11. Murakami Masatsugu. The Nomadic Tribes before the Emergence of the Mongol Empire // Journal of Oriental Research, vol. 23, no. 4, 1964.
12. Pelliot, Paul. La Haute Asie. - Paris. - L' édition artistique J. Goudard, 1931.
13. Pelliot, Paul; Hambis, Louis. Histoire des Campagnes de Gengis Khan. Leiden: Brill., 1951.
14. Pelliot, Paul. About the Kuman // Second Collection of Translations and Studies on Historical Places in the Western Regions and Southern Seas. Shanghai: Commercial Press, 1962.
15. Tao Zongyi. ^^fflff^Nancun chuogeng lu (Записи Наньцуня, сделанные в перерывах между пахотой). Beijing: Zhonghua Book Company, 1959.
16. William of Rubruck. The Journey of William of Rubruck to the Eastern Parts of the World 1253-1255, As Narrated by Himself, with Two Accounts of the Earlier
Journey of John of Pian de Carpine, translated and annotated by William Woodville Rockhill. London: Hakluyt Society, 1900.
17. Wada Sei. A Study of the Miekeli // Collected Papers on Oriental History: A Festschrift in Honor of the 60th Birthday of Dr. Kuwabara. Kyoto: Kobundo, 1931.
18. Wang Guowei. Corrected Records of Ancient Travel Accounts // Posthumous Papers of Wang Guowei. Shanghai Ancient Books Book Company, 1983.
19. Yanai Wataru. Research on Mongolian History. Tokyo: Toko Shoin, 1930.
20. Zhou Qingshu. The Ethnic Origin of the Onggud // Collected Papers of the Memorial Conference for the Foundation of the China Mongolian History Institute. Hohhot. China Association of Mongolian History, 1979.
Золхоев Борис Валентинович, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Бурятии Бурятского государственного университета, e-mail: [email protected]
Zolkhoev Boris, Ph.D., Associate Professor of the History of Buryatia, Buryat State University, e-mail: [email protected]
УДК 94 (510) © Т.Г. Мазур
СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ В КИТАЕ (ПЕРИОДЫ ИМПЕРИИ И НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ)
В работе предпринят сравнительный анализ двух социальных групп государственных гражданских служащих - служилого сословия (чиновничества) и ганьбу (кадровых работников), принадлежащих различным историческим эпохам в китайской истории - периоду Империи и периоду Народной Республики.
Ключевые слова: Китай, социальная группа, государственные гражданские служащие, служилое сословие (ши), ганьбу.
T.G. Mazur
THE SOCIAL GROUP OF CIVIL SERVANTS IN CHINA (THE PERIODS OF THE EMPIRE AND THE PEOPLE'S REPUBLIC)
The paper deals the comparative analysis of the groups of civil servants - service estate (bureaucracy) and ganbu (employees), belonging to different historical periods in Chinese history - the period of the Empire and the period of the People's Republic.
Keywords: China, a social group, civil servants, service estate (shi), ganbu.
Государственные гражданские служащие, или чиновники, являются одной из основных социальных групп любого современного общества. Особую актуальность исследование этой социальной группы получает, когда речь идет о китайском обществе, где теория и практика управления имеют многовековые традиции.
В традиционном императорском Китае социальная группа государственных гражданских служащих была представлена служилым сословием (ши), в КНР управленческие функции оказались сосредоточенными в руках социальной группы ганьбу (кадровых работников).
Известно, что в основе складывания любой социальной группы лежат два ряда факторов:
материально-объективные и духовно-сознательные.
Материально-объективные факторы фиксируют связь между членами социальной группы, которая проявляется, например, в типе деятельности в системе общественного разделения труда, в социальном статусе, в общности условий социального бытия и т. д.
Для служилого сословия и ганьбу характерен одинаковый тип деятельности в системе общественного разделения труда. Говоря другими словами, и та, и другая группа была призвана выполнять в обществе схожие функции, хотя и в разные исторические периоды.
Согласно традиционным китайским представлениям, общество должно подразделяться на следующие основные социальные группы: земледельцы (нун), ремесленники (гун), торговцы (гу) и служилые (ши). Каждая из них наделялась в традиционном Китае особым набором функций, и в обязанность представителям служилого сословия вменялась служба, которая состояла в том, чтобы «помогать» императору управлять Поднебесной. При этом, говоря о традиционно-китайском служилом сословии, необходимо иметь в виду, что это именно «сословие служащих» (в отличие, например, от европейского дворянства - по большей части «сословия людей, имеющих право служить») [1, с. 204; 2, с. 183]. Применительно к императорскому Китаю термином «служилое сословие» обозначается «социальная организация лиц, связанных с государственной службой и выделяемых в связи с этим законодательно в особую группу» [2, с. 181].
Термином «ганьбу» в КНР также стали обозначаться служащие, призванные обеспечивать контроль над социально-экономическими и политическими процессами в обществе, имеющие право принимать административные решения [3, с. 51]. Термин «ганьбу» распространяется на две категории кадровых работников - политическую элиту (руководители высшего эшелона власти, а также кадровые работники различных ведомств) и функционеров, составляющих штат партийно-государственного аппарата [4, с. 39]. В современном Китае все стороны их службы регламентирует закон КНР «О государственных служащих» (вступил в силу с 1 января 2006 г.), созданный на основе «Временного положения о государственных служащих» (действовало с 1 октября 1993 г.), который квалифицирует их как сотрудников, исполняющих по закону государственные должностные обязанности, входящих в штат государственного аппарата, получающих заработную плату и другие материальные блага из государственных финансов [5, ст. 2].
Исполнение служебной обязанности давало представителям служилого сословия право занимать привилегированное положение в обществе (это право обычно сохранялось до тех пор, пока они выполняли свои профессиональные функции). В социальной структуре традиционного китайского общества чиновничество выделялось в особое высшее сословие, чиновники освобождались от налогов, трудовой повинности, иногда - от телесных наказаний, они обладали юридическими, главным образом судебными, привилегиями, распространяя свой статус на членов семей и близких родственников [1,
с. 150-151; 203-204]. Социальный статус того или иного чиновника определялся общегосударственным рангом и должностью. Классической для традиционного Китая была чиновно-должностная система из девяти рангов, каждый из которых подразделялся на две степени [1, с. 72-73]. Оплата государственной службы осуществлялась путем выдачи жалованья, размер которого зависел прежде всего от ранга должности. Как правило, разница между высшим и низшим окладом была очень велика: один превышал другой не менее чем в 20 раз. Классический вариант выплаты жалованья, практиковавшийся в Тан и Сун, предусматривал параллельную выплату зерном, деньгами и натурой (одеждой, топливом, письменными принадлежностями и т.д.) [1, с. 124-131].
Что касается ганьбу, то выполнение управленческих функций также обеспечивает этой группе привилегированное положение в обществе. Так, определяя место госслужащих в социальной структуре современного китайского общества, их можно отнести к высшему и среднему высшему классу [3, с. 76]. «Временное положение ...», а позднее и закон КНР также установили ранжированную иерархию государственных служащих, увязали ранги с определенными должностями (первый ранг у премьера Госсовета, второй и третий у его заместителей, третий и четвертый - у министров и глав администраций провинциального уровня и т.д. до 10-15 ранга, присваиваемого делопроизводителям), а сами должности подразделили на руководящие и не руководящие [6; 5, гл. 3]. Что касается жалованья ганьбу, то в первые годы существования КНР госслужащие также, помимо денег, получали продуктовые пайки и одежду, и лишь в 1956 г. этот порядок оплаты был заменен денежным жалованием, размер которого стал определяться занимаемой должностью [6], а также членством в партии [3, с. 52]. Разница между максимальной и минимальной заработной платой в среде кадровых работников также достигала 20 и более раз [3, с. 52].
Одной из характерных черт государственной службы в традиционном Китае была практика проверок и оценок чиновников, проводимых в форме плановых или нерегулярных, неплановых аттестаций. На аттестации, как правило, оценивались четыре основных параметра: личное поведение, исполнительские способности, послужной список и возраст, следствием аттестации становилось либо продвижение по службе, либо понижение в ранге, в должности или отставка [1, с. 116-118].
Проверка работы современных ганьбу также осуществляется путем аттестации, на которой вместе с проверкой практических результатов работы учитываются моральные качества и способности, прилежание, честность и неподкупность госслужащих. По итогам аттестации руководитель учреждения или аттестационная комиссия оценивают работу аттестуемого по четырехбалльной шкале: отлично, соответствует должности, соответствует должности в основном или не соответствует [5, гл. 5].
Материально-объективную основу рассматриваемых социальных групп - служилого сословия и ганьбу - составляют также принципы их комплектования.
Комплектование служилого сословия в традиционном Китае исходило из «подбора талантов» и осуществлялось путем сочетания нескольких способов поступления на службу. Основными тремя были экзамены, рекомендация и наследование, при этом экзаменационная система со временем стала наиболее характерным и специфичным для традиционного китайского государства элементом комплектования. Система регулярных экзаменов с присвоением ученых степеней в своем классическом виде сформировалась в эпоху Сун (960-1279) и стала представлять собой триаду последовательно проводимых раз в три года провинциальных, столичных и дворцовых экзаменов [1, с. 81-104].
Что касается ганьбу, то в начальный период формирования КНР, в 50-х гг. XX в., основным источником пополнения этой социальной группы являлась НОАК. Считается, что первоначально термин «ганьбу» применялся именно к людям, которые участвовали в революционном движении до создания КНР [3, с. 51-52]. В народном Китае преобладающим принципом при подборе управленцев на должность стала классовая принадлежность и идейно-политическая подготовка претендентов. Сама процедура приема на службу ограничивалась ознакомлением с личным делом, наведением справок о том, как человек себя зарекомендовал, после чего с ним проводилась краткая беседа, и окончательное решение принимали соответствующие руководители и отделы кадров на основании «внутриведомственного обсуждения» [7].
В настоящее время принцип комплектования ганьбу в Китае претерпел некоторые изменения. Согласно «Временному положению.» и закону КНР, одним из вариантов вхождения в группу ганьбу, как и в случае со служилым сословием, стало участие кандидата в конкурсных экзаменах, и этот вариант получил в современном Китае наиболее полное применение на
практике [6; 5, гл. 4]. Претенденты на должность теперь сдают устные и письменные экзамены, по результатам которых они могут быть назначены на должность [5, гл. 4].
Наряду с материально-объективными факторами основой социальной группы являются и факторы духовного порядка, такие как идеологические установки, ценностные ориентации, социально-психологическое чувство «мы», традиции и т.п., которые придают группе неповторимое своеобразие.
Служилое сословие и ганьбу представляют собой субъектов и носителей различных идеологий. Так, служилое сословие являлось субъектом и носителем конфуцианства как своей сословной идеологии. Ганьбу, являясь на начальном этапе носителем идеологии марксизма, впоследствии создало собственную идеологию, получившую наименование «саньгэ дайбяо» («трех представителей»), дополнив марксизм-ленинизм идеями Мао Цзэдуна и Дэна Сяопина. Однако и в случае со служилым сословием и в случае с ганьбу обращает на себя внимание высокая степень идеологизированности сознания этих социальных групп. Известно, например, что практически все без исключения представители служилого сословия получали традиционное конфуцианское образование, а при сдаче экзаменов проверялось прежде всего знание классических конфуцианских канонов. Требование соответствующей идейно-политической подготовки изначально лежало и в основе комплектования гань-бу, но даже и теперь, в условиях проведения открытых конкурсных экзаменов, проверка политических и идеологических качеств кандидата имеет особое значение. Так, в «Руководстве по развитию природных качеств молодых ганьбу Китая» в приведенном списке основных качеств, которыми должны обладать молодые руководящие кадры Китая сегодня (8 пунктов), первым пунктом значится системная основательная теоретическая подготовка (подразумевающая прежде всего знание основ марксизма), четвертым -прочное партийное воспитание [8, с. 110; 136]. «Положение о работе по подбору и назначению на должности руководящих кадровых работников партийных и государственных органов», регулирующее порядок замещения руководящих должностей, также выдвигает подобные требования к претендентам, помещая их в самое начало списка: во-первых, «необходимый для исполнения служебных обязанностей уровень в области марксизма-ленинизма, идей Мао Цзэдуна, теории Дэн Сяопина.», во-вторых, овладение «великими идеалами коммунизма и твердой
убежденностью в социализме с китайской спецификой...» [9, ст. 6].
Что касается ценностных установок, то одной из основных ценностей, характерных для служилого сословия, являлось образование. Известно, что это сословие нередко называют «ученым сословием», и что практически все известные философы, писатели и поэты императорского Китая являются выходцами именно из этого сословия. Собственно, именно образование, которое заключалось прежде всего в знании классических конфуцианских канонов, и давало возможность кандидатам войти в состав этого сословия в случае успешной сдачи экзамена и получения государственной должности. Именно поэтому в традиционном Китае на получение и повышение образования уходили многие годы. Например, танский мыслитель и литературный деятель Хань Юй следующим образом описывает этот процесс: «Продолжая занятия, оставленные [мне] в наследство предками (скорее всего, он имеет в виду отца и брата. - Т.М.), не усердствовал в войне, с сохой [в руках] - в [деле] наступления и обороны, в [деле] обработки земли, [а] читал книги, писал сочинения, начиная с семилетнего возраста и вплоть до сегодняшнего дня - все двадцать два года» [10, с. 1].
Говоря о ганьбу, необходимо отметить, что изначально эта группа сфокусировалась собственно на управленческих функциях, умственный труд и образованность в КНР стали прерогативой другого социального слоя - интеллигенции [3]. Таким образом, в народном Китае сферы управления и образования разделились. На момент начала реформ в Китае только 6 % из 810 тыс. кадровых работников, занимавших руководящие посты в государственных учреждениях, партийных и общественных организациях, органах управления производством, образованием и культурой, здравоохранением и пр., обладали специальными знаниями в размере вузовского образования [3, с. 53].
Однако с течением времени стало уделяться больше внимания повышению уровня образования ганьбу: большинство кадровых работников прошли подготовку в системе ускоренных курсов, был частично изменен их состав за счет принятия в партию представителей интеллигенции. Как следствие, уже к 1997 г. доля кадров с высшим образованием достигла 93,5% на уровне провинций, 91,5% на уровне префектур и 83,6% на уровне уездов [11, с. 50]. Требования к уровню образования закрепились и в законодательных документах, а также в литературе идеологического характера. Так, в упоминавшемся выше «Руководстве.» в качестве одного из ос-
новных способов воспитания молодых руководящих кадров названо их обучение, которое наряду с идеологической подготовкой, подразумевающей изучение основ марксизма-ленинизма, а также наследия Мао Цзэдуна и Дэна Сяопина, заключается в изучении современной мировой экономики, политики, науки и техники, законодательства, военного дела, а также всех культурных достижений человечества [8]. Согласно «Положению.», работники, выдвигаемые и назначаемые на руководящие должности партийных и государственных органов, также должны теперь иметь «высшее образование или культурный уровень в объеме специального курса и выше, в том числе руководящие кадровые работники окружного (управление), отдель-ского уровня обычно должны иметь высшее образование или культурный уровень в объеме курса по данной специальности и выше» [9, ст. 7]. Таким образом, на сегодняшний день мы можем констатировать усиление требований к уровню образования ганьбу и факт повышения их образованности, что в свою очередь не может не оказать влияния на повышение в их сознании такой ценности, как образование.
Говоря о ценностных установках служилого сословия, необходимо отметить и традиционно закрепленное в их сознании стремление к идеалам высокой морали, воплотившееся в создании образа цзюньцзы. Известно, что самым страшным наказанием для чиновника императорского Китая была «потеря лица», т.е. публичное уличение в аморальном проступке, что автоматически ставило крест на его дальнейшей карьере. Хотя наличие идеала и не избавляло от должностных нарушений, превышения полномочий и коррупции, которые нередко отмечались в среде традиционного китайского чиновничества [см., напр.: 12], однако должный моральный облик был закреплен идеологически и служил неким ценностным ориентиром для рядового чиновника.
Что касается современного китайского общества, то, как известно, практически весь
XX век прошел в Китае под флагом борьбы с коррупцией в госаппарате. Однако и в начале
XXI в. исследователи указывают на достаточно высокий уровень его коррумпированности [6]. Публикуя итоги обследования уровня нравственного состояния общества, официальная печать КНР сегодня отмечает, что «в некоторых сферах и местах общества утрачены моральные ориентиры <...>, стали произрастать меркантилизм, гедонизм, крайний эгоизм, иногда имеют место забвение долга ради выгоды, личная нажива за общественный счет, общественным злом стали утрата доверия, обман и подлог,
серьезный характер приобрели корыстное злоупотребление своим положением, разложение и деградация» [13, с. 219]. Как следствие на сегодняшний день руководители страны также начинают уделять больше внимания моральному облику современного чиновника, что способствует формированию и укреплению в сознании рядового ганьбу ценностной ориентации на нормы морали. Так, согласно «Программе укрепления норм гражданской морали», члены партии и руководящие работники по сути дела должны взять на себя функции цзюньцзы, стать проводниками принципа «образцовой поведенческой морали» [13, с. 221]. Среди требований, предъявляемых к руководящим кадровым работникам партийных и государственных органов, в «Положении.» отмечаются следующие моральные установки: «быть честным и неподкупным <...>, показывать личный пример, упорно преодолевать трудности, быть скромным.». В «Руководстве.» при анализе содержания природных качеств человека (сучжи) указывается на важное место моральных качеств как силы, способной изнутри сдерживать поведение человека, а также в определенной степени обеспечивать правильное направление развития других природных качеств [8, с. 90].
Итак, сравнительный анализ двух социальных групп - служилого сословия (ши) и ганьбу -позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на перемены, произошедшие в Китае за период перехода от традиционного общества к современному, эти группы госслужащих демонстрируют некоторое сходство по ряду признаков и даже определенную преемственность: по мере своего развития социальная группа ганьбу начинает проявлять все больше черт, свойственных традиционному служилому сословию.
Литература
1. Волков С.В. Служилые слои на традиционно Дальнем Востоке. - М.: Восточная литература РАН, 1999. - 312 с.
2. Волков С.В. Социальный статус служилых слоев в дальневосточных деспотиях // Феномен восточного деспотизма: структура управления и власти. - М.: Наука, Вост. лит-ра, 1993. - С. 177-191.
3. Ангаева Ю.С. Современное китайское общество: модификация социальной структуры. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2004. - 140 с.
4. Никитина Т.Б. Бюрократия и реформы // Переход к рынку в КНР. Общество, политика, экономика. - М., 1994. - С. 38-42.
5. Закон КНР «О государственных служащих» (вступил в силу с 01.01.2006) / пер. с кит. В.И. Антонова). - URL: http://sudru.com (дата обращения: 15.04.2014).
6. Гудошников Л.М. Метаморфозы государственной службы в Китае // Отечественные записки. -2008. - №3 (42). - URL: http://www. strana-oz.ru (дата обращения: 29. 09. 2008).
7. Копков А.В. Как стать государственным служащим в КНР. - URL: http://asiapacific.narod.ru (15.04.2014).
8. Чжун циннянь линдао ганьбу сучжи цзяоюй дубэнь (Руководство по развитию природных качеств молодых ганьбу Китая). - Пекин: Чжун гун чжунъян дан сяо чубаньшэ, 2001. - 347 с.
9. Положение о работе по подбору и назначению на должности руководящих кадровых работников партийных и государственных органов (разослано ЦК КПК 9 июля 2002 г.) / пер. с кит. В.И. Антонова) // Современное законодательство Китайской Народной Республики. Сборник нормативных актов. - М.: Зерцало-М, 2004. - 432 с.
10. Хань Юй. Гань эр няо фу // Тун Дидэ (сост. и коммент.). Хань Юй вэньсюань. - Пекин: Жэньминь вэньсюэ чубаньшэ, 1985. - 284 с.
11. Диксон Б. Красные капиталисты в Китае. Партия, частные предприниматели и перспективы политических перемен: пер. с англ. - М.: Олимп-Бизнес, 2005. - 288 с.
12. Сидихменов В.Я. Китай: страницы прошлого. - Смоленск: Русич, 2000. - 460 с.
13. Переломов Л.С. Конфуцианство и современный стратегический курс КНР. - М.: Изд-во ЛКИ, 2007. - 256 с.
Мазур Татьяна Геннадьевна, кандидат философских наук, заместитель директора по учебно-методической работе, Бурятский филиал Томского государственного университета. E-mail: [email protected]
Mazur Tatiana Gennadievna, candidate of philosophical Sciences, Deputy Director on teaching and methodical work, Buryat brunch of the Tomsk state university. E-mail: [email protected]
УДК 91:636(571.53/.54) «17/18» © Д.М. Маншеев
СКОТОВОДСТВО НА СЕВЕРО-ВОСТОКЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В ХУП-ХУШ ВЕКАХ
В статье проанализированы труды русских и иностранных путешественников о скотоводстве бурят ХУП-ХУШ веков. Подробный анализ работ предшественников позволил выявить влияние природной среды на подвижность скотоводческого хозяйства, структуру стада и количество скота у различных групп бурят. Ключевые слова: буряты, скотоводство, природная среда.