Научная статья на тему 'Особенности ценностных ориентаций политического, экономического и социокультурного сегментов элитного сообщества Тульского региона'

Особенности ценностных ориентаций политического, экономического и социокультурного сегментов элитного сообщества Тульского региона Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
209
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЦЕННОСТНАЯ СИСТЕМА ЭЛИТЫ / КОНСОЛИДАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лаврикова А. А., Шумилова О. Е.

На основе анализа результатов социально-политического исследования выявлены особенности политических установок, определен тип ценностной системы элит Тульского региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности ценностных ориентаций политического, экономического и социокультурного сегментов элитного сообщества Тульского региона»

7. Константинова Л. В. Местное сообщество как субъект социальной политики // Местное самоуправление в системе публичной власти: российский и мировой опыт: сборник научных трудов. Саратов: Поволжская академия государственной службы им. П.А. Столыпина. 2004. С.175-178.

8. Norton A. What European Democracies Might Learn From The West // Local Government in Eastern Europe. Establishing Democracy at the Crossroads. N.Y.: Princeton. P.279.

9. Almond G. A., Verba S. The Civic culture. Political attitudes and democraty in five nations. N.Y.: Princeton. 1963. 325 p.

10. Дилигенский Г. Что мы знаем о демократии и гражданском обществе // Pro et Contra, 1997, № 4, С.6.

11. Гражданское общество в России: структура и сознание. М.: Наука. 1998. С.233-241.

E. N. Gogolevа

The Activity of local communities as the condition of function of the local government.

The essence of local communities as the subject of local government is dedicated. The article focuses on the activity of local communities which is realized in the different forms of the social initiatives. The problem of standing and the conditions of optimization of the local communities’ activity are considered.

Key words: local government, local communities, civic culture, social initiatives.

Получено 20.10.2010 г.

УДК 32:316.422

А.А. Лаврикова, канд. полит. наук (4872) 33-23-52, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)

О.Е. Шумилова, канд. полит. наук, (4872) 33-23-52,

[email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОЛИТИЧЕСКОГО, ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИОКУЛЬТУРНОГО СЕГМЕНТОВ ЭЛИТНОГО СООБЩЕСТВА ТУЛЬСКОГО РЕГИОНА

На основе анализа результатов социально-политического исследования выявлены особенности политических установок, определен тип ценностной системы элит Тульского региона.

Ключевые слова: ценностные ориентации, ценностная система элиты, консо-лидационный потенциал

Результативность трансформационного процесса во многом обусловлена ценностными ориентациями различных сегментов элитных

групп. В августе-сентябре 2010 г. на базе лаборатории социальнополитических исследований Тульского государственного университета было организовано и проведено социально-политическое исследование «Особенности ценностных ориентаций и интеграционных возможностей региональных элит» (экспертный опрос; первая волна) в рамках реализации проекта «Достижение базового ценностного консенсуса как фактор стабилизации политической системы современной России» (Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2010 гг.; программное мероприятие 1.2.1; шифр лота: 2010-1.2.1-102-015). Эмпирическим объектом выступали представители элиты Тульского региона. Объем выборочной совокупности составил 76 человек. В экспертное сообщество вошли представители политической (21 человек), экономической (31 человек), социокультурной (24 человека) сфер, работающие как в государственном (50,7 %), так и в частном (49,3 %) секторах (Диаграмма 1). В процессе исследования были опрошены руководители структурных подразделений исполнительных органов власти, депутаты представительных органов власти различного уровня, судьи, руководящее звено региональных отделений политических партий (политическая элита); руководящий состав коммерческих организаций и профессиональных ассоциаций (экономическая элита); творческая интеллигенция, руководство учреждений системы образования, здравоохранения и социального обеспечения (социокультурная элита).

120

: 87.1:

40

20

ЛЛЛЛЛАЛ/

:29.2: і

=^70.8^

□ Частный сектор

□ Г осударственный сектор

Политическая сфера

Экономическая сфера

Социокультурная сфера

Диаграмма 1. Распределение экспертного сообщества по сферам деятельности (в %)

По гендерному признаку участники опроса распределились достаточно равномерно: 56,6 % - мужчины, 43,4 % - женщины. Наибольшее число экспертов составили респонденты в возрасте от 31 до 40 лет (32,9 %), 28,9 % принадлежат когорте «41-50 лет», 11,8 % - «18-30 лет» и 6,6 % -«61 год и более». В исследовании приняли участие преимущественно граждане среднего достатка (78,9 %). Однако следует отметить, что инструментарий был составлен таким образом, что уровень дохода респондентов определялся посредством самооценки.

Система анализа ценностных ориентаций региональных элит, базировалась на типологии политических установок, разработанной Р. Патнэмом, включала в себя когнитивные, нормативные, интерперсональные и стилистические критерии.

Выявление когнитивного типа политических ориентаций региональных элит в соответствии с методологией исследования предполагал анализ ретроспективных, актуальных и проективных оценок состояния государства и общества. Для изучения отношения к прошлому опыту страны респондентам предлагалось выразить позиции по ряду суждений, отражающих основные социально-экономические и политические характеристики советской системы (при квалиметрическом измерении использовался метод семантического дифференциала), которые раскрывают следующие индикаторы: «негативное в целом», «позитивное в целом», «негативное к политическому, но позитивное к социально-экономическому опыту», «негативное к социально-экономическому, но позитивное к политическому опыту».

В процессе исследования было выявлено, что в ответах экспертов относительно развития страны в советский период преобладают негативные оценки (суммарное значение индекса ретроспективной оценки составило ИРО=-30,7), что соответствует результатам исследований «Ценностные ориентации политической элиты Тульской и Амурской областей» (апрель 2003 г.) и «Ценностная система политической элиты Тульской и Амурской областей» (март-май 2004 г.) [1]. Вместе с тем, соотношение индикаторов рассматриваемой переменной указывает на высокую степень неприятия социально-экономических аспектов функционирования советской системы (среднесуммарный индекс ретроспективной социальноэкономической оценки ИРО1=-11,8) при позитивном восприятии политических характеристик (среднесуммарный индекс ретроспективной политической оценки ИРО2=0,8). При этом среди положительных черт прошлого опыта страны респондентами выделены «статус русского народа в многонациональном государстве», «авторитет государства на международной арене», «социальная благополучие населения»; среди отрицательных -«представительство интересов рядовых граждан», «политический режим», «командно-административное управление экономикой».

Сравнение результатов исследований 2010 г. и 2003-2004 гг. позволило сделать вывод о переоценке региональными элитами роли масс в принятии политических решений и соподчинения союзных республик (график 1). Корреляционный анализ полученных данных свидетельствует об устойчивости взглядов представителей экспертного сообщества Тульского региона (значение коэффициента корреляции варьируется от 0,253 до 0,642 при значимом 0,01).

“А Государство, в котором за счет русского народа существовали все остальные народы

“ • Государство,

обеспечивающее насильственное доминирование русского народа

• Подлинное народовластие

•Власть номенклатуры, партократия, бесправные массы

Г рафик 1. Динамика ретроспективных оценок элитами Тульского региона советской политической системы (2003-2010 гг.)

Среди факторов, дифференцирующих восприятие советского времени, следует выделить следующие: гендерная (мужчины более склонны давать однозначные оценки) и профессиональная принадлежность (представители социокультурной элиты чаще демонстрируют неприятие прошлого опыта страны). Такие параметры, как возраст, сектор занятости, уровень дохода не являются, согласно полученным данным, значимыми детерминантами.

Направленность оценок современного состояния государства и общества тяготеет к негативному полюсу (суммарное значение индекса актуальной оценки составило ИАО=-130), при этом мнение экспертов по данному вопросу достаточно интенсивно. В большей степени данная тенденция проявляется применительно к политическим характеристикам системы (среднесуммарный индекс актуальной политической оценки ИАО1=-30,2; среднесуммарный индекс актуальной социально-экономической оценки ИАО1=-4,5). Сравнительный анализ результатов настоящего исследования и исследований «Ценностные ориентации политической элиты Тульской и Амурской областей» (апрель 2003 г.) и «Ценностная система политической

элиты Тульской и Амурской областей» (март-май 2004 г.) [1] показал, что в оценке политической составляющей мнение региональной элиты достаточно стабильно, в то время как значение индикаторов, раскрывающих социально-экономические параметры переменной «отношение к настоящей ситуации в стране», свидетельствует о положительной динамике восприятия процессов, связанных с переходом к демократии и рыночным отношениям (График 2).

15 10 5 0

2003-5

-10

-15

-20

-25

-30 -35 -40

График 2. Динамика индексов актуальной социально-экономической оценки

(2003-2010 гг.)

Дифференциация актуальных оценок состояния государства и общества зависит от возрастных характеристик, уровня дохода и сферы деятельности респондента. С точки зрения корреляционного анализа представляют интерес возрастные когорты «18-30 лет» и «61 год и более». Представители региональной элиты старше трудоспособного возраста демонстрируют более негативное отношение к трансформации современного российского общества. Молодежь же не столь однозначна: принимая процессы демократизации и становление рыночной экономики как закономерные, негативно оценивает их результаты в настоящее время.

Результаты исследования показали, что степень удовлетворенности собственным социально-экономическим положением определяет характер восприятия нынешнего положения страны. Только эксперты, обозначив-тттие свой уровень дохода как высокий, описывают политическое и экономическое состояние России, используя следующие формулы: «идет процесс перехода к демократии и рыночной экономике», «нормализация эко-

9,3

0 г.

-18,4

"Индекс оценки

перехода к демократии и рыночной экономике

Индекс

нормализации

экономики

номики вследствие перехода к рыночной системе, доказавшей свою эффективность», «становление современной демократической системы».

Также следует отметить, что среди прочих сегментов экспертного сообщества только политическая элита Тульского региона при выборе между полярными позициями «утрачены завоевания социализма, «сползаем к «дикому капитализму» и «идет процесс перехода к демократии и рыночной экономике» склоняется к положительному индикатору.

Анализ переменной «прогнозный образ будущего страны» показал, что для представителей региональной элиты Тульской области характерна оптимистическая ориентация (среднесуммарный индекс перспективных оценок состояния государства и общества ИПО=7,5). Когнитивный образ будущего России включает следующие черты «власть закона» (ИПОі=36,9), «авторитет на мировой арене» (ИПО2=8,1), «экономическое процветание» (ИПО3=15,8), «общество социального благополучия» (ИПО4=9,1), «авторитарная политическая система» (ИПО5=-17,1), «отсутствие межнационального согласия» (ИПО6=-7,8). Прогноз высокого конфликтогенного потенциала межнациональных отношений обусловлен устойчивыми негативными оценками национальной политики постсоветской России. Следует отметить, что среди характеристик прошлого, настоящего и будущего страны позиции, связанные с решением национальных вопросов, всегда отличались однозначностью и стабильностью. При этом наблюдается тенденция увеличения интенсивности мнений экспертного сообщества с переходом в более старшую возрастную когорту.

График 3. Индексологическое значение когнитивного профиля будущего страны

Среди факторов, оказывающих влияние на специфику когнитивного образа будущего России, необходимо выделить гендерный, возрастной, экономический, профессиональный. Так, мнение мужчин, возрастную когорту «61 год и более» по поводу будущего страны характеризует негативная направленность и высокая степень интенсивности. Размытость и неоднородность позиций присущи следующим общностям: когорта «41-50 лет», экономический сегмент региональной элиты. Уровень дохода является детерминантой выраженности оценок.

В рамках исследования предполагалось выявление нормативного типа политических ориентаций региональных элит среди переменных, его раскрывающих, были выделены «желаемый образ будущего страны», «причины трудностей, переживаемых страной», «представления об оптимальной экономической системе», «представления об оптимальной системе социального обеспечения», «представления об акторах, ответственных за социальные проблемы страны».

Результаты опроса показали, что идеальный образ страны в сознании различных сегментов региональной элиты достаточно размыт. В представлениях экспертного сообщества (вне зависимости от социальнодемографических и экономических характеристик) относительно формы государственного устройства сосуществуют на паритетных началах предпочтения и сильного централизованного государства (70,3 %), и федерации (78,7 %). Не видят Россию как конфедерацию свободных республик и регионов 63,9 % опрошенных. Также неоднозначны позиции региональной элиты применительно к внешней политике страны. Одинакова интенсивность выбора вариантов ответа на вопрос «Какой бы Вы хотели видеть нашу страну через 10 лет?: государство, активно отстаивающее свои геополитические интересы или внешняя политика на принципах взаимовыгодного партнерства» (90,7 и 96,0 % соответственно).

В системе координат «рыночное саморегулирование - государственное регулирование экономики» большинство респондентов высказываются за смешанный тип с сильной социальной защитой населения (76,0 и 97,4 % соответственно).

Сравнительный анализ с данными, полученными в ходе исследований 2003-2004 г. продемонстрировал изменение вектора экономической ориентации с государственнических на рыночные (диаграмма 2), что подтверждает анализ переменной «представления об оптимальной экономической системе». Из шести предложенных респондентам индикаторов, выражающих обозначенную ориентацию, пять признаны в качестве значимых («стимулирование индивидуальных усилий» (ИОЭС1=3,9)), «увеличение доли частной собственности» (ИОЭС2=4), «личная ответственность»

(Иоэс3=23,7), «конкуренция» (Иоэс4=89,6), «упорный труд» (Иоэс5=72,3).

□ Рыночное саморегулирование

Ш Государственное регулирование экономики

□ Смешанная экономика с преобладанием государственного сектора

Диаграмма 2. Динамика идеального экономического устройства России (в %)

При этом однозначно респондентами воспринимаются лишь две характеристики рыночной экономики: «конкуренция» и «упорный труд». Последовательно государственническую позицию отстаивают около 17 % экспертов, преимущественно представители политического сегмента региональной элиты, государственного сектора (Приложение 4 табл. 5.1-5.7). Велика доля экспертов, поддерживающих точку зрения, что «накопление богатства одними людьми может происходить только за счет других» (53,9 %). Данное обстоятельство объясняет выбор элитным сообществом в качестве важной характеристики экономической составляющей желаемого образа будущего страны сильную социальную защиту населения со стороны государства.

Большинство участников экспертного опроса считают, что наиболее оптимальным способом социального обеспечения нуждающихся является государственная система социальной защиты, из них 57,9 % полагают, что приоритетной должна стать адресная система социальной поддержки, организованная и контролируемая государством, а 38,9 % поддерживают идею сохранения действующей системы социальной защиты (Диаграмма 3). Т.е. во взглядах на социальную защиту населения преобладают госу-дарственнические ориентации: «доходы от газа и нефти должны распределяться как в Норвегии» (депутат Государственной Думы РФ от Тульской области, средний уровень дохода, возрастная когорта «61 год и более»), что подтверждает положение высказанное выше. Вместе с тем, ряд экспертов предлагает развивать систему партнерских отношений между государственными и частными организациями для эффективного решения вопро-

сов социального обеспечения: «объединение государственного финансирования и частных благотворительных ресурсов» (консультант департамента образования администрации Тульской области, средний уровень дохода, возрастная когорта «31-40 лет»); «повышение пенсии за счет повышения производительности труда путем внедрения новых технологий» (зам. генерального директора, средний уровень дохода, возрастная когорта «61 год и старше»).

Сами обездоленные должны объединяться для самопомощи; 5,3 Оказание поддержки в

организации самопомощи: 10,5

Этим должны заниматься благотворительные организации; 23,7

За счет повышения налогов на доходы наиболее состоятельных граждан; 35,5

Помощь должна оказываться чрез государственную систему социальной защиты на адресной основе; 57,9

Помощь должна оказываться через государственную систему социальной защиты на действующей основе; 38,2

Диаграмма 3. Представления региональной элиты об оптимальном способе социального обеспечения

нуждающихся

Каков, на Ваш взгляд, наиболее оптимальный способ социального обеспечения нуждающихся?, в % от общего

числа опрошенных

Для уточнения характера исследуемой ценностной ориентации следует прибегнуть к анализу приоритетных источников финансирования тех или иных подсистем социальной сферы. Представления о ведомственной принадлежности последних, согласно данным опроса, соответствуют позиции региональных элит относительно оптимального типа экономической системы как смешанного, развивающегося на базе государственной и частной собственности (табл. 1).

Обращает на себя внимание тот факт, что прерогативы государственных учреждений должны сохраняться только в системах образования (среднего и высшего) и пенсионного обеспечения, что в первом случае связано с необходимостью реализации принципов непрерывности и интегрированности, во втором - поддержки социально незащищенных категорий населения. Корреляционный анализ полученных данных показал детерминированность патерналистских ориентаций экспертов относительно регулирования социальной сферы гендерной принадлежностью (для женщин в большей степени характерны государственнические ориентации), сектором занятости эксперта (представители частного сектора чаще являются адептами рыночной системы).

Оценка региональной элитой приоритетных источников финансирования социальной сферы

Такие блага, как медицинское обслуживание, обеспечение жильем, школьное образование и т.п., могут находиться в ведении государства или частных организаций. Кем, на Ваш взгляд, должны обеспечиваться эти блага? (Ответ дается по каждой строке, допускается выбор только одного варианта ответа), в % от общего числа опрошенных

Только госу- дарством По пре-имуществу государством Наравне государством и частными организациями По пре-имуществу частными организациями Только частными организа- циями

Медицинское обслуживание 13,2 39,5 44,7 1,3 1,3

Дошкольное воспитание 21,1 31,6 43,4 2,6 1,3

Обеспечение жильем 17,1 22,4 51,3 6,6 1,3

Школьное образование 40,8 30,3 27,6 - 1,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Высшее образование 27,6 36,8 31,6 2,6 1,3

Пенсионное обеспечение 35,5 34,2 27,6 1,3 1,3

В качестве одной из задач исследования было обозначено определение представлений относительно акторов ответственности за социальные проблемы страны. Респондентам была предложена номинальная шкала, раскрывающая интернальный, экстернальный и неопределенный локус контроля. Результаты исследования показали, что мнения различных сегментов региональной элиты существенно дифференцированы. Так для политической элиты в большей степени характерна интернальная ориентация (33,3 % возлагают ответственность на исполнительную власть, 28,6 % - на законодательную власть). Вместе с тем, следует учитывать, что, определяя субъектов социальной ответственности, представители политического сегмента регионального элитного сообщества, указывая обозначенных акторов, могли исходить из оценок деятельности федеральных органов власти (тем самым интернальный локус ответственности в данном случае может

носить номинальный характер). Примером этого является следующая позиция: «Экономический кризис - это естественное явление мировой экономики, его последствия можно было минимизировать, и власти страны сделали для этого все возможное» (депутат Тульской городской Думы, высокий уровень дохода, возрастная когорта «31-40 лет»), «государство в целом» (зам. начальника департамента администрации Тульской области, средний уровень дохода, возрастная когорта «31-40 лет»).

Для экспертов, чья профессиональная деятельность осуществляется в экономической сфере, свойственна экстернальная ориентация (54,8 % возлагают ответственность на исполнительную власть, 35,5 % - на законодательную власть, 12,9 % считают, что виноваты «сами люди»). Также среди субъектов ответственности называются внешнеполитические акторы: «заговор американской элиты» (руководитель учреждения сферы общественного питания, средний уровень дохода, возрастная когорта «18-30 лет»). Интересен тот факт, что среди экономической элиты незначительна доля лиц с неопределенной позицией локуса контроля и отсутствуют фаталисты.

Социокультурная элита внутренне неоднородна: в равной степени присутствуют носители интернального и экстернального локуса контроля (30,4 % возлагают ответственность на исполнительную власть, 13 % - на законодательную власть, 30,4% - на рядовых граждан) (Диаграмма 4).

Никто не виноват

Сами люди

Судьба,

обстоятельства

Законодательная

власть

Исполнительная

власть

0 10 20 30 40 50 60

Диаграмма 4. Локус контроля региональной элиты: распределение по сферам деятельности

Экономический кризис в нашей стране привел к тому, что многие люди оказались "за бортом" жизни. Как Вы думаете, кто ответственен за социальные проблемы?, в %

Показательны в этом плане ответы респондентов, предложенные на вопрос «Экономический кризис в нашей стране привел к тому, что многие люди оказались «за бортом» жизни. Как Вы думаете, кто, прежде всего, ответственен за социальные проблемы страны?»: «М.С. Горбачев, Б.Н. Ельцин» (зам. директора учреждения культуры, средний уровень дохода,

0 Социокультурная элита

Ш Экономическая

элита

□ Политическая элита

возрастная когорта «41-50 лет») и «Каждый отдельный человек» (писатель, высокий уровень дохода, возрастная когорта «18-30 лет»).

Следует отметить, что региональная элита последовательна в определении акторов ответственности за социальные проблемы страны, что подтверждает анализ переменной «причины трудностей, переживаемых страной» (диаграмма 5).

Своекорыстие людей, осуществляющих руководство страной

Отсутствие «сильной руки» в органах управления

Отсутствие профессионалов в сфере экономики

Отсутствие профессионалов в сфере политики

0 10 20 30 40 50 60 70

Диаграмма 5. Представления региональной элиты о причинах трудностей, переживаемых страной: распределение по сферам деятельности

В чем, по Вашему мнению, заключается главная причина трудностей, переживаемых

страной?, в %

Вне зависимости от сферы деятельности эксперты отмечают в качестве главного фактора доминирование коррупционных практик в системе управления (индивидуальный предприниматель, средний уровень дохода, возрастная когорта «41-50 лет»; депутат представительного органа МО Те-пло-Огаревский район, средний уровень дохода, возрастная когорта «51-60 лет»), второстепенного - качество политического режима. Таким образом, трудности, переживаемые страной, участники исследования связывают, прежде всего, с личностными характеристиками элиты: «отсутствие профессионалов и в политике, и в экономике» (помощник президента Торгово-промышленной палаты Тульской области, высокий уровень дохода, возрастная когорта «51-60 лет»), «Отсутствие профессионалов и ответственности за принимаемые решения» (руководитель департамента администрации Тульской области, средний уровень дохода, возрастная когорта «31-40 лет»). Исследование качеств политической элиты можно провести посредством выявления интерперсональных и стилистических установок.

Сравнительный анализ переменных «представления о качествах прежней политической элиты» и «представления о качествах новой элиты» показал, что в сознании элитного сообщества сложились различные образы советской и постсоветской элиты (Диаграмма 6).

0 Социокультурная элита

0 Экономическая

элита

□ Политическая элита

Диаграмма 6. Представления тульской региональной элиты о качествах "старой” и "новой” элиты

Что, по Вашему мнению, характерно для представителей ”старой гвардии ” и "новой волны " в сфере управления?, в % от общего числа опрошенных

Как следует из диаграммы среди сильных сторон советской номенклатуры эксперты выделили: опыт, соблюдение нравственно-этических норм и правил поведения, способность нести ответственность, компетентность. Характеристика достоинств современной политической элиты включает в себя такие качества, как способность идти на компромисс и способность принимать нестандартные решения (качества, необходимые для управленца инновационного типа). Точками соприкосновения образов являются неоднозначно оцениваемые черты: карьеризм и наличие связей.

Таким образом, результаты исследования показали соответствие когнитивного типа ценностных ориентаций нормативному типу в восприятии социально-экономической сферы. Позитивная динамика когнитивного профиля социально-экономического развития страны способствуют формированию четких представлений об оптимальном и желаемом образе социально-экономической системы (управляемый рынок с сильной социальной защитой населения), что подтверждает следующую взаимозависимость, чем ощутимее выраженность оптимизма экспертов относительно будущего развития страны, тем более определенными являются их позиции, касающиеся оптимальных форм экономического устройства и социального обеспечения. Рассогласование ретроспективных, актуальных и проективных оценок состояния политической системы обуславливает фрагментарность и противоречивость нормативного типа установок (сосуществование ориентаций на централизацию и децентрализацию во внутренней политике, державничество-партнерство во внешней политике).

Динамика ценностных систем властных элит Тульского региона

(2003-2004 гг. и 2010 г.)*

Переменные Тип ценностных ориентаций

2003-2004 гг. 2010 г.

Отношение к прошлому опыту страны Негативное Негативное (относительно социально-экономической системы)

Отношение к настоящей ситуации в стране Негативное Негативное (преимущественно относительно политической системы)

Прогнозный образ будущего страны Оптимистический Оптимистический

Представления об оптимальной экономической системе Государственное регулирование Управляемый рынок

Представления об оптимальной системе социального обеспечения Патернализм (государственное патронирование) Система адресной социальной помощи

Представления об оптимальной форме государственного устройства Централизация Неопределенная позиция

Представления об оптимальной внешнеполитической стратегии России Державничество Неопределенная позиция

Локус социальной ответственности Экстернальный Смешанный (преимущественно экстернальный)

Тип ценностной системы «Советский» «Переходный» с элементами «советского» и «расколотого типа»

* Таблица составлена по результатам настоящего исследования и исследований «Ценностные ориентации политической элиты Тульской и Амурской областей» (апрель 2003 г.) и «Ценностная система политической элиты Тульской и Амурской областей» (март-май 2004 г.) [1]

Система анализа ценностных ориентаций региональных элит, базировавшаяся на типологии политических установок, позволила определить тип ценностной системы элиты Тульского региона как «переходный» с

элементами «советского». Отрицание опыта советской России преимущественно в области регулирования социально-экономических отношений и режимных характеристик сочетается с негативным восприятием современного состояния государства и общества и оптимистичным когнитивным профилем будущего страны. В качестве благоприятного варианта социально-экономического устройства России определена смешанная экономика с системой социального патроната населения со стороны государства. Стилистические установки представителей элитных групп, соответствующие инновационному типу управленца, диссонируют с преимущественно экс-тернальным локусом социальной ответственности. Вместе с тем, присутствуют ценностно-дифференцированные мнения, и по ряду переменных («представления об оптимальной форме государственного устройства», «представления об оптимальной внешнеполитической стратегии России») невозможно определить доминирующую позицию, что характерно также для «расколотого» типа.

Сравнительный анализ результатов экспертных опросов 2003-2004 гг. и 2010 г. (табл. 2) свидетельствует о трансформации ценностной системы региональных элит от «советского типа» (характерными признаками которого являются государственническая ориентация, патернализм, централизм, державность, экстернальный локус социальной ответственности) к «переходному» (доминирование таких социальных ориентаций как управляемый рынок, система адресной социальной поддержки, относительная децентрализация государственного устройства, партнерства во внешней политике, экстернальный локус социальной ответственности). При этом процесс изменения ценностных ориентаций не завершен, что усиливает гибридность, неоднородность и противоречивость ценностных ориентаций региональных элит.

Обозначенный переход способствует консенсусу элитных групп по вертикали (между федеральным и региональным уровнями), вместе с тем, незавершенность данного процесса ограничивает их консолидационный потенциал, детерминирует размытость, неопределенность и конфликто-генность ценностных систем массовых слоев населения.

Список литературы

1. Бродовская Е.В. Взаимовлияние политической трансформации и эволюции ценностной системы современного российского общества: монография/ под. ред. д-ра полит. наук, проф. И.А. Батаниной. Тула: Изд-во ТулГУ, 2006. С. 348-360.

Shumilova O., Lavrikova A.

The Peculiarities of the Value System of the Political, Economic, Social and Cultural Segments of the Elite Society in Tula Region

The peculiarities of the political attitudes are described and the type of the value system of the elite of the Tula region is defined based on the analysis of the results of the social and political research.

Key words: system of values, value system of the elite, consolidation potential

Получено 25.10.2010 г.

УДК 316.346.32-053.6

Н.Л. Маркина, канд. полит. наук, (4872) 33-24-18, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ),

Ю.А. Твирова, канд. полит. наук, (4872) 33-24-18, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ),

О.Е. Шумилова канд. полит. наук, (4872) 33-23-52,

[email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА:

МИРОВОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ

Раскрывается сущность государственной молодежной политики, выявляются закономерности институционализации и реализации, а также черты сходства и различия ГМП в современной России и других странах. Описываются основные параметры и проблемы реализации ГМП в РФ на современном этапе.

Ключевые слова: государственная молодежная политика, современная Россия, реализаия.

Молодежная политика - это термин, который в науке и управленческой практике рассматривается традиционно в двух основных ракурсах. С одной стороны, молодежная политика - это деятельность государства, политических партий, общественных объединений и других субъектов социальных отношений, имеющая целью воздействовать на социализацию и социальное развитие молодого поколения. С другой стороны, молодежная политика - это система идей, мероприятий, учреждений, кадров того или иного субъекта политической жизни в отношении молодежи, цель которых - получить поддержку собственного политического курса со стороны молодых людей. Субъектами молодежной политики могут быть различные общественные силы. Например, политические партии и общественные организации ограничены правовыми возможностями, но могут влиять на сознание молодых людей через ценностные представления и представления об идеалах. Государство, напротив, опирается на систему права, но имеет меньше возможностей влиять через систему ценностей и идеалов. Государственная молодежная политика (ГМП) - это деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.