Научная статья на тему 'Учетно-аналитическое обеспечение инновационной деятельности вузов'

Учетно-аналитическое обеспечение инновационной деятельности вузов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
научная деятельность / образовательная деятельность / информационное обеспечение / бухгалтерский учет / коммерциализация научных исследований / scientific activity / educational activity / information support / accounting / commercialization of scientific research

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Костюкова Елена Ивановна, Черкашин Дмитрий Сергеевич

ВВЕДЕНИЕ. Осуществление инновационной деятельности вузами для поддержания финансовой независимости, а также обеспечения взаимосвязи бизнеса и образования с целью взаимного развития приводит к ряду методических и организационных проблем в информационном обеспечении. В это время своевременное реагирование на недостаточность или избыточность ресурсов по каждому инновационному проекту увеличивает шансы на получение запланированного результата. Для решения возникающих противоречий между научной, образовательной и инновационной деятельностью необходимо предложить комплекс учетно-аналитических инструментов. ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Определение проблемных аспектов в информационном обеспечении инновационной деятельности вузов и предложение путей их решения. МЕТОДЫ. Работа выполнена с позиции дедуктивной стратегии на основании общенаучных методов исследования – сравнение и анализ. РЕЗУЛЬТАТЫ. Ключевыми результатами исследования являются представленная характеристика научной, образовательной и инновационной деятельности, модель информационного обеспечения, проблемные аспекты в учетноаналитическом сопровождении и пути их решения. ВЫВОДЫ. Обнаруженные проблемы в бухгалтерском учете, анализе и контроле инновационной деятельности вузов, а также разработанные пути их решения могут служить основой дальнейшего исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Костюкова Елена Ивановна, Черкашин Дмитрий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Accounting and Analytical Support of Innovative Activities at Universities

INTRODUCTION. Implementation of innovative activities by universities to maintain financial independence, as well as to ensure the relationship between business and education for the purpose of mutual development leads to a number of methodological and organizational problems in information support. While timely response to the insufficiency or excess of resources for each innovative project will increase the chances of obtaining the planned result. To resolve the emerging contradictions between scientific, educational and innovative activities, it is necessary to offer a set of accounting and analytical tools. THE PURPOSE of the article is to identify problematic aspects in the information support of innovative activities at universities and to pr opose ways to solve them. METHODS. The work is based on the position of a deductive strategy using general scientific research methods – comparison and analysis. RESULTS. The key results of the study constitute the presented characteristics of scientific, educational, innovative activities, the model of information support, problematic aspects in accounting and analytical support and ways to solve them. CONCLUSIONS. The identified problems in accounting, analysis and control of innovative activities of universities and the developed solutions can serve as a basis for further research.

Текст научной работы на тему «Учетно-аналитическое обеспечение инновационной деятельности вузов»

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АУДИТ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА

https://doi.org/10.31279/2782-6414-2024-4-1 Исследовательская статья

УДК 378:657.1:001.895

Учетно-аналитическое обеспечение инновационной деятельности вузов

Костюкова Елена Ивановна

Ставропольский государственный аграрный университет, г. Ставрополь, Российская Федерация

https://orcid.org/0000-0003-0626-7462

Е-таП: [email protected]

Черкашин Дмитрий Сергеевич н

Ставропольский государственный аграрный университет, г. Ставрополь, Российская Федерация

https://orcid.org/0009-0001-6665-8943

Е-таП: [email protected]

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Костюкова Е. И., Черкашин Д. С. Учетно-аналитическое обеспечение инновационной деятельности вузов // Исследование проблем экономики и финансов. 2024. № 4. Ст. 1. https://doi.org/10.31279/2782-6414-2024-4-1

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ:

авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.

ПОСТУПИЛА: 05.09.2024 ПРИНЯТА: 15.11.2024 ОПУБЛИКОВАНА: 30.12.2024

COPYRIGHT: © 2024 Костюкова Е. И., Черкашин Д. С.

АННОТАЦИЯ

ВВЕДЕНИЕ. Осуществление инновационной деятельности вузами для поддержания финансовой независимости, а также обеспечения взаимосвязи бизнеса и образования с целью взаимного развития приводит к ряду методических и организационных проблем в информационном обеспечении. В это время своевременное реагирование на недостаточность или избыточность ресурсов по каждому инновационному проекту увеличивает шансы на получение запланированного результата. Для решения возникающих противоречий между научной, образовательной и инновационной деятельностью необходимо предложить комплекс учетно-аналитических инструментов.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Определение проблемных аспектов в информационном обеспечении инновационной деятельности вузов и предложение путей их решения.

МЕТОДЫ. Работа выполнена с позиции дедуктивной стратегии на основании общенаучных методов исследования - сравнение и анализ.

РЕЗУЛЬТАТЫ. Ключевыми результатами исследования являются представленная характеристика научной, образовательной и инновационной деятельности, модель информационного обеспечения, проблемные аспекты в учетно-аналитическом сопровождении и пути их решения.

ВЫВОДЫ. Обнаруженные проблемы в бухгалтерском учете, анализе и контроле инновационной деятельности вузов, а также разработанные пути их решения могут служить основой дальнейшего исследования.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: научная деятельность, образовательная деятельность, информационное обеспечение, бухгалтерский учет, коммерциализация научных исследований

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ | № 4 (2024)

ACCOUNTING, AUDITING AND ECONOMIC STATISTICS

https://doi.org/10.31279/2782-6414-2024-4-1 Research article

UDC 378:657.1:001.895

Accounting and Analytical Support of Innovative Activities at Universities

Elena I. Kostyukova

Stavropol State Agrarian University, Stavropol, Russian Federation

https://orcid.org/0000-0003-0626-7462

E-mail: [email protected]

Dmitry S. Cherkashin H

Stavropol State Agrarian University, Stavropol, Russian Federation

https://orcid.org/0009-0001-6665-8943

E-mail: [email protected]

ABSTRACT

INTRODUCTION. Implementation of innovative activities by universities to maintain financial independence, as well as to ensure the relationship between business and education for the purpose of mutual development leads to a number of methodological and organizational problems in information support. While timely response to the insufficiency or excess of resources for each innovative project will increase the chances of obtaining the planned result. To resolve the emerging contradictions between scientific, educational and innovative activities, it is necessary to offer a set of accounting and analytical tools.

THE PURPOSE of the article is to identify problematic aspects in the information support of innovative activities at universities and to propose ways to solve them.

METHODS. The work is based on the position of a deductive strategy using general scientific research methods - comparison and analysis.

RESULTS. The key results of the study constitute the presented characteristics of scientific, educational, innovative activities, the model of information support, problematic aspects in accounting and analytical support and ways to solve them.

CONCLUSIONS. The identified problems in accounting, analysis and control of innovative activities of universities and the developed solutions can serve as a basis for further research.

TO CITE:

Kostyukova E. I., Cherkashin D. S. Accounting and Analytical Support of Innovative Activities at Universities // Research in Economic and Financ ial Problems. 2024. № 4. Art. 1. https://doi.org/10.31279/2782-6414-2024-4-1

DECLARATION OF COMPETING INTEREST: none declared.

RECEIVED: 05.09.2024 ACCEPTED: 15.11.2024 PUBLISHED: 30.12.2024

COPYRIGHT: © 2024 Kostyukova E. I., Cherkashin D. S.

KEY WORDS: scientific activity, educational activity, information support, accounting, commercialization of scientific research

1am

RESEARCH IN ECONOMIC AND FINANC IAL PROBLEMS | № 4 (2024)

ВВЕДЕНИЕ

Ориентированность на получение дохода всех субъектов, участвующих в экономических отношениях, приводит к трансформации стратегии деятельности организаций государственного сектора Российской Федерации, к числу которых относятся высшие учебные заведения (вузы). Коммерциализация научных разработок посредством внедрения их в производственную деятельность позволяет вузам получать дополнительный источник дохода. Отметим возможные пути взаимодействия бизнес-сообщества и учебных заведений. Первым и наиболее традиционным способом является изменение технологических или управленческих процессов с помощью научных результатов, полученных учёными в рамках исследований и реализованных через продажу патентов, свидетельств, авторских прав и т. д. [1-5]. Вторым направлением можно считать внедрение в образовательный процесс результатов исследований и как следствие формирование потребности у молодых специалистов в совершенствовании производственной деятельности, что подтверждается исследованиями А. В. Кокорева, М. А. Волкова [6]. Оба перечисленных способа исходят от позиции коммерциализации имеющихся научных разработок, однако сложившиеся экономические реалии создали новый способ взаимодействия бизнеса и науки, а именно обоснования научных исследований прикладного характера, решающих конкретные производственные задачи. Комплексное воздействие инновационной деятельности на повышение качества высшего образования отмечают С. А. Домра-чева, Л. В. Кузнецова [7]. При данном варианте взаимодействия бизнес не только формирует научный запрос и гарантирует приобретение полученных результатов, но и обеспечивает дополнительное финансирование, что, несомненно, важно для вузов. Таким образом, инновационная деятельность объединяет науку, образование и реальный сектор экономики.

Выполнение научных исследований, характеризующихся коммерческим потенциалом, требует особого внимания от момента старта до завершения в части понесенных затрат. Логически выстроенная модель учетно-аналитического обеспечения инновационной деятельности вузов позволит не только правильно рассчитать стоимость полученных разработок с последующим определением экономического эффекта от их реализации, но и в процессе выполнения установить дополнительную потребность в ресурсах или же их избыточность. Основной функцией инновационной деятельности, по мнению Ю. В. Торкуновой [8], является «качество, основанное на выявлении реальной потребности в образовательных инновациях, их планировании

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ | № 4 (2024)

при оптимальном распределении необходимых ресурсов с учетом конечных требований к качеству подготовки специалистов». Подобный взгляд на учетно-аналити-ческое обеспечение инновационной деятельности вузов идентифицирует ряд противоречий в действующей учетно-аналитической системе, что связано прежде всего с ориентированностью учебных заведений на выполнение социальной миссии, а не получение прибыли. Среди основных возникающих противоречий в бухгалтерском учете инновационной и образовательной деятельности отметим ориентированность бухгалтерского учета инновационной деятельности на определение финансового результата и расчет себестоимости и направленность бухгалтерского учета образовательной деятельности на отражение выполнения государственного задания.

Представленные мнения ученых относительно направлений и функций инновационной деятельности, а также позиция автора, заключающаяся в наличии противоречий между действующей системой бухгалтерского учета, ориентированной на выполнение социальной миссии, и необходимостью определения финансового результата от инновационной деятельности, послужили основой для определения проблемы исследования. Инновационная деятельность выступает связующим звеном науки, образования и бизнеса. Ключевой задачей функционирования вузов является развитие интеллектуального потенциала общества, но реалии рынка требуют финансовой независимости учебных заведений, что приводит к противоречиям в бухгалтерском учете. Цель исследования - определить проблемные аспекты в учетно-аналитическом обеспечении инновационной деятельности вузов и предложить пути их решения.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Исследование выполнялось с позиции дедуктивной стратегии, а именно базировалось на общем утверждении о том, что инновационная деятельность имеет ряд специфических особенностей, оказывающих влияние на ведение бухгалтерского учета в организациях государственного сектора. Деструктуризация инновационной деятельности с помощью общенаучных методов, таких, как сравнение и анализ, привела к результату, отличающегося научной новизной - определены проблемные аспекты в учетно-аналитическом обеспечении инновационной деятельности вузов и предложены пути их решения.

Информационной базой исследования послужили труды российских авторов. Нами проведен анализ публикаций, размещенных в открытом доступе в РИНЦ (национальной библиографической базе данных научного

цитирования). Временные рамки выборки охватывают период 2019-2024 годов. Всего было выявлено более 190 научных статей в журналах открытого доступа, относящихся к проблематике учетно-аналитической деятельности в высших учебных заведениях.

Для анализа инновационной деятельности экономических субъектов Российской Федерации и определения доли, приходящейся на университеты, использованы данные Федеральной службы государственной статистики (https://rosstat.gov.ru). Период исследования составил 5 лет (2018-2022 гг.) по уровню инновационной активности организаций РФ по видам экономической деятельности (%) и затратам на инновационную деятельность организаций по видам экономической деятельности по РФ (млн руб.).

Для достижения цели исследования были осуществлены следующие этапы:

1. Подготовительно-диагностический. Действия: анализ инновационной активности экономических субъектов Российской Федерации. Данные: информация Федеральной службы государственной статистики. Результат: определение общего состояния инновационной деятельности.

2. Теоретическо-описательный. Действия: на основании изучения источников литературы проведено сопоставление образовательной, научной и инновационной деятельности университетов. Данные: публикации российских авторов, размещенные в открытом доступе в РИНЦ. Результат: разграничение категорий «образовательная деятельность», «научная деятельность», «инновационная деятельность», в том числе по признаку «влияние на учетно-аналитическую деятельность».

3. Композиционный. Действия: на основании изучения источников литературы и наблюдения деятельности российских университетов определены ключевые аспекты учетно-аналитического обеспечения инновационной деятельности вузов. Данные: публикации российских авторов, размещенные в открытом доступе в РИНЦ. Результат: сформирована модель учетно-аналитического обеспечения инновационной деятельности вуза, включающая методический (методика калькулирования себестоимости инновационных проектов, статьи затрат по инновационным проектам, методика анализа инновационной деятельности) и организационный блок (регистры бухгалтерского учета, формы управленческой отчетности, формы внутренних бюджетов).

4. Диагностический. Действия: рассмотрение особенностей реализации инновационной деятельности университетов и установление их влияния

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ | № 4 (2024) Бухгалтерский учет, аудит и экономическая статистика

на учетно-аналитическую работу. Данные: первичные учетные документы, регистры, бухгалтерская отчетность российских университетов. Результат: перечень основных проблемных аспектов в учет-но-аналитическом обеспечении инновационной деятельности вузов и пути их решения.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Анализ инновационной активности экономических субъектов Российской Федерации

Инновационная деятельность достаточно распространена как среди коммерческих организаций, так и организаций государственного сектора, к которым относятся и вузы. Для установления объемов инновационной деятельности и влияния их результатов на экономику нами проведен анализ данных официальной статистики по уровню инновационной активности организаций РФ по видам экономической деятельности (рисунок 1).

Как видно из рисунка 1, наибольшим инновационным потенциалом отличаются организации, осуществляющие научные исследования и разработки, но негативным моментом является ежегодное сокращение показателей (-29 % в 2022 г. по отношению к 2018 г.). Для выявления возможных причин подобного отклонения рассмотрим затраты на осуществление инновационной деятельности (рисунок 2).

Данные, представленные на рисунке 2, свидетельствуют о ежегодном увеличении затрат на инновационную деятельность в сфере научных исследований и разработок (+28 % в 2022 г. по отношению к 2018 г.). Отмеченное ранее сокращение инновационного потенциала в данной сфере говорит о необходимости преобразований в части подхода к распределению ресурсов, чему может способствовать учетно-аналитическое обеспечение.

Разграничение категорий «образовательная деятельность», «научная деятельность», «инновационная деятельность»

Взаимосвязь образовательной, научной и инновационной деятельности неоднократно обосновывалась учеными [9-11]. Проявление взаимодействия также проявляется в подготовке специалистов, «способных

Рисунок 1

Уровень инновационной активности организаций РФ по видам экономической деятельности, %

Источник: [ 1 ]

1 Наука, инновации и технологии: официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Текст : электронный. URL: https://rosstat.gov.rU/statistics/science# (дата обращения: 08.10.2024).

15,6

JL

2018

15,1 А.

2019

16,2

7,5

4,8 7,1

2020

17,4

8,6

15,6

5,7 3 6

8,8 8,6

2021 2022

I Выращивание однолетних культур Выращивание многолетних культур Животноводство Промышленное производство

■ Деятельность издательская

I Деятельность в сфере телекоммуникаций ¡Разработка компьютерного программного обеспечения

■ Деятельность в области информационных технологий I Деятельность в области права и бухгалтерского учета

I Деятельность головных офисов; консультирование по вопросам управления

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ Деятельность в области архитектуры и инженерно-технического проектирования

■ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ ВУЗОВ

I Деятельность рекламная и исследование конъюнктуры рынка

не только применять на практике полученные знания для производства конкурентоспособной на отече-ственноми мировомрынкеинновационннй врод°к1дии, ноисамостоятельяо созданат:. нoвыeонaния»[12]. Дла формирования модели учетно-аналитического обеспечения нами проведено сравнение трех ключевых видов деятельности университетов, результаты представлены

у таблине в

Основойпредставленной характеристики послужили исследования ученых в данной предметной сфере, приведем некоторые из них. «За последние несколько десятилетий сотрудничество университетов и регионов стало активно развивающейся тенденцией. Это обусловлено необходимостью обеспечить более быструю передачу результатов исследований и разработок от высших учебных заведений в экономику и активизировать процесс создания инноваций через обмен знаниями. Такая

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ | № 4 (2024)

передача является важным фактором конкурентоспособности страны» [13]. Так, автором обозначено тесное партнерство тнввр^(тотетов и регионов как основа для o°ткнeче°ияэатнoкической безопасности. И. А. Али-султанова, Ю. А. Мержуева, О. А. Пырнова выделяют первостепенную роль экономики знаний в развитии инновационного потенциала университета «Экономи-казнаиий--это экономика, которая опирается главным об разомю инндвациив области знаний и широкое рас-п ространение знаний, использует интеллектуальные ресурсы для создания богатства. Инновации - это ее душа, а ключ к инновациям - в таланте. Будь то инновации в области знаний или технологические инновации, такие как экономическая конкуренция или технологическая конкуренция, в конечном счете все зависит от значительного числа талантливых инноваторов» [14]. В связи с этим укажем на взаимосвязь развития инновационного потенциала вуза и экономики региона: «Инновационная страте-

2500000

2000000

1500000

1000000

500000

0

201S 2019 2020 2021 2022

-Деятельность рекламная и исследование конъюнктуры рынка ■ Н_«"ЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ В^ОБ

■Деятельность в области архитектуры и инженерно-технического проектирования ^Деятельность головных офисов; консультирование по вопросам управлен!1я ■Деятельность е области права я бухгалтерского учета ■Деятельность в области информацнонньк технологий ■Дазработка компьютерного программного обеспечения ^Деятельность б сфере телекоммуникаций '^Деятельность издательская Промышленное производство Ж] [Б ото е оде те о

Выращивание многолетни?; культур ■Выращивание однолетних культур

Рисунок 2

Затраты на инновационную деятельность организаций, по видам экономической деятельности по РФ, млн руб.

Источник: [ 2 ]

2

Наука, инновации и технологии : официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Текст : электронный // URL: https://rosstat.gov. ru/statistics/science# (дата обращения : 08.10.2024).

гия на государственном уровне требует научного поиска системы психологических обоснований инновационной деятельности студентов, разработки системы принципов по созданию и развитию готовности к инновационной деятельности выпускников университетов» [15].

Таким образом, несмотря на имеющиеся различия в науке, образовании и инновациях, необходимость их взаимодействия очевидна, что становится возможным при постановке сбалансированного учетно-аналитического обеспечения.

Формирование модели учетно-аналитического обеспечения инновационной деятельности вуза

Построение системы учетно-аналитического обеспечения инновационной деятельности вуза следует на-

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ | № 4 (2024)

чинать с определения сущностного значения данной категории. На основании анализа научных публикаций нами отмечены следующие позиции авторов. «Информационно-аналитическое сопровождение инновационной образовательной деятельности - целостный, завершенный процесс, представляющий собой систему методов и средств по повышению качества инновационной образовательной деятельности, обеспечивающий устойчивый и гарантированный результат, обладающий свойством воспроизводимости» [8]. В приведенном определении автор выделяет целостность как базовую характеристику информационной системы, такого же мнения придерживаются и Э. С. Бадмаева, Т. С. Бал-данова, О. А. Лобсанова: «Для создания единого информационного пространства необходимо обеспечение автоматического обмена данными между информационными системами» [16].

Таблица 1

Характеристика инновационной, научной и образовательной деятельности

Признак Образовательная деятельность Научная деятельность Инновационная деятельность

Объект Образовательные программы Научное исследование Финансово-хозяйственная деятельность субъектов

Субъект Научно-педагогические работники Научно-педагогические работники, научные сотрудники Научно-педагогические работники, научные сотрудники

Цель Развитие профессиональных компетенций студентов Получение новых знаний Коммерциализация результатов научной деятельности

Результат Образовательный продукт, профессиональные компетенции Новые знания или решения, зафиксированные на любом информационном носителе Продукция, работы, услуги, отличающиеся уникальными характеристиками

Влияние на учет Организация учета подушевого финансирования Учет затрат по научным коллективам Расчет себестоимости инновационных разработок, определение финансового результата

Влияние на анализ Определение уровня эффективности образовательных программ Эффективность потребления ресурсов научными коллективами Эффективность затрат на отдельные инновации

Влияние на контроль Выполнение государственного задания Выполнение государственного задания Выполнение обязательств перед заказчиками

Источник: составлено авторами.

В. В. Климук, Н. В. Парушина, Г. В. Астратова занимались научно-методическими и практическими подходами разработки стратегии развития научно-инновационной деятельности университетов на основе структурированного алгоритма [17].

Исходя из того, что учетно-аналитическое обеспечение - это взаимосвязанная система логически выстроенных процедур по формированию необходимых

Информационное обеспечение инновационной деятельности вузов

Рисунок3

Модель учетно-аналитического обеспечения инновационной деятельности вуза

Источник: составлено авторами

данных об инновационной деятельности вуза, нами построена соответствующая схема (рисунок 3).

Нами выявлены проблемные аспекты в учетно-аналити-ческом обеспечении инновационной деятельности вузов и предложены пути их решения: 1. Социальный (некоммерческий) характер функционирования университетов препятствует определению финансового результата инновационной деятельности на концептуальном уровне. Решение ситуации: разработка методики калькулирования себестоимости инновационных проектов с указанием типовой номенклатуры статей затрат по видам проектов с последующим развитием аналитических возможностей счетов бухгалтерского учета и составлением регистров. 2. Различие в бюджетном (календарном) и учебном году, что осложняет процедуру финансирования и оплаты расходов по инновационным проектам, так как составление общего бюджета учебного заведения и его выполнение осуществляется в рамках календарного года. Решение ситуации: разработка форм внутренних бюджетов на инновационную де-

ИССЛЕДОВАНИЕПРОБЛЕМЭКФНОМИКИИФИНАНСОВ | № 4(2С)2а)

ятельность, учитывающих временные промежутки реализации, состав и объем затрат. Так, периодом планирования может выступать не календарный или учебный год, а конкретный период разработки инноваций от момента идентификации запроса бизнеса до реализации полученного продуктового результата.

3. Приобретение товаров, работ, услуг через систему государственных закупок по федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ замедляет инновационную деятельность и требует тщательного долгосрочного планирования и бюджетирования на уровне каждой отдельной инновации. Решение ситуации: постановка системы внутреннего контроля, в т. ч. план-фактного анализа осуществленных расходов, для своевременного составления графика закупок или внесения изменений в утвержденный.

4. Разнородность результатов инновационной деятельности, например, научные публикации, патенты, свидетельства ЭВМ, готовая продукция, с позиции учетных операций требует дополнительных группировок при определении всего перечня объектов. Решение проблемы: составление управленческих отчетов и регистров для комплексной оценки результатов инновационной деятельности, где ключевым объектом оценки будет выступать новый объект бухгалтерского учета - «продукт инновационной деятельности».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования достигнута поставленная цель с помощью применения общенаучных методов. Логически выстроенная процедура исследования, включающая определение масштабов инновационной деятельности в Российской Федерации, установление точек соприкосновения научной, образовательной, инновационной деятельности, составление учетно-аналитической модели, способствовала выявлению проблемных аспектов в учетно-аналитиче-ском обеспечении инновационной деятельности вузов. Изучение опыта ученых, практической деятельности университетов послужило основанием для формулирования путей решения обозначенных проблем. Полученные результаты на данном этапе исследования позволяют говорить о перспективности и актуальности дальнейшей работы по формированию комплексного учетно-аналитического обеспечения инновационной деятельности вузов.

Вклад авторов:

Костюкова Е. И.: методология исследования, руководство исследованием.

Черкашин Д. С.: сбор и систематизация данных, подготовка и редактирование текста, концептуализация идеи исследования, оформление рукописи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Тарарыкин С. В., Ратманова И. Д., Булатов Л. Н. Информационная поддержка принятия управленческих решений в вузе // Университетское управление: практика и анализ. 2019. 23(4). C. 69-79. https://doi.org/10.15826/ umpa.2019.04.029

2. Егорова Е. М., Глущенко А. В. Институциональная среда как основа учетно-информационного обеспечения управления современным вузом // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2023. № 18 (570). С. 22-37.

3. Пермяков О. Е., Павлова Т. А. Многофакторное управление развитием инновационных образовательных экосистем вузов // Управленческое консультирование. 2020. № 12 (144). С. 149-164. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2020-12-149-164

4. Хахонова Н. Н., Емельянова И. Н., Юрина А. А. Особенности организации работы центров ответственности на предприятии // Учет и статистика. 2020. № 3 (59). С. 35-42.

5. Орлова Е. А. Организационные аспекты бухгалтерского учета в национальном исследовательском университете // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2011. № 1. С. 259-263.

6. Кокорев А. В., Волков М. А. Инновационная деятельность кафедр как фактор формирования профессиональных компетенций курсантов военного вуза // Kant. 2021. № 1 (38). С. 258-263. https://doi.org/10.24923/2222-243X.2021-38.53

7. Домрачева С. А., Кузнецова Л. В. Научная школа как инструмент развития инновационной деятельности современного вуза // Вестник Марийского государственного университета. 2021. Т. 15. № 3. С. 275-282. https://doi.org/10.30914/2072-6783-2021-15-3-275-282

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ | № 4 (2024)

8. Профессиональное образование: современные подходы и перспективы развития / Е. Н. Трофимов, В. А. Кальней, С. Е. Шишов [и др.]. Москва : ООО «Литературное агентство «Университетская книга», 2019. 188 с.

9. Газитдинов, А. М. Управление инновационной деятельностью вуза в условиях цифровизации / А. М. Газитдинов // Российские регионы в фокусе перемен : сборник докладов XV Международной конференции, Екатеринбург, 10-14 ноября 2020 года. Том 2. Екатеринбург : ООО «Издательство УМЦ УПИ», 2021. С. 326-328.

10. Пономарева О. Н. Механизм управления научно-образовательным потенциалом вуза, основанный на коллаборации // Экономика: теория и практика. 2021. № 1(61). С. 21-26.

11. Лухманова Г. К., Габдуллина Р. Ж. О концепции исследовательского университета и предпринимательском образовании // Экономическое развитие региона: управление, инновации, подготовка кадров. 2019. № 6. С. 259-265.

12. Кайгородцев А. А., Сарсембаева Г. Ж. Механизмы трансформации классического университета в исследовательский (инновационный) // Европейский журнал социальных наук. 2018. № 7-2. С. 100-105.

13. Безуевская В. А. «Третья миссия» университетов // Вестник Сургутского государственного университета. 2019. № 1(23). С. 37-42.

14. Алисултанова И. А., Мержуева Ю. А., Пырнова О. А. Роль информационно-образовательного мышления в развитии инновационных качеств студентов // Экономика и управление: проблемы, решения. 2024. Т. 1. № 6 (147). С. 172-177. https://doi.org/10.36871/ek.up.p.r.2024.06.01.023

15. Куликова В. В., Воливок О. А. Интеграция науки и образования в вузе на примере научно-учебных групп // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10. № 2 (35). С. 189-192. https://doi.org/10.26140/anip-2021-1002-0045

16. Бадмаева Э. С., Балданова Т. С., Лобсанова О. А. Автоматизация учета научной активности сотрудников кафедры // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. 2022. № 4. С. 25-30. https://doi. org/10.18101/2304-4446-2022-4-25-30

17. Климук В. В., Парушина Н. В., Астратова Г. В. Алгоритм разработки стратегии развития научно-инновационной деятельности университета // Вестник ОрелГИЭТ. 2022. № 3(61). С. 43-54. https://doi.org/10.36683/2076-5347-2022-3-61-43-54

REFERENCES

1. Tararykin S. V., Ratmanova I. D., Bulatov L. N. University Management: Practice and Analysis. 2019. No 23(4). P. 69-79. https:// doi.org/10.15826/umpa.2019.04.029 (In Russ.)

2. Egorova E. M., Glushchenko A. V. The institutional environment as the basis of accounting and information support for the management of a modern university // Accounting in budgetary and non-profit organizations. 2023. No 18 (570). P. 22-37.

3. Permyakov O. E., Pavlova T. A. Multifactorial management the development of universities innovative educational ecosystems // Administrative consulting. 2020. No 12. P. 149-164. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2020-12-149-164

4. Khakhonova N. N., Emelyanova I. N., Yurina A. A. Peculiarities of the organization of work of responsibility centers in the enterprise // Accounting and Statistics. 2020. No 3 (59). P. 35-42.

5. Orlova E. A. Organizational aspects of accounting in national research universities // Vestnik of Lobachevsky University of Nizhni Novgorod». 2011. No 1. P. 259-263.

6. Kokorev A. V., Votkov M. A. Innovative activity of departments as a factor in the formation of professional competencies of military university cadets // KANT. 2021. No 1 (38). P. 258-263. https://doi.org/10.24923/2222-243X.2021-38.53

7. Domracheva S. A., Kuznetsova L. V. Scientific school as a tool for the development of innovative activities of a modern university // Vestnik of the Mari State University. 2021. Vol. 15. No 3. P. 275-282. https://doi.org/10.30914/2072-6783-2021-15-3-275-282 (In Russ.)

8. Professional education: modern approaches and prospects for development / E. N. Trofimov, V. A. Kalney, S. E. Shishov [et al.]. Moscow : OOO «Literary Agency «University Book», 2019. 188 p.

9. Gazitdinov A. M. Management of university innovation activities in the context of digitalization // Russian regions in the focus of change : Collection of reports of the XV International Conference, Yekaterinburg, November 10-14, 2020. Volume 2. Yekaterinburg : LLC «Publishing House of UMTS UPI», 2021. P. 326-328.

10. Ponomareva O. N. The mechanism of managing the scientific and educational potential of the university, based on collaboration // Economics: theory and practice. 2021. No 1(61). P. 21-26.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ | № 4 (2024)

11. Lukhmanova G. K., Gabdullina R. Zh. On the concept of research university and entrepreneurship education // Economic development of the region: management, innovation, training. 2019. No 6. P. 259-265.

12. Kaigorodtsev A. A., Sarsembayeva G. Zh. Mechanisms of transformation of classical university in the research (innovative) // European Journal of Social Sciences. 2018. No 7-2. P. 100-105.

13. Bezuevskaya V. A. The third mission of universities // Surgut State University Journal. 2019. No 1 (23). P. 37-42 (In Russ.)

14. Alisultanova I. A., Merzhueva Yu. A., Pyrnova O. A. The role of information and educational thinking in the development of innovative qualities of students // Economics and management: problems, solutions. 2024. Vol. 1. No 6 (147). P. 172-177. https://doi.org/10.36871/ek.up.p.r.2024.06.01.023

15. Kulikova V. V., Volivok O. A. Integration of science and education in the university on the example of scientific and educational groups // Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2021. T. 10. No 2(35). P. 189-192. https://doi.org/10.26140/ anip-2021-1002-0045

16. Badmaeva E. S., Baldanova T. S., Lobsanova O. A. Automation of Accounting for the Scientific Activity of the Staff of Research Chair. Bulletin of Buryat State University // Economy and Management. 2022 No 4. P. 25-30. https://doi.org/10.18101/2304-4446-2022-4-25-30

17. Klimuk V. V., Parushina N. V., Astratova G. V. Generation Algorithm of the Development Strategy for the University Scientific and Innovative Activities // OrelSIET bulletin. 2022. No 3 (61). P. 43-54. https://doi.org/10.36683/2076-5347-2022-3-61-43-54

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ | № 4 (2024)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.