УДК 378.14
Ю.С. Долган
Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003 e-mail: ydolgan@list.ru
ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ УСЛУГ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
В статье раскрывается роль цены в качестве ключевого фактора, влияющего на рынок образовательных услуг, выявлены отличительные особенности процесса ценообразования в высших учебных заведениях. В статье приводится сравнительный анализ цен на образовательные услуги и количества студентов вузов Камчатского края в 2023/2024 учебном году, а также анализ зависимости цены от контингента студентов. Отдельное внимание в статье уделяется методам ценообразования на образовательные услуги. На основе полученных данных определены основные аспекты по формированию и оптимизации ценовой политики учебных заведений высшего образования.
Ключевые слова: образование, цена, рынок образовательных услуг, виды образовательных услуг, цены на образовательные услуги, направления образования, методы ценообразования, конкуренция.
Yu.S. Dolgan
Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatsky, 683003 e-mail: ydolgan@list.ru
FEATURES OF PRICING OF SERVICES IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS
The role of price as a key factor influencing the educational services market is detected. The distinctive features of the pricing process in higher education institutions are enumerated. The comparative analysis of prices for educational services and the number of university students in the Kamchatka Territory in the 2023/2024 academic year, as well as an analysis of the dependence of prices on the student body is done. The pricing methods for educational services are discussed. Based on the data obtained, the main aspects of the formation and optimization of the pricing policy of higher education institutions are determined.
Key words: education, price, educational services market, types of educational services, prices for educational services, areas of education, pricing methods, competition.
Одной из наиболее важных социальных задач государства является улучшение качества образовательного уровня населения посредством овладения определенными компетенциями в целях обеспечения национальной экономики профессиональными кадрами.
Образовательный процесс в условиях рыночной экономики осуществляется как из бюджета, так и на платной основе. Появление возможности оказания образовательных услуг населению как в специальном профессиональном, так и высшем образовании на платной основе создало соответствующий рынок [1].
Этот факт определяет острую необходимость в разработке проблем и стратегии политики ценообразования на предоставляемые образовательные услуги, так как цена играет важную роль в конкурентной борьбе между высшими учебными заведениями, основой финансового благополучия вуза и ключевым фактором, влияющим на решение абитуриентов о выборе места учебы.
Современные проблемы определения цены в высших учебных заведениях на рынке образовательных услуг предопределены их особенностями [2]:
1. При формировании цены учебные заведения должны соблюдать установленные государством нормы и стандарты.
2. Образовательные услуги предоставляются как для студентов, обучающихся на бюджетной основе, так и для студентов «внебюджетников». Часть расходов на обучение студентов при
недостатке бюджетного финансирования вузы вынуждены перекрывать за счет полученных внебюджетных средств.
3. Существует определенные сложности в оценке качества образовательных услуг со стороны потребителей как на бюджетной, так и на внебюджетной основе.
4. Материально-техническая база вузов является затратной статьей в структуре цены на образовательные услуги.
5. Ценообразование должно способствовать повышению качества и эффективности предоставляемых образовательных услуг.
Эффективность образования - это степень приближения к наиболее желательному результату при минимуме негативных последствий или издержек [3].
Первым и самым важным показателем эффективности образования является спрос на образовательные услуги. Определяющим показателем является уровень образовательного учреждения в стране, а также в мировом рейтинге. К другим показателям эффективности образования относятся уровень развития как отдельных отраслей национального хозяйства, так и государства в целом. Также в стране не так давно наблюдался и обратный эффект. Промышленный кризис в России вызвал рост спроса на гуманитарные направления, такие как экономика, юриспруденция, педагогика и т. д. В настоящее время правительством страны взят курс на развитие прикладного образования, что наиболее востребовано в современной экономической системе [4].
Также немаловажным является вопрос о финансовом положении (состоятельности, безубыточности) учебного заведения.
Спрос в Камчатском крае определяется количеством студентов, оставшихся на полуострове продолжать свое обучение в высших учебных заведениях. Согласно статистическим данным на 2023 г. доля обучающихся студентов в высших учебных заведениях в общей численности населения Камчатки составляет 1,4% (рисунок) [5].
Анализ цен на камчатском рынке образовательных услуг показал прямую зависимость цены от спроса и количества студентов.
В Камчатском крае находятся четыре высших учебных заведения: Камчатский государственный технический университет (КамчатГТУ), Российский университет кооперации (РУК), Камчатский университет имени Витуса Беринга (КамГУ им. Витуса Беринга) и Дальневосточный филиал Всероссийской академии внешней торговли (ДВФ ВАВТ). Каждый из вузов предоставляет платные образовательные услуги.
На основании данных вузов Камчатского края в табл. 1 представлена стоимость образовательных услуг высших учебных заведений в 2023/2024 учебном году. Цена варьируется в зависимости от направления подготовки [6].
Доля студентов, обучающихся в высших учебных заведениях
(тыс. чел.)
4,152
Общая численность населения Камчатского края
■ Количество обучающихся в высших учебных заведениях
Доля студентов, обучающихся в высших учебных заведениях в Камчатском крае в 2023/2024 учебном году (тыс. чел.)
Таблица 1
Показатели цен на образовательные услуги вузов Камчатского края в 2023/2024 учебном году (тыс. руб.)
Очная форма обучения Очно-заочная форма обучения Заочная форма обучения
Вуз бака- магист- специа- аспи- бакалав- магист- специа- бакалав- магист- специа-
лавриат ратура литет рантура риат ратура литет риат ратура литет
КамчатГТУ от 284 до 360 от 165 до 338 от 287 до 481 от 230 до 243 83,66 - - 75 от 95 до 104 77
РУК от 125 до 149 145 150 160 от 90 до 115 95 - от 75 до 85 90 99
КамГУ от 268 до 299 от 286 до 318 - от 339 до 346 84,4 от 78 до 82 - 65,83 73,85 -
ДВФ ВАВТ от 150 до 278 167,47 - - 85 - - 80 от 110 до 135 -
Показатели контингента студентов в каждом из перечисленных учебных заведений представлены в табл. 2.
Таблица 2
Численность студентов в высших учебных заведениях Камчатского края в 2023/2024 учебном году (чел.)
Очная форма обучения Очно-заочная форма обучения Заочная форма обучения
Вуз бака- магист- специа- аспи- бакалав- магист- специа- бакалав- магист- специа-
лавриат ратура литет рантура риат ратура литет риат ратура литет
КамчатГТУ 577 49 313 21 57 - - 359 90 314
РУК 63 - 107 - 368 - - 34 - 173
КамГУ 688 88 - 7 60 35 - 434 4 -
ДВФ ВАВТ 176 54 - - 55 - - 3 23 -
Общий анализ показал, что обучающихся на очной форме обучения на уровнях бакалавриат и магистратура по количеству студентов больше в КамГУ им. Витуса Беринга. Цена за образовательные услуги является средней по сравнению с другими перечисленными университетами. На уровнях специалитета и аспирантуры больше всего студентов в КамчатГТУ. Цена за образовательные услуги на уровне специалитета высокая, а на уровне аспирантуры - средняя среди вузов.
По очно-заочной форме обучения на уровне бакалавриата больше студентов обучаются в Российском университете кооперации. Цена образовательной услуги в этом университете является высокой. На уровне магистратуры - КамчатГТУ - цена средняя.
По заочной форме обучения на уровне бакалавриата большинство студентов выбирают КамГУ им. Витуса Беринга, цена за образовательные услуги низкая по сравнению с другими вузами края. На уровнях магистратуры и специалитета первое место по количеству студентов занимает КамчатГТУ, цена за услуги на уровне магистратура средняя, на уровне специалитета низкая.
Рассчитаем зависимость цены от количества студентов пропорционально из расчета на 1 000 человек на примере бакалавриата. Результаты представлены в табл. 3.
Таблица 3
Расчет цены услуги в зависимости от контингента студентов в высших учебных заведениях Камчатского края
в 2023/2024 учебном году (чел.)
Форма обучения Показатели КамчатГТУ РУК КамГУ ВАВТ
Очная форма обучения Числ. (чел.) 577 63 688 176
Средняя цена (тыс. руб.) 322 137 284 214
Цена из расчета на 1 000 чел 55,8 217,5 41,3 121,6
Очно-заочная форма обучения Числ. (чел.) 57 368 60 55
Средняя цена (тыс. руб.) 83,66 102,5 84,4 85
Цена из расчета на 1 000 чел 1 467,6 278,5 1 406,7 154,5
Заочная форма обучения Числ. (чел.) 359 34 434 3
Средняя цена (тыс. руб.) 75 80 65,83 80
Цена из расчета на 1 000 чел 20,9 235,3 15,2 2 666,7
Анализ цен и численность студентов вузов Камчатского края по формам и направлениям обучения показал, что чем больше количество студентов, тем меньше цена.
Вопросы формирования цены в каждом конкретном учебном заведении являются наиболее актуальными. Особенность формирования цены на образовательные услуги предполагает начисление определенной наценки к себестоимости образовательных услуг (бакалавриат, магистратура, аспирантура и др.), что и является одной из основных проблем определения уровня добавочной суммы [7].
В современном обществе образовательные учреждения сталкиваются с проблемой недостаточного уровня проработки методик ценообразования на образовательные услуги, что делает актуальной разработку методики расчета цены на образовательные услуги. Основными методами определения цены услуги в сфере образования являются: затратный метод; метод ценности образовательного продукта; конкурентный метод.
Таблица 4
Сравнительная характеристика методов определения цены в высших учебных заведениях [8]
Затратный метод ценообразования Метод ценности образовательного продукта Конкурентные методы
самый простой и широко распространенный определяет другой подход к ценообразованию простота использования, учет рыночной ситуации и быстрота адаптация к изменениям в рыночной конкурентной среде
себестоимость услуги формируется на основе фактических, плановых, нормативных затрат цена рассматривается как оценка полезности образования предполагают анализ цен конкурентов и установление собственных цен на основе данной информации
метод основан на реально доступных бухгалтерских данных без проведения маркетинговых исследований рынка образовательных услуг основное внимание уделяется тому, как абитуриент воспринимает ценность образовательной услуги, а не затратам ориентация на средние рыночные цены: в этом случае учебное заведение устанавливает цены, соответствующие средним ценам, которые присутствуют на рынке схожих образовательных услуг
способствует выравниванию цен на образовательные услуги определение цены происходит в соответствии с потребностями обучающихся и оценки «цена - ценность» образования, что в значительной степени зависит от имиджа учебного заведения и других факторов ориентация на ценового лидера: учебное заведение устанавливает цены в соответствии с ценами лидера образовательных услуг
упрощает договорные отношения вуза с физическими и юридическими лицами, предоставляя последним в конфликтных ситуациях расчет всех затрат соглашение конкурирующих учебных заведений об установлении единых цен: в этом случае учебные заведения могут сотрудничать и договориться об установлении общих цен на свои услуги
Отрицательные стороны
отсутствие гибкости в ценовой политике; нет учета воздействия цен конкурентов на спрос; сложности расчета себестоимости; недооценка ценности для потребителя; сложным является определение предполагаемой суммы прибыли субъективность оценки: не каждый поступающий в вуз может объективно оценить полезность того или иного образования; недостаточная информированность и компетенция могут не учитывать различия в качестве услуг, не всегда обеспечивается оптимальное ценообразование
К факторам, которые позволяют применить эти методы, относятся:
- степень дифференциации образовательных услуг: чем больше различий между услугами образовательных учреждений, тем сложнее применять конкурентные методы ценообразования;
- отношение потребителей к цене: конкурентные методы могут быть более эффективными, поскольку цена становится ключевым фактором выбора;
- рыночная доля субъекта рынка: размер рыночной доли учебного заведения также важен, поскольку он определяет его влияние на формирование цен.
На рынке образовательных услуг вузы сами могут разработать свою уникальную ценовую стратегию.
В процессе выстраивания грамотной ценовой политики нельзя опираться только на один метод ценообразования. Необходимо использовать комплексное сочетание методов. Только в этой ситуации можно учесть уровень цен конкурентов, принять во внимание соответствие цены образовательной услуги расчету затрат на ее оказание, а также определить оптимальный, приемлемый уровень цен на образовательные услуги с точки зрения потенциальных потребителей [9].
Также немаловажным аспектом является анализ бюджетов, которые потенциальные абитуриенты готовы потратить на образовательные услуги. Слишком значительное повышение цен может отпугнуть будущих абитуриентов, особенно в условиях увеличивающейся борьбы между высшими учебными заведениями. Этот аспект позволит сбалансировать ценовую политику с ожиданиями и возможностями будущих абитуриентов.
Таким образом, учет особенностей ценообразования услуг учебных заведений, введение дифференциальных цен в зависимости от спроса на конкретные специальности, применение различных методов ценообразования, определяющих реальное соотношение «цена» = «затраты + + прибыль», будет способствовать разработке адекватной ценовой политики, эффективному расчету цен, оптимизации использования ресурсов учебного заведения и обеспечению более сбалансированного финансового состояния.
Литература
1. Зуев В.М. Образовательные услуги в условиях рынка: экономический аспект [Электронный ресурс]. - 2012. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnye-uslugi-v-usloviyah-rynka-ekonomicheskiy-aspekt/viewer
2. Стулакова И.Б., Стулакова А.А. Соотношение стоимости образовательных услуг и рейтинговой позиции вузов // Российское предпринимательство. - 2016. - Т. 17, № 18. - С. 2395.
3. Моторина С.Н. Актуальные проблемы образования в России [Электронный ресурс]. -2012. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/aktualnye-problemy-obrazovaniya-v-rossii/viewer
4. Корнетов Г.Б. Что такое эффективность образования? [Электронный ресурс]. - 2020. -URL: https ://cyberleninka.ru/article/n/chto-takoe-effektivnost-obrazovaniya/viewer
5. Официальный сайт Правительства Камчатского края. - URL: https://www.kamgov.ru/ overview.
6. Официальные сайты вузов Камчатского края. - URL: kamchatgtu.ru, pk.ruc.su, kamgu.ru, dvf-vavt.ru.
7. Загоскина Н.М., Полонская М.С. Ценообразование образовательных услуг высших учебных заведений // Дискуссия. - 2017. - №7(81). - С. 35-41.
8. Рябчук П.Г., Демцура С.С., Гордеева Д.С. Определение стоимости коммерческого обучения я вузе // АНИ: экономика и управление. - 2017. - Т. 6, № 2(19). - С. 239-243.
9. Демцура С.С., Рябчук П.Г., Гордеева Д.С. Ценовая политика государства и вузов на рынке образовательных услуг // АНИ: экономика и управление. - 2017. - Т. 6, № 2(19). - С. 84-88.