ОСОБЕННОСТИ ТЕНЕВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ: ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ
И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ
Г. А. СЕРГЕЕВА
Исследование посвящено проблеме обеспечения экономической безопасности в контексте преодоления существующих теневых процессов в сфере земельных ресурсов. Анализ существующих особенностей позволяет проследить дальнейшие исследовательские перспективы данной проблемы.
Ключевые слова: экономическая безопасность, сфера земельных ресурсов, теневые процессы, противодействие теневизации землепользования.
Особое значение в обеспечении экономической безопасности современной России, обладающей огромным земельноресурсным потенциалом, имеет теневизация экономических отношений данной сферы, сопровождающаяся в последнее время интенсивным и массовым переходом земель в частную собственность. Более трети всех земель, которые государство считает допустимыми к нахождению в частной собственности, уже были приватизированы и вовлечены в рыночный оборот.
Подобное положение дел объясняется тем, что процесс становления рынка земли посредством повсеместного вовлечения земли в рыночный оборот, формирования института частной собственности на землю сопровождается значительным ростом административных правонарушений и уголовных преступлений.
Во многих регионах России идет массированная скупка земель сельскохозяйственного назначения. При этом скупленные земли не обрабатываются и фактически выводятся из аграрного сектора. Следует обратить внимание на то, что практически все крупные приобретатели сельхоззе-мель имеют проблемы с документами на землю. Например, аналогичная ситуация складывается в Карелии, Свердловской области, Красноярском крае, Архангельской и других областях.
Не случайно, уголовные дела о самых массовых и опасных нарушениях - загрязнениях водного и воздушного бассейнов - составляют 0,96 %, загрязнение земли, леса, угодий - 0,75 %. Само количество таких дел соответственно уменьшилось за 1995 г. на 22 и 32,8 %. Свыше 90 % нарушителей наказываются в административном порядке [2].
В этой связи необходимо констатировать, что большой вред обществу, интересам людей наносят именно уголовно наказуемые деяния в сфере земельных отношений, а именно земельные преступления, объектом которых являются оборот земли и отношения землепользователей.
Примечательно, что специфика совершаемых земельных преступлений заключается в том, что основная масса посягательств относится одновременно и к корыстной, и к экономической, и к экологической, и к организованной преступности.
Таким образом, радикальные рыночные реформы явно расстыковали экономический и экологический интересы, создали опасный дискомфорт в человеческом бытии [3].
Подобное обстоятельство, в свою очередь, неизбежно привело, с одной стороны, к появлению более ухищренных, замаскированных и дерзких способов, а с другой - к распространению данных преступных посягательств, позволяющих говорить в целом о специфическом направлении преступной деятельности в рамках «криминального рынка».
В частности, к преступлениям этой группы
отчуждение права собственности на него;
- получение либо вымогательство взятки за содействие в получении земельного участка либо за ускорение процесса его получения;
- умышленные действия, направленные на
банкротство невыгодных покупателю предприятий с целью завладения недвижимостью, в том
и т. д.
Кроме того, повышенную опасность представляют преступления, направленные на завладение землей, сопровождающиеся убийствами, вымогательством. Трудности противодействия подобным деструктивным процессам напрямую зависят от расширения преступного контроля при совершении криминальных сделок с недвижимостью со стороны преступных сообществ. Своего рода катализатором такого рода процессов служит тот факт, что действующий Государственный земельный кадастр не только до конца не сформирован в некоторых регионах, но и не содержит конкретных сведений о реальной стоимости земли.
В связи с вышеизложенным в настоящее время, пользуясь правовой неосведомленностью и информационным дефицитом о реальной стоимости земли, повсеместно на территории России земля скупается недобросовестными предпринимателями за бесценок по явно заниженным ценам. После чего приобретенные участки некоторое время «консервируются», а затем перепродаются по рекордно высоким ценам под строительство коттеджей, предприятий, заправок, частных домов отдыха и для других целей. Официальной статистики, касающейся конкретно преступлений в сфере земельного оборота, в настоящее время в России не ведется. Данный вид преступности является частью преступлений против собственности и преступлений в сфере экономической деятельности, и вычленить ее из общего массива преступности очень затруднительно.
Наибольшее количество преступлений, связанных как с регистрацией незаконных сделок с землей, так и с порчей земли, совершается в Южном, Центральном и Северо-Западном регионах России.
Данный факт связан, во-первых, со значительной стоимостью (а значит, и экономической привлекательностью, в том числе и для преступных посягательств) земель в Центральном и Северо-Западном регионах, Карелии в связи с приближенностью к городам федерального значения и наличием ценных лесных угодий в обоих регионах, а также с преобладанием ценных земель сельскохозяйственного назначения и идеальных
климатических условий для агробизнеса в Южном регионе.
Анализ теневых процессов, связанных с регистрацией незаконных сделок с землей, свидетельствует о росте посягательств, связанных с незаконным завладением и регистрацией незаконных сделок с землей, коррупцией.
Самую значительную часть посягательств в сфере оборота земли на сегодняшний день составляет незаконное завладением землей: самоза-хваты и завладение земельными участками в результате мошеннических действий. Имеет место тенденция роста причиненного ущерба по всем зарегистрированным посягательствам.
Существующая практика свидетельствует о том, что, несмотря на принятие нового Земельного кодекса РФ и формирования новой законодательной базы в области оборота земли, данный вид преступности продолжает оставаться высоколатентным.
Скрытый характер такого рода теневых процессов во многом объясняется неразрешенностью вопроса о правовой квалификации самовольного захвата земли и неправомерном завладении земельными участками.
В настоящее время за эти деяния установлена административная ответственность по ст. 7.1 Ко-АП РФ.
Так, только сотрудниками органов внутренних дел за последний год было выявлено свыше 6 тыс. фактов административных правонарушений, предусмотренных вышеозначенной нормой -самовольное занятие земельного участка. Больше всего таких правонарушений выявлено в г. Москве, Дагестане, Башкортостане, Татарстане, Красноярском, Краснодарском, Пермском краях, Ярославской, Самарской, Тюменской, Кировской областях.
В научной литературе высказываются мнения о необходимости возврата самовольного захвата земли в число преступлений.
Эта позиция, по мнению Э. Н. Жевлакова, не соответствует действующему законодательству, в котором, как указывалось, предусмотрена ответ-свенность за целый ряд преступлений, не связанных с потреблением природных богатств [1].
В настоящее время актуализация проблемы незаконного завладения землей не в последнюю очередь вызвана участившимися и широко освещаемыми в российских СМИ случаями противоправного захвата земельной недвижимости. Земельное рейдерство стало одной из наиболее острых проблем не только для российского бизнеса, но и для рядовых граждан.
числе земельным участком;
- регистрация незаконных сделок с землей
В этих условиях поиск эффективных средств противодействия новым формам преступлений как теневым проявлениям как никогда важен. Однако необходимо понимать, что использование инструментов, достаточно действенных в советское время, вряд ли даст положительный результат сегодня. На смену простым действиям по самовольному захвату соседских земельных участков приходят изощренные схемы враждебных поглощений чужого имущества (в том числе земли), реализуемые командами профессионалов высшего уровня, активно использующих административный и судебный ресурсы.
Одним из направлений противодействия данной проблеме представляется совершенствование практики применения имеющихся правовых норм. При рассмотрении перспективы введения ответственности за самовольный захват земли следует иметь в виду, что состав данного преступления не может быть связан только с нарушением установленного порядка приобретения земельных участков через соответствующие административные процедуры, так как общественные отношения, охранявшиеся посредством этой уголовно-правовой нормы, принципиально изменились.
Кроме того, в уголовном законе имеется норма об ответственности за регистрацию незаконных сделок с землей - ст. 170 УК РФ. Незаконность завладения землей и есть, прежде всего, нарушение правил оборота земель, предусматривающих обязательную регистрацию прав на земельные участки или сделок с ними уполномоченным органом государственной власти.
Данный подход обеспечен тем, что многие нормы не обеспечивают интересы всего общества при обеспечении гарантий каждого субъекта земельных отношений (собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов) и не ставят преград распространению теневых процессов в означенной сфере.
Другое направление - это улучшение приме-нительной практики. Этому обстоятельству во многом способствуют многочисленные ошибки и неточности при определении ущерба от преступлений в сфере оборота земли. Поэтому неудивительно, что громких уголовных дел против земельных рейдеров общество до сих пор не знает.
Таким образом, в рамках противодействия криминалитету в земельных отношениях представляется необходимым разработка и реализация мер предупредительного характера, улучшение координации действий органов, осуществляющих учет и распределение земель, контроль за ними,
соответствующих структур. Изобилие земельных ресурсов в стране фактически предопределяет развитие теневых отношений и усиление коррупции в ней.
Таким образом, специфика сферы землепользования определяет особенности формирования и развития в ней теневых экономических отношений, к которым следует отнести:
- предоставление земельных участков для строительства и иных целей с нарушением установленного порядка;
- перевод земель из одной категории в другую путем внесения неточных сведений о качественной оценке земли либо в нарушение порядка перевода земель одной категории в другую;
- использование сельскохозяйственных земель для добычи полезных ископаемых без лицензии и правоустанавливающих документов на данный вид деятельности;
- умышленное занижение рыночной стоимости выставляемых на продажу площадей земельного фонда;
- получение взятки при возмещении собственникам земельных участков убытков [4].
В этой связи целесообразно разработать федеральную целевую программу профилактики теневым процессам в сфере землепользования, одним из основных этапов которой призвано стать исследование содержания теневых экономических отношений в сфере земельных ресурсов на современном этапе хозяйствования.
С учетом данного обстоятельства необходимо определить, что экономические отношения в изучаемом аспекте связаны с оценкой экологического потенциала страны и платным его использованием, обеспечивающим природоресурсное благополучие мирового сообщества. Реализация подобных интересов позволяет соблюсти важное условие полезности международного экономического обмена, при котором «должна быть гарантирована долговременная жизнеспособность экосистем, от которых зависит мировая экономика» [5].
Иными словами, определение специфики проявления теневых процессов в налоговой сфере позволит выработать эффективную политику противодействия означенным деструктивным моментам, что несомненно призвано способствовать экономической стабильности современного российского государства.
Литература
1. Жевлаков Э. Н. Экологические правонарушения и ответственность. М., 1997. С. 38.
2. Криминологические и правовые проблемы обеспечения экологической безопасности: сб. науч. тр. НИИ проблем укрепления законности и правопорядка
при Ген. прокуратуре РФ / ред. кол.: В. Д. Ермаков (отв. ред. [и др.]). М., 1996. С. 6.
3. Преступления в сфере природопользования в России и прокурорский надзор в сфере охраны окружающей природной Среды / В. Д. Ермаков, Э. Н. Жев-лаков, Е. С. Кудрявцева [и др.]; под общ. ред. В. Д. Ер-макова.М., 1996. С. 7.
4. Характеристика коррупционных проявлений в сфере использования и охраны естественных природных ресурсов. иКЬ: http://for-expert.ru
5. Хейне П. Экономический образ мышления. М., 1991. С. 422.
* * *
FEATURES OF THE SHADOW ECONOMIC RELATIONS IN THE SPHERE OF LAND RESOURCES: ASSESSMENT AND COUNTERACTION PROBLEMS
G. A. Sergeyeva
Research is devoted to a problem of ensuring economic safety, in a context of overcoming of existing shadow processes in the sphere of land resources. The analysis of existing features allows to track further research prospects of this problem.
Key words: economic safety, sphere of land resources, shadow processes, counteraction of shadow economy expansion of land use.