Научная статья на тему 'Особенности ценностно-смысловой ориентации руководителей образовательных учреждений'

Особенности ценностно-смысловой ориентации руководителей образовательных учреждений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
920
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / РУКОВОДИТЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Авдеева Т. Г.

В статье рассматриваются ведущие направления исследования ценностно-смысловой ориентации личности. Выделяются особенности смысложизненных, профессиональных ориентации и самоотношения руководителей городских и сельских образовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of value-conceptual orientation of educational establishments' directors

The article is directed at studying of value-conceptual orientation of a personality. Peculiarities of orientations concerning the meaning of life, profession and self-attitude of directors of rural and urban educational establishments are specified.

Текст научной работы на тему «Особенности ценностно-смысловой ориентации руководителей образовательных учреждений»

Т. Г. Авдеева

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ ОРИЕНТАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Работа представлена кафедрой психологии управления Красноярского государственного педагогического университета им В. П. Астафьева. Научный руководитель - доктор психологических наук, профессор Н. Т. Селезнева

В статье рассматриваются ведущие направления исследования ценностно-смысловой ориентации личности. Выделяются особенности смысложизненных, профессиональных ориентаций и самоотношения руководителей городских и сельских образовательных учреждений.

The article is directed at studying of value-conceptual orientation of a personality. Peculiarities of orientations concerning the meaning of life, profession and self-attitude of directors of rural and urban educational establishments are specified.

Современный этап развития социальноэкономических преобразований в стране характеризуется масштабными изменениями в различных сферах жизни, которые неизбежно затрагивают и образование. Система образования становится главным субъектом ценностей, целей и путей их достижения. Ориентация на данную тенденцию требует кардинальной перестройки взглядов на образование, в том числе разработки новых подходов к повышению ка-

чества управления образованием. Сегодня работа руководителя образовательного учреждения - это работа с ценностями и смыслами, являющаяся неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, взаимоотношений и взаимодействий между его субъектами. Категория ценностных ориентаций является одной из самых сложных в философии, культурологии, социологии и психологии. Смысл понятия «ценностные ориентации», используемого

в разных теориях, во многом определяется субъективной позицией исследователя. В психологических исследованиях обнаруживается использование других понятий, сходных по содержанию с «ценностями», «ценностными ориентациями»: А. Н. Леонтьев (личностный смысл), Д. Н. Узнадзе (установка), В. Н. Мясищев (отношение), В. А. Ядов (диспозиция), Л. И. Божович («внутренняя позиция личности» или направленность), Б. Д. Парыгин (умонастроение), Б. С. Братусь (смысловые ценности), Д. А. Леонтьев (смысл), А. Маслоу (метамотивы), М. Рокич (ценностные ориентации, «руководящие принципы жизни»).

Ценностные ориентации, определяющие жизненные цели человека, выражают, соответственно, то, что является для него наиболее важным и обладает для него личностным смыслом. К. А. Альбуханова-Славская и А. В. Брушлинский описывают роль смысловых представлений в орга-низации системы ценностных ориентаций, которая проявляется в следующих функциях: принятии (или отрицании) и реализации определенных ценностей; усилении (или снижении) их значимости; удержании (или потере) этих ценностей во времени. Б. С. Братусь определяет личностные цен -ности как «осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни». Он проводит разделение личных ценностей как осознанных смыслов жизни и декларируемых, «называемых», внешних по отношению к человеку ценностей. Г. Л. Будинайте и Т. В. Корнилова акцентируют внимание на необходимости не только осознания смыслов, но и решения об их принятии или непринятии, подчеркивая, что «личностными ценностями становятся те смыслы, по отношению к которым субъект определился». Важно подчеркнуть, что ценности не существуют вне отношения «субъект - объект»1. Как отмечает Е. А. Климов, их не следует отождествлять с чем-то существующим независимо от субъекта. «Ценность - это не признак объекта, а характеристика субъек-

та в его среде». М. И. Бобнева указывает на то, что ценности и ценностные представления являются основными регуляторами и посредниками социального воздействия при социальной регуляции поведения личности 2. И. Н. Истомин рассматривает ценностные ориентации как определенную категорию установок, как результат сопоставления всех ценностных критериев выбора поведения с наличной ситуацией»3.

В. Б. Ольшанский определяет ценности как маятники, помогающие заметить в потоке информации то, что наиболее важно для жизнедеятельности человека, для его поведения. «Субъект избирает материал в соответствии с уже имеющейся у него точкой зрения»4. Н. Ф. Наумова выделяет ценностные ориентации как один из механизмов целеполагания, которые помогают человеку создавать упорядоченную и осмысленную, имеющую для человека значение картину мира. Они дают основание для выбора из имеющихся альтернатив действия (целей и средств), определяя «границы действия», т. е. не только направляют, но и регулируют эти действия5.

В то же время ряд авторов полагают, что ценностные образования, напротив, являются базой для формирования системы личностных смыслов. Ф. Е. Василюк пишет, что смысл является пограничным образованием, в котором сходятся идеальное и реальное, жизненные ценности и возможности их реализации. Смысл как целостная совокупность жизненных отношений является своего рода продуктом ценностной системы личности. Формирование и развитие систем личностных смыслов и ценностных ориентаций носит взаимосвязанный и взаимодетерминирующий характер. Ценностные ориентации - сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, определяющий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам.

Понятие «смысл» в современной психологической науке не новое, но активно используемое в большинстве научных школ и направлений. Научный аспект исследования проблемы состоит в том, что, несмотря на достаточную проработку смысложизненной проблематики в зарубежной психологии и повышение в последнее время интереса к смысловой сфере личности среди отечественных психологов, до сих пор вопрос психологической природы данного феномена является чрезвычайно актуальным.

В психологии понятие «смысл» неразрывно связано с представлениями о человеке, его личности, жизни и деятельности. Первой системой научной психологии, обратившейся к понятию смысла, стал психоанализ. 3. Фрейд утверждал, что смысл симптомов содержится именно в бессозна-тельных процессах, осознание которых приводит к исчезновению симптома. 3. Фрейд обладал цельным представлением о смысле, однако, это понятие еще не стало у него научным термином. Развернутое понимание смысла было сформулировано А. Адлером. Он характеризует свою систему индивидуальной психологии как учение о смысле человеческих действий и экспрессивных проявлений, движений о смысле, который индивиды придают миру и самим себе. Каждый индивид вырабатывает свою жизненную специфическую цель, которая и направляет его жизнь. Жизненная цель каждого складывается под влиянием его личного опыта, ценностей, отношений, особенностей самой личности.

К. Г. Юнг, как представитель аналитической психологии, рассматривал личность как целостное образование. Человеческая жизнь имеет направление, смысл и цель. Поиск своего индивидуального смысла есть своего рода потребность, предназначение, «... некий иррациональный фактор, который фатально толкает к эмансипации от стада с его проторенными путями. Настоящая личность всегда имеет пред-

назначение и верит в него. <...> Это предназначение действует как божественный закон, от которого не возможно уклониться». Обретая смысл, человек стремится к целостности, преодолевает жизненные трудности и личностные противоречия. Идея смысла жизни, как интегрирующего фактора человеческой жизни, намеченная в работах А. Адлера и К. Г. Юнга, легла у

B. Франкла в основу теории личности и была разработана им весьма детально. Смысл не есть некая абстракция, он уникален и неповторим для каждого человека. Каждая отдельно взятая ситуация несет в себе свой смысл, различный для различных людей; но одновременно истинный для каждого. «У каждой ситуации есть только один смысл - ее истинный смысл. <...> Смысл -это то, что имеется в виду: человеком, который задает вопрос, или ситуацией, которая тоже подразумевает вопрос, требующий ответа». Само понятие «смысл» наиболее полно освещено в трудах А. Н. Леонтьева, Д. А. Леонтьева, Л. С. Выготского,

C. Л. Рубинштейна, Б. С. Братуся и др. Личностный опыт, по мнению А. Н. Леонтьева, - это всегда смысл чего-то. Он отмечает: «Индивид просто “стоит” перед некоторой “витриной” покоящихся на ней значений, среди которых ему остается только сделать выбор», что эти значения (представления, понятия, идеи) «не пассивно ждут его выбора, а энергично врываются в его связи с людьми, образующие круг его реальных событий».

Проблема смысла наиболее полное отражение нашла в рамках деятельностного подхода, где личность, ее структура, формирование и развитие обуславливались различными аспектами жизнедеятельности. Теоретические представления о смысле в данном направлении рассматриваются в контексте деятельности, жизнедеятельности человека, и внимание авторов в больше степени обращено на возникновение, порождение, генезис и функционирование смысловых образований: «личностные

смыслы» (А. Н. Леонтьев), «смысловые образования», «смысловые системы» (Ас-молов и др.), «обобщенные смысловые образования» (Б. С. Братусь), «частные смысловые образования», «вербальный смысл» (В. К. Вилюнас), «операциональный смысл» (О. К. Тихомиров).

Наиболее полная систематизация меха -низмов порождения смыслов представлена Д. А. Леонтьевым. Он вводит понятие смысловой реальности, которая и обусловливает смысловую регуляцию всей жизнедеятельности человека на различных психологических уровнях: «Смысл является особой психологической реальностью, игнорируя которую или сводя ее к другим (например, эмоциональным) явлениям, невозможно построить достаточно полную теорию ни личности, ни сознания, ни деятельности». Стремление человека к смыслу выступает одной из важнейших потребностей человека. Ключевым показателем наличия личностного смысла является осмысленность жизни - необходимое и остаточное условие развития гармоничного человека, непрерывно и творчески развивающейся личности.

Целью исследования явилось выявление особенностей смысложизненных, профессиональных ориентаций и самоотноше-ния руководителей образовательных учреждений. Исследование проводилось в течение 2007 г. Методологическую основу исследования составили: диалектико-материалистическое положение о единстве и взаимодействии всех сторон духовной жизни личности; диалектическая взаимосвязь ценностно-смысловых ориентаций и потребностей, мотивов, интересов и других компонентов в процессе развития личности; теория взаимосвязи всех структурных элементов ценностно-ориентационной сферы М. Рокича; психологические концепции ценностей и ценностных ориентации отечественных исследователей (М. И. Бобне-ва, Е. А. Борковская, Б. С. Братусь, Ф. Е. Василюк, Е. И. Головаха, А. И. Дон-

цов, Б. И. Додонов, Н. И. Непомнящая, Е. А. Подольская, Е. В. Субботский, В. А. Ядов и др.) и зарубежных ученых (Р. Иглехарт, X. Клагес, С. Моррис Е. Ол-демейер, М. Рокич, С. Шварц и В. Билски, Е. Шпрангер, и др.); ценностно-смыловых ориентаций личности (Д. А. Леонтьев, Б. С. Братусь, В. Э. Чудновский и др.); системно-деятельностный подход к анализу личности и деятельности руководителей.

В исследовании участвовали 172 руководителя сельских и городских образова-тельных учреждений г. Красноярска и Красноярского края. В экспериментальном исследовании использовались: 16-факторный личностный опросник Р. Б. Кэттелла (16-РБ-105-С), методика ценностных ориентаций (М. Рокич), тест-опросник самоот-ношения (В. В. Столин, С. Р. Пантелеев), тест СЖО (смысложизненных ориентаций) Дж. Крамбо, Л. Махолика, адаптированный Д. А. Леонтьевым; методика определения профессиональных ценностей учителя (А. М. Булынин).

Результаты исследования характерологических черт личности позволили выделить личностные профили руководителей образовательных учреждений. Личностный профиль руководителей сельских образовательных учреждений характеризуется: адекватностью самооценки, ярко выраженной общительностью; хорошей адаптиро-ванностью в социальных ситуациях. Они понимают мотивы поступков других людей, умело строят свое поведение, не поддаются эмоциональным порывам, сентиментальны по отношению к событиям и окружающим людям. Ответственны в делах, в новых, незнакомых обстоятельствах готовы взять принятие решения на себя; эмоционально устойчивы, уверенные в себе. Умеют оперировать абстракциями и переводить их в практическое воплощение -качество необходимое руководителю. Личностный профиль руководителей городских образовательных учреждений отличает от личностного профиля руководителей

28 1

сельских образовательных учреждений зрелость самооценки; открытость в межличностных отношениях, общительность, рассудительность в выборе партнеров по общению; большое самомнение, эгоцентричность. В поведенческом рисунке наблюдаются яркие эмоциональные реакции, повышенная активность, лидерские качества. Ранимость при столкновении с «грубыми» сторонами жизни, но нечувствительность к оценке окружающих. Смысложизненные ориентации руководителей сельских и городских образовательных учреждений также имеют различия. Руководители сельских образовательных учреждений имеют более высокие показатели по всем шкалам теста СЖО, чем руководители городских образовательных учреждений. Это характеризует их как руководителей, понимающих смысл профессионально-жизненных ситуаций. Сам процесс жизни воспринимается ими как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Руководители способны принимать решения, контролировать свою жизнь, строя ее в соответствии со своими планами, целями. Руководители городских образовательных учреждений воспринимают свою жизнь осмысленной, но живут сегодняшним или вчерашним днем, их планы не всегда учитывают реальные возможности. Процесс жизни у них наполнен смыслом, но менее выражен по сравнению с руководителями сельских образовательных учреждений. Они убеждены в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, но не всегда существует возможность делать выбор, принимать решения согласно своим целям, поэтому бессмысленно что-либо загадывать на будущее.

В результате выявления и анализа профессиональных ценностей руководителей образовательных учреждений нами были определены иерархии профессиональных ценностных ориентаций руководителей сельских и городских образовательных учреждений. Ведущий ранг в иерархии про-

фессиональных ориентаций руководителей сельских образовательных учреждений занимают ценности духовно-нравственного развития личности, это объясняется замкнутым кругом общения; ценности соответствия нормативным требованиям. Второй уровень занимают ценности управления деятельностью, ценности содержания профессии и условий труда. Третий уровень имеют ценности стимуляции деятельности и ценности эстетики управления. Для руководителей городских образовательных учреждений среди профессиональных ценностей ведущими являются ценности когнитивного типа; понимание особенностей управленческой деятельностьи, духовнонравственного развития личности и ценности содержания профессии. Второй уровень занимают ценности рефлексивно-аналитического типа, ценности управления деятельностью. И третий уровень имеют ценности условий труда, стимулирования деятельности и эстетики управления. Из вышесказанного следует, что руководители сельских образовательных учреждений ценят в своей профессиональной деятельности добрые отношения с людьми, справедливость, любовь, красоту. Руководители способны к рефлексии, эмпатии, имеют активную жизненную позицию. Руководители городских образовательных учреждений ценят умение организовывать учебный процесс. Для них важно уметь ставить цели и их реализовывать. Ценности управления деятельностью: оказание психологической помощи, умение вести за собой, определять приоритетные направления, смело отстаивать свое решение - не входят в систему доминирующих профессиональных ценностей руководителей.

Система ценностно-смысловых ориентаций не является чем-то упорядоченным и неподвижным, она противоречива и динамична, отражает как главные, существенные, стержневые изменения взаимосвязи личности с миром, так и смену текущих, мимолетных, в известной мере случайных

жизненных ситуаций. Верхние этажи иерархии терминальных ценностей руководителей сельских образовательных учреждений занимают ценности: здоровье, уверенность в себе, продуктивная жизнь, развитие и счастливая семейная жизнь. В нижней части иерархии терминальных ценностей руководителей расположены ценности: развлечение, творчество, красота природы и искусства, жизненная мудрость и счастье других. Для руководителей городских образовательных учреждений среди терминальных ценностей ведущими являются ценности: здоровье, счастливая семейная жизнь, интересная работа, активная деятельная жизнь и наличие хороших и верных друзей. В нижней части иерархии терминальных ценностей руководителей расположены ценности: развлечения, творчество, красота природы и искусства, материально обеспеченная жизнь и счастье других. Таким образом, в иерархии терминальных ценностей руководителей сельских образовательных учреждений значимое место занимают жизненные ценности, индивидуальные и ценности профессиональной самореализации. Для руководителей городских образовательных учреждений значимы: жизненные ценности и ценности профессиональной самореализации. Ведущие ранги в иерархии инструментальных ценностей руководителей сельских образовательных учреждений принадлежат ценностям: ответственность, счастье других, образованность, воспитанность и широта взглядов. Нижние ранги занимают следующие ценности: высокие запросы, непримиримость, твердая воля, смелость в отстаивании своего мнения и аккуратность. Для руководителей городских образовательных учреждений среди инструментальных ценностей ведущими являются ценности: честность, ответственность, образованность, жизнерадостность и воспитанность. Замыкают иерархию ценностей: высокие запросы, твердая

воля, непримиримость смелость в отстаивании своего мнения, взглядов.

Из вышесказанного следует, что для руководителей сельских образовательных учреждений значимы ценности профессиональной самореализации, этические и интеллектуальные ценности. Для руководителей городских образовательных учреждений важное значение имеют этические ценности, ценности профессиональной самореализации и индивидуальные ценности. В иерархии инструментальных ценностей ценности «образованность» и «широта взглядов» вошли в число ведущих, в то время как ценности «познание» и «творчество» среди терминальных ценностей руководителей образовательных учреждений первой группы имеют соответственно одиннадцатый и семнадцатый ранг. Можно предположить, что данный факт, во-первых, связан с достаточно устоявшейся жизненной позицией как в личной жизни, так и в профессиональной деятельности. Достаточный уровень образования, опыт работы дает уверенность в своих знаниях. Во-вторых, в инструментальных ценностях запечатлены одобряемые в обществе средства достижения целей, а терминальные - выражают цели, идеалы, смыслы жизни. Современное общество с его информационными технологиями предъявляет высокие требования к образовательному уровню руководителей образовательных учреждений, к творческому подходу к руководству коллективом образовательного учреждения. Однако руководители образовательных учреждений не всегда осознают необходимость постоянного расширения своего образования, кругозора, общей культуры, хотя и ставят перед собой цель максимального использования своих возможностей и способностей. Наряду с особенностями личных качеств, ценностных ориентаций необходимо выделить сферу самоотноше-ния руководителей. Одной из актуальных выступает проблема положительного отно-

шения руководителя к себе, поскольку это необходимо, во-первых, для поддержания психического здоровья, личностного развития, во-вторых, для эффективного выполнения управленческих функций. Результаты диагностики руководителей образовательных учреждений по тесту-опроснику самоотношения показали, что руководители сельских образовательных учреждений имеют высокий уровень глобального самоотношения, его доминирующими составляющими является безоценочное чувство расположенности к себе и самоинте-рес. Меньшую роль играют самообвинение и положительное отношение других. Для этой группы руководителей свойственен высокий уровень самоуважения, самопри-нятия и саморуководства. Они меньше всего склонны к самообвинению и отрицательным эмоциям в адрес собственного «Я». Отчетливо переживают собственное «Я», как внутренний стержень, интегрирующий и организующий личность, общение и деятельность. Считают, что судьба находится в собственных руках, испытывают чувство обоснованности и последовательности в своих внутренних побуждениях и целях. Руководители принимают себя такими, какие они есть, пусть даже с недостатками. Чувство симпатии к себе, согласие со своими внутренними побуждениями связаны с одобрением своих планов, желаний, снисходительным дружеским отношением к себе. Руководители городских образовательных учреждений обладают более высоким уровнем самоотношения, которое опосредуется интересом к себе, к своим чувствам и мыслям: самоуверенность, самоуважение имеют высокий уровень. Они не склонны к самообвинению, у них достаточно развита рефлексия и для них характерно ожидание негативного отношения со стороны других людей. Важно заметить, что именно в этой группе руководителей более значимыми в структуре самоотношения являются самоуважение - отношение к

себе, на основе социально-нормативных критериев, норм и эталонов, а не аутосимпатии как безоценочное чувство расположенности к себе, переживание чувства са-моприязни и самопринятия, которое мы встречаем у руководителей сельских обра-зовательных учреждений. Они уверены в том, что способны вызывать у других уважение, симпатию и одобрение. Исходя из особенностей структуры самоотношения, невысокого уровня самообвинений руководителей, мы можем говорить о закрытости руководителей как к восприятию отрицательных эмоций, так и сокрытия о себе негативной информации. Важно заметить, что руководители склонны приписывать ответственность за свои неудачи и неприятности другим людям, считать их результатом невезения.

В целом следует отметить, что проведенное исследование позволило выявить индивидуально-личностные особенности руководителей; иерархию ценностей; систему смысложизненных и профессиональных ориентаций. Полученные результаты свидетельствуют о том, что между руководителя -ми сельских и городских образовательных учреждений существуют отличия как в индивидуально-личностных особенностях, так и в ценностных иерархиях. Руководители сельских образовательных учреждений эмоционально устойчивы, уверены в себе, способны принимать решения в соответствии со своими планами. В своей профессиональной деятельности ориентируются на продуктивную жизнь и развитие, ценят добрые отношения с коллегами, при этом занимая активную жизненную позицию. Руководители городских образовательных учреждений имеют большое самомнение, не нуждаются в поддержке коллег, консервативны в принятии нового. В профессиональной деятельности ориентированы на активную деятельность, интересную работу, ценят умение организовывать учебный процесс, ставить цели и их реализовывать.

1 Климов Е. А. Общечеловеческие ценности глазами психолога профессиоведа // Психологический журнал. 1993. Т. 14. № 4. С. 130-136.

2 Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978.

3 Истомин И. Н. Ценностные ориентации в системе регуляции поведения // Психологические механизмы регулирования социального поведения. М., 1979. С. 252.

4 Кон И. С. В поисках себя. М., 1984.

5 Наумова Н. Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М., 1988.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.