ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
УДК 316.33
Р. И. Зинурова, Т. Н. Липатова
ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЕЕ СОЦИАЛЬНОГО САМОЧУВСТВИЯ (НА МАТЕРИАЛАХ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
Ключевые слова: социальное самочувствие, ценностные ориентации, этническая группа.
В статье на основе данных социологического исследования анализируются ценностные ориентации молодежи этнических групп Республики Татарстан в различных сферах социальной жизни. Обосновывается необходимость исследования ценностных ориентаций молодежи как показателя социального самочувствия данной социальной группы. На основе анализа результатов проведенного исследования выделены как общие черты, так и отличия в ценностных предпочтениях татарской и русской молодежи.
Keywords: social well-being, value orientation, ethnic group.
In the article on the basis of the data of sociological research analyzes the youth value orientation of the ethnic groups of the Republic of Tatarstan in various spheres of social life. The authors show the necessity of value orientations research as an indicator of youth social well-being. On the basis of the results of research singled out general features
and distinctions in the value orientations of tatar and russian
Жизнеспособность и стабильность общества зависят от того, как чувствуют себя его граждане. Вопрос социального самочувствия народов и этнических групп всегда был коренным и наиболее существенным для российского государства. В современных обществах наблюдается интенсификация межэтнических контактов, возрастает этнонациональное многообразие социальных групп, и вместе с тем прослеживается рост национального самосознания культурных групп, представляющих как этническое меньшинство, так и большинство^, с. 205].
Предварительный анализ основных этнодемо-графических характеристик населения Республики Татарстан показывает высокую степень биэтничности: татары, русские и все меньшинства составляют в ней соответственно 52,9% 39,5% и 7,6 %. В действительности, биэтнический состав жителей республики еще выше.
Несомненно, такие характеристики региона как полиэтничность и поликонфессиональность накладывают отпечаток на все стороны его социальной жизни.
В условиях все более интенсивного межкультурного сотрудничества, взаимодействия и взаимопроникновения культур важной проблемой остается выявление социального самочувствия представителей различных социальных групп.
Наиболее актуальным на сегодняшний день является исследование социального самочувствия молодежи, результаты которого позволят выявить реальную степень включенности молодых людей в общественные отношения, определить их адаптационные способности, охарактеризовать инновационный потенциал молодежи, от которого во многом зависит будущее состояние общества.
Проведенный ранее методологический анализ позволил определить социальное самочувствие молодежи этнических групп как социальное явление, обусловленное спецификой конкретной социокультурной
youth are shown.
среды; совокупность оценок молодежью этнических групп благополучия в основных сферах жизнедеятельности, отражающая соотношение социальных (в том числе этнокультурных) потребностей и степени их удовлетворения, а также своего социального положения в сравнении с другими социальными и этническими группами [2, с. 264].
Комплексный характер социального самочувствия диктует необходимость полидисциплинар-ного и политеоретического подхода к его изучению. Социологический подход опирается в первую очередь на когнитивные элементы социального самочувствия. В сознании личности мы не обнаруживаем оценки собственного социального самочувствия. Изучение социального самочувствия можно назвать объективным анализом субъективных оценок. Это означает интерпретацию представлений респондентов о жизненных притязаниях, что включает ценностные ориентации, планы, ожидания и пр., а также степень их реализации (актуальный статус, удовлетворенность жизнью в целом, характеристика своих возможностей и т.д.) [3, с. 52].
Таким образом, анализ социального самочувствия невозможен без выяснения жизненных ценностей - регуляторов социального поведения людей. Данный анализ особенно важен, когда речь идет о социальном самочувствии молодежи, у которой шансы на изменения, корректировку жизненной программы вполне реальны. Социальное самочувствие есть та область массового сознания, векторы которой находятся под влиянием всего спектра базовых ценностей [4, с. 33]. Через
социальное самочувствие ценности, ценностные позиции в большой мере воздействуют на повседневное поведение широких слоев населения, на их отношение к социальным институтам, процессам, событиям [5, с. 250].
В социологической науке ценностная ориентация определяется как «осознание человеком, обществом, группой всей совокупности желаемых материальных и духовных благ, образа жизни, необходимых нравственных норм и выбор из них наиболее предпочтительных. В ценностных ориентациях опосредованно отражаются интересы индивидов и групп, которые, в конечном счете, определяются системой социальноэкономических отношений данного общества». Ценностные ориентации выполняют организующую, направляющую и регулирующую роль в жизнедеятельности человека [6, с.503].
В научной литературе приводятся многочисленные классификации ценностей, которые трудно сопоставить друг с другом. Поскольку ценности напрямую связаны с поведением людей во всех сферах жизнедеятельности, простейшим основанием для их типологии является предметное содержание деятельности. В рамках данной типологии выделяются ценности политические, трудовые, духовные, религиозные. Наряду с ценностями, регулирующими поведение людей в определенных, достаточно узких сферах общественной жизни, существуют и базовые ценности, работающие во всех указанных сферах одновременно, а также личностные ценности.
Остановимся на каждой из выделенных групп ценностей.
Базовые ценности - это ценности, распространенные повсеместно и одинаковые или весьма сходные по содержанию, они усваиваются всеми культурами как необходимая часть, они не связаны с конкретным историческим периодом развития общества или конкретной этнической традицией, они вечны и обязательны для всех обществ и индивидов. Эти ценности связаны с общественным благом. К ним могут относиться: патриотизм, интернационализм, коллективизм, индивидуализм, национализм, социальная справедливость, свобода, равенство.
Личностные ценности составляют основу ценностного сознания людей, влияют на их поступки в различных областях жизни. Они вытекают из частных интересов. К ним относятся: здоровье, материальное обеспечение, семья, любовь, интересная работа, успех, наличие друзей, безопасность семьи и собственная безопасность, жизнь с комфортом.
Религиозные ценности служат ориентиром в жизни верующих, обусловливают нормы и мотивы их поведения и поступков. Они связаны с верой в сверхъестественное. В ряду этих ценностей первой является сама религия.
Трудовые ценности - это представления и суждения субъекта трудовой деятельности о важности для него труда и отдельных его сторон. Так, в процессе труда для одних работников важно содержание работы, ее творческий характер, при этом они готовы пренебрегать зарплатой, для других ценностью является материальное благополучие, большой заработок.
Ценности социально-политической сферы -это представления о наиболее важном и значимом в политике. В них могут быть выражены предпочтения той или иной формы государственного устройства, тому или иному типу отношений между государством и индивидом и т. д.
Ценности духовной сферы выступают в форме идей добра и зла, справедливости и несправедливости, прекрасного и безобразного. К ним относятся нравственные характеристики поступков, деятельности и отношений, норм, принципов, идеалов.
В рамках исследования "Социальное самочувствие молодежи этнических групп в регионах Российской Федерации (на примере Республики Татарстан) в апреле 2012 г. был проведен опрос. За генеральную совокупность принята численность населения Республики Татарстан в возрасте от 15 до 29 лет. Выборочная совокупность составила 1026 человек.
Стратифицированная выборка составлялась с учетом квот по полу, национальности, месту жительства и роду занятий. Городское население составило 75%, сельское 25%, юноши - 44,4%, девушки - 55,6%, татары - 48%, русские - 47,2%, другие национальности - 4,8%. Респонденты отбирались по месту учебы, работы, или, как в случае с безработными, на бирже труда и по месту жительства.
На основе результатов проведенного исследования представим ценностные приоритеты молодежи в зависимости от принадлежности к той или иной этнической группе - татарской или русской .
Исследование показало значительную степень распространенности в сознании татарской молодежи базовых ценностей - патриотизма (46%), социальной справедливости (44%), равенства (42%), свободы (40%), интернационализма (30%). Аналогичные позиции эти ценности занимают и в выборе представителей русской молодежи - патриотизм -42%, социальная справедливость - 41%, равенство -42%, свобода - 36%. Это свидетельствует о том, что молодежь обеих этнических групп в целом сохраняет направленность установок на традиционные ценности нашего общества.
В ходе исследования зафиксировано безусловное признание требования неукоснительного соблюдения законов. Так, на вопрос, «С каким из приведенных высказываний Вы согласитесь?» 46% опрошенных татар ответили в пользу варианта «всегда и во всем следует соблюдать закон». Среди опрошенных русских доля законопослушных составила 44%. Значительная часть татарской (28%) и русской (30%) молодежи соглашается, что законы надо соблюдать, но выдвигает встречное условие -«только если это делают сами представители власти». 22% опрошенных татар и 24% опрошенных русских высказали точку зрения, что «не так важно, соответствует ли что-то закону, главное - справедливость».
Основные личностные ценности молодежи этнических групп Республики Татарстан выявлялись ответом на вопрос «Что из перечисленного значимо и является ценностью лично для Вас?». В иерархии наиболее значимых татары выделили здоровье (90%), счастливая семейная жизнь (67%), любовь (25%), хороший заработок (21%), интересную работу (13%). Аналогичные позиции перечисленные ценности занимают и у русских: здоровье - 93%, счастливая семейная жизнь - 68%, любовь - 28%. В
отличие от мнения опрошенных татар, у русских на четвертом месте «интересная работа» (21%), в то время как «хороший заработок» занимает лишь пятую позицию (19%).
Личностные ценности выявляются также ответами на вопрос «С Вашей точки зрения успех - это...». 56% опрошенных татар на первое место поставили «высокие и стабильные доходы», 53% - «возможность дать хорошее образование детям». У русских важными показателем собственного успеха выступает «возможность дать хорошее образование детям» (56%) и лишь потом «высокие и стабильные доходы» (42%).
Переходя к анализу религиозных ценностей, необходимо отметить, что молодежи Татарстана, как и населению республики в целом, чуждо чувство религиозной неприязни, на чем, несомненно, сказывается длительная практика совместного проживания русских и татар. 94% опрошенных татар и такой же процент русских скорее признались, что скорее положительно, чем отрицательно относятся к представителям иной веры.
Анализ религиозных ценностей был бы не полным без представления о роли религии в жизни молодых людей. Для основной массы опрошенных татар (47%) религия является своего рода мировоззрением (религия как смыслообразующая ценность в жизни, как самосовершенствование, как единственно возможный и верный путь спасения души). У русских этот показатель значительно ниже и составляет 27%. Для 42% русских и для 33% татар религия является способом выживания, ухода от реальных жизненных проблем, психологической помощью и поддержка, руководством к действию в тех или иных жизненных ситуациях). Для 17% татар и 27% русских религия выступает в качестве средства конструирования этнической идентичности - «через религию я ощущаю себя приобщенным к культуре своего народа».
Исследование показало, что для современной молодежи большую значимость представляют этнокультурные ценности, интерес к своим традициям и культурам. Знают и придерживаются традиций своего народа 37% опрошенных татар, 47% стараются придерживаться тех традиций, которые знают. Для русских также важно соблюдение религиозных установок, традиций, обрядов и обычаев - каждый пятый ответил, что считает необходимым соблюдать абсолютно все традиции и обряды.
Обращаясь к анализу ценностей трудовой сферы, отметим, что татары в большей степени, чем русские отдают приоритет материальным факторам: для 45% крайне важным в работе является хороший заработок, для 30% - обеспечение достатка в семье. Менее значимы в работе для татар социокультурные факторы: удобное время работы (36%), интерес к работе (33%), самостоятельность в работе (15%), возможность самореализации (9%). Каждый второй предпочитает иметь пусть сравнительно небольшой, но твердый заработок и уверенность в завтрашнем дне.
В свою очередь исследование показало, что русские больше ценят в работе социокультурные блага (малая трудовая нагрузка, интерес к работе, удобное время работы, возможность самореализации, общение) - 62%, и в меньшей степени, чем татары материальные
блага - 23%. Иметь пусть сравнительно небольшой, но твердый заработок и уверенность в завтрашнем дне предпочитают 54% опрошенных русских, 46% выразили желание рисковать и много работать ради больших денег.
Обращаясь к анализу предпочтений молодежи этнических групп Республики Татарстан в сфере политики, отметим, что 32% татар и 35% русских считают, что интересуются политикой - внимательно следят за информацией, разбираются в том, что происходит; 36% татар и 30% русских оценивают свой интерес к политике как слабый - ограничиваются просмотром новостей, чтением прессы, изредка обсуждают прочитанное или услышанное; 30% татар и 32% русских утверждают, что политика их не интересует. Постоянно участвуют в выборах 68% татар и 71% русских , 10% татар и 12% русских заявили, что никогда не ходили на выборы.
Для анализа духовных ценностей показательным будет ответ на вопрос: «Согласны ли Вы с утверждением, что важен доход, а не способ его получения?». Доли татар и русских, отрицательно ответивших на данный вопрос, примерно одинаковы.
Продолжая анализировать блок ценностей духовной сферы, важно отметить, что 75% татар и 76% русских заявили о том, что «сегодня настоящая дружба возможна», 18% татар и 20% русских сказали, что в наше время она затруднительна, и лишь 6% татар и 8% русских считают, что настоящая дружба невозможна.
Среди качеств, определяющих поведение молодых людей прежде всего выделены честность и порядочность (63% татар и 59% русских), трудолюбие (52% татар и 54 % русских ), доброта (44% татар, 46 % русских), умение ладить с людьми (24% татар 26% русских), справедливость и доброжелательность (21% татар 30% русских). Жесткость, высокомерие, стремление к личной выгоде не получили больше 2% голосов в обеих этнических группах. 62% татар и 65% русских согласились с высказыванием «я лучше не достигну материального благополучия и не сделаю карьеру, но никогда не перешагну через свою совесть и моральные нормы».
Таким образом, анализ ценностных ориентаций молодежи этнических групп Республики Татарстан позволил сформулировать следующие выводы:
1. Ценностные ориентации молодежи, присущие, как представителям татарской, так и русской этнических групп, в целом схожи. Высокую ценность в сознании молодежи проявляют патриотизм, социальная справедливость, равенство, свобода, закон.
2. Доминирующими ценностями, определяющими жизненные позиции молодых людей и их социальные идеалы, являются здоровье и счастливая семейная жизнь.
3. В политической сфере ценностные ориентации представителей обеих этнических групп не проявляют значительных отличий: и татары, и русские демонстрируют среднюю политическую активность - в целом интересуются событиями, происхо-
дящими в стране и регионе, основная масса опрошенной молодежи постоянно участвует в выборах.
4. Молодежь этнических групп Татарстана положительно относится к представителям иной веры, большую ценность как для татар, так и для русских представляет соблюдение обрядов и традиций своего народа.
5. Результаты исследования свидетельствуют об устойчивой нравственной позиции молодежи этнических групп, проявляющейся как в выборе качеств, определяющих поведение опрашиваемых - порядочность, искренность, доброта, так и в жизненных принципах - «не так важен доход, как способ его получения», «сегодня настоящая дружба возможна».
Результаты исследования позволили выделить ряд отличий в ценностных ориентациях представителей этнических групп.
1. Молодежь этнической группы татар в большей степени, чем этнической группы русских отдает приоритет материальному благополучию. Так, для татар в работе главным является хороший заработок, жизненный успех связывается с высокими и стабильными доходами. У русских, напротив, более значимыми в работе выступают социокультурные блага, жизненный успех связывается с возможностью дать хорошее образование детям.
2. Различны взгляды молодежи на религию. Для большинства представителей татарской этнической общности религия является своего рода мировоззрением - «смыслообразующая ценность в жизни, самосовершенствование, единственно возможный и верный путь спасения души». Для большинства молодых людей русской этнической группы религия является скорее способом выживания, психологической помощью и поддержкой, руководством к действию в тех или иных жизненных ситуациях.
В целом вышеизложенные данные свидетельствуют об отсутствии серьезной социально-культурной дезинтеграции и настороженности по отношению друг к другу молодежи татарской и русской этнических групп. Ценностные ориентации молодежи этнических групп Республики Татарстан близки по многим пунктам, что может являться фактором их успешной консолидации и интеграции. Позитивные оценки взаимного отношения друг к другу представителей данных этнических общностей носят массовый характер.
Говоря о перспективах развития татарстанского общества, есть основания прогнозировать его дальнейшую консолидацию, базой которой является совпадение основных жизненных интересов и ценностей
молодежи этнических групп Республики Татарстан. Ценности найдут в дальнейшем отражение в сознании молодежи этнических групп, а затем в поведении, активности и, в конечном счете, в социальном самочувствии.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научноисследовательского проекта РГНФ «Социальное самочувствие молодежи этнических групп в регионах Российской Федерации (на примере Республики Татарстан)», проект № 11-03-00288а.
Статья подготовлена в рамках федеральной целевой программы «Научные и научнопедагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы, проекта «Социокультурные особенности молодежного экстремизма в мировом пространстве» по лоту 2011-1.2.2-306-032 «Проведение научных исследований научными группами под руководством кандидатов наук в области разрешения конфликтных ситуаций в различных регионах мира с участием научно-исследовательских и научно-образовательных организаций Германии».
Литература
1. Тупаева А.С., Зинурова Р.И. Автостереотипы татарской и русской этнических групп студентов КНИТУ / А.С.Тупаева, Р.И.Зинурова // Вестник Казанского Технологического университета - 2012. - №7. - С.205-210.
2. Зинурова Р.И., Фатыхова Ф.Ф. Социальное самочувствие молодежи этнических групп: социологическая концептуализация / Р.И.Зинурова, Ф.Ф.Фатыхова // Вестник Казанского Технологического университета -2011. - №20 (1) - С.260-264.
3. Петрова Л.Е. Социальное самочувствие молодежи / Л.Е.Петрова // Социологические исследования - 2000. -№12. - С. 50-55.
4. Soo Jiuan Tom, Siok Kuan Tam By ah and Keng Kau. The Influence of Value Orientations and Demographics on Quality-of-life Perceptions: Evidence from a National Survey of Singaporeans // Social Indicators Research - 2006 (78). - p. 33-50.
5. Зинурова Р.И., Фатыхова Ф.Ф. Индикаторы, репрезентирующие содержание социального самочувствия / Р.И. Зинурова, Ф. Ф. Фатыхова // Вестник Казанского Технологического университета - 2011. - №20 - С.245-252.
6. Энциклопедический социологический словарь. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 1995. С.503.
© Р. И. Зинурова - д-р социол. наук, проф., дир. Института управления инновациями КНИТУ, [email protected]; Т. Н. Липатова - вед. аналитик Института управления инновациями КНИТУ, [email protected].