Научная статья на тему 'Пути реализации требований к подготовке офицеров запаса на военных кафедрах'

Пути реализации требований к подготовке офицеров запаса на военных кафедрах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
322
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АККРЕДИТАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ / ВНЕВОЙСКОВАЯ ПОДГОТОВКА / ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕННОСТЕЙ / ОФИЦЕРОВ РЕЗЕРВА И ЗАПАСА / ПОСТОЯННОЙ БОЕВОЙ ГОТОВНОСТИ / КОНТЕКСТ / УГЛУБЛЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОБОРОННЫМИ ВЕДОМСТВАМИ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ / ПАРТНЕРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ПЕРЕДОВОЙ ВОЕННОЙ ОПЫТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сотволдиев Абдулхошим Юлдашович

В данной статье отражены пути реализации требований к подготовке офицеров запаса на военных кафедрах при вузе Республики Узбекистан, а именно о подготовке офицеров резерва и запаса в высших образовательных учреждениях педагогических направленностей. Также даются рекомендации по подготовке офицеров запаса в ходе учебно-воспитательного процесса на военной кафедре и всей системы воспитания и профессиональной подготовки студентов в вузе. Статья полезна для преподавательского состава военных кафедр высших образовательных учреждений, а также для офицеров, занимающихся вневойсковой подготовкой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сотволдиев Абдулхошим Юлдашович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути реализации требований к подготовке офицеров запаса на военных кафедрах»

В заключение еще раз подчеркнем, развитие предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста способствует формированию у них психологических новообразований и способностей, которые, в свою очередь, определяют условия высокой успешности в дальнейшей учебной деятельности и освоении предметных дисциплин на этапе начального общего образования.

Список литературы

1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. М.: ИНТОР, 2006. 544 с.

2. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П.Я. Гальперин. М.: Просвещение, 2005. 45 с.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 2005. 304 с.

4. Субботина С.В. Условия формирования у старших дошкольников предпосылок учебной деятельности / С.В. Субботина // Дошкольное воспитание, 2014. № 4. C. 108-114.

5. УсоваА.П. Обучение в детском саду / А.П. Усова. М.: Просвещение, 2011. 129 с.

6. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Под редакцией Д.И. Фельдштейна. М.: МПСИ, 2001. 417 с.

ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ К ПОДГОТОВКЕ ОФИЦЕРОВ ЗАПАСА НА ВОЕННЫХ КАФЕДРАХ Сотволдиев А.Ю.

Сотволдиев Абдулхошим Юлдашович - доцент, кафедра допризывного военного образования, Ташкентский государственный педагогический университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье отражены пути реализации требований к подготовке офицеров запаса на военных кафедрах при вузе Республики Узбекистан, а именно о подготовке офицеров резерва и запаса в высших образовательных учреждениях педагогических направленностей. Также даются рекомендации по подготовке офицеров запаса в ходе учебно-воспитательного процесса на военной кафедре и всей системы воспитания и профессиональной подготовки студентов в вузе. Статья полезна для преподавательского состава военных кафедр высших образовательных учреждений, а также для офицеров, занимающихся вневойсковой подготовкой. Ключевые слова: аккредитации учебных заведений, вневойсковая подготовка, высших образовательных учреждений педагогических направленностей, офицеров резерва и запаса, постоянной боевой готовности, контекст, углубление взаимодействия с оборонными ведомствами иностранных государств, партнерские отношения, передовой военной опыт.

Выбор собственного пути экономического и социального развития Республикой Узбекистан, вызвали необходимость реорганизации структуры и содержания подготовки кадров, обусловили принятие ряда мер: введение Закона «Об образовании» (1997 г.); внедрение новых учебных планов, программ, учебников, разработку современного дидактического обеспечения, осуществление аттестации и аккредитации учебных заведений; создание новых типов образовательных учреждений.

Национальная программа по подготовке кадров соответствует положениям Закона Республики Узбекистан «Об образовании», разработана на основе анализа национального опыта, исходя из мировых достижений в системе образования и ориентирована на формирование нового поколения кадров с высокой общей и профессиональной культурой, творческой и социальной активностью, умением самостоятельно ориентироваться в общественно-политической жизни, способных ставить и решать задачи на перспективу.

Программа предусматривает реализацию национальной модели подготовки кадров, создание социально-экономических, правовых, психолого-педагогических и иных условий для формирования всесторонне развитой личности, адаптации к жизни в современном изменяющемся обществе, осознанного выбора и последующего освоения образовательных и профессиональных программ, воспитание граждан, сознающих свою ответственность перед обществом, государством и семьей [1, ст. 150].

В сложной международной обстановке правительство Узбекистана принимают действенные меры по укреплению экономического и оборонного могу щества государства.

На ряду с тем важное место в деле дальнейшего повышения боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил занимает подготовка высококвалифицированных военных кадров, в том числе офицеров запаса из числа воннообязанных студентов на военных кафедрах гражданских вузов.

В соответствии закона Республики Узбекистан «О всеобщей воинской обязанности и военной службе» согласно статьой 16. предусмотрена подготовка офицеров резерва и запаса в высших образовательных учреждениях. Подготовка офицеров резерва и запаса из числа студентов высших образовательных учреждений осуществляется в создаваемых в них учебных подразделениях военной подготовки (военные кафедры, циклы и факультеты) [2, ст. 16].

Военные кафедры высших образовательных учреждений, осуществляющие подготовку бакалавров и магистров допризывного военного образования и офицеров резерва и запаса, осуществляют свою деятельность на правах отдельного факультета высшего образовательного учреждения.

В условиях бурного научно - технического прогресса, когда на вооружение поступает все новые обрацы и боевой техники, автоматизированные системы управления, сущственно изменился и характер возможного современного боя. В связи с этим не мало важное с играет роль подготовка и обучение студентов высших и средних специальных учебных заведений, проходящим военную подготовку, в усвоении программ обучения, а руководителям занятий в качественном их обучнии. Однако нам надо не забывать о том, что время стремительно движется вперед.

Борьба за мир не исключает, а предпологает постоянную готовность Вооруженных Сил каждого патриота к защите своего Отечества. И чем выше боевая готовность, тем меньше вероятность того, что потенциальный агрессор решится на авантюру.

Одним из важних элементов постоянной боевой готовности является высокая профессиональная подготовка офицерских кадров, в том числе офицероф запаса [3, ст. 8].

Военное обучение и воспитание студентов организуется и проводится в соответствии с Положением о подготовке офицеров резерва и запаса в высших образовательных учреждениях Республики Узбекистан, приказами и директивами Министра Обороны Республики Узбекистан, Министра высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, методики проведения государственной аттестации студентов военных кафедр высших образовательных учреждений Республики Узбекистан, общевоинскими уставами, наставлениями, курсами стрельб и вождений и настоящей Программой [4, ст. 82].

Требование к подготовке офицеров запаса реализуются в ходе учебно-воспитательного процесса на военной кафедре и всей системой воспитания и профессиональной подготовки студентов в вузе. Определяющая роль в формировании

102

необходимых офицеру военно-профессиональных качеств принадлежит педагогическому мастерству преподавателей военной кафедры, «воинскому микроклимату», который должен быть создан в процессе военного обучения и воспитания студентов, полевой выучке на учебных сборах в войсках. В месте с тем эффективность формирования у студентов этих качеств, как показывает опыт многих военных кафедр, тем выше, чем активнее принамает участие в этом процессе деканаты, обшественные организации, профессорско-преподавательский состав общенаучных и профилирующих кафедр факультетов. По этому руководство военной кафедры должно так планировать и организовывать учебно-воспитательный процесс, чтобы он был тесно связан с обучением и воспитанием студентов на кафедрах и факультетов. Кроме того, в процессе военной подготовки студентов необходимо более широко использовать опыт военно-учебных заведений, военных кафедр других вузов, результаты службы офицеров - воспитанников военной кафедры в Вооруженных Силах.

Комплекс качеств, который должен быть сформирован у студента как будущего офицера запаса в процессе его военной подготовки в вузе, вкючает в себя морально -духовное, профессионольно - боевые, психологические и физичекие качества.

Морально - духовное качества определяются уровнями национального сознания, убежденности национальной идеи и национальной нравственности. Национальное сознание характеризуется научным мировоззрением, отвтственностью перед обществом и за защиту своей Родины, стремлением к качественному выполнению обязонностей офицера. Убежденность национальной идеи определяется твердой верой в правоту дела укрепления независимости Республики, активной жизненой позицией, стойкостью убеждений, единством слова и дела.

Национальная нравственность характеризуется личным признанием и соблюдением требований морального кодекса укрепления независимости, развитым чувством патриотизма, ответственостью за высокое звание почетного гражданина независимой Республики, офицера Вооруженных Сил, верностью Военной присяге. Высокие морально - духовное качества студентов формируются всем укладом жизни реального общества, изучением теорией национальной независимости на кафедрах общественных наук в течение всего периода обучения в вузе, воздействием средств воспитания, осуществляемых в учебном заведения на основе единого комплексного плана национального воспитания.

Большая роль в воспитании студентов принадлежит преподавателям военных кафедр. Учебно-воспитательный процесс на военных кафедрах предусматривает задачи национально-идейной закалки студентов. Они решаются при изучении курса гуманитарных предметов, а также работа в Вооруженных Силах Республики Узбекистан, средствами массово-политической работы, участием студентов общественно-политической практике на военной кафедре в вузе и на учебном сборе в войсках, посещением под руководством военных преподавателей музеев, выставок, организацией походов по местам боевой и трудовой славы и др. Одним из важных факторов, оказывающих влияние на формировании у студентов морально-идейной качеств и военно-профессиональной направленности, является военно-патриотическое воспитание. Военно-патриотическое воспитание - неотъемлемая составная часть национального воспитания, активный процесс планомерного и целеустремленного формирования у студентов высокой национально - идейной сознательности, политической бдительности, преданности своей Родине и других морально - психологических качеств, а также военных и физических навыков, необходимых для выполнения долга по защите независимости Родины.

Преподаватель военной кафедры, осуществляя военное обучение и воспитание студентов, обязан постоянно заниматься их духовно-идейной, нравственным, воинским и военно - патриотическим воспитанием. В месте с тем эффективное воспитательное воздействие студентов требует высокой идейно-теоритической

103

подготовки самих преподпвателей, знаний основ военной педагогики а психологии, воински этики и других наук.

Таким образом, морально-духовная подготовка должен быть нацелена на формирование национально-идейной убежденности, внутренних побудительных сил личности, обеспечивающих положительное отношение студентов к военной подготовке, призыву и службе в Вооруженных Силах как осознанной обязанности патриота.

Профессионально-боевые качества включают в себя военно-профессиональную компетентность, дициплинированность, командирскую волю, организаторские способности, творческую способность.

Военно-профессиональную компетентность характеризуется военно -профессиональными знаниями необходимыми для уверенного исполнения обязонностей на офицерской должности в войсках. Объем и содержание этих знаний, навыков и умений определяются программой военной подготовки.

Дициплинированность - сознательное выполнение требований Конституции и законов Республики Узбекистан, внутренняя убежденность в необходимости выполнения Военной присяги, уставов и умения управлять, своим поведением в любой обстановке, беспрекословно выполнять приказания начальников и старших.

Командирская воля - целеустремленность, инициатива, самостоятельность, решительность, настойчивость в достижении целей; требовательность к себе к подчиненным; выдержка и самообладание; умение подчинить людей своей воле и выполнить поставленную задачу, несмотря на любые трудности.

Организаторские способности - умение выделить главное звено в работе, подобрать нужных исполнителей и четко распределить обязанности между ними, способность мобилизовать, подчиненных на эффективное выполнение задач, твердо и непрерывно управлять подчиненным подразделением в бою, способность в работе с людьми опираться общественные организации, уметь организовать соревнование, обеспечить контроль исполнения, создать в подразделении благоприятный морально-психологический климат.

Творческое способность - творческий подход и инициатива, неустанный поиск новых путей с целью, решения поставленной перед подразделением задачи, предвидение и интуиция.

В основе прочного освоения студентами любой военной специальности лежат фундаментальные основы идейно - теоретических, научных, технических и специальных знаний, полученных ими на кафедрах своего вуза. Профессиональная подготовка офицеров запаса немыслима без усвоения требований боевых общевойсковых уставов, наставлений. Практическая направленность обучения, повышения качества полевой выучки должна быть положена в основу планирования и методики проведения занятий по всем предметам военной подготовки. Для этого кафедры располагают необходимыми учебно-боевой техникой, полевой и классно-лабораторной базами.

В крупных гарнизонах, в которых имеется несколько военных кафедр, рекомендуется создать межвузовские полевые учебные центры с целью успешного освоение программ «Подготовка офицеров резерва и запаса из числа студентов высших образовательных учреждений». Кроме этого использовать полевая учебно-материальная база войск и военно-учебных заведений для привития студентам практических навыков. Вес уклад жизни и деятельности военных кафедр, организация учебных сборов в войсках должны быть подчинены воинскому воспитанию, формированию таких присущих офицеру качеств, как внутренняя собранность, подтянутость, быстрота принятия решений и настойчивость в их выполнении.

Преподаватели военных кафедр должны дать студентам навыки обучения и воспитания личного состава, вооружить их знаниями основ военной психологии и педагогики. Важным направлением в учебно-воспитательном процессе является формирование у студентов творческого мышления, самостоятельности при решении

104

практических задач, а также стремления активно участвовать в воспитательной работе и общественной жизни. По этому, естественно, перед коллективами военных кафедры стоит задача - постоянно идти в ногу с жизнью, требованиями науки, постоянно заниматься совершенствованием учебно-воспитательного процесса, искать пути повышения качества военной подготовки офицеров запаса для Вооруженных Сил.

Психологическая качества обеспечивают у офицера психологическую устойчивость - способность быстро ориентироваться в часто меняющейся боевой обстановке, переносить тяготы, суровые испитания и лишения военной службы, способность преодолевать страх и т.п. Именно в психологической подготовке реализуется положения о том, что как бы ни было грозно новейшее оружие, судьбу войну будут решать люди, владеющие этим оружием, что справедливые цели борьбы - одна из гарантий победы, что победу в совремнной войне одержит тот, кто обладает не только новейшей техникой и вооружнием, но и способен в труднейших условиях сохранять высокий моральный дух и волю.

Психологическия качества вырабатываются у студентов главным образом в ходе учебно - воспитательного процесса на военной кафедре и на учебном сборе в войсках. Большое значение для психологической подготовки студентов имеет выработка у студентов на военных занятиях правильных представлений о характере вооруженной борьбы, о природе современного боя.

Преподаватели военных кафедры должны стремиться в планах занятий заранее предусмотреть элементы психологической закалки студентов. Большие возможности целенаправленной психологической подготовки должно содержать занятие по тактике, огневой подготовке, материальной части вооружения и боевой техники на учебных сборах в войсках.

Практика показывает, что эти возможности психологической закалки превращаются в действительность, если занятия приближены к реальным условиям боевой обстановке и проводятся с большим напряжением моральных и физических сил. Для этого необходимо создавать на занятиях и учениях (конечно, в целесообразных пределах) сложные препятствия и трудности, вызывающие непрерывные физические неудобства и психологические нагрузки, сложные внутренние эмоции и состояния, обозначать противостоящего противника, воссоздавать внешние картины современного боя - звуковые и шумовые эффекты, имитировать взрывы, завалы, разрушения, организовывать сложные и не стандартные ситуации, выход из которых требует самостоятельных решений, полного напряжение сил и т.п. Одним из путей психологической закалки является также использование системы тренажеров с учетом военной специализации студентов. В этом важно уметь использовать опыт военное - учебных заведений и войск.

Таким образом, направления и пути психологической подготовки студентов -будущих офицеров запаса на военных кафедрах определяются объективными требованиями современного боя, которые наиболее полно отражены в воинских уставах, наставлениях, и приказах министра обороны РУ.

Физические качества студентов формируется и развиваются в общей системе физического воспитания в вузе, как правило, силами и средствами кафедры физического воспитания и спорта.

Физическое воспитание - один из важнейших составных элементов подготовки офицеров запаса в образовательных заведениях. Характер воинский деятельности, офицера как в военное, так и мирное время требует от него крепкого здоровья и высокого уровня физической закалки.

Военные кафедры не должны стоять в стороне от физической подготовки студентов, проходящих занятия по программе офицера запаса, от спортивной работы в вузе. Как показывает опыт работы лучших военных кафедры, преподаватели включают в занятия по военной подготовке элементы так называемой попутной физической тренировки: ускоренное передвижение шагом и бегом, преодоление

105

естественных препятствий, водных преград, метание учебных гранат, многократную посадку на транспортные средства и высадку с них, действия в средствах химической защиты, переноску грузов и др. Ценность попутной физической тренировки возрастает, когда она носит разносторонний, систематический характер и умело сочетается с решением основных задач занятий.

Большие возможности предоставляются для физической подготовки студентов на учебных сборах в войсках. В распорядок дня включается обязательная утренняя физическая зарядка. В воскресные дни проводятся разнообразные спортивные мероприятие и соревнования. Многие студентов сдают военное - спортивного комплекса Вооруженных Сил, а также становятся спортсменами - разрядниками по стрельбе и кроссу.

Таким образом, физическая подготовка студентов зависит во многим от постановки дела физического воспитания и спорта в учебном заведении, от отношения самих студентов к своему физическому совершенству. Чем глубже обучаемые осознают, что от степени физического развития зависит их активность и работаспособность, здоровье, тем большую старательность они проявляют на физических занятиях, тем охотнее они делают утренню физическую зарядку, занимаются спортом, закаливают свой организм.

В условиях преобразований в военной области осуществляется перевод Вооруженных Сил на новое качество. Проводиться структурная реорганизация нашей армии, реализуется принципиальная установка военной доктрины на придание ей оборонительной направленности и ее развития на основе качественных параметров и разумной достаточности.

В связи с этим сегодня как никогда от каждого воина - Узбекистана требуется конкретные дела, повышение чувства патриотизма, личной ответственности за добросовестное выполнение своего воинского долга. Поэтому нельзя нам предаваться самоуспокоенности по поводу достигнутых успехов. Надо всегда стремиться к новому, жить завтрашним днем, ясно представлять себе проблемы и трудности, стоящие перед нами. Тогда мы сможем жить в ногу со стремительным движением времени вперед, развивать страну и общество. «Во многом решающим условием в деле создания нашей армии стала эффективная и последовательная реализация поэтапной и взаимосвязанной программы реформ, базирующейся на глубоком изучении и использовании передового зарубежного опыта военного строительства, организации служебной - боевой деятельности войск и достижений современного военного искусства, - говорится в праздничном поздравлении защитникам Родины по случаю 23-летия образования Вооруженных Сил Республики Узбекистан, Первого Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова - в этом контексте нашим важнейшим приоритетом остается углубление взаимодействия с оборонными ведомствами иностранных государств, со многими из которых у нас установлены и расширяются взаимовыгодные партнерские отношения, реализуется ежегодные партнерские отношения, реализуется ежегодные планы двустороннего военного и военно-технического сотрудничества».

Внедрение в жизнъ войск передового военного опыта, одновременно дает возможность улучшение военная подготовка офицеров резерва и запаса из числа студентов высших образовательных учреждений.

Список литературы

1. Национальная программа по подготовке кадров (Ведомости Олий Мажлиса

Республики Узбекистан) 1997 г. № 11-12; Собрание законодательства Республики

Узбекистан, 2007 г. № 15. С. 150.

2. Закон «О всеобщей воинской обязанности и военной службе» Республики Узбекистан «О всеобщей воинской обязанности и военной службе». Ташкент, 2003. С. 16.

3. Подготовка офицеров запаса Сухопутных войск. Учебное пособие. Воениздат. 103160. Москва. С. 8.

4. Программа подготовки офицеров резерва и запаса из числа студентов высших образовательных учреждений, 2014 г. С. 82.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

НА ПРИМЕРЕ СИБГАУ ИМЕНИ М.Ф. РЕШЕТНЕВА

1 2 Зотин В.В. , Бахарев А.С.

1Зотин Виталий Владимирович - старший преподаватель;

2Бахарев Александр Сергеевич - студент, кафедра управления персоналом, Сибирский государственный аэрокосмический университет им. академика М.Ф. Решетнёва,

г. Красноярск

Аннотация: в работе был проведен анализ формирования здорового образа жизни в образовательных учреждениях, на примере Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М.Ф. Решетнёва. Ключевые слова: здоровый образ жизни, физическая культура, ЗОЖ, спорт, студент.

Постановка проблемы

Несмотря на действующую систему пропаганды здорового образа жизни на территории Российской Федерации, наблюдается негативная динамика состояния здоровья населения, особенно это касается молодых людей, в частности студентов различных учебных заведений.

По данным «Росстата», в России смертность от основных неинфекционных заболеваний составляет 68,5% от общей смертности населения. Речь идёт о болезнях системы кровообращения, злокачественных новообразованиях, хронических болезнях органов дыхания и сахарном диабете. Одной из самых распространённых причин развития заболеваний является нездоровый образ жизни, это курение, неправильное питание, чрезмерное пристрастие к алкоголю и пренебрежение физкультурой.

Цель исследования

Целью исследования является выявления причин пренебрежения молодых людей здоровым образом жизни на примере Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М.Ф. Решетнёва.

Результаты исследования и их обсуждение

Для проведения данного исследования был применен опрос и контент-анализ. При участии экспертов была разработана анкета, на основе которой был проведен опрос студентов 1 курсов Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Решетнёва в количестве 500 человек.

Студентам-первокурсникам было предложено заполнить следующую анкету:

1. Укажите ФИО_

2. Номер группы и факультет_

3. Возраст_Пол_Рост_Вес_

4. Имеете ли вы вредные привычки (Да/Нет)

5. Какие вредные привычки вы имеете?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.