УДК 378
ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ДОМИНАНТ СТУДЕНТОВ-МЕНЕДЖЕРОВ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРИОРИТЕТОВ
С.А.Медведева
В статье рассматривается актуальность изучения ценностных аспектов при обучении менеджеров в системе высшего профессионального образования. Автором представлены данные анкетирования студентов первого курса факультета менеджмента.
Ключевые слова: аксиология, ценности, ценностные доминанты, методики изучения ценностей.
Предметом представленного исследования являются ценностные доминанты студентов-менеджеров в системе вуза, и, говоря о ценностных доминантах, подробнее остановимся на самом термине «доминанта» - главенствующая идея, основной признак или важнейшая составная часть чего-нибудь [10].
Явление доминанты широко исследуется в современной науке. Множество научных статей посвящается, например, управленческим доминантам в деятельности фирмы под руководством успешного менеджера (так называемые «четыре витамина успешного менеджмента») (И.Адизес), использованию механизма доминант в рекламной практике (В.И.Беляев), доминантам корпоративной культуры (С.Иноземцев). Вся эта тематика, так или иначе, имеет отношение к деятельности менеджера и представляет неизменный интерес для изучения. Но мы в своей работе хотели бы обратить внимание на необходимость формирования ценностных доминант у менеджеров в период их обучения в системе высшего профессионального образования.
Многие социологические опросы последних лет в своих выводах фиксируют общий ценностно-нормативный кризис у российской молодежи, который имеет характер переоценки культурных, этических и духовных ценностей предшествующих поколений.
Проанализировав различные статистические исследования, посвященные вопросу формирования ценностного пласта студенческой молодежи [1;2;3], а также проведя собственные исследования этой проблемы, мы пришли к выводу, что при всем различии состава студентов государственных и негосударственных вузов, их базовые ценности имеют схожую конфигурацию, которая определяется особенностями социально-экономического положения, социокультурными процессами, общественными настроениями в стране.
На наш взгляд, недостаточно изучена проблема аксиологизации подготовки менеджера в системе ВПО. Необходимо подчеркнуть, что от того, насколько развит аксиологический потенциал студента-менеджера, в значительной мере зависят его профессиональная жизнь и качество его профессиональной деятельности.
Ценностные доминанты студентов-менеджеров - важный предмет педагогического исследования. Говоря подробнее о ценностных доминантах менеджеров, вспомним Е.С.Яхонтову, которая отмечает, что современная теория и практика менеджмента уделяет серьезное внимание вопросам управления ценностями [4].
В исследованиях ценностей социологи, социальные психологи, психологи, педагоги применяют разнообразные методики. Тем не менее, в современной науке и практике до сих пор существует актуальная потребность в таких инструментах измерения, которые могли бы быть использованы в исследованиях подобного рода, имели бы достаточно разработанную теоретическую основу и были бы эффективны для изучения ценностей и ценностных доминант как групп, так и отдельных индивидов.
Изучение ценностей сопряжено с определенными трудностями. Как справедливо замечает В.Н.Карандашев [5], анализируя известные методики исследования ценностей, люди могут не осознавать абстрактно выраженные ценности, испытывать сложности при их формулировании. Поэтому некоторые исследователи предпочитают делать выводы о ценностях опосредованно из таких продуктов культуры, как фильмы или литература, невербального поведения людей, из ответов на определенные вопросы, заключающих в себе информацию о тех или иных присущих им ценностях.
Среди наиболее известных методик исследования ценностей можно назвать ценностный опросник Ф.Тромпенаарса, метод оценки высказываний «способы жизни» С.Морриса, методику К.Клакхон, опросник Йилдена и Хо (сопоставление восточных религий и западного мироощущения), методику «изучения ценностей» Г.Олпорта, типологию Э.Шпранглера, исследования Р.Ингельхарта, методику «списка личностных предпочтений» А.Эдвардса, методику Л.Б.Косовой, опросник «ценностей личности» Л.Гордона, «метод контент-анализа» М.Гудмана, «аксиографическую методику» А.П.Вардомацкого, тест юмористических фраз А.Г.Шмелева и В.С.Бабиной и др.
Одним из наиболее распространенных подходов к изучению ценностей и ценностных ориентации является концепция М.Рокича. Рокич стимулировал оживленный интерес к ценностям среди психологов тем, что предложил определение понятия и разработал удобный в использовании инструмент. На концепцию Рокича в последние десятилетия в той или иной мере опираются многие исследователи данной проблемы. К числу таких методик относится опросник ценностей, разработанный профессором Ш.Шварцем.
Ш.Шварц развил новый теоретический и методологический подход к изучению ценностей. В основе методики изучения индивидуальных ценностей, которую он разработал, лежат:
♦♦♦ концепция М.Рокича о существовании терминальных и инструментальных ценностей,
♦♦♦ концепция Ш.Шварца о мотивационной цели ценностных ориентации и универсальности базовых человеческих ценностей.
Ш.Шварц исходил из того, что наиболее существенный содержательный аспект, лежащий в основе различий между ценностями, — это тип мотивационных целей, которые они выражают. Поэтому он сгруппировал отдельные ценности в типы ценностей в соответствии с общностью их целей. Он обосновывал это тем, что базовые человеческие ценности, с высокой вероятностью обнаруживаемые во всех культурах, — это те, которые представляют универсальные потребности человеческого существования (биологические потребности, необходимость координации социального взаимодействия и требования функционирования группы). Он отобрал ценности, выявленные предшествующими исследователями, а также найденные им самим в религиозных и философских трудах, посвященных ценностям разных культур. Затем сгруппировал их в десять мотивационно отличающихся типов, которые, с его точки зрения, охватывают базовые типы. К этим мотивационным типам относятся [6;7;8]: власть, достижение, гедонизм, стимуляция, самостоятельность, универсализм, доброта, традиции, конформность, безопасность.
Согласно теории Ш.Шварца, ценности личности существуют на двух уровнях: на уровне нормативных идеалов и на уровне индивидуальных приоритетов.
Первый уровень более стабилен и отражает представления человека о том, как нужно поступать, определяя тем самым его жизненные принципы поведения.
Второй уровень более зависим от внешней среды, например, от группового давления и соотносится с конкретными поступками человека.
Этот аспект теории ценностей нашел отражение в процедуре проведения опроса в рамках нашего исследования. При анализе результатов опроса осуществлялась корректировка показателей с использованием среднего рейтинга (МЯЛТ)[9].
Поскольку мы работаем со скорректированными показателями, не удивительно, что значения ценностных индексов часто характеризуются отрицательными величинами. Отрицательная величина означает, что значимость данной ценности ниже средней значимости ценностей (МЯАТ), характерной для данного индивида, положительная же величина, соответственно, означает, что эта значимость выше средней.
Диагностика ценностных доминант студентов-менеджеров осуществлялась в Брянском институте управления и бизнеса на факультете менеджмента. За генеральную совокупность мы приняли шесть учебных групп студентов 1 курса факультета менеджмента. Эксперимент проводился с целью анализа сложившейся к данному возрастному периоду ценностной иерархии у групп испытуемых. Для этого было проведено анкетирование студентов с использованием методики «опросника ценностей» Ш.Шварца.
В результате исследования ценностных предпочтений студентов-менеджеров на уровне нормативных идеалов было выявлено преобладание таких ценностей, как гедонизм, доброта, самостоятельность, конформность (Таблица 1).
Таблица 1
Ценностные предпочтения студентов-менеджеров на уровне нормативных идеалов
Типы ценностей 1 группа 2 группа 3 группа 4 группа 5 группа 6 группа место
Конформность 0,16 0,56 0,07 -0,16 0,27 -0,02 4
Традиции -1,28 -0,71 -0,88 -0,94 -0,79 -1,26 10
Доброта 0,44 0,47 0,11 -0,05 0,17 0,41 2
Универсализм -0,36 -0,55 -0,41 -0,29 -0,28 -0,28 8
Самостоятельность 0,27 0,27 0,03 0,14 0,2 0,3 3
Стимуляция -0,55 -0,73 -0,8 -0,8 -0,32 -0,13 9
Гедонизм 0,88 0,11 0,54 0,18 -0,13 1,01 1
Достижения 0,12 -0,04 0,05 0,08 0,22 0,34 5
Власть -1,14 -0,71 0,08 -0,16 0,27 -0,23 7
Безопасность 0,55 0,74 -0,88 -0,94 -0,79 0,47 6
Опираясь на данные анкетирования на уровне индивидуальных приоритетов, можно констатировать, что преобладающие ценности практически повторяют показатели ценностей нормативных
идеалов (Таблица 2).
Таблица 2
Ценностные предпочтения студентов-менеджеров на уровне индивидуальных приоритетов
Типы ценностей 1 группа 2 группа 3 группа 4 группа 5 группа 6 группа место
Конформность -0,33 -0,08 0 0 0,01 -0,5 7
Традиции -0,76 -0,43 -0,5 -0,8 -0,29 -0,8 10
Доброта 0,44 0,2 0,25 0,24 0,31 0,28 3
Универсализм -0,35 -0,5 -0,1 0,03 0,18 -0,21 8
Самостоятельность 0,49 0,58 0,29 0,34 0,23 0,37 2
Стимуляция 0,12 0,3 0,1 0,08 -0,04 0,8 5
Гедонизм 0,67 0,5 0,23 0,06 0,18 0,86 1
Достижения 0,19 0,26 0,39 0,5 0,53 0,33 4
Власть -0,59 -0,63 0 0 -0,33 -0,18 9
Безопасность -0,06 -0,11 -0,5 -0,8 0,53 0,17 6
Ценностная значимость традиций, стимуляции, универсализма, власти, отражающих, по сути, сущность профессиональной направленности менеджера, находятся на 10,9,8 и 7 местах при анкетировании на уровне нормативных идеалов и на 10,5,8 и 9 местах соответственно при анкетировании на уровне индивидуальных приоритетов.
Данные результаты достаточно ясно показывают, что существует ряд ценностей, основоположных для опрошенных групп. Ценностный мир студента-менеджера строится на следующих базовых доминантах: гедонизм, самостоятельность, доброта.
Чем объясняется приоритет гедонизма в сравнении с другими ценностями? Гедонизм (от греч. hedone — наслаждение), этическая позиция, утверждающая наслаждение как высшее благо и критерий человеческого поведения и сводящая к нему всё многообразие моральных требований [11].
С нашей точки зрения, современный студент склонен жить по принципу «живи для себя и наслаждайся жизнью». Данный девиз ежедневно насаждается посредством телепередач, глянцевых журналов, популярной музыки, дамских романов. Современные средства массовой коммуникации сыграли решающую роль в том, что гедонизм стал ведущей ценностной ориентацией молодежи. И, как следствие, жизнь человека, и сам человек в таком мире теряют существенность, глубину, внутреннее содержание; неизбежным следствием гедонизма является духовный кризис, утрата человеком чувства гражданственности, индивидуализм, эгоцентризм и безразличие к общему благу, озабоченность только своими частными интересами.
Гедонизм 1 группа
Рис.1. Ценность гедонизма в среде студентов-менеджеров по результатам анкетирования.
Мы обеспокоены тем, что, убегая от негативных эмоций в погоне за постоянными удовольствиями, люди лишают себя возможности нравственного преображения. Отдавая себе отчет в том, что ценностная система будущего управленца спустя некоторое время станет ценностной системой молодого специалиста, а в масштабах студенчества - целого поколения специалистов, мы считаем задачей педагогической диагностики не только установить, распознать состояние объекта педагогического воздействия, а на основе педагогической процедуры выбрать по отношению к студенту педа-
гогическое средство, способствующее его развитию.
В нашем конкретном случае педагог, исследуя особенности мировоззрения, жизненной позиции, ценностных ориентаций и идеалов студентов-менеджеров, разрабатывает систему педагогических действий по формированию ценностных ориентаций, необходимых для студентов-менеджеров. По нашему мнению, одним из таких средств может стать работа над формированием ценностных доминант бакалавров менеджмента в рамках занятий по курсу английского языка.
Нам представляется важным использование в процессе обучения творческих заданий для студентов, дискуссионных вопросов, упражнений на рефлексию. Одним из вариантов работы над развитием ценностных доминант считаем разработку и использование на занятиях по английскому языку специально создаваемых ситуаций: игр, диалогов, коммуникативных тренингов. Пособие «What are the human values?» («Что такое человеческие ценности?»), содержащее вышеперечисленные задания с различными вариациями, разработанное специально для студентов направления «Менеджмент» используется нами в рамках педагогического эксперимента. Пособие включает такие темы, как «Healthy way of life» («Здоровый образ жизни»), «Friendship» («Дружба»), «Value of education» («Ценность образования»), «Tolerance» («Толерантность»), «Achievements» («Достижения»), «Traditions» («Традиции») и др. и имеет своей целью, помимо аксиологической направленности, формирование и закрепление навыков разговорной речи на английском языке на материале, посвященном ценностной проблематике.
Мы полагаем, что комплексное исследование, детальный и всесторонний анализ ценностных доминант студентов-менеджеров с последующим выбором действенных средств педагогического воздействия являются обязательными условиями для развития в процессе обучения профессиональных приоритетов студентов, планирующих связать свою жизнь с управленческой сферой.
The article gives a sort of information about the actual studying of value aspects in the course of study of managers in the higher education system. The author presents the data of the questioning of the first-year students of the faculty of management. The key words: axiology, values, value dominants, methods of value studying.
Список литературы
1. Биченко, И.Г. Элементы ценностной системы российских студентов: любовь в структуре представлений о «хорошей жизни»//Знание. Понимание. Умение.2008. №3. С.215-221.
2. Биченко, И.Г. «Хорошая жизнь» глазами студентов.//Знание. Понимание. Умение.2008. №1.С.206-210.
3. Ценностные ориентации первокурсников Московского гуманитарного университе-та.//Знание. Понимание. Умение.2005.№ 1. С.123-129.
4. Яхонтова, Е.С. Управление ценностями как элемент управления человеческими ресурсами компании// Менеджмент в России и за рубежом №4, 2003. URL:http: // www.mevriz.ru/ articles/ 2003 / 4/ 1784.html/ (дата обращения: 15.01.2012).
5. Карандашев, В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004, 70 С.
6. Schwartz, S. H. Universals in the structure and content of values: Theoretical advances and empirical tests in 20 countries. // In M.P.Zanna (Ed.) Advances in Experimental Social Psychology. Orlando, FL: Academic. Vol.25, 1992. pp. 1-65.
7. Schwartz, S.H. Are there universal aspects in the structure and contents of human values? // Journal of Social Issues, 1994, 50. pp. 19-45.
8. Smith, P.B. Schwartz Sh. H. Values // Handbook of Cross-Cultural Psychology. Second Edition, Volume 3. Edited by J. W. Berry, M. H. Segall and С Kagitcibasi. Boston: Allyn & Bacon, 1997.
9. Smith, P.B, Schwartz, Sh.H. Values // Handbook of Cross-Cultural Psychology. Second Edition, Volume 3. Edited by J. W. Berry, M. H. Segall and С Kagitcibasi. Boston: Allyn & Bacon, 1997.
10. URL:www.onlinedics.ru/slovar/bes/d/dominanta.html/ (дата обращения 26.01.2012).
11. URL: http://enc-dic.com/pedagogics/Gedonizm-358.html/ (дата обращения 26.01.2012).
Об авторе
Медведева С.А. - аспирант Брянского государственного университета им. академика И..Петровского, sve0611@yandex.ru.