициальными нормами спортивной этики, ряд которых получил общечеловеческое признание в Олимпийской хартии и других международных документах, касающихся спорта;
^ системное воспроизведение соревнований, по реализации достиженческих возможностей спортсмена в избранном виде деятельности по установленным правилам с последовательным возрастанием уровня конкуренции и требований к результатам.
Указанные специфические особенности привели к росту спортивных достижений, высокой конкуренции между спортсменами, более рельефно стала проявляться тенденция существенных различий общедоступного спорта и спорта
высших достижений. Однако многие спортивные функционеры и стоявшие над ними руководители рассматривали массу вовлеченных в спорт людей главным образом как своего рода материал, из которого отбираются резервы для пополнения сборных спортивных команд, выступающих на престижных соревнованиях. На весь многоликий спорт распространялись лозунги типа «От значка ГТО - к олимпийской медали!».
Такого рода уклон в руководстве спортивным движением рано или поздно неизбежно вступает в острое противоречие с объективно необходимыми тенденциями разнообразного и дифференцированного развития спорта в обществе. Именно этот процесс и характеризовал российскую практику переходного периода, в том числе и сферу спорта, как две стороны одной медали.
С одной стороны, спорт высших достижений ориентирован на поиск новых, неизведанных путей к высотам человеческих свершений. Закономерности реализации такой установки неизбежно ведут к профессионализации данного раздела спорта. При этом, высшие спортивные достижения человечества в современной реальности доступны только тем, кто на многие годы посвящает себя спорту как доминирующей деятельности. Спорт в таком случае естественным образом превращается в основной вид деятельности спортсмена и основной источник его благосостояния на протяжении значительной части жизни, что, по сути, становится профессией (в общепринятом понимании слова) и требует все больших экономических вливаний.
На основании Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 1999г. появилось понятие: профессиональный спорт. Наряду с понятиями спортсмен-любитель, человек, постоянно занимающийся спортом в свободное от основной работы время, возникло определение «спортсмен-профессионал». Готовя спортсменов для спорта высших достижений, учреждение спортивного профиля опирается на положения, изложенные в Письме Федерального агентства по физической культуре и спорту от 12 декабря 2006г. № СК-02-10/3685. На основе этого положения гражданин Российской Федерации имеет право профессионально заниматься спортом в качестве спортсмена или судьи по какому-либо виду спорта, как на территории РФ, так и в других государствах.
Согласно указанному закону, спортсмен-профессионал - это спортсмен, для которого занятия спортом являются основным видом деятельности и который получает в соответствии с контрактом заработную плату и иное денежное вознаграждение за подготовку к спортивным соревнованиям и участие в них.
С другой стороны, принятое постановление об оказании услуг населению в непроизводственной сфере от 18 марта 2003 г. № 80-ст на основе Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 52024-2003 "Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования" способствовало появлению спроса на оказание физкультурно-оздоровительных услуг со стороны населения. Стало очевидным, что спортивная деятельность может быть не главной, не самоцелью, когда целевой результат спортивной деятельности не сводится к «голам, очкам, секундам», а ведет к необходимому отдельному человеку уровню физического и духовного развития, к общей дееспособности и здоровью [95].
Поэтому управленческие решения государства по развитию спорта и системе подготовки спортсменов были дифференцированы на следующих направлениях:
- массовый «спорт для всех», который реализует социальную политику государства, направленную на пропаганду здорового образа жизни среди населения страны;
- спорт высших достижений, удовлетворяющий мотивационные потребности граждан страны и способствующий осуществлению патриотического воспитания;
- профессиональный спорт, обеспечивающий зрелищное удовлетворение населения страны;
- коммерческий спорт, являющийся зрелищным удовлетворением и сферой услуг общества.
Становление различных направлений, разделов и подразделов в социальной практике спорта увеличивает возможности удовлетворения потребностей личности и общества, спроецированных на спорт. При этом, естественно, увеличивается и сложность проблем адекватного управления его трансформацией и развитием. Изменения социально-правовой стороны сферы спорта повлекло за собой экономические инновации, породили новые инфраструктуры (государственные, общественные, частные и пр.), обеспечивающие нормальное функционирование каждого направления развития спорта. Впервые появились новые формы управления, в частности, оказание физкультурно-оздоровительных и др. услуг.
Деятельность организаций государственного и общественного сегмента во многом близки - укрепление здоровья населения мероприятиями в области физической культуры и спорта. Принципиальное различие заключается в том, что деятельность организаций государственного сегмента направлена на обеспечение системы государственных минимальных стандартов двигательной активности населения, прежде всего - подрастающего поколения, а общественного сегмента -нацелена на развитие отдельных видов спорта и ориентирована на все возрастные группы населения.
В общественном сегменте производятся смешанные общественные блага ограниченного доступа, представляющие собой услуги общественных объединений физкультурно-спортивной направленности (спортивные клубы, физкультурно-спортивные общества, федерации по видам спорта).
Деятельность организаций коммерческого сегмента - извлечение прибыли. Для достижения этой цели организации, предоставляющие услуги физической культуры и спорта, осуществляют эффективное использование ресурсов, исследование рыночной конъюнктуры, устанавливают конкурентоспособные цены и др. (табл. 1).
Вместе с тем, ведущую роль в предоставлении услуг физической культуры и спорта играют организации общественного и государственного сегмента, предоставляющие общественные блага (услуги) в интересах общества в целом. Организации, оказывающие услуги в государственном и общественном регулировании выполняли ряд функций. В государственном сегменте производятся общественные блага (любительский спорт высших достижений, включая подготовку спортсменов для сборных команд страны; целевые программы развития массовой физической культуры и спорта на государственном и региональном уровнях), социально-значимые блага (услуги физического воспитания в системе государственного образования и дошкольного воспитания, в государственных внешкольных физкультурно-оздоровительных организациях, услуги лечебной физкультуры и реабилитации инвалидов), а также обеспечивается система
государственных минимальных стандартов, удовлетворяются потребности населения в физической активности (рис. 1).
Таблица 1
Организации, оказывающие услуги в сфере физической культуры и спорта
Сегмент управлен ия Задачи деятельности Организации
Государст венный Обеспечение государственных минимальных стандартов в сфере физической культуры и спорта: удовлетворение потребности населения в физической активности, во всестороннем и гармоничном развитии личности; укрепление здоровья и формирование здорового образа жизни. Учреждения основного образования (школы, вузы, техникумы, колледжи) и дополнительного образования (спортивные школы, училища олимпийского резерва)
Обществе нный Развитие, популяризация и пропаганда видов спорта; организация и проведение спортивной и физкультурно-оздоровительной работы; повышение роли отдельных видов спорта во всестороннем и гармоничном развитии личности; укрепление здоровья и формирование здорового образа жизни. Коллективы физической культуры, клубы физической культуры и спорта, федерации по видам спорта, физкультурно-спортивные общества и т.п.
Коммерче ский Извлечение прибыли, увеличение доли на рынке, повышение конкурентоспособности предоставляемых услуг Спортивно-оздоровительные центры и клубы
Практика и анализ литературных источников показывает, что в условиях рыночной экономики управление учреждением спортивного профиля станет эффективным, если оно предстает как:
^ всеобъемлющая форма деятельности, обеспечивающая предоставление спортсмену максимально благоприятные условия материального обеспечения;
^ целенаправленная деятельность государства в лице его органов по всемерному обеспечению процесса формирования и развития личности спортсмена с учетом воздействия на нее негативных факторов и поиском путей их нейтрализации при предоставлении возможностей для его самоопределения и самоутверждения в жизни;
^ совокупность законодательно закрепленных экономических, правовых и ГЛАВНАЯ АННОТАЦИЯ СОДЕРЖАНИЕ Страница 67 / 161
социальных гарантий граждан, обеспечивающих соблюдение их важнейших социальных прав и достижение социально-приемлемого уровня жизни как фактор обеспечения предпосылок должного качества жизни» [1].
Рис. 1. Общие и специфические цели деятельности организаций общественного и
государственного сегментов
Таким образом, на основании анализа рассмотренного материала, можно определить, что принятие законодательных актов, указов, приказов, директив является обязательными для исполнения федеральными и территориальными государственными органами управления физической культурой и спортом, а также общественными объединениями физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности. В то же время, анализ этих документов дает основание определить, что государство предоставляет только возможность использования этих прав. Реализация всех законодательных документов осуществляется в субъектах федерации индивидами.
Проведенный анализ дает основание определить, что в настоящее время в стране нет единой концептуальной модели эффективного управления деятельностью государственной физкультурно-спортивной организации по подготовке спортсменов высокой квалификации. Создавшееся положение обусловлено тем, что все принятые нормативные правовые документы в сфере физической культуры и спорта не имеют достаточной логической связи между собой. Они не являются обязательными для исполнения в регионах Российской Федерации, т.к. не подкрепляются финансированием из средств государственного бюджета. Эмпирической поддержки требует и утверждение о том, что новая система управления должна быть рациональна и эффективна в сфере изменившегося финансового обеспечения деятельности спортивного учреждения по подготовке спортсменов высокой квалификации преимущественно олимпийских видов спорта.
_У
Список литературы
1. Бауэр В.Г. Социальная значимость физической культуры и спорта в современных условиях развития России Текст. В.Г. Бауэр //Спорт для всех. 2000. № 1.-56 с.
2. Братановский С.Н. Организационно-правовые проблемы управления физической культурой и спортом в условиях рынка Текст. / С.Н. Братановский // Саратов, Изд-во Сарат. Ун-та. 1996. — 220 с.
3. Губина Е. М. Комплексная методика подготовки будущих менеджеров в вузах физической культуры на основе личностно ориентированного подхода автор дисс. канд. пед. наук.- 13.00.04.- 29 апреля 2008 г.
4. Исаев А.А. Спортивная политика России Текст. / А.А. Исаев. М.: Советский спорт. - 2002. - 512 с.
5. Махов, С.Ю. Национальный социальный проект «Здоровая Нация» [Текст] / С.Ю. Махов // Физическая культура, спорт и туризм. Интеграционные процессы науки и практики: сборник статей по материалам II международного научного симпозиума. (24 - 25 апреля 2014г., г. Орел) / Под ред. д-ра пед. наук, профессора В.С. Макеевой. - Орел: ФГБОУ ВПО «Госуниверситет - УНПК», Т. 1. - 2014. - С. 66 - 71.
s
£Х
XI
References
1. Bauer V.G. The social importance of physical education and sport in modern conditions of development of Russian text. VG Bauer // Sport for All. 2000. № 1.-56.
2. Bratanovsky S.N. Organization-legal problems of management of physical culture and sports in the conditions of the market Text. / SN Bratanovsky // Saratov, Publishing house Sarat. Univ. 1996. - 220 p.
3. Gubina E.M. Kompleksnaya method of preparation of the future managers in high schools of physical training on the basis of personality-oriented approach author Diss. cand. ped. nauk.-13.00.04.- April 29, 2008
4. Isaev A.A. Sport Russian policy text. /A.A Isaev. M.: Soviet Sport. - 2002. - 512 p.
5. Makhov, S. Y. National social project «Healthy Nation» [Text]/ S. Y. Makhov//Physical culture, sports and tourism. Processes of integration of science and practice: collection of articles on materials of the II international scientific Symposium. (24 - 25 April 2014 Orel) / Under the editorship of Dr. Ped. Sciences, Professor V. S. Makeeva. - Orel : FGBOU VPO «State university-UNPK», Vol. 1. - 2014. - P. 66 - 71.