ОСОБЕННОСТИ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ОТРАЖАТЬ СОЦИАЛЬНУЮ РОЛЬ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ
PARTICULARITIES OF 6-7-YEAR-OLDS' SKILLS TO REFLECT SOCIAL ROLE IN SOCIODRAMATIC PLAY
УДК 373.2
DOI: 10.24411/2658-4964-2020-10249
Савищева Т.В.,
кандидат педагогических наук, ст.преподаватель кафедры «Педагогики и психологии» ГИ САФУ им. М.В. Ломоносова Россия, г. Северодвинск Финашкина Л. В.,
воспитатель ГБУ НАО "ЦССУ "Наш дом "" Россия, г. Нарьян-Мар. Tatyana V. Savishcheva, [email protected] Finashkina Lyudmila Veniaminovna, [email protected]
Аннотация
В статье поднимается проблема социализации детей дошкольного возраста. Представлены особенности умений старших дошкольников принимать и отражать социальную роль. Определены уровни и описаны условия, созданные воспитателями подготовительных групп для развития данных умений. Раскрыты базовые понятия темы.
Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребенка дошкольного возраста ... В процессе игры уточняются и углубляются знания и представления детей не только о вещах, предметах и явлениях, но и правилах и нормах поведения и общения.
Annotation
This article raises the issue of socialization of preschool children. It describes particularities of over-five-year-old preschoolers' skills to accept and reflect a social role. It identifies and describes conditions created by preschool educators to develop such skills. The article elaborates on fundamental concepts of the subject.
Story-role-playing game is the main type of game for a preschool child ... In the course of the game, children's knowledge and ideas are clarified and deepened not only about things, objects and phenomena, but also the rules and norms of behavior and communication.
Ключевые слова: социализация, социальная роль, умения отражать социальную роль, сюжетно-ролевая игра.
Keywords: socialization, social role, ability to reflect social role, sociodramatic play.
Ранней социализации ребенка уделяется большое внимание в работах К.А. Абульхановой-Славской, А.Г. Асмолова, Л.С. Выготского и др.
В нормативно-методических документах (ФГОС ДО, ООП и др.) отражены основные направления работы и задачи социального развития дошкольников, способствующие позитивной социализации ребенка. Под позитивной социализацией подразумевается процесс, включения ребенка в систему общественных отношений и формирования у него социальных качеств, процесс и результат усвоения им социального опыта, социальных связей и отношений, социальных ролей, позволяющих ему успешно функционировать в обществе [2]. Одним из этапов социализации ребенка дошкольного возраста является этап развития умений отражать социальную роль, понимать субординационные отношения. Социальная роль - это поведение, вытекающее из социального статуса человека и ожидаемое окружающими. В качестве ожидаемого поведения социальная роль включает в себя совокупность социальных норм, определяющих ожидаемую последовательность действий субъекта, адекватную его социальному статусу [1].
Ряд авторов Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др. отмечают, что в период дошкольного детства закладываются основы социального поведения, но исследования Т.А. Антоновой, М.В. Ильяшенко, Н.С. Малетиной и др. показывают, что дети дошкольного возраста сталкиваются с рядом трудностей в освоении социального опыта: выполнении различных социальных ролей и реализации различных моделей поведения. Возникает вопрос, какие условия для освоения данного опыта может создать семья и дошкольная образовательная организация?
Рассматривая данную проблему, необходимо отметить, что одним из путей освоения в дошкольном возрасте социального опыта и различных моделей поведения является включение дошкольника в сюжетно-ролевые игры (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.). Играя, ребенок познает окружающий мир, усваивает социальные роли и модели поведения. Однако открытым остаются вопросы об особенностях умений современных детей отражать различные социальные роли и методике формирования данных
умений. Для ответа на первый вопрос мы провели исследование, целью которого стало выявление особенностей умения отражать социальную роль детьми 6-7 лет.
Для решения заявленной цели нами был использован метод наблюдения за сюжетно-ролевыми играми детей старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось на базе ГБДОУ НАО «Детский сад «Росток» (г. Нарян-Мар).
Оценить умение дошкольников отражать социальную роль возможно посредством оценки ряда умений: умения соотносить содержание роли с реальным поведением; умения соотносить ролевые действия с характером выбранного персонажа; умения подбирать словесные (интонационные) и невербальные средства для создания игрового образа; умения согласовать ролевые действия с действиями партнера по игре; умения строить ролевой диалог; умения подбирать атрибуты в соответствии с ролью.
В эксперименте приняли участие дети двух подготовительных групп (группа «А» и группа «Б»). Представим полученные данные.
Таблица 1 - Уровни умений отражать социальную роль в сюжетно-ролевой игре у детей 6-7 лет (группа «А»)
Уровни умений отражать социальную роль
высокий средний низкий
13,3 % 73,4 13,3%
Из таблицы видно, что почти десятая часть детей группы «А» находится на высоком уровне (13,3%), что говорит о том, что дети соотносят содержание роли с реальным поведением персонажа, на протяжении всей сюжетно-ролевой игры дети ведут выбранную линию поведения, отражающую роль, согласовывают ролевые действия с действиями партнера. В игре следуют выбранной роли, отражают богатство действий роли через вербальные и невербальные действия. Игровые действия соответствуют логике сюжета. Ролевая речь носит активный характер, определяемый и ролью говорящего, и ролью того, к кому она обращена. Сложностей с подбором атрибутов для реализации роли дошкольники не испытывают. Таким образом, можно констатировать, что данные испытуемые понимают социальные связи и отношения.
Противоположными особенностями обладают испытуемые с низким уровнем развития умения отражать социальную роль в игре. Их количество идентично количеству детей продемонстрировавших высокий уровень (13,3%). Эти дети в процессе сюжетно-ролевой игры могли только назвать
свою роль, но не могли реализовать ее. Нами было выявлено, что у испытуемых, находящихся на данном уровне, недостаточно знаний о профессиях людей, их трудовых функциях и действиях, связях между ними. Этим мы объясняем неумение отразить роль в игровых действиях. Сами игровые действия достаточно однообразны. Логика игры дошкольниками часто нарушалась, их действия не соотносились с действиями партнеров по игре. Ролевая речь выражена слабо, чаще дети не сопровождали свои действия речью. Что также отражает определенные особенности развития коммуникативных умений испытуемых. Сложности возникли и с подбором атрибутов для реализации роли: дошкольники либо не смогли подобрать необходимый атрибут, либо не захотели принять участие в отборе.
Превалирующее большинство детей группы А (73,4%) показали средний уровень развития умений отражать социальную роль. Специфичными особенностями в отражении роли стали: нечеткое обозначение своей роли, наличие ролевой и внеролевой речи в процессе игры. Игровые действия развернуты, но не всегда подчиняются логике игры. Атрибуты, подобранные для игры не всегда используются по их выбранной роли. В одной и той же игре дети выполняли разные роли. Данные особенности мы можем объяснить несистематичной работой педагогов по обучению детей сюжетно-ролевой игре. Таким образом, можно говорить о том, что у данной категории испытуемых умение отражать социальную роль находится в стадии становления.
В группе «Б» дети продемонстрировали следующие уровни умений отражать социальную роль (см. таблицу 2).
Таблица 2 - Уровни умений отражать социальную роль в сюжетно -ролевой игре у детей 6-7 лет (группа «А»)
Уровни умений отражать социальную роль
высокий средний низкий
53,3 % 46,4% 0%
Можно отметить что, в группе «Б», почти половина всех детей (53,3 %) находятся на высоком уровне развития умений отражать социальную роль. Данный факт можно связать с тем, что в группе ведется систематическая работа по формированию игровых умений, детей знакомят с различными сторонами социальной жизни, у детей присутствуют знания о различных профессиях и трудовых действиях (выводы сделаны на основании анализа календарных и перспективных планов педагогов группы).
У остальных детей данной группы был выявлен средний уровень развития умений отражать социальную роль в сюжетно-ролевой игре. Низкий уровень развития умений отражать социальную роль в игре выявлен не был.
Анализ полученных данных по двум группам позволяет сделать следующий вывод: процесс освоения детьми социальной роли и умений ее отражать в сюжетно-ролевой игре зависит от характера работы, которая ведется в данном направлении. Педагогами групп, несмотря на планирование работы по развитию игровых умений детей дошкольного возраста, отбираются методы, которые в полной мере не позволяют реализовать задачи, связанные формированием представлений о социальных связях и отношениях и возможностях их реализации. В большинстве случаев при обучении детей используется традиционный подход к развитию игры дошкольников. Акцент делается на формирование знаний и представлений о профессиях и трудовых функциях, нежели на формировании представлений о социальных ролях, связях и отношениях между ними. Используемые методы и приемы (беседы и рассказы о профессиях, чтение художественной литературы, показ иллюстраций и пр.) не достаточны для формирования у детей представлений о социальных ролях и связях между ними. Поэтому для решения данной проблемы необходимо использовать наряду с обозначенными методами, метод наглядного моделирования. Именно наглядные модели могут быть использованы в этом вопросе, так как позволяют дошкольникам в полной мере увидеть скрытые связи и отношения, существующие в обществе.
Литература
1. Социальные статусы и роли [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/sociologiya/socialnye-statusy-i-roli.html (дата обращения 12.11.2019).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 96с.
Literature
1. Social statuses and roles [Electronic resource].- Access mode: http://www.grandars.ru/college/sociologiya/socialnye-statusy-i-roli.html (accessed 12.11.2019).
2. Federal state educational standard of preschool education: Orders and letters of the Ministry of education and science of the Russian Federation.