Научная статья на тему 'Новые тенденции в процессах международной трудовой иммиграции и их регулировании в России'

Новые тенденции в процессах международной трудовой иммиграции и их регулировании в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
186
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые тенденции в процессах международной трудовой иммиграции и их регулировании в России»

НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПРОЦЕССАХ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТРУДОВОЙ ИММИГРАЦИИ И ИХ РЕГУЛИРОВАНИИ В РОССИИ

В условиях глобализации мирового хозяйства все формы международных экономических отношений получили новый импульс к развитию практически во всех странах мира.

Транснационализация мировой экономики и международная экономическая региональная интеграция в различных регионах земного шара превратили международную трудовую миграцию в глобальный процесс. Масштабы международной миграции рабочей силы в мире поис-тине грандиозны. По данным Международной организации по миграции (МОМ) в 2005 г. в мире насчитывалось 192 млн мигрантов.

Международную миграцию рабочей силы характеризует не только значительный количественный рост, но и качественные изменения, возникновение новых тенденций.

Активное участие России в процессах международной миграции рабочей силы относится к концу 80-х годов прошлого столетия. Причины такого позднего включения в одну из развитых форм международных экономических отношений, затрагивающих уже давно большое количество стран мира, объясняются, с одной стороны, миграционной политикой СССР, а с другой, последствиями его распада.

В Советском Союзе международная миграция рабочей силы находилась под жестким контролем и носила, главным образом, плановый, организованный на уровне государства, характер. В соответствии с двусторонними государственными соглашениями из СССР ежегодно выезжали рабочие и специалисты в социалистические страны, например, в Монголию, Вьетнам, КНДР, КНР, на Кубу, а также в развивающиеся страны, например, в Индию, Египет, Сирию, Ирак. По некоторым оценкам, в 70-80-е годы за пределами СССР работало ежегодно в среднем около 300 тыс. советских граждан. Иммиграция в СССР была также немногочисленной. В 1986-1988 гг. численность иммигрантов доходила до 200 тыс. человек.

Либерализация экономики в целом и ее внешнеэкономической сферы в частности, а также политика интегрирования в мирохозяйственные связи способствовали превращению России в активного участника международного рынка рабочей силы и закономерно, что присущие международной миграции рабочей силы общемировые тен-

денции, (увеличение масштабов миграции, ее региональный характер, рост незаконной миграции и др.) начали проявляться и в России.

Интеграция в мирохозяйственные связи и развитие международной миграции рабочей силы потребовали формирования в России различных форм политико-правового регулирования миграционных отношений.

Прежде всего, было необходимо разработать Концепцию государственной миграционной политики Российской Федерации, а на ее основе и в соответствии с нею Федеральную миграционную программу.

Государственная иммиграционная политика - это целенаправленная деятельность государства по регулированию процессов иммиграции рабочей силы в данную страну, осуществляемая посредством системы методов, способов, инструментов, применяемых на основе норм права.

В 90-е годы в Российской Федерации была создана нормативно-правовая база внешней трудовой миграции, основанная на Конституции РФ, законах, указах, постановлениях Правительства РФ. Национальное законодательство учитывало международные нормы и принципы регулирования миграционных процессов, например, государства-члены СНГ 15 апреля 1994 г. подписали Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся мигрантов.1 В соответствии с ним трудящиеся-мигранты пользуются социальным страхованием и социальным обеспечением (кроме пенсионного) согласно действующему на территории стороны трудоустройства законодательству.

Реализация государственной иммиграционной политики осуществляется Правительством через систему органов управления в центре и на местах. В настоящее время усиливается взаимодействие центральных и местных органов власти по контролю за привлечением и использованием иностранной рабочей силы, защите отечественного рынка труда, обеспечению приоритетного права российских граждан на занятие вакантных рабочих мест и обеспечению отраслей экономики отдельных территорий квалифицированной рабочей силой.2

1 Данное Соглашение вступило в силу для России 1 сентября 1995 г.

2 С этой целью формируются территориальные рынки труда. Например, в Южном федеральном округе на основе Постановления правительства РФ от 22 февраля 2000г. «О трудовой занятости населения на Северном Кавказе» в июне 2000 г. был создан единый специализированный банк вакансий «Северный Кавказ», который в настоящее время активно используется.

Механизм этого взаимодействия можно проиллюстрировать на примере Соглашения (2001 г.) «О сотрудничестве между Департаментом федеральной государственной службы занятости по Ростовской области и Территориальным органом Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ в Ростовской области по вопросам обмена информацией о миграционных процессах и возможностях трудоустройства мигрантов на 2002-2003 годы». Одной из основных целей Соглашения является создание условий, препятствующих нарушению действующего законодательства по привлечению иностранной рабочей силы на территорию области.

Во взаимоотношении сторон предусматривается, что Департамент будет информировать Территориальный орган Минфедерации о наличии вакантных мест путем предоставления единого окружного банка вакансий «Северный Кавказ». Территориальный орган Минфедерации будет предоставлять в Департамент информацию о количестве граждан другого региона, желающих трудоустроиться в Ростовской области или Южном федеральном округе, а также о количестве трудоустроившихся граждан.

Одно из важнейших направлений государственной иммиграционной политики России - это создание эффективной системы противодействия нелегальной миграции иностранной рабочей силы, защита российского рынка труда от неконтролируемых потоков трудовой иммиграции, а также комплексной координации работы государственных и негосударственных организаций, занимающихся вопросами найма иностранных работников.

На сегодняшний момент в РФ временно зарегистрированы 750 тыс. иностранцев. Реальное их число превышает 5 миллионов. Действенным инструментом в борьбе с нелегальной иммиграцией является реад-миссия.

Под реадмиссией понимается согласие государства на возврат на свою территорию своих граждан, а также иностранцев-транзитных мигрантов. Реадмиссия осуществляется на основе двусторонних и многосторонних соглашений государств.

Россия имеет Соглашения о реадмиссии с Литвой и Европейским сообществом. В ст. 1 Соглашения между Российской Федерацией и Европейским сообществом о реадмиссии дано следующее определение:

«реадмиссия означает передачу запрашивающим государством и принятие запрашиваемым государством лиц (граждан запрашиваемого государства, граждан третьих государств или лиц без гражданства), чей въезд, пребывание или проживание в запрашивающем госу-

дарстве признаны незаконными ...» (процедура реадмиссии определена в ст.6 раздела III).

Россия, как страна, которая является транзитной, заинтересована прежде всего в Соглашениях с теми государствами, откуда идет основной поток нелегальной миграции в Россию и транзитных мигрантов, стремящихся через Россию попасть в Евросоюз, т.е. с государствами Закавказья, Центральной и Восточной Азии.

Ряд стран проводят политику отказа от реадмиссии своих граждан для того, чтобы, с одной стороны, не принимать на себя финансовых обязательств по возвращению нелегальных мигрантов, а с другой стороны, увеличить свою диаспору за рубежом (например, Китай).

Г осударства - участники СНГ заключили Соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконной миграцией, в соответствии с которым создается эффективная система контроля и противодействия незаконному въезду и пребыванию иностранцев, формируется банк данных о незаконных иммигрантах и обмен информацией с другими центральными органами исполнительной власти государств-участников СНГ.

В 90-годы на постсоветском пространстве четко проявились особенности миграционных процессов в России, обусловленные существенным влиянием образовавшегося Содружества Независимых Государств (СНГ). 1

Миграция в Россию из государств ближнего зарубежья в первой половине 90-х гг. во многом носила вынужденный характер, определялась нестабильностью политической обстановки, формированием новых независимых государств, возникновением межнациональных конфликтов. По данным Госкомстата, численность россиян, выезжающих из России, и иностранцев, въезжающих в России, за десятилетие - 1992-2002 гг.- достигла почти 10 млн человек. Наибольший приток вынужденных мигрантов в Россию был в 1994 г., он составил почти 1,2 млн человек.2

Основываясь на официальных статистических данных, отметим тенденцию увеличения ежегодного прироста иностранных работников в России. Так, численность привлеченной в российскую экономику рабочей силы в 2001г. по сравнению с 2000 г. возросла примерно на 30%, в 2002 г. по сравнению с предшествующим годом количество привлеченных ино-

1 Подробно эти особенности раскрыты в учебном пособии Рубинской Э.Т и Солодкова Г.П. Международная трудовая миграция и ее особенности в России. Ростов н/Д.: СКАГС, 2001.

2 Савин В.Л. Россия: международный обмен трудовыми ресурсами (Об-зор)//Российский внешнеэкономический вестник. 2006 . № 9.

странных работников увеличилось на 25 %, в 2003 г. по сравнению с 2002 г. количество официально привлеченной иностранной рабочей силы возросло на 5,8 %. Однако, следует отметить, что в государственной статистике из-за несовершенства организационно-правового механизма регулирования процессов международной трудовой миграции значительная часть иностранных работников не учитывается.

В 90-е и последующие годы сложилась устойчивая тенденция превышения количества въехавших в Россию иностранных граждан над количеством выехавших.1 Так, в 2005 году в Российскую Федерацию въехали 21,2 млн. иностранных граждан, а выехали 17,9 млн. человек. Более 3 млн иностранцев, въехавших в Россию на законных основаниях, впоследствии остались на российской территории с нарушением установленных правил и перешли в категорию нелегальных мигрантов. Данная тенденция порождает массу социально-экономических проблем, требующих как теоретического осмысления, так и практического решения. Об актуальности рассматриваемых проблем свидетельствует тот факт, что проблемы миграционной политики были затронуты в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ 16 мая 2003г. и ряде выступлений Президента в 2006 году.

Характер стойкой тенденции приобретает разрыв между возрастающей потребностью в занятых для обеспечения ускоренного развития российской экономики и прогнозируемым сокращением численности трудовых ресурсов страны.

Российская Федерация нуждается в привлечении иностранной рабочей силы. Необходимость привлечения иностранной рабочей силы связана, прежде всего, со стойким ухудшением демографической ситуации, в условиях которой внешняя трудовая иммиграция является одним из основных и реальных источников пополнения населения и трудовых ресурсов России.

Следует отметить, что сложившаяся в России демографическая ситуация присуща и ряду развитых стран Западной Европы, где течение нескольких лет темпы рождаемости находятся на небывало низком уровне. В сочетании с низкой смертностью это приводит к быстрому старению населения, в связи с чем миграция приобретает все большее значение. В десятилетие 1992-2001 гг. в страны ОЭСР ежегодно легально прибывало больше миллиона мигрантов и как минимум несколько сотен тысяч нелегальных мигрантов, что превышало естественный

1 Например, международная трудовая иммиграция в 2001 г. составила более 86 % внешней трудовой миграции России.

прирост населения.1

Согласно данным Г оскомстата России, естественная убыль населения за 1992-2006 гг. составила 10,8 млн. человек, а миграционный прирост населения за счет положительного сальдо внешней миграции - 3,4 млн человек, то есть миграционный прирост компенсировал примерно треть естественной убыли населения. Согласно имеющимся прогнозам2 после

2005 года размер сокращения населения будет составлять в среднем примерно 1 млн. человек в год. По данным Г оскомстата РФ, по состоянию на 1 октября 2006 г. численность постоянного населения России составила 142,3 млн человек, сократившись за два последние года почти на миллион. Численность иммигрантов в России, по оценке Федеральной миграционной службы, составляет от 8 до 12 млн человек.

В «Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года» были выделены приоритеты демографического развития в области иммиграции:

- привлечение иммигрантов в Россию в первую очередь из государств СНГ и Балтии;

- проведение комплекса правовых, организационных и финансовых мер, направленных на легализацию и адаптацию иммигрантов в РФ;

- совершенствование законодательства, касающегося положения иммигрантов в России.

В настоящее время иммиграционное законодательство России, по признанию юристов, экономистов, социологов характеризуется отставанием от имеющегося опыта регулирования зарубежных стран и не в полной мере соответствует международным стандартам.

Международная миграция рабочей силы позволяет использовать иностранные трудовые ресурсы наиболее эффективно в соответствии с потребностями производства. Это преимущество миграционных процессов весьма интенсивно используется транснациональными

1 2005.03.058-059. Экономическая интеграция и проблемы рынка рабочей силы в ЕС. (Сводный реферат).

2 Так, например, по прогнозным оценкам Минэкономразвития России общие потери населения за 2006-2015 гг. оцениваются в 7,4 млн чел., по прогнозным данным Госкомстата России, численность населения в 2010 г. будет равна 138,6 млн чел. по сравнению с 2001 г., сократится на 6,0 млн чел., а в 2050 г. составит 99,7 млн. По расчетам, выполненным Отделом народонаселения ООН в 2000 г., только для поддержания стабильной численности населения России в течение следующих 50 лет требуется, чтобы иммиграционный прирост населения составлял не менее 860 тыс. человек в год, то есть 43 млн чел. за 2001-2050 годы.

корпорациями.1

В некоторых российских регионах количество свободных рабочих мест иногда вдвое больше, чем число безработных, которые из-за низкой квалификации не устраивают работодателей. Несоответствие уровня и структуры рабочей силы потребностям предприятий, тормозящее экономическое развитие, дополняется ситуацией (например, в республиках Северного Кавказа), когда предложение рабочей силы в десятки и сотни раз превышает спрос на нее.

В России имеется значительное число вакансий, которые россияне занимать не хотят, это те формы занятости, которые характеризуются низким уровнем оплаты труда, большим количеством непривлекательных рабочих мест, отдаленностью районов, тяжелым физическим трудом. Сохраняется потребность в рабочей силе определенной специализации в столичных и крупных городах: строителей, водителей автобусов, троллейбусов и трамваев и других профессий. Проблема восполнения трудовых ресурсов в той или иной мере решается путем привлечения иммигрантов.

Профессиональный состав трудовых мигрантов, прибывающих в Россию, в основном соответствует структуре потребности в рабочей силе предприятий и организаций, в первую очередь в рабочих, занятых физическим трудом.

Большая часть иммигрантов занята в строительстве (39,3%), промышленности (12,5%), оптовой, розничной торговле и общественном питании (12,1%). Начали складываться отраслевые предпочтения трудовых иммигрантов по национально-этническому принципу, например, каждый пятый иммигрант из Азербайджана занят в торговле.2

В целом по России только зарегистрированных в службах занятости свободных рабочих мест около 800 тыс. Если судить по публикациям в экономической литературе, реальные потребности России в трудовых мигрантах составляют примерно полтора миллиона.

Иностранная рабочая сила привлекается легально российскими предприятиями и организациями при посредничестве Федеральной миграционной службы МВД России.3 Кроме того, ряд иностранных фирм

1 См.: Драчева Р.Л., Либман А.М. Формирование внутренних рынков ТНК и место России в этом процессе // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. №6.

2 Игнатов В.Г. Проблемы внешней трудовой миграции в Россию // Экономист. 2004. №2

3 По некоторым данным, из миллиона легально въехавших в Россию иностранцев обратно выезжают лишь 700 тыс. человек, а остальные превращаются в незаконных (нелегальных) иммигрантов.

привлекает на работу в России иностранный персонал на основе договорных отношений.

В связи с этим возникает проблема создания организационноправового механизма защиты национального рынка труда, установления приоритетного права граждан Российской Федерации на занятие вакантных рабочих мест, обеспечения баланса интересов мигрантов и коренного населения и др.

Механизм регулирования миграции рабочей силы в мировой практике работает давно и совершенствуется постоянно в соответствии со складывающейся ситуацией в стране, регионе и мире.

Как показывает изучение международного опыта, этот механизм нацелен на обеспечение приоритетного использования национальных трудовых ресурсов с учетом ситуации на рынке труда и защиты национального рынка труда, а также на обеспечение контроля за привлечением и использованием иностранной рабочей силы. Так, например, иммиграционная политика стран Европейского Союза имеет общие тенденции, направленные на ограничение въезда в страну низкоквалифицированной рабочей силы, на борьбу с нелегальной иммиграцией и унификацию национальных правовых норм в отношении иностранцев, находящихся на территории стран ЕС.

Изучение и анализ иммиграционной политики различных стран позволяет выделить общие для всех них цели регулирования внешней трудовой иммиграции, которые в настоящее время поставлены и в миграционных документах России. Такой целью, во-первых, является защита национального рынка труда, во-вторых, обеспечение рационального использования иностранных работников.1

Все страны мира, принимающие иностранную рабочую силу, предъявляют особые требования к субъектам отношений по международной трудовой миграции: к предприятиям, заявляющим потребность в иностранных работниках, государственным и частным фирмам, являющимися посредниками при трудоустройстве за границу, к потенциальным трудовым мигрантам.

Предприятия-работодатели должны иметь необходимые разрешения на наем иностранного работника, к ним также предъявляются требования по созданию иммигрантам нормальных условий жизни. В настоящее время ужесточается ответственность работодателей за привле-

1 Ландснесс К., Ньюланд К. Иммиграционная политика западных стран: альтернативы для России. М., 2002.

чение на работу нелегальных иммигрантов.1

К фирмам-посредникам предъявляются требования по обеспеченности кадрами соответствующей квалификации, наличию информационно-компьютерной системы для поиска работы в соответствии с запросами потенциальных иммигрантов, по предоставлению им финансовых и юридических гарантий.

Трудящиеся-иммигранты должны обязательно иметь необходимые разрешения на работу и соответствовать определенным, иногда достаточно жестким, требованиям. В последние годы ряд стран (например, Австрия, Швеция, Финляндия) пытаются ужесточить контроль за въездом в них иностранных работников. Так, Швеция намерена требовать от иммигранта знание шведского или английского языка, а также подтверждение о найме жилья.

Особое место в институциональной системе регулирования отношений по внешней трудовой иммиграции занимают иммиграционные службы, функцией которых является контроль за въездом в страну иммигрантов, его оформление в соответствии с законами и выдача разрешений на проживание и работу. Направление на работу в определенные отрасли и районы страны согласовывается с заявками предпринимателей, в которых указывается требуемое количество рабочей силы и ее качественная харак-теристика.2

В каждой стране имеется центральное государственное ведомство, ответственное за проведение политики в области внешней трудовой миграции, осуществляющее руководство и контроль за деятельностью исполнительных органов, государственных и частных фирм-посредников по трудоустройству иммигрантов.

Заслуживает внимания деятельность общественных организаций и объединений в различных странах, с целью защиты трудящихся-

1 В соответствии с поправками к Кодексу по административным правонарушениям не только увеличен размер штрафов, но возможна приостановка деятельности предприятия на 90 суток

2 Так, одним из направлений иммиграционной политики Канады является квотирование принимаемых иммигрантов. Ежегодно к 1 ноября публикуются общие плановые квоты по отдельным регионам, которые федеральное правительство согласовывает с заинтересованными организациями и учреждениями на уровне провинций. Интересно, что в Иммиграционный Акт, принятый в 1978 г., являющийся одним из основных документов, регулирующих отношения по внешней иммиграции, ежегодно вносятся поправки в зависимости от складывающейся в стране экономической, социальной, демографической ситуации.

мигрантов. Этот опыт требует изучения и использования в России.1

Отметим, что в России впервые профсоюз встал на защиту прав трудовых мигрантов, хотелось, что бы пример Приморского профсоюза работников агропромыщленного комплекса получил распространение.2

Все государства стремятся выработать такие механизмы регулирования внешней трудовой иммиграции, которые отвечали бы интересам государства и его граждан, предпринимателей и самих иммигрантов, а также соответствовали нормам международных организаций (МОТ, МОМ, СОПЕМИ и др.).

Промышленно-развитые страны осуществляют обеспечение реализации целей иммиграционной политики не только своей национальной институциональной системой, но и системой двухсторонних и многосторонних правительственных соглашений. В межправительственных соглашениях о найме иностранной рабочей силы устанавливаются определенные количественные лимиты (квоты) на въезд граждан в ту или иную страну, оговариваются условия пребывания мигрантов в принимающей стране, соблюдение которых призвано защитить интересы мигрантов.

Трудовая иммиграция в России, как и в других странах, имеет не только положительные последствия, но и отрицательные. Именно на сглаживание этих отрицательных последствий направлены нормативно-правовые документы и организационно-структурные изменения.

Принятые в 2002 г. федеральные законы "О гражданстве" и "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" были направлены на усиление контроля за прибывающими мигрантами из стран ближнего и дальнего зарубежья.3 Прежде всего, следует отметить, что последним из названных ФЗ было введено квотирование разрешений на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности для мигрантов из стран с визовым режимом въезда в Россию, т.е. гражданам из дальнего зарубежья, Прибалтики, Грузии и Туркменистана.

Это была очень важная новация в усилении контроля за иммигрантами. В соответствии со ст. 18 Федерального закона "О правовом

1 За справедливый подход к трудящимся-мигрантам в глобальной экономике. Женева: Международное бюро труда, 2004.

2 См.: Известия. 2006. № 226. С.2.

3 Данный ФЗ действует в ред. ФЗ РФ «О внесении изменений в ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" и о признании утратившими силу отдельных положений ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"». Принят 18 июля 2006 года N 110-ФЗ.

положении иностранных граждан в Российской Федерации" квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности ежегодно утверждается Правительством РФ по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации. Последним предписано, начиная с 2003 г., ежегодно, не позднее 1 августа, представлять в Минтруда России предложения по определению квоты на следующий год, сформированные на основе принципа приоритетного использования национальных трудовых ресурсов с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан.

Органы исполнительной власти субъектов Федерации при формировании заявок учитывают интересы своего региона. Федеральный центр учитывает интересы каждого отдельного региона, интересы отраслей, т.е. в конечном счете, интересы государства в целом.1

Постановлением Правительства РФ "Об утверждении квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности" на 2003 г. была утверждена квота в размере 530 тыс. приглашений.2 Данное постановление было направлено на усиление государственного регулирования процессов привлечения и использования иностранной рабочей силы на территории Российской Федерации, упорядочению трудовой деятельности и ограничению притока нелегальной рабочей силы на отечественный рынок труда. Исходя из интересов всего общества, государство в своих регулирующих мероприятиях должно не только определяют количество иммигрантов, допускаемых в страну, в том числе трудящихся иммигрантов, но что особенно важно для экономики России устанавливать профессиональную, квалификационную, половозрастную структуру трудовой иммиграции, а также продолжительность пребывания трудовых иммигрантов в нашей стране.

Следует указать, что квоту, потребность в работниках определяют предприятия. Работодатель должен представить в миграционную службу копии свидетельства о праве ведения деятельности и устава предприятия, положительное заключение центра занятости и ряд дру-

1 Квоты распределяются по субъектам Российской Федерации. Так, например, квота на привлечение иностранной рабочей силы в Ростовской области на 2007 г. установлена в 3200 человек.

2 На 2006 г. квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности была утверждена в количестве 329 300, на 2007 г. квота составляет 308 842.

гих документов. За каждого зарегистрированного работника предприятие должно выплачивать ежегодно по четыре тысячи рублей.

Считается, что самой надежной составляющей политики в сфере трудовой иммиграции является сочетание мер, делающих экономически невыгодным для работодателей использование нелегалов с созданием эффективного механизма их выявления и депортации, а также отказ от безвизового въезда в Российскую Федерацию.

Особенностям регулирования рынка труда иностранных работников посвящена ст. 18 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в новой редакции).

Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" предусматривает создание центрального банка данных для учета сведений, связанных с въездом, пребыванием и выездом иностранных граждан, установление квоты на въезд иностранных граждан в Россию для постоянного проживания, введение института лишения статуса постоянно проживающего в Российской Федерации иностранного гражданина.

В январе 2007 года вступает в силу ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» (принятый 18 июля

2006 г. №109), которым вводится облегченная система регистрации и одновременно усиливается ответственность работодателей, привлекающих на работу иностранцев без надлежащих разрешений.1

Большую роль в регулировании отношений по привлечению иммигрантов призвана сыграть Ведомственная целевая программа ФМС МВД России «Привлечение иностранной рабочей силы», рассчитанная на 2005-2007 годы.

За последние годы в области регулирования импорта трудовых ресурсов проведена немалая работа. Так, в соответствии с Указом Президента РФ и Положением о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы в стране разработан организационно-правовой механизм, ограничивающий свободный доступ иностранной рабочей силы на национальный рынок труда.2 Утверждены

1 В соответствии с этим законом, за привлечение на работу нелегальных иммигрантов устанавливается штраф: для частных лиц - 20-50 МРОТ; для руководителей компаний - 200-500 МРОТ; для самих компаний - 4-8 тыс. МРОТ; нелегальный иммигрант может быть оштрафован на 20-50 МРОТ, а также депортирован.

2 Этот механизм близок к системе, применяемой в США, при которой работодатель направляет запрос о найме иностранного специалиста в Департамент труда с доказательством того, что среди граждан или постоянных рези-

нормативные документы о порядке взимания платы за выдачу разрешений на привлечение иностранной рабочей силы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Регулирование внешней трудовой миграции между странами СНГ осуществляется также путем двусторонних межправительственных соглашений. Так, заключены двусторонние Соглашения между правительством Российской Федерации и правительствами Армении, Вьетнама, КНР, Молдовы, Украины о развитии сотрудничества по регулированию основных направлений сотрудничества в области трудовой деятельности и социальной защиты лиц и членов их семей, которые постоянно проживают и трудятся на территории одного из государств.1

В соответствии со ст. 8 договора об образовании сообщества между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 2 апреля 1996 г. отменен разрешительный порядок трудоустройства граждан Республики Беларусь на территории Российской Федерации. Специально оговорено обеспечение равных прав граждан обоих государств в трудоустройстве и создание общей информационной базы по вопросам занятости населения и вакансий рабочих мест.

В апреле 1995г. в России вступило в силу подписанное странами-членами СНГ многостороннее межправительственное Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудя-щихся-мигрантов.

Это Соглашение явилось результатом осознания Правительствами государств-членов СНГ значения и масштабов трудовой миграции между государствами и их стремлением к сотрудничеству в области трудовой деятельности и социальной защиты трудящихся-мигрантов, т.е. лиц, постоянно проживающих на территории одного из государств сторон и осуществляющих свою трудовую деятельность на территории другого государства. Данное соглашение имеет огромное значение для мигрантов, т.к. в нем зафиксировано, что каждая из сторон признает дипломы, свидетельства об образовании, соответствующие документы о присвоении звания, разряда и т.п. без легализации; стороны признают трудовой стаж; исключено двойное налогообложение заработанных работниками средств, трудящиеся мигранты пользуются социальным страхованием и социальным обеспечением в соответствии с действующим на территории страны трудоустройства законодательства.

Еще одна новая тенденция, определяющая развитие миграцион-

дентов нет специалистов такой квалификации. После получения одобрения документы направляются в службу иммиграции и натурализации.

1 См.: Сборник законодательных актов государств СНГ и Балтии по вопросам миграции, гражданства и связанным с ними аспектам. М.: Международная организация по миграции, 1997.

ных отношений в России, это содействие возвращению на родину бывших соотечественников.1

Российская Федерация стала на путь практической поддержки соотечественников, проживающих за рубежом, в первой половине 90-х гг., что нашло отражение в ряде документов.2

Цели проводимой политики состоят в стимулировании и организации процесса добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников на основе повышения привлекательности ее субъектов, а также в компенсации естественной убыли населения в стране в целом и в ее отдельных регионах за счет привлечения переселенцев на постоянное место жительства в Россию.

В 2007-2009 гг. правительство будет оказывать содействие только добровольным переселенцам. А с 2010 г. начнется активное привлечение других мигрантов в страну.

Для практического решения поставленной задачи большое значение имеет Указ Президента РФ «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» ( подписанный 22 июня 2006 г.).

Данный Указ имеет большое значение, т.к. в соответствии с ним продолжается формирование институциональной системы регулирования международной трудовой иммиграции: образована Межведомственная комиссия по реализации Программы, определены основные принципы3 оказания содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, разработан план мероприятий по реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

1 Указ Президента РФ от 22 июня 2006 г. «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» //Российская газета. 2006. 27.06.

2 Постановление Правительства РФ от 31 августа 1994 г. № 1064. «О мерах по поддержке соотечественников за рубежом» // СЗ РФ. 1994. №21. Ст. 2383; Указ Президента РФ от 11 августа 1994 г. №1681 «Об основных направлениях государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом» // СЗ 1994. №16. Ст. 1888; Постановление Правительства РФ от 17 мая 1996 г. № 590 «О Программе мер по поддержке соотечественников за рубежом» // СЗ РФ. 1996. №21. Ст. 2516.

3 К таким принципам относятся финансовая обеспеченность мероприятий, адресность социально-экономической поддержки, доступность информации об условиях участия в Программе, правах и обязательствах участников Программы и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.