Научная статья на тему 'Особенности ценностно-мотивационной сферы подростков в скаутской организации'

Особенности ценностно-мотивационной сферы подростков в скаутской организации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
413
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / МОТИВЫ / ЦЕННОСТИ / ИНТЕРЕСЫ / УСТАНОВКИ / ЖЕЛАНИЯ / MOTIVATION / MOTIVES / VALUES / INTERESTS / ATTITUDES / DESIRES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мельниченко Сергей Анатольевич

В статье рассмотрена проблема исследования ценностно-мотивационной сферы подростков, включенных в деятельность скаутской организации. Проанализированы теоретические основы исследования проблемы ценностей и мотивации в психологической науке. Выяснены основные направления развития ценностномотивационной сферы подростков, включенных в скаутскую организацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Special features of valued-motivational sphere of teenagers in scout organization

The article deals with the exploration of the research problem of valued-motivational sphere of the teenagers plugged into activity of scout organization. The problem of research of valued-motivational sphere of the teenagers plugged in activity of scout organization are investigated in the article. Theoretical bases of research, values and motivation problem in psychological science is analysed. Basic development directions of valued-motivational sphere of the teenagers plugged in scout organization are clarified.

Текст научной работы на тему «Особенности ценностно-мотивационной сферы подростков в скаутской организации»

Литература

[1] Абульханова К.А. Идеальность или реальность субъекта // Субъект и личность в психологии саморегуляции: Сб. научн. трудов / Под ред. В.И. Моросановой. М. - Ставрополь, 2007.

[2] Агапов В.С. Современные исследования самосознания и Я-концепции субъекта в кон -тексте идей С.Л. Рубинштейна // Акмеология. 2012. №1 (41). С. 133-144.

[3] Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. М., 1999.

[4] Ассев В.Г. Структурные особенности значимого пространства личности // Акмеология. 2012. №1 (41). С. 17-20.

[5] Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М., 1996.

[6] Белов В.И. Лад: Очерки о народной эстетике. - М., 1982.

[7] Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: в 2-х томах. Т. 1. М., 2006.

[8] Ветвицкая С.М. Сравнительное исследование структур интегральной индивидуальности городских и сельских старших школьников различных этнических групп: Автореф.... дисс. канд. псих. н. - Ставрополь, 2001.

[9] Деркач А.А. Психолого-акмеологические основания и средства оптимизации личностно-профессионального развития конкурентоспособного специалиста // Акмеология. 2012. № 4 (44). С. 11-17.

[10] Катаева Л.И. Акмеологические детерминанты профессионального самоопределения субъекта труда // Акмеология. 2012. №4 (44). С. 23-26.

[11] Кумейкина О.В. Развитие когнитивных структур личности в условиях различного образа жизни: Дисс.. канд психол. наук. - Ставрополь, 2007.

[12] Мельникова М.И. Крестьянская ментальность как архетип русской души. - Ставрополь, 2006.

[13] Мельникова М.И. Акмеологический смысл самоопределения субъекта сельскохозяйственного труда // Акмеология. 2007. №2 (22) . С. 30-38.

[14] Мельникова М.И. Крестьянская ментальность: культурно-исторический анализ // Психол. журн. 2008. Т. 29.№ 3. С. 58-67.

[15] Моросанова В.И., Кондратюк Н.Г. Дифференциально-регуляторные основы надежности действий профессионалов // Акмеология. 2012. №4 (44). С. 68-74.

[16] Рубинштейн С.Л. Человек и мир.- М., 1997.

[17] Соловьева О.В. Теоретико-экспериментальное изучение развития познавательных способностей школьника: Автореф. .д-ра псих.н. - Ставрополь. 2003.

[18] ХалпернД. Психология критического мышления. - СПб., 2000.

Мельниченко С.А.

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ В СКАУТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

На сегодняшний день исследования проблематики ценностно-мотивационной сферы подростков вызывают значительный интерес у ученых. Ведь этот период является одним из наиболее сложных и ответственных периодов в жизни личности. Подростковый возраст выступает как период принятия ответственных решений, определяющих всю последующую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, формирование смысла жизни, мировоззрения и жизненной позиции, формирование взрослых форм поведения [8, 23 с.]. И то, насколько гармонично будет протекать процесс формирования специфики актуальных

мотивов, общей жизненной направленности, характера включения личности в социальную деятельность, будет зависеть социальное здоровье общества в целом.

Перед тем, как перейти к анализу мотивационной сферы современного подростка, мы хотели бы сначала обратить внимание на контекст, в котором наиболее справедливо, по нашему мнению, рассматривать особенности мотивации подростков и на общую характеристику ценностно-мотивационных составляющих личности.

У человека источником развития мотива является процесс общественного производства материальных и духовных ценностей, в качестве которых выступают для конкретного общества объективные ценности, интересы и идеалы, которые в случае их интериоризации личностью могут стать реально действенными мотивами [6, 51 с.].

Одним из первых отечественных исследователей ценностных ориентаций был А.Г. Здравомыслов. В работе «Потребности, интересы, ценности» он преподносит довольно интересную концепцию возникновения ценностных представлений человека: «Духовные стремления, идеалы, принципы, нормы нравственности принадлежат не столько к сфере действия интересов, сколько сфере ценностей. Стимулы и причины человеческой деятельности получают здесь свое дальнейшее развитие: потребности превращаются в интересы, а последние, в свою очередь, превращаются в ценности» [3, 15 с.]. Это утверждение можно объяснить его же словами: «В мире ценностей вновь возникает осложнение стимулов поведения человека и причин социальной деятельности. На первый план выходит не то, что, безусловно, необходимо, без чего нельзя существовать (уровень потребностей), не то, что выгодно с точки зрения материальных условий бытия (уровень интересов), а то, что должно соответствовать представлениям о назначении человека» [3, 22 с.]. В своем исследовании автор также акцентирует внимание на прогрессивности влияния ценностей на мотиваци-онную сферу личности: «Ценностное восприятие действительности порождает мотивацию действий и поступков, основанную на ценностных отношениях, которые дополняют и обогащают мотивацию, основанную на потребностях и интересах» [3, 34 с.]. Таких же взглядов придерживается и А. Лазарук, определяя понятие мотива как динамическое, ценностно-обусловленное образование в структуре конкретного акта деятельности, что относится к смысловому уровню саморегуляции [5, 23 с.].

Обобщая приведенную выше характеристику ценностно-мотиваной сферы личности, на наш взгляд, заслуживает внимания утверждение С.И. Дьякова: «Семантическая структура личности на высшем интегративном уровне составляет ценностно-смысловой центр ее мотивационной сферы, который определяет сознательные формы и способы активности личности. Поэтому семантические инварианты опыта личности составляют систему его мотивационно-ценностных ориентаций, которые являются главными сознательными факторами ее «самостоятельной активности», на базе чего она делает свой выбор и принимает решение ... » [1, 37 с.].

Как отмечает Г.И. Цветкова в своем исследовании мотивационной сферы личности студента: «Мотивационная сфера личности определяется деятельностью. Для того, чтобы деятельность стала компонентом развития и саморазвития, важно не только глубоко понимать характер ее содержания, но и постоянно совершенствовать мотивационную сторону личности. Глубокое познание и понимание мотивационной сферы может обеспечить успех, направить активность личности в нужное русло ее развития» [10, 77 с.].

В психологических концепциях В.Г. Асеева, Л.И. Божович, В.Г. Леонтьева, А.Н. Леонтьева, А.К. Марковой, В.С. Мерлина и других мотивационная сфера личности используется для обозначения личностных, регулятивных, деятельностных, системных образованиях. Природа мотивационной сферы личности обусловлена побуждениями, желаниями, мотивами. В рамках психологического сущностного подхода к мотивации и мотивационной сфере личности, а именно: раскрытие понятия природы и структуры, было установлено, что «мотивация» используется в психологии в двояком смысле: то, что означает систему факторов, детерминирующих поведение (потребности, мотивы, намерения, цели, интересы, стремле-

ния) и как характеристика процесса, который поддерживает поведенческую активность на определенном уровне [1].

Цель нашего исследования - выявить факторы развития ценностно-мотивационной сферы подростков в скаутской организации и апробировать программу социально-психологического развития личности подростка.

Методологической основой исследования стали: принцип единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, С. Костюк), основные положения субъектного подхода к изучению личности (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, В. А. Татенко, Т.М. Титаренко), основные положения теории внутренней мотивации (Е. Диси, Р. Райан, В.И. Чирков), основные положения концепции надситуа-тивной активности (В.А. Петровский), положение о стратегически ценностную организацию сознания (В.А. Моляко) положения о ценностно-мотивационной регуляции деятельности (Б.С. Братусь, Г. Гекгаукзен, А.Г. Дробницький, А.Г. Здравомыслов, Д.А. Леонтьев,

A.А. Ручка, В.А. Ядов).

Общая выборка исследования составила 160 человек, из них - 80 участников скаутской организации. На предыдущих этапах в пилотажных исследованиях приняли участие 76 школьников средней школы г. Киева № 257. В заключительном исследовании приняли участие 160 человек. Возраст испытуемых варьировался от 14 до 17 лет (средний возраст испытуемых 16 лет), из них 77 девушек и 83 юноши.

Эмпирический этап организации исследования предполагал подбор методического аппарата для диагностики содержания ценностно-мотивационной сферы личности подростка. Для решения поставленных задач нами был предложен комплекс методов исследования, представляют собой как адаптированные варианты известных зарубежных тестов, так и менее известные, оригинальные методики отечественных психологов.

Для диагностики социально-психологических характеристик испытуемых, степени и характера их включенности в социальную сферу в исследовании использована оригинальная анкета. Анкета состоит из 21 неальтернативных и альтернативных, закрытых и открытых, а также развернутых вопросов.

Для косвенной оценки представлений подростков о себе и участников скаутского движения использован метод семантического дифференциала, предложенный Ч. Осгудом, модифицированный в соответствии с заданиями данного исследования. С помощью данной методики анализировалась степень соответствия систем семантических представлений субъекта о «себе», о «себе идеальном» и о «типичного участнике скаутинга».

Для диагностики ценностей подростков выступил опросник ценностей Ш. Шварца как наиболее комплексный и валидный инструмент измерения в этой сфере. В исследовании использовалась первая часть опросника («Обзор ценностей»), что дает количественное выражение значимости каждого из десяти мотивационных типов ценностей на уровне нормативных идеалов [4].

Для диагностики потребности в достижениях в исследовании использован тест разработанный в Московском институте им. В.И. Ленина группой психологов (Ю.Н. Орлов,

B.И. Шкуркина, Л.П. Орлова, 1974). Потребность в достижениях - стремление человека превзойти уже достигнутый уровень исполнения или реализации, соревнования в этом с самим собой или с другими. Она проявляется как тенденция к улучшению результатов, переживание успеха в любой (значимой и незначимой) деятельности, стремление закончить работу, чего бы это ни стоило [7].

Основным инструментом для диагностики комплекса системы мотивационных тенденций и анализа иерархической и структурной организации мотивационной сферы личности использована методика диагностики полимотивационных тенденций в «Я-концепции» личности С.М. Петровой.

Для диагностики мотивов социальной принадлежности использована методика аф-филиации А. Мехрабиана. Аффилиация, по мнению Г. Мюррея, - это потребность тесно

контактировать и взаимодействовать с близкими людьми. Данный тест предназначен для диагностики двух мотивов личности: стремление к принятию вас окружающими людьми (СП) и страха быть отвергнутым другими людьми (СО) [9].

Для диагностики мотива власти и тенденции к лидерству был использован опросник «Мотив власти» Е.П. Ильина. Данный тест предназначен для выявления ориентированности человека на подчинение окружающих и включает в себя 9 вопросов, на которые респонденты могут дать один из трех вариантов ответа.

Статистическая обработка материала включала анализ достоверности различий с помощью параметрических и непараметрических критериев, метод «полярных групп», кор -реляционный анализ, а также методы измерения нелинейных связей между переменными (корреляционное отношение). Процедура обработки осуществлялась с помощью программы статистической обработки данных «SPSS» [2, с. 121].

Резюмируя результаты эмпирического исследования специфики ценностно-мотивационной сферы подростков, участвующих в деятельности скаутской организации, можно сделать следующие выводы:

1. Концентрация на идеалах и ценностях личности выступают на первый план. Мы предполагаем, что это обусловлено особенностями организации психолого-педагогической работы с детьми в скаутской организации.

2. Подростки скаутской организации характеризуются высокой степенью представлений о своем Я, своем идеальном "образе Я", что качественно отличает их от подростков, не участвующих в общественных организациях смотря через призму перспективы развития личности.

3. Кроме того, стремление к принятию является стержневой мотивационной тенденцией, обуславливающей большинство особенностей ценностно-мотивационной сферы участников скаутской организации,

5. Главным мотивационным отличием подростков скаутов от контрольной группы является потребность в достижениях и мотив власти. При этом потребность в достижениях

- ярко выражена у скаутов, а мотив власти есть эгоистической мотивационной тенденцией, что противоречит мотивации аффилиации.

6. Внутригрупповые процессы в скаутской организации и ее особенности включенности личности в деятельность обеспечивают мотивацию принятия групповых норм и традиций, что положительно отражается на личности подростка.

Литература

[1] Дьяков С. I. Методика дiагностики мотивацшно-щншсних с^ентацш у дослщженш суб'ектност особистосп // Практична психолопя та сощальна робота.- 2007.- № 3.- С. 36-41.

[2] Зарубина Ю.Н. Ценностно-мотивационные детерминанты участия молодежи в деятельности социально-политических обьединений // - диссертация канд. псих. наук. - Ярославль 2010

- с.121-122

[3] Здравомислов А. Г. Потреби, штереси, цшность- М.: Полгг. видат., 1986.- 222 с.

[4] Карандашев, В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство / В.Н. Карандашев. — СПб.: Речь, 2004. -70 с.

[5] Лазарук А. Цшносл людини у науково-психолопчному осмисленш // Психо-лопя i суспшьство. - 2003.- № 2.- С. 19-37.

[6] Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психологический словарь.- Свердловск, 1990.

[7] ПейсаховаН.М. Психологические и психофизиологические особенности студентов / под ред.. - Казань, 1977. - 296 с.

[8] Реан А. А. Психология человека от рождения до смерти.- СПб.: ПРАЙМ - СВРОЗНАК, 2002.- 656 с.

[9] Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. - 490 с.

[10] ЦветковаР. И. Мотивационная сфера личности студента: условия и средства ее формирования // Психол. наука и образование.- М., 2006.- № 4.- С. 76-80.

Мерзлякова С.В.

СЕМЕЙНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ МОЛОДЕЖИ: ПОНЯТИЕ, ТИПОЛОГИЗАЦИЯ, МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ1

В современном обществе наблюдается трансформация представлений о семье и семейном образе жизни, что выражается в распространении альтернативных форм брачно-семейных отношений и разрушении традиционной функционально - иерархической структуры семьи. Негативные явления в брачно-семейной сфере приводят к искажению представлений современной молодежи о значении и содержании семейной жизни. Добрачные представления формируются в процессе семейного самоопределения и являются основой последующей семейной самореализации. Несмотря на большую значимость проблема семейного самоопределения не получила достаточно глубокого рассмотрения в качестве самостоятельного объекта психологического исследования, в отличие, например, от личностного или профессионального самоопределения, которое широко изучено в психологии. Таким образом, в психологической теории и практике возникает настоятельная необходимость в создании целостного научно-обоснованного подхода для разработки модели семейного самоопределения в юношеском возрасте.

Конкретизируем ранее сформулированное понятие «семейное самоопределение» [3]. Семейное самоопределение - это многоэтапный активный и осознанный процесс конструирования во временной перспективе образа семьи («моя семья», «моя будущая семья», «идеальная семья») в зависимости от конкретной культурно-исторической ситуации, в основе которого структурирование системы ценностных ориентаций, обретение смысла детско-родительских и супружеских отношений, развитие способности к произвольной регуляции и рефлексии

В нашем эмпирическом исследовании были установлены типы и механизмы семейного самоопределения современной молодежи. Мы предположили, что образ семьи, включающий в себя представления о «моей семье», «моей будущей семье», «идеальной семье», обусловлен взаимодействием трех семантических факторов ценности, силы и активности. Соответственно, задачи исследования включали:

1. изучение представлений о семье, составляющих образа Я-семьянина, мотивах заключения брака, выявление индивидуально-психологических особенностей личности, ценностных ориентаций, уровня осмысленности жизни у современных юношей и девушек;

2. выделение с помощью факторного анализа латентных переменных, позволяющих измерить образ семьи (понятия «моя семья», «моя будущая семья», «идеальная семья» оцениваются по трем факторам ценности, силы и активности) всесторонне и в то же время компактно;

3. определение типологических групп респондентов в пространстве семейного самоопределения с помощью кластерного анализа методом ¿-средних;

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ («Трансформация представлений о семье и семейных ценностей молодежи в социально-экономических условиях современной России»), проект № 1206-00020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.