Столыпинский вестник №7/2022
Научная статья Original article УДК 334.021:378.3
ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СТОИМОСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
PROBLEMS OF STATE REGULATION OF THE COST OF HIGHER
EDUCATION IN RUSSIA
Этингоф Елена Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и сервиса Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «КамГУ имени Витуса Беринга»( 683032, г. Петропавловск-Камчатский, Пограничная ул., 4, т. 8-(4152)-42-00-28)
Кудряшова Мария Геннадьевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и сервиса
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «КамГУ имени Витуса Беринга», (683032, г. Петропавловск-Камчатский, Пограничная ул., 4)
Etingof Elena Vladimirovna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics and Service Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "KamSU named after Vitus Bering" ( 683032, Petropavlovsk-Kamchatsky, Pogranichnaya st., 4, tel. 8-(4152)-42 -00-28)
Столыпинский вестник
3800
Kudryashova Maria Gennadievna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Economics and Service Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "KamSU named after Vitus Bering", (683032, Petropavlovsk-Kamchatsky, Border Street, 4)
Аннотация: В статье рассматривается проблема государственного регулирования цен на обучение в высших образовательных учреждениях Российской Федерации. Приводится сравнительный анализ стоимости обучения в государственных и частных ВУЗах. Проводится оценка уровня доходов населения Камчатского края с точки зрения доступности высшего образования на коммерческой основе.
Resume: The article deals with the problem of state regulation of prices for education in higher educational institutions of the Russian Federation. A comparative analysis of the cost of education in public and private universities is given. The income level of the population of the Kamchatka Territory is assessed in terms of the availability of higher education on a commercial basis.
Ключевые слова: высшее образование, стоимость и доступность образования, платное образование.
Key words: higher education, cost and accessibility of education, paid education.
Высшее образование в России всегда считалось престижным, желание получить диплом о высшем образовании для себя или детей на протяжении последних лет высказывают более 80% населения страны. При этом более половины респондентов (53%) среди факторов, обусловливающих факт получения ребенком высшего образования, на первое место ставят материальное положение родителей, семьи [1].
Финансовое обеспечение высшего образования в Российской Федерации на сегодняшний момент осуществляется в двух форма: бюджетное
3801
финансирование и финансирование за счет средств физических лиц или юридических лиц (Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (Минобрнауки) ежегодно определяет численность студентов по различным направлениям подготовки бакалавриата, специалитета и магистратуры, которые будут обучаться за счет федерального бюджета. Федеральные отраслевые министерства и ведомства, а также власти субъектов Федерации за счет средств своих бюджетов также финансируют подготовку специалистов по различным направлениям.
Таблица 1
Динамика контрольных цифр приема студентов на первый курс за счет
федерального бюджета, чел. [2, 3, 4, 5, 6]
Уровень подготовки 2018/2019 2019/2020 2020/2021 2021/2022 2022/2023 Темп роста, %
Бакалавриат 314927 312440 251221 336705 339739 107,88
Специалитет 74823 77110 72818 85856 86155 115,15
Магистратура 207866 128848 98497 119851 124518 59,90
В процессе подготовки профессиональных кадров уровня бакалавра и специалиста за последние пять лет почти устойчиво наблюдается увеличение финансирования. Однако финансирование подготовки магистров снизилось почти на 40%.
Несмотря на увеличение бюджетных мест в ВУЗах, более половины россиян (59% опрошенных) считают современное российское высшее образование менее доступным, чем в СССР [1]. Значительное влияние на формирование такой точки зрения оказала реформа системы финансирования государственного задания на подготовку студентов в высшей школе [7]. Согласно новому подходу, финансирование учредителем деятельности
3802
высшего учебного заведения осуществляется на основе рассчитанных нормативных затрат на обучение одного студента конкретного направления подготовки. Основными декларируемыми задачами такой реформы были названы:
- формирование примерно одинаковых условий функционирования учебных заведений;
- повышение эффективности расходования государственных бюджетных средств.
Также одной из мер реформирования системы финансирования высшего образования стало регулирование со стороны Министерства науки и высшего образования РФ цен на платные услуги ВУЗов. «П. 5. Разработка порядка определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности федерального бюджетного учреждения, оказываемые им сверх установленного государственного задания, в части предоставления платных образовательных услуг осуществляется органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя федерального бюджетного учреждения» [8].
Еще в начале реализации новых принципов финансирования системы высшего образования некоторые эксперты опасались повышения стоимости образовательных услуг. Еще в 2016 году профессор Финансового университета при Правительстве РФ Яков Миркин высказывал мнение: «На самом деле контроль над ценообразованием не решит вопрос оптимизации. Опыт других отраслей показывает, что вмешательство государства в цены не только не страхует от их избыточного роста, но может приводить к тому, что они будут неудержимо стремиться вверх» [9]. Также можно отметить, что специалисты Минобрнауки, устанавливая подобные методы ценового регулирования, забыли о таком экономическом явлении как «положительный эффект масштаба производства», при котором с увеличением объемов реализации снижается средняя себестоимость единицы услуг.
3803
Формально Министерством науки и высшего образования декларируется «свобода» государственных образовательных учреждений в определении стоимости обучения. То есть, образовательное учреждение может само установить цену на обучение ниже нормативной, однако должно за свой счет компенсировать разницу между рыночной и государственной стоимостью обучения. Получается замкнутый круг: ВУЗ хочет повысить доходы за счет подготовки студентов на коммерческой основе, устанавливает стоимость образовательных услуг с учетом рыночных условий (спроса, конкуренции и уровня доходов населения) и часть заработанных средств направляет на погашение разницы.
Государственное вмешательство в процесс установления цен на платные услуги планировалось распространить на все образовательные учреждения, независимо от формы собственности. Однако на сегодняшний момент под госрегулирование попадает ценообразование только в бюджетных организациях, что ставит их в невыгодное конкурентное положение на рынке образовательных услуг. Частные учреждения высшего образования в полной мере используют свои преимущества в стоимости услуг, зачастую реализуя демпинговую ценовую политику в регионе пребывания.
Таблица 2
Стоимость обучения студента в Камчатском крае на 2022/2023 учебный год (очная форма, бакалавриат, направление - экономика)
ВУЗ Форма собственности Стоимость за год, руб.
ДВФ ВАВТ Минэкономразвития России (Камчатский филиал) [10] государственная 258701
КамчатГТУ [11] государственная 252765
КамГУ имени Витуса Беринга [12] государственная 243451
Российский университет кооперации (Камчатский филиал) [13] частная 149800
3804
Разница между самой низкой стоимостью обучения и ближайшей к ней огромна - 62,5% или 93,6 тысячи рублей в год. И даже цена обучения на уровне 150 тыс. рублей в год является существенной для значительной части населения Камчатского края.
Реальные доходы населения на Камчатке в последнее время существенно ниже общепринятого мнения о «значительных северных зарплатах».
Таблица 3
Соотношение доходов населения Камчатского края за 2021 год и расходов на
обучение по программе бакалавриата [14]
Показатель В месяц, руб. В год, руб. Доля самой низкой стоимости обучения в ВУЗе в доходах, % * Доля расходов на обучение в государственном ВУЗе *
Среднедушевой доход 60226 722712 20,8 34,6
Модальный среднедушевой денежный доход 29170 350040 42,9 71,4
* рассчитано авторами
Получение высшего образования на платной основе при существующем государственном регулировании цен на обучение на сегодняшний день становится практически неподъемной ношей для большинства жителей Камчатского края. Возникают сомнения в возможности «стратегических», «инновационных» прорывов в социально-экономическом развитии России вообще, и Камчатки в частности, при снижении уровня доступности высшего образования.
3805
Список литературы
1. Образование в России: востребованность, доступность, качество: аналитический обзор ВЦИОМ, МОСКВА, 28 января 2021 г. -[электронный ресурс]. - https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/obrazovanie-v-rossii-vostrebovannost-dostupnost-kachestvo. - Дата обращения 20.09.2022 г.
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 января 2017 г. N 92 "Об утверждении общих объемов контрольных цифр приема по специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2018/19 учебный год" -[электронный ресурс]. -https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71502380/ - Дата обращения 20.09.2022 г.
3. Приказ Минобрнауки России от 29.01.2018 N 48 "Об утверждении общих объемов контрольных цифр приема по специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2019/20 учебный год" - [электронный ресурс]. -https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71776002/ - Дата обращения 21.09.2022 г.
4. Приказ Минобрнауки России от 14.03.2019 N 137 (ред. от 24.09.2019) "Об утверждении общих объемов контрольных цифр приема по специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2020/21 учебный год" -
3806
[электронный ресурс]. -
https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 320506/ - Дата обращения 21.09.2022 г.
5. Приказ Минобрнауки России от 13.03.2020 N 395 "Об утверждении общих объемов контрольных цифр приема по специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2021/22 учебный год" - [электронный ресурс]. -https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 347947/ - Дата обращения 21.09.2022 г.
6. Приказ Минобрнауки России от 11.01.2021 N 1 "Об утверждении общих объемов контрольных цифр приема по специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2022/23 учебный год" - [электронный ресурс]. -https://fzakon.ru/dokumenty-ministerstv-i-vedomstv/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-11.01.2021-n-1/ - Дата обращения 21.09.2022 г.
7. Постановление Правительства РФ от 3 июня 2013 г. N 467 "О мерах по осуществлению перехода к нормативно-подушевому финансированию имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего профессионального образования" " - [электронный ресурс]. -https://base.garant.ru/70391664/ - Дата обращения 02.09.2022 г.
8. Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2020 г. N 1441 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг" " -[электронный ресурс]. - https://base.garant.ru/74660486/ - Дата обращения 02.09.2022 г.
3807
9. Минобрнауки само установит цены на платные услуги в вузах. -Известия, 27 сентября 2016. - [электронный ресурс]. -https://iz.ru/news/634587.
10. http://www.dvf-vavt.ru/files/Priemnaya komissiya/2022-2023/prikaz 56ot 31 05 2022 1 kurs 2022-2023.pdf.
11. https://kamchatgtu.ru/sveden/files/1_kurs(2).pdf
12. http://kamgu.ru/abitur/bachelor/#abitur_stoimost-obucheniya
13. https://www.ruc.su/upload/medialibrary/60b/c0vphai9ew2wr3ibjih00pt1ruxn3 mq4.pdf
14. Данные Росстата. https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/tab_bed_1-2-6.html
15. Bibliography
1. Education in Russia: demand, accessibility, quality: analytical review of VTsIOM, MOSCOW, January 28, 2021 - [electronic resource]. -https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/obrazovanie-v-rossii-vostrebovannost-dostupnost-kachestvo. - Accessed 20.09.2022
2. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of January 31, 2017 N 92 "On approval of the total volume of admission targets for specialties and areas of training and (or) enlarged groups of specialties and areas of training for training in educational programs of higher education at the expense of budgetary allocations federal budget for the 2018/19 academic year" - [electronic resource]. -https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71502380/ - Retrieved 20.09.2022
3. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of January 29, 2018 N 48 "On approval of the total volume of admission targets for specialties and areas of training and (or) enlarged groups of specialties and areas of training for training in educational programs of higher education at the expense of the budgetary allocations of the federal budget for 2019 / 20
3808
academic year" - [electronic resource], -
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71776002/ - Retrieved 21,09,2022
4. Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated March 14, 2019 N 137 (as amended on September 24, 2019) "On approval of the total volume of admission targets for specialties and areas of training and (or) enlarged groups of specialties and areas of training for study in educational programs of higher education for budget allocations of the federal budget for the 2020/21 academic year" - [electronic resource]. -https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_320506/ - Retrieved 21.09.2022
5. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of March 13, 2020 N 395 "On approval of the total volume of admission targets for specialties and areas of training and (or) enlarged groups of specialties and areas of training for training in educational programs of higher education at the expense of budgetary allocations of the federal budget for 2021 / 22 academic year" - [electronic resource]. -https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_347947/ - Retrieved 21.09.2022
6. Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated January 11, 2021 N 1 "On approval of the total volume of admission targets for specialties and areas of training and (or) enlarged groups of specialties and areas of training for study in educational programs of higher education at the expense of budgetary allocations of the federal budget for 2022 / 23 academic year" -[electronic resource]. - https://fzakon.ru/dokumenty-ministerstv-i-vedomstv/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-11.01.2021-n-1/ - Retrieved 21.09.2022
7. Decree of the Government of the Russian Federation of June 3, 2013 N 467 "On measures to implement the transition to normative per capita financing of
3809
state-accredited educational programs of higher professional education" -[electronic resource]. - https://base.garant.ru /70391664/ - Retrieved 09/02/2022
8. Decree of the Government of the Russian Federation of September 15, 2020 N 1441 "On approval of the Rules for the provision of paid educational services" - [electronic resource]. - https://base.garant.ru/74660486/ - Date of access 09/02/2022
9. The Ministry of Education and Science will itself set prices for paid services in universities. - Izvestia, September 27, 2016. - [electronic resource]. -https://iz.ru/news/634587.
10. http://www.dvf-vavt.ru/files/Priemnaya_komissiya/2022-2023Zprikaz_56_ot_31_05_2022_1_kurs_2022-2023.pdf.
11. https://kamchatgtu.ru/sveden/files/1_kurs(2).pdf
12. http://kamgu.ru/abitur/bachelor/#abitur_stoimost-obucheniya
13. https://www.ruc.su/upload/medialibrary/60b/c0vphai9ew2wr3ibjih00pt1ruxn3 mq4.pdf
14. Rosstat data. https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/tab_bed_1 -2-6.html
© Е.В. Этингоф, М.Г. Кудряшова, Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник», номер 7/2022.
Для цитирования: Этингоф Е.В., Кудряшова М.Г. ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СТОИМОСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ// Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник», номер 7/2022.
3810