Научная статья на тему 'Особенности транспортировки горюче-смазочных материалов по трубопроводам как элемент обстановки совершения краж ГСМ'

Особенности транспортировки горюче-смазочных материалов по трубопроводам как элемент обстановки совершения краж ГСМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
250
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности транспортировки горюче-смазочных материалов по трубопроводам как элемент обстановки совершения краж ГСМ»

Романец Николай Николаевич

соискатель кафедры криминалистики Краснодарской академии МВД России

Особенности транспортировки горюче-смазочных материалов по трубопроводам как элемент обстановки совершения краж ГСМ

Преступления в сфере оборота горюче-смазочных материалов являются одними из трудно раскрываемых. Эффективно бороться с ними можно, лишь зная особенности учета, хранения и перевозки нефтепродуктов, своевременно выявляя на этой основе признаки преступлений. Это помогает целенаправленно собирать доказательственную информацию на первоначальном этапе расследования при проведении необходимых следственных действий. Одним из способов транспортировки горюче-смазочных материалов от нефтеперерабатывающих заводов к нефтебазам является их перекачка по трубопроводам. Магистральный трубопровод является единственным «несамодвижущимся» видом транспорта, обладает особенностью перемещения народнохозяйственных грузов (нефть, нефтепродукты, газ, углеводородное сырье) при постоянном стационарном положении трубопровода. Порядок лицензирования деятельности по транспортировке по магистральным трубопроводам нефти и продуктов ее переработки, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, определяется Положением о лицензировании деятельности по транспортировке по магистральным трубопроводам нефти, газа и продуктов их переработки . Лицензия на осуществление деятельности по транспортировке по магистральным трубопроводам нефти и продуктов ее переработки предоставляется на 5 лет. Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата в порядке, предусмотренном для переоформления лицензии. От нефтеперерабатывающих заводов к потребителям проложена система трубопроводов, в которых хранятся и транспортируются под высоким давлением десятки видов нефтепродуктов: бензин, дизельное топливо, керосин, моторное и

85

печное топливо. Давление топлива в трубопроводе огромно, оно достигает 50-ти атмосфер. Для сравнения, в шинах грузового автомобиля давление всего 4 атмосферы, до 1998 г. трубопроводы частично проходили по поверхности земли. В этих местах были краны, можно было подъехать и заправиться, заплатив за горючее копейки. Когда же цены на нефть взлетели, все трубопроводы стали прятать под землю. На сегодняшний день большая часть всех имеющихся трубопроводов, по которым транспортируются нефть и нефтепродукты, расположены под землей. Нефтепродуктопроводы характеризуются большой протяженностью и нахождением их на значительном расстоянии от населенных пунктов, наличием подъездных путей, обеспечивающих доступ грузового транспорта к трубопроводам, неглубоким залеганием ниток трубопроводов от 0,2 до 2 метров глубиной. За их сохранностью следить достаточно сложно. Неподземные трубопроводы могут прокладываться по поверхности земли в насыпи (наземная прокладка) или на опорах (надземная прокладка). Надземные трубопроводы лучше всего защищены от посягательств извне. Они расположены на высоте нескольких метров и хорошо просматриваются. Прокладка трубопроводов может осуществляться одиночно или параллельно другим трубопроводам — в техническом коридоре. Объекты трубопроводного транспорта нефтепродуктов обладают всеми признаками источника повышенной опасности. Законом Российской Федерации «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.97 г. Х 116-ФЗ магистральные нефтепродуктопроводы отнесены к категории опасных производственных объектов и защищены от свободного доступа посторонних лиц. В соответствии с Правилами технической эксплуатации магистральных нефтепродуктопроводов (РД 153-39.4-04199), утвержденными Министерством топлива и энергетики России 12.10.99 г., магистральный нефтепродуктопровод (МНПП), как правило, состоит из линейной части с линейными сооружениями, включающими ответвления и отводы головной перекачивающей станции (ГПС), промежуточных перекачивающих станций (ППС), наливных пунктов (НП), конечных пунктов (КП), аварийно восстановительных пунктов (АВП). В состав линейной части МНПП входят: - собственно трубопровод с ответвлениями, запорной и регулирующей арматурой, переходами через естественные и искусственные препятствия, узлами пуска и приема, очистных и диагностических устройств; - наземные линейные сооружения служб эксплуатации; - постоянные дороги, расположенные вдоль трассы трубопровода, и подъезды к ним, переезды через трубопроводы; - защитные противопожарные, охранные, противооползневые и другие защитные сооружения нефтепродуктопроводов; - установки электрохимической защиты нефтепродуктов от коррозии; - линии и сооружения технологической связи, средства и сооружения телемеханики и контрольно-

86

измерительных приборов; - линии электропередачи для снабжения электроэнергией узлов установки запорной и другой арматуры; -устройства электроснабжения и дистанционного управления запорной арматурой и установок электрохимической защиты трубопроводов; -опознавательные и сигнальные знаки местонахождения нефтепродуктопроводов, километровые указатели, предупредительные плакаты и знаки. Трассы нефтепродуктопроводов в соответствии с проектом и Правилами охраны магистральных трубопроводов, утвержденными Министерством топлива и энергетики и Комитетом Госгортехнадзора России 24.04.92 г., обозначаются опознавательными знаками — столбиками — высотой 1,5 — 2 метра от поверхности земли, устанавливаемыми в пределах прямой видимости, но не реже, чем через один километр на углах поворота, в водных, воздушных переходах, а также при пересечении трудопроводом шоссейных и железных дорог. На всем протяжении трассы МНПП для исключения повреждений, в соответствии с действующими Правилами охраны магистральных трубопроводов, устанавливают охранную зону в виде участка земли, условными линиями, находящимися в 25 метрах от оси трубопровода с каждой стороны. В охранных зонах запрещается производить всякого рода действия, которые могут нарушить нормальную эксплуатацию нефтепроводов либо привести к их повреждению. Порядок учета нефтепродуктов, проведения учетнорасчетных операций и оформление товарных балансов при перекачке нефтепродуктов по магистральным нефтепродуктопроводам определяются Инструкцией по учету нефтепродуктов на магистральных нефтепродуктопроводах (РД 153-39-01 1-97), утвержденной

Министерством топлива и энергетики РФ 23.0 1 .97г. В соответствии с Инструкцией, акционерные общества трубопроводного транспорта принимают нефтепродукты от заказчиков для их перемещения из пунктов производства в пункты сдачи и отгрузки по условиям договоров на услуги по транспортировке нефтепродуктов и несут ответственность за их несохранность, определенную нормами гражданского законодательства (ст. 796 Гражданского кодекса Российской Федерации). Таким образом, потери от кражи при транспортировке нефтепродуктов по нефтепроводу заказчик не ощущает. На конечном этапе он получает ровно столько бензина или другого вида топлива, сколько необходимо было перегнать. Это предусмотрено технологией. На своих станциях компании, эксплуатирующие трубопроводы, имеют емкости с различными марками бензина, дизельного топлива. Из этих самых емкостей клиент и получает товар, аналогичный по своим характеристикам отправленному. От врезок страдает только акционерное общество компании, занимающееся транспортировкой нефтепродуктов, вынужденное регулярно восполнять запасы светлых нефтепродуктов для поддержания всей системы в нормальном рабочем состоянии . При поступлении нефтепродукта по трубопроводу клиенту,

87

последний составляет акт в двух экземплярах, который подписывается членами комиссии. Один экземпляр акта представляется в бухгалтерию организации поставщика, второй остается на предприятии клиента. Если в качестве клиента выступает АЭС, то акт прилагается к сменному отчету. Как правило, за сохранностью трубопроводов следят бригады обходчиков и сотрудники безопасности эксплуатирующих организаций. На магистральных нефтепроводах через каждые 20 километров стоят датчики давления, и все изменения оперативно отслеживаются. Знание нормативной модели транспортировки горюче-смазочных материалов по трубопроводу поможет следователю в процессе расследования, прежде всего, на стадии возбуждения уголовного дела при определении суммы причиненного кражей ущерба и установлении гражданского истца.

88

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.