БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АУДИТ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА
https://doi.org/10.31279/2782-6414-2024-4-3 УДК 378:657.1
Исследовательская статья
Особенности учетно-аналитической деятельности вузов в условиях проектного управления
Заргарян Нина Руслановна
Ставропольский государственный аграрный университет, г. Ставрополь, Российская Федерация
https://orcid.org/0000-0003-0466-7702
E-mail: [email protected]
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Заргарян Н. Р.
Особенности учетно-аналитической деятельности вузов в условиях проектного управления // Исследование проблем экономики и финансов. 2024. № 4. Ст. 3.
https://doi.org/10.31279/2782-6414-2024-4-3
КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ:
автор декларирует отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.
ПОСТУПИЛА: 11.10.2024 ПРИНЯТА: 16.12.2024 ОПУБЛИКОВАНА: 30.12.2024
COPYRIGHT: © 2024 Заргарян Н. Р.
АННОТАЦИЯ
ВВЕДЕНИЕ. Применение проектного подхода к управлению в высших учебных заведениях (вузах) с каждым годом становится более распространенной практикой, что объясняется воздействием различных факторов, таких как изменение структуры финансирования научной и инновационной деятельности, применение новых мониторинговых показателей оценки эффективности и др. Данные факторы приводят к трансформации функциональных, организационных связей и финансовых потоков в университетах. В сложившихся условиях качественное учетно-аналитическое обеспечение увеличивает вероятность своевременного получения запланированных результатов по проектам, что особенно актуально в высших учебных заведениях, имеющих обязательства по исполнению государственного задания.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Установление степени влияния проектной деятельности вузов на систему бухгалтерского учета.
МЕТОДЫ. В работе использовались общенаучные методы - сравнение, анализ, синтез. Исследование проводилось по этапам: 1) выявление степени влияния структуры финансирования проектной деятельности вузов на бухгалтерский учет; 2) определение проблемных аспектов учетно-аналитического обеспечения проектной деятельности вузов в научном сообществе; 3) установление воздействия стандартов проектного менеджмента на ведение бухгалтерского учета в университетах; 4) формирование направлений совершенствования учетно-аналитической деятельности вузов в условиях проектной деятельности.
РЕЗУЛЬТАТЫ. Ключевыми результатами исследования являются 1) перечень особенностей проектного управления, влияющих на учетно-аналитическую деятельность в вузах; 2) сопоставление нормативной базы бухгалтерского учета организаций государственного сектора и стандартов проектного менеджмента; 3) матрица направлений совершенствования учетно-аналитической деятельности вузов в условиях проектного управления.
ВЫВОДЫ. Результаты данного исследования позволили обозначить проблемные аспекты учетно-аналитической деятельности вузов в условиях проектного управления и способствовали установлению дальнейших этапов исследования по формированию полноценной системы бухгалтерского учета и отчетности проектной деятельности вузов.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: бухгалтерский учет, проект, финансирование проектов, университет, проектный менеджмент
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ | № 4 (2024)
ACCOUNTING, AUDITING AND ECONOMIC STATISTICS
https://doi.org/10.31279/2782-6414-2024-4-3 Research article
UDC 378:657.1
Features of Accounting and Analytical Activities of Universities in the Context of Project Management
Nina R. Zargaryan
Stavropol State Agrarian University, Stavropol, Russian Federation
https://orcid.org/0000-0003-0466-7702
E-mai: [email protected]
TO CITE:
Zargaryan N. R.
Features of Accounting and Analytical Activities of Universities in the Context of Project Management // Research in Economic and Financ ial Problems. 2024. № 4. Art. 3.
https://doi.org/10.31279/2782-6414-2024-4-3
DECLARATION OF COMPETING INTEREST: none declared.
RECEIVED: 11.10.2024 ACCEPTED: 16.12.2024 PUBLISHED: 30.12.2024
COPYRIGHT: © 2024 Zargaryan N. R.
ABSTRACT
INTRODUCTION. The application of the project approach to management in higher education institutions is becoming more common practice every year, due to the influence of various factors, such as changes in the structure of financing scientific and innovative activities, the use of new monitoring indicators for evaluating effectiveness, etc., which leads to the transformation of functional, organizational relationships and financial flows at universities. Under the current conditions, high-quality accounting and analytical support increases the likelihood of timely receipt of planned project results, which is especially important in higher education that have obligations to fulfill state assignments.
PURPOSE. To establish the influence degree of universities' project activities on the accounting system.
METHODS. The work is based on general scientific research methods - comparison, analysis and synthesis. The following stages were presented: 1) identification of the influence degree of the financing structure of university project activities on accounting; 2) identification of problematic aspects of accounting and analytical support for university project activities in the scientific community; 3) establishment of the impact of project management standards on accounting at universities; 4) formation of directions for improving the accounting and analytical activities of universities in the context of project activities .
RESULTS. The key results of the study are 1) a list of features of project management that affect accounting and analytical activities in universities; 2) a comparison of the regulatory framework for accounting of public sector organizations and project management standards; 3) a matrix of directions for improving accounting and analytical activities of universities in the context of project management.
CONCLUSIONS. The results of this study made it possible to identify problematic aspects of accounting and analytical activities of universities in the context of project management and contributed to the establishment of further stages of research on the formation of a full-fledged accounting and reporting system for university project activities.
KEY WORDS: accounting, project, project financing, university, project management
RESEARCH IN ECONOMIC AND FINANC IAL PROBLEMS | № 4 (2024)
ВВЕДЕНИЕ
Современные тренды рыночной экономики и трансформационные процессы в сфере образования вносят коррективы в деятельность организаций государственного сектора, в частности высших учебных заведений (вузов). Перед университетами становится цель обеспечения финансирования бизнес-сообществом научной и инновационной деятельности и выход на самофинансирование в совокупности. В связи с чем для удовлетворения потребностей бизнеса при получении научных результатов и инновационных продуктов вузы применяют проектный подход к управлению. Опыт кооперации вузов и предприятий в контексте новых вызовов современного инженерного образования рассмотрен в публикации Д. Ю. Мироновой, П. С. Киселевой, И. В. Баранова [1], Е. А. Алпатова, Л. В. Лапач, А. Л. Гендон [2]. Особую роль в эффективной реализации проектов университетов играет изменение организационной и финансовой структуры, что подробно рассмотрено в исследованиях В. В. Глущенко [3], Д. Ю. Миронова [4], О. В. Шинкарёва [5].
Проектное управление предполагает значительные изменения организационной структуры и финансовых потоков субъекта ввиду выделения самостоятельной временной единицы - проект. Трансформационные процессы процессной деятельности в проектную подробно рассмотрены в трудах таких ученых, как В. В. Еремин,
H. Е. Котова, Т. К. Чернышева [6], Е. И. Шаюк, А. И. Галкин [7], Е. Ю. Бикметов, М. А. Бронников, Е. В. Кузнецова [8], С. Н. Апенько, А. Г. Бреусова, Н. П. Лещенко [9]. Изучение работ представленных ученых, а также практики финансовой деятельности университетов позволило обозначить проблемную область исследования, заключающуюся в несоответствии действующего учет-но-аналитического обеспечения вузов и требований проектного менеджмента. Исходя из чего цель исследования - установление степени влияния проектной деятельности вузов на систему бухгалтерского учета.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Исследование базируется на последовательном выполнении следующих этапов:
I. Выявление степени влияния структуры финансирования проектной деятельности вузов на бухгалтерский учет. Информационная база - статистические сборники Высшей школы экономики. Методы -сравнение, анализ, синтез. Результат - особенности проектного управления, влияющие на учетно-аналитическую деятельность в вузах.
2. Определение проблемных аспектов учетно-анали-тического обеспечения проектной деятельности
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ | № 4 (2024)
вузов в научном сообществе. Информационная база - публикации в национальной библиографической базе данных научного цитирования РИНЦ. Методы - анализ, синтез. Результат - особенности проектного управления, влияющие на учетно-анали-тическую деятельность в вузах.
3. Установление воздействия стандартов проектного менеджмента на ведение бухгалтерского учета в университетах. Информационная база - стандарты Российской Федерации в области проектного менеджмента, федеральные стандарты бухгалтерского учета для государственного сектора. Методы - сравнение, анализ, синтез. Результат -особенности проектного управления, влияющие на учетно-аналитическую деятельность в вузах.
4. Формирование направлений совершенствования учетно-аналитической деятельности вузов в условиях проектной деятельности. Информационная база - составленный перечень особенностей проектного управления. Методы - моделирование, анализ, синтез. Результат - матрица направлений совершенствования учетно-аналитической деятельности вузов в условиях проектного управления.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Выявление степени влияния структуры финансирования проектной деятельности вузов на бухгалтерский учет
Приведем данные статистического исследования НИУ ВШЭ в партнерстве с Минобрнауки России, Минпро-свещения России и Росстатом, опубликованные в виде ежегодного статистического сборника «Индикаторы образования» (таблица 1). За исследуемый период 20202022 гг. наблюдается рост объема финансируемых средств на 20 % (201 546,1 млн руб.). В части источников финансирования средства бюджета в общем объеме составляют более 55 %, на рисунке 1 отметим прирост источников бюджетного финансирования в разрезе федерального на 15 % (87 551,9 млн руб.), регионального на 19 % (5 269,5 млн руб.) и местного бюджета на 6 % (34,9 млн руб.).
Наблюдается положительная тенденция уменьшения процентного соотношения бюджетных средств и роста средств: организаций 29 % (35 586 млн руб.), населения 18 % (44 119,4 млн руб.), внебюджетных фондов 83 % (19 948 млн руб.), иностранных источников 40 % (9 036,2 млн руб.). По видам деятельности данная тенденция сохраняется, но в части научных исследований
и разработок доля бюджетного финансирования менее У0% сасчет россасредств оргаеазацеб. Набсюдает-
15 % (106 с27,4 аб^оеру4^.)- ассреа-иссбсо^ч^^-^'ес.с^оанс он 6% (Зн е(уи млн руб . ), и проасю — 31% (63 917,4 млн руб.) вузов (рисунок 1).
100% 80% 60% 40% 20% 0%
673171,2 33502,9 575,7
607331,6 29225,7 460,6
585619,3 28233,4 540,8
ФнднраносыО Субрнрест
■ 2020 I 2021 2022
МноесыО
Рисунок1
Объем средств вузов в разрезе бюджетного финансирования,млнруб.
Увеличение информационных потоков (источники финансирования), пользователей информации (государство в разрезе бюджетов, организации, население) требуют совершенствования учетно-аналитических инструментов.
Изучение структуры финансирования деятельности университета позволило выявить следующие особенности проектного управления, влияющие на учетно-анали-тическую деятельность в вузах:
1. Привлечение финансирования на реализацию проектов из различных источников (бюджетные средства, частные инвестиции, собственные средства). Проекты вузов могут финансироваться как из одного из перечисленных источников, так и одновременно из нескольких, что требует дополнительной проработки в части учетных процедур для обеспечения целевого расходования средств.
2. Необходимость периодической сдачи отчетности заказчикам проекта для продления финансирования. Демонстрация промежуточных и итоговых
Таблица 1
Объем средств вузов по источникам финансирования и видам деятельности, млн руб., %
Средства Всего Образовательная деятельность Научные исследования и разработки Прочие виды деятельности
2020 2021 2022 2020 2021 2022 2020 2021 2022 2020 2021 2022
Объем средств -всего 1031857,8 (100) 1117473,9 (100) 1233403,6 (100) 705966,9 (100) 739466,3 (100) 812194,3 (100) 121329,6 (100) 132000,3 (100) 152730,6 (100) 204561,3 (100) 246007,3 (100) 268478,7 (100)
Бюджетные средства 614393,5 (59,5) 637017,9 (57,0) 707249,7 (57,3) 437815,7 (62,0) 449636,2 (60,8) 494201,7 (60,8) 53449,9 (44,1) 57094,6 (43,3) 75659,6 (49,5) 123127,9 (60,2) 130287,2 (53,0) 137388,4 (51,2)
Средства организаций 121712,8 (11,8) 145070,1 (13,0) 157298,8 (12,8) 26543,3 (3,8) 26952,6 (3,6) 31867,2 (3,9) 60196,5 (49,6) 67511,0 (51,1) 68649,8 (44,9) 34973,1 (17,1) 50606,5 (20,6) 56781,8 (21,1)
Средства населения 248969,3 (24,1) 265538,7 (23,8) 293088,7 (23,8) 221073,5 (31,3) 235084,2 (31,8) 254739,6 (31,4) 3930,5 (3,2) 3414,3 (2,6) 4127,5 (2,7) 23965,2 (11,7) 27040,2 (11,0) 34221,5 (12,7)
Внебюджетные фонды 24113,9 (2,3) 42343,7 (3,8) 44061,9 (3,6) 926,4 (0,1) 4150,7 (0,6) 3067,8 (0,4) 1999,1 (1,6) 2491,0 (1,9) 3469,6 (2,3) 21188,3 (10,4) 35702,0 (14,5) 37524,5 (14,0)
Иностранные источники 22668,3 (2,2) 27503,5 (2,5) 31704,5 (2,6) 19607,8 (2,8) 23642,6 (3,2) 28317,9 (3,5) 1753,6 (1,4) 1489,4 (1,1) 824,0 (0,5) 1306,8 (0,6) 2371,5 (1,0) 2562,5 (1,0)
Источник: составлено автором на основании 1
Рассмотренные нами данные свидетельствуют о повышении уровня ресурсного обеспечения вузов. Происходит дифференциация различных направлений бюджетного и внебюджетного финансирования, наблюдается увеличение независимости за счет привлечения внешних ресурсов, коммерциализации работ (услуг), возрастает конкуренция на получение бюджетного финансирования.
результатов с соответствующим отчетным сопровождением государственным и коммерческим заказчикам требует разработки дополнительных форм отчетности.
1 Индикаторы образования: 2024: статистический сборник / Н. В. Бондаренко, Т. А. Варламова, Л. М. Гохберг и др. ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М. : ИСИЭЗ ВШЭ, 2024. 416 с.
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ | № 4 (2024)
Определение проблемных аспектов учетно-аналитического обеспечения проектной деятельности вузов в научном сообществе
Далее будут рассмотрены результаты по итогам изучения публикаций открытого доступа в национальной библиографической базе данных научного цитирования РИНЦ.
Группа авторов в лице Т. Н. Роденкова, Д. А. Покаместо-ва [10], Д. А. Ендовицкого, Е. А. Титовой [11], З. А. Арса-хановой [12] особое внимание уделяют модели проектного финансирования. По их мнению, его суть заключается в ресурсообеспеченности в зависимости от прогнозируемого уникального результата проекта. Базой для перехода на данную модель служат такие тренды, как рост многоканального финансирования, бюджетирование и внешнее сотрудничество, цифровизация, расширение учетно-аналитического обеспечения. Авторы подчеркивают важность модернизации инструментов и направлений информационного, учетно-аналитического обеспечения проектного менеджмента и стратегического управления развитием вуза.
Трансформацию организационной структуры и выстраивание новых информационных потоков как базы для успешной реализации проектов изучают в своих трудах Х. Х. Кучмезов, С. И. Неизвестный [13], А. Н. Бобры-шев, Н. П. Агафонова [14], Л. Н. Боронина, С. В. Ольхо-викова, А. А. Балясов [15], С. Н. Апенько, А. Г. Бреусо-ва, Н. П. Лещенко [9]. В частности, предусматривается формирование матричной организационной структуры с выделением временного структурного подразделения проект, сочетающего в себе центры финансовой ответственности - доходов, расходов, прибыли, инвестиций, инноваций.
В отдельной группе публикаций [16; 17; 18] отмечается необходимость аналитической оценки промежуточных и итоговых результатов проектов, а также их ранжирование в рамках портфеля или программы для установления приоритетных направлений финансирования и своевременного закрытия неэффективных проектов.
Изучение публикаций авторов позволило выявить следующие особенности проектного управления, влияющие на учетно-аналитическую деятельность в вузах: 1. Необходимость закрепления за командой проекта трудовых, материальных, финансовых ресурсов на установленный период реализации. Закрепление ответственности за сохранность и целевое исполь-
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ | № 4 (2024)
зование выделенных видов ресурсов за временным структурным подразделением проект требует разработки новых подходов к внутреннему контролю и учетному сопровождению. 2. Уникальность и разнородность получаемых результатов проектов. Возможность получения различных и сопряженных результатов в рамках одного проекта, а также результатов, не имеющих материальной основы, должно находить отражение в бухгалтерском учете.
Установление воздействия стандартов проектного менеджмента на ведение бухгалтерского учета в университетах
Реализация всех проектов происходит в соответствии с разработанными и утвержденными на различных уровнях нормативно-правовыми актами, подразделяемыми на:
- национальные стандарты (адаптируют международные принципы проектной деятельности применительно к российским условиям экономической деятельности);
- правовые акты Российской Федерации (отражают направленность проектной деятельности в государстве с подразделением на федеральные программы проектов);
- правовые акты регионов (утверждают перечень и сферу реализации проектов регионов, реализуемых в рамках федеральных программ, состав проектных офисов, их полномочия и функции);
- методические материалы федерального и регионального уровней (содержат рекомендации по оформлению документации, формированию бюджета и команды проекта в соответствии с выбранной сферой реализации проекта).
Представляется возможным также разработка внутренних стандартов экономического субъекта по регламентации проектной деятельности, при этом такие стандарты не должны противоречить основным положениям, рассмотренным в перечисленных ранее нормативно-правовых актах.
Одним из наиболее значимых национальных стандартов в сфере проектного менеджмента является ГОСТ Р ИСО 21500-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Руководство по проектному менеджменту. Данный стандарт отражает базовые принципы и подходы к реализации проектного менеджмента на территории Российской Федерации в соответствии с международными стандартами, принятыми Международной
организацией по стандартизации (ISO). Для выявления основных направлений формирования информационной базы в бухгалтерском учете с целью принятия эффективных решений менеджером и командой проекта рассмотрим элементы проектного менеджмента в соответствии с национальным стандартом (рисунок 2).
Изучение нормативной базы проектного менеджмента в России позволило выявить следующие особенности проектного управления, влияющие на учетно-аналити-ческую деятельность в вузах:
1. Несоответствие периода реализации проекта финансового и учебного года в учетной деятельности, а также различия во времени фаз проекта. Получение финансирования университетом соотносится
с началом финансового года, многие мониторинговые показатели оценки эффективности университетов определяются по итогу учебного года, сроки реализации проекта, в свою очередь, индивидуальны и не совпадают ни с одним из указанных периодов, что проводит к противоречиям в учетно-анали-тической деятельности.
2. Несовпадение информационных запросов внешних стейкхолдеров проекта и нормативно-правовых возможностей бухгалтерского учета в организациях государственного сектора. Примером может служить необходимость детализации информации в бухгалтерском учете по специфическим статьям затрат по каждому отдельному проекту.
ПОЛОЖениЯ ГО Целевая аудитория стандарта СТР даОзшО-ав»: ::'::= Область применения
::: ■ Руководители организаций верхнего : |: уровня и кураторы проектов Стандарт содержит основополагающее |: руководство по проектному менеджменту и может применяться организациями любого типа, включая государственные, частные или общественные организации, в отношении проектов любых видов, независимо от их сложности, масштаба или продолжительности
:: ^ Руководители проектов и члены проектных команд
:: £ Разработчики национальных • стандартов или стандартов предприятий :
Проект
Проекты и операционная деятельность
3аинтересованные лица
и сотрудники;
- проектный руководящий комитет;
- куратор проекта;
- команда
по проектному менеджменту;
- заказчики, поставщики
и бизнес-партнеры;
- финансирующие и регулирующие органы
Компетенция персонала проекта
; Проектный ; менеджмент; ■
Руководство проектами
- Определение структуры управления;
- определение применяемых руководящих установок;
- границы полномочий при принятии решений;
- ответственность и подотчетность заинтересованных лиц;
- способы взаимодействия
Жизненный цикл проекта
1) начальная фаза (разработка концепции);
2) разработка (подготовка к реализации);
3) реализация (основные
4) завершение (достижение целей проекта и закрытие)
Стратегия организации и проекты
Оценка
Стратегия возможностей Извлече-
органи- и иниции- ние
зации рование выгод
проекта
Факторы Факторы
внешнего в рамках
окружения организации
Проектные ограничения
- Длительность или целевая дата окончания проекта;
- доступность бюджета проекта;
- допустимый уровень риска проекта;
- потенциальные социальные и экологические последствия проекта;
- регламентирующие документы
; и-нФормационно-термцнологическая i
Информационное обеспечение
Нормативно-правовая информация
з:
Система стандартов и регламентов
Методическая информация
Управленческая информация
Ш
Учетно-аналитическая информация
Ж
Финансовая информация
31
Программно-технические средства
з:
Информация о бизнес-партнерах
Термины и определения
Работа/операция
Базовый план
Запрос на изменение
Корректирующее действие
Жизненный цикл проекта
Тендерное предложение
Управление конфигурацией проекта
Реестр рисков
Контроль
Опережение
Критический путь
Предупреждающие действия
Прикладная область
Заинтересованное лицо (сторона)
Справочник структуры декомпозиции работ проекта
! ■ Процессы проектного менеджмента'!
Применение процессов проектного менеджмента
Процессы проектного менеджмента могут применяться в любой организации. Проектный менеджмент требует высокой согласованности, и для обеспечения
успеха проекта необходимо, чтобы для каждого из используемых процессов были обеспечены взаимосвязи с другими процессами
Процессы
для каждого из процессов проектного
менеджмента описаны назначение, описание, входные и выходные данные
Управленческие и предметные группы
процессов
Управленческая Предметная
группа группа
- Инициирование; - Интеграция;
- планирование; - заинтересованные
- исполнение; стороны;
- контроль; - завершение - содержание; - ресурсы; - сроки; - стоимость; - риски; - качество; - закупки; - коммуникации
Рисунок 2
Элементы концепции проектного менеджмента с позиции учетно-аналитической деятельности
Источник: составлено автором.
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ | № 4 (2024)
Формирование направлений совершенствования учетно-аналитической деятельности вузов в условиях проектной деятельности
Выявленные ранее особенности проектного управления, влияющие на учетно-аналитическую деятельность университетов, послужили основой для формирования матрицы направлений совершенствования (таблица 1).
Таблица 1
Матрица направлений совершенствования учетно-аналитической деятельности вузов в условиях проектного управления
Особенность Учет Отчетность Контроль Анализ
Привлечение финансирования на реализацию проектов из различных источников Организация аналитического учета - Применение СВК -
Необходимость периодической сдачи отчетности заказчикам проекта для продления финансирования Организация аналитического учета Разработка форм отчетности, включающих финансовые и нефинансовые показатели - -
Необходимость закрепления за командой проекта трудовых, материальных, финансовых ресурсов на установленный период реализации Организация аналитического учета - Применение СВК, составление комплекса бюджетов проектной деятельности вуза -
Уникальность и разнородность получаемых результатов проектов Организация аналитического учета Разработка форм отчетности, включающих финансовые и нефинансовые показатели - Разработка показателей оценки результатов проекта
Несоответствие периода реализации проекта финансового и учебного года в учетной деятельности, а также различия во времени фаз проекта - - Составление комплекса бюджетов проектной деятельности вуза Разработка промежуточных показателей оценки
Несовпадение информационных запросов внешних стейкхолдеров проекта и нормативно-правовых возможностей бухгалтерского учета в организациях государственного сектора Организация аналитического учета Разработка форм отчетности, включающих финансовые и нефинансовые показатели - -
Источник: составлено автором на основании [1, 2]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ОБСУЖДЕНИЕ
Ключевым результатом данного исследования можно считать выявленные по исследуемым направлениям (получаемое финансирование проектной деятельности, литературные источники, нормативная база) специфические особенности проектной деятельности, опреде-
ляющие направления совершенствования учетно-ана-литической деятельности в вузах. В частности, считаем необходимым разработку форм внутренней управленческой отчетности по проекту и комплекса бюджетов проектной деятельности вузов.
1 Индикаторы образования: 2024 : статистический сборник / Н. В. Бондаренко, Т. А. Варламова, Л. М. Гохберг и др. ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М. : ИСИЭЗ ВШЭ, 2024. 416 с.
2
Индикаторы образования: 2023 : статистический сборник / Н. В. Бондаренко, Т. А. Варламова, Л. М. Гохберг и др. ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М. : НИУ ВШЭ, 2023. 432 с.
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ | № 4 (2024)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Миронова Д. Ю., Киселева П. С., Баранов И. В. Кооперация вузов и предприятий в контексте новых вызовов современного инженерного образования // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. 2023. Т. 21, № 1. С. 60-70. https://doi. org/10.24147/1812-3988.2023.21(1).60-70
2. Алпатова Е. А., Лапач Л. В., Гендон А. Л. Управление техническим университетом с учетом требований бизнес-сообщества // Управленческий учет. 2023. № 7. С. 169-176. https://doi.org/10.25806/uu72023169-176.
3. Глущенко В. В. Экосистемный подход к развитию центра проектной деятельности университета в процессе перехода высшего образования к новому технологическому укладу // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 11. [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/11/99180
4. Миронова Д. Ю. Инновационная инфраструктура вуза как элемент формирования и развития экосистемы промышленного симбиоза и стимулирования проектной деятельности // Экономика. Право. Инновации. 2023. № 2. С. 38-46. https://doi.org/10.17586/2713-1874-2023-2-38-46
5. Шинкарева О. В. Факторы активизации научно-исследовательской деятельности студентов // Концепт. 2024. № 6. С. 252-264. https://doi.org/10.24412/2304-120X-2024-11094
6. Еремин В. В., Котова Н. Е., Чернышева Т. К. Предпосылки и цели внедрения проектного управления в деятельность органов государственной власти // Государственная власть и местное самоуправление. 2022. № 1. С. 39-43. https://doi. org/10.18572/1813-1247-2022-1-39-43
7. Шаюк Е. И., Галкин А. И. Интеграция классических и гибких методов проектного менеджмента в систему государственного управления // Московский экономический журнал. 2022. Т. 7, № 1. https://doi.org/10.55186/24130 46X_2022_7_1_34
8. Бикметов Е. Ю., Бронников М. А., Кузнецова Е. В. Организационные, методические и мотивационные аспекты управления студенческими инновационными проектами // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2023. № 4. С. 21-37. https://doi.org/10.15593/2224-9354/2023.4.2
9. Апенько С. Н., Бреусова А. Г., Лещенко Н. П. Особенности реализации стратегических проектов трансформации университетов // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2024. Т. 22, № 3. С. 33-42. https://doi. org/10.24147/1812-3988.2024.22(3).33-42
10. Арсаханова З. А. Совершенствование бюджетного планирования в вузе с учетом поступлений от дополнительных источников финансирования // Управление образованием: теория и практика. 2023. № 12-1(72). С. 130-136. https://doi. org/10.25726/i4679-1253-3914-o
11. Ендовицкий Д. А., Титова Е. А. Внутренний контроль в условиях программно-целевого финансирования вузов // Международный бухгалтерский учет. 2021. Т. 24, № 12. С. 1349 -1367. https://doi.org/10.24891/ia.24.12.1349
12. Роденкова Т. Н., Покаместов Д. А. Партисипативная модель проектного финансирования вузов в условиях цифровой трансформации образования // Научные труды Вольного экономического общества России. 2020. Т. 225, № 5. С. 293-312. https://doi.org/10.38197/2072-2060-2020-225-5-293-312
13. Кучмезов Х. Х., Неизвестный С. И. Формирование компетенций менеджеров в области управления портфелем проектов предприятия // Открытое образование. 2022. Т. 26, № 2. С. 25-36. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2022-2-25-36
14. Бобрышев А. Н., Агафонова Н. П. Применение бюджетирования как ключевого элемента управленческого учета в системе проектного менеджмента // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2020. № 2. С. 3-12. https://doi.org/10.17308/ есоп.2020.2/2897
15. Боронина Л. Н., Ольховикова С. В., Балясов А. А. Организационно-управленческий контекст развития проектного обучения в высшей школе // Наука. Культура. Общество. 2024. Том 30. № 2. С. 52-69. https://doi.org/10.19181/ nko.2024.30.2.4
16. Формирование аналитической компетенции студентов экономистов-международников средствами проектных технологий / Е. В. Гриневич, М. В. Натуркач, Г. П. Жиркова, В. А. Пивоваров // Перспективы науки и образования. 2022. № 6(60). С. 85-101. https://doi.org/10.32744/pse.2022.6.5
17. Ендовицкий Д. А., Бобрышев А. Н., Агафонова Н. П. Комплексный экономический анализ и оценка эффективности реализации проектов // Экономический анализ: теория и практика. 2023. Т. 22, № 7(538). С. 1224-1251. https://doi. org/10.24891/ea.22.7.1224
18. Кесян С. В., Задорожный Д. А., Кобыленко А. Н. Модель учета основных средств в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности // Вестник Академии знаний. 2021. № 47(6). С. 183-187. https://doi. org/10.24412/2304-6139-2021-6-183-187
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ | № 4 (2024)
REFERENCES
1. Mironova D. Yu., Kiseleva P. S., Baranov I. V. Cooperation of universities and enterprises in the context of new challenges of modern engineering education // Herald of Omsk University. Series «Economics». 2023. Vol. 21, No 1. P. 60-70. https://doi. org/10.24147/1812-3988.2023.21(1).60-70
2. Alpatova E. A., Lapach L. V., Gendon A. L. Managing the technical university with the requirements of the business community included // Management Accounting. 2023. No 7. P. 169-176. https://doi.org/10.25806/uu72023169-176
3. Glushchenko V. V. Ecosystem approach to the development of the University's project activity center in the process of transition of higher education to a new technological order // Modern scientific research and innovations. 2022. No 11. [Electronic resource]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/11/99180
4. Mironova D. Yu. Innovative Infrastructure of the University as an Element of Formation and Development of Industrial Symbiosis Ecosystem and Project Activity Stimulation. Ekonomika. Pravo. Innovacii. 2023. No 2. P. 38-46. https://doi.org/10.17586/2713-1874-2023-2-38-46
5. Shinkareva O. V. Factors of intensification of students' research activities // Koncept. 2024. No 6. P. 252-264. https://doi. org/10.24412/2304-120X-2024-11094
6. Eremin V. V., Kotova N. E., Chernysheva T. K. Prerequisites and goals of the introduction of project management in the activities of government authorities // State Power and Local Self-government. 2022. No 1. P. 39-43. https://doi.org/10.18572/1813-1247-2022-1-39-43
7. Shayuk E. I., Galkin A. I. Integration of classical and agile project management methods into the public administration system // Moscow economic journal. 2022. Vol. 7, No 1. https://doi.org/10.55186/2413046X_2022_7_1_34
8. Bikmetov E. Yu., Bronnikov M. A., Kuznetsova E. V. Organizational, methodological and motivational aspects of student innovation project management // PNRPU Sociology and Economics Bulletin. 2023. No 4. P. 21-37.
9. Apenko S. N., Breusova A. G., Leshchenko N. P. The features of implementing strategic university transformation projects // Herald of Omsk University. Series «Economics». 2024. Vol. 22. No 3. P. 33-42. https://doi.org/10.24147/1812-3988.2024.22(3).33-42
10. Arsakhanova Z. A. Improving budget planning at the university, taking into account revenues from additional sources of funding // Education Management Review. 2023. No 12-1. P. 130-136. https://doi.org/10.25726/i4679-1253-3914-o
11. Endovitsky D. A., Titova E. A. Internal control in conditions of program-targeted financing of universities // International Accounting.
2021. Vol. 24, No 12. P. 1349-1367. https://doi.org/10.24891/ia.24.12.1349
12. Rodenkova T. N., Pokamestov D. A. Participative modelof project finance of universities in the conditions of the digital transformation of education // Free Economic Society of Russia 2020. Vol. 225, No 5. P. 293-312. https://doi.org/10.38197/2072-2060-2020-225-5-293-312
13. Kuchmezov H. H., Neizvestny S. I. Formation of managers' competencies in the field of project portfolio management of the enterprise // Open Education. 2022. Vol. 26, No 2. P. 25-36. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2022-2-25-36
14. Bobryshev, A. N., Agafonova, N. P. Application of budgeting as a key element of management accounting in the project management system // Proceedings of Voronezh State University. Series: Economics and Management. 2020. No 2. P. 3-12. https://doi.org/10.17308 /ecop.2020.2/2897
15. Boronina L. N., Olkhovikova S. V., Baliasov A. A. Organizational and managerial context of project-based learning development in higher school // Science. Culture. Society. 2024. Vol. 30. No 2. P. 52-69. https://doi.org/10.19181/nko.2024.30.2.4
16. Formation of analytical competence in students of international economics by means of project technologies / E. V. Grinevich, M. V. Naturkach, G. P. Zhirkova, V. A. Pivovarov // Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education.
2022. No 60 (6). P. 85-101. https://doi.org/10.32744/ pse.2022.6.5
17. Endovitskii D. A., Bobryshev A. N., Agafonova N. P. Comprehensive Economic Analysis and Assessment of Project Implementation Efficiency. Economic Analysis: Theory and Practice. 2023. Vol. 22, Iss. 7. P. 1224-1251. https://doi.org/10.24891/ea.22.7.1224
18. Kesyan S. V., Zadorozhny D. A., Kobylenko A. N. Accounting model of fixed assets in accordance with international financial reporting standards // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2021. No 47(6). P. 183-187. https://doi.org/10.24412/2304-6139-2021-6-183-187
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ | № 4 (2024)