Научная статья на тему 'Особенности учебно-воспитательного процесса на факультетах военного обучения'

Особенности учебно-воспитательного процесса на факультетах военного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
257
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛОЖЕНИЕ / ОСОБЕННОСТИ / ПРОТИВОРЕЧИЙ / РЕЗЕРВ / ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ / СПЕЦИАЛЬНОСТЬ / ФАКУЛЬТЕТАХ ВОЕННОГО ОБУЧЕНИЯ / СПЕЦИФИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ / НАПРАВЛЕННОСТЬ / НАУЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / ЛИЧНОСТЬ / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ / ОПТИМИЗАЦИИ / ИНТЕНСИФИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сотволдиев Абдулхошим Юлдашович

В данной статье отражены особенности учебно-воспитательного процесса на факультетах военного обучения при ВОУ Республики Узбекистан, а именно подготовка офицеров резерва и запаса в высших образовательных учреждениях педагогической направленности. Содержит рекомендации научной организации учебно-воспитательного процесса на факультетах военного обучения, активизации познавательной деятельности студентов в интересах военной подготовки, мобилизующей внимание и способности студентов. Статья интересна для руководства факультета военного обучения, а также преподавательского состава факультетов военного обучения высших образовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сотволдиев Абдулхошим Юлдашович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности учебно-воспитательного процесса на факультетах военного обучения»

5. Мухина В.С. Детская психология [Текст]: Учеб. для пед. ин-тов) / Под ред. Л.А. Венгера. М.: «Просвещение», 1985. 272 с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начальной школы (от 06.10. 2009 № 373) [Электронный ресурс] // Официальный сайт министерства образования РФ. Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru/news/2014.08/news_0608. html, свободный/ (дата обращения: 25.03.2017).

7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ [Электронный ресурс] // Правовая навигационная система «Кодексы и законы РФ». Режим доступа: http://www.zakomf.info/zakom-ob-obrazovanii-v-f/, свободный/ (дата обращения: 25.03.2017).

8. Эльконин Д.Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин. М: Просвещение, 1999. 300 с.

ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ФАКУЛЬТЕТАХ ВОЕННОГО ОБУЧЕНИЯ Сотволдиев А.Ю.

Сотволдиев Абдулхошим Юлдашович - доцент, факультет допризывного военного образования, Ташкентский государственный педагогический университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье отражены особенности учебно-воспитательного процесса на факультетах военного обучения при ВОУ Республики Узбекистан, а именно подготовка офицеров резерва и запаса в высших образовательных учреждениях педагогической направленности. Содержит рекомендации научной организации учебно-воспитательного процесса на факультетах военного обучения, активизации познавательной деятельности студентов в интересах военной подготовки, мобилизующей внимание и способности студентов. Статья интересна для руководства факультета военного обучения, а также преподавательского состава факультетов военного обучения высших образовательных учреждений. Ключевые слова: положение, особенности, противоречий, резерв, процессе обучения, специальность, факультетах военного обучения, специфические условия, социально-психологический, направленность, научной организации, личность, учебно-воспитательный процесс, эмоциональный настрой, оптимизации, интенсификации.

В соответствии с законом Республики Узбекистан «О всеобщей воинской обязанности и военной службе» согласно статье 16 предусмотрена подготовка офицеров резерва и запаса в высших образовательных учреждениях. Подготовка офицеров резерва и запаса из числа студентов высших образовательных учреждений осуществляется в создаваемых в них учебных подразделениях военной подготовки (военные кафедры, циклы и факультеты) [1, с. 150].

В сложной международной обстановке правительство Узбекистана принимает действенные меры по укреплению экономического и оборонного могущества государства.

Наряду с этим важное место в деле дальнейшего повышения боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил Республики Узбекистана занимает подготовка высококвалифицированных военных кадров, в том числе офицеров резерва и запаса из числа воннообязанных студентов на военных кафедрах гражданских вузов. (далее - ВОУ)

Выработанные в течение с высшее столетий организация, структура и функции системы военной в том числе вневойсковой, подготовки обеспечивали и сейчас обеспечивают достижение большинства военно-политических целей многих государств.

Положение, утвержденное Кабинетом Министров Республики Узбекистан от 9 октября 2017 г. № 809 «Об учебных подразделениях военной подготовки высших образовательных учреждений Республики Узбекистан», определяет правовые и организационные деятельности учебных подразделений военной подготовки (факультеты, военного обучения, военные кафедры, циклы и курсы) высших образовательных учреждений Республики Узбекистан осуществляющих подготовку офицеров резерва и запаса.

В нем определено, что учебные подразделения военной подготовки, осуществляющие подготовку офицеров резерва и запаса, по своему статусу приравниваются к высшему военно-образовательному учреждению Министерства обороны Республики Узбекистан [2, с. 16].

При наличии военной подготовки в ВОУ студент в процессе обучения одновременно подготавливается по двум специальностям - гражданской, как специалист отрасли народного хозяйства, и военной, как офицер резерва и запаса по установленной для данного ВОУ, факультета военно-учетной специальности.

Учебно-воспитательный процесс на факультетах военного обучения ВОУ имеет ряд особенностей, отличающих его как от учебно-воспитательного процесса на гражданских кафедрах ВОУ, так и от учебно-воспитательного процесса в военно-учебных заведениях. Знание и учет этих особенности педагогическим коллективом военной кафедры способствует целенаправленной работе по совершенствованию военной подготовки, позволяет расставить правильные акценты в учебной и воспитательной работе со студентами, использовать наиболее эффективные формы и методы обучения, сформулировать требования к преподавателю военной кафедры.

Особенности учебно-воспитательного процесса на факультетах военного обучения обусловлены, во-первых, специфичностью самого предназначения офицеров резерва и запаса как резерва офицерских кадров, главное - неопределенностью момента их призыва в Вооруженные Силы и вытекающими из этого особыми требованиями к их подготовке.

Во-вторых, эти особенности обусловлены специфическими условиями проведения военной подготовке в гражданском вузе: одновременной подготовкой студента по двум специальностям - гражданской и военной, относительно малым объемом отводимых на военную подготовку учебных часов, ограниченным числом контактов со студентами офицеров военной кафедры, отсутствием в ВОУ условий, характерных для воинской части и военно-учебного заведения - строго уставного порядка, воинской дисциплины, психологических и физических нагрузок, соответствующих тем видам воинской деятельности, к которым готовятся студенты.

В-третьих, эти особенности обусловлены социально-психологическими характеристиками студентов как объекта учебно-воспитательного процесса на военной кафедре: их высоким общеобразовательным и культурным уровнем, развитым воображением и способностью к абстрактно-логическому мышлению, общей гражданской направленностью личности, эмоциональностью, впечатлительностью, недостаточной психологической устойчивостью. Именно в психологические качества обеспечивают у офицера психологическую устойчивость -способность быстро ориентироваться в часто меняющейся боевой обстановке, переносить тяготы, суровые испытания и лишения военной службы, способность преодолевать страх и т.п. [3, с. 32].

Основные характерные особенности учебно-воспитательного процесса на факультетах военного обучения состоят прежде всего, органическая связь учебно-воспитательного процесса на факультетах военного обучения с учебно-воспитательным процессом в вузе. При наличии военной подготовки в ВОУ студент в процессе обучения одновременно подготавливается по двум специальностям -гражданской, и военной, как офицер резерва и запаса по установленной для данного ВОУ, факультета военно-учетной специальности. Подготовка одной и той же личности к этим двум различным по существу видам деятельности представляет

50

собой сложный психолого-педагогический процесс, заключающий в себе ряд противоречий. Научно обоснованное разрешение этих противоречий педагогическими коллективами вузов и их факультетах военного обучения является необходимым условием успешного решения обеих задач.

С одной стороны, вследствие различий в целях, содержании, формах и методах обучения по гражданской и военной специальностям военная подготовка в ВОУ выступает как относительно самостоятельный вид подготовки.

С другой стороны, военная подготовка является составной частью высшего образования, получаемого в гражданском вузе. Поэтому она соотносится с подготовкой по гражданской специальности как единый, взаимосвязанный и взаимодополняющий процесс по формированию в ВОУ всесторонне и гармонически развитой личности молодого специалиста [4, с. 7].

Основные характерные особенности учебно-воспитательного процесса на факультетах военного обучения, прежде всего, это органическая связь учебно-воспитательного процесса на факультетах военного обучения с учебно -воспитательным процессом в вузе.

Еще один немаловажный аспект связи является: учебно-воспитательный процесс на факультетах военного обучения должен по своей научности, интеллектуальной насыщенности, педагогической культуре соответствовать уровню высшего учебного заведения. Если он проводится на современной научной основе, мобилизует умственные способности студента, побуждает его к самостоятельной творческой работе, то у студентов проявляется интерес к военной подготовке, а затем и увлеченность ею, возникает внутренняя потребность в получении военных знаний, умений и навыков. Главная роль в этом принадлежит, преподавателям факультетах военного обучения.

Второй особенностью учебно-воспитательного процесса на факультетах военного обучения является превалирование в нем воспитательных функций и воздействий над часто учебными функциями, т.е. его преимущественно воспитательный характер, ярко выраженная самостоятельность. Объясняется это тем, что наиболее ответственной, сложной и трудоемкой задачей военной подготовки является морально-политических, профессионально-боевых и психологических качеств личности.

Третья особенность учебно-воспитательного процесса на факультетах военного обучения заключается в необходимости его завершенности, устойчивости и прочности его результатов, т.е. убеждений, знаний, умений и навыков, а также качеств личности, сформированных факультетах военного обучения и определяющих подготовленность студента к исполнению обязанностью по полученной военной специальности. Эта особенность проистекает из неопределенности момента призыва офицеров резерва и запаса и, следовательно, возможности многолетнего разрыва между временем окончания студентами военной подготовки и началом их службы в Вооруженных Силах. Поддержание уровня военно-профессиональных знаний для офицеров резерва и запаса - специалистов с высшим образованием облегчается за счет приобретенного в ВОУ умения работать с литературой и самостоятельно добывать знания.

Четвертая особенность учебно-воспитательного процесса на факультетах военного обучения состоит в том, что он должен обеспечивать перспективную, опережающую подготовку офицеров запаса. Это объясняется. С одной стороны, уже отмеченной неопределенностью момента призыва офицеров запаса, а с другой - непрерывным развитием военной науки и техники, совершенствованием организационной структуры войск, форм и методов ведения боевых действий и появлением новых образцов вооружения и боевой техники, автоматизацией процессов управления войсками и комплексами вооружения. Вследствие этого призванный в войска офицер резерва и запаса обязательно столкнется с необходимостью быстрого освоения новых образцов вооружения и боевой техники, которые не изучались на факультетах военного

51

обучения. Подобная проблема существует даже при подготовке кадровых офицеров в военно-учебных заведениях. Молодые офицеры нередко сталкиваются в войсках с образцами вооружения, которых просто не существовало во время их обучения.

Пятая особенность учебно-воспитательного процесса на факультетах военного обучения - явно выраженная и отличающая его от других кафедр ВОУ практическая направленность. Эта особенность является отражением требований подготовки офицера резерва и запаса именно к конкретной практической деятельности по получаемой военной специальности.

Шестая особенность учебно-воспитательного процесса на факультетах военного обучения выражается в специфических для ВОУ (но схоже с военно-учебными заведениями) формах его проведения: строгом уставном порядке на факультетах военного обучения, воинской дисциплине, дисциплинарной практике, четкой организации военного дня. Как уже отмечалось ранее эти, безусловно, необходимые элементы воинского воспитания обусловливают необычный для студентов микроклимат факультета военного обучения и вступает в противоречие с привычной для них «свободной» атмосферой в вузе. Это противоречие особенно обостряется при проведении учебного сбора, на которым студенты полностью ставятся в условия воинского подразделения. Для студентов, не служивших в армии, эти условия, в первую очередь необходимость четкой уставной регламентации всей своей деятельности, присущие воинской службе трудности, психические и физические нагрузки, весьма необычны. Все это требует то преподавателей факультета военного обучения особого педагогического такта и продуманной методики проявления требовательности к студентам.

Седьмая особенность учебно-воспитательного процесса на факультетах военного обучения - его напряженность, интенсивность. Эта особенность обусловлена, во-первых, противоречием между большим и быстро возрастающим в связи с научно-техническим прогрессом в военном деле объемом учебного материала и относительно малым и практически неизменным лимитом отводимых в ВОУ на военную подготовку учебных часов; во-вторых, противоречием между сложностью и ответственностью воспитательных задач военной подготовки и ограниченным числом контактов со студентами преподавателей факультета военного обучения.

Оба противоречия обостряются из-за усложнения задач военной подготовки в современных условиях, повышения требований к качеству профессиональной подготовки офицеров запаса, и прежде всего к их практической подготовке, к уровню сформированности профессионально-боевых качеств личности. Поэтому все звенья учебно-воспитательного процесса на военной кафедре, каждое занятие по военной подготовке должны нести большую учебную и воспитательную нагрузку.

Путь преодоления указанных противоречий лежит в педагогически обоснованной оптимизации и интенсификация учебно-воспитательного процесса факультета военного обучения. В основе оптимизации и интенсификации учебно -воспитательного процесса на факультетах военного обучения лежит высокий общеобразовательный уровень студентов, который в принципе позволяет им быстро и сознательно усваивать сложный и разнообразный учебный материал. Но чтобы реализовать эту возможность, нужно активизировать познавательную деятельность студентов в интересах военной подготовки. Для этого необходимо, во-первых, пробудить у студентов потребность и интерес к изучению дисциплин военной подготовки с применением новых образовательных технологии, во -вторых, обеспечить высокую информативность учебного материала с учетом связанных реформой Вооруженных Сил, мобилизующую внимание и способности студентов. В-третьих, создать на занятиях творческую обстановку с помощью график органайзеров, эмоциональный настрой, вызывающие познавательную активность студентов и побуждающие их к наряженной, захватывающей работе по усвоению изучаемых вопросов.

Напряженность учебно-воспитательного процесса на факультетах военного обучения накладывает отпечаток на весь стиль ее работы, требует оперативности и четкости в решении учебно-воспитательных задач, научный организации дела со стороны руководства факультета военного обучения. Напряженность военной подготовки имеет для студентов и большое воспитательное значение, так как приучает их к трудностям воинской деятельности, а также выбранных ими гражданской профессии, интенсивности, ответственности и разнообразию аспектов работы офицера.

Рассмотренные особенности учебно-воспитательного процесса на факультетах военного обучения в значительной степени определяют требования к преподавателю факультета военного обучения, структуру его педагогической деятельности и возможности научной организации его труда.

Список литературы

1. Национальная программа по подготовке кадров. Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1997. № 11-12, С. 295 (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2007. № 15. С. 150).

2. Закон «О всеобщей воинской обязанности и военной службе» Республики Узбекистан «О всеобщей воинской обязанности и военной службе». Ташкент, 2003. C. 16.

3. Ефимов Н.Н. Педагогическое основы военной подготовки студентов в ВУЗе. Изд. Московского университета, 1986. C. 32.

4. Программа подготовки офицеров резерва и запаса из числа студентов высших образовательных учреждений, 2014. C. 7.

THE EFFECTS OF VOCABULARY ON READING COMPREHENSION Khayrullayeva D.

Khayrullayeva Dilorom - Senior Teacher, DEPARTMENT OF THE THEORETICAL ASPECTS OF THE ENGLISH LANGUAGE, UZBEK STATE WORLD LANGUAGES UNIVERSITY, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: reading is something that you can do on your own and that greatly broadens your vocabulary, thus helping you in speaking (and in listening and writing). Reading is therefore a highly valuable skill and activity, and it is recommended that English learners try to read as much as possible in English.

Keywords: reading process, meta-analysis, IQ test, syntactic parsing.

Several researchers have demonstrated the influence of vocabulary knowledge on reading comprehension. The growth in vocabulary is not only important in its own right but is also an important indicator of growth in general reading ability.

Also the reverse effect of free reading on vocabulary development has been found. For example, it was claimed that the amount of free reading is one of the most important sources of vocabulary development of students in the middle grades. Free reading, in and out of school, accounts for one third of the average child's annual vocabulary growth. Swanborn and de Glopper [4] conducted a meta-analysis of 20 experiments examining incidental word learning during normal reading. They found that students on average learn about 15% of the unknown words they encounter.

It was suggested that the patterns of interrelations he found, i.e., the effects of vocabulary on reading comprehension, as well as the effects of decoding on leisure time reading, and leisure time reading on vocabulary, can be interpreted as a reciprocal causal relation between reading development and vocabulary development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.