Психолого-педагогические науки
• • •
51
дусматривает включение студента в здоровьесберегающую деятельность и получение социально одобряемого опыта здорового образа жизни.
Таким образом, именно обучение и воспитание, проявляясь в единстве целей формирования гармонично развитой личности, создают мотивацию в человеке. Поскольку все составляющие здоровья тесно взаимосвязаны, реализация педагогических
условий зависит от множества факторов, основным из которых является организация образовательного пространства вуза, направленная на целостное формирование потребностей в сохранении и укреплении здоровья, в создании здоровьесберегающей технологии, в осознанном стремлении к здоровому образу жизни посредством методов воспитания и самовоспитания.
Примечания
]
1. Абаскалова Н. П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса «школа-вуз»: Монография. Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2001. 316 с. 2. Безруких М. М. Здоровьесберегающая школа. М. : Московский психолого-социальный институт, 2004. 240 с. 3. Введенский В. Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. 2003. № 10. С. 51-55. 4. Инновационные технологии здоровье сохраняющего развития человека: Учебно-методическое пособие / под ред. академика РАН В. И. Жукова. 2-е изд. доп. и перераб. М. : Изд-во «Гном и Д», 2008. 296 с. 5. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М. : АРКТИ, 2005. 320 с. 6. Шуайбова М. О. Проблемы ориентации студентов на здоровый образ жизни в высших учебных заведениях // Мат-лы Всероссийской научно-практической конференции «Педагогические технологии образовательного процесса в поли культурной среде». М., 2008. С. 40-48.
Статья поступила в редакцию 11.12.2010 г.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
НАУКИ
УДК 159.9:37.015.3
ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
ПЕДАГОГА НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ
© гою Асадулаева У.М.
Дагестанский государственный педагогический университет
Статья посвящена эмпирическому исследованию особенностей ценностных ориентаций педагога. Выявлены как общие тенденции, так и существенные различия в ценностно-смысловой сфере педагогов на разных этапах профессионального становления.
The article is devoted to the empirical research of the features of a pedagogue’s value orientations. The author reveals both common tendencies and essential distinctions in pedagogues’ value and sense sphere at different stages of the professional formation.
52
• • •
Известия ДГПУ, №4, 2010
Ключевые слова: ценности, ценностно-смысловая сфера, профессиональные ценности, профессиональное становление, профессиональное развитие.
Keywords: values, value and sense sphere, professional values, professional formation, professional development.
В современных условиях проблема профессионального становления личности специалиста является одной из наиболее актуальных в психологии. Учеными выделены этапы и уровни развития человека как субъекта труда, выявлена специфика профессионального становления на различных стадиях, определены кризисные периоды профессионального развития. Одним из главных факторов выбора профессии и становления личности как профессионала являются ценности личности и ценностная ориентация. Вместе с тем можно отметить недостаток исследований, направленных на изучение личностных ценностей учителя, реализуемых в профессиональной деятельности.
Отечественными и зарубежными учеными ценность трактуется по-разному: как значимость, значение определенных объектов для человека (С. Ф. Анисимов, М. С. Каган, С. Л. Рубинштейн, В. И. Непомнящая); цели существования человека, конечные и надситуативные, служащие ведущими принципами в жизни (В. Б. Ольшанский, С. Н. Шварц, М. Рокич, К. Клакхон); ценностное отношение (А. И. Донцов), компонент смысловой сферы, представляющий собой одну из форм функционирования смысловых образований (Б. С. Братусь, А. Г. Асмолов, Ф. Е. Василюк, В. В. Столиц, О. А. Тихомандрицкая, Г. Л. Бу-динайте).
В западной психологии наиболее известные работы по проблеме ценностей принадлежат таким авторам, как М. Rokeach, S. Schwartz, Н. Shalom, Kluckhohn С. Так, в 70-х годах прошлого столетия Rokeach М. предложил одну из первых классификаций ценностей, которая используется и в настоящее время [9]. Его классифицированный список ограничивается 36-ю ценностями, разделенными на две группы и обозначенные автором как «терминальные» и «инструментальные».
Не менее известную на данный момент классификацию ценностей разработал S. Schwartz, в которой для каждой группы ценностей определены мотивы и цели поведения [10]. Автор выделил десять мотивационно-целевых типов. Каждый тип отличается проявлением в поведении ценностей, значимых для личности. Заслуживает внимания и позиция S. Schwartz, Н. Shalom, которые выделили трудовые или профессиональные ценности, понимаемые авторами как выражение более общих человеческих ценностей в контексте трудовой деятельности. Профессиональные ценности авторы подразделяют на четыре типа. К первому относят внутренние (личностный рост, автономность, интерес, креативность и др.). Второй тип обозначен как внешние (зарплата и безопасность). Третий - это социальные (взаимодействие с людьми и вклад в общество). Четвертый - власть (престиж, авторитет, влиятельность) [10].
Анализ некоторых источников западной психологической литературы показал, что в предлагаемых классификациях ценностей критерием их разделения на группы выступает степень обобщенности ценности, т.е. ее принадлежность к той или иной области жизнедеятельности человека (профессиональной, семейной, общественной) или к жизни в целом.
Б. Г. Ананьев говорит о том, что с началом самостоятельной общественно-трудовой деятельности изменяется социальный статус человека, что обусловливает изменения в системе ценностей. Следует отметить, что процесс формирования ценностно-смысловых образований и профессиональная деятельность взаимодетерминированы. С одной стороны, отношение к профессиональнотрудовой среде вырабатывается на основе системы личностных смыслов человека, обусловленных прошлым опытом; осознаваемая часть этой
Психолого-педагогические науки • • •
системы существует в виде ценностей и ценностных ориентаций. С другой стороны, профессиональная деятельность оказывает воздействие на систему ценностных ориентаций личности [1]. Сформированная система ценностей служит внутренней системой координат, на которую человек может опираться, совершая жизненно важные выборы. Ценности и смыслы непостоянны, они меняются во времени в результате деятельности людей, как меняются и сами люди.
Самоопределившийся человек имеет относительно устойчивую систему ценностей, знает, чего хочет, и более или менее представляет, как этого добиться. Однако нельзя говорить о том, что на протяжении всей жизни человека ценностно-смысловая сфера личности остается неизменной. Переосмысление мировоззренческих позиций, переструктурирование системы ценностей личности может происходить на любом отрезке жизненного пути. Переоценка ценностей и переориентировка смыслов - закономерный процесс развития личности.
Согласно Е. А. Климову, для каждой определенной профессиональной группы характерен свой смысл деятельности, своя система ценностей [4].
По мнению большинства исследователей, процесс профессионального развития теснейшим образом связан со смысловой регуляцией жизнедеятельности человека, осуществляемой ценностно-смысловой сферой личности. Основываясь на проведенном теоретическом анализе ценностей ценностно-смыс-ловой сферы, мы считаем правомерным предположить, что каждому этапу профессионального становления педагога характерны соответствующие смысложизненные и ценностные ориентации.
Проверка данного предположения легла в основу нашего исследования, которое проводилось на базе ДГПУ и средних общеобразовательных школ Республики Дагестан. В исследовании приняли участие 89 студентов и 360 учителей: студенты пятых курсов (1-я группа), педагоги с малым стажем работы (2-я группа), педагоги со стажем работы более 10
53
лет (3-я группа) и педагоги предпенсионного и пенсионного возраста (4-я группа).
Использовалась методика Ш. Шварца для изучения ценностей личности (русскоязычная адаптация В. Н. Карандашева). Опросник включает две части, которые отличаются процедурой проведения. Первая часть - «Обзор ценностей» позволяет изучить нормативные идеалы, ценности на уровне убеждений, а также структуру ценностей, оказывающую наибольшее влияние на всю личность, но не всегда проявляющуюся в реальном социальном поведении. В отличие от нее вторая часть опросника - «Профиль личности» изучает ценности на уровне поведения, т.е. предпочтения, которые наиболее часто проявляются в социальном поведении личности. При обработке данных по каждой части опросника высчитывается средний балл отдельно для каждого из 10 типов ценностей (конформность, традиции, доброта, универсализм, самостоятельность, стимуляция, гедонизм, достижения, власть, безопасность). Затем ценности ранжируются в соответствии со средним баллом с 1 до 10. Ранг с 1 по 3 характеризует высокую значимость ценности для испытуемого.
Обследование по данной методике проводилось индивидуально. Каждому испытуемому предоставлялся текст опросника с инструкцией, давались необходимые разъяснения. Время работы над опросником не ограничивалось. В среднем испытуемые тратили на заполнение опросника около 1 часа.
Для оценки достоверности различий между выборками, находящимися на разных уровнях профессионального становления, мы применяли критерий Манна-Уитни. В целях удобства изложения термины «профессиональное развитие» и «профессиональное становление» в работе используются как синонимы.
Сравнительный анализ предпочитаемых и отвергаемых ценностей в выборке исследуемых показал, что в их ценностно-смысловой сфере существуют как общие тенденции, так и существенные различия. Средние
54
• • •
Известия ДГПУ, №4, 2010
показатели позволяют судить о соотношении значимости ценностей на разных этапах профессионального развития. Анализ величины рангов, которые занимают определенные ценности относительно других, по-
зволяет сделать вывод об их относительной значимости для исследованных групп. Результаты исследования представлены ниже (табл. 1 и рис. 1).
Таблица 1
Таблица уровней достоверности различий в степени значимости ценностей
на уроне нормативных идеалов
Конформность НИ Доброта НИ Универсализм НИ Самостоятельность НИ Г едонизм НИ Власть НИ Безопасность НИ
1 и 2 ,018
1 и 3 ,001
1 и 4 ,028 ,036 ,001 ,060 ,044 ,052 ,089
2 и 3 ,004
2 и 4 ,025 ,006 ,002 ,064
3 и 4 ,008 ,011 ,006
6
УНИконф УНИдоб УНИунив УНИсам УНИгед УНИвл УНИбез
И 1 гр Ш 2 гр ЕЗ 3 гр □ 4 гр
Рис. 1. Гистограмма распределения средних показателей значимости ценностей на уроне нормативных идеалов
Как видно из таблицы, на уровне нормативных идеалов (то есть на уровне убеждений) различия в степени значимости обнаружены в таких ценностях, как конформность, доброта, универсализм, самостоятельность, гедонизм, власть, безопасность. Ценности конформизм, доброта и универсализм более значимы для учителей пенсионного возраста. Для остальных испытуемых эти типы ценностей имеют примерно одинаковую степень значимости. В то же время гедонизм
(получение удовольствий) высокозначим для студентов, чем для остальных трех групп испытуемых.
Для молодых педагогов, педагогов предпенсионного и пенсионного возраста наиболее выраженной является такая ценность, как самостоятельность, чем для студентов и учителей со стажем более 10 лет.
Уровень значимости ценности власть снижается, а ценности безопасность для педагогов повышается в процессе их профессионального развития, и можно наблюдать значи-
Психолого-педагогические науки
• • •
55
мые различия при сравнении первой и четвертой групп испытуемых.
Результаты анализа значимости ценностей на уровне индивидуальных приоритетов позволили сделать
вывод о том, что показатель индивидуальных ценностей педагогов меняется на разных этапах профессионального становления педагогов (табл. 2, рис. 2).
Таблица 2
Таблица уровней достоверности различий в степени значимости ценностей на уроне индивидуальных приоритетов
Конформность ИП Традиции ИП Стимуляция ИП Г едонизм ИП Власть ИП Безопасность ИП
1 и 2 ,018
1 и 3 ,015 ,022
1 и 4 ,039 ,005 ,000
2 и 3 ,001 ,005
2 и 4 ,010 ,004 ,000 ,003
3 и 4 ,033 ,017
Ш 1 гр □ 2 гр ЕЭ 3 гр □ 4 гр
Рис. 2. Гистограмма распределения средних значений значимости ценностей
на уроне индивидуальных приоритетов
На уровне индивидуальных приоритетов такая ценность, как конформность, занимает лидирующую позицию в иерархии ценностей у пенсионеров, что позволяет говорить о том, что ее значимость повышается в процессе профессионального становления.
У студентов в наибольшей степени проявляется значимость традиции (довольствоваться тем, что есть), а у молодых специалистов она ослабевает, но возрастает у педагогов старшего поколения с большим стажем работы.
Для студентов и молодых педагогов значима ценность стимуляция
(стремление к новизне и глубоким переживаниям), с профессиональным ростом ее значимость ослабевает.
Также наиболее важны для студентов и молодых специалистов ценности гедонизм и власть (доминировать над людьми). Далее, с повышением возраста и профессионального стажа, можно наблюдать резкое снижение значимости этих ценностей для педагогов. По сравнению с ценностями власть и гедонизм, ценность безопасность, наоборот, возрастает в ходе профессионального становления.
56
• • •
Известия ДГПУ, №4, 2010
В процессе профессионального роста структура иерархии ценностей претерпевает существенные изменения: те ценности, которые наиболее значимы в начальных этапах профессионального становления, становятся менее значимыми на последующих, уступая лидирующие позиции другим ценностям. В начале работы, на стадии профессиональной адаптации, первичной профессионализации наиболее значимыми для педагога являются ценности, отвечающие за чувственное наслаждение, общественное признание, за умение управлять своей волей, за стремление к новизне и глубоким переживаниям, за самоконтроль и самоуправление, а также автономность и независимость. Это проявляется в ценностях гедонизм, традиции, власть, стимуляция, самостоятельность.
Для студентов на последних этапах обучения профессиональная жизнь является явно чем-то непривлекательным и неинтересным. Они отдают большее предпочтение индивидуальным ценностям и потребностям.
Незначительная значимость ценности самостоятельность может быть продиктована желанием полностью освободиться от опеки взрослых, получить возможность самому принимать серьезные решения в жизни. В этой связи выраженность ценности власть, на наш взгляд, говорит о потребности взять функции управления собственной жизнью на себя, реализации права наградить себя (гедонизм). В этот период студентов гораздо больше устраивает беззаботная и более привычная студенческая жизнь, в которой учеба соперничает с их любимыми занятиями, где сфера увлечений превалирует над сферой обучения.
Учитывая тот факт, что в начале профессионального развития молодой специалист имеет неполное представление о реальной профессиональной жизни, он постоянно находится в состоянии борьбы, адаптации к требованиям профессии, самоутверждения среди коллег. Представления о себе как о слабой личности, не умеющей сохранить неповторимость своих взглядов и убеждений, сомнения в глубине и точности своих знаний, плохое владение
методическими приемами ориентируют на традиционную форму преподавания, подражание авторитетным педагогам. Такое поведение свидетельствует о стремлении молодого специалиста к групповой сплоченности, которая для новичка является гарантией выживания и адаптации к конкретным условиям педагогической деятельности. Это выражается значимостью ценности традиции.
В ходе профессионального роста педагог осваивает и выполняет все виды деятельности, стремится определить свой социально-
профессиональный статус в педагогическом коллективе. Возраст, здоровье и накопленный опыт позволяют продуктивно трудиться, проявлять активность в творческой и исследовательской деятельности, наращивать свой профессионализм, добиваться значимых результатов, стремиться к независимости и общественному признанию. В этот период осознанно или неосознанно учитель начинает испытывать потребность в дальнейшем профессиональном росте, о чем свидетельствует значимость ценности стимуляция.
Можно констатировать, что в начале профессионального становления в наименьшей степени значимы собственная безопасность и безопасность для других, гармония, стабильность общества и взаимоотношений, самодисциплина, вежливое отношение к окружающим, полезность, лояльность, снисходительность, честность, защита благополучия всего окружения и ответственность. Тогда как с увеличением стажа работы в школе с изменением профессионального самосознания возрастает значимость этих ценностей. Для учителей зрелого возраста в большей степени характерна потребность в стабильности, упорядоченности (безопасность), поскольку это дает ощущение управляемости, контроля собственной жизни, жизни своей семьи. Отсюда и терпимость к окружающим, готовность принять отличную от своей позицию, поступиться личными интересами и желаниями, что снижает чувство собственной ценности, но повышает ожидание признания со стороны других, желание идти на компромисс (конформность, доброта, универсализм). Полагаем, что фактором, обусловли-
Психолого-педагогические науки
57
• • •
вающим повышение значимости ценностей безопасность, конформизм, доброта и универсализм в предпенсионном и пенсионном возрасте, становятся возрастные психофизиологические изменения. К ним можно отнести ухудшение здоровья, снижение работоспособности, ослабление психических процессов, профессиональную усталость и интеллектуальную пассивность.
Видимо, на преобладание этих ценностей в данном возрасте оказывает влияние ожидание предстоящего возможного ухода из профессиональной жизни, что означает сужение социально-профессионального поля и общения с людьми. Поэтому педагоги, относящиеся к данной категории, стремятся как можно дольше сохранить позицию работающего педагога. Как для студентов, так и для педагогов предпенсионного и пенсионного возраста определенную значимость имеет и ценность традиции. Если для студентов ее значимость определяется с вхождением в профессиональную деятельность,
стремлением самореализоваться, не меняя привычный уклад жизни, то для педагогов старших поколений это связано с желанием быть полезным, сохранить занимаемую социальную позицию. Для педагогов предпенсионного и пенсионного возраста значимость ценности самостоятельность обусловлена желанием демонстрировать свою самостоятельность и дееспособность.
Мы полагаем, что характер педагогической деятельности, ее успеш-
Примечания
ность непосредственно зависимы от способов взаимодействия и взаимовлияния всех компонентов структурной иерархии ценностей педагога.
Подводя итог нашего экспериментального изучения смысловой сферы личности педагога, можно констатировать, что в процессе профессионального становления педагога структура иерархии ценностей претерпевает существенные изменения. В каждой категории испытуемых преобладает проявление смысловых ценностей, присущих этому возрасту и соответствующих данному этапу профессионального становления педагога. Например, студентам присуще выраженное проявление таких ценностей, как гедонизм, власть, традиции, стимуляция.
Для молодых педагогов характерными оказались в основном те же ценности, но с ростом профессионального уровня, в определенном смысле уменьшается, тогда как значимость стимуляции и самостоятельности возрастает.
Среди педагогов со стажем работы более 10 лет типично проявление таких ценностей, как безопасность, доброта, конформность, традиции. Для педагогов старших поколений значимыми ценностями являются конформность, безопасность, доброта, универсализм, традиции, самостоятельность. Различия в степени значимости ценностей вызваны особенностями этапов профессионального развития.
1. Ананьев Б. Г. Избранные труды. В 2-х т. T. I. М., 1980. 232 с. 2. Анисимов С. Ф. Введение в аксиологию. М., 2001. 3. Братусь Б. С. Смысловая сфера личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. 4. Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб. : Речь, 2004. 70 с. 5. Клищевская М. В. К проблеме профессионального развития // Вестник МГУ. Сер. Психология. 2001. № 4. 6. Кудрявцева T. В., Шегурова В. Ю. Психологический анализ профессионального самоопределения // Вопросы психологии. 1983. № 1. С. 90-99. 7. Поваренков Ю. П. Психология профессионального становления личности. М., 2000. 8. Шпунтова В. В. К проблеме ценностей: местоположение смысловых универсалий в структуре личности // Психологические исследования: сб. науч. тр. Вып. 3. Самара : Универс-Групп, 2006. С. 207-223. 9. Elizur D. Facets of work values: A structural analysis of work outcomes //Journal of Applied Psychology. 1984. V. 69(3). 10. Rokeach M. The nature of human values. Free Press, 1973. 11. Schwartz S. H., Shalom H. A Theory of Cultural Values and Some Implications for Work //Applied Psychology. 1999. V. 48. P. 23-48.
Статья поступила в редакцию 10.11.2010 г.