ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ
УДК 32.321
ОСОБЕННОСТИ ТРАНСФОРМАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ КИТАЯ В НОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
© Наталья Сергеевна КУЛЕШОВА
Институт стран Азии и Африки Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, г. Москва, Российская Федерация, доктор философских наук, профессор кафедры политологии Востока, e-mail: [email protected] © Лун ХАО
Институт стран Азии и Африки Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, г. Москва, Российская Федерация, аспирант, кафедра политологии Востока, e-mail: [email protected]
Рассматриваются наиболее характерные черты системы современной государственной службы в Китайской Народной Республике. Выявляются и анализируются основные направления в развитии системы государственной службы в условиях радикально меняющейся социальной реальности, в условиях рыночной экономики. На современном этапе вопрос подготовки специалистов, занятых в системе государственной службы, становится все более актуальным, возрастают требования к качеству профессиональной подготовки госслужащих. Институт государственных служащих нуждается в реформировании, эффективных методах реализации возложенных на него функций. В этой связи важен опыт государств, его применение к процессу реформирования государственной службы Китайской Народной Республики. Представлена традиционная форма подготовки государственных чиновников в Китае, рассматривается отличная от других восточных обществ многовековая политическая структура Китая, особенности подготовки государственных кадров в Китае. Прослеживается непрерывность культурной традиции китайской государственности и ее значение для современного развития Китая. Присутствует сравнительный анализ института госслужбы КНР и других стран, выявлены ключевые факторы успешного развития системы госслужбы КНР. Показано, что реформирование административно-государственного управления имеет как общие черты, так и некоторые специфические национальные особенности.
Ключевые слова: политическая модернизация; государственная служба; реформирование; профессиональная подготовка госслужащих; система контроля; бюрократия; Россия; социальный институт; партийное строительство; сравнительная характеристика.
Правильность направления рыночных реформ КНР, обеспечивших общий успех республики в модернизации, сегодня очевидны как для исследователей данной проблематики, так и для широкой аудитории современников.
Уже более трех десятилетий китайское общество осуществляет практическую реализацию выбранной модели, что обеспечивает функционирование рыночных отношений, формирование института частной собственности в рамках существующей политической системы. Китай демонстрирует привержен-
ность социализму, а системные преобразования рыночного характера происходят при сохранении прежней политической системы.
Усиливающиеся геополитические позиции КНР, возрастающая роль влияния КНР на мировые процессы - все это требует поиска оптимального инструмента государственного управления, который должен ориентироваться на социально-экономическую эффективность и взаимодействие с обществом.
Политическая модернизация Китая, которая происходит при сохранении прежней политической системы страны, обеспечивает
высокий уровень развития страны в новых экономических условиях. Поэтому так остро стоит вопрос совершенствования системы государственной службы, которая напрямую оказывает влияние на все без исключения сферы жизни ее граждан. Поиск новых подходов к развитию и совершенствованию системы госслужбы современного Китая представляется крайне актуальной как теоретической, так и практической задачей.
Всестороннее изучение возникновения и развития системы госслужбы в ее историческом развитии с учетом китайской специфики представляет особый интерес и важное значение как для развития экономики и культуры собственно Китая, так и, учитывая его возрастающую геополитическую роль, для международных процессов и для политической науки.
Эффективное решение проблем, связанных с системой государственной службы, на современном этапе зависит от использования позитивного зарубежного опыта в данной сфере. Очевидно, что сравнительный анализ опыта решения государственных задач стран Запада и Востока важен в связи с острой необходимостью обеспечить устойчивый характер процессу трансформации китайского общества на всех уровнях.
Так, процесс реформирования системы государственного управления, начавшийся в Китайской Народной Республике, как впрочем и в Российской Федерации в 1990-е гг., продолжается и сегодня. Он характеризуется как некоторыми общими принципами развития для обеих стран, так и существенными различиями.
В настоящее время Китай активно сотрудничает с Россией, развивая стратегические партнерские отношения в самых различных сферах. Несмотря на разновекторный политический выбор, методы реализации реформ и тактические способы совершенствования системы государственной политики и управления во многом совпадают. Вероятно, данное обстоятельство обусловлено воздействием глобализации, развитием новых технологий управления и информационной революции. Традиционная система кадрового состава в России была упрощена, и к российским условиям была адаптирована западная система найма госслужащих. Во-первых, российское правительство учредило «глав-
ный департамент по подготовке госслужащих», который отвечал за выполнение конкретных задач, связанных с госслужащими. Затем российская система госслужбы реформировалась в годы президентства Б.Н. Ельцина, В.В. Путина и Д.А. Медведева. Президентом Б.Н. Ельциным был подписан Федеральный устав о должностных обязанностях госслужащих, который определил принципы содержания госсистемы, классификацию должностных позиций госслужащих, их права и обязанности, процедуру их проверки, назначения и смещения с должности, а также на первоначальном этапе определил основные рамки системы. Далее в 2003 г. принят закон «О системе госслужбы РФ», который определил конкретную специфику системы госслужбы в стране, а в 2004 г. принят закон «О гражданской государственной службе РФ», который в деталях определил особенности гражданской госслужбы в стране: формирование здоровой системы предотвращения и контроля конфликта, интересов, а также системы открытой отчетности об имущественном статусе; предотвращение коррупции среди гражданских госслужащих, регулирование административных полномочий гражданских госслужащих и, в конечном итоге, установление стандартов функционирования госвласти. Сейчас российская система госслужбы в основном сформирована, но совершенствуется.
Конечная цель реформирования госслужбы КНР - повышение эффективности государственного управления в целом, что обусловливает комплексный подход к процессу реформирования государственной службы.
В соответствии с традицией китайской философии, строительство «китайской мечты», согласно Си Цзиньпину, - это возрождение национальной идеи. Сама же концепция ориентирована на всеобщую консолидацию нации вокруг КПК с целью достижения великой идеи, и этим «китайская мечта» существенно отличается от предыдущей концепции «строительства гармоничного общества» Ху Цзиньтао.
В марте 2013 г. Премьер Госсовета КНР Ли Кэцян на заседании Госсовета, посвященном борьбе с коррупцией, заявил, что Китай увеличит усилия по борьбе с коррупцией путем совершенствования механизма по управ-
лению властью и осуществлением контроля за денежными средствами правительственных чиновников. Отмечается, что правительство должно сосредоточить внимание на создании инновационно-ориентированного и неподкупного правительства, которое будет осуществлять управление на основе закона в контексте современной борьбы с коррупцией в Китае.
На заседании Политбюро ЦК КПК 25 июня 2013 г. руководство Китая заявило о намерении полного искоренения распространенной среди членов КПК практики использования знакомств и связей для получения официальных постов и повышений по службе.
Новым руководством ликвидированы 82 полномочия ряда министерств, включая влиятельную Национальную комиссию по развитию и реформам (NDRC) и Министерство защиты окружающей среды, другие министерства центрального подчинения в стремлении сократить канцелярщину и не допустить «микроуправление».
Правящая Коммунистическая партия пообещала либерализовать рынок посредством упрощения административной системы и максимального ограничения вмешательства центрального правительства в микроэкономические вопросы.
Известный востоковед, В.М. Рыбаков, изучающий традиционное китайское право, считает, что главный секрет жизнеспособности китайской государственной системы кроется не в каких-то особых законах, а в мобилизационной идеологии - той, которую выработали и сформировали века китайской истории [1].
Для Китая, как и для России, актуальна во все времена кадровая проблема государственной службы, особенно остро проявляющаяся при переходе государственного аппарата к инновационным формам и методам управления. Так, в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, Президент РФ В.В. Путин отметил: «Всем очевидны и главные проблемы -это низкая эффективность государственной власти и коррупция. Без качественного современного государственного управления, без высокой персональной ответственности тех, кто этим занимается, мы не решим задач, стоящих перед обществом и страной...» [2].
Прошедший в Китае с 9 по 12 ноября 2013 г. 3-й Пленум ЦК КПК 18-го созыва подтвердил «совершенствование и развитие системы социализма с китайской спецификой, продвижение модернизации системы государственного управления и управленческих способностей». Содержание реформы определили следующее:
- ускорение трансформации функций правительства: создание правительства, ориентированного на оказание услуг, опирающегося в своей деятельности на соблюдение законодательства;
- усиление контроля над исполнением властных полномочий: совершенствование системы наказаний и профилактики коррупции [3].
Пленум также определил 60 задач, которые должны быть выполнены к 2020 г. Речь идет о программе действий, предложенной действующим Генеральным секретарем компартии Китая Си Цзиньпином на ближайшие годы.
Председатель КНР Си Цзиньпин на заседании 29 июня 2013 г. по вопросам работы кадров в канун 92-й годовщины образования КПК заявил, что оценка работы чиновников будет зависеть не только от их успехов в повышении экономических показателей, КПК должна принять более универсальные критерии в оценке своих кадровых работников, не допуская ослабления внутрипартийного руководства и правил.
В отличие от Китая, в России существует проблема кадрового голода. Необходимо также отметить, что в настоящее время в России отсутствуют системные проекты по комплексной подготовке государственных служащих, а имеющиеся программы повышения квалификации и переподготовки кадров неспособны в необходимых объемах заполнить недостающее количество специалистов. Очевидно, что для обеспечения притока молодых профессионалов в сферу предоставления государственных и муниципальных услуг необходимы финансовые методы стимулирования, что, однако, сложно обеспечить на региональном уровне без федеральной поддержки [4].
В КНР в 2006 г. приняли закон о государственной службе, и была сформирована новая система кадров. Главным ее отличием от ранее существовавшей явился переход от
всеобщего централизованного распределения кадров к зачислению граждан в штаты административных органов путем экзаменационного отбора.
По закону претенденты на должность сдают устные и письменные экзамены, по результатам которых проводится зачисление. Вновь принятые на работу госслужащие обязаны выдержать годичный испытательный срок. При необходимости госслужащие могут работать и вне своего учреждения, по совместительству, но в этом случае за работу они не получают вознаграждения.
Новый закон также ввел категорию должностей по приглашению. Учреждения и компетентные органы по делам персонала инициируют приглашения. Приглашенные подписывают с соответствующим учреждением письменное соглашение на срок от одного года до пяти лет. Запрещено приглашать служащих, связанных с государственной тайной.
Следует отметить, что базовые законы КНР о государственной службе, в сравнении с аналогичными нормативными правовыми актами в европейских государствах и в Российской Федерации, иначе определяют систему государственной службы. В этих странах деление служащих по категориям происходит не по видам государственной службы, а по роду деятельности людей, занимающих должности в административном аппарате. В КНР, напротив, государственной службой является любая деятельность гражданина, прошедшего соответствующие экзаменационные испытания и заключившего служебный контракт. В том числе к службе приравнивается трудовая деятельность граждан, осуществляющих ее на государственных предприятиях (корпорациях).
В настоящее время для Китая, как для России, главной целью развития государственного управления является создание целостной системы государственной службы и создание эффективной системы управления государственной службой, формирование высококвалифицированного кадрового состава государственной службы, обеспечивающего эффективность государственного управления, развитие гражданского общества и инновационной экономики.
Предлагается внести следующие замечания в систему профессиональной подготовки
госслужащих с целью ее улучшения: госслужащим следует непрестанно, всю жизнь учиться. Дэн Сяопин однажды отметил: «Сейчас Китай столкнулся с серьезным вопросом, он заключается не в пути модернизации, ни в том, что курс правильный или нет, он состоит в том, что нам не хватает молодых профессиональных кадров для реализации этого пути. Если они не появятся, то задачу 4-х модернизаций не решить». Современный Китай уже вошел в информационную эпоху, в эпоху знаний. Общество предъявляет к госслужащим повышенные требования. Поэтому госслужащие должны непрерывно учиться, повышать уровень своих знаний и умений в разных областях, чтобы соответствовать требованиям времени и общества.
Необходимо установить научную совершенную систему курсов повышения квалификации для госслужащих; начать следует с разработки научной системы данных курсов, с организации соответствующих программ, а затем переходить к аттестации и созданию архива регистрационных документов. Все эти ступени должны пройти научное обоснование и быть проверены практически [5].
Также необходим механизм поощрения конкуренции среди госслужащих; следует проводить повышение госслужащих по результатам их аттестации, связать это с системой поощрений и наказаний, чтобы поднять эффективность курсов повышения квалификации. Содержание курсов профподготовки должно быть максимально приближено к реальной работе госслужащих и способствовать повышению их навыков и эффективности.
Следует улучшить систему курсов повышения квалификации; в связи с различиями в ранге, должности и служебных обязанностях курсы должны быть различными по своему содержанию, что представляется большим вызовом в деле создания единой системы курсов повышения квалификации для госслужащих. Но в то же время настоящая ситуация отсутствия норм и стандартов в программах курсов нуждается в реорганизации. Именно поэтому следует начать с разработки системы курсов с дифференциальным подходом в целях создания единой отлаженной системы курсов повышения квалификации для госслужащих.
Для этого нужно предпринять сетевое администрирование многоуровневой системы курсов повышения квалификации, создать платформу для взаимного обмена и взаимного дополнения по этому вопросу.
Также следует развивать такие электронные информационные платформы, как е-1еагш^, использовать зарекомендовавшие себя интернет-технологии для обогащения учебных ресурсов, совместного использования учебных ресурсов и материалов курсов, следует использовать общественные ресурсы, ресурсы вузов, а также рыночный механизм для стандартизации и совершенствования системы курсов повышения квалификации для госслужащих [6; 7].
Создание и усовершенствование системы государственной службы в КНР являются одновременно требованиями политических и экономических процессов в стране. Пожалуй, всю историю создания и развития системы государственной службы в Китае можно разделить на два этапа.
Период 1984-1993 гг. явился первым этапом создания системы государственной службы в КНР. В это время система государственной службы в стране на фоне ликвидации злоупотреблений традиционной системы кадров и персонала, на основе продвижения принципов стандартизации и легитимизации системы государственной службы, главным образом, занималась изучением, разработкой и поправкой законодательных основ для госслужащих. Данный этап, в свою очередь, можно подразделить на три части.
Так, в эти годы организационный отдел ЦК КПК и отдел труда и социальной защиты ЦК КПК совместно создали «Дискуссионную группу о реформе системы кадров», обсуждающую и разрабатывающую проект реформы системы руководства кадрами страны. К ее главным достижениям следует отнести «Закон о государственных сотрудниках», «Положение (проект) о сотрудниках государственных административных организаций» и т. д.
Далее, на основе разработанных законов и конкретной практики реформы, ЦК КПК предварительно определил направление реформы системы руководства кадрами страны. Так, была заложена основа создания системы государственной службы.
На 13-м съезде КПК и на первой сессии 7-го созыва ВСНП, ЦК КПК и Госсовет отдельно предложили, что создание системы государственной службы должно стать ключевым звеном политического строя. Также ЦК КПК выдвинул стратегию трех шагов для создания системы государственной службы: создание Министерства кадров, организация и строительство государственного административного института, разработка законодательства о госслужащих.
Под руководством идеологии «учиться на практике» ЦК КПК и центральный организационный отдел провели реформу кадро-во-персональной системы: в экспериментальном порядке поочередно в шести органах - главтамупр, ревизионное управление, государственная налоговая администрация, государственное агентство по охране окружающей среды, национальное бюро по делам строительных материалов, национальное бюро статистики.
После 14-го съезда КПК, ЦК КПК и Госсовет ускорили процессы по созданию системы государственной службы. 24-го августа 1993 г. Госсовет официально опубликовал «Временное положение о государственных служащих», которое вступило в силу 1 -го октября того же года. Опубликование и вступление в силу «Временного положения о государственных служащих» знаменовали официальное создание системы государственной службы в КНР. И далее реформа кадрово-персональной системы Китая перешла на рельсы легитимизации и стандартизации, что способствовало значительному ускорению политических и экономических реформ Китая.
Первый этап в процедуре оценки кандидата при его приеме на госслужбу - это оценка его профпригодности. Система оценки профпригодности - одна из важных гарантий приема на работу квалифицированных кадров. Однако существующая сейчас в Китае система не показывает эффективных результатов при отборе кандидатов на госслужбу: об этом свидетельствует беспорядок на местах и неэффективность дисциплинарных мер. В связи с этим специалисты предлагают как можно быстрее принять закон «О введении административных мер контроля при установлении критериев приема госслужащих на работу», выработать «Специальное
руководство по проведению экзаменов для приема госслужащих на работу» для того, чтобы данная система оценки институционализировалась, стандартизировалась и получила научный статус [8].
Если конкретно, то в самом процессе определения критериев отбора и оценки госслужащих следовало бы не только институционализировать сами органы, проводящие оценку кадров, процедуру и нормы, но и посредством институционализации решить проблемы, наиболее часто возникающие в этой сфере.
Эксперты утверждают, что следует разработать и опубликовать соответствующие правовые нормы, определить функции компетентного органа, проводящего отбор кандидатов на госслужбу, также определить процедуру аттестации госслужащих и ее стандарты, определить права соответствующих органов, проводящих аттестацию, и привести к единому стандарту их действия в рамках оценки и отбора кандидатов. Также необходимо установить арбитражную систему решения разногласий, возникающих в процессе оценки кандидатов на госслужбу; создать возможность обратной связи при возникновении разногласий между кандидатами и органами, проводящими экзамен; проводить разъяснительные консультации для кадров по результатам их аттестации; внести конструктивные предложения относительно системы аттестации кадров; оптимизировать функционирование информационной системы, используемой при приеме кандидатов на гражданскую службу; разработать меры ответственности чиновников [9].
Также было бы важно установить систему контроля за осуществлением процесса отбора / оценки кандидатов на госслужбу с помощью уже существующего (дисциплинарного, юридического и народного) контроля, усилить инспекцию процесса аттестации кандидатов на госслужбу, следует использовать новые технические способы для постоянного обогащения форм контроля. Задача данных мероприятий - не усиление ограничительных мер при регистрации кандидатов на госслужбу, а элиминация региональных и статусных ограничений. Таким образом, можно было отбирать достойных кандидатов на госслужбу.
Система экзаменов - это важная ступень при приеме кандидата на госслужбу, где он должен продемонстрировать совокупность своих моральных и профессиональных качеств. Поэтому в общей системе отбора / оценки кандидатов на госслужбу важно повышать уровень научного подхода [10]. Исключительную важность представляет непосредственно сам экзамен, включающий письменный тест и собеседование. Для этого требуется усовершенствовать систему экзаменов и их наполняемость с учетом предполагаемой должности кандидата, а не предлагать единый экзамен и единое собеседование для кандидатов на различные должности [11].
Инновационные письменные экзамены повышают точность выбора подходящих кандидатов на госслужбу. В письменном экзамене нужно использовать не «статичную форму», а «динамичную форму» теста, полностью использовать новые способы проведения экзаменов. Например, экзамен в режиме диалог «человек-машина»; сделать основными тесты, которые выявят способности и самоадаптацию экзаменующегося кандидата [12]. Необходимо также четко определить объем материала по теории и практике, их качественное соотношение, определить, какое количество баллов за их выполнение получает кандидат. Следует повышать научный уровень проверки и оценки экзаменов, увеличивать эффективность экзаменационной системы при приеме на работу госслужащих.
Нуждается в совершенствовании и отбор самих экзаменаторов (интервьюеров). В процессе собеседования интервьюер является единственным, кто принимает решение, и поэтому его моральные качества должны быть вне сомнения, т. к. он непосредственно влияет на объективность и справедливость результатов экзамена. В этой связи следует создать систему по подготовке экзаменаторов в госструктуре, повысить их уровень компетентности. Следует создать механизм реализации ответственности экзаменаторов за свою работу, что станет гарантией беспристрастных, объективно проведенных экзаменов [13].
Совершенствование системы подготовки госслужащих в современных социально-экономических условиях требует новой разработки перечня функциональных обязанностей должностей. Различные должности под-
разумевают различные обязанности, особенно в условиях постоянно меняющейся социальной ситуации, когда функции правительства претерпевают постоянные коренные изменения. Учет данных факторов сделает динамичным материал соответствующих экзаменов и обеспечит необходимые условия для построения прозрачного правительства [14].
Содержание экзаменов для госслужащих в Китае сегодня базируется на выявлении пяти ключевых требований: высокой морали, профессионального умения, трудолюбия, эффективности и честности [15].
Эти пять вышеназванных требований на экзамене обладают равным значением. В процессе экзамена для госслужащих нельзя игнорировать различия между ведомствами и должностями. Экзаменационные стандарты должны учитывать специфику работы и специальности кандидата [15]. Таким образом, необходимо проводить дифференцированный экзамен для оценки госслужащих.
Следует отметить, что Россия и Китай считают целесообразным придерживаться своих национальных и культурно-цивилиза-ционных традиций, которые существенно отличаются от западно-европейских и американских.
КНР сегодня озабочена развитием и обновлением ключевых «национальных идей», и этот поиск привел к возникновению концепций «гармоничного общества» и «суверенной демократии», а также стратегии «мягкой силы» [16].
Итак, Китай поставил цель - создать рациональную бюрократию на основе конфуцианской традиции и концепции «китайской мечты». Такой подход полностью соответствует культурно-политическим традициям страны.
В качестве общих направлений и приоритетов дальнейшего развития и совершенствования государственной службы как для Китая, так и для России в настоящее время можно считать следующие тенденции: внедрение в систему государственной службы эффективных информационных технологий (на примере работы проекта «Открытое правительство», системы оказания государственных услуг в электронном виде) и современных методов кадровой работы; внедрение правовых и организационных механизмов
взаимосвязи видов государственной службы; разработку норм служебной профессиональной этики и правил делового поведения государственных служащих; реализацию антикоррупционных программ в системе государственной службы; унификацию разработки должностных регламентов государственных служащих; создание и внедрение системы показателей результативности их работы; разработку и применение современных механизмов стимулирования государственных служащих к исполнению обязанностей на высоком профессиональном уровне.
Создание целостной и эффективной системы государственной службы непременно должно проходить с учетом исторических, культурных, национальных и других особенностей как Китая, так и России.
Современный Китай, как и Россия, нуждается в высококвалифицированных государственных служащих, от которых зависит развитие экономики, совершенствование политической системы, стабильность в стране и качество жизни населения [17].
Особенности подготовки госслужащих продиктованы несовершенством системы подготовки государственных служащих, которая не обеспечивает должного профессионального качества. Укрепление правовых основ также должно стать действенным инструментом контроля над бюрократией как со стороны государства, так и самих граждан.
Сравнительный анализ систем государственной службы Китая и России показывает, что в обеих странах происходят глубокие изменения в управленческих процессах. Особенность китайских реформ заключается в сохранении их связи с китайскими традициями и культурой, с влиянием конфуцианства и особенностями политического процесса в стране. Особенность и в том, что все преобразования в Китае, в т. ч. в системе государственной службы, осуществляются под руководством Коммунистической партии Китая.
Китаю и России необходим конструктивный диалог и продолжение практики заимствований в силу определенного сходства их социально-политического развития, с целью совершенствования системы государственной службы.
1. Рыбаков В.М. Взятка и взяткоподобные преступления в традиционном китайском праве // Вестник СПбГУ. 2012. Сер. 13. Вып. 4.
2. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ от 12.12.2013 г. URL: http://www.kremlin.ru/news/17118 (дата обращения: 20.12.2014).
3. Пленум ЦК КПК 18-го созыва: самое главное // Жэньминь жибао. 2013. 13 ноября.
4. Коженко Я.В. Причины реформирования государственной службы в России как способа устранения управленческих аномалий. 2013. 25 октября. URL: http://www.science-education.ru/113-10497 (дата обращения: 20.12.2014).
5. Чжан Эян. Анализ системы курсов повышения квалификации для госслужащих в КНР и Америке с точки зрения теории систем и структурного функционализма // Мир теории. 2012. № 6. :
6. Юй Яньдань, Чжэн И. Исследование системы курсов по повышению госслужащх в КНР // Экономические исследования. 2010. № 1.
TIft, ЖШ:
7. Ши Сяодун. Рассмотрение вопроса об укреплении системы курсов по повышению квалификации для госслужащих со стратегической точки зрения. Опыт Сингапура // Торговля и экономика КНР. 2013. № 13. :
т^лятштштпшщ
8. Син Чжаньцзюнь, Цао Дунцин. Размышления о системе аттестации при принятии на госслужбу // Форум административных вопросов. 2013. № 4. ffi^^W^P:
fe, 2013^4Ж
9. Чэнь Хуэй. Опытное исследование системы госслужащих // Научный журнал Университета Цзянсу. Отделение общественных наук. 2013. № 1. ШШ ■
10. Лю Цзюньшэн. Теоретическое исследование по экзаменационной системе отбора госслужащих. Теория и практика развития талантливых кадров в регионах // Гонконг, Аомэнь, Тайвань и КНР: сборник статей форума и ежегодной конференции в КНР по исследованию человеческих ресурсов в Китае. 2008.
1>ША
2008^
11. Лян Юйпин, Чжан Мин. Анализ диверсифи-кационных методов отбора госслужащих // Теоретические исследования. 2011. № 1.
/^ШПШ.Ш^ШШ, 2011¥ШЖ
12. Лю Дун. О нововведениях в системе оценки кандидатов при принятии на госслужбу. Модернизации административной сферы // История государственных экзаменов в Китае. 2010. № 3. :
шь, 2010¥Шйо
13. Цзян Лу. Краткий анализ недостатков системы отбора госслужащих и корректирующие меры // Научный журнал Ляониского университета государственной службы. 2011. № 5.
14. Лю Дун. О нововведениях в системе конкурсного отбора кандидатов на госслужбу // Инновационное администрирование. 2010. № 3.
ЯШ :
15. Чжан Цзиин. Проблемы в системе аттестации госслужащих в китайских деревнях и меры по корректировке этих недостатков // Чан Чун. Цзилиньский университет. 2009.
2009¥о
16. Цянъ Чэндань. Строительство институтов поднимет мягкую силу // Ляован синьвэнь чжоу-кань. 2007. № 11.
17. Кулешова Н.С. Население современной России: этносоциокультурный подход. М., 2011.
1. Rybakov V.M. Vzyatka i vzyatkopodobnye prestupleniya v traditsionnom kitayskom prave // Vestnik SPbGU. 2012. Ser. 13. Vyp. 4.
2. Poslanie Prezidenta Rossiyskoy Federatsii Fed-eral'nomu Sobraniyu RF ot 12.12.2013 g. URL: http://www.kremlin.ru/news/17118 (data obrash-cheniya: 20.12.2014).
3. Plenum TsK KPK 18-go sozyva: samoe glavnoe // Zhen'min' zhibao. 2013. 13 noyabrya.
4. Kozhenko Ya.V. Prichiny reformirovaniya gosudarstvennoy sluzhby v Rossii kak sposoba ustraneniya upravlencheskikh anomaliy. 2013. 25 oktyabrya. URL: http://www.science-education.ru/113-10497 (data obrashcheniya: 20.12.2014).
5. Chzhan Eyan. Analiz sistemy kursov povyshe-niya kvalifikatsii dlya gossluzhashchikh v KNR i
Amerike s tochki zreniya teorii sistem i strukturnogo funktsionalizma // Mir teorii. 2012. № 6.
6. Yuy Yan'dan', Chzhen I. Issledovanie sistemy kursov po povysheniyu gossluzhashchkh v KNR // Ekonomicheskie issledovaniya. 2010. № 1.
7. Shi Syaodun. Rassmotrenie voprosa ob ukreplenii sistemy kursov po povysheniyu kvalifikatsii dlya gossluzhashchikh so strategicheskoy tochki zreniya. Opyt Singapura // Torgovlya i ekonomika KNR. 2013. № 13.
2003^13^
8. Sin Chzhan'tszyun', Tsao Duntsin. Razmyshleni-ya o sisteme attestatsii pri prinyatii na gosslu-zhbu // Forum administrativnykh voprosov. 2013. № 4.
S, 2013^^4^0
9. Chen' Khuey. Opytnoe issledovanie sistemy gossluzhashchikh // Nauchnyy zhurnal Universi-teta Tszyansu. Otdelenie obshchestvennykh nauk. 2013. № 1.
10. Lyu Tszyun'shen. Teoreticheskoe issledovanie po ekzamenatsionnoy sisteme otbora gossluzhash-chikh. Teoriya i praktika razvitiya talantlivykh kadrov v regionakh // Gonkong, Aomen', Tayvan' i KNR: sbornik statey foruma i ezhegodnoy konferentsii v KNR po issledovani-yu chelovecheskikh resursov v Kitae. 2008.
2008^
11. Lyan Yuypin, Chzhan Min. Analiz diversifikatsionnykh metodov otbora gossluzhashchikh // Teoreticheskie issledovaniya. 2011. № 1.
12. Lyu Dun. O novovvedeniyakh v sisteme otsenki kandidatov pri prinyatii na gossluzhbu. Modern-izatsii administrativnoy sfery // Istoriya gosudar-stvennykh ekzamenov v Kitae. 2010. № 3.
wmrn
13. Tszyan Lu. Kratkiy analiz nedostatkov sistemy otbora gossluzhashchikh i korrektiruyushchie mery // Nauchnyy zhurnal Lyaoniskogo universiteta gosudarstvennoy sluzhby. 2011. № 5.
MM-.'mmm^^mmrnmñRg
14. Lyu Dun. O novovvedeniyakh v sisteme konkursnogo otbora kandidatov na gossluzhbu // Innovatsionnoe administrirovanie. 2010. № 3.
2010^3
15. Chzhan Tsziin. Problemy v sisteme attestatsii gossluzhashchikh v kitayskikh derevnyakh i mery po korrektirovke etikh nedostatkov // Chan Chun. Tszilin'skiy universitet. 2009.
^m^rn^mm^mrnnm
RMM, 2009¥o
16. Tsyan" Chendan'. Stroitel'stvo institutov pod-nimet myagkuyu silu // Lyaovan sin'ven' chzhou-kan'. 2007. № 11.
17. Kuleshova N.S. Naselenie sovremennoy Ros-sii: etnosotsiokul'turnyy podkhod. M., 2011.
Поступила в редакцию 2.02.2015 г.
UDC 32.321
PECULIARITIES OF TRANSFORMATION OF STATE SERVICE OF CHINA IN NEW ECONOMIC CONDITIONS
Natalia Sergeevna KULESHOVA, Institute of Asian and African Studies Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation, Doctor of Philosophy, Professor of Politology of Oriental countries Department, e-mail: [email protected]
Long HAO, Institute of Asian and African Studies Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation, Post-graduate Student, Politology of Oriental countries Department, e-mail: [email protected]
The most characteristic features of modern public service in the People's Republic of China are reviewed. Were identified and analyzed the main directions in the development of the civil service system in a radically changing social reality in conditions of market economics. At the present stage the question of training, employment in the public service, are becoming more and more important, increasing demands on the quality of training of civil servants. Institute of civil servants needs to be reformed, effective methods of implementation of its functions. In this regard, important experience of its application to the process of reforming the civil service of the China People's Republic. Were presented the traditional forms of training of government officials in China, is considered distinct from other Eastern societies centuries-old political structure of China, especially the training of public personnel in China. Traced the continuity of the cultural tradition of the Chinese state and its importance for the development of modern China. Was also presented a comparative analysis of the institute of public service in other countries, identified key factors for the successful development of China's civil service system, also proved that the reform of the administrative and governance has both similarities and some national characteristics.
Key words: political modernization; public service; reform; training of civil servants; the monitoring system; the bureaucracy; Russia; the system; bureaucracy; social institution; party building and comparative analysis.