Таким образом, необходимо обратить внимание на зарубежный опыт налогообложения кредитных организаций с целью не только развития этого сектора экономики в нашей стране, но и для увеличения налоговый поступлений в бюджет от банков.
Список литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2. От 05.08.2000 №117-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 07.05.2017).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1. От 31.07.1998 №146-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант плюс». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 07.05.2017).
3. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-1 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 07.05.2017).
ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ПРОДУКЦИЮ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА Карликова Е.С.
Карликова Екатерина Сергеевна — магистрант, Институт экономики Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, г. Санкт-Петербург
Аннотация: в данной статье рассматриваются актуальные проблемы формирования цен на сельхозпродукцию. Обозначены проблемы и особенности, с которыми сталкиваются сельскохозяйственные товаропроизводители при формировании цены.
Ключевые слова: цена, ценообразование, сельскохозяйственная продукция, ценообразующие факторы, диспаритет цен.
На современном этапе развития аграрных предприятий России одной из основных задач является решение проблемы ценообразования на сельскохозяйственную продукцию. Известно, что цена существенно влияет на эффективность деятельности предприятия, поскольку от нее зависит и возмещения издержек производства, и прибыль предприятия. Однако, на сегодня, ценовой механизм, существующий в сельском хозяйстве, не в состоянии обеспечить восстановление производственного потенциала отрасли в достаточных для расширенного воспроизводства объемах. Следовательно, существует необходимость в изучении особенностей процесса ценообразования в отрасли и их влияния на эффективность сельскохозяйственного производства.
Как известно, цена - категория конъюнктурная, ее формирование зависит от соотношения спроса и предложения на рынке. То есть, в условиях рыночной экономики цены должны диктоваться, прежде всего, рынком. Однако следует отметить, что в сельском хозяйстве, кроме спроса и предложения, существует целый ряд факторов, влияющих на процесс ценообразования и уровень цен.
Злободневной проблемой остается поддержание паритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию. С каждым годом происходит увеличение диспаритета цен на продукцию сельскохозяйственного производства и цен на потребляемые им ресурсы промышленного происхождения, которые растут опережающими темпами.
Как следствие, сельскохозяйственным производителям приходится значительно уменьшать объем приобретаемой промышленной продукции. Материально-техническая база сельского хозяйства перестает обновляться, что приводит к снижению объемов производства сельскохозяйственной продукции и соответственно к уменьшению объемов ее закупок перерабатывающими и пищевыми предприятиями, которые тоже вынуждены сокращать объемы своего производства [1].
В погоне за прибылью, монополисты-переработчики устанавливают низкий уровень закупочных цен на продукцию сельского хозяйства, не учитывая интересы производителей. Такие действия ведут к еще большему сокращению выручки и прибыли сельскохозяйственных предприятий от реализации продукции, что в дальнейшем лишает возможности развития.
К тому же, существенным фактором, оказывающим влияние на формирование цены продукции сельского хозяйства, является высокая себестоимость производства. Прежде всего, это высокая трудоемкость и материалоемкость.
Другой значимой особенностью, является сезонное колебание цен. В частности, на зерновые, подсолнечник, овощи, бахчевые культуры цены значительно снижаются во время и сразу после сбора урожая. Прежде всего, низкая цена на продукцию обусловлена тем, что у ряда предприятий, особенно мелких фермеров, отсутствуют собственные хранилища для хранения продукции, поэтому они вынуждены продавать её сразу. Вместе с тем большое количество хозяйств имеет краткосрочные финансовые обязательства, которые необходимо вовремя покрывать. Этим пользуются трейдеры и частично занижают цену.
По окончании периода сбора отдельных культур можно проследить тенденцию постепенного повышения цены, а наиболее значимое повышение наблюдается с приближением следующего уборочного сезона. Причиной этого является то, что перерабатывающие предприятия нуждаются в сырье, предложение которого уже не такое значительное. Поэтому покупатели готовы заплатить большую цену за необходимую им продукцию, а производители в настоящее время имеют возможность продать остатки урожая, получая дополнительную прибыль [2].
Сезонное колебание цен на отдельные виды животноводческой продукции связано с изменением объемов производства и предложения продукции в течение года. Так, на молоко и яйца цены растут осенью, когда уменьшается надой на корову и снижается яйценоскость кур. Наивысший уровень цен на свинину наблюдается в период пасхальных и рождественских праздников, в то же время, летом и в период длинных постов цены снижаются [3].
Ценообразование продукции сельского хозяйства требует также учета того факта, что цены на продовольственные товары в значительной степени зависят от погодных условий. То есть, если год был урожайным - цены снижаются (это связано с ростом предложения), и, наоборот - в неурожайные годы цены, как правило, повышаются (что связано с уменьшением предложения данного товара). Поэтому часто более выгодной для товаропроизводителя является реализация продукции именно в неурожайные годы (при условии удовлетворительного урожая у самого производителя).
Кроме того, значимым фактором в установлении цен выступает жесткая конкуренция с иностранными участниками рынка сельскохозяйственной продукции. После присоединения России к ВТО национальные производители попали в еще более суровые рамки функционирования. Страны, в которых более выгодные природно-климатические условия и развитый производственный потенциал, могут определять мировые цены. При этом в стране создалась такая ситуация, когда импортная сельскохозяйственная продукция не столько дополняет, сколько подавляет национальное производство.
На уровень цены также влияет на выбор канала и места реализации продукции. Самыми низкими являются цены при продаже продукции «с поля», то есть непосредственно на месте ее производства. В этом случае товаропроизводитель не несет расходов на хранение и транспортировку продукции к месту продажи.
Однако в современных условиях сельскохозяйственные предприятия не являются реальными субъектами рынка, то есть такими, которые реализуют свою продукцию конечному потребителю. Из-за довольно короткого периода хранения большинства видов продукции, производителям для сбыта приходится прибегать к помощи посредников. Жесткие временные рамки по срокам реализации приводят к необоснованному снижению закупочных цен на продукцию. При этом цена продажи, сформированная таким образом, практически не обеспечивает прибыли, а производство становится убыточным.
Учитывая обозначенные выше факторы, влияющие на процесс ценообразования на сельскохозяйственную продукцию, товаропроизводители могут построиться грамотную стратегию реализации с учетом конъюнктуры рынка, собственных возможностей и задач. Более того, для сглаживания ряда факторов, действительной мерой будет введение системы государственного регулирования ценообразования на сельскохозяйственном рынке. Например, для поддержания ценового паритета необходима антимонопольная политика, препятствующая монополизации ресурсообеспечивающих предприятий. Это позволит конкурировать на российском рынке отечественным производителям с зарубежными за счет снижения цены.
Конечно, цена, как важный финансовый инструмент, не является панацеей оздоровления экономики. Однако изучение особенностей ценообразования на продукцию сельского хозяйства поможет товаропроизводителям повысить эффективность своей деятельности. Что, в конечном счете, позволит обеспечить сбалансированное развитие экономики страты, учитывать
индивидуальные и общественные интересы, в масштабах страны решить проблемы продовольственной безопасности.
Список литературы
1. Золотарева Е.Л., Пигорев И.Я., Пясецкий И.А. Необходимость и основные направления совершенствования ценового механизма в сфере АПК // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии, 2012. № 4. С. 2-4.
2. Баймухамедова Г.С. Особенности формирования ценообразования на сельхозпродукцию в рыночных условиях // Всероссийский научный журнал «Аграрный вестник Урала», 2015. № 7. С. 71-75.
3. Новикова М.Д. К вопросу о формировании цен на продукцию животноводства в Российской Федерации // Вестник ОГУ, 2013. № 9 (158). С. 69-75.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РОССИИ Соболев А.Ю.
Соболев Александр Юрьевич — бакалавр, направление: прикладная математика и информационные технологии, факультет прикладной математики и информационных технологий, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва
Аннотация: в статье рассматривается текущее состояние облачных технологий в России. Приведен сравнительный анализ мирового рынка облачных услуг, тенденции развития облачного бизнеса в России. Проанализированы основные направления облачных услуг, наиболее перспективные сферы для распространения, «гибридные облака» и особенности отечественного рынка.
Ключевые слова: анализ, облачные технологии.
УДК 004.75
В век информационных технологий растет спрос со стороны общества к средствам, способным предоставить непрерывный доступ к данным из любой точки мира [11].
Такую возможность на данный момент обеспечивают облачные технологии1, которые уже на протяжении многих лет используются в Западных государствах. В России же данный рынок только начал свое развитие и по масштабам меньше 1% от мирового.
Около 70% глобального рынка принадлежит ведущим облачным провайдерам, из которых 35% приходится на долю «Amazon Web Services» (рисунок 1) [1].
Рис. 1. Доля ведущих провайдеров на мировом рынке облачных технологий
1 Облачные технологии - это технологии обработки данных, в которых компьютерные ресурсы предоставляются Интернет-пользователю как онлайн-сервис.
61