Научная статья на тему 'Некоторые особенности обстановки совершения хищения энергоносителей'

Некоторые особенности обстановки совершения хищения энергоносителей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
180
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / ОБСТАНОВКА ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ЭНЕРГОНОСИТЕЛИ / СИСТЕМА УЧЕТА / ДОБЫЧА / ПЕРЕРАБОТКА / ТРАНСПОРТИРОВКА / CRIMINALISTIC DESCRIPTION / CIRCUMSTANCE OF THE CRIME / ENERGY CARRIERS / ACCOUNTING SYSTEM / EXTRACTION / PROCESSING / TRANSPORTATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абдразяпов Ранис Ришатович

Статья посвящена особенностям обстановки хищения энергоносителей как элемента криминалистической характеристики преступления. Рассматриваются особенности учета сырья при добыче, переработке и транспортировке энергоносителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some Peculiar Features of Circumstances of Misappropriation of Energy Carriers

This article is about the peculiar features of the circumstances of misappropriation of the energy carriers as an element of the criminalistic description of the crime. The author considers the peculiar features of the raw materials accounting in the course of extraction, processing and transportation of the energy carriers.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности обстановки совершения хищения энергоносителей»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (50) 2011

Криминалистика, криминология и ОРД

УДК 343.7 P.P. Абдразяпов*

Некоторые особенности обстановки совершения хищения энергоносителей

Статья посвящена особенностям обстановки хищения энергоносителей как элемента криминалистической характеристики преступления. Рассматриваются особенности учета сырья при добыче, переработке и транспортировке энергоносителей.

Ключевые слова: криминалистическая характеристика, обстановка преступления, энергоносители, система учета, добыча, переработка, транспортировка.

R.R. Abdrazyapov*. Some Peculiar Features of Circumstances of Misappropriation of Energy Carriers. This article is about the peculiar features of the circumstances of misappropriation of the energy carriers as an element of the criminalistic description of the crime. The author considers the peculiar features of the raw materials accounting in the course of extraction, processing and transportation of the energy carriers.

Keywords: criminalistic description, circumstance of the crime, energy carriers, accounting system, extraction, processing, transportation.

Каждое преступление замышляется и совершается в той или иной обстановке, т.е. в определенных условиях реальной действительности, которые способны влиять на другие элементы преступной деятельности — способ преступления, предмет посягательства, механизм следообразования и др.

Знание обстановки преступлений способствует не только оптимизации расследования, но и эффективному предотвращению, пресечению и выявлению преступлений.

Еще в 1929 г. один из выдающихся криминалистов И.Н. Якимов утверждал, что «внимательное, вдумчивое изучение обстановки как бы вводит в атмосферу преступления, запечатлевающуюся на окружающем, и не столько видимую, сколько чувствуемую и угадываемую. Проникновение в обстановку и обстоятельства преступления ведут к отчетливому пониманию совершившегося, к постижению внутренних связей между действиями, совершаемыми преступной волей, и отражением их вовне. Такое понимание дает возможность не только мысленно воссоздать картину преступления, но и понять мотивы, руководящие преступником при совершении преступлений»1.

Обстановка во многом определяет способ совершения преступления, отражается на его особенностях и структуре, способствует или препятствует возникновению тех или иных следов. В связи с этим сведения о типичных признаках обстановки преступления того или иного вида или группы являются важным элементом криминалистической характеристики этих преступлений. В то же время в криминалистической литературе до сих пор отсутствует единое понятие обстановки преступления.

Например. по мнению Н.П. Яблокова, под обстановкой преступления следует понимать совокупность взаимодействующих и взаимосвязанных объектов, процессов и явлений, которые определяют условия места и времени, вещественные, физико-химические, метеорологические, производственные факторы, особенности поведения участников события и другие обстоятельства реальной действительности, сложившиеся в ходе преступления и влияющие на способ его совершения и механизм2.

В более поздних трудах Н.П. Яблоков рассматривает обстановку преступления как систему различного рода взаимодействующих между собой до и в момент преступления объектов, явлений и процессов, характеризующих место, время, вещественные, природно-климатические, производственные, бытовые и иные условия окружающей среды, особенности поведения непрямых участников противоправного события, психологические связи между ними и другие факторы объективной реальности, определяющие возможность, условия и иные обстоятельства совершения преступления3.

* Абдразяпов, Ранис Ришатович, адъюнкт кафедры криминалистики Санкт-Петербургского университета МВД России, капитан юстиции. Адрес: Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. 8-952-210-24-22. E-mail: [email protected]

* Abdrazyapov Ranis Rishatovich, Adjunct of the Criminalistics Department of the Saint Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Captain of Justice. Address: Saint Petersburg, Letchika Pilyutova street, 1. Tel. 8-952-210-24-22. E-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 14 декабря 2010 года.

На наш взгляд, данные определения нуждаются в некотором уточнении. Так, представляется, что обстановку преступления составляют не объект, процессы и явления, определяющие условия места, времени, вещественные, метеорологические и иные факторы, а сами временные, территориальные, вещественные, погодные и другие условия, в которых совершается преступление. Кроме того, объекты, процессы, явления не могут что-либо характеризовать, в т.ч. место, время и т.д. Полагаем, что условия, составляющие обстановку преступления, характеризуются не явлениями и процессами, а определенными признаками и свойствами. Следовательно, обстановка совершения преступления представляет собой систему внешних условий времени, места, вещного или иного окружения, метеорологических и производственных обстоятельств в которых совершается преступление.

Таким образом, основными элементами обстановки преступления являются место и время его совершения, однако, они будут иметь криминалистическое значение только тогда, когда характеризуются специфическими особенностями и в силу этого оказываются взаимосвязанными с другими элементами преступной деятельности. Также к обстановке преступлений могут быть отнесены и другие элементы реальной действительности, такие как: погодные условия, порядок охраны объектов, расположение объектов, наличие лиц, способных вмешаться в ход преступления или стать его свидетелями и т.п.

С учетом изложенного представляется возможным определить обстановку преступлений, связанных с хищением энергоносителей как систему пространственно-временных, социальнопсихологических, производственно-технологических и других условий, сведения о типичных признаках и особенностях которых могут способствовать наиболее быстрому, всестороннему, полному и объективному расследованию таких преступлений. Наиболее важными признаками обстановки совершения преступлений, связанных с хищением энергоносителей, являются те, которые обусловленны особенностями добычи, переработки, хранения, транспортировки и реализации энергоносителей.

Схематично полный технологический цикл представляет собой освоение месторождений углеводородного сырья, сопровождается геологоразведочными, буровыми и строительными работами, прокладкой трубопроводов, дорог, строительством поселков, городов, созданием необходимой инфраструктуры. Следующим этапом является транспортировка (посредством трубопроводов, железнодорожного, речного, морского транспорта), доработка и переработка сырья на предприятиях, транспортировка и доставка (продажа) топлива конечному потребителю. В этот производственный цикл включены сотни предприятий, расположенных, как правило, на значительном расстоянии, в различных регионах страны, а также за пределами России. На предприятиях нефтегазодобывающего комплекса работают десятки тысяч рабочих и инженерно-технического персонала. Данный фактор существенно осложняет расследования преступлений в этой отрасли4. Наиболее часто совершению хищений на объектах добычи, переработки, транспортировки и реализации энергоносителей способствует существующая система учета их сохранности. Причем она не только не обеспечивает их сохранность, но и напрямую создает такие условия, при которых наличие неучтенных излишков можно объяснить технико-экономическими особенностями производства. Имеющаяся система учета энергоносителей не адекватна технологическому процессу их добычи, переработки, хранения, транспортировки и реализации.

Так, А.Ю. Самойлов отмечал, что на предприятиях химической и нефтехимической промышленности:

1) фактический учет материальных потоков ведется не по приборам, а по сложившейся системе учета сырья и готовой погруженной продукции по данным поставщика и потребителей;

2) отчеты по движению сырья и готовой продукции составляются в целом за месяц, что при значительном объеме переработки не позволяет учесть относительно небольшие потери, выявить причины и виновных лиц. Так, на среднем по размеру химическом и нефтеперерабатывающем предприятии при ежемесячном объеме переработки нефти 900 тыс. т нормируемые потери химических материалов и нефтепродуктов могут достигать 6,5 тыс. т. При существующей системе учета изменение величины фактических потерь не может быть выявлено;

3) использование приборов различного класса точности на одном технологическом потоке.

В качестве условия, способствующего совершению преступлений на объектах химической и

нефтеперерабатывающей промышленности, выступает техническое несовершенство конструкции контрольно-измер итель ных пр и боров.

Связано это с тем, что:

— приборы рассчитаны на закачку нефти и других химических продуктов с практически постоянной вязкостью. Учитывая различный ассортимент перекачиваемого сырья и большие температурные колебания, вязкость изменяется в значительных пределах, что искажает показания прибора;

— не защищена электрическая часть узлов. При колебаниях напряжения в сети меняются показания приборов;

— счетчик должен давать правильные показания по всей шкале прибора от 0 до 100 %. Фактически точность показания достигается в пределах 1/3 шкалы5;

— узлы учета не обеспечены образцовыми проверочными приборами, не прошли аттестацию, не зарегистрированы в органах Госстандарта6.

Перечисленные недостатки являются причиной высокой (выше 0,4 %) погрешности в показаниях приборов узлов учета сырья7.

Аналогичная ситуация и в других отраслях промышленности, занимающихся добычей, переработкой, транспортировкой, хранением и реализацией энергоносителей. Так, например, при приемке угля на шахтах осуществляется: а) учет количества вагонеток, скипов и других приемных

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (50) 2011

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (50) 2011

Криминалистика, криминология и ОРД

емкостей, регистрации показаний весов, а также проверка полноты загрузки емкостей (перегруз, недогруз); б) отбор проб для определения содержания в угле золы, минеральных примесей или других показателей качества8. При этом средняя масса угля в вагонетках, скрипах (бункерах), автомашинах определяется один раз в год, что явно недостаточно.

Кондиционным для шахты и обогатительной фабрики считается уголь (сланец), качество которого соответствует утвержденным предельным нормам показателей качества, внутриведомственных производственных норм или технических условий. Если в угле, находящемся на складах или погруженном в средства транспорта, зольность или содержание минеральных примесей превышают предельные нормы технических условий, нормы показателей качества или внутриведомственные производственные нормы, а теплота сгорания и классификационные параметры ниже установленных требований, то такой уголь по шахте в добычу не включается и учитывается отдельно как некондиционный (или перемаркировывается в другую марку или группу окисленности). Количество некондиционного угля во многом зависит от уровня квалификации и добросовестности товарных операторов.

Остаток угля на 1-е число месяца, следующего за отчетным, определяется прибавлением к остаткам угля на начало отчетного месяца объема добычи угля за отчетный месяц по суточным сведениям и исключением из полученного результата количества угля: а) отгруженного потребителям и израсходованного на собственные производственно-технические и бытовые нужды; б) выгруженного из железнодорожных вагонов за вычетом погруженного в вагоны на дозировочных складах в местах взвешивания вагонов на весах погрузочно-транспортных управлений. При этом учет количества сырья, израсходованного на собственные производственно-технические и бытовые нужды, ведется неэффективно.

От добывающих и перерабатывающих заводов энергоносители транспортируются либо по трубопроводам, либо автомобильным, железнодорожным, водным транспортом. Магистральный трубопровод является единственным «несамодвижущимся» видом транспорта, обладает особенностью перемещения народнохозяйственных грузов (нефть, нефтепродукты, газ, углеводородное сырье) при постоянном стационарном положении трубопровода. От нефтеперерабатывающих заводов к потребителям проложена система трубопроводов, в которых хранятся и транспортируются под высоким давлением десятки видов нефтепродуктов: бензин, дизельное топливо, керосин, моторное и печное топливо. Давление топлива в трубопроводе огромно, оно достигает 50 атмосфер. До 1998 г. трубопроводы частично проходили по поверхности земли. В этих местах были установлены краны, которые позволяли заправляться по относительно низким ценам. Когда же цены на нефть существенно возросли, все трубопроводы стали находиться под землёй. Таким образом, в настоящее время большая часть всех имеющихся трубопроводов, по которым транспортируются энергоносители, расположены под землей. Нефтепродуктопроводы характеризуются большой протяженностью и нахождением их на значительном расстоянии от населенных пунктов, наличием подъездных путей, обеспечивающих доступ грузового транспорта к трубопроводам и неглубоким залеганием ниток трубопроводов — от 0,2 до 2 м. За их сохранностью следить достаточно сложно. Неподземные трубопроводы могут прокладываться по поверхности земли в насыпи (наземная прокладка) или на опорах (надземная прокладка). Надземные трубопроводы лучше всего защищены от посягательств извне. Они расположены на высоте нескольких метров и хорошо просматриваются. Прокладка трубопроводов может осуществляться одиночно или параллельно другим трубопроводам — в техническом коридоре.

В состав линейной части магистрального нефтепродуктопровода входят: собственно трубопровод с ответвлениями, запорной и регулирующей арматурой, переходами через естественные и искусственные препятствия, узлами пуска и приема очистных и диагностических устройств; наземные линейные сооружения служб эксплуатации; постоянные дороги, расположенные вдоль трассы трубопровода, и подъезды к ним, переезды через трубопроводы; противопожарные, охранные, противооползневые и другие защитные сооружения нефтепродуктопроводов; установки электрохимической защиты нефтепродуктов от коррозии; линии и сооружения технологической связи, средства и сооружения телемеханики и контрольноизмерительных приборов; линии электропередачи для снабжения электроэнергией узлов установки запорной и другой арматуры; устройства электроснабжения и дистанционного управления запорной арматурой и установок электрохимической защиты трубопроводов; опознавательные и сигнальные знаки местонахождения нефтепродуктопроводов, километровые указатели, предупредительные плакаты и знаки.

На всем протяжении трассы магистрального нефтепродуктопровода для исключения повреждений в соответствии с действующими Правилами охраны магистральных трубопроводов устанавливают охранную зону в виде участка земли, ограниченного условными линиями, находящимися в 25 м от оси трубопровода с каждой стороны. В охранных зонах запрещается производить всякого рода действия, которые могут нарушить нормальную эксплуатацию нефтепроводов либо привести к их повреждению.

В соответствии с Инструкцией по учету нефтепродуктов на магистральных нефтепродуктопроводах (РД 153-39-011-97), утвержденной Министерством топлива и энергетики РФ 23 января 1997 г., акционерные общества трубопроводного транспорта принимают нефтепродукты от заказчиков для их перемещения из пунктов производства в пункты сдачи и отгрузки по условиям договоров на услуги по транспортировке нефтепродуктов и несут ответственность за их несохранность, определенную нормами гражданского законодательства (ст. 796 Гражданского кодекса Российской Федерации). Таким образом, потери от кражи при транспортировке нефтепродуктов по нефтепроводу заказчик не ощущает. На конечном этапе он получает ровно столько бензина или другого вида топлива, сколько необходимо было перегнать. Это предусмотрено технологией. На своих станциях компании, эксплуатирующие трубопроводы, имеют емкости с различными марками бензина, дизельного топлива

и других энергоносителей. Из этих емкостей клиент и получает товар, аналогичный по своим характеристикам отправленному. От врезок страдает только акционерное общество компании, занимающееся транспортировкой нефтепродуктов, вынужденное регулярно восполнять запасы светлых нефтепродуктов для поддержания всей системы в нормальном рабочем состоянии9.

Врезки делаются как в надземных, так и в подземных трубопроводах (что более распространено). Чаще всего топливо похищается на каком-нибудь отдаленном от перегоночной станции участке трубопровода. В таких местах как раз и выявляется большая часть врезок. Популярны у воров и технологические колодцы, которые используются для планового отбора нефтепродуктов и спуска воздуха. В таких случаях преступники либо устанавливают новую крышку с уже приваренным патрубком для слива энергоносителей, либо обрезают непосредственно сам корпус колодца. Причем второй вариант позволяет достаточно долго скрывать факты хищения, поскольку корпус разрезается на глубине, и внешне технологический узел кажется нетронутым. При поступлении нефтепродукта по трубопроводу клиенту последний составляет акт в двух экземплярах, который подписывается членами комиссии. Один экземпляр акта представляется в бухгалтерию организации поставщика, второй остается на предприятии клиента. Если в качестве клиента выступает АЗС, то акт прилагается к сменному отчету.

Как правило, за сохранностью трубопроводов следят бригады обходчиков и сотрудники безопасности эксплуатирующих организаций. На магистральных нефтепроводах через каждые 20 км установлены датчики давления, и все изменения оперативно отслеживаются.

Автоцистерны после их заполнения нефтепродуктом на нефтебазе (складе топлива и т.д.) в обязательном порядке подлежат пломбированию ответственным лицом грузоотправителя. Схема пломбирования должна соответствовать технической документации на автоцистерну.

В случае оборудования автоцистерны насосом пломбируется вентиль (задвижка), находящаяся между емкостью и насосом. Установленные пломбы должны полностью исключать возможность открытия люка, вращения или открытия сливного вентиля (задвижки), снятия маховика со штока сливной задвижки. Пломбы должны иметь четкий, ненарушенный оттиск пломбира организации-грузоотправителя10.

При отгрузке речным транспортом количество отгруженных продуктов замеряется по уровню взлива в танкерах или резервуарах предприятия, на что составляется совместный акт, в котором указывается количество продукта по замерам береговых (заводских) резервуаров и судовых замеров.

Согласно ГОСТу, учет реализованной продукции во всех случаях производится по наливу, т.е. по заполнению емкости потребителя11, что, в свою очередь, дает возможность нечестным работникам путем обмана либо преступного сговора с получателем создавать на этой стадии неучтенные излишки готовой продукции.

Завершая рассмотрение проблем, связанных с обстановкой совершения хищения энергоносителей, следует сделать вывод о том, что наиболее часто данные преступления совершаются в следующих условиях:

— на территории добывающих предприятий, при несовершенстве системы учета сохранности энергоносителей;

— на территории перерабатывающих предприятий, при несовершенстве системы учета сохранности энергоносителей во время переработки, путем создания неучтенных излишков;

— в местах транспортировки энергоносителей посредством трубопровода, при условии возможности скрытного подступа к нему.

Список литературы

1. Ябяоков, Н. П. Криминалистическая характеристика преступления и типичные следственные ситуации как важные факторы разработки методики расследования преступлений // Вопросы борьбы с преступностью. — Вып. 30. — М., 1979.

2. Криминалистика. / Под ред. Н.П. Яблокова. — М., 1995.

3. Якимов, И. Н. Криминалистика. Уголовная тактика. — М., 1929.

4. Лутошкин, Г. Ю., Сотников, К. И., Шунк, В. Э. Методика выявления преступлений в сфере нефтегазодобывающего комплекса. — СПб., 2009.

5. Самойлов, А. Ю. Особенности методики расследования преступлений, совершенных на объектах химической и нефтеперерабатывающей промышленности : дис. ... канд. юрид. наук. — Уфа, 2009.

6. Будько, А., Архипов, В. Расследование преступлений, связанных с хищениями нефтепродуктов из нефтепродуктопроводов / / Профессионал. — 2000. — № 3.

7. Романец, Н. Н. Методика расследования преступлений в сфере оборота горюче-смазочных материалов (по материалам Южного Федерального округа) : дис. ... канд. юрид. наук. — Краснодар, 2005.

8. Гражданский кодекс Российской Федерации.

9. Закон Российской Федерации «О промышленной безопасности опасных

производственных объектов» от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ.

10. Приказ Минтопэнерго РФ от 21 января 1993 г. № 26 «Об утверждении Инструкций по учету добычи угля (сланца) и продуктов обогащения».

11. Правила технической эксплуатации магистральных нефтепродуктопроводов (РД 153-39.4041-99), утвержденные Министерством топлива и энергетики России 12 октября 1999 г.

12. Правила охраны магистральных трубопроводов, утвержденные Министерством топлива и энергетики и Комитетом Госгортехнадзора России 24 апреля 1992 г.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 2 (50) 2011

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (50) 2011

Криминалистика, криминология и ОРД

13. Правила технической эксплуатации автозаправочных станций: Приказ Минэнерго России от 1 августа 2001 г. № 229, в ред. от 17 июня 2003 г. № 226.

14. Инструкция по учету поступления и расходования горюче-смазочных материалов и единых талонов на отпуск нефтепродуктов на предприятиях, в организациях, колхозах и совхозах: Утв. Госкомнефтепродуктом СССР 3 февраля 1984 г. № 01/21-8-72 по согласованию с Минфином СССР, Госпланом СССР и ЦСУ СССР.

15. Инструкция по учету нефтепродуктов на магистральных нефтепродуктопроводах (РД 15339-011-97), утвержденная Министерством топлива и энергетики РФ 23 января 1997 г.

Literature

1. Yablokov, N. P. Criminalistic description of crime and typical investigative situations as important factors of development of methods of investigation of crimes // Matters of fight with crime. — Issue 30. — Moscow, 1979.

2. Criminalistics / Ed. N.P Yablokov. — Moscow, 1995.

3. Yakimov, I N. Criminalistics. Criminal tactics. — Moscow, 1929.

4. Lutoshkin, G. Y., Sotnikov, K. I., Shunk V. E. Methods of identification of crimes in the area of oil and gas extraction complex. — St. Petersburg, 2009.

5. Samoilov, A. Y. Peculiar features of methods of investigation of crimes committed at chemical and oil refinery enterprises. — Ufa, 2009.

6. Budko, A., Arkhipov, V. Investigation of crimes connected with misappropriation of petroleum products from petroleum product pipelines // Professional. — 2000. — №. 3.

7. Romanets, N. N. Methods of investigation of crimes in the area of fuels and lubricants turnover

(Materials of the South Federal District). — Krasnodar, 2005.

8. Civil Code of the Russian Federation.

9. Law of the Russian Federation “On Industrial safety of dangerous production sites” dated 21.07.97 № 116-FZ.

10. Decree of the Ministry of fuel power industry of the RF dated 21.01.1993 № 26 “On Approval of instructions on accounting of extraction of coal (slate) and concentrates”.

11. Regulations of technical operation of main petroleum products pipelines (RD 153-39.4-041-99) approved by the Ministry of fuel and power industry of Russia on 12.10.99.

12. Regulations of main pipelines security approved by the Ministry of fuel and power industry and

Committee for state mining technical supervision of Russia on 24.04.92.

13. Regulations of technical operation of car fuel stations. Decree of the Ministry of power industry of Russia dated 1st August 2001 № 229 as published on 17th June 2003 № 226.

14. Instruction on accounting of receipt and consumption of fuels and lubricants and unified tickets for release of petroleum products at enterprises, organizations, collective and soviet farms approved by the State committee of oil products of the USSR dated 3rd February 1984 № 01/21-8-72 on agreement with the Finance ministry of the USSR, State Planning Committee of the USSR and Central statistics department of the USSR.

15. Instruction on accounting of petroleum products at main petroleum products pipelines (RD 15339-011-97) approved by the Ministry of fuel and power industry of the RF on 23.01.97.

1 См.: Якимов И.Н. Криминалистика. Уголовная тактика. М., 1929. С.75

2 См.: Яблоков Н.П. Криминалистическая характеристика преступления и типичные следственные ситуации как важные факторы разработки методики расследования преступлений. //Вопросы борьбы с преступностью. М., 1979. Вып. 30. С.116

3 См.: Криминалистика. /Под ред. Н.П.Яблокова. М., 1995. С.51

4 См.: Лутошкин Г.Ю., Сотников К.И., Шунк В.Э. Методика выявления преступлений в сфере нефтегазодобывающего комплекса. СПб 2009. С 5.

5 См.: Самойлов А.Ю. Особенности методики расследования преступлений, совершенных на объектах химической и нефтеперерабатывающей промышленности. Дис. к.ю.н. Уфа 2009. С. 20-21.

6 См.: «Правила технической эксплуатации автозаправочных станций»: Приказ Минэнерго России от 1 авг. 2001 г. № 229. в ред. от 17 июня 2003 № 226.

7 См.: Самойлов А.Ю. Особенности методики расследования преступлений, совершенных на объектах химической и нефтеперерабатывающей промышленности. Дис. к.ю.н. Уфа 2009. С. 21.

8 См.: Приказ Минтопэнерго РФ от 21.01.1993 № 26 «Об утверждении Инструкций по учету добычи угля (сланца) и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

продуктов обогащения».

9 См.: Будько А., Архипов В. Расследование преступлений, связанных с хищениями нефтепродуктов из

нефтепродуктопроводов // Профессионал. 2000. №3. С 10-11.

10 См.: Романец Н.Н. Методика расследования преступлений в сфере оборота горюче-смазочных материалов (по материалам Южного Федерального округа) / / Дис. канд. юр. наук: Краснодар 2005. С 20-22.

11 См.: Инструкция по учету поступления и расходования горюче-смазочных материалов и единых талонов на отпуск

нефтепродуктов на предприятиях, в организациях, колхозах и совхозах: Утв. Госкомнефтепродуктом СССР от 3 февр. 1984 г. № 01/ 21-8-72 по согласованию с Минфином СССР, Госпланом СССР и ЦСУ СССР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.