Литература
[1] Абульханова К.А. Идеальность или реальность субъекта // Субъект и личность в психологии саморегуляции: Сб. научн. трудов / Под ред. В.И. Моросановой. М. - Ставрополь, 2007.
[2] Агапов В.С. Современные исследования самосознания и Я-концепции субъекта в кон -тексте идей С.Л. Рубинштейна // Акмеология. 2012. №1 (41). С. 133-144.
[3] Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. М., 1999.
[4] Ассев В.Г. Структурные особенности значимого пространства личности // Акмеология. 2012. №1 (41). С. 17-20.
[5] Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М., 1996.
[6] Белов В.И. Лад: Очерки о народной эстетике. - М., 1982.
[7] Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: в 2-х томах. Т. 1. М., 2006.
[8] Ветвицкая С.М. Сравнительное исследование структур интегральной индивидуальности городских и сельских старших школьников различных этнических групп: Автореф.... дисс. канд. псих. н. - Ставрополь, 2001.
[9] Деркач А.А. Психолого-акмеологические основания и средства оптимизации личностно-профессионального развития конкурентоспособного специалиста // Акмеология. 2012. № 4 (44). С. 11-17.
[10] Катаева Л.И. Акмеологические детерминанты профессионального самоопределения субъекта труда // Акмеология. 2012. №4 (44). С. 23-26.
[11] Кумейкина О.В. Развитие когнитивных структур личности в условиях различного образа жизни: Дисс.. канд психол. наук. - Ставрополь, 2007.
[12] Мельникова М.И. Крестьянская ментальность как архетип русской души. - Ставрополь, 2006.
[13] Мельникова М.И. Акмеологический смысл самоопределения субъекта сельскохозяйственного труда // Акмеология. 2007. №2 (22) . С. 30-38.
[14] Мельникова М.И. Крестьянская ментальность: культурно-исторический анализ // Психол. журн. 2008. Т. 29.№ 3. С. 58-67.
[15] Моросанова В.И., Кондратюк Н.Г. Дифференциально-регуляторные основы надежности действий профессионалов // Акмеология. 2012. №4 (44). С. 68-74.
[16] Рубинштейн С.Л. Человек и мир.- М., 1997.
[17] Соловьева О.В. Теоретико-экспериментальное изучение развития познавательных способностей школьника: Автореф. .д-ра псих.н. - Ставрополь. 2003.
[18] ХалпернД. Психология критического мышления. - СПб., 2000.
Мельниченко С.А.
ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ В СКАУТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
На сегодняшний день исследования проблематики ценностно-мотивационной сферы подростков вызывают значительный интерес у ученых. Ведь этот период является одним из наиболее сложных и ответственных периодов в жизни личности. Подростковый возраст выступает как период принятия ответственных решений, определяющих всю последующую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, формирование смысла жизни, мировоззрения и жизненной позиции, формирование взрослых форм поведения [8, 23 с.]. И то, насколько гармонично будет протекать процесс формирования специфики актуальных
мотивов, общей жизненной направленности, характера включения личности в социальную деятельность, будет зависеть социальное здоровье общества в целом.
Перед тем, как перейти к анализу мотивационной сферы современного подростка, мы хотели бы сначала обратить внимание на контекст, в котором наиболее справедливо, по нашему мнению, рассматривать особенности мотивации подростков и на общую характеристику ценностно-мотивационных составляющих личности.
У человека источником развития мотива является процесс общественного производства материальных и духовных ценностей, в качестве которых выступают для конкретного общества объективные ценности, интересы и идеалы, которые в случае их интериоризации личностью могут стать реально действенными мотивами [6, 51 с.].
Одним из первых отечественных исследователей ценностных ориентаций был А.Г. Здравомыслов. В работе «Потребности, интересы, ценности» он преподносит довольно интересную концепцию возникновения ценностных представлений человека: «Духовные стремления, идеалы, принципы, нормы нравственности принадлежат не столько к сфере действия интересов, сколько сфере ценностей. Стимулы и причины человеческой деятельности получают здесь свое дальнейшее развитие: потребности превращаются в интересы, а последние, в свою очередь, превращаются в ценности» [3, 15 с.]. Это утверждение можно объяснить его же словами: «В мире ценностей вновь возникает осложнение стимулов поведения человека и причин социальной деятельности. На первый план выходит не то, что, безусловно, необходимо, без чего нельзя существовать (уровень потребностей), не то, что выгодно с точки зрения материальных условий бытия (уровень интересов), а то, что должно соответствовать представлениям о назначении человека» [3, 22 с.]. В своем исследовании автор также акцентирует внимание на прогрессивности влияния ценностей на мотиваци-онную сферу личности: «Ценностное восприятие действительности порождает мотивацию действий и поступков, основанную на ценностных отношениях, которые дополняют и обогащают мотивацию, основанную на потребностях и интересах» [3, 34 с.]. Таких же взглядов придерживается и А. Лазарук, определяя понятие мотива как динамическое, ценностно-обусловленное образование в структуре конкретного акта деятельности, что относится к смысловому уровню саморегуляции [5, 23 с.].
Обобщая приведенную выше характеристику ценностно-мотиваной сферы личности, на наш взгляд, заслуживает внимания утверждение С.И. Дьякова: «Семантическая структура личности на высшем интегративном уровне составляет ценностно-смысловой центр ее мотивационной сферы, который определяет сознательные формы и способы активности личности. Поэтому семантические инварианты опыта личности составляют систему его мотивационно-ценностных ориентаций, которые являются главными сознательными факторами ее «самостоятельной активности», на базе чего она делает свой выбор и принимает решение ... » [1, 37 с.].
Как отмечает Г.И. Цветкова в своем исследовании мотивационной сферы личности студента: «Мотивационная сфера личности определяется деятельностью. Для того, чтобы деятельность стала компонентом развития и саморазвития, важно не только глубоко понимать характер ее содержания, но и постоянно совершенствовать мотивационную сторону личности. Глубокое познание и понимание мотивационной сферы может обеспечить успех, направить активность личности в нужное русло ее развития» [10, 77 с.].
В психологических концепциях В.Г. Асеева, Л.И. Божович, В.Г. Леонтьева, А.Н. Леонтьева, А.К. Марковой, В.С. Мерлина и других мотивационная сфера личности используется для обозначения личностных, регулятивных, деятельностных, системных образованиях. Природа мотивационной сферы личности обусловлена побуждениями, желаниями, мотивами. В рамках психологического сущностного подхода к мотивации и мотивационной сфере личности, а именно: раскрытие понятия природы и структуры, было установлено, что «мотивация» используется в психологии в двояком смысле: то, что означает систему факторов, детерминирующих поведение (потребности, мотивы, намерения, цели, интересы, стремле-
ния) и как характеристика процесса, который поддерживает поведенческую активность на определенном уровне [1].
Цель нашего исследования - выявить факторы развития ценностно-мотивационной сферы подростков в скаутской организации и апробировать программу социально-психологического развития личности подростка.
Методологической основой исследования стали: принцип единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, С. Костюк), основные положения субъектного подхода к изучению личности (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, В. А. Татенко, Т.М. Титаренко), основные положения теории внутренней мотивации (Е. Диси, Р. Райан, В.И. Чирков), основные положения концепции надситуа-тивной активности (В.А. Петровский), положение о стратегически ценностную организацию сознания (В.А. Моляко) положения о ценностно-мотивационной регуляции деятельности (Б.С. Братусь, Г. Гекгаукзен, А.Г. Дробницький, А.Г. Здравомыслов, Д.А. Леонтьев,
A.А. Ручка, В.А. Ядов).
Общая выборка исследования составила 160 человек, из них - 80 участников скаутской организации. На предыдущих этапах в пилотажных исследованиях приняли участие 76 школьников средней школы г. Киева № 257. В заключительном исследовании приняли участие 160 человек. Возраст испытуемых варьировался от 14 до 17 лет (средний возраст испытуемых 16 лет), из них 77 девушек и 83 юноши.
Эмпирический этап организации исследования предполагал подбор методического аппарата для диагностики содержания ценностно-мотивационной сферы личности подростка. Для решения поставленных задач нами был предложен комплекс методов исследования, представляют собой как адаптированные варианты известных зарубежных тестов, так и менее известные, оригинальные методики отечественных психологов.
Для диагностики социально-психологических характеристик испытуемых, степени и характера их включенности в социальную сферу в исследовании использована оригинальная анкета. Анкета состоит из 21 неальтернативных и альтернативных, закрытых и открытых, а также развернутых вопросов.
Для косвенной оценки представлений подростков о себе и участников скаутского движения использован метод семантического дифференциала, предложенный Ч. Осгудом, модифицированный в соответствии с заданиями данного исследования. С помощью данной методики анализировалась степень соответствия систем семантических представлений субъекта о «себе», о «себе идеальном» и о «типичного участнике скаутинга».
Для диагностики ценностей подростков выступил опросник ценностей Ш. Шварца как наиболее комплексный и валидный инструмент измерения в этой сфере. В исследовании использовалась первая часть опросника («Обзор ценностей»), что дает количественное выражение значимости каждого из десяти мотивационных типов ценностей на уровне нормативных идеалов [4].
Для диагностики потребности в достижениях в исследовании использован тест разработанный в Московском институте им. В.И. Ленина группой психологов (Ю.Н. Орлов,
B.И. Шкуркина, Л.П. Орлова, 1974). Потребность в достижениях - стремление человека превзойти уже достигнутый уровень исполнения или реализации, соревнования в этом с самим собой или с другими. Она проявляется как тенденция к улучшению результатов, переживание успеха в любой (значимой и незначимой) деятельности, стремление закончить работу, чего бы это ни стоило [7].
Основным инструментом для диагностики комплекса системы мотивационных тенденций и анализа иерархической и структурной организации мотивационной сферы личности использована методика диагностики полимотивационных тенденций в «Я-концепции» личности С.М. Петровой.
Для диагностики мотивов социальной принадлежности использована методика аф-филиации А. Мехрабиана. Аффилиация, по мнению Г. Мюррея, - это потребность тесно
контактировать и взаимодействовать с близкими людьми. Данный тест предназначен для диагностики двух мотивов личности: стремление к принятию вас окружающими людьми (СП) и страха быть отвергнутым другими людьми (СО) [9].
Для диагностики мотива власти и тенденции к лидерству был использован опросник «Мотив власти» Е.П. Ильина. Данный тест предназначен для выявления ориентированности человека на подчинение окружающих и включает в себя 9 вопросов, на которые респонденты могут дать один из трех вариантов ответа.
Статистическая обработка материала включала анализ достоверности различий с помощью параметрических и непараметрических критериев, метод «полярных групп», кор -реляционный анализ, а также методы измерения нелинейных связей между переменными (корреляционное отношение). Процедура обработки осуществлялась с помощью программы статистической обработки данных «SPSS» [2, с. 121].
Резюмируя результаты эмпирического исследования специфики ценностно-мотивационной сферы подростков, участвующих в деятельности скаутской организации, можно сделать следующие выводы:
1. Концентрация на идеалах и ценностях личности выступают на первый план. Мы предполагаем, что это обусловлено особенностями организации психолого-педагогической работы с детьми в скаутской организации.
2. Подростки скаутской организации характеризуются высокой степенью представлений о своем Я, своем идеальном "образе Я", что качественно отличает их от подростков, не участвующих в общественных организациях смотря через призму перспективы развития личности.
3. Кроме того, стремление к принятию является стержневой мотивационной тенденцией, обуславливающей большинство особенностей ценностно-мотивационной сферы участников скаутской организации,
5. Главным мотивационным отличием подростков скаутов от контрольной группы является потребность в достижениях и мотив власти. При этом потребность в достижениях
- ярко выражена у скаутов, а мотив власти есть эгоистической мотивационной тенденцией, что противоречит мотивации аффилиации.
6. Внутригрупповые процессы в скаутской организации и ее особенности включенности личности в деятельность обеспечивают мотивацию принятия групповых норм и традиций, что положительно отражается на личности подростка.
Литература
[1] Дьяков С. I. Методика дiагностики мотивацшно-щншсних с^ентацш у дослщженш суб'ектност особистосп // Практична психолопя та сощальна робота.- 2007.- № 3.- С. 36-41.
[2] Зарубина Ю.Н. Ценностно-мотивационные детерминанты участия молодежи в деятельности социально-политических обьединений // - диссертация канд. псих. наук. - Ярославль 2010
- с.121-122
[3] Здравомислов А. Г. Потреби, штереси, цшность- М.: Полгг. видат., 1986.- 222 с.
[4] Карандашев, В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство / В.Н. Карандашев. — СПб.: Речь, 2004. -70 с.
[5] Лазарук А. Цшносл людини у науково-психолопчному осмисленш // Психо-лопя i суспшьство. - 2003.- № 2.- С. 19-37.
[6] Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психологический словарь.- Свердловск, 1990.
[7] ПейсаховаН.М. Психологические и психофизиологические особенности студентов / под ред.. - Казань, 1977. - 296 с.
[8] Реан А. А. Психология человека от рождения до смерти.- СПб.: ПРАЙМ - СВРОЗНАК, 2002.- 656 с.
[9] Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. - 490 с.
[10] ЦветковаР. И. Мотивационная сфера личности студента: условия и средства ее формирования // Психол. наука и образование.- М., 2006.- № 4.- С. 76-80.
Мерзлякова С.В.
СЕМЕЙНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ МОЛОДЕЖИ: ПОНЯТИЕ, ТИПОЛОГИЗАЦИЯ, МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ1
В современном обществе наблюдается трансформация представлений о семье и семейном образе жизни, что выражается в распространении альтернативных форм брачно-семейных отношений и разрушении традиционной функционально - иерархической структуры семьи. Негативные явления в брачно-семейной сфере приводят к искажению представлений современной молодежи о значении и содержании семейной жизни. Добрачные представления формируются в процессе семейного самоопределения и являются основой последующей семейной самореализации. Несмотря на большую значимость проблема семейного самоопределения не получила достаточно глубокого рассмотрения в качестве самостоятельного объекта психологического исследования, в отличие, например, от личностного или профессионального самоопределения, которое широко изучено в психологии. Таким образом, в психологической теории и практике возникает настоятельная необходимость в создании целостного научно-обоснованного подхода для разработки модели семейного самоопределения в юношеском возрасте.
Конкретизируем ранее сформулированное понятие «семейное самоопределение» [3]. Семейное самоопределение - это многоэтапный активный и осознанный процесс конструирования во временной перспективе образа семьи («моя семья», «моя будущая семья», «идеальная семья») в зависимости от конкретной культурно-исторической ситуации, в основе которого структурирование системы ценностных ориентаций, обретение смысла детско-родительских и супружеских отношений, развитие способности к произвольной регуляции и рефлексии
В нашем эмпирическом исследовании были установлены типы и механизмы семейного самоопределения современной молодежи. Мы предположили, что образ семьи, включающий в себя представления о «моей семье», «моей будущей семье», «идеальной семье», обусловлен взаимодействием трех семантических факторов ценности, силы и активности. Соответственно, задачи исследования включали:
1. изучение представлений о семье, составляющих образа Я-семьянина, мотивах заключения брака, выявление индивидуально-психологических особенностей личности, ценностных ориентаций, уровня осмысленности жизни у современных юношей и девушек;
2. выделение с помощью факторного анализа латентных переменных, позволяющих измерить образ семьи (понятия «моя семья», «моя будущая семья», «идеальная семья» оцениваются по трем факторам ценности, силы и активности) всесторонне и в то же время компактно;
3. определение типологических групп респондентов в пространстве семейного самоопределения с помощью кластерного анализа методом ¿-средних;
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ («Трансформация представлений о семье и семейных ценностей молодежи в социально-экономических условиях современной России»), проект № 1206-00020.