в этой сфере (ответственность в широком смысле). Под ответственностью следует также понимать и реализацию этих норм в конкретном правоотношении. Меры административной ответственности могут применять многие уполномоченные органы и их должностные лица (ст. ст. 22.1-23.63 КоАП РФ). Они полномочны возлагать на виновного административную ответственность и освобождать его от наказания с учетом характера совершенного административного проступка и личности правонарушителя, если целесообразно, согласно ст. 2.9 КоАП РФ, освободить от ответственности лицо, совершившее правонарушение, при малозначительности правонарушения и ограничиться устным замечанием. В административном законодательстве, к сожалению, не указываются критерии малозначительности правонарушения, что, на наш взгляд, является пробелом, который необходимо восполнить путем введения в закон основных признаков малозначительности проступка. Таковыми могут быть:
- проступки, за совершение которых предусмотрены наказания в виде предупреждения или административного штрафа в размере до 1 минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ);
- проступки, повлекшие незначительный материальный ущерб в размере до 1 МРОТ (с учетом его возмещения).
Следует также подчеркнуть, что законодательство позволяет освобождать от административной ответственности личность нарушителя и без учета его характеристики. Наряду с возможностью освобождения от ответственности лиц, виновных в совершении административного проступка, могут быть применены и дополнительные меры воздействия материального, дисциплинарного или иного характера. Административное законодательство (ст. 2.5 КоАП РФ) предусмотрело освобождение от административной ответственности с одновременной ее заменой на дисциплинарную в отношении военнослужащих, призванных на военные сборы, а также лиц рядового и начальствующего состава ОВД.
Замена административной на дисциплинарную ответственность может применяться и в отношении иных лиц, которые несут ответственность по дисциплинарным уставам и специальным положениям о дисциплине. Административную ответственность на общих основаниях указанные лица несут лишь за нарушение правил дорожного движения, правил охоты и рыболовства, таможенных правил, контрабанду и др. Однако к ним не применяется административный арест. Действующим законодательством установлена возможность при совершении названных проступков передавать материалы без наложения административных наказаний уполномоченным на то органам (должностными лицам) для решения вопроса о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности. Статьей 2.3 КоАП РФ предусмотрено также, что лица в возрасте от 16 до 18 лет, виновные в совершении административного правонарушения, могут быть освобождены от ответственности комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав. Эта норма позволяет также передавать материалы о совершении проступка на рассмотрение указанной комиссии и применять к ним меры воспитательного воздействия.
Административные наказания занимают важное место среди мер, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения. Как справедливо отмечает В. И. Жулев, «регулирование дорожного движения с помощью правовых норм остается самым надежным способом, не требующим большого капиталовложения» (5,47).
ЛИТЕРАТУРА
1. Базылев Б. Т. Цели и функции юридической ответственности// Вопросы права и государственного строительства / под ред. А. И. Кима. - Томск, 1978.
2. Бахрах Д. Н. Административная ответственность граждан в СССР. - Свердловск, 1989.
3. Веремеенко И. И. Механизм правового регулирования в сфере охраны общественного порядка. - М., 1982.
4. Дугенец А. С. Административно-юрисдикционный процесс: монография. - М., 2003.
5. Жулев В. И. Предупреждение дорожно-транспортных происшествий. - М., 1989.
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 1 (ч. I). - Ст. 1.
7. Лейст О. Э. Понятие ответственности в теории права // Вестн. Моск. ун-та, Сер. Право. - 1994. - № 1.
8. Максимов И. В. Административные наказания в системе мер административного принуждения (концептуальные проблемы): дис. ... д-ра юрид. наук. - Саратов, 2004.
9. Ожегов С. И. Словарь русского языка. - М., 1986.
10. Пастушенко Е. Н. Цели и функции административной ответственности // Правоведение. - 1987. - № 3.
11. Попов Л. Л., Шергин А. 77. Управление. Гражданин. Ответственность. - М., 1975.
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 100 «Федеральная целевая программа “Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах”» // Собрание законодательства Российской Федерации. -2006. - № 9. - Ст. 1020.
13. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 «О Правилах дорожного движения» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. - 1993. - № 47. - Ст. 4531; Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 3. - Ст. 184; 1998. -№ 45. - Ст. 5521; 2000. - № 18. - Ст. 1985; 2001. - № 11. -Ст. 1029; 2002. - № 9. - Ст. 931; Ст. 2693; № 27. - Ст. 2693; 2003. - № 20. - Ст. 1899; № 40. - Ст. 3891.
14. Собрание законодательства Российской Федерации. -1995. - № 50. - Ст. 4873; 1999. - № 10. - Ст. 1158; 2002. -№ 18. - Ст. 1721; 2003. - № 2. - Ст. 167.
15. Ушацкая А. А. Административные правонарушения и ответственность за их совершение. - Рига, 1988.
16. Шиндяпина М. Д. Стадии юридической ответственности: учебное пособие. - М., 1998.
17. Юсупов В. А. Теория административного права. - М., 1985.
18. Явич Л. С. Научно-техническая революция и юридическая наука// Правоведение. - 1973. - № 5.
ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ, ОСЛОЖНЕННЫХ ИНОСТРАННЫМ ЭЛЕМЕНТОМ
В. А. Кузнецов
Омская академия М ВД России
Вопросы нелегальной трудовой миграции, трудовых отношений, осложненных иностранным элементом, и эффективных способов их регулирования представляют одну из самых трудных проблем государственной политики даже для стран с давними традициями иммиграции. Между тем для Российской Федерации эти проблемы являются новыми, так как возникли сравнительно недавно в связи с распадом Советского Союза и образованием на его территории новых самостоятельных государств.
В настоящее время Россия соседствует с 18 государствами, и линия границы составляет 61 тыс. км. Государственная граница Российской Федерации недостаточно оснащена соответствующей инфраструктурой (4, 10). Отсутствие эффективного иммиграционного контроля, особое геополитическое положение нашей страны и в целом несовершенство законодательства в отношении въезда, пребывания, трудоустройства иностранцев создают благоприятные условия для проникновения иностранных граждан на территорию России. Перечисленные причины не позволяют назвать точных цифр
объема трудовой деятельности иностранных работников. Согласно официальным данным Федеральной миграционной службы РФ, в 2005 г. на законных основаниях право на трудовую деятельность в России получили 750 тыс. граждан других государств (для примера: в 2004 г. - 460 тыс. человек, в 2003 г. -378 тыс. человек). Причем больше разрешений на работу получили мигранты, представляющие низкоквалифицированные кадры рабочих профессий (10, 12). По некоторым данным, в России находится уже более 12 млн мигрантов (6,4).
Мигрантам из стран СНГ легче трудоустроиться в России, чем в государствах дальнего зарубежья. Это связано с территориальной близостью государств, «прозрачностью» межгосударственных границ, отсутствием языкового барьера, сохранением с российскими предприятиями и гражданами деловых и дружеских отношений, наличием экономических связей, возникновением крупных этнических диаспор.
Важнейшим фактором, определившим рост трудовых отношений, осложненных иностранным элементом, стал глубокий экономический кризис, поразивший почти все страны СНГ и приведший к существенному снижению уровня жизни большинства населения, массовой бедности, безработице, сокращению экономических возможностей и перспектив. Несмотря на наличие социально-экономических проблем внутри страны, Россия сегодня по уровню экономического развития, оплате труда, возможностям эффективной занятости опережает почти все страны СНГ. Так, средняя заработная плата в России в 10 и более раз превышает оплату труда во многих странах СНГ (3,288-289).
Следует отметить, что отсутствие достаточного количества квалифицированных кадров, особенно в отдаленных частях страны, дисциплинированность, непритязательность в социально-бытовом обустройстве, трудолюбие и навыки по некоторым специальностям, возможность платить низкую заработную плату и привлекать иностранных работников на ненормированный рабочий день делают их конкурентноспособными на российском рынке труда. Особенно это касается лиц, приезжающих из дальнего зарубежья. Если граждане Туркменистана, Узбекистана, Украины и других стран СНГ в основном приезжают на непродолжительный срок с целью заработать и вернуться на родину, то, например, граждане Китая преследуют куда более серьезные и далеко идущие цели. Собственные демографические и социальные проблемы заставляют их осваивать другие территории, в частности малонаселенные Сибирь и Дальний Восток. Они активны, мобильны, предприимчивы, трудолюбивы, неприхотливы, обладают высокой адаптивностью и во всем поддерживают друг друга. По официальным подсчетам, количество выходцев из КНР в нашей стране только за 90-е гг. прошлого века увеличилось двадцатикратно (5, 20). По мнению специалистов, в ближайшее время этот приток не сократится.
Область применения иностранной рабочей силы достаточно широка. В основном труд иностранных граждан используется в строительстве (42,0%), торговле (8,0%), сельском и лесном хозяйстве (7,0%), транспорте (5,0%) (9,12).
Бесспорно, использование иностранной рабочей силы имеет как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, с ее помощью заполняются вакансии с низкой оплатой и сложными условиями труда. Демографические потери, стремительная естественная убыль трудоспособного населения требуют новых источников его пополнения, и главным каналом здесь является привлечение иностранных трудовых ресурсов.
Необходимо учитывать и другую сторону трудовых отношений, осложненных использованием иностранного элемента, их негативные моменты. Привлечение дешевой иностранной рабочей силы значительно усиливает конкуренцию на отечественном рынке труда, ухудшает санитарно-эпидемио-логическую обстановку, вызывает социальную напряженность. В результате совместной деятельности людей, представляющих различные культуры и отличающихся по обра-
зовательному уровню, этнической принадлежности, обостряются межнациональные отношения. Трудовые отношения, осложненные иностранным элементом, обладают криминогенным потенциалом, поскольку трудовые мигранты, попадая в новые условия, испытывают естественные социально-бытовые и психологические трудности. Данное обстоятельство и обусловливает повышенную криминогенность лиц этой категории, особенно в районах массового проживания иностранцев. Осложнились жилищные проблемы, увеличивается нагрузка на общественный транспорт, медицинские и образовательные учреждения.
По данным Международной организации труда, не более 25,0%) от общего количества иностранных граждан, приезжающих в Россию в целях осуществления трудовой деятельности, получают официальное разрешение на работу на территории РФ, менее 20,0% их имеют письменный договор с работодателем (1), поэтому все большее число трудовых мигрантов оказываются втянутыми в «теневой» сектор российской экономики. Результатом такой деятельности является непоступление в бюджеты субъектов Российской Федерации денежных средств от выплаты работодателями госпошлины за выдачу разрешений на привлечение и использование иностранных работников и разрешений на работу иностранным гражданам, неуплата налогов от этой деятельности, отчислений в пенсионный фонд. По данным Центробанка России, за второй квартал 2006 г. объем трансакций из России только в страны СНГ составил 1290 млрд долларов, среди стран СНГ больше всего денежных средств переводится в Узбекистан, Таджикистан и на Украину (9, 12).
На территории Российской Федерации согласно действующему законодательству существует разрешительный порядок привлечения и использования работодателями иностранных граждан. Это означает, что прежде чем на законных основаниях заключить с иностранным гражданином трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), работодатель обязан: иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников, обеспечить получение иностранным гражданином или лицом без гражданства разрешения на работу, получить приглашение на въезд в РФ иностранного работника. В этом и заключаются особые условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях на территории России. Изучение применяющейся в настоящее время практики свидетельствует, что в большинстве случаев иностранную рабочую силу используют в рамках гражданско-правовых договоров о труде (договоров подряда, договоров поручения и некоторых других) (2, 4).
Разрешение на привлечение работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использование их труда, а также разрешение на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства выдает Федеральная миграционная служба (8).
Приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранного работника, за исключением иностранного гражданина, прибывшего в Россию в порядке, не требующем получения визы, в целях осуществления трудовой деятельности, выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом по ходатайству о выдаче приглашения, поданному работодателем или заказчиком работ (услуг) в соответствующий орган.
Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от 18 июля 2006 г. № 110-ФЗ) квота на выдачу иностранным гражданам, за исключением иностранных граждан, прибывших в Россию в порядке, не требующем получения визы, приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан.
В целях организации работы в части подготовки предложений по определению квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию для осуществления трудовой деятельности органами исполнительной власти субъектов Федерации создаются Межведомственные комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников. Они ежегодно рассматривают и направляют принятые предложения о целесообразных объемах привлечения иностранных работников и определении квоты на рассмотрение в Министерство здравоохранения и социального развития РФ. Предложения исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации формируются на основе принципа приоритетного использования национальных трудовых ресурсов с учетом ситуации на рынке труда.
Так, на 2007 г. утверждена квота на выдачу иностранным гражданам 308 842 приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности (7). Можно предположить, что снижение квоты по сравнению с 2006 г. на 20 458 приглашений объясняется приоритетом занятости собственного населения, поскольку часто иностранцев приглашают на те рабочие места, которые могут быть заняты гражданами России.
Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 18 июля 2006 г. № 110-ФЗ был дополнен ст. 18.1 «Особенности регулирования рынка труда иностранных работников», которая вступает в силу с 15 января 2007 г. (11). В частности, в ней отмечается, что в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству российских граждан, а также в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства Правительство вправе устанавливать квоты на выдачу иностранным гражданам, прибывшим в Россию в порядке, не требующем получения визы, разрешений на работу как на территории одного или нескольких субъектов Федерации, так и на всей территории Российской Федерации.
Указанные квоты могут устанавливаться в зависимости от профессии, специальности, квалификации иностранных граждан, страны происхождения, а также в зависимости от иных экономических и (или) социальных критериев с учетом региональных особенностей рынка труда. Они не распространяются на иностранных граждан - квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности) в соответствии с перечнем профессий (специальностей, должностей), утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию занятости населения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере социально-экономического развития и торговли.
На основе изложенного выше можно сделать вывод о том, что привлечение иностранных трудовых ресурсов является необходимым условием функционирования экономики многих регионов России, поскольку она в настоящее время не может нормально действовать без постоянного пополнения иностранными работниками. Важным при этом является решение вопросов о контролируемости и строгой дозирован-ности этой деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Борисов А. «Красный свет» для нелегалов // <1гИр:// www.gudok.ru/index.php/print/8584>. - 2007. - 25 янв.
2. Герасименко Ю. В. Гражданско-правовые аспекты привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы // Научный вестник Омского юридического института МВД России. - 1999. - № 2(10).
3. Деятельность органов внутренних дел по обеспечению прав трудовых мигрантов в Российской Федерации: курс лекций / под ред. Ю. Н. Демидова. - Волгоград, 2005.
4. Еремин П., Проничев В. Замок границе не помощник // Аргументы и факты. - 2006. - 3 мая.
5. Ескевич А., Коломиец И. Страна непуганных иностранцев: (Куда укажет «азиатский вектор миграции» // Рос. газета. -2006. - 1 дек.
6. Образцова И. Какие мигранты нам нужны? // Аргументы и факты. - 2006. - 22 нояб.
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. № 665 «Об утверждении на 2007 г. квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. -2006. - № 47. - Ст. 4896.
8. Постановление Правительства Российской Федерации от
15 ноября 2006 г. № 681 «О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации» // Там же. - Ст. 4911.
9. Смолякова Т. Иностранец с серьезными намерениями // Рос. газета. - 2006. - 6 дек.
10. Сухарев В. Мигранты наступают// Наше время. - 2006. -
16 авг.
11. Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 110-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации”» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 30. - Ст. 3286.
СУБЪЕКТЫ КОНТРОЛЯ ЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ
Канд. юрид. наук, доцент М. Ю. Дитятковсшй
Министерство имущественных отношений Омской области
Контроль имеет важное воспитательное значение в любом гражданском обществе. Систематическое осуществление контроля способствует развитию ответственности и правосознания лиц, в отношении которых этот контроль реализуется. Настоящая статья посвящена вопросу о субъектах контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
Согласно п. 6 ч. 6 ст. 19, ч. 2 ст. 77 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (9) (далее - Федеральный закон №131), контроль за осуществлением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий осуществляют уполномоченные органы государственной власти. Федеральный закон, закон субъекта Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должны содержать наименования органов государственной власти, осуществляющих контроль за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.