Драфт: молодая наука
З.С. ПОТАПОВА
(Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Россия)
УДК 821.161.1-31(Веллер М.)
ББК Ш33(2Рос=Рус)63-8,444
ОСОБЕННОСТИ ЦИКЛА КАК НАДЖАНРОВОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ М. ВЕЛЛЕРА
Аннотация. В статье рассматривается проблема жанровой природы циклов Михаила Веллера. Материалом для исследования послужили циклы «Легенды Невского проспекта», «Фантазии Невского проспекта», «Легенды Арбата», «Укуситель и укусомый». Значительное внимание уделено особенностям и признакам классических малых жанров. В то же время статья посвящена исследованию авторских, веллеровских, особенностей при создании произведения. В работе дается детальный анализ жанровой структуры произведений на двух уровнях: жанровом и наджанровом. В статье представлен анализ циклов, а также произведений малых жанров (рассказов и очерков), включенных в художественное целое. Автор статьи впервые рассматривает художественное единство «Укуситель и укусомый» наравне с другими циклами писателя, используя методы анализа циклического целого и предлагая варианты исследования нового типа цикла (цикла научно-публицистических рассказов) в творчестве Михаила Веллера. В работе ставится проблема жанровой природы малых произведений и ее влияния на целостность художественного единства. Автор сопоставляет структуру рассказов и очерков с организацией цикла и делает вывод о соотнесенности строения отдельного малого жанра с общим строением прозаического цикла. Статья подводит некоторые итоги изучения жанровых особенностей циклического творчества Михаила Веллера. Исследование будет интересно специалистам в области литературоведения, лингвистики, истории.
Ключевые слова: художественное единство, литературные жанры, рассказы, малая проза, русская литература.
Циклическое целое как определенное художественное единство появляется еще в древнерусской литературе, достигая высшей степени своей актуальности в ХХ-ХХ1 веках, претерпевая изменения в
Драфт: молодая наука
структуре жанра. Поэты и писатели обращаются циклу как наджанровому объединению, которое позволяет мобильно, штрихами изобразить действительность, в то же время представив ее во всей полноте, соответствуя принципам и требованиям современности.
М. Веллер, создавая художественное целое, дает ему жанровую маркировку, обозначая все входящие в него произведения как легенды или фантазии, благодаря чему реализуется один из важных циклических принципов: мы можем говорить о создании художественного единства на основе общности жанра.
Однако, несмотря на общее жанровое определение, в «Легенды Невского проспекта» включены произведения различной жанровой природы. Таким образом, мы имеем дело с синкретичным жанром. В первую очередь в тексте обнаруживаются легенды, «Саги о героях», «Байки скорой помощи». У данных жанров есть общая черта, позволяющая возводить их к легендам: некая народность, изустность, допуск принципов условности изображения; претензия на универсальность.
Анализ цикла «Легенды Невского проспекта» демонстрирует, что функции доминантного жанра выполняют легенды, не случайно это жанровое обозначение зафиксировано в заглавии. Однако необходимо отметить, что цикл все же является полижанровым образованием, включающим в себя 3 основных жанра (легенды, саги, байки) и вплетения в виде анекдотов, сказочных мотивов, восходящих к единому корпусу фольклорных жанровых форм.
Особенность и в то же время отличие от предыдущего художественного единства прослеживается в циклах «Легенды Арбата» и «Фантазии Невского проспекта». Произведения, которые составляют микроциклы, имеют единую жанровую природу. Таким образом, подциклы образуют моножанровое единство.
Цикл М. Веллера «Укуситель и укусомый» являет собой новый тип жанрового единства в творчестве писателя. Цикл разбит на 6 подциклов (внутренних циклов):
«Ящик для писателя»;
«Служили два товарища, ага!»;
«Укуситель и укусомый»;
«Блым-блым-блым»;
«Долина идолов»;
«Песнь торжествующего плебея».
Третий из подциклов повторяет заглавие художественного единства, что характерно для типа художественного целого в
Драфт: молодая наука
творчестве М. Веллера. Каждый внутренний цикл (подцикл) включает в себя от 3 (в третьем подцикле, что позволяет называет его мини-циклом) до 7 произведений. Включенные в цикл произведения имеют интересную, не характерную для стиля автора жанровую природу. По форме произведения напоминают рассказ - повествование от первого лица, описание одного случая, небольшой объем, «сосредоточенность внимания, выдвинутый по напряженности центр и связанность мотивов этим центром» [электронный ресурс]. Однако по содержанию произведения тяготеют к публицистическим жанрам (памфлет, газетная статья, очерк).
Можно выделить следующие особенности малого жанра в цикле «Укуситель и укусомый»:
- биографичность, рассуждения повествователя;
- небольшой объем произведения (примерно 5-10 стр.);
- публицистичность, документальность.
Автор вводит в текст моменты, касающиеся личной жизни знаменитых людей, не общепризнанные истины, то, что кажется неизвестным широкой публике. Автор как журналист их «раскапывает» и обнажает. В то же время раскрывается то, что интересно широкому читателю, иначе не возникнет доверие к информации. По Веллеру, главная черта, которой должно обладать произведение, - это достоверность.
Обращает внимание на себя такая черта «рассказов», как отсутствие сюжета. Однако это не приближает текст к публицистическому. Можно выделить множество примеров научности или псевдонаучности текстов. Автор будто создает научный трактат, находящийся на стыке нескольких дисциплин: философии, литературоведения и культурологии.
В то же время М. Веллер не уходит от назидательного пафоса. Он пишет «учебник» для посвященных, желающих стать литературоведами или писателями. Для этого он использует специальные термины: дюдик (арго - детектив), деструктивность текста, героизация, интродукция и др.
Автор, в данном случае, демиург. Он один знает, как можно стать настоящим творцом, писателем. Он знакомит с лучшими писателями свою читательскую аудиторию, показывая, на кого необходимо равняться, при этом иногда взрывая стереотипы, раскрывая подробности из жизни и творчества писателей и поэтов, которые разрушают их авторитет:
«В восемнадцатом году Горький жутко каялся в юном кретинизме, а в тридцатом пошел в услужение разбойнику Челкашу и шулеру Сатину. <. >
Даже скучно повторять о депрессивных ничтожествах великого художника Кафки, психически неадекватных ничтожествах великого художника Камю и грязных мерзких ничтожествах великого художника Миллера» [Веллер 2012: 134].
В тексте можно выделить следующие черты научного жанра:
- заключение текста в скобки, комментарии для послушного читателя-ученика:
«Млеет гордо, что (см. выше - слава и деньги) из ящика своего может менее телевизорного писателя прославить» [Веллер 2012: 52].
- будто о главах «учебника» говорят названия. Такие заголовки (с небольшими оговорками) можно было бы подсмотреть в параграфах учебных пособий:
«Стиль» (1 подцикл);
«Красная редактура» (2 подцикл);
«О психосоциальной сущности новояза» (4 подцикл);
«Культура как знаковое поле» (5 подцикл);
«Катарсис» (6 подцикл).
Можно отметить, что для автора подобное творение - это способ охарактеризовать нынешнюю эпоху, современный литературный процесс; классифицировать принципы и приемы, направления. Об этом свидетельствуют:
- теоретизирование, фразы, будто приведенные из научных статей.
«Меньшинство оформляет рождающиеся мысли, образы, коллизии в связные слова, предложения, абзацы, законченные отрывки - жизнеподобные изложения событий. События могут быть реальными, частично вымышленными - это уже следующий вопрос» [Веллер 2012: 87].
- следующей особенностью с точки зрения визуального оформления является рубрикация. Автор дробит свои мысли, идеи и умозаключения не просто на абзацы, но и отделяет их нумерацией, тем самым подчеркивая разные стороны рассматриваемого им вопроса.
«1. <...>.
11. А что главное? А очень просто. Есть древняя истина: человеку надо знать три вещи - как он родился, как он женился и как он умер. <...>
г). Личные встречи с самыми главными людьми твоей жизни» и т.д. [Веллер 2012: 202].
Этот способ позволяет классифицировать, систематизировать знания, которые Веллер надеется передать читающему его молодому поколению (в «Молодом писателе», «Как писать мемуары» и др.).
Дробя фразы нарочно, автор будто использует мнемонический прием, приближая текст к речевке, которую лучше запомнит читающий.
«Пиши короткими фразами.
Избегай банальностей и штампов.
Избегай красивостей». [Веллер 2012: 168].
- черты учебника-самоучителя.
В цикле рассказывается не просто о литературоведческих терминах, законах и теориях, но и о том, как их использовать: методика, путь достижения цели. Веллер проводит мастер-классы для читателя, желающего стать писателем: «Как писать мемуары» (1 подцикл).
- обращение к читателю.
Рождается ощущение присутствия «учителя», который рассказывает все о профессии.
«Чего вы хотите? Вы вознамерились написать мемуары». [Веллер 2012: 296].
- выделение шрифтом (жирным, курсивом, разреженным).
«Первым (способом - прим. З. П.) назовем описательный».
[Веллер 2012: 44].
- вопросно-ответная форма (детский учебник или научно-популярная литература).
При этом ответить должны читатели. Поставленные вопросы не риторические, но автор не собирается давать на них ответы, он готовит читателя к размышлению.
«Сколько лет ему было при встрече, в это время? Толстый или худой, сильный или слабый? <...> А чем он вообще выделялся среди других, преобладание какой черты и сделало его крупной фигурой?
То есть. Словесный портрет» [Веллер 2012: 65].
Писатель в этом цикле ориентирует читателя на практику, поэтому цикл нельзя сравнить с формальным, написанным «сухим» языком учебником, хотя необходимо признать, что черт данного стиля (научного и научно-популярного) больше, чем каких-либо других. Автор учит формулам, моделям.
«Достаточно подметить две-четыре характернейшие детали -остальное можно подгонять под этот своего рода модуль. [Веллер 2012: 73].
Михаил Веллер будто дает задание, которое чуткий читатель должен выполнять, уже в уме набрасывая свое произведение, тренируя фантазию.
Драфт: молодая наука
Циклу свойственны фамильярность автора по отношению к народу, другим писателям-соратникам, читателям, грубые фразы, обращения, вопросы. Так повествователь «возвышается», зарабатывает авторитет. Он придерживается принципа жесткого обучения, навязывания и укоренения собственной точки зрения.
«Пиши о деньгах, о сексе, о выпивке, о проделках и слухах. Пиши так, как если читатель - твой собутыльник на ночной кухне». [Веллер 2012: 146].
Таким образом, суммируя анализ деталей каждого отдельного произведения, мы приходим к выводу, что в произведении «Укуситель и укусомый» можно найти следующие черты, которые объединяют входящие в него истории в целое, скрепляющие все рассказы (параграфы, мастер-классы).
В первую очередь, это стиль повествователя. Во всем цикле можно найти приметы научного стиля, как на формальном уровне: примеры, форма, стандарты, так и на ментальном: поучительность, назидательность, психологические приемы.
Присутствие автора-творца, созидателя в каждом произведении говорит о едином главном герое (в данном случае, герой - это и повествователь, он действующее (думающее, размышляющее лицо, т. к. сюжет строится на движении мысли). Повествователь ведет диалог со своими подопечными, находящимися по ту стороны страницы, раскрывая свои секреты.
Произведения собраны по одной тематике, автор касается одного круга проблем. Отсюда можно отметить еще одну объединяющую черту: описание сторон одного вопроса. Ему соответствуют такие подзаголовки, как: «Принцип кино», «Отбор детали», «Герои и портреты», «Пейзаж и интерьер», «Художественная задача», «Объем рассказа», «Цензура», «Литературная условность и табу», «Цитаты и ссылки», «Лингвистическая казуистика», «Приложение. О мате в диаспоре» и т.п. Объединенные рассказы образовывают единый текст о литературоведении, становясь художественным единством, образуя общую картину, детали на которой четко выписаны. Опираясь на все эти черты, М. Веллер надеется создать грамотного читателя и грамотного писателя.
Проанализировав жанровую природу произведения «Укуситель и укусомый», мы пришли к выводу, что согласно законам жанра -принципам построения цикла - М. Веллер продолжает использовать в своем творчестве прием «двуступенчатой циклизации» [Орлицкий 2003: 261], помещая циклы в состав структурированного раздела или
Драфт: молодая наука
другого циклоподобного образования, используя при этом «внутренние жанры» [Орлицкий 2003: 261], т. е. начиняя художественное единство такими жанрами, как: рассказ и очерк.
Мы можем заключить, что в циклах М. Веллера сохраняются важнейшие принципы циклообразования прозы. Входящие в состав художественного единства произведения имеют единую внутреннюю и внешнюю структуру.
ЛИТЕРАТУРА
Веллер М. Укуситель и укусомый / М. Веллер. - М. : Астрель, 2012. - 320 с.
Орлицкий Ю. Б. Некоторые особенности циклизации в современной русской лирике / Ю. Б. Орлицкий // Европейский лирический цикл. Историческое и сравнительное изучение. - М. : Российск. гос. гуманит. ун-т, 2003. - 278 с.
Фундаментальная электронная библиотека. Русская литература и фольклор. Рассказ. - http://feb-web.ru/feb/slt/abc/ (Дата доступа 12.12.2016).
Статья рекомендована д.ф.н., проф. Е.В. Пономарёвой.