ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2014. №2(36)
УДК 37
ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
© Р.И.Сафиуллина
В данной статье анализируются особенности ценностно-смысловой сферы личности детей младшего школьного возраста, раскрывается ее структура и содержание. Изложен эксперимент, проведенный с целью выявления уровня развития ценностно-смысловой сферы младших школьников.
Ключевые слова: ценностно-смысловая сфера личности младших школьников, ее структура и содержание, ценностно-смысловые ориентации, моделирование.
Понятие «ценностно-смысловая сфера личности» в психологической науке используется для раскрытия одной из ведущих сторон личности, которая состоит из двух компонентов: ценностных ориентаций и личностных смыслов. Ценности и смыслы, усваиваясь в сознании человека, влияют на выбор жизненного пути и определяют его поведение. Как справедливо замечает отечественный психолог Д.А.Леонтьев, личностные ценности являются одновременно и источниками, и носителями значимых для человека смыслов [1].
Многие ученые-психологи подчеркивают, что ценностно-смысловая сфера обусловливается социальными представлениями человека, так как нормы, выдвигаемые социумом, являются одним из важнейших источников ее формирования и развития. Структурно ценностно-смысловая сфера может быть представлена как совокупность когнитивного, интеллектуального, деятельностного, эмоционально-оценочного компонентов, определяющих ее актуальные возможности в регуляции поведения.
Теория ценностно-смысловой сферы личности опирается в своем развитии на труды по психологии, на современные концепции формирования и развития личности в исследованиях как отечественных (Д.А.Леонтьев [1], А.Ю.Агафонов [2], Б.С.Алишев [3], А.Г.Асмолов [4], Н.Р.Салихова [5], А.В.Серый [6], М.С.Яницкий [7]), так и зарубежных ( Д.Майерс [8], А.Маслоу [9], В.Франкл [10] и др.) ученых.
Однако проблема формирования личности ребенка младшего школьного возраста в ее ценностно-смысловой составляющей заслуживает серьезного научного изучения. Анализ научной и методической литературы не выявил специальных трудов, посвященных ей, не разработан категориальный аппарат, нет единых представлений об особенностях ценностно-смысловой сферы личности младших школьников. Между тем задача развития ценностно-смысловой сферы лич-
ности младшего школьника особо значима в обществе именно в этот возрастной период, когда происходит переориентация ключевых ценностей, смысловых ориентиров и моделей поведения.
Психологические основы и сущность отношений личности, направленность ее интересов и потребностей, особенности развития детей школьного возраста рассматриваются в работах отечественных ученых Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, Е.Ф.Рыбалко, Н.Ф.Талызиной, Д.Б.Эль-конина, их последователей (Л.И.Айдарова,
A.К.Дусавицкий, А.К.Маркова, Ю. А.Полуянов,
B.В.Репкин, В.В.Рубцов, Г.А.Цукерман и др.), а также зарубежных ученых (М.Кечки, Л.Колберга, Ж.Пиаже, Р.Парке, З.Фрейда и др.). По их мнению, одним из наиболее продуктивных периодов для развития личности также является младший школьный возраст. Объясняется это тем, что в этом возрасте учащиеся обладают непосредственностью, эмоциональной восприимчивостью к окружающей действительности, нестандартным мышлением; их интеллектуальные способности уже выражены, формируются ценностные установки, закладываются основы будущей общественной деятельности. Учащихся же средних и старших классов приходится переубеждать в тех случаях, когда нравственно-эстетические ценности и личностные смыслы не сформированы.
Исследуя особенности ценностно-смысловой сферы младших школьников, мы, в свою очередь, под основным определением понимаем функциональную систему, в рамках которой реализуются воспитание и совершенствование индивидуальных качеств подрастающего члена общества, а также формирование адекватного взгляда на жизнь, разумного соотнесения собственных потребностей, интересов, убеждений с общественными требованиями, нормами, идеалами в процессе его саморегуляции.
Проводимое нами исследование включало в себя несколько этапов.
В ходе планирования и организации экспериментальной работы отбирались диагностические средства: анкеты, опросники, тесты, определялись темы бесед, объекты наблюдений, в качестве вспомогательных методов использовались наблюдения, беседа. В качестве оптимального контингента для проведения экспериментального исследования были выбраны учащиеся третьих-четвертых классов начальной школы. На этот выбор повлияли следующие аргументы: учащиеся третьих и четвертых классов достаточно развиты, что позволяет использовать более разнообразные и сложные виды работ на занятиях и во внеклассной работе; они обладают большим словарным запасом и более высоким уровнем продуктивной речи, чем учащиеся первых или вторых классов, что позволяет использовать для проведения исследования анкеты и вопросники с целью ускорения и упрощения процесса получения результатов.
В ходе исследования была разработана теоретическая модель ценностно-смысловой сферы младших школьников (см. таблицу 1), состоящая из пяти базовых компонентов, таких как основы знаний ценностных норм и принципов, основы ценностного мышления, опыт эмоционально-ценностного отношения, основы ценностно-смысловой направленности личности, основы ценностно-смыслового поведения.
Таблица 1
Модель ценностно-смысловой сферы младшего школьника
нально- ценностного отношения нообразные положительные чувства к людям и окружающей природе. Способность к эмоционально-нравственной оценке своих и чужих действий и поступков.
4. Основы ценностно-смысловой направленности личности Потребность в проявлении доброты, терпимости, внимания, справедливости по отношению к другим людям, природе. Осознание чувства личной нравственной ответственности за счастье и благополучие окружающих людей, сохранение природы.
5. Основы ценностно-смыслового поведения Первичные умения выбирать ценностные альтернативы своего поведения и деятельности в тех или иных ситуациях. Первичные умения оказывать помощь окружающим людям, природе, заботиться о них.
Далее при определении критериев, показателей и уровней развития ценностно-смысловой сферы младших школьников мы опирались на данную модель, компоненты которой в ходе всех этапов опытной работы уточнялись, получали свое подтверждение, приобретали обоснованность.
Так, нами были выделены пять критериев развития ценностно-смысловой сферы младших школьников, соответствующих основным ее компонентам: информационный; интеллектуальный; эмоционально-ценностный; мотивацион-ный; деятельностно-инструментальный. По каждому из данных критериев были выделены основные показатели, отражающие содержание развития ценностно-смысловой сферы младших школьников:
1. Показатели, соответствующие информационному критерию развития ценностно-смысловой сферы младших школьников:
- знания о человеческих ценностях, смыслах, нормах поведения, взаимоотношениях друг с другом;
- знания о принципах, правилах, нормах поведения в окружающей действительности и отношениях к людям.
2. Показатели, соответствующие интеллектуальному критерию развития ценностно-смысловой сферы младших школьников:
- умения анализировать свои и чужие действия и поступки с точки зрения их соответствия
Основные компоненты ценностно-смысловой сферы младшего школьника Содержание ценностно-смысловой сферы младшего школьника
1. Основы знаний ценностных норм и принципов Основы знаний о человеческих ценностях, смыслах, нормах поведения, взаимоотношениях друг с другом. Основы знаний о принципах, правилах, нормах поведения и отношения к окружающим людям, к природе.
2. Основы ценностного мышления Первичные умения анализировать свои и чужие действия с точки зрения их соответствия общечеловеческим ценностям. Первичные умения определять личностную значимость общечеловеческих ценностей и смыслов.
3. Опыт эмоцио- Способность испытывать раз-
общечеловеческим ценностям;
- умения определять личностную значимость общечеловеческих ценностей и смыслов.
3. Показатели, соответствующие эмоционально-ценностному критерию развития ценностно-смысловой сферы младших школьников:
- способность испытывать разнообразные положительные чувства к людям, окружающей действительности;
- способность к эмоционально-нравственной оценке своих и чужих действий и поступков.
4. Показатели, соответствующие мотива-ционному критерию развития ценностно-смысловой сферы младших школьников:
- потребность в проявлении доброты, терпимости, внимания, справедливости по отношению к людям;
- осознание чувства личной нравственной ответственности за счастье и благополучие ок-
ружающих людей, за сохранность окружающей среды.
5. Показатели, соответствующие деятель-ностно-инструментальному критерию развития ценностно-смысловой сферы младших школьников:
- умения выбирать ценностные альтернативы своего поведения и деятельности в тех или иных ситуациях;
- умения оказывать помощь окружающим людям.
Далее по пяти критериям было выделено 10 показателей. На основании уровневой дифференциации данных показателей были определены четыре уровня развития ценностно-смысловой сферы младших школьников - высокий, средний, низкий и очень низкий. Они представлены в таблице 2.
Таблица 2
Уровни развития ценностно-смысловой сферы младших школьников
Уровень развития, критерии Очень низкий Низкий Средний Высокий
Информационный Знания об основных человеческих ценностях отрывочны, бессистемны. Знания об основных человеческих ценностях поверхностны, ограничены внешними признаками. Знания об основных человеческих ценностях обладают определенной полнотой, но не достаточно глубоки и прочны. Глубокие и прочные знания об основных человеческих ценностях.
Интеллектуальный Не осознает взаимосвязь и взаимозависимость явлений и процессов, происходящих в социуме. Не способен предвидеть последствия безнравственных поступков, не умеет адекватно подойти к их оценке. Осознает лишь самые поверхностные взаимосвязи явлений и процессов, происходящих в социуме. Способен предвидеть лишь самые близкие и элементарные последствия безнравственных поступков, слабо оценивает их. Осознает основные взаимосвязи наиболее важных явлений и процессов, происходящих в социуме. Способен предвидеть не только ближайшие, но и некоторые чуть более отдаленные элементарные последствия безнравственных поступков, адекватно оценивает их. Глубоко осознает взаимосвязь и взаимозависимость явлений и процессов, происходящих в социуме. Способен предвидеть не только ближайшие, но и отдаленные элементарные последствия безнравственных поступков, адекватно оценивает их.
Эмоционально-ценностный Учащийся почти безразличен по отношению к окружающей действительности, редко проявляет эмоции, причем только к личностно значимым объектам. Не Преимущественно спокойно относится к окружающей действительности, проявляет лишь умеренно положительные эмоции по отношению к ним. Слабо воспри- Обычно проявляет радость при встрече с окружающими людьми. Испытывает некоторое удовлетворение от созерцания красоты. Проявляет отрицательные эмо- Испытывает прочные и глубокие положительные чувства по отношению к окружающей действительности, выражает их бурным проявлением эмоций. Способен
видит окружающей красоты. Не переживает по поводу безнравственных поступков. нимает эстетику. Мало эмоционален по отношению к безнравственным поступкам. ции по отношению к безнравственным поступкам. наслаждаться красотой. Тяжело переживает безнравственные поступки.
Мотивационный Учащийся почти не проявляет интерес к окружающей действительности. Не испытывает никакой потребности в общении с окружающими людьми. Не проявляет ни малейшей готовности к оказанию помощи окружающим. Проявляет слабый интерес к окружающей действительности. Испытывает слабо выраженную потребность в общении с окружающими людьми. Проявляет готовность к оказанию помощи окружающим лишь под воздействием педагога. Проявляет некоторый интерес к окружающей действительности. Испытывает определенную потребность в общении с окружающими людьми. Проявляет готовность к оказанию помощи окружающим, лишь руководствуясь примером со стороны одноклассников. Проявляет глубокий и прочный интерес к окружающей действительности. Испытывает сильную потребность в общении с окружающими людьми. Проявляет высокую готовность к оказанию помощи окружающим независимо от своих одноклассников.
Деятельностно-инструментальный Не обладает умениями и навыками нравственного поведения, оказания помощи окружающим. Обладает лишь частичными и слабо сформированными умениями и навыками нравственного поведения и оказания помощи окружающим людям. Владеет в неполном объеме и недостаточно уверенно основными умениями и навыками нравственного поведения и оказания помощи окружающим. Уверенно владеет основными умениями и навыками нравственного поведения и оказания помощи окружающим.
Общий уровень развития ценностно-смысловой сферы младших школьников определялся по совокупности уровней всех его компонентов. Интервалы для уровней развития ценностно-смысловой сферы младших школьников определяются по сумме нижних границ, для отдельных компонентов. Верхние границы вплотную примыкают к нижней границе следующего уровня.
Для установления названных уровней развития ценностно-смысловой сферы младших школьников были использованы различные диагностические методики, прежде всего анкеты и тестовые задания. Под анкетами понимались специально подготовленные исследователем программы для опросов закрытого типа, т.е. содержащие различные варианты ответов на предлагаемые вопросы. Под тестовыми заданиями предполагались анкеты открытого типа, т.е. содержащие такие вопросы, которые требуют самостоятельного конструирования ответов. В зависимости от специфики каждого конкретного показателя программа опроса может быть анкетой, может быть тестом или комбинировать в се-
бе черты того и другого способа получения данных.
Диагностические анкеты и тестовые задания составлялись таким образом, чтобы могли отвечать ряду диагностических требований. Мы исходили из того, что все вопросы должны соответствовать теме и задачам исследования уровня развития ценностно-смысловой сферы младших школьников. Формулировки вопросов должны соответствовать возрасту и уровню развития младших школьников, а форма вопросов предполагает однозначный точный ответ, по возможности исключая множественность ответов. Вопросы должны быть сформулированы так, чтобы не подсказывать правильный ответ и не допускать возможности недопустимого ответа. Вместе с тем вопросы, если их количество значительное, должны быть разделены на группы, чтобы избежать отрицательного отношения к исследованию.
С учетом перечисленных требований были сформулированы вопросы для выявления данных показателей. На их основе были составлены опросные листы для исследования каждого компо-
нента ценностно-смысловой сферы младших школьников.
В связи с необходимостью оценить полноту знаний о нравственных ценностях, ценностных нормах и принципах отношения к окружающей действительности были составлены тестовые задания и анкеты
Для изучения основ эмоционально-ценностного отношения - компонента ценностно-смысловой сферы младших школьников - использовалось сочетание методов тестирования и наблюдения. Исследование уровня ценностного мышления потребовало проведения анкетирования, содержащего вопросы проблемно-нравственного характера и требующего проявления соответствующих мыслительных действий. Диагностика основ ценностно-смысловой направленности личности и основ ценностно-смыслового поведения как компонентов ценностно-смысловой сферы младших школьников потребовала применения комплекса специальных тестовых заданий на выявление умений осуществлять нравственный выбор и специальных наблюдений за деятельностью и поведением учащихся.
По специально разработанной оценочной шкале, исходя из суммы баллов по каждому комплексу тестовых заданий, определялся уровень развития у младших школьников соответствующего компонента ценностно-смысловой сферы, который сопоставлялся также с данными наблюдений.
В ходе организации экспериментальной работы по теме исследования изучались работы по методологии и методике проведения исследований в педагогике и психологии (Н.М.Барытко, В.В.Краевского, Н.В.Кузьминой, Р.С.Немова, А.А.Реан, В.А.Ядова и др.).
Целью эксперимента являлось выявление исходного уровня развития ценностно-смысловой сферы младших школьников, он носил диагностический характер. Было проведено обследование учащихся третьих-четвертых классов. Методом экспертной оценки были отобраны наиболее типичные классы. Всего было обследовано 122 ученика.
Результаты проведенного эксперимента (см. таблицу 3) показали, что 15% третьеклассников и 19,3% четвероклассников продемонстрировали средний уровень развития ценностно-смысловой сферы, подавляющее большинство из них обнаружило низкий уровень (53,4% третьеклассников и 61,3% четвероклассников) и очень низкий (соответственно 28,3% и 14,5%) уровень. Высокий уровень развития ценностно-смысловой сферы показали лишь 3,3% учащихся третьих классов и 4,9% учащихся четвертых классов.
Таблица 3
Результаты диагностического эксперимента
Испытуемые Распределение по уровням
Очень низкий Низкий Средний Высокий
Абс. % Абс. % Абс. % Абс. %
Учащиеся 3-х классов (60 чел.) 17 28,3 32 53,4 9 15 2 3,3
Учащиеся 4-х классов (62 чел.) 9 14,5 38 61,3 12 19,3 3 4,9
Итого (122 чел.) 26 21,4 70 57,4 21 17,2 5 4
Давая оценку развитию различных компонентов ценностно-смысловой сферы младших школьников, можно диагностировать следующее. Эмоционально-ценностный компонент ценностно-смысловой сферы оказался относительно развит и у третьеклассников, и у четвероклассников, проявляющих преимущественно положительные и выраженные эмоции по отношению к окружающей действительности. Значительная часть из них (57,4%) способна испытывать приятные чувства от созерцания красоты. Слабее выражены отрицательные эмоции по отношению к фактам безнравственности (17,2% - средний уровень и лишь 4% - высокий).
Информационный компонент ценностно-смысловой сферы сформирован у младших школьников значительно хуже, особенно у учащихся третьих классов, их знания отличаются значительной поверхностностью, недостаточно прочны и полны по объему.
Мотивационный компонент ценностно-смысловой сферы младших школьников развит в основном на уровне интереса. Готовность же оказывать практическую помощь реально отмечают немногие.
Явно недостаточно развит у учащихся начальных классов интеллектуальный компонент ценностно-смысловой сферы. Ими осознаются в основном лишь поверхностные взаимосвязи социальных явлений и процессов, взаимоотношения между людьми и обществом. Лишь (4,3%) из них способно предвидеть не только ближайшие, но и чуть отдаленные последствия производимых изменений.
Наиболее слабо развит у младших школьников деятельностно-инструментальный компонент ценностно-смысловой сферы. Их нравственное поведение, умения и навыки в большинстве своем слабо сформированы.
В целом общий уровень развития ценностно-смысловой сферы у большинства учащихся явля-
ется низким, что наглядно демонстрируют гистограммы на рис.1.
□очень ниэний
□низкий
□средний
■высокий
Рис.1. Результаты диагностического эксперимента по выявлению уровня развития ценностно-смысловой сферы младших школьников
Таким образом, диагностика показала явное преобладание в реальной школьной практике учащихся с низким уровнем развития ценностно-смысловой сферы. Причем слабее всего у учащихся сформированы интеллектуальный и дея-тельностно-инструментальный критерии развития ценностно-смысловой сферы, выраженные в их способности осознавать взаимосвязь и взаимозависимость социальных явлений, предвидеть последствия происходящих в обществе изменений, осуществлять деятельность ценностно-смыслового содержания. Для многих учащихся были характерны слабый интерес и равнодушное отношение к нравственным проблемам, слабо выраженная потребность в общении с окружающими и грубость в отношениях со своим окружением, низкая готовность к ценностно-
нравственной деятельности, слабая осмысленность нравственных проблем, слабая сформиро-ванность умений и навыков разумного поведения и оказания помощи природе и окружающим людям.
1. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд. - М.: Смысл, 2003. - 487 с.
2. Агафонов А.Ю. Человек как смысловая модель мира. - Самара: изд-во БАХРАХ-М, 2000. - 336 с.
3. Ценностные ориентации и социальные установки студентов: сб. науч. тр. / Рос. акад. образования; Ин-т педагогики и психологии проф. образования; под ред. Б.С.Алишева. - Казань: Отечество, 2008. - 100 с.
4. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии: учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Смысл, 2002. - 479 с.
5. Салихова Н.Р. Типы смыслообразования в контексте личностных ценностей. - Казань: Изд-во КГУ, 2005. - 127 с.
6. Серый А.В., Яницкий М.С. Ценностно-смысловая сфера личности / Учебное пособие. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999. - 92 с.
7. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. - Кемерово, Кузбас-свузиздат, 2000. - 204 с.
8. Майерс Д. Социальная психология: Пер. З.Замчук. 7-е изд. - СПб.: Питер, 2013. - 800 с.
9. Маслоу А. Мотивация и личность. - 3-е изд. -СПб.: Питер, 2003. - 351 с.
10. Франкл В. Человек в поисках смысла: Пер. с англ. и нем. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.
PECULIARITIES OF VALUE-SEMANTIC SPHERE OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN AS A PEDAGOGICAL PROBLEM
R.I.Safiullina
In this article analyzes the age peculiarities of value-semantic sphere of the personality of Junior schoolchildren and its development, reveals its structure and content. The experiment made for the purpose of identification of an initial level of development of the value-semantic sphere of the personality of Junior schoolchildren.
Key words: value-semantic sphere of personality Junior schoolchildren, its structure and content, value-based orientation, simulation.
1. Leont'ev D.A. Psihologija smysla: priroda, stroenie i dinamika smyslovoj real'nosti. 2-e, ispr. izd. - M.: Smysl, 2003. - 487 s. (In Russian)
2. Agafonov A.Ju. Chelovek kak smyslovaja model' mira. - Samara: izd-vo BAHRAH-M, 2000. - 336 s. (In Russian)
3. Cennostnye orientacii i social'nye ustanovki studen-tov: sb. nauch. tr. / Ros. akad. obrazovanija; In-t pedagogiki i psihologii prof. obrazovanija; pod red. B.S.Alisheva. - Kazan': Otechestvo, 2008. - 100 s. (In Russian)
4. Asmolov A.G. Po tu storonu soznanija: me-todologicheskie problemy neklassicheskoj psihologii:
ucheb. posobie dlja studentov vuzov. - M.: Smysl, 2002. - 479 s. (In Russian)
5. Salihova N.R. Tipy smysloobrazovanija v kontekste lichnostnyh cennostej. - Kazan': Izd-vo KGU, 2005. - 127 s. (In Russian)
6. Seryj A.V., Janickij M.S. Cennostno-smyslovaja sfera lichnosti / Uchebnoe posobie. - Kemerovo: Ke-merovskij gosudarstvennyj universitet, 1999. - 92 s.
7. Janickij M.S. Cennostnye orientacii lichnosti kak di-namicheskaja sistema. - Kemerovo, Kuzbassvuziz-dat, 2000. - 204 s. (In Russian)
8. Majers D. Social'naja psihologija: Per. Z.Zamchuk. 7-e izd. - SPb.: Piter, 2013. - 800 s. (In Russian)
9. Maslou A. Motivacija i lichnost'. - 3-e izd. - SPb.: Piter, 2003. - 351 s. (In Russian)
10. Frankl V. Chelovek v poiskah smysla: Per. s angl. i nem. - M.: Progress, 1990. - 368 s. (In Russian)
Сафиуллина Римма Ильдаровна - аспирант кафедры теории и технологий гуманитарно-художественного образования Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета.
420008, Россия, Казань, ул. Кремлевская, 18. E-mail: [email protected]
Safiullina Rimma Il'darovna - postgraduate student, the Department of the Theory and Technology of Humanities and Fine Art Education, of the Institute of Philology and Intercultural Communication, Kazan Federal University.
18 Kremlyovskaya Str., Kazan, 420021, Russia E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 26.04.2014