Научная статья на тему 'Особенности участия субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в механизме контрактной системы в сфере закупок для нужд уголовно-исполнительной системы'

Особенности участия субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в механизме контрактной системы в сфере закупок для нужд уголовно-исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
237
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ / SUPPORT MEASURES / СУБЪЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / SMALL BUSINESSES / СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / SOCIALLY ORIENTED NON-PROFIT ORGANIZATIONS / КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА / CONTRACT SYSTEM / ЗАКУПКИ / PROCUREMENT / ПРЕИМУЩЕСТВА / BENEFITS / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / PENAL SYSTEM / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ADMINISTRATIVE LIABILIT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванова Антонина Николаевна

В статье раскрывается порядок предоставления преимуществ субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд уголовно-исполнительной системы. Проводится сравнительный анализ реализации данной меры поддержки указанных субъектов в контексте ранее действовавшего законодательства о размещении заказов. Отмечается несовершенство правового регулирования участия малого бизнеса, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках. На основе обстоятельного и детального анализа действующих норм, практики их применения автор приходит к выводу о необходимости изменения механизма поддержки малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций средствами контрактной системы в сфере закупок. Изменение законодательства путем возврата к ранее существовавшему подходу позволит обеспечить интересы как участника закупки, так и заказчика, и в конечном итоге, самого государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Иванова Антонина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Support of small business, socially oriented non-profit organizations in the mechanism of the contract system in procurement for the needs of the penal system

In the article the order of providing advantages to small businesses, socially oriented non-profit organizations in procurement of goods, works, services for needs of the penal system. A comparative analysis of the implementation of the measures to support these entities in the context of previous legislation on placing orders. It is noted the imperfection of the legal regulation of participation of small businesses, socially oriented non-profit organizations in the procurement. Based on a thorough and detailed analysis of existing rules, practice the author comes to the conclusion about the necessity of changing the mechanism of support of small business, socially oriented non-profit organizations by means of the contract system in procurement. Changing the law by reverting to the pre-existing approach will ensure that the interests of the participant of purchase and the customer, and ultimately, the state itself.

Текст научной работы на тему «Особенности участия субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в механизме контрактной системы в сфере закупок для нужд уголовно-исполнительной системы»

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Civil law

УДК 346.2

А. Н. Иванова

ОСОБЕННОСТИ УЧАСТИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, СОЦИАЛЬНО

ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В МЕХАНИЗМЕ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ДЛЯ НУЖД УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

В статье раскрывается порядок предоставления преимуществ субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд уголовно-исполнительной системы. Проводится сравнительный анализ реализации данной меры поддержки указанных субъектов в контексте ранее действовавшего законодательства о размещении заказов.

Отмечается несовершенство правового регулирования участия малого бизнеса, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках.

На основе обстоятельного и детального анализа действующих норм, практики их применения автор приходит к выводу о необходимости изменения механизма поддержки малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций средствами контрактной системы в сфере закупок.

Изменение законодательства путем возврата к ранее существовавшему подходу позволит обеспечить интересы как участника закупки, так и заказчика, и в конечном итоге, самого государства.

Ключевые слова: меры поддержки; субъекты малого предпринимательства; социально ориентированные некоммерческие организации; контрактная система; закупки; преимущества; уголовно-исполнительная система; административная ответственность.

A. N. Ivanova

SUPPORT OF SMALL BUSINESS, SOCIALLY ORIENTED NON-PROFIT ORGANIZATIONS IN THE MECHANISM OF THE CONTRACT SYSTEM IN PROCUREMENT FOR THE NEEDS OF THE PENAL SYSTEM

In the article the order of providing advantages to small businesses, socially oriented non-profit organizations in procurement of goods, works, services for needs of the penal system. A comparative analysis of the implementation of the measures to support these entities in the context of previous legislation on placing orders.

It is noted the imperfection of the legal regulation of participation of small businesses, socially oriented non-profit organizations in the procurement.

Based on a thorough and detailed analysis of existing rules, practice the author comes to the conclusion about the necessity of changing the mechanism of support of small business, socially oriented non-profit organizations by means of the contract system in procurement.

© Иванова А. Н., 2017 © Ivanova A. N., 2017

Changing the law by reverting to the pre-existing approach will ensure that the interests of the participant of purchase and the customer, and ultimately, the state itself.

Keywords: support measures; small businesses; socially oriented non-profit organizations; contract system; procurement; benefits; the penal system; administrative liability.

Поддержка предпринимательства — это комплекс мер правового, экономического, информационного, политического характера, направленных на его развитие, учитывающих интересы как самого хозяйствующего субъекта, так и государства в целом. Одновременно государство стремится поддержать и те организации, которые основной из целей своей деятельности называют социально значимые проекты — защита животных, благотворительность, развитие патриотизма и прочие.

В настоящее время выработка мер поддержки предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в России приобрела на законодательном уровне огромное значение.

В таких условиях прежде всего само государство стремится реализовать меры поддержки доступными ему способами. Одной из таких мер является поддержка малого предпринимательства, а также социально ориентированных некоммерческих организаций средствами контрактной системы в сфере закупок.

К субъектам малого предпринимательства (далее — СМП) согласно Федеральному закону от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» относятся хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, которые одновременно должны соответствовать трем условиям:

1) суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключени-

ем суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью не превышает двадцать пять процентов, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает сорок девять процентов;

2) среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать сто человек включительно;

3) доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, не должен превышать 800 млн рублей.

К социально ориентированным некоммерческим организациям (далее — СОНКО) относятся такие некоммерческие организации, которые в соответствии с учредительными документами осуществляют такие виды деятельности, как то: подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев; оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам; охрана окружающей среды и защита животных; профилактика социально опасных форм поведения граждан и ряд других (см. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Согласно закону о контрактной системе такого рода субъектам при осуществлении закупок заказчиком — учреждением и органом уголовно-исполнительной системы — должны предоставляться преимущества. Суть этой меры поддержки заключается в следующем. При проведении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд уголовно-исполнительной системы все иные участники, не являющиеся СМП, СОНКО, к участию в процедуре не допускаются.

Механизм предоставления преимуществ заложен в ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе). Так, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы обязаны осуществлять закупки у СМП, СОНКО в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного по определенным правилам.

Реализация данной обязанности возможна двумя способами:

1) путем проведения каких-либо открытых конкурентных процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в которых участниками закупок являются только СМП, СОНКО. В этом случае начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 20 млн рублей;

2) путем привлечения к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО.

Условие о привлечении указанных субъектов включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у СМП, СОНКО при составлении отчета. Кроме того, в контракты должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подряд-

чиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО.

При определении объема закупок в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки для обеспечения обороны страны и безопасности государства; услуг по предоставлению кредитов; у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе; работ в области использования атомной энергии; при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В связи с этим при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) открытыми конкурентными способами в извещениях об осуществлении закупок учреждением и органом УИС устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только названные субъекты. В этом случае участники закупок обязаны предоставить в составе заявки на участие в закупках декларацию, подтверждающую принадлежность к СМП, СОНКО.

Отсутствие данного документа является основанием для отклонения поданной заявки.

В соответствии с ч. 4 ст. 30 Закона о контрактной системе в случае, если закупка не состоялась по основаниям, предусмотренным данным законом, заказчик вправе отменить ограничение в отношении СМП, СОНКО и осуществить закупки на общих основаниях. При этом такие закупки, осуществленные на общих основаниях, не учитываются в объеме закупок, осуществленных заказчиками у СМП, СОНКО.

В этой связи следует отметить, что концепция контрактной системы в сфере закупок в настоящее время предусматривает несколько оснований признания закупки несостоявшейся, в частности, если до окончания срока подачи заявок не подано ни одной заявки;

подана только одна заявка; только одна заявка признана соответствующей предъявляемым к ней требованиям; все заявки отклонены [ 1].

Исходя из положений действующего законодательства, если у заказчика имеется единственная заявка, которая соответствует предъявляемым к ней требованиям, контракт заключается с участником, подавшим такую заявку, в порядке п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.

Практический пример. Учреждение уголовно-исполнительной системы проводит закупку для СМП, СОНКО. В процессе ее осуществления к нему поступила одна заявка, которая была признана соответствующей требованиям документации и действующего законодательства, соответственно, закупка не состоялась, и контракт заключается по п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе. Поскольку в расчет совокупного годового объема закупок п. 25 ч. 1 ст. 93, как и вся ч. 1 ст. 93, не входит, в пятнадцатипроцентный минимальный объем эта несостоявшаяся закупка не войдет, хотя контракт с СМП, СОНКО будет заключен.

Таким образом, в настоящее время заказчики всех уровней, в том числе учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, стали заложниками законодательного подхода, проблема которого состоит в том, что в изложенной ситуации заказчик сработал «вхолостую», закупку осуществил, контракт с СМП, СОНКО заключил, но требования ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе не выполнил.

Следует отметить, что такой подход существовал не всегда. По действовавшему ранее закону о размещении заказов (Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд») в случае, если торги, запрос котировок не состоялись по причине того, что не подана ни одна заявка или заявка, поданная единствен-

ным участником размещения заказа, не соответствовала требованиям и условиям, предусмотренным соответствующей документации о закупке, извещением о проведении запроса котировок, повторные торги, запрос котировок, участниками которых являлись СМП, не проводились, и соответствующий объем денежных средств учитывался в общем годовом объеме закупок, проводимых для указанной категории участников.

Именно такой подход представляется более верным, исходя из существа анализируемой меры поддержки малого предпринимательства, некоммерческих организаций социальной направленности в России. Для правильного понимания стоит всего лишь определиться с тем, какую цель преследовал законодатель, устанавливая именно такой механизм: дать возможность участникам из их числа принять участие в закупке и предоставить им право самим решать, согласны ли они принимать такое участие на предложенных условиях, или толкать заказчика на многочисленные нарушения других норм Закона о контрактной системе с тем, чтобы выйти на минимальный процент, предусмотренный ч. 1 ст. 30.

Среди подобного рода нарушений можно назвать координацию процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя), нарушение порядка ее проведения и др.

Таким образом, с одной стороны, в объеме пятнадцати процентов и более учитываются только состоявшиеся закупки, а это повод совершать коррупционные правонарушения должностными лицами заказчика. С другой стороны, Кодексом РФ об административных правонарушениях в ч. 11 ст. 7.30 установлена административная ответственность должностных лиц заказчика за невыполнение требований о закупках с участием СМП, СОНКО в объеме менее предусмотренного Законом о контрактной системе. За данное нарушение предусмотрен штраф в размере 50 тыс. рублей.

Чтобы избежать подобных ситуаций, заказчик вынужден все конкурентные процедуры, предусмотренные в планирующей документации, проводить для субъектов малого бизнеса, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Следует отметить, что осуществление закупок у СМП, СОНКО очень пристально контролируется со стороны компетентных органов, поскольку имеет приоритетное значение. Так, по итогам года учреждения и органы уголовно-исполнительной системы обязаны составить отчет об объеме закупок у СМП, СОНКО, и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить такой отчет в единой информационной системе. В такой отчет заказчик включает информацию о заключенных контрактах с такими участниками, а также информацию о несостоявшемся определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с участием СПМ, СОНКО.

Порядок подготовки данного отчета, его форма и порядок его размещения в единой информационной системе определяются в настоящее время постановлением Правительства РФ от 17.03.2015 № 238 «О порядке подготовки отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, его размещения в единой информационной системе и внесении изменения в Положение о Межведомственной комиссии по отбору инвестиционных проектов, российских кредитных организаций и международных финансовых организаций для участия в Программе поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования».

К данному постановлению также есть немало вопросов. Так, в разделе III установленной Правительством РФ формы отсутствуют данные о заключенных контрактах в соответствии с ч. 1.1 ст. 30 Закона о контрактной системе для обеспечения обороны страны

и безопасности государства, что приводит к несоответствию подаваемых сведений.

Стоит отметить и тот факт, что если у заказчика отсутствует необходимость осуществления закупок товаров, работ, услуг у СМП, СОНКО (например, совокупный годовой объем закупок составляет 2 млн рублей), это не означает, что отчет об объеме закупок у СМП, СОН-КО составлять не нужно. Такой отчет готовится и размещается в единой информационной системе в любом случае. При таких обстоятельствах в содержании такого отчета должны отражаться сведения об объеме закупок у таких участников в размере ноль процентов.

Напомним, что неразмещение такого отчета в установленные законом сроки влечет привлечение к административной ответственности в виде штрафа в размере 50 тыс. рублей на должностное лицо, 500 тыс. рублей — на юридическое лицо.

Еще одной мерой, направленной на поддержку малого предпринимательства, СОНКО, является более короткий срок оплаты результатов заключенного контракта.

По общему правилу, срок оплаты по контракту не может превышать 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке (ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе). Для контрактов, заключенных с анализируемой категорией участников закупочного процесса, этот срок не может превышать 15 рабочих дней с даты подписания заказчиком указанного документа.

Подводя итоги сказанному, отметим, что в складывающихся социально-экономических условиях государство совершенно справедливо стремится всеми возможными способами поддержать наиболее уязвимых участников этих отношений, в частности — СМП, СОНКО.

Сущность предоставления преимуществ при участии в закупках для обеспечения нужд УИС представителям малого бизнеса, некоммерческим

организациям с социального ориентированными целями деятельности состоит в том, чтобы дать им возможность принять участие в конкурентных процедурах определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а не обеспечить ее в нарушение интересов заказчика.

Существующий механизм правового регулирования рассматриваемого вопроса приводит к дисбалансу интересов учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, которые вынуждены исполнять одну обязанность в ущерб исполнения другой.

Литература

1. Иванова, А. Н. Основания и последствия признания процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшейся: системный подход // Вестник Кузбасского института. — 2015. — № 3.

Сведения об авторе

Иванова Антонина Николаевна: ФКУ ДПО Томский ИПКР ФСИН России (г. Томск, Российская Федерация), начальник кафедры исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, и правового обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, кандидат юридических наук. E-mail: [email protected]

Information about the author

Ivanova Antonina Nikolaevna: the Tomsk IPKR of the FPS of Russia (Tomsk, Russian Federation), chief of the Chair of Execution of Punishments not Related with Deprivation of Liberty and Legal Support of Activity of Penal System, candidate of law. E-mail: [email protected]

Обеспечить баланс интересов всех сторон возможно путем возврата к прежде существовавшему законодательному подходу, когда учреждение и орган уголовно-исполнительной системы будет считаться исполнившим обязанность по осуществлению закупок у СМП, СОНКО в определенном законом объеме и в том случае, если она будет признана несостоявшейся по любому из оснований, предусмотренных Законом о контрактной системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.